ОНК-140. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА (ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ). Руководство - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА (ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ). Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ОНК-140. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА (ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ). Руководство - часть 10

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

11 

При  прохождении  теста  самоконтроля  в  трех  младших  разрядах  всех  индикаторов 

жидкокристаллических  цифровых  (ИЖЦ)  последовательно  отображаются  цифры  от  9  до  1 с 
частотой смены информации около 1 с и поочередно, слева - направо и сверху - вниз, кратко-
временно включаются светодиодные индикаторы. 

Подпрограмма  настройки  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА-

НАСТРОЙКА"  в  положение НАСТРОЙКА.  Переключатель  находится  в  специальном люке  на 
верхней  стенке БОДа и  используется  при  настройке и  привязке ограничителя  на  кране.  При 
этом имеется возможность изменения содержимого настроечного ПЗУ. 

Рабочая  программа  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  -  НА-

СТРОЙКА" в положение РАБОТА. 

1.4.4  Управление  работой  ограничителя  ввод  режимов  работы  крана  и  (или)  пара-

метров координатной защиты, индикация режимов работы и (или) рабочих параметров крана  
осуществляется с лицевой панели БОДа (см. рисунок 5). 

Расчет параметров грузоподъемности крана и степени его загрузки осуществляется в 

БОДе по значениям информационных сигналов с датчиков угла наклона стрелы, длины стре-
лы и давлений (зависящих от массы груза на крюке крана) в полостях гидроцилиндра подъе-
ма стрелы с учетом значений сигналов с датчика азимута и концевых выключателей положе-
ния рычагов управления крана и стрелы. 

По  результатам  расчета,  при  достижении  предельных  состояний  режимов  работы 

крана  (грузоподъемности,  углу  поворота  крана  в  режиме  координатной  защиты  и  др.),  БОД 
выдает сигналы на реле отключения механизмов крана. 

1.5 Маркировка и пломбирование 

1.5.1 Маркировка изделия наносится на боковой стенке БОДа и содержит: 

товарный знак предприятия-изготовителя (наносится на лицевой панели); 

условное обозначение типа ограничителя и его модификации; 

порядковый номер ОНК по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.2 Маркировка на составные части ОНК наносится непосредственно на их корпуса 

или на жгуты, подходящие к ним, и содержит: 

условное обозначение составной части ОНК в соответствии с таблицей 2; 

порядковый  номер  составной  части  ограничителя  по  системе  нумерации  предпри-

ятия-изготовителя. 

1.5.3 Пломбирование составных частей ограничителя, входящих в комплект поставки, 

производится ОТК предприятия-изготовителя в местах крепления их крышек (пломбы типа А). 

В БОДе ОТК предприятия-изготовителя дополнительно пломбируются крышки люков 

(см.  рисунок 4),  открывающих  доступ  к  элементам  настройки  (пломба типа  Б)  и  к  печатному 
разъему (пломба типа В), обеспечивающему возможность считывания информации с регист-
ратора параметров (РП) крана [блока телеметрической памяти (БТП)]. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

12 

 

02

 

41

 

07

 

41

 

Образцы пломб 

завода-изготовителя 

Пломба типа В 

Пломба типа А 

Пломба типа Б 

 

 

Рисунок 4 - Расположение пломб на БОДе 

 

1.5.4 Снятие и установку пломб составных частей ограничителя (с последующей от-

меткой в паспорте ОНК) в эксплуатации могут проводить ниже указанные специалисты. 

Люк для доступа к элементам настройки ОНК (пломба типа Б) пломбируется: 

пломбой ОТК завода-изготовителя крана после регулировки ограничителя на заво-

де-изготовителе кранов; 

пломбой  инженерно-технического  работника  (ИТР),  ответственного  за  содержание 

грузоподъемных  машин  в  исправном  состоянии,  после  подстройки  ОНК  по  результатам  его 

проверки в составе крана контрольными грузами (п. 4.3.3 РЭ) при проведении сезонного тех-

нического обслуживания крана. 

Люк для доступа к печатному разъему БТП (пломба типа В), пломбируется пломбой 

ИТР, ответственного по надзору за безопасной эксплуатацией кранов, после проведения се-

зонного  технического  обслуживания  или  очередных  технических  освидетельствованиях  кра-

на, после текущего и капитального ремонтов крана, авариях, а также по требованию органов 

Госгортехнадзора России. 

Пломбы  всех  типов  разрешается  вскрывать  (с  последующим  пломбированием  и  от-

меткой в паспорте ОНК) специалистам предприятий, проводящим обслуживание ограничите-

ля (регламентные и ремонтные работы). 

Список ремонтных предприятий, к которым необходимо обращаться для гарантийно-

го и послегарантийного обслуживания ОНК, приведен в паспорте ЛГФИ.408844.009-ХХ ПС. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

13 

2 Описание и работа составных частей изделия 

2.1 Блок обработки данных 

2.1.1  Электронный  блок  обработки  данных  (БОД)  ограничителя  предназначен  для 

выполнения  необходимых  расчетов,  индикации  параметров  и  режимов  работы,  а  также  для 

управления механизмами крана. 

Блок  обработки  данных,  устанавливаемый  в  кабине  крановщика,  состоит  из  трех 

функционально  законченных  устройств  (ФУ):  источника  питания  (ИП),  конструктивно  разме-

щенного на кросс-плате БОДа, модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), каждый из кото-

рых выполнен на отдельной печатной плате. 

Электрическая  связь  между  ФУ,  а  также  между  ФУ  и  выходными  разъемами  БОДа 

обеспечивается через кросс-плату. 

2.1.2 ИП выполнен на двух интегральных модулях питания и предназначен для пре-

образования  нестабильного  входного  напряжения  ограничителя  (напряжения  бортовой  сети 

машины U

БС

) в стабилизированные напряжения. 

ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения: 

для питания МК и ДУГМ:  

 

 

+ 15 В (15 мА) и минус 15 В (15 мА); 

для питания МК, МИ и датчиков: 

 

 

 

 

+ 5 В (100 мА); 

для питания датчиков:   

 

 

 

 

    

минус 5 В (100 мА). 

2.1.3 МК выполнен на основе большой интегральной схемы ОМК. 

В состав ОМК входят: 

процессор; 

ПЗУ емкостью 16 кбайт; 

ОЗУ емкостью 512 байт; 

- 14-

разрядный АЦП; 

шестиразрядный коммутатор входа АЦП; 

контроллер клавиатуры и индикации. 

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены: 

настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана; 

регистратор параметров (РП) крана [блок телеметрической памяти (БТП)]; 

восемь силовых ключей управления исполнительными механизмами крана; 

входные усилители преобразователей давления и датчика угла маятникового; 

защитные диоды. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

14 

Функционирование  ограничителя  полностью  определяется  программой,  "зашитой"  в 

ПЗУ  МК,  и  заключается  в  преобразовании  сигналов  с  аналоговых  датчиков  в  цифровой  код, 

выполнении  необходимых  математических  расчетов,  отображении  в  цифровой  форме  рас-

считанных  значений  параметров  и  формировании  выходных  сигналов  управления  исполни-

тельными реле. 

2.1.4  МИ  предназначен  для  отображения  (на  трех  ИЖЦ)  в  цифровом  виде  рабочих 

параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающего 

об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана. 

На  плате  МИ  размещена  также  схема  управления  обогревом,  которая  включает  по-

догреватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10  С. 

Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа. 

Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на 

рисунке 5 и приведено ниже. 

Зеленый индикатор НОРМА (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопас-

ной для его конструкции. 

Желтый (или зеленый) индикатор "90 %" (2) указывает, что нагрузка крана по массе 

поднимаемого груза составляет более 90 % от максимально допустимой величины. 

Красный индикатор СТОП (3) сигнализирует о нахождении крана в опасной зоне, в 

которой  фактическая  нагрузка  достигает  более  105  %  (превышение  допустимого  значения 

грузового момента). 

Одновременное включение зеленого индикатора НОРМА и красного индикатора 

СТОП  (1,  3)  указывает  о  нахождении  стрелы  за  пределами  разрешенной  рабочей  зоны  (на-

рушение  геометрических  размеров  рабочей  зоны  крана).  Одновременно  с  загоранием  этих 

индикаторов срабатывает реле координатной защиты, которое блокирует движение всех ме-

ханизмов крана, и выдается звуковой сигнал. 

Индикаторы режима работы с гуськом (14, 17) - индикаторы составного (14) и оди-

ночного (17) гуська; индикатор горит, если ведется работа с гуськом. 

Индикатор  срабатывания  ограничителя подъема крюка  или  модуля  защиты  от 

опасного напряжения (18) мигает, если сработал выключатель ограничения подъема крюка, 

и горит постоянно, если антенна МЗОНа находится в зоне воздействия ЛЭП. 

Индикаторы  запасовки  полиспаста  (19-22)  отображают  выбранную  крановщиком 

схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-

пустимое значение на данной запасовке. 

Пример  -  Если  горят  индикаторы  8  и  4,  это  значит,  что  выбрана  запасовка  12 (сумма  цифр, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

15 

L, м

ВЫБОР РЕЖИМА

H

L

ТС ВКЛ

ОНК-140

8

4

2

1

R, м

90 %

НОРМА

СТОП

R

Q

Индикаторы степени
загрузки крана

Индикатор включения

подогрева ИЖЦ

Индикатор включения

питания

Кнопка выбора  параметра

в режиме НАСТРОЙКА или
переключения диапазона

напряжений МЗОНа

Индикаторы режима

работы с гуськом

Индикатор срабатывания
ограничителя подъема крюка

(мигает) или МЗОНа (горит
постоянно)

Индикатор вылета 
   или параметра
        (высоты)

Индикаторы выбранной

запасовки полиспаста

Индикатор фиксации второй

секции стрелы (палец)

Кнопки: включения-выключения

подсветки ИЖЦ (41), вызов теку-
щего времени (42), включение
теста самоконтроля ОНК (43)

Кнопка установки запасовки
палиспаста

Не используется 

Кнопка установки режима ра-
боты стрелового оборудова-

ния и положения опор

Кнопка смены группы
индицируемых на ИЖЦ
параметров

Указатель отображения на ИЖЦ параметров M, R, Qмах

Указатель отображения на ИЖЦ параметров L,  П(Н), Q

 

 

Рисунок 5 - Лицевая панель ОНК 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

16 

Индикатор фиксации второй секции гуська (23) в данных ОНК не используется. 

Индикаторы опорного контура (25-29) отображают выбранную крановщиком схему 

опорного контура для выполнения конкретного вида работ. 

Примеры 

1 Если включены индикаторы 26 и 28, значит кран работает на вдвинутых опорах. 

2 При включенных индикаторах 25, 29 левые и правые опоры выдвинуты полностью. 

Индикаторы координатной защиты (30-33) включаются (горят) при введении огра-

ничений  ПОТОЛОК,  СТЕНА,  ПОВОРОТ  ВПРАВО  (или  УГОЛ  СПРАВА),  ПОВОРОТ  ВЛЕВО 

(или УГОЛ СЛЕВА) и мигают при достижении во время работы крана соответствующих (вве-

денных) ограничений. 

Кроме  того,  эти  индикаторы  мигают  при  нарушении  геометрических  размеров  рабо-

чей  зоны  крана:  кран  вошел  с  грузом  или  выдвинутой  стрелой  в  запрещенную  зону  работы 

над кабиной (мигают светодиоды 32, 33); превышен предельный угол подъема (30) или опус-

кания стрелы (31). 

При  мигании  хотя  бы  одного  индикатора  координатной  защиты  (30-33)  срабатывает 

реле  координатной  защиты,  блокирующее  движения  крана  в  данном  направлении,  и  звучит 

звуковой сигнал. 

Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-

ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ: 

при  включенном  индикаторе  34  индицируются  параметры,  обозначенные  на  лице-

вой панели БОДа синим цветом ("MRQ

мах

"); 

при  включенном  индикаторе  35  индицируются  параметры,  обозначенные  желтым 

цветом ["LП(Н)Q")]. 

Индикаторы  жидкокристаллические  цифровые  (ИЖЦ)  предназначены  для  ото-

бражения рабочих параметров крана. 

В зависимости от выбранного режима индикации (индикаторы 34, 35) на ИЖЦ выда-

ются значения следующих параметров: 

на  верхний  индикатор  -  момента  опрокидывания  крана  М

опр

 

в  процентах  от  макси-

мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или 

длины стрелы L в метрах; 

на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах; 

на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете 

Q

max

 

в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах, или текущего времени в ча-

сах и минутах при однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ (42). 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

17 

Последовательным нажатием кнопки ВЫБОР П (36) производится выбор номера на-

страиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА, а также переключение диапазонов измере-
ния напряжения ЛЭП модуля МЗОН-1. 

Примечание  -  В  некоторых  модификациях  ОНК  этой  же  кнопкой  производится  вывод  на 

средний  ИЖЦ  значений  давления  масла  в  двигателе,  температуры  охлаждающей  жидкости  и  других 
дополнительных параметров (индикаторы 6-10). 

Кнопками  ввода  координатной  защиты  (37-40)  производится  ввод  ограничений 

ПОТОЛОК, СТЕНА, ПОВОРОТ ВПРАВО и ПОВОРОТ ВЛЕВО. 

Этими  же  кнопками  в  режимах  ТЕСТ  и  НАСТРОЙКА  производится  увеличение  ("+") 

или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также 
занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки " " (40, - ввод). 

Кнопкой подсветки "" (41) производится включение и выключение (при повторном 

нажатии этой кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток. 

Кнопка  ЧАСЫ  (42)  обеспечивает  выдачу  на  средний  и  нижний  индикаторы  БОДа 

значений указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе параметров кра-
на [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа. 

Тип выдаваемого на индикацию параметра БТП зависит от числа нажатий на кнопку 

и отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ: 

00 - 

дата установки ОНК на кран; 

01 - 

наработка (моточасы работы) крана; 

02 - 

характеристическое число N (приведенная наработка крана за суммарное число 

циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана. 

При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра  "00",  а  на  среднем  и  нижнем  индикаторах  -  соответственно  дата,  месяц  (например, 
12.01) и год (например, 2004) установки ограничителя на кран. 

При  двукратном  нажатии  на  кнопку  ЧАСЫ  на  верхнем ИЖЦ  отображается  код  пара-

метра "01", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды моточасов работы крана. 

При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды характеристического числа N. 

Примечания 
1 Время между двумя последовательными нажатиями кнопки не должно превышать 5 с. 
2  По  истечении  5  с  после  нажатия  кнопки  происходит  автоматическое  выключение  режима 

индикации времени. 

3 Методика занесения даты установки ограничителя на кран с помощью кнопки ЧАСЫ при-

ведена в инструкции по монтажу ОНК на кране (ЛГФИ.408844.009-03 ИМ). 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

18 

Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК, при котором 

на всех ИЖЦ БОДа перебираются цифры от 9 до 1, затем поочередно группами (слева - на-

право, сверху - вниз) зажигаются единичные индикаторы, используемые в данной модифика-

ции ограничителя. 

После прохождения теста на ИЖЦ БОДа выдается следующая информация: 

на верхний ИЖЦ - значение текущего момента опрокидывания крана; 

на средний ИЖЦ - наименование параметра [выбор одного из этих параметров осу-

ществляется нажатием кнопок "+" (37) и " - " (38)]; 

на нижний ИЖЦ - величина одного (отображаемого на среднем индикаторе) из сле-

дующих параметров: 

AL 

(альфа) - угол наклона стрелы в градусах; 

GA 

(гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах; 

Р

п

 - 

давление в поршневой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р

ш

 - 

давление в штоковой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р - результирующее давление на поршень гидроцилиндра в атмосферах; 

t - 

температура окружающего воздуха в градусах Цельсия; 

d1 - 

наличие на дискретных входах "D4"-"D1" (см. рисунки 2, 3) напряжения 24 В (U

БС

); 

при этом появление цифры 1 в разряде 1 (при отсчете с справа - налево) нижнего ИЖЦ ука-

зывает на срабатывание концевого выключателя подъема крюка или МЗОНа; 

b1 - 

состояние выходных реле "ОК4"-"ОК1"; при этом в состоянии "замкнуто" появле-

ние цифры 1 в соответствующих разрядах нижнего ИЖЦ указывает на: 

в разряде 1 - срабатывание реле координатной защиты (ОК1); 

в разряде 2 - срабатывание реле перегрузки крана (ОК2). 

Повторное нажатие на кнопку ТЕСТ переводит ограничитель в рабочий режим. 

Коды неисправностей ОНК приведены в таблице 4. 

Каждое  нажатие  на  кнопку  смены  индикации  (44)  приводит  к  смене  группы  пара-

метров  обозначены на лицевой панели синим (MRQ

мах

) и желтым (LНQ) цветом  , выдавае-

мых для отображения на ИЖЦ. При этом группа индицируемых параметров указывается од-

ним из включенных индикаторов 34 или 35 (см. выше). 

Кнопка  выбора  режима  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура 

(45) предназначена для выбора режима работы (стрела или гусек), устанавливает требуемую 

для работы конфигурацию опорного контура: выдвинутые опоры, вдвинутые опоры, работа с 

колес (индикаторы 25-29). 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

19 

Общий  режим  работы  опорного  контура  и  стрелового  оборудования  указывается 

цифрой (появляется после первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". 

Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45. 

После завершения выбора режима работы стрелового оборудования и опорного кон-

тура необходимо нажать кнопку занесения режима в память ОНК " " (40). 

Кнопка выбора схемы запасовки полиспаста (46) предназначена для выбора (ус-

тановки) числа канатов в полиспасте крюка. 

Установка  требуемой  кратности  запасовки  полиспаста  осуществляется  кратко-

временными  нажатиями  кнопки  46  до  тех  пор,  пока  сумма  цифр  у  включенных  индикаторов 

запасовки (19-22) не будет равна необходимой кратности. Установленная кратность запасов-

ки выдается на средний ИЖЦ сразу же после нажатия кнопки 46. 

Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 и 4, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку " " (40). 

Кнопка СБРОС (47) в описываемых модификациях ОНК не используется. 

2.2 Датчики первичной информации 

2.2.1 Преобразователи давления 

Преобразователи давления ПрД

П

 

и ПрД

Ш

устанавливаемые соответственно в порш-

невую  (преобразователь  "П")  и  штоковую  (преобразователь  "Ш")  полости  гидроцилиндра  

стрелы или в соединенные с ними трубопроводы, служат для определения давления, созда-

ваемого грузом на шток гидроцилиндра подъема стрелы. 

Преобразователь  -  тензометрический  резистивный  мост,  наклеенный  на  стальной 

цилиндр, на внутреннюю полость которого действует измеряемое давление. 

Два тензорезистора, приклеенные на тонкостенную часть цилиндра, под воздействи-

ем  давления  растягиваются,  что  приводит  к  изменению  (увеличению)  их  сопротивления,  а, 

следовательно, к изменению сопротивления моста. 

Два  других  тензорезистора,  приклеенные  на  торец  (основание)  цилиндра,  под  воз-

действием давления не растягиваются и служат для термокомпенсации моста. 

Выходное  напряжение,  пропорциональное  воздействующему  на  преобразователь 

давлению (13 мВ при 25 МПа), с диагонали моста преобразователя подается в БОД, усилива-

ется и поступает на вход коммутатора АЦП. 

Примечание - В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. 

Для  коррекции  температурного  ухода  параметров  преобразователей  давления  ис-

пользуется установленный в датчике азимута (см. п. 2.2.3.3) терморезистор, измеряющий те-

кущее значение температуры окружающего воздуха. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

20 

2.2.2 Датчик угла наклона стрелы маятниковый 

Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до + 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . 

Усиленное  в  БОДе  (в  три  раза)  выходное  напряжение  датчика  поступает  на  вход 

коммутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 

2.2.3 Датчики длины стрелы и угла поворота платформы (азимута) 

2.2.3.1 Основным элементом датчиков длины стрелы (ДД) и угла (ДУГ) [азимута (ДА)] 

является проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустой-

чивостью, вал которого жестко связан с соответствующими механизмами крана. 

Из БОДа на резистор подается опорное напряжение +5 В. Напряжение, снимаемое со 

средней  точки  потенциометра  и  пропорциональное  длине  стрелы  или  углу  поворота  плат-

формы крана, через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.2.3.2 ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Трос ДД соединяется с ого-

ловком стрелы и при выдвижении последней вращает пружинный барабан и связанный с ним 

через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-

ляется пружинным барабаном. 

Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборота 

от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы. 

2.2.3.3 ДУГ (или ДА) устанавливается на оси вращения платформы и служит для из-

мерения угла поворота платформы крана относительно кабины водителя. 

Для измерения текущего значения температуры окружающего воздуха в ДУГ (ДА) ус-

тановлен  терморезистор,  обеспечивающий  температурную  коррекцию  параметров  преобра-

зователей давления (см. п. 2.2.1). 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения 

С  целью  защиты  рабочего  оборудования  крана  от  повреждения  при  работе  в  зоне 

воздействия воздушных ЛЭП ограничители ОНК-140-ХХМ комплектуются модулем защиты от 

опасного напряжения МЗОН-1 (далее - МЗОН). 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

21 

МЗОН вырабатывает: 

импульсный  сигнал  со  скважностью  два  (меандр)  амплитудой  5,5-15  В  и  частотой 

(зависящей от напряженности электрического поля, создаваемой воздействующей ЛЭП): 

125 Гц при нахождении антенны модуля вне зоны воздействия ЛЭП; 

250, 500, 1000, 1500 или 2000 Гц при нахождении антенны модуля в зоне 

воздействия ЛЭП (т. е. при срабатывании МЗОНа); 

постоянное напряжение 5,5-15 В при отказе МЗОНа; 

напряжение ноль вольт при разомкнутом концевом выключателе подъема крюка. 

Примечание  –  Модуль  защиты  МЗОН-1  работоспособен  при  величине  напряжения  бортсети  машины 

U

БС

 от 10,2 до 30,0 В. Амплитуда формируемого модулем выходного сигнала зависит от величины напряжения 

U

БС

. При напряжении питания U

БС

 = 24 В модулем вырабатывается сигнал амплитудой 8-15 В. 

Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу от ограничителя подъема крюка) пе-

редается в БОД для обработки. 

При  срабатывании  или  отказе  МЗОНа  (ОНК-140-ХХМ)  на  верхнем  ИЖЦ  БОДа  ото-

бражается код "Е 11" (вырабатывается сразу же после выхода ОНК в рабочий режим). 

При  наличие  сигнала  от  ЛЭП  ограничитель  запрещает  выполнение  операций  крана 

до  введения  соответствующих  ограничений  координатной  защиты  или  до  переключения 

МЗОНа на другой (с меньшей чувствительностью) диапазон измерения напряжения  ЛЭП пу-

тем нажатия кнопки ВЫБОР П на лицевой панели БОДа. 

3 Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ!  В  ОНК  УСТАНОВЛЕНА  ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ,  ФИКСИРУЮЩАЯ  РАБОЧИЕ 

ПАРАМЕТРЫ, УКАЗАННЫЕ В П. 1.2.3, В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПОСЛЕДНИХ ЧАСОВ РАБОТЫ КРАНА, А ТАК-

ЖЕ СТЕПЕНЬ НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО

3.1 Эксплутационные ограничения (Меры безопасности) 

Ограничитель  не  содержит источников  опасности  для  обслуживающего  персонала и 

при  его  эксплуатации  необходимо  руководствоваться  настоящим  документом  и  "Правилами 

устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России. 

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СВАРОЧНЫХ РАБОТ НА КРАНЕ ОНК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЕСТОЧЕН. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПРОВОДИТЬ  НАСТРОЙКУ  И  РЕГУЛИРОВКУ  ОГРАНИЧИТЕЛЯ  НА  КРАНЕ 

ЛИЦАМ,  НЕ  ИМЕЮЩИМ  СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ  И  УДОСТОВЕРЕНИЯ  НА  ПРАВО  ПРОВЕ-

ДЕНИЯ УКАЗАННЫХ РАБОТ. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЯ С ПОВРЕЖДЕННЫМИ ПЛОМБАМИ. 

Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания или поломки узлов крана. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

22 

3.2 

Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схемы подключения составных частей ОНК приведены на рисунках 2, 3. 

3.2.2  Перед  включением  ограничителя  необходимо  изучить  назначение  элементов 

индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 5 и п. 2.1.4). 

3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить: 

РАБОТА КРАНА НАД КАБИНОЙ В СЕКТОРЕ 60° ЗАПРЕЩЕНА 

горят красный индикатор 

СТОП  и  зеленый  индикатор  НОРМА,  мигают  индикаторы  ограничений  ПОВОРОТ  ВПРАВО 

(31) и ПОВОРОТ ВЛЕВО (32), звучит звуковой сигнал ; для вывода стрелы крана в рабочую 

зону необходимо нажать кнопку блокировки на пульте управления крана; при полностью втя-

нутой стреле и массе груза на крюке менее 1,0 т аварийная сигнализация не включается (для 

облегчения укладки стрелы в транспортное положение); 

при больших углах наклона стрелы дается предупреждение о приближении к макси-

мально  допустимому  углу  наклона  (когда  гидроцилиндр  подъема  стрелы  полностью  выдви-

нут) миганием индикатора ограничения по высоте подъема ПОТОЛОК (30); при срабатывании 

ОНК на этих углах (горят красный индикатор СТОП и зеленый индикатор НОРМА) необходимо 

нажать (для снятия координатной защиты) кнопку блокировки на пульте управления крана и 

опустить стрелу; 

ПРИ  ПОПЫТКЕ  ОПУСТИТЬ  СТРЕЛУ  НА  УГОЛ,  МЕНЬШИЙ  УГЛА  НАКЛОНА,  СООТВЕТСТ-

ВУЮЩЕГО МАКСИМАЛЬНОМУ ВЫЛЕТУ, ЗАПРЕЩАЮТСЯ ВСЕ ДВИЖЕНИЯ КРАНА

 

горят красный 

индикатор СТОП и зеленый индикатор НОРМА, мигает индикатор  СТЕНА (31) координатной 

защиты  и дальнейшая работа возможна только с нажатой кнопкой блокировки координатной 

защиты на пульте управления крана; 

ПРИ ОТКАЗЕ ДАТЧИКОВ РАБОТА КРАНА ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

(блокируются все движения 

крана); 

ограничитель не имеет собственного переключателя для подачи напряжения пита-

ния; включение ОНК  производится  тумблером  на пульте крана  одновременно  с  включением 

приборов  в  кабине;  о  включении  ограничителя  свидетельствует  загорание  индикатора  ВКЛ 

(индикатор 5 на рисунке 5) на передней панели БОДа. 

Если включение ОНК производится при температуре менее минус 10  С, включается 

обогрев ИЖЦ, о чем свидетельствует загорание индикатора ТС (4). 

Если ОНК эксплуатируется при температурах ниже минус 30 °С, то выдача информа-

ции на ИЖЦ начнется после их прогрева в течение 5 минут. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

23 

3.3 Использование изделия 

3.3.1 Включение ОНК 

Включить тумблер подачи питания в цепи управления крана. 

Проконтролировать загорание индикатора ВКЛ на передней панели БОДа, прохожде-

ния теста самоконтроля и последующий переход ОНК в рабочий режим. 

Примечания 

1 При появлении на верхнем индикаторе кодов "Е 30" (сбой введенного режима работы опор-

ного контура) или "Е31" (сбой введенной запасовки ) выполнить операции по п. 3.3.2. 

2 При появлении во время работы крана на верхнем ИЖЦ кода "Е 11" (оголовок стрелы с ан-

тенной находится в зоне воздействия напряжения ЛЭП) выполнить операции по пп. 3.3.4, 3.3.5. 

3.3.2 Ввод режимов работы крана 

Операции по п. 3.3.2 выполнять только в случае необходимости изменения режимов 

работы или при выдаче на верхний индикатор сообщений "Е 30", "Е 31". 

Ввод  режима  работы  стрелового  оборудования,  опорного  контура  и  кратности  запа-

совки  полиспаста  осуществляется  нажатием  кнопок  СТРЕЛА  ОП.  КОНТУР  и  ЗАПАСОВКА. 

При этом на индикаторы БОДа выдаются: 

на верхний ИЖЦ - код модификации ОНК и типа крана (последние две цифры): 

6.01 - 

КС-3579; 

6.02 - 

КС-5479; 

51.01 - 

КЖ-871; 

51.03 - 

КЖ-472; 

80.01 - 

КЖ-971; 

на средний ИЖЦ - кратность запасовки; 

на нижний ИЖЦ - цифровой код режима работы опорного контура и стрелового обо-

рудования с символом "Р-" впереди. 

Индикация режимов работы крана дублируется единичными индикаторами. 

Режим работы крана конкретного типа определяется его грузовыми характеристиками 

и состоянием единичных индикаторов 14, 17, 25-29 БОДа ограничителя (см. рисунок 5). 

Ограничитель  ОНК-140-ХХ  автоматически  исключает  режим  работы,  не  преду-

смотренный на данном типе крана. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

24 

РЕЖИМЫ РАБОТЫ КРАНОВ КС-3579, КС-5479, КЖ-472, предусмотренные в ограни-

чителях грузоподъемности ОНК-140-06 и ОНК-140-51: 

код  "Р-00"  -  основная  стрела,  опоры  полностью  выдвинуты  (горят  индикаторы  25, 

29), кратность запасовки устанавливается согласно грузовым характеристикам крана; 

код "Р-01" - основная стрела, опоры вдвинуты (горят индикаторы 26, 28). 

РЕЖИМЫ РАБОТЫ КРАНА КЖ-871, предусмотренные в ограничителе ОНК-140-51: 

код "Р-00" - основная стрела, опоры полностью выдвинуты (включены - горят - ин-

дикаторы 25, 29); 

код "Р-01 - основная стрела, режим работы без опор (индикаторы 25, 26, 28, 29 вы-

ключены – не горят); 

код "Р-02 - основная стрела, режим работы без опор (индикаторы 25, 26, 28, 29 по-

гашены) в секторах  18° относительно направления пути. 

РЕЖИМЫ РАБОТЫ КРАНА КЖ-971, предусмотренные в ограничителе ОНК-140-80: 

код  "Р-00"  -  основная  стрела,  опоры  полностью  выдвинуты  (горят  индикаторы  25, 

29), опорный контур 6•6 м; 

код  "Р-01"  -  основная  стрела,  опоры  полностью  выдвинуты  (горят  индикаторы  25, 

29), опорный контур 8,2•4,4 м; 

код "Р-02" - основная стрела, режим работы без опор (индикаторы 25, 26, 28, 29 по-

гашены); 

код "Р-03" - режим работы с горизонтальной стрелой, опоры полностью выдвинуты 

(горят индикаторы 25, 29), опорный контур 6•6 м или 8,2•4,4 м. 

Последовательно  нажимая  кнопки  СТРЕЛА  ОП.  КОНТУР  и  ЗАПАСОВКА  (загорается 

красный  индикатор  СТОП,  движения  крана  запрещаются),  выбрать  соответственно  требуе-

мый режим работы стрелового оборудования, опорного контура и необходимую запасовку по-

лиспаста, контролируя режимы работы по ИЖЦ и единичным индикаторам БОДа. 

Пример - Если горят индикаторы 2 и 4, значит выбрана запасовка 6 (сумма цифр, проставлен-

ных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Если  индицируемые  режимы  работы  крана  соответствуют  желаемым,  нажать 

кнопку " " (40). При этом ОНК перейдет в рабочий режим (работа крана разрешается). 

ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ РАБОТУ НА КРАНЕ, НЕ УБЕДИВШИСЬ В ПРА-

ВИЛЬНОСТИ УСТАНОВКИ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОПОРНОГО КОНТУРА, СТРЕЛОВОГО ОБОРУДО-

ВАНИЯ И СХЕМЫ ЗАПАСОВКИ. 

Установленные режимы работы крана хранятся в памяти ограничителя ОНК-140. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

25 

3.3.3 Тестовый контроль. Считывание информации о наработке крана 

3.3.3.1 Тестовый контроль 

Тестовый контроль ОНК проводится один раз в день перед началом рабочей смены. 

Для  проверки  работоспособности  ОНК  и  концевых  выключателей  крана  необходимо 

нажать кнопку ТЕСТ. 

При  прохождении  тест-программы ограничителя  на  всех  ИЖЦ перебираются  цифры 

от 9 до 1, затем группами поочередно, слева - направо, сверху - вниз, зажигаются единичные 

индикаторы, а также индикаторы НОРМА и СТОП. 

Убедитесь, что все единичные индикаторы и все сегменты ИЖЦ функционируют. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение момента опрокидыва-

ния крана, на средний ИЖЦ - наименование, а на нижний ИЖЦ - величина одного из дополни-

тельно контролируемых параметров крана (см. п. 2.1.4). 

Убедитесь,  что  при  подъеме  крюковой  обоймы  на  высоту,  при  которой  срабатывает 

ограничитель  подъема  крюка,  начинает  мигать  индикатор  (18)  БОДа  и  движения  крана  за-

прещаются. 

Для выхода в рабочий режим нажмите кнопку ТЕСТ. 

3.3.3.2 Считывание информации о наработке крана 

Работы по п. 3.3.3.2 выполнять только при необходимости. 

Нажимая кнопку ЧАСЫ (42), произвести (см. п. 2.1.4) считывание информации с БТП 

ограничителя о значениях параметров крана (дата установки ОНК на кран, моточасы работы 

крана, характеристическое число), характеризующих степень его износа. 

3.3.4 Работа крана вблизи линий электропередачи 

Рекомендации по п. 3.3.4 выполнять только для ограничителей ОНК-140-ХХ с индек-

сом "М" в конце обозначения (например, ОНК-140-06М), которые комплектуются модулем за-

щиты от опасного напряжения МЗОН-1 (далее - МЗОН). 

РАБОТА  КРАНА  ВБЛИЗИ  ЛИНИИ  ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ  (ЛЭП)  БЕЗ  НАРЯДА-

ДОПУСКА ЗАПРЕЩЕНА. 

Подготовка к работе и работа крана вблизи ЛЭП должна выполняться в строгом соот-

ветствии  с  требованиями  "Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  грузоподъемных 

кранов" (ПБ 10-382-00). 

Перед началом работы машинист должен поднять оголовок стрелы на высоту 7-8 м и, 

поворачивая ее, убедиться в отсутствии (наличии) ЛЭП в предполагаемой зоне работы. 

При попадании оголовка стрелы (с установленным на нем МЗОНом) в зону воздейст-

вия электрического поля ЛЭП частотой 50 Гц ограничитель запрещает выполнение всех опе-

раций крана, на верхний ИЖЦ БОДа выдается код "Е 11" (обнаружение ЛЭП), горит постоян-

ным свечением индикатор 18 (ОПАСНО) и включается прерывистый звуковой сигнал. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-06 PЭ

 

 

26 

Дальность  обнаружения  ЛЭП  (расстояние  между  оголовком  стрелы  и  ближайшим  к 

нему проводом ЛЭП в передней полусфере) напряжением 0,22 кВ - не менее 3 м. 

При  работе  вблизи  ЛЭП  напряжением  0,22-1  кВ  следует  иметь  ввиду,  что  величина 

сигнала, наводимая на антенну от ЛЭП, очень мала. По этой причине при приближении ого-

ловка стрелы к поверхности земли или при выдвижении стрелы, оголовок которой удален от 

ЛЭП, защитные свойства модуля ухудшаются. 

Воздушные ЛЭП напряжением свыше 110 кВ ограничитель (МЗОН) обнаруживает на 

расстоянии в несколько сот метров. 

В  связи  с  тем,  что  МЗОН  не  во  всех  случаях  может  защитить  крюковую  подвеску, 

длинномерный груз, канат, ограничитель не должен использоваться как рабочее средство для 

остановки механизмов крана. 

МЗОН не защищает стрелу крана при нахождении гуська в рабочем положении. 

МЗОН помогает машинисту своевременно обнаружить ЛЭП. При сознательном нару-

шении Правил не может быть гарантирована защита от поражения электрическим током. 

Если  ограничитель  произвел  остановку  механизмов  крана  и выдал  сообщение  о на-

личие вблизи крана ЛЭП [на верхнем ИЖЦ отображается код "Е 11", горит постоянным свече-

нием индикатор обнаружения ЛЭП (18) и слышен прерывистый звуковой сигнал], крановщик 

должен определить зону работы крана, его положение относительно ЛЭП и установить коор-

динатную защиту согласно п. 3.3.5. 

При  вводе  первого  из  вводимых  ограничений  необходимо  нажать  и  удерживать 

кнопку блокировки координатной защиты на рукояти управления крана. 

Ввод  координатной  защиты  рекомендуется  начинать  с  ограничения  угла  поворота, 

ближнего к ЛЭП, при этом 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДВОДИТЬ ОГОЛОВОК СТРЕЛЫ К КРАЙНЕМУ ПРО-

ВОДУ ЛЭП НА РАССТОЯНИЕ, МЕНЬШЕ УКАЗАННОГО В ПРАВИЛАХ

При  срабатывании  модуля  защиты  на  нижний  индикатор  выдается  значение  напря-

жения [в киловольтах (кВ)], соответствующее верхнему значению напряжения (кВ) диапазона 

измерения МЗОНа, в котором произошло обнаружение ЛЭП. 

Примечание  -  Верхние  значения  напряжения  (кВ)  диапазонов  измерения  МЗОНа:  1; 

10; 35; 450; 750. 

Допускается  вместо  установки  ограничений  координатной  защиты  осуществлять  пе-

реход на более высоковольтный диапазон измерения (срабатывания) МЗОНа (путем нажатия 

кнопки  ВЫБОР  П),  если  при  визуальном  осмотре  установлено,  что  в  зоне  работы  крана 

ЛЭП отсутствует, а срабатывание МЗОНа вызвано воздействием электрического поля вы-

соковольтной линии, находящей вне зоны работы. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..