ОНК-140. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА (ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ). Руководство - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА (ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ). Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОНК-140. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА (ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ). Руководство - часть 21

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

11 

 

02

 

41

 

07

 

41

 

Образцы пломб 

завода-изготовителя 

Пломба типа В 

Пломба типа А 

Пломба типа Б 

 

 

Рисунок 3 - Расположение пломб на БОДе 

 

1.5.4 Снятие и установку пломб составных частей ограничителя (с последующей от-

меткой в паспорте ОНК) в эксплуатации могут проводить ниже указанные специалисты. 

Люк для доступа к элементам настройки ОНК (пломба типа Б) пломбируется: 

пломбой ОТК завода-изготовителя крана после регулировки ограничителя на заво-

де-изготовителе кранов; 

пломбой  инженерно-технического  работника  (ИТР),  ответственного  за  содержание 

грузоподъемных  машин  в  исправном  состоянии,  после  подстройки  ОНК  по  результатам  его 

проверки в составе крана контрольными грузами (п. 4.3.3 РЭ) при проведении сезонного тех-

нического обслуживания крана. 

Люк для доступа к печатному разъему БТП (пломба типа В), пломбируется пломбой 

ИТР, ответственного по надзору за безопасной эксплуатацией кранов, после проведения се-

зонного  технического  обслуживания  или  очередных  технических  освидетельствованиях  кра-

на, после текущего и капитального ремонтов крана, авариях, а также по требованию органов 

Госгортехнадзора России. 

Пломбы  всех  типов  разрешается  вскрывать  (с  последующим  пломбированием  и  от-

меткой в паспорте ОНК) специалистам предприятий, проводящим обслуживание ограничите-

ля (регламентные и ремонтные работы). 

Список ремонтных предприятий, к которым необходимо обращаться для гарантийно-

го и послегарантийного обслуживания ОНК, приведен в паспорте ЛГФИ.408844.009-ХХ ПС. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

12 

2 Описание и работа составных частей изделия 

2.1 Блок обработки данных 

2.1.1  Электронный  блок  обработки  данных  (БОД)  ограничителя  предназначен  для 

выполнения  необходимых  расчетов,  индикации  параметров  и  режимов  работы,  а  также  для 

управления механизмами крана. 

Блок  обработки  данных,  устанавливаемый  в  кабине  крановщика,  состоит  из  трех 

функционально  законченных  устройств  (ФУ):  источника  питания  (ИП),  конструктивно  разме-

щенного на кросс-плате БОДа, модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), каждый из кото-

рых выполнен на отдельной печатной плате. 

Электрическая  связь  между  ФУ,  а  также  между  ФУ  и  выходными  разъемами  БОДа 

обеспечивается через кросс-плату. 

2.1.2 ИП выполнен на двух интегральных модулях питания и предназначен для пре-

образования  нестабильного  входного  напряжения  ограничителя  (напряжения  бортовой  сети 

машины U

БС

) в стабилизированные напряжения. 

ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения: 

для питания МК и ДУГМ:  

 

 

+ 15 В (15 мА) и минус 15 В (15 мА); 

для питания МК, МИ и датчиков: 

 

 

 

 

+ 5 В (100 мА); 

для питания датчиков:   

 

 

 

 

    

минус 5 В (100 мА). 

2.1.3 МК выполнен на основе большой интегральной схемы ОМК. 

В состав ОМК входят: 

процессор; 

ПЗУ емкостью 16 кбайт; 

ОЗУ емкостью 512 байт; 

- 14-

разрядный АЦП; 

шестиразрядный коммутатор входа АЦП; 

контроллер клавиатуры и индикации. 

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены: 

настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана; 

регистратор параметров (РП) крана [блок телеметрической памяти (БТП)]; 

восемь силовых ключей управления исполнительными механизмами крана; 

входные усилители преобразователя усилия и датчика угла маятникового; 

защитные диоды. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

13 

Функционирование  ограничителя  полностью  определяется  программой,  "зашитой"  в 

ПЗУ  МК,  и  заключается  в  преобразовании  сигналов  с  аналоговых  датчиков  в  цифровой  код, 

выполнении  необходимых  математических  расчетов,  отображении  в  цифровой  форме  рас-

считанных  значений  параметров  и  формировании  выходных  сигналов  управления  исполни-

тельными реле. 

2.1.4  МИ  предназначен  для  отображения  (на  трех  ИЖЦ)  в  цифровом  виде  рабочих 

параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающего 

об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана. 

На  плате  МИ  размещена  также  схема  управления  обогревом,  которая  включает  по-

догреватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10  С. 

Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа. 

Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на 

рисунке 4 и приведено ниже. 

Зеленый индикатор НОРМА (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопас-

ной для его конструкции. 

Желтый (или зеленый) индикатор "90 %" (2) указывает, что нагрузка крана по массе 

поднимаемого груза составляет более 90 % от максимально допустимой величины. 

Красный индикатор СТОП (3) сигнализирует о нахождении крана в опасной зоне, в 

которой  фактическая  нагрузка  достигает  более  105  %  (превышение  допустимого  значения 

грузового момента). 

Одновременное включение зеленого индикатора НОРМА и красного индикатора 

СТОП  (1,  3)  указывает  о  нахождении  стрелы  за  пределами  разрешенной  рабочей  зоны  (на-

рушение  геометрических  размеров  рабочей  зоны  крана).  Одновременно  с  загоранием  этих 

индикаторов срабатывает реле координатной защиты, которое блокирует движение всех ме-

ханизмов крана, и выдается звуковой сигнал. 

Индикатор режима работы с гуськом (14) горит, если ведется работа с гуськом. 

Индикатор режима работы с удлинителем (17) горит, если ведется работа с удли-

нителем. 

Индикатор  срабатывания  ограничителя подъема крюка  или  модуля  защиты  от 

опасного напряжения (18) мигает, если сработал выключатель ограничения подъема крюка, 

и горит постоянно, если антенна МЗОНа находится в зоне воздействия ЛЭП. 

Индикаторы  запасовки  полиспаста  (19-22)  отображают  выбранную  крановщиком 

схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-

пустимое значение на данной запасовке. 

Пример  -  Если  горят  индикаторы  8  и  4,  это  значит,  что  выбрана  запасовка  12 (сумма  цифр, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

14 

L, м

ВЫБОР РЕЖИМА

H

L

ТС ВКЛ

ОНК-140

8

4

2

1

R, м

90 %

НОРМА

СТОП

R

Q

Индикаторы степени
загрузки крана

Индикатор включения

подогрева ИЖЦ

Индикатор включения

питания

Кнопка выбора  параметра

в режиме НАСТРОЙКА или
переключения диапазона

напряжений МЗОНа

Индикаторы режима

работы с гуськом

Индикатор срабатывания
ограничителя подъема крюка

(мигает) или МЗОНа (горит
постоянно)

Индикатор вылета 
   или параметра
        (высоты)

Индикаторы выбранной

запасовки полиспаста

Индикатор фиксации второй

секции стрелы (палец)

Кнопки: включения-выключения

подсветки ИЖЦ (41), вызов теку-
щего времени (42), включение
теста самоконтроля ОНК (43)

Кнопка установки запасовки
палиспаста

Не используется 

Кнопка установки режима ра-
боты стрелового оборудова-

ния и положения опор

Кнопка смены группы
индицируемых на ИЖЦ
параметров

Указатель отображения на ИЖЦ параметров M, R, Qмах

Указатель отображения на ИЖЦ параметров L,  П(Н), Q

 

 

Рисунок 4 - Лицевая панель ОНК 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

15 

Индикатор  фиксации  второй  секции  гуська  (23)  указывает  на  срабатывание  вы-

ключателей фиксации пальцев стрелы. 

Примечание - В данной модификации ОНК этот индикатор не используется. 
Индикаторы опорного контура (25-29) отображают выбранную крановщиком схему 

опорного контура для выполнения конкретного вида работ. 

Примеры 
1 Если включены индикаторы 26 и 28, значит кран работает на вдвинутых опорах. 
2 При включенных индикаторах 25, 29 левые и правые опоры выдвинуты полностью. 
3 При включенном индикаторе 27 работа крана производится с колес. 
Индикаторы координатной защиты (30-33) включаются (горят) при введении огра-

ничений  ПОТОЛОК,  СТЕНА,  ПОВОРОТ  ВПРАВО  (или  УГОЛ  СПРАВА),  ПОВОРОТ  ВЛЕВО 
(или УГОЛ СЛЕВА) и мигают при достижении во время работы крана соответствующих (вве-
денных) ограничений. 

Кроме  того,  эти  индикаторы  мигают  при  нарушении  геометрических  размеров  рабо-

чей  зоны  крана:  кран  вошел  с  грузом  или  выдвинутой  стрелой  в  запрещенную  зону  работы 
над кабиной (мигают светодиоды 32, 33); превышен предельный угол подъема (30) или опус-
кания стрелы (31). 

При  мигании  хотя  бы  одного  индикатора  координатной  защиты  (30-33)  срабатывает 

реле  координатной  защиты,  блокирующее  движения  крана  в  данном  направлении,  и  звучит 
звуковой сигнал. 

Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-

ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ: 

при  включенном  индикаторе  34  индицируются  параметры,  обозначенные  на  лице-

вой панели БОДа синим цветом ("MRQ

мах

"); 

при  включенном  индикаторе  35  индицируются  параметры,  обозначенные  желтым 

цветом ["LП(Н)Q")]. 

Индикаторы  жидкокристаллические  цифровые  (ИЖЦ)  предназначены  для  ото-

бражения рабочих параметров крана. 

В зависимости от выбранного режима индикации (индикаторы 34, 35) на ИЖЦ выда-

ются значения следующих параметров: 

на  верхний  индикатор  -  момента  опрокидывания  крана  М

опр

 

в  процентах  от  макси-

мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или 
длины стрелы L в метрах; 

на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах; 

на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете 

Q

max

 

в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах, или текущего времени в ча-

сах и минутах при однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ (42). 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

16 

Последовательным нажатием кнопки ВЫБОР П (36) производится выбор номера на-

страиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА, а также переключение диапазонов измере-
ния напряжения ЛЭП модуля МЗОН-1. 

Примечание  -  В  некоторых  модификациях  ОНК  этой  же  кнопкой  производится  вывод  на 

средний  ИЖЦ  значений  давления  масла  в  двигателе,  температуры  охлаждающей  жидкости  и  других 
дополнительных параметров (индикаторы 6-10). 

Кнопками  ввода  координатной  защиты  (37-40)  производится  ввод  ограничений 

ПОТОЛОК, СТЕНА, ПОВОРОТ ВПРАВО и ПОВОРОТ ВЛЕВО. 

Этими  же  кнопками  в  режимах  ТЕСТ  и  НАСТРОЙКА  производится  увеличение  ("+") 

или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также 
занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки " " (40, - ввод). 

Кнопкой подсветки "" (41) производится включение и выключение (при повторном 

нажатии этой кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток. 

Кнопка  ЧАСЫ  (42)  обеспечивает  выдачу  на  средний  и  нижний  индикаторы  БОДа 

значений указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе параметров кра-
на [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа. 

Тип выдаваемого на индикацию параметра БТП зависит от числа нажатий на кнопку 

и отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ: 

00 - 

дата установки ОНК на кран; 

01 - 

наработка (моточасы работы) крана; 

02 - 

характеристическое число N (приведенная наработка крана за суммарное число 

циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана. 

При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра  "00",  а  на  среднем  и  нижнем  индикаторах  -  соответственно  дата,  месяц  (например, 
12.01) и год (например, 2004) установки ограничителя на кран. 

При  двукратном  нажатии  на  кнопку  ЧАСЫ  на  верхнем ИЖЦ  отображается  код  пара-

метра "01", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды моточасов работы крана. 

При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды характеристического числа N. 

Примечания 
1 Время между двумя последовательными нажатиями кнопки не должно превышать 5 с. 
2  По  истечении  5  с  после  нажатия  кнопки  происходит  автоматическое  выключение  режима 

индикации времени. 

3 Методика занесения даты установки ограничителя на кран с помощью кнопки ЧАСЫ при-

ведена в инструкции по монтажу ОНК на кране (ЛГФИ.408844.009-07 ИМ). 

Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК, при котором на всех 

ИЖЦ  БОДа  перебираются  цифры  от  9  до  1,  затем  поочередно  группами  (слева  -  направо,  сверху  - 
вниз) зажигаются единичные индикаторы, используемые в данной модификации ограничителя. 

После прохождения теста на ИЖЦ БОДа выдается следующая информация: 

на верхний ИЖЦ - значение текущего момента опрокидывания крана; 

на средний ИЖЦ - наименование параметра [выбор одного из этих параметров осуществля-

ется нажатием кнопок "+" (37) и " - " (38)]; 

на  нижний  ИЖЦ  -  величина  одного  (отображаемого  на  среднем  индикаторе)  из  следующих 

параметров: 

AL 

(альфа) - угол наклона стрелы в градусах; 

GA 

(гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах; 

Р

п

 - 

усилие на преобразователь усилия в килограммах силы; 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

17 

t - 

температура окружающего воздуха в градусах Цельсия; 

d1 - 

наличие на дискретных входах "D4"-"D1" (см. рисунок 2) напряжения 24 В (U

БС

); при этом 

появление цифры 1 в разряде 1 (при отсчете с справа - налево) нижнего ИЖЦ указывает на срабаты-
вание концевого выключателя. Распределение дискретных входов  для различных кранов дано на ри-
сунке 2. Нже приведено назначение входов для  крана КС-45727: 

в разряде 1 на срабатывание ограничителя подъема крюка или МЗОНа; 

в разряде 2 на то, что кнопка ускоренной работы лебедки не нажата; 

в разряде 3 на срабатывание ограничителя витков на барабане лебедки; 

в разряде 4 на срабатывание выключателя на ручке управления опусканием стрелы 

d2  - 

срабатывание  выключателей  подключенных  к  дискретным  входам  "D8"  -  "D5".  При 

этом появление цифры 0 в соответствующем разряде указывает: 

в разряде 1 на срабатывание выключателя на ручке управления подъема стрелы; 

в разряде 2 на срабатывание выключателя на ручке выдвижения стрелы; 

в разряде 3 на срабатывание выключателя на ручке втягивания стрелы; 

b1  - 

срабатывание  выключателей  подключенных  к  дискретным  входам  -  выходам  "ОК4", 

"ОК3",. "К2", "К1". При этом появление цифры 0 в соответствующем разряде указывает: 

в разряде 3 на срабатывание выключателя на ручке подъема груза; 

в разряде 4 на срабатывание выключателя  на ручке опускания груза, 

b2  - 

срабатывание  выключателей  подключенных  к  дискретным  входам  -  выходам  "ОК5"- 

"ОК8". При этом появление цифры 0 в соответствующем разряде: 
 - 

в разряде 1 на срабатывание выключателя на ручке поворота влево; 

в разряде 2 на срабатывание выключателя на ручке поворота вправо; 

Повторное нажатие на кнопку ТЕСТ переводит ограничитель в рабочий режим. 
Коды неисправностей ОНК
 приведены в таблице 4. 
Каждое нажатие на кнопку смены индикации (44) приводит к смене группы параметров  обо-

значены на лицевой панели синим (MRQ

мах

) и желтым (LНQ) цветом  , выдаваемых для отображения 

на ИЖЦ. При  этом  группа индицируемых параметров  указывается одним из включенных индикаторов 
34 или 35 (см. выше). 

Кнопка выбора режима работы стрелового оборудования и опорного контура (45) пред-

назначена  для выбора режима работы (стрела  или гусек),  устанавливает требуемую для работы кон-
фигурацию  опорного  контура:  выдвинутые  опоры,  вдвинутые  опоры,  работа  с  колес  (индикаторы  25-
29). 

Общий  режим  работы  опорного  контура  и  стрелового  оборудования  указывается  цифрой 

(появляется после первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". 

Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45. 
После завершения выбора режима  работы стрелового оборудования  и опорного  контура не-

обходимо нажать кнопку занесения режима в память ОНК " " (40). 

Кнопка  выбора  схемы  запасовки  полиспаста  (46)  предназначена  для  выбора  (установки) 

числа канатов в полиспасте крюка. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

18 

Установка  требуемой  кратности  запасовки  полиспаста  осуществляется  кратко-

временными  нажатиями  кнопки  46  до  тех  пор,  пока  сумма  цифр  у  включенных  индикаторов 

запасовки (19-22) не будет равна необходимой кратности. Установленная кратность запасов-

ки выдается на средний ИЖЦ сразу же после нажатия кнопки 46. 

Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 и 4, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку " " (40). 

Кнопка СБРОС (47) в описываемых модификациях ОНК не используется. 

2.2 Датчики первичной информации 

2.2.1 Преобразователь усилия 

Преобразователь  усилия  (ПрУ),  устанавливаемый  в  растяжку  грузового  каната,  слу-

жит для определения усилия, создаваемого грузом. 

ПрУ представляет собой тензометрический резистивный мост, наклеенный на сталь-

ное основание, которое растягивается под действием груза. 

Выходное  напряжение,  пропорциональное  воздействующему  на  преобразователь 

усилию (50 мВ при 500 кгс), с диагонали моста подается в БОД, усиливается и поступает на 

вход коммутатора АЦП. 

В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. 

Для  измерения  текущего  значения  температуры  окружающего  воздуха  в  ПрУ  уста-

новлен терморезистор, обеспечивающий температурную коррекции параметров ПрУ. 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 

Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до + 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . 

Усиленное  в  БОДе  (в  три  раза)  выходное  напряжение  датчика  поступает  на  вход 

коммутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 

2.2.3 Датчики длины стрелы и азимута 

2.2.3.1 Основным элементом датчиков длины стрелы (ДД) и азимута (ДА) является 

проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчивостью, 

вал которого жестко связан с соответствующими механизмами крана. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

19 

Из БОДа на резистор подается опорное напряжение +5 В. Напряжение, снимаемое со 

средней  точки  потенциометра  и  пропорциональное  длине  стрелы  или  углу  поворота  плат-
формы крана, через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.2.3.2 ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Трос ДД соединяется с ого-

ловком стрелы и при выдвижение последней вращает пружинный барабан и связанный с ним 
через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-
ляется пружинным барабаном. 

Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборота 

от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы. 

2.2.3.3 ДА устанавливается на оси вращения платформы и служит для измерения уг-

ла поворота платформы крана относительно кабины водителя. 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения 
С  целью  защиты  рабочего  оборудования  крана  от  повреждения  при  работе  в  зоне 

воздействия воздушных ЛЭП ограничители ОНК-140-ХХМ комплектуются модулем защиты от 
опасного напряжения МЗОН-1 (далее - МЗОН). 

МЗОН вырабатывает: 

импульсный  сигнал  со скважностью,  равной  двум  (меандр),  амплитудой  5,5-15  В  и 

частотой  (зависящей  от  напряженности  электрического  поля,  создаваемой  воздействующей 
на антенну модуля ЛЭП): 

125 Гц при нахождении антенны модуля вне зоны воздействия ЛЭП; 

250, 500, 1000, 1500 или 2000 Гц при нахождении антенны модуля в зоне 
воздействия ЛЭП напряжением (указаны верхние значения напряжения 
диапазонов измерения МЗОНа) 1, 10, 35, 450, 750 кВ соответственно (т. е. 
при срабатывании МЗОНа); 

сигнал с постоянным напряжением 5,5-15 В при отказе МЗОНа; 

сигнал с напряжением 0 В при разомкнутом концевом выключателе подъема крюка. 

Примечание  –  Модуль  защиты  МЗОН-1  работоспособен  при  величине  напряжения  бортсети  машины 

U

БС

 от 10,2 до 30,0 В. Амплитуда формируемого модулем выходного сигнала зависит от величины напряжения 

U

БС

. При напряжении питания U

БС

 = 24 В модулем вырабатывается сигнал амплитудой 8-15 В. 

Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу от ограничителя подъема крюка) пе-

редается в БОД для обработки. 

При  срабатывании  или  отказе  МЗОНа  (ОНК-140-ХХМ)  на  верхнем  ИЖЦ  БОДа  ото-

бражается код "Е 11" (вырабатывается сразу же после выхода ОНК в рабочий режим). 

При  наличие  сигнала  от  ЛЭП  ограничитель  запрещает  выполнение  операций  крана 

до  введения  соответствующих  ограничений  координатной  защиты  или  до  переключения 
МЗОНа на другой (с меньшей чувствительностью) диапазон измерения напряжения ЛЭП пу-
тем нажатия кнопки ВЫБОР П на лицевой панели БОДа. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

20 

3 Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ!  В  ОНК  УСТАНОВЛЕНА  ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ,  ФИКСИРУЮЩАЯ  РАБОЧИЕ 

ПАРАМЕТРЫ, УКАЗАННЫЕ В П. 1.2.3, В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПОСЛЕДНИХ ЧАСОВ РАБОТЫ КРАНА, А ТАК-

ЖЕ СТЕПЕНЬ НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО. 

3.1 Эксплуатационные ограничения (Меры безопасности) 

Ограничитель  не  содержит источников  опасности  для  обслуживающего  персонала и 

при  его  эксплуатации  необходимо  руководствоваться  настоящим  документом  и  "Правилами 

устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России. 

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СВАРОЧНЫХ РАБОТ НА КРАНЕ ОНК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЕСТОЧЕН. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПРОВОДИТЬ  НАСТРОЙКУ  И  РЕГУЛИРОВКУ  ОГРАНИЧИТЕЛЯ  НА  КРАНЕ 

ЛИЦАМ,  НЕ  ИМЕЮЩИМ  СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ  И  УДОСТОВЕРЕНИЯ  НА  ПРАВО  ПРОВЕ-

ДЕНИЯ УКАЗАННЫХ РАБОТ. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЯ С ПОВРЕЖДЕННЫМИ ПЛОМБАМИ. 

Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания или поломки узлов крана. 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схема включения ограничителя на кране приведена на рисунке 2. 

3.2.2  Перед  включением  ограничителя  необходимо  изучить  назначение  элементов 

индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 4 и п. 2.1.4). 

3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить: 

РАБОТА КРАНА НАД КАБИНОЙ В СЕКТОРЕ С УГЛОМ 66° ЗАПРЕЩЕНА 

горят красный 

индикатор  СТОП  и  зеленый  индикатор  НОРМА,  мигают  индикаторы  ограничений  ПОВОРОТ 

ВПРАВО (31) и ПОВОРОТ ВЛЕВО (32), звучит звуковой сигнал ; для вывода стрелы крана в 

рабочую зону необходимо нажать кнопку блокировки на пульте управления крана; при полно-

стью втянутой стреле и массе груза на крюке менее 0,8 т аварийная сигнализация не включа-

ется (для облегчения укладки стрелы в транспортное положение); 

при больших углах наклона стрелы дается предупреждение о приближении к макси-

мально  допустимому  углу  наклона  (когда  гидроцилиндр  подъема  стрелы  полностью  выдви-

нут) миганием индикатора ограничения по высоте подъема ПОТОЛОК (30); при срабатывании 

ОНК на этих углах (горят красный индикатор СТОП и зеленый индикатор НОРМА) необходимо 

нажать (для снятия координатной защиты) кнопку блокировки на пульте управления крана и 

опустить стрелу; 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

21 

ПРИ ПОПЫТКЕ ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ НА УГОЛ, МЕНЬШИЙ УГЛА НАКЛОНА, СООТВЕТСТ-

ВУЮЩЕГО МАКСИМАЛЬНОМУ ВЫЛЕТУ, ЗАПРЕЩАЮТСЯ ВСЕ ДВИЖЕНИЯ КРАНА

 

горят красный 

индикатор СТОП и зеленый индикатор НОРМА, мигает индикатор  СТЕНА (31) координатной 
защиты  и дальнейшая работа возможна только с нажатой кнопкой блокировки координатной 
защиты на пульте управления крана; 

ПРИ ОТКАЗЕ ДАТЧИКОВ РАБОТА КРАНА ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

(блокируются все движения 

крана); 

ограничитель не имеет собственного переключателя для подачи напряжения пита-

ния; включение ОНК осуществляется тумблером на пульте крана одновременно с включени-
ем приборов в кабине; о включении ограничителя свидетельствует загорание индикатора ВКЛ 
(индикатор 5 на рисунке 4) на передней панели БОДа. 

Если  включение  ОНК  проводится  при  температуре  менее  минус  10 С,  включается 

обогрев ИЖЦ, о чем свидетельствует загорание индикатора ТС (4). 

Если ОНК эксплуатируется при температурах ниже минус 30 °С, то выдача информа-

ции на ИЖЦ начнется после их прогрева в течение 5 мин. 

3.3 Использование изделия 

3.3.1 Включение ограничителя 
Включить тумблер подачи питания в цепи управления крана. 
Проконтролировать загорание индикатора ВКЛ (не более чем через 1 минуту) на пе-

редней панели БОДа, прохождения теста самоконтроля и последующий переход ограничите-
ля в рабочий режим. 

Примечания 
1 При появлении на верхнем индикаторе кодов "Е 30" (сбой введенного режима работы опор-

ного контура) или "Е31" (сбой введенной запасовки ) выполнить операции по п. 3.3.2. 

2 При появлении во время работы крана на верхнем ИЖЦ кода "Е 11" (оголовок стрелы с ан-

тенной находится в зоне воздействия напряжения ЛЭП) выполнить операции по пп. 3.3.5, 3.3.6. 

Для крана КС 45722 необходимо знать следующее: 

после прохождения теста  ОНК может выдает на 15секунд код отказавшего пере-

ключателя Е13.Х, где Х - цифра от 1 до 8 ( см. таблицу 4). Работа крана после этого раз-
решается и  действия  по п.  3.3.1.1 не  выполняются,  но  отказавший  выключатель  следует 
заменить при первой возможности. 

На  бесконтактных  выключателях  имеется  индикатор  для  анализа  их  исправного 

состояния. Он горит когда к чувствительному элементу поднесен металл и не горит когда 
метал отсутствует 

3.3.1.3  Для  укладки  крюка  в  транспортное  положение  при  срабатывании  коорди-

натной защиты необходимо нажать и удерживать кнопку ПОДСВЕТКА (угол наклона стре-
лы менее 45º ). 

Движения крана запрещаются так же при срабатывании выключателя ограничения 

подъема  крюка  (при  этом  мигает  индикатор  18,  -  см.  рисунок  4)  и  при  срабатывании  вы-
ключателя ограничителя сматывания каната (при этом на верхнем ИЖЦ отображается код 
"Е  12").  Для  снятия  запрета работы крана  необходимо соответственно опустить  или под-
нять крюк. 

3.3.2 Ввод режимов работы крана 
Операции по п. 3.3.2 выполнять только в случае необходимости изменения режимов 

работы или при выдаче на верхний индикатор сообщений "Е 30", "Е 31". 

Ввести  режим  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура,  а  также  крат-

ность запасовки полиспаста путем нажатия кнопки СТРЕЛА ОП. КОНТУР и ЗАПАСОВКА (за-
горается красная лампа, движения крана запрещаются). 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

22 

При этом на индикаторы БОДа выдаются: 

на верхний ИЖЦ - код модификации ОНК и типа крана (последние две цифры): 

28.01 - JONES-

КАМАЗ-20-RT;   

 

48.01 - 

КС-45718; 

28.02 - 

КС-4372;    

 

 

 

48.02 - 

КС-55722; 

39.01 - 

КС-4671;    

 

 

 

48.03 - 

КС-4871; 

39.02 - 

КС-4372В;  

 

 

 

48.04 - 

КС-5571; 

93.03 - 

КС-45727                                                 48.05 - КС-55722-2 

на средний ИЖЦ - кратность запасовки; 

на нижний ИЖЦ - цифровой код режима работы опорного контура и стрелового обо-

рудования с символом "Р-" впереди. 

Индикация режимов работы крана дублируется единичными индикаторами. 
Последовательно нажимая кнопки СТРЕЛА ОП. КОНТУР и ЗАПАСОВКА, выбрать со-

ответственно требуемый режим работы стрелового оборудования, опорного контура и необ-
ходимую запасовку, контролируя режимы работы по ИЖЦ и единичным индикаторам. 

Пример - Если горят индикаторы 2 и 4, значит выбрана запасовка 6 (сумма цифр, проставлен-

ных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Если  индицируемые  режимы  работы  крана  соответствуют  желаемым,  нажать 

кнопку " " (40). При этом ОНК перейдет в рабочий режим (работа крана разрешается). 

В ограничителе предусмотрены следующие режимы работы крана (ОНК автомати-

чески исключает режим работы, не предусмотренный на данном типе крана): 

код  "Р-00"  -  основная  стрела,  опоры  полностью  выдвинуты  (горят  индикаторы  25, 

29), кратность запасовки устанавливается согласно грузовым характеристикам крана; 

код  "Р-01"  -  работа  с  удлинителем  стрелы  (удлинитель  зафиксирован,  основная 

стрела изменяется от минимальной до максимальной, опоры выдвинуты, кратность запасовки 
устанавливается согласно грузовым характеристикам крана); 

код  "Р-02"  (для  кранов  КС-4372В,  КС-45718,  КС-55722)  -  работа  с  удлинителем  и 

гуськом  (основная  стрела  изменяется  от  минимальной  до  максимальной,  опоры  выдвинуты, 
кратность запасовки устанавливается согласно грузовым характеристикам крана); 

код "Р-02" (для крана КС4871) - основная стрела, работа без опор, кратность запа-

совки устанавливается согласно грузовых характеристик на кран; 

код "Р-03" (для крана КС-4372В) - основная стрела, работа без опор, кратность за-

пасовки устанавливается согласно грузовым характеристикам крана. 

ВНИМАНИЕ!  ДЛЯ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ  БЕЗОПАСНОЙ  РАБОТЫ  ВВЕДЕННАЯ  В  ОГРАНИЧИ-

ТЕЛЬ ЗАПАСОВКА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ УСТАНОВЛЕННОЙ НА ПОЛИСПАСТЕ КРАНА. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  НАЧИНАТЬ  РАБОТУ  НА  КРАНЕ,  НЕ  УБЕДИВШИСЬ  В  ПРАВИЛЬНОСТИ 

УСТАНОВКИ  РЕЖИМОВ  РАБОТЫ  ОПОРНОГО  КОНТУРА,  СТРЕЛОВОГО  ОБОРУДОВАНИЯ  И 

СХЕМЫ ЗАПАСОВКИ. 

 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

23 

3

.3.3 Тестовый контроль 

3.3.3.1 Тестовый контроль ограничителя проводится один раз в день перед началом 

рабочей смены. 

3.3.3.2 Для проверки работоспособности ОНК и концевых выключателей крана необ-

ходимо нажать кнопку ТЕСТ. 

При  прохождении  тест-программы ограничителя  на  всех  ИЖЦ перебираются  цифры 

от 9 до 1, затем группами поочередно, слева - направо, сверху - вниз, зажигаются единичные 

индикаторы, а также лампы НОРМА и СТОП. 

Убедитесь, что все единичные индикаторы и все сегменты ИЖЦ функционируют. 

Поднять крюк до соприкосновения с грузом ограничителя подъема крюка и убедиться 

в  срабатывании  ограничителя  подъема  крюка  (загорание  красной  лампы  на  ОНК  и  запрет 

подъема груза). 

Для выхода в рабочий режим нажмите кнопку ТЕСТ. 

3.3.4 Считывание информации о наработке крана 

Нажимая кнопку ЧАСЫ (42), произвести (см. п. 2.1.4) считывание информации с БТП 

ограничителя о значениях параметров крана (дата установки ОНК на кран, моточасы работы 

крана, характеристическое число), характеризующих степень его износа. 

Примечание - Работы по п. 3.3.3.3 выполнять только при необходимости. 

3.3.5 Работа крана вблизи линий электропередачи 

Рекомендации по п. 3.3.5 выполнять только для ограничителей ОНК-140-ХХ с индек-

сом "М" в конце обозначения (например, ОНК-140-28М), которые комплектуются модулем за-

щиты от опасного напряжения МЗОН-1 (далее - МЗОН). 

РАБОТА  КРАНА  ВБЛИЗИ  ЛИНИИ  ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ  (ЛЭП)  БЕЗ  НАРЯДА-

ДОПУСКА ЗАПРЕЩЕНА. 

Подготовка к работе и работа крана вблизи ЛЭП должна выполняться в строгом соот-

ветствии  с  требованиями  "Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  грузоподъемных 

кранов" (ПБ 10-382-00). 

Перед началом работы машинист должен поднять оголовок стрелы на высоту 7-8 м и, 

поворачивая ее, убедиться в отсутствии (наличии) ЛЭП в предполагаемой зоне работы. 

При попадании оголовка стрелы (с установленным на нем МЗОНом) в зону воздейст-

вия электрического поля ЛЭП частотой 50 Гц ограничитель запрещает выполнение всех опе-

раций крана, на верхний ИЖЦ БОДа выдается код "Е 11" (обнаружение ЛЭП), горит постоян-

ным свечением индикатор 18 (ОПАСНО) и включается прерывистый звуковой сигнал. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

24 

Дальность  обнаружения  ЛЭП  (расстояние  между  оголовком  стрелы  и  ближайшим  к 

нему проводом ЛЭП в передней полусфере) напряжением 0,22 кВ - не менее 3 м. 

При  работе  вблизи  ЛЭП  напряжением  0,22-1  кВ  следует  иметь  ввиду,  что  величина 

сигнала, наводимая на антенну от ЛЭП, очень мала. По этой причине при приближении ого-

ловка стрелы к поверхности земли или при выдвижении стрелы, оголовок которой удален от 

ЛЭП, защитные свойства модуля ухудшаются. 

Воздушные ЛЭП напряжением свыше 110 кВ ограничитель (МЗОН) обнаруживает на 

расстоянии в несколько сот метров. 

В  связи  с  тем,  что  МЗОН  не  во  всех  случаях  может  защитить  крюковую  подвеску, 

длинномерный груз, канат, ограничитель не должен использоваться как рабочее средство для 

остановки механизмов крана. 

МЗОН не защищает стрелу крана при нахождении гуська в рабочем положении. 

МЗОН помогает машинисту своевременно обнаружить ЛЭП. При сознательном нару-

шении Правил не может быть гарантирована защита от поражения электрическим током. 

Если  ограничитель  произвел  остановку  механизмов  крана  и выдал  сообщение  о на-

личие вблизи крана ЛЭП [на верхнем ИЖЦ отображается код "Е 11", горит постоянным свече-

нием индикатор обнаружения ЛЭП (18) и слышен прерывистый звуковой сигнал], крановщик 

должен определить зону работы крана, его положение относительно ЛЭП и установить коор-

динатную защиту согласно п. 3.3.6. 

При  вводе  первого  из  вводимых  ограничений  необходимо  нажать  и  удерживать 

кнопку блокировки координатной защиты на рукояти управления крана. 

Ввод  координатной  защиты  рекомендуется  начинать  с  ограничения  угла  поворота, 

ближнего к ЛЭП, при этом 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДВОДИТЬ ОГОЛОВОК СТРЕЛЫ К КРАЙНЕМУ ПРО-

ВОДУ ЛЭП НА РАССТОЯНИЕ, МЕНЬШЕ УКАЗАННОГО В ПРАВИЛАХ

При  срабатывании  модуля  защиты  на  нижний  индикатор  выдается  значение  напря-

жения [в киловольтах (кВ)], соответствующее верхнему значению напряжения (кВ) диапазона 

измерения МЗОНа, в котором произошло обнаружение ЛЭП. 

Примечание  -  Верхние  значения  напряжения  (кВ)  диапазонов  измерения  МЗОНа:  1; 

10; 35; 450; 750. 

Допускается  вместо  установки  ограничений  координатной  защиты  осуществлять  пе-

реход на более высоковольтный диапазон измерения (срабатывания) МЗОНа (путем нажатия 

кнопки  ВЫБОР  П),  если  при  визуальном  осмотре  установлено,  что  в  зоне  работы  крана 

ЛЭП отсутствует, а срабатывание МЗОНа вызвано воздействием электрического поля вы-

соковольтной линии, находящей вне зоны работы. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

25 

3.3.6 Ввод координатной защиты - ограничения типа "ЛЭП" 

Координатная  защита  -  ограничение  типа  "ЛЭП"  -  предназначено  для  обеспечения 

работы крана в зоне ЛЭП и в стесненных условиях. 

Ниже описана работа координатной защиты при работе крана в зоне ЛЭП 

ВНИМАНИЕ! 

1 РАБОТА ВБЛИЗИ ОТ ЛЭП МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ НАРЯДА  - 

ДОПУСКА УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА. 

2 НАПРЯЖЕНИЕ ЛЭП (П. 4 НАРЯДА-ДОПУСКА) ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ПАРАМЕТРОМ, 

НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ТИПА "ЛЭП". 

Для  реализации  координатной  защиты  -  ограничения  типа  "ЛЭП"  -  в  ограничителе 

ОНК-140-ХХМ предусмотрены следующие виды ограничений: 

ограничение СТЕНА; 

ограничение ПОТОЛОК; 

ограничения  по  углу  поворота:  ПОВОРОТ  ВЛЕВО  (или  УГОЛ  ЛЕВЫЙ),  ПОВОРОТ 

ВПРАВО (или УГОЛ ПРАВЫЙ). 

Для  обеспечения ограничения типа  "ЛЭП"  первые  два  ограничения являются  основ-

ными, а последнее - вспомогательным. 

При работе в стесненных условиях все ограничения равнозначны. 

Ограничение  типа  "ЛЭП"  обеспечивает  выполнение  требований  ГОСТ  12.1.013-78 

"Строительство. Электробезопасность" и ст. 9.5.17 "Правил устройства и безопасной эксплуа-

тации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-382-00). 

Введение  ограничения  "ЛЭП"  обеспечивает  автоматическое  отключение  приводов 

механизмов крана при приближении оголовка стрелы к границе охранной зоны. 

Охранная зона - это зона, в которую запрещено попадание оголовка стрелы. 

Граница охранной зоны - это воображаемая вертикальная (для ограничения СТЕНА) 

или  горизонтальная  (для  ограничения  ПОТОЛОК)  плоскость,  проходящая  параллельно  ЛЭП 

на расстоянии L от нее. 

Расстояние  L  зависит  от  напряжения  воздушной  ЛЭП,  которое  указано  в  наряде-

допуске на проведение работ. 

Зависимость расстояния L от напряжения воздушной ЛЭП приведено в таблице 3. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-28 PЭ

 

 

26 

Таблица 3 

Напряжение воздушной линии, кВ 

Наименьшее расстояние от оголовка до провода ЛЭП, м 

до 1 

1,5 

от 1 до 20 

2,0 

от 35 до 110 

4,0 

от 150 до 220 

5,0 

330 

6,0 

от 500 до 750 

9,0 

 

Для  ввода  ограничения  необходимо  нажать  на  время  не  менее  1  с  одну  из  кнопок  

37-

40 (при необходимости - поочередно несколько кнопок) напротив символа, обозначающего 

тип  требуемой  защиты  (например,  ПОТОЛОК),  при  этом  должен  включиться  индикатор  вве-

денного ограничения. 

При вводе ограничения необходимо учитывать габаритные размеры поднимаемого груза. 

Для снятия введенного ограничения (сброса защиты) необходимо повторно нажать ту 

же кнопку и проконтролировать выключение (гашение) соответствующего индикатора. 

Горение  индикаторов  постоянным  свечением  свидетельствует  об  отсутствии  сраба-

тывания защиты по введенным ограничениям. 

При достижении в процессе работы крана любого из введенных ограничений сраба-

тывает  координатная  защита,  загорается  красный  индикатор  СТОП  (зеленый  индикатор 

НОРМА продолжает гореть), включается звуковой сигнал и индикатор ограничения, из-за ко-

торого сработала защита, переводится в мигающий режим. 

Для отключения защиты оператор должен изменить параметр, по которому достигну-

то  ограничение  (Например,  при  достижении  ограничения  типа  ПОТОЛОК  необходимо  либо 

опустить стрелу, либо уменьшить ее длину). 

Для  выполнения  этих  операций  необходимо  предварительно  нажать  и  удерживать, 

до  момента  отключения  красного  индикатора  СТОП  и  звукового  сигнала,  кнопку  блокировки 

координатной защиты на пульте упpавления кpана. 

ВНИМАНИЕ! 

ПРИ ВВОДЕ ОГРАНИЧЕНИЙ КООРДИНАТНОЙ ЗАЩИТЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДУ-

СМАТРИВАТЬ  ЗАПАС  ПО  РАССТОЯНИЮ  И  УГЛУ  ПОВОРОТА  (ДЛЯ  УЧЕТА  ИНЕРЦИИ 

КРАНА ПРИ ПРИБЛИЖЕНИИ К ЗОНЕ, В КОТОРОЙ РАБОТА КРАНА ЗАПРЕЩЕНА). 

ПРИ  ПРИБЛИЖЕНИИ  К  УСТАНОВЛЕННОМУ  ОГРАНИЧЕНИЮ  ЗВУКОВОЙ  СИГ-

НАЛ НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ НАСТУПИТ ОГРАНИЧЕНИЕ. 

При необходимости все ограничения могут быть введены одновременно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..