ОАО «Газпром»
118
Годовой отчет 2013
авансовых денежных средств в федеральный бюджет по прошествии трех лет с даты их
уплаты. Соответствующие положения таможенного законодательства требуют дополни-
тельной правовой оценки применительно к лицам, осуществляющим таможенное декла-
рирование регулярных поставок.
Управление / влияние на уровень риска. Группа стремится строго соблюдать требования
таможенного законодательства, отслеживать уже на начальных этапах подготовки измене-
ния в нормативно-правовые акты и вносить свои предложения с учетом интересов газовой
отрасли, осуществляя при этом взаимодействие с регулирующими органами и заинтере-
сованными общественными организациями.
Между тем сохраняются определенные сложности в вопросах уплаты таможенной пош-
лины, вытекающие из необходимости ее уплаты до начала поставок, исходя из ориенти-
ровочных ценовых параметров и предполагаемых объемов, а также учета и расходования
таможенных платежей. В этой связи необходимо продолжить совместную с федеральными
органами государственной власти работу над поправками в Федеральный закон «О тамо-
женном регулировании в Российской Федерации» для совершенствования механизма
уплаты таможенной пошлины.
Финансовые риски
Риски изменения валютных курсов, процентных ставок и темпов инфляции
Значительная часть выручки Газпрома номинирована в долларах или евро, тогда как боль-
шая часть затрат номинирована в рублях.
Часть долгового портфеля ОАО «Газпром» составляют синдицированные кредиты за-
падных банков. Процентная ставка по обслуживанию многих из этих кредитов базируется
на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR / EURIBOR.
В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной дея-
тельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов.
Управление / влияние на уровень риска. Газпром осуществляет формирование методо-
логической и договорной базы использования инструментов финансового хеджирования
с учетом требований российского законодательства. Начиная с 2011 г. в ежегодно утвержда-
емое Положение об учетной политике для целей налогообложения ОАО «Газпром» на 2011 г.
включаются вопросы налогового учета операций с финансовыми инструментами срочных
сделок, в том числе с целью хеджирования валютных и иных рисков. Естественное хеджи-
рование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат происходит за
счет:
— расчета чистой валютной позиции Группы Газпром и балансировки денежных потоков
ОАО «Газпром» с точки зрения валют, объемов и сроков поступления/оплаты;
— поддержания соотношения валют в долговом портфеле ОАО «Газпром», близкого к со-
отношению валют в выручке.
Кредитные риски и риски обеспечения ликвидности
Неблагоприятное воздействие на деятельность Газпрома может оказывать несвоевремен-
ное либо неполное выполнение отдельными контрагентами обязательств в соответствии
с условиями договора (контракта). В частности, увеличение цены на газ в странах БСС
в условиях достаточно низкой платежеспособности конечных потребителей в регионе ве-
дет к риску неполной и/или несвоевременной оплаты по контрактам за поставляемый газ.
При этом неисполнение зарубежными контрагентами своих обязательств по оплате
поставленного природного газа может повлечь за собой риск привлечения ОАО «Газпром»
органами валютного контроля России к административной ответственности за нарушение
требований валютного законодательства.
Управление / влияние на уровень риска. Группа проводит прозрачную политику, тре-
буя выполнения контрактных обязательств в отношении оплаты поставок и неплательщи-
ков. Всем контрагентам по поставкам газа в дальнее зарубежье присваивается внутрен-
ний кредитный рейтинг (в соответствии с утвержденной Методикой оценки кредитных
рисков). На основе оценки кредитоспособности контрагентов и моделирования методом
Монте-Карло производится количественная оценка кредитных рисков методом CreditVaR.