ОНК-140–20М, ОНК-140-46. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140–20М, ОНК-140-46. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3     

 

 

 

ОНК-140–20М, ОНК-140-46. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 3

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

33 

6.3.3 Тестовый контроль 
Тестовый контроль ограничителя проводится один раз в день перед началом рабочей 

смены. 

Для проверки работоспособности ОНК необходимо нажать кнопку ТЕСТ. 
При  прохождении  тест-программы ограничителя  на  всех  ИЖЦ перебираются  цифры 

от 9 до 1, затем группами поочередно, слева - направо, сверху - вниз, зажигаются единичные 
индикаторы, а также лампы НОРМА и СТОП. 

Убедитесь, что все единичные индикаторы и все сегменты ИЖЦ функционируют. 
После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение момента опрокидыва-

ния крана, на средний ИЖЦ - наименование, а на нижний ИЖЦ - величина одного из дополни-
тельно контролируемых параметров крана (см. п. 2.1.4). 

Для выхода в рабочий режим нажмите кнопку ТЕСТ. 

6.3.4 Работа крана вблизи линий электропередачи 
Рекомендации по  п.  3.3.5  выполнять  только для  ограничителей  нагрузки  крана  с  ин-

дексом "М" в конце обозначения (например, ОНК-140-20М), которые комплектуются модулем 
защиты от опасного напряжения (МЗОН). 

Подготовка  к  работе  и  работа  крана  вблизи  ЛЭП  должна  выполняться  в  строгом 

соответствии  с  требованиями  "Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  кранов  - 
трубоукладчиков"  

При  попадании  оголовка  стрелы  (с  установленным  на  нем  МЗОНом)  в  зону  воз-

действия электрического поля ЛЭП частотой 50 Гц срабатывает модуль защиты от опасно-
го напряжения и ограничитель сигнализирует об обнаружении ЛЭП красным индикатором 
ОПАСНО (18) и  включением красной лампы СТОП (3). 

Дальность  обнаружения  ЛЭП  напряжением  0,22  кВ  -  не  менее  3  м  (расстояние 

между оголовком стрелы и ближайшим к нему проводом ЛЭП в передней полусфере). 

Воздушные ЛЭП напряжением свыше 110 кВ ограничитель (МЗОН) обнаруживает 

на расстоянии в несколько сот метров. 

МЗОН  помогает  машинисту  своевременно  обнаружить  ЛЭП.  При  сознательном 

нарушении Правил не может быть гарантирована защита от поражения электрическим то-
ком. 

При  срабатывании  МЗОНа  с  прямоугольным  металлическим  кожухом  на  нижний 

индикатор выдается верхнее значения напряжения диапазона МЗОНа в котором произош-
ло обнаружение ЛЭП в кВ.  

Если при осмотре зоны работы выяснилось, что в зоне работы ЛЭП отсутствует, а 

срабатывание МЗОНа вызвано высоковольтной линией, находящей вне зоны работы, до-
пускается не устанавливать координатную защиту, а нажав кнопу «ВЫБОР П» перейти на 
более высоковольтный диапазон срабатывания МЗОНа 

 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

34 

6.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения 

Программно-аппаратные  средства  ОНК  позволяют  проверить  исправность  основных 

его узлов и локализировать неисправность путем выдачи на верхний индикатор ее кода (таб-
лица 8). 

При  неработоспособности  ограничителя  поиск  его  неисправности  рекомендуется 

проводить в следующей последовательности: 

проверить БОД и датчики на отсутствие внешних механических повреждений; 

проверить исправность механизмов привязки датчиков; 

проверить  кабельную  разводку,  исправность  электрических  соединительных  цепей 

датчиков и блока обработки данных (БОДа). 
Таблица 8 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

При  подачи  на  ограничитель 

напряжения  питания  бортовой 

сети машины загорается толь-

ко красная лампа СТОП 

Поврежден кабель питания ОНК. 

Нарушен  контакт  в  разъеме  Х1-

23,  Х1-24.Напряжение  в  бортсети 

машины больше допустимого, 

сгорел предохранитель. 

Заменить поврежденный кабель. 

Восстановить контакт в разъеме. 

Заменить предохранитель. 

Уменьшить напряжение заменой 

реле-регулятора напряжения 

После  выхода  ограничителя  в 

рабочий  режим  на  верхнем 

индикаторе отображается код 

"Е 01" 

Обрыв  или  КЗ  в  кабеле  преобра-

зователя  усилия  или  давления 

поршневого.    Уход  нуля  ПрУ 

(ПрД).  Неисправен  преобразова-

тель 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле 

датчика. Провести коррекцию нуля 

датчика п. (5.5). Заменить ПрУ и 

произвести его настройку по п. 5.5  

То же, но отображается код 

"Е 02" 

Неисправен ДУГМ или его жгут 

Проверить кабель, Заменить ДУГМ 

и  произвести  его  настройку  по  п. 

5.4. 

То же, но отображается код 

"Е 03", "Е 04" 

неисправен  датчик  продольного 

или поперечного крена или жгут 

Проверить  жгут,  заменить  датчик 

крена 

То же, но отображается код 

"Е 09", 

Обрыв  или  КЗ  в  кабеле  преобра-

зователя  давления  штокового.  

Уход нуля ПрУ (ПрД). Неисправен 

преобразователь 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле 

датчика. Провести коррекцию нуля 

датчика п.. (5.5). Заменить ПрУ и 

произвести его настройку по п. 5.5  

То же, но отображается код 

"Е 10" 

Отсутствует питание на МЗОНе 

Неисправен МЗОН или его жгут, 

Проверить 

кабель, 

Заменить 

МЗОН. 

То же, но отображается код 

"Е 11" 

 

 

 

Мзон  находится  в  зоне  действия 

ЛЭП, 

Прекратить  работу  или  переклю-

читься  на  следующий  диапазон 

кнопкой  (36),  в  случае  отсутствия 

опасности  

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

35 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

То же, но отображается код 

"Е 12" 

Сработал  выключатель  сматыва-

ния каната 

 

Поднять груз 

После  выхода  ограничителя  в 

рабочий  режим  звучит  звуко-

вой сигнал и на верхнем инди-

каторе отображается код 

"Е 21" 

Отказ кварцевого резонатора 

Заменить плату контроллера. 

Произвести привязку и настройку  

То же, но отображается код 

"Е 22" 

Постоянно замкнута одна из кно-

пок клавиатуры БОДа 

Заменить плату модуля  индикации 

БОДа 

То же, но отображается код 

"Е 23" 

Сбой программы 

Выключить и включить питани е 

То же, но отображается код 

"Е 24" 

Сбой  контрольной  суммы  микро-

схемы настроечного ПЗУ (DD7) 

Провести регулирование по разде-

лу 5 

 

То же, но отображаются коды 

"Е 25", "Е 26", "Е 27" или "Е 28" 

Отказ  микросхем  настроечного 

ПЗУ (DD7)  

Заменить плату контроллера. 

 

То же, но отображаются коды 

"Е 30" или "Е 31" 

Сбой  введенного  режима  работы 

трубоукладчика 

Произвести  ввод  режима  работы 

по п. 6.3.2  

На верхний ИЖЦ выдается код 

"Н ХХ" 

Переключатель 

РАБОТА-НАСТ-

РОЙКА  БОДа  находится  в  поло-

жении НАСТРОЙКА. 

Отказ переключателя 

Установить  переключатель в боко-

вом  окне  БОДа  в  положение 

РАБОТА. 

Заменить  плату  контроллера  и 

произвести привязку и настройку  

На нижний ИЖЦ выдается код 

"Р-ХХ" 

Ограничитель ждет ввода режима 

работы трубоукладчика 

Нажать  кнопку (43) 

 

Техническое обслуживание 

7.1 Общие указания 

Техническое обслуживание (ТО) ограничителя ОНК-140 обеспечивает постоянную его 

готовность к эксплуатации, безопасность работы крана. 

Установленная  настоящей  инструкцией  периодичность  обслуживания  ограничителя 

должна соблюдаться при любых условиях эксплуатации и в любое время года. 

ТО ограничителя проводить одновременно с техническим обслуживанием крана. 
При ТО ограничителя соблюдать меры безопасности, предусмотренные при проведе-

нии технического обслуживания крана. 

 

Продолжение таблицы 4 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

36 

7.2 Виды технического обслуживания 

7.2.1 Виды технического обслуживания 
Техническое обслуживание ограничителя в зависимости от периодичности и объема 

работ подразделяется на следующие виды: 

ежесменное ТО (ЕО); 

сезонное ТО (СО). 

7.2.2 Подготовка к техническому обслуживанию 
Для  проведения  ТО  необходимо  своевременно  подготовить  требуемые  материалы, 

приборы и инструменты. 

7.3 Порядок технического обслуживания 

7.3.1 Ежесменное техническое обслуживание 
ЕО производится машинистом. 
ЕО предусматривает следующие виды работ: 

внешний осмотр и очистка блоков и датчиков от пыли и грязи; 

проверка функционирования  ограничителя: отсутствие повреждений  ИЖЦ,  единич-

ных индикаторов, сигнальных ламп и элементов коммутации (самотестирование по п. 6.3.3). 

7.3.2 Сезонное обслуживание 
СО проводится при подготовке к зимнему и летнему сезону эксплуатации крана. 
СО предусматривает следующие виды работ: 

работы ЕО; 

проверку состояния датчиков, соединительных кабелей и разъемов; 

проверку состояния уплотнений (в том числе и кабины) и лакокрасочных покрытий; 

устранение обнаруженных недостатков; 

проверку ограничителя контрольными грузами (см. п. 7.3.3) при проведении первого 

сезонного обслуживания; при дальнейшей эксплуатации проверку ограничителя контрольны-
ми грузами проводить один раз в год; 

подстройку ОНК, при необходимости, по результатам его проверки по п. 7.3.3; 

проверку,  при  необходимости,  защиты  ограничителя  от  опасного  приближения  к 

ЛЭП (см. п. 4.3.4); 

7.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами 

ОПЕРАЦИИ ПО ПОДСТРОЙКЕ ОНК, УКАЗАННЫЕ В П. 4.3.3, ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ СПЕЦИАЛИСТ, 

ИМЕЮЩИЙ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ. 

МАССА  ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ  ГРУЗОВ  НЕ  ДОЛЖНА  ОТЛИЧАТЬСЯ  ОТ  УКАЗАННЫХ  НИЖЕ  ЗНАЧЕНИЙ 

БОЛЕЕ, ЧЕМ НА   1 %. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ГРУЗЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АТТЕСТОВАНЫ. 

Работы по п. 4.3.3 вести в режиме, соответствующем одиночной работе трубоуклад-

чика: "Р-00". 

4.3.3.1 Установить (по грузовой характеристике крана) максимальное значение выле-

та и поднять груз, величина массы которого соответствует установленному вылету. 

Ограничитель не должен сработать. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

37 

Если ограничитель сработал, выполнить п. 7.3.3.3. 
Опустить груз. 
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 
Ограничитель должен сработать. 
Если ограничитель не сработал, выполнить п. 7.3.3.3. 

7.3.

3.2 Установить (по грузовой характеристике крана) минимальное значение вылета 

и поднять груз, величина массы которого соответствует установленному вылету. 

Ограничитель не должен срабатывать. 
Опустить груз. 
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 
Ограничитель должен сработать. 
Если ограничитель не срабатывает, выполнить настройку ОНК согласно раздела 5. 
7.3.3.3 Для корректировки срабатывания ОНК выполнить следующие работы: 

вскрыть люк на верхней боковой стенке БОДа (см. рисунок 5), открывающих доступ к 

элементам настройки ограничителя; 

установить по рулетке с погрешностью не более   2 см минимальное значение вы-

лета (согласно грузовой характеристике) для данного типа крана; 

проверить правильность показаний вылета по индикаторам БОДа. 

Если вылет на индикаторе отличается от реального более, чем на 10 см, произвести 

корректировку показаний путем изменения угла наклона датчика угла наклона стрелы. 

Плавно поднять груз, величина массы которого соответствует установленному значе-

нию вылета, и с помощью резистора R1 для ОНК-140-20 или R2   для ОНК-140-46 установить 
на нижнем ИЖЦ значение массы поднимаемого груза. 

Опустить груз. 
7.3.3.4 Закрыть и опломбировать боковую крышку БОДа. 
7.3.3.5 Сделать отметку о проведенных работах в паспортах ограничителя и крана. 

7

.3.4 Проверка защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП 

Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  ОНК-140  (МЗОНа)  при  приближении 

оголовка стрелы крана к ЛЭП производить на специальной площадке с использованием маке-
та ЛЭП (см. п. 4.3.4.1) по методике п. 4.3.4.2 или с помощью имитатора ЛЭП (например, с по-
мощью  прибора  "ИЛЭП"  ТУ-09.98-10.00.000,  изготовляемого  НПО  "Техкранэнерго",  г.  Влади-
мир)  по  методике,  указанной  в  эксплуатационной  документации  последнего,  плавно прибли-
зив антенну прибора к ближайшей части антенны МЗОНа на расстояние (0,33±0,07) м. 

Примечание - При приближении антенну прибора располагать перпендикулярно про-

дольной оси МЗОНа. Измерение расстояния производить линейкой с длиной 0,5 м. 

7.3.4.1 Макет ЛЭП 
Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  от  опасного приближения  к  ЛЭП  про-

изводить на специальной площадке, оборудованной макетом трехфазной четырехпроводной 
воздушной ЛЭП напряжением 220/380 В. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

38 

Площадка  должна  находиться  вне  зоны  влияния  посторонних  воздушных  ЛЭП,  на 

удалении от них не менее: 

50 м при напряжениях ЛЭП от 0,22 до 1 кВ; 
75 м при напряжениях ЛЭП от 1 до 20 кВ; 
200 м при напряжениях ЛЭП свыше 35 кВ. 
На площадке на расстоянии не менее 15 м друг от друга должны быть установлены 

две опоры с подвешенной (на изоляторах) на высоте не менее 6 м от поверхности земли че-
тырехпроводной линией, выполненной изолированным проводом. 

Для подключения макета ЛЭП к сети 220 В на одной из опор должен быть установлен 

рубильник и индикатор (электрическая лампочка) наличия напряжения в макете ЛЭП. 

Напряжение  к  макету  четырехпроводной  ЛЭП  должно  подаваться  подземным  кабе-

лем со стороны, противоположной стороне подъезда крана. 

Вдоль нижнего провода линии, на его уровне и на расстоянии от него (3±0,1) м дол-

жен  быть  установлен  капроновый  канат,  ограничивающий  приближение  к  проводу  оголовка 
стрелы крана. 

7.3.4.2 Проверка срабатывания МЗОНа 

 

Установить  на  площадке  кран-трубоукладчик  так,  чтобы  стрела  была  перпендику-

лярна  линиям  электропередачи,  а  расстоянии  от  оси  крепления  стрелы  до  воображаемой 
вертикальной  плоскости,  проходящей  через  ограничительный  канат  макета  ЛЭП,  было  рав-
ным (5±1) м (см. рисунок 17). 

Приблизить  оголовок  стрелы  крана  (МЗОНа)  к  ЛЭП  путем  медленного  и  плавного 

опускания стрелы в сторону линий макета ЛЭП до момента срабатывания защиты ОНК: вклю-
чения индикатора ОПАСНО (18) и загорания лампы СТОП (3). 

Дальность  обнаружения  ЛЭП  (расстояние  между  оголовком  стрелы  и  ближайшим  к 

нему проводом линии макета) напряжением 0,4 кВ должна быть не менее 3 м. 

Сделать отметку о проведенных работах в паспортах ограничителя и крана. 

 

 

Линия электропередачи

 

4 м 

3 м 

Канат 

ограничительный

 

 

 

Рисунок 17 - Проверка срабатывания МЗОНа 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

39 

8 Упаковка, правила хранения и транспортирования 

Перед упаковыванием ограничитель законсервировать по ГОСТ 9.014-78 для условий 

хранения  группы  изделий  111-1, вариант  временной  защиты  ВЗ-10 или  В3-14  с  предельным 
сроком защиты без переконсервации шесть месяцев. 

Законсервированный ограничитель и эксплуатационную документацию упаковывать в 

ящики по ГОСТ 2991-85. 

Перед упаковыванием ограничителя транспортную тару выстлать бумагой битумиро-

ванной ГОСТ 515-77 или паpафиниpованной ГОСТ 9569-79 таким образом, чтобы концы бу-
маги были выше краев тары на величину, большую половины длины и ширины ящика. 

В каждый ящик с ограничителем вложить упаковочный лист, содержащий: 

наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; 

наименование или шифр изделия; 

перечень составных частей изделия и их количество; 

дату упаковывания; 

штамп упаковщика и контролера. 

Условия  хранения  в  части  воздействия  климатических  факторов  должны  соответст-

вовать условиям хранения 2(С) по ГОСТ 15150-69 для изделий исполнения группы УХЛ. 

Хранение  ограничителей  производить  в  закрытых  складских  помещениях  в  упаковке 

предприятия-изготовителя в нераспечатанном виде. 

В помещении для хранения не должно быть токопроводящей пыли, кислот, щелочей 

и других агрессивных примесей. 

Срок хранения ограничителей - не более 6 мес. 
Ограничители  допускают  транспортировку  всеми  видами  крытых  транспортных 

средств  в  соответствии  с  ГОСТ  20790-93  и  правилами  перевозок  грузов,  действующими  на 
данном виде транспорта. 

Условия  транспортирования  в  части  воздействия  климатических  факторов  должны 

соответствовать условиям хранения 5 (ОЖ4) ГОСТ 15150-69. 

Расстановка и крепление ящиков с ОНК в транспортных средствах должны исключать 

возможность их перемещения, ударов, толчков и воздействия атмосферных осадков. 

При хранении и транспортировании допускается укладка ящиков с ограничителями не 

более, чем в три ряда. Ящики должны находиться в положении, соответствующем манипуля-
ционным знакам. 

 

 

 

ЛГФИ.408844.009-20PЭ

 

 

40 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3