Велосипед MERIDA. Руководство по эксплуатации - часть 2

 

  Главная      Книги - Велосипеды     Велосипед MERIDA. Руководство по эксплуатации (EN 14766, EN 14764, EN 14781, EN 14765)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Велосипед MERIDA. Руководство по эксплуатации - часть 2

 

 

e

f

g

h

13

Если велосипед MERIDA оснащен амортизацион-
ной подвеской, надавите на велосипед и проверь-
те правильность упругого сжатия и отскока 
амортизационных элементов 

(e)

. Дальнейшую 

информацию вы найдёте в главах «Амортизацион-
ные вилки» и «Амортизированная задняя подве-
ска» в этом кратком руководстве MERIDA, а также 
в вашем подробном руководстве по эксплуатации 
MERIDA и в инструкциях производителей компо-
нентов на предоставляемом диске MERIDA 
CD-ROM.

6.

Перед началом движения по возможности убеди-
тесь, что опорная подножка полностью поднята 

(f)

. Опасность падения!

7.

Не забудьте взять в поездку высококачественный 
U-образный 

(g)

 или цепной замок. Только 

пристегнув ваш велосипед MERIDA к прочному, 
неподвижному объекту, вы можете эффективно 
предотвратить кражу.

8.

Если вы намерены участвовать в дорожном 
движении, вам следует оснастить ваш велосипед 
MERIDA в соответствии с установленными 
законом правилами соответствующей страны 

(h)

В любом случае, движение без света и отражате-
лей при плохой видимости и в тёмное время суток 
очень опасно. Другие участники дорожного 
движения не будут видеть вас или увидят, но 
слишком поздно. Если вы двигаетесь по дорогам 
общего пользования, вам нужна подходящая 
система освещения. Включайте свет с наступле-
нием сумерек. Дальнейшую информацию вы 
найдёте в главе «Законодательные требования 
для участия в дорожном движении» в вашем 
подробном руководстве по эксплуатации велоси-
педа MERIDA на предоставляемом диске MERIDA 
CD-ROM.

9.

Неправильное обращение с крепления-
ми, например, с эксцентриковыми зажи-
мами, может привести к отсоединению 

частей вашего велосипеда MERIDA.  Результатом 
может стать тяжёлое падение!

Имейте ввиду, на велосипедах с изогну-
тым рулем, при верхнем хвате руля 
потребуется больше времени для 

использования тормозных рычагов, находящихся 
в нижней части руля.

Не начинайте движение, если у вашего 
велосипеда  MERIDA  имеются  неисправ-
ности по любому из данных пунктов! 

Неисправный велосипед MERIDA может стать 
причиной тяжелого несчастного случая! Если у вас 
есть сомнения или вопросы, обращайтесь в специа-
лизированный веломагазин MERIDA.

В процессе эксплуатации ваш велосипед 
MERIDA подвергается постоянной нагруз-
ке вследствие контакта с грунтом и 

силами, которые вы передаёте своему велосипеду 
MERIDA при езде. Такие динамические нагрузки 
приводят к износу и усталости различных деталей. 
Регулярно проверяйте ваш велосипед MERIDA на 
наличие следов износа, царапин, деформации, 
изменения цвета или появления трещин. Детали, 
срок службы которых истёк, могут выйти из строя. 
Регулярно показывайте ваш велосипед MERIDA 
специалисту вашего веломагазина, чтобы при 
необходимости он мог заменить проблемные компо-
ненты.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

14

После падения

Проверьте, надежно ли зафиксированы втулки 
колес на своих местах 

(a)

, и расположены ли 

обода симметрично, относительно перьев вилки и 
рамы. Вращая колеса, проверьте зазоры между 
тормозными колодками и ободами или покрышка-
ми и перьями или между рамой и покрышкой. При 
заметных различиях зазора, и отсутствии 
возможности отцентрировать его на месте, в 
случае ободного тормоза необходимо слегка 
разомкнуть тормоза со специальным механиз-
мом, чтобы обод мог вращаться между колодка-
ми, не задевая их.  Обратите внимание, что 
работоспособность тормозов при этом снижает-
ся. Как в случае ободных, так и дисковых тормо-
зов, колёса необходимо сразу же отцентрировать 
после вашего возвращения в специализирован-
ном веломагазине MERIDA. Дальнейшую инфор-
мацию вы найдёте в главах «Устройство тормо-
зов» и «Обращение с эксцентриковыми зажимами 
и съёмными осями» в этом кратком руководстве 
MERIDA, а также в вашем подробном руководстве 
по эксплуатации MERIDA и в инструкциях произ-
водителей компонентов на предоставляемом 
диске MERIDA CD-ROM.

1.

Проверьте, чтобы руль и вынос не были погнуты 
или повреждены, и чтобы они были установлены 
прямо 

(b)

. Проверьте прочность крепления 

выноса на штоке вилки. Для этого зажмите 
переднее колесо, как на рисунке 

(c)

 и постарай-

тесь повернуть руль. Резким движением навали-
тесь на ручки руля, чтобы убедиться в прочности 
фиксации руля в выносе. При необходимости 
откорректируйте положение руля и выноса. При 
этом осторожно затягивайте болты, фиксирую-
щие данные компоненты. 

2.

Максимальные моменты затяжки указаны на 
самих деталях или в инструкциях производителей 
компонентов на предоставляемом диске MERIDA 
CD-ROM. Дальнейшую информацию вы найдёте в 
главе «Индивидуальная регулировка велосипеда 
MERIDA» в этом кратком руководстве MERIDA, а 
также в вашем подробном руководстве по 
эксплуатации MERIDA и в инструкциях произво-
дителей компонентов на предоставляемом диске 
MERIDA CD-ROM.

Проверьте, чтобы цепь не свисала между передней 
и задней звездами. Если ваш велосипед MERIDA 
упал на тот бок, на котором установлены переклю-
чатели, проверьте работу переключения. Попроси-
те кого-нибудь поднять ваш велосипед MERIDA за 
седло и осторожно попеременно переключите 
передачи. Особое внимание стоит обратить на 
положение переключателя, при котором он макси-
мально приближается к спицам заднего колеса, 
когда цепь находиться на самых больших звездах 
кассеты 

(d+e)

. Согнутый задний механизм переклю-

чения передач или согнутое ухо крепления заднего 
переключения передач («петух») может стать причи-
ной попадания механизма переключения в спицы. 
При этом задний механизм переключения передач, 
заднее колесо и рама могут выйти из строя. 
Проверьте работу переднего механизма переклю-
чения передач, поскольку смещение механизма 
переключения может привести к сбрасыванию 
цепи, и ваш велосипед MERIDA может остаться без 
привода. Дальнейшую информацию вы найдёте в 
главе «Система переключения передач» в этом 
кратком руководстве MERIDA, а также в вашем 
подробном руководстве по эксплуатации MERIDA и 
в инструкциях производителей компонентов на 
предоставляемом диске MERIDA CD-ROM.

3.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

e

f

g

h

15

Проверьте положение седла относительно 
верхней трубы 

(f)

 или корпуса каретки, чтобы 

убедиться, что седло не вывернуто. При необхо-
димости откройте зажим, выровняйте седло и 
снова зажмите его. Дальнейшую информацию вы 
найдёте в главах «Индивидуальная регулировка 
велосипеда MERIDA» и «Обращение с эксцентри-
ковыми зажимами и съёмными осями» в этом 
кратком руководстве MERIDA, а также в вашем 
подробном руководстве по эксплуатации MERIDA 
и в инструкциях производителей компонентов на 
предоставляемом диске MERIDA CD-ROM.

4.

Поднимите ваш велосипед MERIDA на небольшую 
высоту и отпустите, чтоб он «подпрыгнул» на 
колёсах. Прислушайтесь, нет ли дребезжащего 
звука. При необходимости проверьте подшипники 
и резьбовые соединения. При необходимости 
немного подтяните их.

Вернувшись домой, вы должны ещё раз тщательно 
проверить свой велосипед MERIDA. Поврежденные 
части необходимо отремонтировать или заменить. 
Проконсультируйтесь со специалистом веломага-
зина MERIDA. Детальную информацию о деталях из 
карбона вы найдете в главе «Особенности карбо-
новых материалов» в этом кратком руководстве 

MERIDA, а также в вашем подробном руковод-
стве по эксплуатации MERIDA и в инструкциях 
производителей компонентов на предоставляе-
мом диске MERIDA CD-ROM.

5.

Ещё раз осмотрите весь велосипед MERIDA, чтобы 
обнаружить возможные деформации, повреждения 
покрытия или трещины 

(g)

. Возвращайтесь назад на 

вашем велосипеде MERIDA,  только если все 
проверки пройдены безукоризненно, по кратчайше-
му пути и очень осторожно. Избегайте сильного 
ускорения и торможения и не вставайте с седла. 
Если у вас возникли сомнения в исправности 
вашего велосипеда MERIDA, не рискуйте своей 
безопасностью и вызовите транспортное средство.

6.

Деформированные части, особенно алюми-
ниевые, могут внезапно сломаться. Их 
нельзя рихтовать, т.е. выпрямлять, 

поскольку при этом возникает повышенный риск 
поломки. Это относится, в первую очередь, к 
вилкам, рулю, выносу руля, шатунам, подседель-
ному штырю и педалям. В сомнительных случаях 
предпочтительнее заменить эти детали, поскольку 
безопасность превыше всего. Проконсультируй-
тесь со специалистом веломагазина MERIDA.

Если на вашем велосипеде MERIDA 
имеются карбоновые детали 

(h)

, то после 

падения или подобного происшествия ваш 

велосипед 

MERIDA 

необходимо немедленно 

показать специалисту веломагазина MERIDA. 
Карбон является чрезвычайно прочным материа-
лом, способным выносить высокие нагрузки при 
малом весе деталей. Однако свойства карбона 
таковы, что произошедшая перегрузка может 
привести к повреждению внутреннего сплетения 
волокон, которое не заметно по деформациям 
снаружи, как в случае стали или алюминия. Повреж-
дённая деталь может внезапно выйти из строя. 
Опасность падения!

После падения или опрокидывания 
вашего велосипеда MERIDA тщательно 
проверьте работу механизма переключе-

ния передач, особое внимание уделите положению 
ограничителей хода переключателей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

16

Обращение с эксцентриковыми 
зажимами и съёмными осями

Эксцентриковые зажимы

Способ надёжного крепления детали 
с помощью эксцентрикового зажима

Для быстрого изменения положения или монтажа и 
демонтажа на большинстве велосипедов MERIDA
установлены эксцентриковые зажимы. Все эксцентри-
ковые зажимы должны контролироваться на 
плотность затяжки перед каждым использованием 
велосипеда MERIDA. Эксцентриковые зажимы 
должны обслуживаться очень тщательно, так как от 
этого непосредственно зависит ваша собственная 
безопасность.

Потренируйтесь в обращении с эксцентриковыми 
зажимами, чтобы избежать несчастных случаев.

Эксцентриковый зажим состоит из двух элементов 
конструкции:

Разомкните эксцентриковый зажим. В этом положе-
нии должна быть видна надпись «Open» («открыто») 

(e)

Убедитесь, что закрепляемая деталь была правильно 
установлена. 

Следите за тем, чтобы рычаги обоих 
эксцентриковых зажимов колёс были 
всегда с одной стороны, противополож-

ной цепному приводу 

(c)

. Таким образом вы 

избегаете ошибочного монтажа переднего 
колеса с неправильной стороны. В случае 
велосипедов MERIDA с дисковыми тормозами и 
эксцентриковыми зажимами с осью 5 мм целесо-
образно устанавливать оба рычага со стороны 
привода. Таким образом, вы избежите контакта с 
горячим диском и не обожжёте себе пальцы. 
Если у вас есть сомнения или вопросы, обращай-
тесь в специализированный веломагазин 
MERIDA.

Никогда не используйте велосипед 
MERIDA, крепление колёс которого вы не 
проконтролировали перед поездкой 

(d)

. В 

случае недостаточной фиксации эксцентрикового 
зажима может отсоединиться колесо. Повышен-
ная опасность несчастного случая!

Не прикасайтесь к возможно ещё 
горячему тормозному диску (например, 
после длинного спуска) сразу же после 

остановки. Вы можете обжечься! Прежде чем 
разомкнуть эксцентриковый зажим, обязательно 
давайте остыть тормозному диску.

Пристёгивайте велосипед к неподвижно-
му предмету, пропустив замок через 
колёса, закреплённые эксцентриковыми 

зажимами, и раму, если вы ставите ваш велосипед 
MERIDA на стоянку.

Рукоятка 

(a)

 с одной стороны втулки: она превра-

щает закрывающее движение эксцентрика в 
усилие фиксации.

1.

Фиксирующая гайка 

(b)

 с противоположной 

стороны втулки: с её помощью на резьбовом 
стержне (эксцентриковая ось) устанавливается 
предварительная затяжка.

2.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

e

f

g

h

17

Дальнейшую информацию вы найдёте в главе «Инди-
видуальная регулировка велосипеда MERIDA» в этом 
кратком руководстве MERIDA, а также в вашем 
подробном руководстве по эксплуатации MERIDA и в 
инструкциях производителей компонентов на предо-
ставляемом диске MERIDA CD-ROM.

Надежно закрепленное колесо должно быть плотно 
зафиксировано в местах крепления рамы или вилки и 
не должно смещаться.

Съёмные оси 

(h)

 применяются, когда велосипед 

MERIDA подвергается сильным нагрузкам, например, 
во время езды в стиле кросс-кантри, «all-mountain» и 
эндуро. Они придают амортизационным вилкам и 
задней подвеске соответствующую жёсткость.

На сегодняшний день на рынке имеется множество 
различных систем съёмных осей. Некоторые системы 
фиксируются эксцентриковыми зажимами. Для 
монтажа или демонтажа других систем вам, возмож-
но, потребуются специальные инструменты.

Чтобы проконтролировать эксцентриковый зажим 
седла, попытайтесь повернуть седло относительно 
рамы.

Поверните рычаг в положение зажима, чтобы была 
видна надпись «Close» («закрыто») на наружной 
поверхности рычага. От начала движения закрытия до 
половины хода рычаг должен двигаться очень легко.

После этого усилие нажатия рычага должно заметно 
возрастать, в конце рычаг двигается только с прило-
жением значительного усилия. Подушечкой большого 
пальца нажмите на рычаг и притяните его пальцами к 
неподвижной детали, например, к вилке 

(f) 

или к перу 

задней подвески, но не к тормозному диску или спице.

В крайнем положении рычаг должен располагаться 
под прямым углом к оси эксцентрика 

(g)

; он ни в коем 

случае не должен быть направлен в сторону. Рычаг 
должен так прилегать к раме или вилке, чтобы он не 
мог произвольно разомкнуться. В то же время он 
должен быть хорошо доступен для захвата, чтобы его 
можно было действительно быстро использовать.

Проверьте фиксацию, надавливая на конец закрытого 
рычага и пытаясь повернуть его. Если он двигается, 
необходимо открыть его и увеличить предваритель-
ную затяжку. Поверните фиксирующую гайку на 
противоположной стороне на пол-оборота по часовой 
стрелке. Закройте эксцентриковый зажим и ещё раз 
проверьте посадку.

Наконец, поднимите колесо на несколько сантиме-
тров над землей и постучите сверху по покрышке.

Проверьте крепёж после первых одно-
го-двух часов эксплуатации, а потом 
проводите контроль после каждых 20 

часов эксплуатации.

Эксцентриковые зажимы можно заме-
нить на предохраняющую от кражи 
конструкцию. Для этого вам необходим 

специально закодированный ключ или ключ с 
внутренним шестигранником. Если у вас есть 
сомнения или вопросы, обращайтесь в специали-
зированный веломагазин MERIDA.

Съёмные оси

Указания по монтажу колёс и съёмных осей

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

18

Настоятельно рекомендуется прочитать 
главу «Обращение с эксцентриковыми 
зажимами и съёмными осями» в вашем 

подробном руководстве по эксплуатации велоси-
педа MERIDA и в инструкциях производителей 
амортизационных вилок, съёмных осей и колёс 
на предоставляемом диске MERIDA CD-ROM, 
прежде чем снимать колесо или проводить 
обслуживание и использовать комбинацию из 
вилки и колеса с системой съёмных осей!

Ни в коем случае не используйте для 
крепления оси другие инструменты, 
отличающиеся от рекомендуемых произ-

водителем. Всегда, где это возможно, используй-
те динамометрический ключ. Производите затяж-
ку, постепенно наращивая усилие (по половине 
ньютон-метра) до установленного максимального 
момента затяжки, и при этом постоянно прове-
ряйте плотность посадки детали. Не превышайте 
предписанный производителем максимальный 
момент затяжки! Слишком сильная затяжка оси 
может привести к повреждению оси или места 
крепления на вилке.

Неправильно установленные колёса 
могут стать причиной падений и несчаст-
ных случаев с тяжёлыми последствиями! 

Попросите специалиста веломагазина MERIDA 
разъяснить вам принципы безопасного обраще-
ния со съёмными осями вашего типа.

Если у вас есть сомнения или вопросы, обращайтесь в 
специализированный веломагазин MERIDA.

Индивидуальная регулировка 
велосипеда MERIDA

Рост и пропорции тела являются решающими параме-
трами для выбора высоты рамы вашего велосипеда 
MERIDA. В особенности необходимо следить за тем, 
чтобы у вас было достаточно свободного простран-
ства между верхней трубой и промежностью, чтобы не 
получить травму при необходимости быстро сойти с 
велосипеда

 (a)

.

Выбор типа велосипеда обычно определяется 
осанкой 

(b+c)

. Однако различные части вашего 

велосипеда MERIDA разработаны таким образом, 
чтобы их в некоторой степени можно было отрегули-
ровать в соответствии с пропорциями вашего тела. К 
ним относятся подседельный штырь, руль и вынос 
руля, а также тормозные ручки и/или тормозные 
рычаги/манетки.

Поскольку все работы требуют наличия специальных 
знаний, опыта, соответствующих инструментов и 
профессиональных навыков, проводите исключитель-
но контроль положения. Обсудите положение седла и 
свои пожелания в отношении изменений его положе-
ния со специалистом веломагазина MERIDA. Он 
поможет правильно настроить ваш велосипед 
MERIDA, например, во время первого техосмотра.

После каждой регулировки/монтажа обязательно 
проведите быструю проверку по описанию в главе 
«Перед каждой поездкой» и опробуйте ваш велосипед 
MERIDA на участке, свободном от дорожного движе-
ния 

(d)

.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

e

f

g

h

19

При использовании рам малой ростовки 
существует опасность контакта ноги с 
передним колесом. Поэтому особое 

внимание необходимо обратить правильной 
установке шипов педалей.

Для проведения описанных работ 
необходим опыт механика и подходящий 
инструмент. Всегда с особой тщательно-

стью затягивайте болтовые крепления. Повышай-
те усилие затяжки постепенно и постоянно 
проверяйте плотность посадки деталей. Пользуй-
тесь динамометрическим ключом и не превышай-
те максимально допустимые моменты затяжки 
болтов! Информацию об этом вы найдёте в главе 
«Рекомендуемые моменты затяжки» в этом 
кратком руководстве MERIDA, а также в вашем 
подробном руководстве по эксплуатации MERIDA 
на самих деталях или в инструкциях производи-
телей компонентов на предоставляемом диске 
MERIDA CD-ROM.

Положение в седле во многом зависит 
от вида эксплуатации велосипеда 
MERIDA. Проконсультируйтесь у специа-

листа веломагазина MERIDA или вашего тренера. 
Последующие советы применимы для гоночных, 
городских, треккинговых велосипедов MERIDA и 
велосипедов MERIDA для кросс-кантри и мара-
фона.

Если у вас возникли жалобы в связи с 
посадкой (например, ощущение онеме-
ния) причиной этого может быть седло. В 

ассортименте вашего специализированного 
веломагазина MERIDA имеются различные сёдла, 
и там вас охотно проконсультируют.

Регулировка высоты седла

Высота седла зависит от длины ног. При давлении на 
педаль основание большого пальца ноги должно 
находиться над осью педали. В крайнем нижнем 
положении шатуна педали нога не должна быть полно-
стью распрямлена, иначе педалирование будет нерав-
номерным 

(e)

.

Проверьте высоту седла в обуви с плоскими подошва-
ми. Надевайте правильно подходящие по размеру 
велотуфли. Сядьте в седло и поставьте пятку на 
педаль, находящуюся в крайнем нижнем положении. 
Бедро должно быть направлено  вниз, а нога быть 
полностью выпрямленной 

(f)

.

Для регулировки высоты седла ослабьте либо эксцен-
триковый зажим (см. главу «Обращение с эксцентри-
ковыми зажимами и съёмными осями»), либо зажим-
ной винт на верхнем конце подседельной трубы 

(g)

Для последнего необходимы подходящие инструмен-
ты, например, ключ-шестигранник, с помощью 
которого вы откручиваете зажимной болт на два-три 
оборота против часовой стрелки. Теперь вы можете 
изменить высоту седла, перемещая подседельный 
штырь.

Не выдвигайте подседельный штырь за пределы 
ограничительной метки, нанесённой на нём (обознача-
ется «Ende», «Minimum», «Maximum», «Stopp», «Limit» и 
т. п.) 

(h)

, и постоянно смазывайте часть подседельного 

штыря из алюминия или титана, которая находится в 
подседельной трубе из алюминия, титана или стали. 
На подседельных штырях и трубах, сделанных из 
карбона, нельзя использовать смазку на контактных 
поверхностях. Применяйте специальную пасту для 
карбона.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

20

Повторно отрегулируйте положение седла, проверяя 
его соосность с верхней трубой 

(a)

.

Прочно закрепите подседельный штырь. Для этого 
зажмите эксцентрик, как описано в главе «Обращение 
с эксцентриковыми зажимами и съёмными осями», 
либо затяните болт, фиксирующий подседельный 
штырь, проворачивая его каждый раз по половине 
оборота по часовой стрелке 

(b)

. Достаточного зажим-

ного действия можно достичь без применения 
большого усилия. Если для фиксации подседельного 
штыря требуются большие усилия, то такой штырь не 
подходит к раме.

После каждого этапа снова и снова проверяйте 
плотность посадки подседельного штыря. Для этого, 
крепко удерживая седло руками сзади и спереди, 
попытайтесь повернуть его 

(c)

. Если это возможно, 

необходимо снова осторожно подтянуть зажимной 
винт подседельного штыря на половину оборота и 
снова проконтролировать посадку.

Еще раз проверьте правильность регулировки, 
сместив ногу вместе с педалью в самую нижнюю 
точку. Когда подушечка стопы находится в середине 
педали (идеальное положение), колено должно быть 
слегка согнуто. Если это так, то вы правильно отрегу-
лировали высоту седла.

Проверьте, можете ли вы, сидя в седле, без затрудне-
ний достать ногами до земли. Если это не так, вам 
следует попробовать установить седло немного ниже.

Ни в коем случае не наносите смазку на 
поверхность карбоновой подседельной 
трубы, если внутри не установлена 

алюминиевая втулка. Если вы используете карбо-
новый подседельный штырь, то смазку запреще-
но наносить даже на подседельную трубу, 
изготовленную из металла. Карбоновые поверх-
ности деталей, на которые хотя бы раз была 
нанесена смазка, никогда не будут надежно 
зафиксированы. Вместо смазки используйте 
специальную пасту для карбона.

Для улучшения управления вашим 
велосипедом MERIDA, особенно на 
крутых спусках, рекомендуется более 

низкая установка седла. Так улучшается 
контроль над вашем велосипедом MERIDA.

Следите за тем, чтобы не затягивать 
слишком сильно болт зажима подседель-
ной трубы. От чрезмерной затяжки 

болтов может быть повреждён подседельный 
штырь или рама. Опасность несчастного случая!

Никогда не ездите с подседельным 
штырём, выдвинутым за пределы ограни-
чительной метки «Ende», «Minimum», 

«Maximum», «Limit» или «Stopp» 

(d)

! Это может 

привести к его поломке или повреждению рамы. 
На рамах с подседельной трубой, выходящей за 
уровень верхней трубы, подседельный штырь 
должен быть погружен как минимум ниже уровня 
верхней трубы рамы или места крепления задних 
верхних перьев! Если подседельная труба и рама 
имеют различные предписания по минимальной 
глубине вставки, выбирайте из них б

óльшую 

предписываемую глубину вставки.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

e

f

g

h

21

Если подседельный штырь шатается или 
недостаточно легко входит внутрь 
подседельной трубы, проконсультируй-

тесь в вашем специализированном веломагазине 
MERIDA. Ни в коем случае не применяйте силу!

Производите затяжку, постепенно наращи-
вая усилие (по половине ньютон-метра) 
до установленного максимального 

момента затяжки, и при этом постоянно прове-
ряйте плотность посадки детали. Не превышайте 
предписанный производителем максимальный 
момент затяжки!

Проверяйте правильность высоты седла 
и положения седла и руля для детей и 
подростков не реже чем каждые три 

месяца!

Если на вашем велосипеде MERIDA
установлен регулируемый подседельный 
штырь 

(e)

, подробную информацию по 

нему вы найдете в вашем подробном руководстве 
по эксплуатации велосипеда MERIDA, а также в 
инструкциях производителей компонентов на 
предоставляемом диске MERIDA CD-ROM. 

Существуют три различные системы выноса руля, в 
зависимости от которых может варьироваться высота 
руля: классический, регулируемый вынос руля  и 
система Aheadset® 

(f)

. Для каждой из этих систем 

требуются специальные знания, которые не подробно 
представлены в последующем описании. Если у вас 
есть сомнения или вопросы, обращайтесь в специали-
зированный веломагазин MERIDA.

Регулировка высоты руля

Высота руля относительно седла и расстояние между 
седлом и рулём определяют положение спины. Посад-
ка с низким рулем создает меньшее воздушное сопро-
тивление при движении, при этом большая часть веса 
велосипедиста приходится на переднее колесо. Такое 
низкое положение является менее удобным, велосипе-
дист испытывает напряжение из-за нагрузки на 
суставы рук, верхнюю часть корпуса и шею.

Выносы руля относятся к несущим 
деталям вашего велосипеда MERIDA. 
Внося изменения, вы рискуете своей 

безопасностью. Если у вас есть сомнения или 
вопросы, обращайтесь в специализированный 
веломагазин MERIDA.

Для проведения этих работ необходи-
мы профессиональные навыки и (специ-
альные) инструменты. Попросите специ-

алиста вашего веломагазина MERIDA  объяснить 
вам принципы работы и регулировки вашего 
выноса руля или попросите его выполнить 
регулировку.

Резьбовые крепления выноса и руля 
должны быть установлены в соответ-
ствии с предписанными моментами 

затяжки 

(g)

. Иначе существует вероятность того, 

что руль или вынос отсоединится или сломается. 
Пользуйтесь динамометрическим ключом и не 
превышайте максимально допустимые моменты 
затяжки винтов! Информацию об этом вы найдё-
те в главе «Рекомендуемые моменты затяжки» в 
этом кратком руководстве MERIDA, а также в 
вашем подробном руководстве по эксплуатации 
MERIDA на самих деталях и/или в инструкциях 
производителей компонентов на предоставляе-
мом диске MERIDA CD-ROM.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

22

Выносы отличаются длиной 

(a)

, диаме-

тром штока вилки и диаметром крепле-
ния руля 

(b)

. Неправильный выбор 

компонентов может стать причиной несчастного 
случая. В случае замены используйте только 
фирменные маркированные изделия, стандарты 
которых соответствуют друг другу. Вас охотно 
проконсультируют в специализированном 
веломагазине MERIDA.

Удостоверьтесь, чтобы комбинация 
руль-вынос руля была одобрена произ-
водителем руля и выноса.

Следите за тем, чтобы край мест крепле-
ния руля не был острым.

Не используйте велосипед MERIDA с 
выносом, установленным выше допусти-
мого положения! Прежде чем отправиться 

в путь, проверьте все винтовые соединения и 

 

надежность крепления руля. Это удобно сделать 
при зажатом тормозе.

Не пытайтесь открутить контргайку 
рулевого подшипника при регулировке 
положения руля во избежание возник-

новения люфта подшипника!

Обычные выносы руля

На классических выносах высота руля может 
регули-роваться только в ограниченном диапазоне. 
Для этого вынос опускается или поднимается в штоке 
вилки 

(c)

.

Регулируемые выносы руля

Изменение угла наклона передней части выноса руля 
на регулируемых выносах производится различными 
способами:

Существуют модели с винтами, находящимися на 
боковой стороне шарнира 

(c)

, модели с винтами на 

верхней или нижней стороне и версии с дополнитель-
ными фиксаторами или регулировочными винтами.

Попросите специалиста вашего веломагазина MERIDA 
объяснить вам принципы работы и регулировки 
вашего выноса руля или лучше сразу попросите его 
выполнить эту регулировку.

Дальнейшую информацию вы найдёте в главе 
«Регулировка высоты руля» в вашем подробном 
руководстве по эксплуатации MERIDA и в инструкциях 
производителей компонентов на предоставляемом 
диске MERIDA CD-ROM.

Попросите специалиста вашего веломагазина MERIDA 
объяснить вам принципы работы и регулировки 
вашего выноса руля или лучше сразу попросите его 
выполнить эту регулировку.

Дальнейшую информацию вы найдёте в главе 
«Регулировка высоты руля» в вашем подробном 
руководстве по эксплуатации MERIDA и в инструкциях 
производителей компонентов на предоставляемом 
диске MERIDA CD-ROM.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

e

f

g

h

23

Выносы руля для безрезьбовых систем, 
так называемых систем Aheadset®

Корректировка положения
и регулировка наклона седла 

На велосипедах MERIDA с рулевой колонкой 
Aheadset® предварительное натяжение подшипника 
устанавливается с помощью выноса руля. После 
изменения положения выноса руля необходимо 
заново отрегулировать зазор в подшипнике рулевой 
колонки (см. главу «Подшипник рулевой колонки/ 
рулевая колонка») в вашем подробном руководстве по 
эксплуатации MERIDA и в инструкциях производите-
лей компонентов на предоставляемом диске MERIDA 
CD-ROM). Частично высоту можно отрегулировать с 
помощью перемещения промежуточных проставоч-
ных колец (Spacer) 

(e)

 или переворачиванием выноса 

руля на т. н. моделях «Flip-Flop» 

(f)

.

Попросите специалиста вашего веломагазина MERIDA 
объяснить вам принципы работы и регулировки 
вашего выноса руля или попросите его  выполнить эту 
регулировку.

Расстояние от ручек руля (грипсы) до седла влияет на 
угол наклона спины 

(g)

 и, следовательно, на удобство 

езды и динамику движения. Это расстояние может 
быть откорректировано с помощью зажима подсе-
дельного штыря. Смещение рамок седла на подсе-
дельном штыре также оказывает влияние на процесс 
педалирования, смещая вектор усилия нажатия на 
педали назад или вперед.

Если седло установлено не горизонтально, велосипе-
дист может испытывать дополнительное напряжение 
при педалировании. Ему придется постоянно опирать-
ся на руль или крепко держаться за него, чтобы не 
соскальзывать с седла.

Резьбовые крепления подседельного 
штыря должны быть установлены в 
соответствии с предписанными момента-

ми затяжки 

(h)

. Пользуйтесь динамометрическим 

ключом и не превышайте максимально допусти-
мые моменты затяжки винтов! Информацию об 
этом вы найдёте в главе «Рекомендуемые момен-
ты затяжки» в этом кратком руководстве 
MERIDA, а также в вашем подробном руковод-
стве по эксплуатации MERIDA  на самих деталях 
или в инструкциях производителей компонентов 
на предоставляемом диске MERIDA CD-ROM.

Если перевернуть вынос, то тросики 
могут оказаться слишком короткими. 
Езда в таких условиях опасна. Прокон-

сультируйтесь со специалистом веломагазина 
MERIDA.

При удалении проставочных колец 
необходимо укоротить шток вилки. 
Деталь нельзя будет вернуть в первона-

чальное состояние. Попросите выполнить это 
специалиста веломагазина MERIDA только после 
того, как вы нашли подходящую для вас посадку.

Обратите внимание, что при изменении 
положения выноса руля меняется 
положение руля, тормозных ручек и 

рычагов переключения передач. Отрегулируйте 
их положение заново, как описывается в главе 
«Изменение угла наклона руля и тормозных 
ручек».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

24

Следите за положением рельсов рамки 
седла относительно крепления, распо-
ложенного на верху  подседельного 

штыря 

(a)

. Фиксация за пределами указанного 

диапазона может привести к поломке седла. 
Ежемесячно проверяйте резьбовые крепления с 
помощью динамометрического ключа, ориенти-
руясь на предписываемые значения.

Диапазон изменения положения седла 
очень мал. Намного больше возможно-
стей для изменения длины можно реали-

зовать с помощью выноса руля. Фактически, 
возможна реализация изменений длины на более 
чем 10 см. В большинстве случаев при этом 
необходимо согласовать длину тросиков системы 
переключения передач и тормозов; поручите эту 
работу специалисту веломагазина MERIDA!

Не плотно затянутые или раскрученные 
винты могут выйти из строя. Опасность 
несчастного случая!

Ежемесячно проверяйте резьбовые 
крепления с помощью динамометриче-
ского ключа 

(d)

 ориентируясь на предпи-

сываемые значения, которые вы найдете на 
самих деталях или в инструкциях производите-
лей компонентов на предоставляемом диске 
MERIDA CD-ROM.

Производители сёдел обычно предо-
ставляют подробные инструкции. Они 
находятся на предоставляемом диске 

MERIDA CD-ROM. Внимательно прочтите их перед 
регулировкой положения седла. Если у вас есть 
сомнения или вопросы, обращайтесь в специали-
зированный веломагазин MERIDA.

Следите за тем, чтобы верхний край седла оставался 
в горизонтальном положении 

(c)

 во время затягивания 

винта(ов). Во время этих регулировочных работ ваш 
велосипед MERIDA должен находиться в горизонталь-
ном положении.

После того как вы нашли желаемое положение, 
проверьте, прилегают ли плотно обе части крепления 
к рельсам седла, прежде чем вы доведёте зажим до 
предписываемого производителем седла значения 
момента затяжки.

Затяните винт(ы) динамометрическим ключом в 
соответствии с предписаниями производителя и 
убедитесь, что закреплённое седло не опрокидывает-
ся, попеременно нажимая руками на переднюю и 
заднюю часть седла.

В запатентованных подседельных штырях 

(b) 

центральный винт с внутренним шестигранником 
удерживает головку, фиксирующую как наклон, так и 
горизонтальное положение седла. Некоторые подсе-
дельные штыри имеют два винта, расположенные 
рядом.

Открутите винт(ы) на головке подседельного штыря. 
Для это поворачивайте винт(ы) не более чем на 
два-три оборота, иначе весь механизм может 
распасться. Сместите седло по желанию вперёд или 
назад. Для этого достаточно легко ударить по нему 
ладонью. Обратите внимание на метки, нанесенные на 
рельсы седла. Не допускайте выхода из обозначенно-
го диапазона.

Смещение седла вперёд-назад 
и установка горизонтально

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

e

f

g

h

25

При использовании интегрированного крепления 
седла
 

(e)

 с двумя болтами, расположенными спереди 

и сзади подседельного штыря, открутите  оба болта на 
два - максимум три оборота, иначе весь механизм 
может распасться. Сместите седло в горизонтальной 
плоскости, чтобы отрегулировать длину посадки. Для 
этого достаточно легко ударить по седлу ладонью. 
Обратите внимание на метки, расположенные на 
рельсах седла. Не допускайте выхода из обозначенно-
го диапазона.

После того как вы нашли желаемое положение, 
проверьте, прилегают ли плотно обе части крепления 
к рельсам седла, прежде чем вы проведете затяжку 
болтов в соответствии с указанными производителем 
значениями.

При использовании крепления седла с одним болтом 

(h)

 ослабьте в допустимых пределах крепежный болт, 

расположенный сбоку, но не откручивайте контргайку 
на противоположной стороне крепления. Обычно вам 
не потребуется разбирать весь механизм, если он 
снабжён боковым зажимом для седла.

Если вы считаете, что систему крепления с одним 
болтом необходимо разобрать полностью, извлеките 
её из зажимного устройства. За счёт этого будут 
высвобождены внешние детали зажима. Внутренние 
детали зажима останутся на своём месте благодаря 
фиксирующей резиновой пластинке.

Установите рамку седла в крепление, установите 
фиксирующие компоненты и вставьте крепежный 
болт. Если рамка седла недостаточно плотно прилега-
ет к креплению, не прилагайте чрезмерного усилия 
для установки ее в пазы. Крепление или рамка седла 
могут выйти из строя, что приведет к несчастному 
случаю и травме велосипедиста.

Используйте другую модель седла или обратитесь в 
специализированный веломагазин MERIDA.

Закручивайте равномерно оба болта 

(f)

, чтобы наклон 

седла не менялся. Если вы хотите установить перед-
нюю часть седла ниже, закручивайте по часовой 
стрелке передний болт. Возможно, вам будет необхо-
димо несколько отпустить затяжку заднего болта. 
Чтобы опустить заднюю часть седла, вам необходимо 
закрутить по часовой стрелке задний болт и, возмож-
но, ослабить затяжку переднего. Убедитесь, что 
закреплённое седло не опрокидывается, поочередно 
нажимая руками то на переднюю, то на заднюю часть 
седла 

(g)

.

Ежемесячно проверяйте резьбовые 
крепления с помощью динамометриче-
ского ключа, ориентируясь на предпи-

сываемые значения, которые вы найдете на 
самих деталях или в инструкциях производите-
лей компонентов на предоставляемом диске 
MERIDA CD-ROM.

Не плотно затянутые или раскрученные 
винты могут выйти из строя. Опасность 
несчастного случая!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

26

Изменение положения руля
и тормозных ручек

Регулировка положения тормозных ручек 
на гоночных велосипедах MERIDA

При покупке велосипеда MERIDA вы должны попро-
сить специалиста веломагазина MERIDA установить 
положение тормозных ручек 

(с)

, ориентируясь на 

длину своих пальцев.

Отрегулируйте расстояние захвата таким образом, 
чтобы первая фаланга указательного пальца могла 
захватывать тормозную ручку/манетку. После этого 
проверьте правильность регулировки и работу тормо-
зов, как это описывается в главе «Устройство тормо-
зов» в этом кратком руководстве MERIDA, а также в 
вашем подробном руководстве по эксплуатации 
MERIDA и в инструкциях производителей компонентов 
на предоставляемом диске MERIDA CD-ROM.

Если седло встает в крепление, установите его на 
штыре таким образом, чтобы рамка могла быть 
зафиксирована крепёжным механизмом штыря 
посередине 

(а)

. Также произведите регулировку седла 

в вертикальной плоскости. Постепенно закрутите 
болт и убедитесь, что:

Если всё в порядке, то с помощью динамометрическо-
го ключа постепенно затяните болт 

(b)

, пока не 

достигнете максимального момента затяжки, указан-
ного на подседельном штыре в ньютон-метрах (Нм).

Рамка седла не изменила положение в механизме 
крепления подседельного штыря.

У некоторых моделей различных производителей 

 

сделать такие регулировки возможно на самой ручке/ 
манетке, например, с помощью регулировочных 
винтов или так называемых прокладок-удлинителей 

(d)

. На других моделях регулировки производятся за 

счет корректировки фиксации тормозных тросиков на 
тормозах. Находящиеся там регулировочные винты 
служат лишь для компенсации возникающего износа 
тормозных накладок.

Если у вас возникнут проблемы с рассто-
янием захвата рычага тормоза, обрати-
тесь в ваш специализированный велома-

газин MERIDA.

1.

Рамка равномерно зажата с обеих сторон.

2.

Ежемесячно проверяйте резьбовые 
крепления с помощью динамометриче-
ского ключа, ориентируясь на предпи-

сываемые значения, которые вы найдете на 
самих деталях или в инструкциях производите-
лей компонентов на предоставляемом диске 
MERIDA CD-ROM.

Не плотно затянутые или раскрученные 
винты могут выйти из строя. Опасность 
несчастного случая!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

e

f

g

h

27

Особенности рулей, используемых 
на велосипедах MERIDA, предназначенных 
для триатлона и гонок с раздельного старта

В спортивных соревнованиях по триатлону и гонках на 
время, в которых аэродинамика посадки имеет 
важное значение, обычно используются так называе-
мые разделочные рули. На таких моделях рулей 
манетки часто расположены на конце руля, тормоз-
ные ручки установлены на основном руле. Если вы 
едете в лежачем положении, тормозные ручки 
находятся далеко 

(e)

, время реакции увеличивается, 

тормозной путь будет длиннее. Поэтому при езде на 
разделочном велосипеде будьте предельно внима-
тельны.

С помощью динамометрического ключа осторожно 
затяните болт(ы). Проверьте, чтобы зазоры выноса 
были расположены параллельно относительно друг 
друга и имели одинаковую ширину сверху и снизу. На 
выносах с несколькими винтами закручивайте винты 
один за другим равномерно и крест-накрест с 
помощью динамометрического ключа, соблюдая 
рекомендуемые моменты затяжки.

Попытайтесь повернуть руль относительно выноса 

(h) 

и при необходимости подтяните резьбовые крепления. 

Положение руля можно изменить в определенном 
диапазоне в соответствии с личными предпочтениями. 
Это означает, что ровный участок аэродинамического 
руля должен лишь минимально отклоняться вниз или 
вверх. Базовый руль должен быть установлен парал-
лельно поверхности движения или слегка отклоняться 
наверх. Следите за положением рук на руле, локти 
должны находиться позади подлокотников.

Изменение положения руля и тормозных
ручек на гоночных и циклокроссовых
велосипедах MERIDA

Нижняя часть рукояток руля должна быть параллель-
на земле либо располагаться под небольшим углом  

(f)

. Кончики тормозных ручек/манеток как бы 

представляют собой продолжение нижней части 
изгиба рогов руля, верхняя часть ручки при этом 
расположена горизонтально или слегка поднята 
кверху. Изменение положения тормозных ручек/мане-
ток осуществляется специалистом веломагазина 
MERIDA, поскольку после этого необходимо заново 
произвести обмотку руля лентой.

Чтобы изменить наклон руля, открутите болты шести-
гранником, находящиеся внизу или спереди на выносе 
руля 

(g)

. Поворачивайте руль, пока он не примет 

желаемое положение. Следите за тем, чтобы вынос 
был зафиксирован точно посередине руля.

Важно не забывать, что для использова-
ния тормоза потребуется дополнительное 
время на смену позиции рук, если ваши 

руки расположены на расстоянии от тормозных 
ручек, как при хвате за верх руля,  так и при езде на 
разделочном велосипеде в аэродинамическом 
положении. Положение ручек переключателей 
также может влиять на расстояние до тормозных 
ручек.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

a

b

c

d

28

На большинстве тормозных ручек можно отрегулиро-
вать расстояние от рычага до ручек руля. Прежде 
всего, велосипедисты с маленькими руками 

(a+b)

 

могут расположить тормозной рычаг для удобства 
захвата на близком от руля расстоянии. Как правило, 
в месте, где тормозной тросик тормозов с тросовым 
приводом входит в арматуру рычага или в сам рычаг, 
расположен маленький регулировочный винт. Закру-
чивайте этот винт 

(c)

 по часовой стрелке и наблюдай-

те, как при этом движется рычаг.

При использовании гидравлических тормозов приспо-
собления для регулировки расположены также на 
тормозном рычаге. Существуют различные системы. 
Проконсультируйтесь у специалиста веломагазина 
MERIDA или прочтите инструкции производителей 
компонентов на предоставляемом диске MERIDA 
CD-ROM.

Отрегулируйте расстояние захвата таким образом, 
чтобы первая фаланга указательного пальца могла 
захватывать тормозной рычаг. После этого проверь-
те правильность регулировки и работу тормозов, как 
это описывается в главе «Устройство тормозов» в 
этом кратком руководстве MERIDA, а также в вашем 

Пользуйтесь динамометрическим ключом и не превы-
шайте максимально допустимые моменты затяжки 
винтов, которые указаны в этом кратком руководстве 
MERIDA, а также в вашем подробном руководстве по 
эксплуатации MERIDA, на самих деталях или в 
инструкциях производителей компонентов на предо-
ставляемом диске MERIDA CD-ROM.

Регулировка наклона руля и тормозных ручек на 
городских велосипедах MERIDA, треккинговых 
велосипедах MERIDA, кроссовых велосипедах 
MERIDA,  детских велосипедах MERIDA и горных 
велосипедах MERIDA.

Регулировка положения тормозных ручек на 
городских  велосипедах MERIDA, треккинговых 
велосипедах  MERIDA,  кроссовых велосипедах 
MERIDA,  детских велосипедах MERIDA и горных 
велосипедах MERIDA

Ручки руля часто имеют изогнутую форму. Отрегули-
руйте руль так, чтобы суставы ваших рук не были 
напряжены и не слишком сильно вывернуты наружу 

(d)

. Для этого открутите болты, находящиеся внизу 

или спереди на выносе руля шестигранником. Повора-
чивайте руль, пока он не примет желаемое положе-
ние. Следите за тем, чтобы вынос был зафиксирован 
точно посередине руля. С помощью динамометриче-
ского ключа осторожно затяните винт(ы). Проверьте, 
чтобы зазоры выноса были расположены параллельно 
относительно друг друга и имели одинаковую ширину 
сверху и снизу. На выносах с несколькими винтами 
закручивайте винты один за другим равномерно и 
крест-накрест с помощью динамометрического 
ключа, соблюдая рекомендуемые моменты затяжки.

Тормозная ручка не должна при зажатии 
касаться руля. Полная тормозная сила 
должна достигаться раньше.

При использовании гидравлических и 
дисковых тормозов ознакомьтесь с 
инструкцией производителя тормозного 

устройства, которую вы найдёте на предоставля-
емом диске MERIDA CD-ROM. Если у вас есть 
сомнения или вопросы, обращайтесь в специали-
зированный веломагазин MERIDA.

подробном руководстве по эксплуатации MERIDA и в 
инструкциях производителей компонентов на предо-
ставляемом диске MERIDA CD-ROM.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..