ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 101

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     99      100      101      102     ..

 

 

ОАО «ГАЗПРОМ». Годовой отчёт (2001-2014 год) - часть 101

 

 

 

ОАО «Газпром» 

102

  Годовой отчет 2013

При этом члены Совета директоров не должны использовать свое положение и полу-

ченную информацию о деятельности ОАО «Газпром» в личных интересах, а также допускать 
их использование в личных интересах другими лицами. 

Члены Совета директоров несут ответственность перед Компанией за убытки, причинен-

ные Компании их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер 
ответственности не установлены федеральными законами. 

Члены Совета директоров обязаны представлять Компании информацию о принадле-

жащих им ценных бумагах ОАО «Газпром» и о сделках с ними. Кроме того, члены Совета 
директоров обязаны довести до сведения Совета директоров, Ревизионной комиссии 
и аудитора Компании следующую информацию: о юридических лицах, в которых они вла-
деют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или 
более процентами голосующих акций (долей, паев); о юридических лицах, в органах управ-
ления которых они занимают должности; об известных им совершаемых или предполага-
емых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

Роль Совета директоров в совершенствовании корпоративного управления

Совет директоров играет важную роль в определении основных направлений совершен-
ствования корпоративного управления в Компании. На заседаниях Совета директоров 
регулярно рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью ОАО «Газпром» в обла-
сти корпоративного управления, в том числе касающиеся отчетов о выполненных меро-
приятиях в этой сфере и планах на перспективу.

Вопросы развития корпоративного управления  в повестке дня заседаний Совета директоров в 2010 –2013 гг.

  —  Утвержден ряд основополагающих документов в области корпоративного управления: Дивидендная поли-

тика ОАО «Газпром» (октябрь 2010 г.), Положение об определении размера вознаграждения членам Совета ди-
ректоров ОАО «Газпром» (ноябрь 2010 г.), Кодекс профессиональной этики внутреннего аудитора ОАО «Газпром» 
(март 2012 г.), Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром» (июль 2012 г.), Положение о системе внутреннего контроля 
ОАО «Газпром» (декабрь 2012 г.), Положение о контроле за соблюдением требований законодательства в сфере  
противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком  
в  ОАО «Газпром» (январь 2013 г.), Положение о Комитете Совета директоров по аудиту в новой редакции (май 2013 г.).

—  Рассмотрены различные аспекты деятельности ОАО «Газпром» в области корпоративного управления и дана 

оценка действиям исполнительных органов управления Компанией: меры по повышению капитализации 
ОАО «Газпром» (май 2013 г.); работа по повышению эффективности деятельности ОАО «Газпром», в том числе в части 
управления непрофильными активами, издержками, закупками (июнь 2013 г.); соблюдение требований законодатель-
ства об использовании инсайдерской информации (декабрь 2013 г.); совершенствование корпоративного управления  
в ОАО «Газпром» (декабрь 2013 г.).

—  Принято решение о проведении независимого аудита корпоративного управления в подконтрольных 

ОАО «Газпром» компаниях, акции которых свободно обращаются на организованном рынке ценных бумаг и (или) 
которые осуществили (осуществляют) публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг (сентябрь 2013 г.).

—  Принято решение о необходимости подготовки изменений в Положение о порядке определения размера 

вознаграждения членам Совета директоров ОАО «Газпром» (август 2013 г.). 

В фокусе постоянного внимания Совета директоров находятся вопросы совершенство-

вания системы внутреннего контроля и развития корпоративного риск-менеджмента.  
При этом сами процедуры управления рисками определяются на уровне исполнительных 
органов ОАО «Газпром». 

Значимую роль Совет директоров играет в процессе осуществления Компанией сделок 

с активами, а также во взаимодействии ОАО «Газпром» с объектами долгосрочных вложений.

Заседания Совета директоров

Заседания Совета директоров проводятся на основе плана его работы, который форми-
руется в  соответствии с  предложениями Председателя и  заместителя Председателя  
Совета директоров, членов Совета директоров, Правления, Председателя Правления,  
Ревизионной комиссии и аудитора ОАО «Газпром» и охватывает полугодовой период. 

Внутренними документами ОАО «Газпром» не установлена периодичность заседаний 

Совета директоров, вместе с тем они проводятся не реже, а, как правило, значительно чаще 
одного раза в месяц: в 2013 г. проведено 80 заседаний (из них 10 – в очной форме). Кворум 
для проведения заседания Совета директоров определен в Уставе и составляет более 
половины от числа избранных членов Совета директоров по вопросам повестки дня,  
решения по которым принимаются простым большинством голосов. 

 

ОАО «Газпром» 

103

  Годовой отчет 2013

Члены Совета директоров обязаны лично принимать участие в его заседаниях. Если 

присутствие на заседании невозможно, член Совета директоров уведомляет об этом  
Совет директоров с указанием причин. Одновременно член Совета директоров вправе 
направить письменное мнение по вопросам повестки дня. Обязательное участие незави- 
си мых директоров в заседаниях Совета директоров внутренними документами не пред-
усмотрено. Тем не менее независимые директора принимают активное участие в заседа-
ниях Совета директоров по вопросам его компетенции.

 
Комитеты Совета директоров

По решению Совета директоров из состава его членов создан Комитет Совета директоров 
ОАО «Газпром» по аудиту, целью которого является содействие осуществлению контроля 
Совета директоров за финансово-хозяйственной деятельностью Компании

В своей деятельности Комитет подотчетен Совету директоров ОАО «Газпром» и дей-

ствует в рамках полномочий, определенных Положением о Комитете Совета директоров 
ОАО «Газпром» по аудиту, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» 
от 25 февраля 2014 г. № 2314.

Основные функции Комитета Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту 

 —  Оценка кандидатов в аудиторы ОАО «Газпром», оценка заключения аудитора;
 —  обеспечение независимости и объективности осуществления функций внутреннего и внешнего аудита;
 —  контроль за обеспечением полноты, точности и достоверности финансовой отчетности ОАО «Газпром»;
 —  контроль за надежностью и эффективностью функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля.

В соответствии с указанным Положением основными задачами Комитета является 

предварительное всестороннее изучение отдельных вопросов, отнесенных к компетенции 
Совета директоров ОАО «Газпром», и подготовка рекомендаций для принятия решений 
Советом директоров Компании. Круг вопросов, по которым Комитет готовит рекомендации 
для принятия решений Советом директоров ОАО «Газпром», в 2013 г. был расширен.

Вопросы, рассматриваемые Комитетом Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту

Вопрос

Включение 
в компетенцию в 2013 г.

Финансовая отчетность ОАО «Газпром»

Функционирование системы внутреннего контроля

Функционирование системы управления рисками

Соблюдение Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром»

Деятельность Департамента внутреннего аудита

Взаимодействие с Ревизионной комиссией ОАО «Газпром»

Внешний аудит ОАО «Газпром»

В 2013 г. в состав Комитета Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту входили три 

члена Совета директоров ОАО «Газпром»: В.А. Мусин (председатель), Ф.Р. Газизуллин,  
М.Л. Середа.

В течение отчетного года было проведено 6 заседаний Комитета Совета директоров 

ОАО «Газпром» по аудиту, в ходе которых рассмотрено 12 вопросов, в том числе про-
ект Плана работы Департамента внутреннего аудита Аппарата Правления на 2014 г., отчет  
о результатах работы указанного Департамента. 

 В 2013 г. на уровне Совета директоров дополнительных специализированных комитетов 

не создавалось. Это связано с наличием в ОАО «Газпром» корпоративных процедур обес-
печения принятия на уровне Совета директоров решений по вопросам определения стра-
тегии развития, привлечения к руководству Компанией квалифицированных специали-
стов, а также урегулирования корпоративных конфликтов. 
Вопросы повышения эффективности деятельности Компании в долгосрочной перспек-
тиве. Комплексное взаимодействие всех уровней планирования позволяет Совету дирек-
торов участвовать в определении стратегических целей и контролировать их достижение.    
В частности, Совет директоров утверждает перечень и уровни стратегических целевых пока-
зателей ОАО «Газпром», являющихся ориентирами для долгосрочного, среднесрочного 
и краткосрочного планирования. Функции стратегического планирования и инвестиционной 
деятельности  распределены  между  Советом  директоров  и Правлением  ОАО  «Газпром».          

 

ОАО «Газпром» 

104

  Годовой отчет 2013

В организационной структуре ОАО «Газпром» выделены специализированные подразделе-
ния, отвечающие за обеспечение процесса стратегического планирования и инвестицион-
ной деятельности, в числе которых Департамент перспективного развития, Департамент  
инвестиций и строительства, Департамент проектных работ. Стратегическое планирование 
на основе сбалансированной системы показателей позволяет Совету директоров акценти-
ровать внимание на наиболее ответственных стратегических направлениях ОАО «Газпром».      
Вопросы привлечения к управлению Компанией квалифицированных специали-
стов. Сформированная система работы с кадрами и система материального стимулиро-
вания руководящих работников позволяет привлекать на работу в ОАО «Газпром» работ-
ников, уровень профессионализма и результативность которых необходимы Компании для 
реализации своих целей и задач. В ОАО «Газпром» принята Комплексная программа реа-
лизации Политики управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних 
обществ и организаций на период 2011 –2015 гг. Программа направлена на дальнейшее 
совершенствование работы по управлению персоналом ОАО «Газпром», его дочерних 
обществ и организаций. Координацию выполнения мероприятий Программы и общее 
управление реализацией Программы осуществляет Координационный совет, который фор-
мируется из числа работников структурных подразделений Администрации ОАО «Газпром» 
и  руководителей подразделений дочерних обществ и  организаций. Действующая 
в ОАО «Газпром» система материального стимулирования руководящих работников на-
правлена на выполнение бизнес-задач Компании, реализацию стратегических направле-
ний деятельности ОАО «Газпром» путем обеспечения личной заинтересованности в этом 
каждого руководящего работника. Положение о системе годового бонуса руководящих 
работников ОАО «Газпром» утверждено Советом директоров Компании.

Также в ОАО «Газпром» действует Положение о порядке определения размера воз-

награждений членам Совета директоров ОАО «Газпром». Положение учитывает общепри-
нятые принципы корпоративного управления. Принятые нормативные документы опреде-
ляют вопросы, традиционно рассматриваемые комитетами Совета директоров по кадрам 
и вознаграждениям. 
Вопросы урегулирования корпоративных конфликтов, соблюдения ОАО «Газпром» 
этических норм и  построения доверительных отношений в  Компании. Принятый  
Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром» устанавливает принципы и нормы поведения 
работников, определяет правила взаимоотношений внутри Компании, а также взаимо-
отношений с акционерами и инвесторами, органами власти, юридическими, физическими 
лицами и иными категориями лиц, взаимодействующих с ОАО «Газпром», транслирует еди-
ные корпоративные ценности. В Компании действует «горячая линия» для обращений ра-
ботников и иных лиц по вопросам корпоративной этики, обращения также принимаются 
по электронной почте. Кодекс предусматривает создание Комиссии по корпоративной 
этике ОАО «Газпром», основной целью создания и деятельности которой является содей-
ствие исполнению в Компании принципов и правил делового поведения, основанных на 
корпоративных ценностях. Основной задачей Комиссии является организация работы по 
исполнению требований и положений Кодекса, обеспечивающей комплексный подход 
и координацию деятельности структурных подразделений. Комиссия создана приказом 
ОАО «Газпром» в феврале 2014 г., этим же приказом утверждено Положение, регулирую-
щее ее деятельность.

Роль Совета директоров в осуществлении существенных корпоративных действий

Взаимодействие с обществами – объектами вложений ОАО «Газпром». С  Советом 
директоров ОАО «Газпром» подлежит согласованию позиция Компании по голосованию ее 
представителей в органах управления объектов вложений, в частности, по следующим 
вопросам:
—  участие и прекращение участия объекта вложений в других организациях;
—  внесение участниками объекта вложений вкладов в его имущество;
—  внесение объектом вложений вкладов в имущество других организаций; 
—  реорганизация или ликвидация объекта вложений.

 

ОАО «Газпром» 

105

  Годовой отчет 2013

Совершение сделок. В ОАО «Газпром» установлен порядок предварительного согласо-
вания Советом директоров отдельных категорий сделок, имеющих существенное значе-
ние. Этот порядок, являясь частью системы управления и контроля над рисками, разрабо-
тан в соответствии с Уставом ОАО «Газпром», «Порядком взаимодействия ОАО «Газпром» 
с хозяйственными обществами и организациями, акциями (долями, паями) которых вла-
деет ОАО «Газпром», иными внутренними документами, а также принципами корпоратив-
ного управления с целью обеспечения прозрачности деятельности Компании и ее органи-
заций, в которых ОАО «Газпром» владеет более чем 50 % акций (долей, паев).

Сделки, подлежащие согласованию с Советом директоров

 —   Приобретение, отчуждение или обременение объектов основных средств Компании, стоимость которых превыша-

ет 0,3 % балансовой стоимости активов ОАО «Газпром», определенной по данным его бухгалтерской отчетности на 
последнюю отчетную дату;

 —   получение и/или предоставление (выдача) Компанией  ссуд, займов, кредитов, гарантий, залогов  и поручительств 

в размере более 0,3 % балансовой стоимости активов ОАО «Газпром», определенной по данным его бухгалтерской 
отчетности на последнюю отчетную дату;

 —  приобретение, отчуждение или обременение ОАО «Газпром» или его дочерними обществами активов в форме акций 

(ценных бумаг, конвертируемых в акции, и/или производных от акций ценных бумаг), долей и паев других организаций 
(объектов вложений);

 —  внесение ОАО «Газпром» или его дочерними обществами вкладов в имущество объектов вложений (обществ с огра-

ниченной  ответственностью, товариществ, кооперативов), за  исключением  обществ, единственным  участником 
которых является ОАО «Газпром» или его дочернее общество.

Порядок совершения сделок предусматривает необходимость предоставления Сове-

ту директоров заключений независимого оценщика о рыночной стоимости имущества для 
принятия Советом директоров решений о согласовании сделок.

Председатель Правления ОАО «Газпром» ежеквартально предоставляет в Совет дирек-

торов информацию о заключении согласованных Советом директоров сделок.

Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность 

В 2013 г. ОАО «Газпром» не совершало сделок, признаваемых в соответствии с действующим законодательством Рос-
сийской Федерации крупными сделками. 
Перечень заключенных ОАО «Газпром» в 2013 г. сделок, признаваемых в соответствии с действующим законодательством 
Российской Федерации сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, одобренных решениями годовых 
Общих собраний акционеров от 29 июня 2012 г. и от 28 июня 2013 г. и решениями Совета директоров, приведен в раз-
деле «Дополнительная информация». Все одобренные Общим собранием акционеров и Советом директоров сделки 
обеспечивают хозяйственную и коммерческую деятельность Компании и ее корпоративные интересы.

Вознаграждение и страхование ответственности 

членов Совета директоров, членов Правления 

и Председателя Правления

Вознаграждение членов Совета директоров, членов Правления 
и Председателя Правления

Размер краткосрочного вознаграждения, выплаченного ОАО «Газпром» в 2013 г. членам 
Совета директоров, членам Правления и Председателю Правления (включая заработ-
ную плату, премии и вознаграждение за участие в органах управления ОАО «Газпром»),  
составил 2 261 612 тыс. руб. Указанная сумма включает налог на доходы физических лиц 
и страховые взносы. Члены Совета директоров, замещающие государственные долж-
ности и должности государственной гражданской службы, не получают вознаграждения 
от ОАО «Газпром». Вознаграждение членам Совета директоров утверждается годовым 
Общим собранием акционеров. Краткосрочное вознаграждение Председателя Прав-
ления, членов Правления, а также членов Совета директоров, являющихся работниками 
ОАО «Газпром», определено условиями трудовых контрактов.

 

ОАО «Газпром» 

106

  Годовой отчет 2013

Подходы к определению размера вознаграждений членам Совета директоров (установлены Положением 
о порядке определения размера вознаграждений членам Совета директоров ОАО «Газпром», утвержденным 
решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 3 ноября 2010 г. № 1670)  

Вознаграждение члену Совета директоров состоит из двух частей: базовой и дополнительной.
Базовая часть вознаграждения выплачивается за осуществление полномочий члена Совета директоров. Ее размер 
установлен с учетом сложившейся в ОАО «Газпром» практики выплаты вознаграждений членам Совета директоров.
Дополнительная часть вознаграждения выплачивается за исполнение членом Совета директоров дополнительных 
обязанностей, связанных с исполнением функций Председателя Совета директоров, заместителя Председателя Совета 
директоров, работой в комитетах Совета директоров. Размер дополнительной части вознаграждения учитывает уровень 
достижения результативности по общекорпоративным показателям деятельности ОАО «Газпром».
В целях компенсации негативного влияния инфляции Положением предусмотрена индексация размера вознаграждений 
членам Совета директоров ОАО «Газпром». 
Положением о порядке определения размера вознаграждений членам Совета директоров ОАО «Газпром» также пред-
усмотрено, что Совет директоров может рекомендовать Общему собранию акционеров с учетом сложившейся эко-
номической конъюнктуры выплатить членам Совета директоров вознаграждения, величина которых меньше той, что 
рассчитана в соответствии с Положением.

В соответствии с российским законодательством ОАО «Газпром» перечисляет взносы 

в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования России, Феде-
ральный фонд обязательного медицинского страхования, исчисленные ОАО «Газпром» 
исходя из величины выплат и иных вознаграждений работникам, включая Председателя 
Правления, членов Правления, а также членов Совета директоров, являющихся работни-
ками ОАО «Газпром».

Кроме того, ОАО «Газпром» обеспечивает добровольное медицинское страхование 

Председателя Правления, членов Правления, а также членов Совета директоров, являю-
щихся работниками ОАО «Газпром». Сумма страховых взносов по добровольному меди-
цинскому страхованию в 2013 г. составила 851 тыс. руб.

Страхование ответственности членов Совета директоров, членов Правления

ОАО «Газпром» осуществляет страхование ответственности членов Совета директоров  
(в том числе независимых директоров, но за исключением лиц, являющихся госслужа-
щими) и Правления, обеспечивающее возмещение вреда акционерам, кредиторам или  
иным лицам, в случае его причинения в  результате непреднамеренных ошибочных  
действий (бездействия) застрахованных лиц при осуществлении ими управленческой 
деятельности.

Договор страхования с единым лимитом ответственности страховщика обеспечива-

ет страховую защиту по рискам:
—  предъявления членам Совета директоров и Правления требований третьих лиц о воз-

мещении убытков, обусловленных непреднамеренными ошибочными действиями за-
страхованных лиц при осуществлении управленческой деятельности;

—  предъявления ОАО «Газпром» требований третьих лиц о возмещении убытков, обуслов-

ленных непреднамеренными ошибочными действиями членов Совета директоров 
и Правления при осуществлении управленческой деятельности.
Размер страховой премии по договору страхования, заключенному в 2013 г., соста-

вил 1,57 млн долл. при страховой сумме 100 млн долл.

Страховое покрытие по договору страхования ответственности членов Совета дирек-

торов и Правления соответствует международным стандартам страхования по объему 
застрахованных рисков и лимитам возмещения.

 

 

ОАО «Газпром» 

107

  Годовой отчет 2013

Система внутреннего контроля и аудит

Цели, задачи и компоненты системы внутреннего контроля, принципы ее функционирова-
ния, а также органы управления ОАО «Газпром» и лица, ответственные за внутренний кон-
троль, определены Положением о системе внутреннего контроля ОАО «Газпром», утверж-
денным решением Совета директоров от 14 декабря 2012 г. № 2091.

Целью системы внутреннего контроля является обеспечение разумной уверенности 

в решении ОАО «Газпром» следующих задач:
—  достижение эффективности деятельности;
—  обеспечение полноты, своевременности и достоверности всех видов учета и отчетности 

ОАО «Газпром»;

—  соблюдение действующего законодательства;
—  обеспечение сохранности активов (включая информационные активы).

Субъектами внутреннего контроля являются Совет директоров, Комитет Совета дирек-

торов по аудиту, Ревизионная комиссия, исполнительные органы (Правление, Председа-
тель Правления), Департамент внутреннего аудита Аппарата Правления и другие структур-
ные подразделения ОАО «Газпром», а также работники Компании.

Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия в  количестве девяти человек избирается Общим собранием  
акционеров. Компетенция Ревизионной комиссии определяется Федеральным законом  
«Об акционерных обществах», а по вопросам, не предусмотренным законом,  – Уставом 
ОАО «Газпром».

Основные задачи Ревизионной комиссии ОАО «Газпром» 

—   Контроль достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности ОАО «Газпром» и иной информации о финансово- 

хозяйственной деятельности и имущественном положении Компании;

—   контроль соответствия законодательству порядка ведения бухгалтерского учета и представления ОАО «Газпром» 

финансовой отчетности и информации в соответствующие органы и акционерам;

—  повышение эффективности управления активами Компании и  иной финансово-хозяйственной деятельности  

ОАО «Газпром», снижение финансовых и операционных рисков, совершенствование системы внутреннего контроля.

Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Коми-

тетом Совета директоров ОАО «Газпром» по аудиту.

Размер вознаграждения, выплаченного за работу в Ревизионной комиссии ее членам 

в 2013 г., составил 24 513 тыс. руб. Указанная сумма включает налог на доходы физических 
лиц и страховые взносы. 

Департамент внутреннего аудита 

Департамент в своей деятельности руководствуется законодательством Российской  
Федерации, Уставом ОАО «Газпром», решениями органов его управления, а также Кодексом 
этики внутреннего аудитора, утвержденным решением Совета директоров от 14 марта 
2012 г. № 1956 и Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита.

Департамент административно подотчетен в составе Аппарата Правления Председате-

лю Правления ОАО «Газпром» и функционально – Комитету Совета директоров по аудиту.

Основной задачей Департамента внутреннего аудита является представление Комитету 

по аудиту и руководству ОАО «Газпром» независимых и объективных гарантий – выво-
дов, сформированных по результатам внутренних аудиторских проверок,  – и консульта-
ций, направленных на совершенствование деятельности Компании. Департамент содей-
ствует достижению целей ОАО «Газпром», используя систематизированный и последова-
тельный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками,  
контроля и корпоративного управления.

 

ОАО «Газпром» 

108

  Годовой отчет 2013

Для выполнения указанной задачи Департамент организует и проводит в установлен-

ном порядке внутренние аудиторские проверки в структурных подразделениях, дочерних 
обществах и организациях ОАО «Газпром» на основе лучших российских и международных 
практик внутреннего аудита. По результатам проведенных внутренних аудиторских прове-
рок Департаментом разрабатываются и представляются руководству ОАО «Газпром» пред-
ложения по устранению нарушений, недостатков и причин их возникновения.

Результаты проведенных проверок оперативно докладываются Председателю Правле-

ния, ежегодно – Правлению и Комитету Совета директоров по аудиту. На основе предло-
жений Департамента Председателем Правления даются поручения структурным под- 
разделениям, дочерним обществам и организациям ОАО «Газпром», направленные на 
совершенствование деятельности Компании. Результаты исполнения поручений контро- 
лируются Департаментом внутреннего аудита.

В 2013 г. Департаментом внутреннего аудита проведены проверки дочерних обществ 

и организаций, структурных подразделений ОАО «Газпром», направленные на выявление 
рисков и оценку эффективности значимых для Компании  направлений  деятельности                
и бизнес-процессов. 

Внешний аудитор 

Аудитор ОАО «Газпром» ежегодно выбирается по результатам открытого конкурса, который 
проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 

Победитель конкурса проводит аудит трех видов отчетности:

—  бухгалтерской отчетности ОАО «Газпром» (головной компании);
— сводной бухгалтерской отчетности ОАО «Газпром», подготовленной в  соответствии 

с российским законодательством;

 — консолидированной финансовой отчетности ОАО «Газпром», подготовленной в соот-

ветствии с МСФО.
В 2013 г. победителем открытого конкурса было признано ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс 

Аудит», утвержденное в  качестве аудитора на годовом Общем собрании акционеров 
ОАО «Газпром» 28 июня 2013 г. Цена договора, предложенная победителем, составляла 
сумму, эквивалентную 6 780 000 долл. (без учета НДС), и была утверждена решением  
Совета директоров от 9 августа 2013 г. № 2237.

Для недопущения снижения уровня объективности и, как следствие, качества аудита 

ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» осуществляет обязательную ротацию ключевого 
управленческого персонала при аудите ОАО «Газпром», проводит политику обеспечения 
независимости сотрудников.

ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» в 2013 г. не оказывало ОАО «Газпром» услуги, сопут- 

ствующие аудиту. 

 

 

ОАО «Газпром» 

109

  Годовой отчет 2013

Рынок акций и капитализация

Размер уставного капитала ОАО «Газпром» составляет 118 367 564 500 руб. и разделен  
на 23 673 512 900 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 руб. каждая.  
Государственный регистрационный номер выпуска 1-02-00028-А, дата государственной 
регистрации – 30.12.1998 г. Привилегированные акции отсутствуют.

Структура акционерного капитала ОАО «Газпром»

Наименование

На 31.12.2012 г.

На 31.12.2013 г.

Российская Федерация 
в лице Федерального агентства 
по управлению государственным имуществом

38,37 %

38,37 %

ОАО «Роснефтегаз»*

10,74 %

10,97 %

ОАО «Росгазификация»**

0,89 %

0,89 %

Владельцы АДР***

26,96 %

25,78 %

Прочие зарегистрированные лица

23,04 %

23,99 %

      *  По состоянию на 31.12.2012 г. и на 31.12.2013 г. доля Российской Федерации в лице Федерального агентства по   управлению государственным имуществом   

в ОАО «Роснефтегаз» составляла 100 %. 

    **  По состоянию на 31.12.2012 г. и на 31.12.2013 г. ОАО «Роснефтегаз» являлось владельцем 74,55 % акций ОАО «Росгазификация».
  *** Банк-эмитент АДР под акции ОАО «Газпром» – The Bank of New York Mellon.

Зарегистрированные в реестре акционеров ОАО «Газпром» лица, владеющие более 2 % акций ОАО «Газпром» 
по состоянию на 31.12.2013 г.

Наименование

Доля в уставном капитале, %

Российская Федерация 
в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом

38,37

ОАО «Роснефтегаз»

10,97

Gazprom Gerosgaz Holdings B.V.

2,93

Обыкновенные акции ОАО «Газпром» допущены к торгам на ЗАО «ФБ ММВБ» (входит   

в Группу «Московская Биржа»). Акции ОАО «Газпром» являются одними из наиболее лик-
видных на российском фондовом рынке; они входят в список ценных бумаг, составляющих 
базу для расчета индексов ММВБ и РТС.

В 2013 г. акции ОАО «Газпром» переведены из раздела внесписочных ценных бумаг 

в котировальный список «А» второго уровня (список «А2») ЗАО «ФБ ММВБ». Запланиро-
ванная в 2014 г. реформа листинга, в частности объединение списков «А1» и  «А2», и вхож-
дение бумаг ОАО «Газпром» в высший котировальный список позволит Компании рас-
ширить круг российских инвесторов, прежде всего за счет управляющих пенсионными 
накоплениями и страховыми резервами.

Динамика котировок обыкновенных акций ОАО «Газпром» и дневные объемы торгов на ЗАО «ФБ ММВБ», 2013 г. 
Тикер Gazp RX

175

250

150

200

125

150

100

100

75

50

50

0

01.2013 02.2013 03.2013 04.2013 05.2013 06.2013 07.2013 08.2013 09.2013 10.2013 11.2013 12.2013

  Цена акции, руб.
  Объем, млн шт.

АДР ОАО «Газпром» допущены к торгам на Лондонской, Берлинской и Франкфуртской 

биржах, при этом основные объемы торгов приходятся на Лондонскую фондовую биржу 
(ЛФБ).

 

ОАО «Газпром» 

110

  Годовой отчет 2013

Динамика котировок АДР на акции ОАО «Газпром» и дневные объемы торгов на ЛФБ, 2013 г.  
Тикер OGZD LI

10

250

9

200

8

150

7

100

6

50

5

0

01.2013 02.2013 03.2013 04.2013 05.2013 06.2013 07.2013 08.2013 09.2013 10.2013 11.2013 12.2013

  Цена акции, долл.
  Объем, млн шт.

Значительная часть АДР ОАО «Газпром» обращается на внебиржевом рынке США среди 

квалифицированных институциональных инвесторов.

Рыночная капитализация ОАО «Газпром» на 31 декабря 2013 г. составила 3,28 трлн руб.,  

или 99,9 млрд долл., снизившись за год на 3,6 % в рублевом эквиваленте. Средняя рыноч-
ная капитализация ОАО «Газпром» в 2013 г. по сравнению с 2012 г. понизилась на 17,0 % 
и составила 3,19 трлн руб., или 100,1 млрд   долл. Совокупный доход акционера за 2013 г., рас-
считанный как изменение по итогам года стоимости капитала, инвестированного в обык-
новенные акции ОАО «Газпром», обращающиеся на ЗАО «ФБ ММВБ», с учетом выплаты 
дивидендов в отчетном году и без учета их реинвестирования составил +0,58 %.

Сдерживание роста тарифов на газ в 2014 –2015 гг. и сдвиг сроков либерализации  

ценообразования на газ в России привело к снижению оценок прогнозных финансовых 
показателей ОАО «Газпром». Повышение и диверсификация ставок НДПИ для Газпрома 
и независимых производителей газа, а также частый пересмотр других устанавливаемых 
Правительством России параметров затрудняют моделирование инвестиционным сооб-
ществом прогнозных показателей развития Газпрома, что создает дополнительную не- 
определенность, связанную с оценкой справедливой стоимости акций ОАО «Газпром». 

Рост неопределенности, в свою очередь, ведет к повышению требуемой премии при 

инвестировании в акции Компании. Перечисленные обстоятельства находились в числе  
ключевых факторов, оказавших в отчетном периоде негативное воздействие на динамику 
котировок акций ОАО «Газпром». Либерализация экспорта СПГ в декабре 2013 г. также стала 
негативным фактором с точки зрения восприятия Компании инвесторами. В числе факто-
ров, оказавших положительное воздействие на динамику котировок акции ОАО «Газпром»,  – 
операционные результаты деятельности Компании на рынках стран дальнего зарубежья,  
на которых в 2013 г. был обеспечен существенный рост объемов продаж газа.

Рыночная капитализация ОАО «Газпром» по состоянию на 31 декабря 2004–2013 гг., млрд долл.

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

66,3

160,3

272,0

144,5

150,9

122,6

330,9

86,0

111,6

99,9

 

ОАО «Газпром» 

111

 

Годовой отчет 2013

Дивидендная политика 

Советом директоров в 2010 г. была утверждена новая редакция Дивидендной политики.  
Ее отличительной чертой стало повышение максимально возможного уровня дивидендных 
выплат  – до 35 % от чистой прибыли. Расчет дивидендов производится исходя из размера 
чистой прибыли ОАО «Газпром», отраженной в годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ. 
Установленный порядок расчета размера дивидендов позволяет направлять на их выплату 
от 17,5 % до 35 % чистой прибыли Компании при условии, что резервный фонд полностью 
сформирован в соответствии с Уставом. Резервный фонд по состоянию на 31 декабря 
2013 г. был полностью сформирован. 

Размер  чистой  прибыли, исходя  из  которой  рассчитывается  размер  дивидендов,  

может корректироваться (уменьшаться) на величину дооценки финансовых вложений 
и аналогичных по экономической сути фактов хозяйственной деятельности ОАО «Газпром». 

Выплаты дивидендов в 2013 г. по итогам работы ОАО «Газпром» за 2012 г. по состоянию на 31.12.2013 г.

Начислено,  

тыс. руб.

Выплачено,  

тыс. руб.

Осталось 

не выплачено, 

тыс. руб.*

Отношение 

невыплаченных 

дивидендов 

к начисленным

Всего

141 804 342   

141 690 095   

114 247   

0,08 %

в т. ч. по акциям:

принадлежащим государству

54 415 116   

54 415 116   

 –

 –

принадлежащим подконтрольным государству 
юридическим лицам ОАО «Роснефтегаз» 
и ОАО «Росгазификация»

16 816 073   

  16 816 073   

 –

 –

принадлежащим физическим и юридическим 
(за исключением подконтрольных государству) 
лицам 

70 569 585   

70 458 906   

110 679   

0,16 %

принадлежащим неустановленным лицам

3 568   

3 568   

100 %

         * Не выплачены дивиденды лицам, внесенным в список лиц, имеющих право на получение дивидендов, не предоставившим данные для перечисления диви-

дендов в соответствии с п. 5 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Дивиденды, начисленные на акции 
неустановленных лиц, выплачиваются по мере установления прав акционеров на ценные бумаги.

Совет директоров ОАО «Газпром» рекомендует выплатить дивиденды по итогам работы 

Компании за 2013 г. в размере 25 % от чистой прибыли, скорректированной на величину 
дооценки финансовых вложений и аналогичных по экономической сути фактов хозяйствен-
ной деятельности, что составит 170,4 млрд руб., или 7,2 руб. на акцию.

Дивидендная доходность, 2006 –2013 гг., %

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Примечание
Дивидендная доходность за соответствующий период рассчитана по состоянию на 31 декабря соответствующего года.

0,8

0,8

2,0

5,2

4,2

0,3

1,3

5,2

Сроки выплаты дивидендов ОАО «Газпром» (в соответствии с изменениями в Федеральный закон «Об акционер-
ных обществах», внесенными в 2013 г.)

—  Номинальному держателю и доверительному управляющему, являющемуся профессиональным участником рынка 

ценных бумаг, которые зарегистрированы в реестре акционеров,  – не более 10 рабочих дней с даты, на которую 
определяются лица, имеющие право на получение дивидендов;

—  другим зарегистрированным в реестре акционеров лицам – не более 25 рабочих дней с даты, на которую опреде-

ляются лица, имеющие право на получение дивидендов.

 

ОАО «Газпром» 

112

  Годовой отчет 2013

Управление рисками

Совершенствование системы управления рисками  – важный процесс повышения 
качества принятия и выполнения управленческих решений. Газпром планомерно 
развивает корпоративную систему управления рисками для максимально опера-
тивного выявления, оценки и реагирования на возникающие угрозы и возможные 
негативные последствия.

 

Развитие системы управления рисками

Управление рисками ОАО «Газпром» в рамках единой корпоративной системы определя-
ется как непрерывный циклический процесс принятия и выполнения управленческих ре-
шений, состоящий из идентификации, оценки, реагирования на риски, контроля эффек-
тивности и планирования деятельности по управлению и мониторингу рисков, встроенный 
в общий процесс управления Компанией. Данный процесс направлен на оптимизацию 
величины рисков в соответствии с интересами ОАО «Газпром» и распространяется на все 
области его практической деятельности.

Развитие Компании в направлении вертикальной интеграции и диверсификации дея-

тельности, а также совершенствование мировой практики корпоративного управления 
требуют соответствующего развития корпоративной системы управления рисками.

Задачи развития системы управления рисками

—  Oбеспечение принятия управленческих решений на основе полноценной информации о рисках;
—  своевременное реагирование на критические риски;
—   мониторинг основных рисков, способных существенно повлиять на достижение целей Группы Газпром, и выработка 

мер по их минимизации;

—  повышение качества раскрытия информации о рисках, которым подвержена Группа Газпром;
—  планирование и бюджетирование деятельности с учетом полноценной информации о рисках.

В  середине  2011  г.  Председателем  Правления  ОАО  «Газпром»  утвержден  План  ме-          

роприятий по развитию корпоративной системы управления основными рисками 
ОАО «Газпром». На начальных этапах его реализации (2011 –2012 гг.) сформированы единые 
подходы к организации системы управления рисками Группы Газпром.

Этапы развития корпоративной системы управления рисками и статус на 31.12.2013 г.

Этап 1

 

Определение единых подходов

Статус

Решение о создании профильного подразделения в составе ОАО «Газпром»

Создано

Требования по организации процессов управления в ОАО «Газпром» и дочерних 
обществах

Разработаны 
и согласованы

Модель информационных потоков и взаимодействия различных уровней управления 
Группы Газпром в области управления основными рисками

Этап 2

 

Формирование методологической базы

Статус

Определение категорий основных рисков ОАО «Газпром»

Разработаны 
и проходят 
процедуру 
согласования

Единый классификатор основных рисков Группы Газпром по направлениям 
деятельности

Матрица разграничения полномочий и ответственности по управлению основными 
рисками

Политика и регламент управления основными рисками ОАО «Газпром»

В разработке

Этап 3

 

Развитие системы управления рисками в дочерних и зависимых обществах

Статус

Схема взаимодействия ОАО «Газпром» с дочерними и зависимыми обществами 

В разработке

Основополагающие документы по управлению основными рисками в дочерних 
и зависимых обществах

 

ОАО «Газпром» 

113

  Годовой отчет 2013

В 2013 г. работа по развитию корпоративной системы управления рисками была про- 

должена: формировалась методологическая база, создано Управление по развитию системы 
управления рисками. В задачи профильного подразделения входят cбор информации, иден-
тификация, описание и оценка рисков, подготовка отчетности по рискам для руководства 
Компании
, а также координация деятельности и методологическая поддержка структурных 
подразделений и дочерних обществ ОАО «Газпром» в области управления рисками. 

 

 Основные  факторы  риска

Стратегические и страновые риски

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике

Продолжающиеся потрясения мировой экономической системы, хронические бюджетные 
дисбалансы, замедление темпов экономического развития стран БРИКС (Бразилия, Россия, 
Индия, Китай, ЮАР) сохраняют высокую степень неопределенности относительно того, как 
и какими темпами будет проходить восстановление мировой экономики после периода 
глубокой глобальной рецессии. Неблагоприятные экономические условия могут оказать 
негативное влияние на деятельность Группы.
Управление / влияние на уровень риска. Газпром проводит политику, которая обеспечи-
вает финансовую устойчивость, улучшение финансового состояния и оптимизацию дол-
гового портфеля, что позволит адекватно реагировать на возможное ухудшение макроэ-
кономической ситуации.

Риски, связанные с деятельностью на европейском газовом рынке 

Газпром является крупнейшим поставщиком природного газа в Европу. При этом в странах 
ЕС активно проводится политика либерализации газового рынка, стимулирующая рост кон-
куренции и увеличение спотовых продаж. Следствием либерализации может стать частич-
ный отказ от системы долгосрочных контрактов.

Политика либерализации также предполагает отделение активов по производству при-

родного газа от сетей транспортировки в пределах ЕС, что может при отсутствии освобо-
ждения в установленном законодательством порядке означать для Группы невозможность 
владения и осуществления контроля над транспортным бизнесом и создаст затруднения 
для реализации инвестиционных проектов на территории ЕС. 

Также стратегия в области энергетики ЕС направлена на диверсификацию источников 

поставок энергоресурсов, развитие альтернативной энергетики.

Определенный риск для Газпрома в краткосрочной перспективе представляет диспа-

ритет цен по долгосрочным контрактам и цен на газ на спотовых рынках.
Управление / влияние на уровень риска. Газпром сохраняет в качестве основы своего 
бизнеса систему долгосрочных контрактов, максимизируя свои доходы, а также обеспе-
чивая надежность поставок потребителям. При этом активно ведутся переговоры с потре-
бителями с целью принятия взаимовыгодных решений в зависимости от развития ситуации 
на рынках. Отказ от системы долгосрочных контрактов может нарушить баланс спроса        
и предложения на европейском газовом рынке и привести к непредсказуемым послед-
ствиям вплоть до угрозы энергобезопасности для стран-импортеров. 

В целях увеличения поставок газа в Европу Газпром реализует комплекс мероприя-

тий, направленных как на создание новой инфраструктуры, так и на стимулирование спро-
са на газ в Европе и укрепление позиций Компании в секторах, где возможны поставки 
дополнительных объемов российского газа:
—  реализация проекта строительства газопровода «Южный поток» и других инфраструк-

турных проектов;

—  осуществление физических поставок газа (в том числе в виде СПГ) на новые европей-

ские рынки;

—  использование природного газа на транспорте;
—  укрепление позиций на рынках, смежных с газовым (прежде всего в электроэнергетике);  
—  развитие поставок газа конечным потребителям.

 

ОАО «Газпром» 

114

 

Годовой отчет 2013

С целью диверсификации деятельности Газпром рассматривает в качестве ключевых 

новых рынков страны АТР.

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии

Ряд развитых стран, прежде всего европейских, проводит политику по стимулированию 
использования возобновляемых источников энергии (энергия ветра, солнечная энер-
гия, энергия биомассы, малая гидроэнергетика, геотермальная энергия, низкопотенциаль-
ное тепло), в том числе путем государственного субсидирования развития данной отрасли.

В связи с этим в упомянутых странах можно ожидать рост объемов производства энер-

гии  из  возобновляемых  источников,  что  может  привести  к вытеснению  газогенерации           
и снижению потребления газа основными европейскими странами-потребителями.
Управление / влияние на уровень риска. ОАО «Газпром» ведет активную разъяснитель-
ную кампанию относительно экономических, технологических и экологических преиму-
ществ использования газа, в том числе для производства электроэнергии. Производство 
электроэнергии из возобновляемых источников для обеспечения надежности поставок 
должно дополняться ее производством из других видов топлива с высокими требования-
ми к маневренности оборудования. С этой точки зрения именно природный газ является 
самым эффективным видом топлива для поддержки производства электроэнергии из 
возобновляемых источников. 

Вместе с тем Газпром продолжает реализовывать проекты, направленные на диверси-

фикацию видов и направлений деятельности, в том числе проекты развития рынка газо-
моторного топлива в России и за рубежом.

Риски государственного регулирования газовой отрасли в Российской Федерации

Российская Федерация контролирует свыше 50 % акций ОАО «Газпром». Представители 
государства входят в Совет директоров, к компетенции которого относится утверждение 
финансового плана и инвестиционной программы. Со стороны государства таким образом 
осуществляется контроль за движением финансовых потоков ОАО «Газпром».

Деятельность Газпрома  по  транспортировке  газа  по  трубопроводам  в соответствии         

с Федеральным законом «О естественных монополиях» регламентируется как деятельность 
естественных монополий.

Государство регулирует:

—  оптовые цены на газ, по которым Газпром реализует основной объем газа на внутрен- 

нем рынке; 

—  тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказы-

ваемые независимым производителям; 

—  тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; 
—  плату за снабженческо-сбытовые услуги;
—  розничные цены на газ.

Одновременно государство заинтересовано в эффективном развитии Газпрома, кото- 

рый является одним из крупнейших налогоплательщиков России и обеспечивает поставку 
до половины первичных источников энергии в стране.
Управление / влияние на уровень риска. Стратегия Газпрома направлена на взаимовы-
годное сотрудничество с государством в целях обеспечения энергетической безопасности 
страны и стабильного развития Группы. Разработка и реализация стратегии ОАО «Газпром» 
ведется во взаимодействии с государственными органами и является частью Энергети-
ческой стратегии России.

В целях совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере в 2010 г.  

Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1205 «О совер-
шенствовании государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым ре-
гулирование оптовых цен на газ для промышленных потребителей в среднесрочной пер-
спективе осуществляется на основе формулы цены на газ, предусматривающей поэтапное 
достижение в переходный период равной доходности поставок газа на внешний и внутрен-
ний рынки и учитывающей соотношение цен на альтернативные виды топлива, с учетом 
понижающих коэффициентов, определяемых исходя из устанавливаемых Правительством 
Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ для 

 

ОАО «Газпром» 

115

  Годовой отчет 2013

всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации. Сроки прак-
тического перехода к ценам, обеспечивающим равную доходность поставок газа на внутрен-
ний рынок и на экспорт, будут зависеть от развития ценовой конъюнктуры на внешних рын-
ках газа и соблюдения прогнозируемой Правительством Российской Федерации динамики 
изменения регулируемых цен на газ, поставляемый на внутренний рынок.

ОАО «Газпром» продолжает вести активный диалог с Правительством России по вопро-

сам совершенствования ценовой политики государства. 

Риски, связанные с транзитом природного газа

Основные объемы природного газа, реализуемые в Европе, проходят транзитом по тер-
ритории стран БСС, в частности Украины, Беларуси и Молдовы. Транзит газа через терри-
торию этих стран связан с  риском невыполнения ими обязательств по транзиту, что,        
в свою очередь, влечет за собой риски ненадлежащего выполнения ОАО «Газпром» своих 
обязательств по контрактам на поставку газа в страны Европы.
Управление / влияние на уровень риска. Для снижения зависимости от транзитных стран 
Группа
—  постепенно осуществляет переход на общепринятые в мировом газовом бизнесе прин-

ципы и механизмы рыночного ценообразования на импортируемый странами БСС газ 
и на оказываемые ими услуги по его транзиту; 

—  реализует газотранспортные проекты, нацеленные на диверсификацию экспортных 

маршрутов  (введена  в  эксплуатацию  вторая  нитка  газопровода  «Северный  поток»              
и продолжаются работы по проекту «Южный поток»); 

—  расширяет возможности по использованию ПХГ за рубежом; 
—  развивает торговлю СПГ.

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки

Одним из основных направлений стратегии развития Группы Газпром является расши- 
рение географии деятельности. Группа реализует проекты в области разведки и добычи 
углеводородного сырья в странах БСС, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, Африке и на 
Ближнем Востоке. Рассматриваются новые возможности для развития бизнеса в Азии, Аф-
рике, Южной и Северной Америке.
Управление / влияние на уровень риска. Для получения необходимого опыта работы 
в новых регионах создаются дочерние компании и совместные предприятия с зарубеж-
ными партнерами. В целях повышения эффективности взаимодействия ОАО «Газпром» 
с органами государственной власти, предприятиями, компаниями и организациями соот-
ветствующих стран и регионов, а также ведения информационно-аналитической поддерж-
ки управления международными проектами осуществляют работу зарубежные предста-
вительства ОАО «Газпром».

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников

Повышение цен на природный газ, а также научно-технический прогресс в последние де-
сятилетия обусловили рост интереса к разработке нетрадиционных ресурсов природного 
газа. Ожидается, что в странах Северной Америки доля добычи газа из нетрадиционных 
источников в перспективе продолжит расти. В результате американский газовый рынок 
будет обеспечен собственными ресурсами газа. Возможный экспорт СПГ из Северной 
Америки может привести к усилению конкуренции на мировых рынках.

Проекты по добыче газа из нетрадиционных источников, реализуемые в различных 

странах, в частности в Китае, могут привести к снижению потребности этих стран в им-
портном газе.
Управление / влияние на уровень риска. В целях объективной оценки уровня риска 
ОАО «Газпром» осуществляет регулярный мониторинг развития производства нефти и газа 
из нетрадиционных источников в различных регионах мира, а также анализирует возмож-
ности реализации указанных ресурсов на мировых рынках. Кроме того, для сохранения 
экономической конкурентоспособности производства и поставок природного газа, добы-
того традиционными методами, Газпром:

 

ОАО «Газпром» 

116

  Годовой отчет 2013

—  контролирует инвестиционные и эксплуатационные затраты на производство; 
—  совершенствует и внедряет новые технологии, повышающие эффективность добычи 

традиционного газа. 
Россия обладает крупными ресурсами газа из нетрадиционных источников, и Газпром 

развивает технологии для их разведки и разработки.

Вместе с тем перспективы добычи газа из нетрадиционных источников остаются неопре-

деленными, так как его разработка в долгосрочной перспективе экономически оправданна 
при стабильно высоких ценах, требует постоянных инвестиций для поддержания продук-
тивности пластов, а также связана со значительными экологическими рисками.

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями

Особенности климата и географическое положение основных регионов деятельности 
Газпрома
 оказывают существенное влияние на деятельность Группы. Значительная  доля 
объема добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат ос-
ложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Освоение месторождений 
полуострова Ямал, а также ресурсов континентального шельфа России будет осущест-
вляться в еще более сложных природно-климатических условиях. 

Определенное влияние на отбор газа и поступление выручки Газпрома могут оказать 

погодные условия кратковременного характера: так, теплые зимы могут способствовать 
снижению обязательств по отбору газа,  суровые и затяжные – их увеличению. Однако вли-
яние данного фактора, носящего вероятностный характер, на отбор и поступление выручки 
Газпрома
 за несколько лет несущественно, поскольку происходит взаимная компенсация 
в результате чередования холодных и теплых зим.
Управление / влияние на уровень риска. Группа Газпром успешно разрабатывает и вне-
дряет эффективные технологические процессы для суровых климатических условий. Также 
Группой разрабатываются и реализуются программы повышения эффективности работы 
системы добычи, транспортировки и эксплуатации газотранспортной сети. 

Группа также активно участвует в разработке и осуществлении государственных про-

грамм по повышению эффективности использования энергоресурсов в России.

Риски таможенного, валютного и налогового регулирования

Риски изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства 
в Российской Федерации

Газпром является участником внешнеэкономических отношений, имеет часть своих акти-
вов и обязательств в иностранной валюте, а также счета в иностранных банках. На фоне 
продолжающейся либерализации валютного законодательства Российской Федерации 
Правительством и Центральным банком России осуществляются мероприятия по уси-
лению контроля за проведением валютных операций. ОАО «Газпром» является одним из 
крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации, осуществляющим уплату феде-
ральных, региональных и местных налогов, в частности НДС, налога на прибыль организа-
ций, НДПИ, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога.

Российское законодательство о налогах и сборах подвергается частым изменениям,  

дополнениям и уточнениям, касающимся как общих вопросов налогообложения, так и по-
рядка исчисления и уплаты отдельных налогов. Законы, вносящие изменения в Налоговый 
кодекс Российской Федерации в части изменения порядка исчисления и уплаты конкрет-
ных налогов, принимаются ежегодно, что затрудняет составление средне- и долгосрочных 
прогнозов деятельности налогоплательщиков. 

 

ОАО «Газпром» 

117

 

Годовой отчет 2013

Значимые для ОАО «Газпром» изменения законодательства о налогах и сборах, вступающие в силу в 2014 г.

—  Установление формулы для расчета налоговых ставок НДПИ на газ горючий природный и газовый конденсат, в со-

ответствии с которой ставка НДПИ рассчитывается с учетом степени сложности добычи газа горючего природного 
и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, а также цен на газ и нефть. 

—   Освобождение по налогу на имущество организаций в отношении имущества, расположенного на континентальном 

шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и (или) территориальном море Российской Феде-
рации и используемого в деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая 
геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

—  

Исключение из числа объектов налогообложения транспортным налогом морских стационарных и плавучих 
платформ, морских передвижных буровых установок и буровых судов.

—  Введение нового порядка и особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении 

объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

—  Введение обязательного досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, дей-

ствий или бездействия их должностных лиц, введение новых оснований для истребования у налогоплательщика 
пояснений, первичных и некоторых других документов при проведении камеральной проверки.

Несмотря на то, что ОАО «Газпром» выполняет требования налогового законодатель-

ства, осуществляет постоянный мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы 
и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, оценивает и прогно-
зирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность, нельзя исключать 
рисков предъявления Компании налоговых претензий.

Определенные риски возникают и по причине несовершенства судебной системы 

в Российской Федерации и отсутствия единой позиции у различных судебных органов по 
одним и тем же спорным вопросам налогообложения. 
Управление / влияние на уровень риска. Деятельность ОАО «Газпром» построена на 
принципах добросовестности и открытости для налоговых органов. Компания отслежи-
вает изменения валютного и налогового законодательства и стремится четко выполнять 
его требования, руководствуясь лучшей практикой его применения, ориентирована на 
взаимовыгодное сотрудничество с российским государством в целях обеспечения энер-
гетической безопасности страны и стабильного развития Группы. В случае необходимости 
ОАО «Газпром» прибегает к защите своих позиций в судах.

Построение эффективной системы управления налоговыми рисками в масштабах    

Группы Газпром является одной из ключевых задач на среднесрочную перспективу. Со-
здание централизованной базы данных и постоянный мониторинг критических рисков 
в организациях Группы позволит своевременно выявлять их на ранней стадии и миними-
зировать их негативное влияние заблаговременно. 

Риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и уплаты пошлин  
в Российской Федерации

Деятельность Группы по экспорту углеводородов подпадает под правила таможенного 
регулирования. Ряд ключевых вопросов осуществления экспортных поставок природного 
газа являлся предметом разногласий Группы с таможенными органами, в частности в под-
ходе к порядку уплаты вывозной таможенной пошлины и ее возврата, включая возврат  
в связи с корректировкой таможенной стоимости в случае изменения в ретроактивном  
порядке ценовых параметров поставленного контрагентам природного газа. Отдельные 
разногласия ОАО «Газпром»/ООО «Газпром экспорт» обжаловали в судебном порядке.  
Действия таможенных органов признаны незаконными.

Сложившаяся практика корректировки таможенной стоимости в связи с ретроактивным 

пересмотром цены реализованного природного газа, подтвержденная рядом положитель-
ных для ОАО «Газпром» судебных решений, практически сняла вопрос возврата излиш-
не уплаченной вывозной таможенной пошлины, размер которой покрывает третью часть 
сумм потерь от осуществленных перерасчетов. В то же время таможенные органы продол-
жают рассматривать данное обстоятельство как негативное для федерального бюджета. 

В целом действующая процедура уплаты вывозной таможенной пошлины за экспор-

тируемый природный газ до начала перемещения, исходя из ориентировочных данных  
о параметрах поставки, сохраняет в себе риски непредсказуемости размера причитающей-
ся к уплате вывозной таможенной пошлины, рассчитанной по факту поставки. Кроме того,  
ведение учета денежных средств по двум декларациям – временной и полной – сопря-
жено с риском отчуждения образующихся излишне уплаченных либо неизрасходованных  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     99      100      101      102     ..