Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году - часть 9

 

 

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

131 

Государственный  надзор  за  использо-

ванием  и  охраной  водных  объектов  (фе-
деральный  государственный  надзор  и 
надзор за использованием и охраной вод-
ных объектов) 

По  материалам  Управления  феде-

ральной  службы  по  надзору  в  сфере  при-
родопользования  по  Пермскому  краю 
(Управление  Росприроднадзора  по  Перм-
скому краю) 

В  2012 г.  проведено  50  плановых  и  36 

внеплановых  и  27  рейдовых  проверок.  В 
результате  надзорных  мероприятий  выяв-
лено  49  нарушений,  устранено  всего  25 
нарушений,  из  них  6  нарушений,  выявлен-
ных  в  2011 г.  Выдано  33  предписания  по 
устранению  выявленных  нарушений,  вы-
полнено 21 предписание, из них 6 предпи-
саний, выданных в 2011 г. 

Количество хозяйствующих субъектов – 

нарушителей  водного  законодательства  – 
29 из 76 проверенных хозяйствующих субъ-
ектов, что составляет 38,2%. Общее количе-
ство  хозяйствующих  субъектов,  являющих-
ся  водопользователями,  при  проверке  ко-
торых  не  было  выявлено  ни  одного  нару-
шения, составляет 52 из общего количества 
проверенных  хозяйствующих  субъектов  в 
отчетном периоде. 

Проведено  14  административных  рас-

следований.  Выдано  8  представлений,  все 
представления выполнены в срок. Рассмот-
рено  всего  111  административных  дел,  из 
них 67 дел  по материалам Управления, 16 
дел по материалам органов прокуратуры и 
МВД  и  28  дел  по  материалам  других  орга-
нов.  Привлечено  к  административной  от-
ветственности  всего  89  лиц.  Наложено 
штрафов  всего  на  сумму  443,8  тысяч  руб-
лей, взыскано всего 383,3 тысяч рублей. 

В  2012 г.  было  рассчитано  и  предъяв-

лено  к  оплате  за  два  ущерба,  нанесённых 
водным  объектам  Пермского  края  на  сум-
му  179,7  тыс.  рублей.  Оба  ущерба  возме-
щены в добровольном порядке. 

Государственный земельный надзор  

По  материалам  Управления  феде-

ральной  службы  по  надзору  в  сфере  при-
родопользования  по  Пермскому  краю 
(Управление  Росприроднадзора  по  Перм-
скому краю) 

В  2012 г.  проведено  52  плановых,  12 

внеплановых  и  14  рейдовых  проверок.  В 
результате  надзорных  мероприятий  выяв-
лено  20  нарушений,  устранено  всего  14 
нарушений.  Выдано  9  предписаний  по 
устранению  выявленных  нарушений,  вы-
полнено 6 предписаний. 

Количество хозяйствующих субъектов – 

нарушителей земельного законодательства 
20  ед.  из  58  проверенных  хозяйствующих 
субъектов,  что  составляет  34,4%.  Общее 
количество  хозяйствующих  субъектов,  яв-
ляющихся землепользователями,  при про-
верке которых не было выявлено ни одного 
нарушения составляет 38 ед. из общего ко-
личества 

проверенных 

хозяйствующих 

субъектов  в  отчетном  периоде,  что  состав-
ляет 65,5 % 

Проведено  14  административных  рас-

следований.  Выдано  6  представлений,  все 
представления  выполнены  в  срок.    Рас-
смотрено всего 21 административное дело, 
из них 18 дел  по материалам Управления и 
3 дела по материалам других органов. При-
влечено к административной ответственно-
сти  всего  7  лиц.  Наложено  штрафов  всего 
на сумму 183,0 тыс. рублей, взыскано всего 
60  тысяч  рублей.  Отменено  по  решению 
суда  2  постановления  на  сумму  60,0  тыс. 
руб. 

В  2012 г.  было  предъявлено  4  ущерба, 

нанесённых  почвам  Пермского  края,  как 
компоненту  окружающей  среды,  на  сумму 
1  353,6  тыс.  руб.  Возмещено  в  доброволь-
ном  порядке  3  ущерба  на  общую  сумму 
591,6 тыс. рублей.  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

132 

Государственный  надзор  в  области 

охраны  и  использования  ООПТ  федераль-
ного значения  

По  материалам  Управления  феде-

ральной  службы  по  надзору  в  сфере  при-
родопользования  по  Пермскому  краю 
(Управление  Росприроднадзора  по  Перм-
скому краю) 

В  течение  2012  г.    проведена  1  плано-

вая  комплексная  выездная  проверка  ФГБУ 
«ГПЗ  «Вишерский»  по  вопросам  соблюде-
ния  требований  законодательства  Россий-
ской Федерации по направлениям: органи-
зации  и  функционирования  особо  охраня-
емых природных территорий федерального 
значения;  охраны,  воспроизводства  и  ис-
пользования  объектов  животного  мира  и 
среды  их  обитания;  пожарного  надзора  в 
лесах;  охраны  атмосферного  воздуха,  об-
ращения  с  отходами  производства  и  по-
требления.  По  материалам  проверки  воз-
буждено  административное  производство, 
наложен  штраф  по  ч.  1  ст.  8.21.  КоАП  РФ  – 
штраф  своевременно  оплачен.  Кроме  того, 
заповеднику  выдано  2  предписания;  пред-
писания  выполнены  в  установленные  сро-
ки. 

Проведены  2  внеплановые  докумен-

тарные проверки ФГБУ ГПЗ «Басеги» в части 
выполнения предписания  от 14.09. 2011  г. 
об  обеспечении  инспекторского  состава 
форменным  обмундированием,  средства-
ми  индивидуальной  защиты  по  установ-
ленным  нормативам.  Предписания  выпол-
нены. 

Государственный земельный надзор 

По  материалам  управления  Феде-

ральной  службы  государственной  реги-
страции  кадастра  и  картографии  по 
Пермскому краю 

В  2012 г.  работа  по  государственному 

земельному  надзору  на  территории  Перм-
ского  края  проводилась  согласно  утвер-
жденным  планам  проведения  проверок, 

планам  работы  Управления  Федеральной 
службы  государственной  регистрации  ка-
дастра  и  картографии  по  Пермскому  краю, 
отдела 

государственного 

земельного 

надзора,  при  рассмотрении  обращений  и 
жалоб  граждан,  юридических  лиц,  а  также 
по  обращениям  органов  государственной 
власти,  органов  местного  самоуправления, 
требованиям  о  проведении  внеплановых 
проверок из органов прокуратуры.  

В  2012 г. проведено  7418  проверки  со-

блюдения  требований  земельного  законо-
дательства.  Зафиксировано  3420  наруше-
ний земельного законодательства.  

Динамика:  2010  г.-  6642  проверки, 

2011 г.-  7743  проверки,  2012 г.-  7418  про-
верок.  

Количество  проверок,  предусмотрен-

ных  ежегодным  планом  проведения  про-
верок,  количество  внеплановых  проверок, 
основания  их  проведения,  динамика  пла-
новых  и  внеплановых  проверок  за  послед-
ние три года:  

В план проверок на 2012 г. были вклю-

чены  5184  проверки  соблюдения  требова-
ний  земельного  законодательства.  Из  них 
проведено 4769 проверок. От общего коли-
чества  проведенных  в  2012 г.  проверок 
(7418)  доля  плановых  составляет  64 %. 
Проведено  также  2649  внеплановых  про-
верок,  их  них  по  следующим  основаниям: 
по проверке ранее выданных предписаний 
(50%  от  внеплановых),  по  требованиям 
прокуроров  (12 %)  и  по  обращениям,  заяв-
лениям (38 %). 

В  2011 г.  доля  плановых  проверок 

(6331) от общего количества  проведенных 
проверок  (7743)  была  больше  –  82 %,  вне-
плановые  проверки  проводились  для 
надзора  исполнения  предписаний  –  61 %, 
по требованиям прокуроров (с августа)- 3 % 
и по обращениям, заявлениям- 36%. 

В  2010 г.  доля  плановых  проверок 

(4629) от общего количества  проведенных 
проверок  (6642)  была  меньше-  70 %,  вне-
плановые  проверки  проводились  для 
надзора исполнения предписаний – 65 %, и 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

133 

по  обращениям,  заявлениям-  35 %,  по  тре-
бованиям  прокуроров    не  проводились  
ввиду  отсутствия  такого основания в зако-
нодательстве.  

Таким  образом,  за  последние  3  года 

отмечается  тенденция  увеличения  внепла-
новых  проверок,  проведенных  по  требова-
ниям  прокуроров,  при    этом  доля  внепла-
новых проверок по обращениям, заявлени-
ям остается примерно одинаковой (35-38%) 
при  росте  абсолютного  количества  таких 
проверок  (обращений  поступает  с  каждым 
годом все больше).  

Количество  выявленных  нарушений 

земельного  законодательства,  анализ  ди-
намики  выявленных  нарушений за послед-
ние 3 года:  

По  результатам  надзорных  мероприя-

тий в 2012 г. выявлено 4124 нарушения, т.е.  
в  ходе  каждой  второй  проверки  (56  %  от 
общего  количества  проведенных  прове-
рок), динамика: 2010 г -3005, 2011 г. - 3420, 
2012 г.- 4124 нарушений. 

Таким  образом,  количество  выявляе-

мых  нарушений  с  каждым  годом  возраста-
ет,  при  этом  основным  нарушением  про-
должает 

оставаться 

нарушение 

ст.7.1 КоАП РФ. 

Количество  лиц,  привлеченных  к  ад-

министративной  ответственности,  анализ 
динамики  привлечения  к  административ-
ной ответственности за последние 3 года: 

В 2012 г. привлечено к административ-

ной  ответственности  2560  юридических  и 
физических  лиц,  из  них  большая  часть  – 
физические  лица  (80  %);  динамика:  2010  г. 
– 1845, 2011 г. – 2092, 2012 г. – 2560. 

Таким  образом,  количество  юридиче-

ских  и  физических  лиц  привлеченных  к  от-
ветственности, с каждым годом возрастает, 
при  этом  основная  категория  нарушителей  
– физические лица. 

Суммы  наложенных  и  взысканных  с 

правонарушителей 

административных 

штрафов за нарушение земельного законо-
дательства,  анализ  их  изменения  за  по-
следние три года, меры, принимаемые для 

принудительного  взыскания  администра-
тивных штрафов: 

В  2012 г.  из  наложенных  штрафов 

4032,7 тыс. руб. взыскано 3256,45 (81 %);  

динамика:  2010 г.  -  2379  тыс.  руб. 

(взыскано  –  1983  тыс.  рублей  или  83 %), 
2011 г. – 3174 (взыскано – 2452,5 или 77 %), 
2012 г.  –  4032,7  (взыскано  3256,45  или 
81 %); при отсутствии фактов добровольной 
оплаты  штрафов  материалы  направляются 
в службу судебных приставов для принуди-
тельного  взыскания  штрафов  и  возбужда-
ются дела по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ  

Таким  образом,  относительный  объем 

взыскиваемых  сумм  штрафов  остается 
примерно  на  одинаковом  уровне  -  около 
80%,  при  этом,  если  расчеты  делать  по 
штрафам,  постановления,  о  наложении  ко-
торых  вступили  в  силу  и  сроки  уплаты,  по 
которым наступили (согласно отчету по по-
казателям  эффективности  работы),  то  циф-
ры будут выше (91 % на конец 2012 г.)  

Количество  выданных  предписаний 

для  устранения  нарушений  земельного  за-
конодательства  и  количество  устраненных 
нарушений,  анализ  динамики  количества 
не  устранённых    нарушений  за  последние 
три года: 

В  2012  г.  выданы  2922  предписания,  в 

добровольном  порядке  устранено  1260 
(43%), по всем остальным выданным пред-
писаниям срок для устранения или не истек 
или  продлен,  а также составлены  протоко-
лы по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ;  

динамика: 2010 г. - 2118 (устранено на 

конец  года  –  1083  или  51%),  2011  г.-  2306 
(устранено  –  997  или  43%),  2012  г.  –  2922 
(устранено 1260 или 43%). 

Таким образом, за последние  три года 

отмечается  тенденция  увеличения  количе-
ства  выдаваемых предписаний, что напря-
мую связано с увеличением количества вы-
являемых  нарушений,  при  этом  доля 
оставшихся  не  устранённых  нарушений  на 
конец  года  составляет    около  половины  от 
выявленных,  т.к.  по  многим  нарушениям 
сроки  их  устранения  приходятся  на  следу-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

134 

ющий  за  отчетным  год,  кроме  того,  воз-
можно    неоднократное  продление  срока 
исполнения  предписания,  выдача  нового 
предписания  (юридическим  лица  и  инди-
видуальным  предпринимателям),  но  в  по-
следующий год количество не устранённых 
нарушений  уменьшается  более  чем  вдвое 
(по  случаям  не  устранённых    нарушений  
Управление  информирует  собственников 
земельных участков для решения вопросов 
в судебном поярке). 

Данные  по  государственному  земель-

ному  надзору,  отражающие  динамику  ра-
бот  за  2010-2012  гг.,  приведены  в  табл. 
6.3.1. 

Результаты  осуществления  государ-

ственного  земельного  надзора  на  террито-
рии  Пермского  края  показывают,  что  в 
2012 г.,  по  сравнению  с  2011  г.,  несколько 
снизилось  количество  проведенных  прове-
рок, но отмечается рост по следующим по-
казателям:    в  ходе  проведения    проверок 
выявлено  больше  нарушений,  возбуждено 
больше  административных  дел,  увеличи-
лось  количество  привлеченных  к  админи-
стративной  ответственности  лиц,  возросла 
почти  на  860  тысяч  рублей    сумма  нало-
женных штрафов. 

Осуществление охраны территории 

заповедников  в  целях  сохранения 
биологического  разнообразия  и  под-
держания  в  естественном  состоянии 
охраняемых  природных  комплексов  и 
объектов 

Федеральное  государственное  бюд-

жетное  учреждение  «Государственный 
природный заповедник «Басеги» 

Ульянова  Е.М.,  директор  Федерально-

го  государственного  бюджетного  учре-
ждения «Басеги» 

Количество  инспекторов  охраны  по 

штату  –  13  человек.  Количество  инспекто-
ров  фактически  –  8  человек,  в  том  числе 
постоянно находящихся на территории – 2-
4 человека. Заместители директора (4 чел.), 
согласно Уставу также  являются заместите-
лями  главного  государственного  инспекто-
ра. 

За 2012 г. было проведено: 

 

5  оперативных  рейдов  в  зимний  пе-
риод;  

 

8 - в весенний период; 

 

10 - в летний период; 

 

9 - в осенний период. 

Количество  дней  дежурства  инспекто-

ров  на  территории  заповедника  –  366 
(круглогодично). 

В  2012 г.  составлено  13  протоколов  об 

административном  правонарушении:  10  – 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

135 

на территории заповедника, 3 – в охранной 
зоне. Все протоколы личностные. 

Составлено  15  определений,  по  5 

определениям  составлены  протоколы,  на 
10  определений  наложено  постановление 
о  прекращении  производства  по  делу  об 
административном правонарушении. 

Виды  выявленных  нарушений  пред-

ставлены в табл. 6.3.2. 

Информация  о  наложенных  взыскан-

ных административных штрафах показана в 
табл. 6.3.3. 

Федеральное  государственное  бюд-

жетное  учреждение  «Государственный 
природный заповедник «Вишерский» 

По  материалам  ФГБУ  «Государствен-

ный природный заповедник «Вишерский» 

В  2012 г.  ФГБУ  «Государственный  при-

родный  заповедник  «Вишерский»  было 
проведено: 

 

11  моторизированных  рейдов  (на 
снегоходах);  

 

13 в составе опергруппы; 

Количество  дней  дежурства  инспекто-

рами на территории заповедника – 2159. В 
заповеднике  16  инспекторов.  Ими  состав-
лено  27  протоколов,  в  том  числе:  19  –  за 
незаконное  посещение  (без  соответствую-
щих разрешений), 8 – за нарушение правил 
посещения  (незаконная  рыбалка,  превы-
шение мощности мотора). 

Были  приняты  22  постановления  о 

наложении штрафов и исков на 40,0 и  18,0 
тыс.  руб.  соответственно.  Взыскано  штра-
фов на 39,8, исков 18,0 тыс. руб. 

Региональный 

государственный 

экологический надзор 

Региональный  государственный  эко-

логический надзор 

По  материалам  Государственной  ин-

спекции  по  экологии  и  природопользова-
нию Пермского края 

Государственная  инспекция  по  эколо-

гии и природопользованию Пермского края 
в  рамках  исполняемых  полномочий  осу-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

136 

ществляет  региональный  государственный 
экологический  надзор,  который  в  соответ-
ствии  с  действующим  законодательством 
включает в себя: 

государственный  надзор  в  области  об-

ращения с отходами; 

государственный  надзор  в  области 

охраны атмосферного воздуха; 

государственный  надзор  в  области  ис-

пользования и охраны водных объектов.  

Кроме  того,  Инспекция  осуществляет 

надзор  за  соблюдением  законодательства 
об  экологической  экспертизе  при  осу-
ществлении  хозяйственной  и  иной  дея-
тельности на объектах, подлежащих регио-
нальному  государственному  экологическо-
му  надзору,  и  надзор  платы  за  негативное 
воздействие на окружающую среду по объ-
ектам  регионального 

государственного 

экологического надзора.    

На 2012 г. было запланировано 59 про-

верок  соблюдения  требований  природо-
охранного  законодательства.  Выполнение 
плана мероприятий по контролю соблюде-
ния  требований  природоохранного  зако-
нодательства    в  2012 г.  составил  98  %  (по 
причинам    реорганизации  проверяемых 
юридических лиц). 

В течение 2012 г. проведено: 
плановых проверок – 58 (в 2011 г. - 54); 
внеплановых  проверок  –    99  (на  93 

проверки больше, чем в 2011 г.); 

административных  расследований  - 

248 (на 76 больше, чем в 2011 г.),   

рассмотрено  63  постановления  проку-

ратуры. 

По результатам проверок: 
-  выдано  389  предписаний об  устране-

нии  выявленных  нарушений  законодатель-
ства  об  охране  окружающей  среды,  что  на 
200  предписаний больше, чем в 2011 г.; 

-  рассмотрено 417  дел  об  администра-

тивных  правонарушениях    (на  31  больше, 
чем в 2011 г.), из них 98 – прекращены. 

-  наложено  штрафов  на  общую  сумму 

10136,5  тыс.  руб.  (в  2011 г.  –  7460,75  тыс. 
руб.). 

По результатам проведенных проверок 

10  материалов  направлено  в  судебные  ор-
ганы. 

Наиболее  типичными  из  выявленных 

нарушений  являются  нарушения  экологи-
ческих  требований  при  обращении  с  отхо-
дами  производства    и  потребления  (сумма 
штрафов 7 472 тыс. руб.), в частности, отсут-
ствие  необходимых  разрешительных  доку-
ментов  в  области  обращения  с  отходами 
производства  и  потребления:  лимитов  на 
размещение отходов в окружающей среде, 
проектов нормативов образования отходов 
и  лимитов  на  их  размещение,  паспортов 
опасных  отходов.  Второе  место  занимают 
нарушения  правил  охраны  атмосферного 
воздуха  (сумма  штрафов  709  тыс.  руб.),  в 
частности  отсутствие  разрешений  на  вы-
бросы  вредных  (загрязняющих)  веществ  в 
атмосферу,  далее  следует  невнесение  в 
установленные  сроки  платы  за  негативное 
воздействие на окружающую среду (сумма 
штрафов  680 тыс. руб.). 

Аварийных  ситуаций  на  объектах,  под-

лежащих региональному государственному 
экологическому  надзору,  в  2012 г.  не  заре-
гистрировано. 

В  части  осуществления  регионального 

государственного  надзора    в  области  ис-
пользования  и  охраны  водных  объектов 
наиболее  типичными  являются  такие 
нарушения,  как  нарушение  правил  водо-
пользования    (сумма  штрафов  365,5  тыс. 
руб.),  а  также  использование  водных  объ-
ектов с нарушением его условий, на втором 
месте  -  несоблюдение правил  охраны вод-
ных  объектов  (сумма  штрафов  344  тыс. 
руб.). 

В  рамках  осуществления  регионально-

го  государственного  надзора  в  области  ис-
пользования  и  охраны  водных  объектов 
Государственной инспекцией по экологии и 
природопользованию  Пермского  края  при 
химико-аналитическом 

сопровождении 

КГБУ «Аналитический центр», ежегодно, за 
счёт средств краевого бюджета проводятся 
рейды  на  речных  судах  по  водным  объек-
там  с  отбором  проб  воды  в  устьях  малых 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

137 

рек  Пермского  края  с  целью  установления 
загрязнения водных объектов и  выявления 
его причин. 

Утверждены 3 маршрута рейдов: 
-  «Северный»:  р.  Вишера,  р.  Добрянка, 

р. Зырянка, р. Иньва, р. Обва, р. Полазна, р. 
Усолка; 

-  «Южный»:  р.  Гайва,  р.  Ласьва,  р.  Му-

лянка,  р.  Нытва,  р.  Очер,  р.  Ошап,  р.  Сюзь-
ва, р. Сайгатка, р. Тулва; 

-  «Юго-Восточный»:  р.  Вороновка,  р. 

Сыра, р. Кутамыш. 

Превышений  загрязняющих  веществ 

для  водоёмов  рыбохозяйственного  назна-
чения не выявлено. 

В  соответствии  с  поручением  Прези-

дента  Российской  Федерации  от  6  июня 
2010  г.  №  ПР-1640  ГС    (п.  15    поручения 
Председателя  Правительства  Российской 
Федерации  Путина  В.В.  ВП-П9-3955)  «Ин-
вентаризация и учет объектов накопленно-
го  экологического  ущерба,  а  также  разра-
ботка  комплекса  мер  по  его  ликвидации  с 
определением  механизмов  и  объемов  фи-
нансирования этих мер, включая пилотные 
проекты отработки технологии ликвидации 
накопленного  ущерба»)  в  2012 г.  продол-
жалась работа, начатая в 2011 г., по инвен-
таризации  объектов  размещения  отходов, 
выявлению  и  ликвидации  несанкциониро-
ванных мест размещения отходов.  

В результате совместных действий Гос-

ударственной  инспекции  по  экологии  и 
природопользованию  Пермского  края,  ор-
ганов  местного  самоуправления  и  Управ-
ления  Росприроднадзора  по  Пермскому 
краю  было  выявлено  934  несанкциониро-

ванные  свалки  общей  площадью  104,7  га. 
Из  них  ликвидировано  837  свалок  общей 
площадью 97,9 га (90 %). 

Государственный  лесной  и  пожарный 

надзор  

По  материалам  Министерства  при-

родных ресурсов, лесного хозяйства и эко-
логии Пермского края 

В  2012 г.  осуществлялся  Министер-

ством лесного хозяйства Пермского края, с 
сентября  2012  года  Министерством  при-
родных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  эко-
логии Пермского края.  

Показатели  лесного  надзора  приведе-

ны в табл. 6.3.4. 

В  результате  осуществления  лесного  и 

пожарного надзора: 

-  рассмотрено  799  административных 

дела, в том числе 310 - по нарушению пра-
вил  пожарной  безопасности,  26  -  по  нару-
шению  правил  санитарной  безопасности, 
417 - по нарушению правил использования 
лесов, 34 - по незаконной рубке, 7 – по са-
мовольному занятию земельного участка и 
5  –  по  нарушению  правил  лесовосстанов-
ления,  правил  лесоразведения,  правил 
ухода  за  лесами,  правил  лесного  семено-
водства; 

-  наложено  административных  штра-

фов  на  сумму  6547,3  тыс.  руб.,  из  них  на 
юридических  лиц  –  6128,0  тыс.  руб.,  на 
должностных  лиц-  331,9  тыс.  руб.  и  на  фи-
зических лиц – 87,4 тыс. руб.; 

За  2012 г.  на  территории  Пермского 

края  выявлено  1052  случая  незаконной 
рубки леса с объемом 58,1 тыс. кубометров 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

138 

с  причиненным  ущербом  на  сумму 
401877,6  тыс.  рублей,  в  том  числе  совер-
шено  неустановленными  нарушителями 
523  случая,  с  объемом  26,2  тыс.  кубомет-
ров,  с  причиненным  ущербом  на  сумму 
225220,3 тыс. рублей.  

В  сравнении  с  аналогичным  периодом 

прошлого года (АППГ за 2011г.) количество 
случаев  незаконной  рубки  леса  увеличи-
лось на 0,9 % (1043 случаев), объем снизил-
ся на 8,0% (63,2 тыс. куб.) и ущерб снизился 
на 6,7%  (430599,6 тыс. руб.). Выявляемость 
виновных  лиц  в  совершении  незаконных 
рубок  древесины  (в  сравнении  АППГ)  уве-
личилась  на  5,8  %  (с  500  случаев  до  529 
случаев).  

Предъявление  исков  на  возмещение 

ущерба (в сравнении АППГ) увеличилось на 
7,4 %, добровольная оплата исков увеличи-
лась  на  14,1  %,  в  тоже  время  снизилась 
присуждаемость исков судами на 10,6 %.  

В  целях  принятия  мер  за  нарушение 

лесного  законодательства  (п  незаконной 
рубке леса)  ГКУ (лесничествами) за 2012 г. 
направлено  в  полицию  1052  материала 
(100 %  от общего числа выявленных случа-
ев  незаконной  рубки  леса),  из  них  возбуж-
дено  847  уголовных  дел  (80,5 %  от  общего 
числа  направленных  материалов  в  поли-
цию),  по  которым  привлечено  к  уголовной 
ответственности  198  человек.  Вынесено 
постановлений  об  отказе  в  возбуждении 
уголовных  дел  -  97  (9,2 %  от  общего  числа 
направленных материалов в полицию). 

Региональный 

государственный 

надзор  за  геологическим  изучением,  ра-
циональным  использованием  и  охраной 
недр в отношении участков недр местного 
значения на территории Пермского края 

По  материалам  Министерства  при-

родных ресурсов, лесного хозяйства и эко-
логии Пермского края 

Постановлением  Правительства  Перм-

ского  края  от  26  ноября  2012 г.  №  1334-п 
утвержден  «Порядок  организации  и  осу-
ществления  регионального  государствен-
ного надзора за геологическим изучением, 

рациональным  использованием  и  охраной 
недр  в  отношении  участков  недр  местного 
значения на территории Пермского края». 

В  соответствии  с  планом  надзорных 

мероприятий  за геологическим  изучением, 
охраной  и  рациональным  использованием 
недр,  утвержденным  приказом  Министер-
ства  природных  ресурсов  Пермского  края 
от 19 октября 2011 г. №СЭД-30-01-03-267, в 
2012 г.  проведены  проверки  с  выездом  к 
месту разработки: 

-  Заосиновского  месторождения  песка 

и  гравийно-песчаной  смеси  (ООО  «Строй-
материалы- 14», владеющего правом поль-
зования  недрами  с  целью  разработки 
участка  «Восточный-2»  Заосиновского  ме-
сторождения по лицензии ПЕМ 01166 ТР); 

-  месторождения  гравийно-песчаной 

смеси  Нижнее  городище  -  Пожва  (ООО 
«Геоэксплуатация»,  владеющего  правом 
пользования  недрами  с  целью  разведки  и 
добычи  гравийно  -  песчаной  смеси  место-
рождения «Нижнее Городище  -  Пожва» по 
лицензии ПЕМ 80035 ТЭ); 

-  Каменского  месторождения  кирпич-

ных  глин  (ООО  «Инновационная  керами-
ка»,  владеющего  правом  пользования 
недрами с  целью разведки  и  добычи   кир-
пичных клин  Каменского  месторождения  в 
Пермском  районе  Пермского  края  по  ли-
цензии ПЕМ 80026 ТЭ); 

-  Истяковского  месторождения  карбо-

натных  пород  (ОАО  «Пермавтодор»,  вла-
деющего  правом  пользования  недрами  с 
целью  разработки  Истяковского  месторож-
дения  карбонатных  пород  в  Октябрьском 
районе  Пермского  края  по  лицензии  ПЕМ 
01168 ТЭ). 

По  результатам  проверок    вынесено  2 

предписания  по  устранению  выявленных 
нарушений  при  проведении  работ  по  гео-
логическому  изучению,  использованию  и 
охране недр, а также по соблюдению усло-
вий лицензии на пользование недрами. 

Показатели  регионального  государ-

ственного надзора приведены в табл. 6.3.5. 

В  результате  осуществления  государ-

ственного надзора: 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

139 

-  рассмотрено 58 обращений о само-

вольном пользовании недрами; 

-  рассмотрено 48 дел об администра-

тивных  правонарушениях  в  сфере  недро-
пользования, из которых 12 нарушителей – 
юридические лица, 12 – должностные лица 
и 24 – физические лица. 

За  нарушение  законодательства  в  сфе-

ре  недропользования  за  2012 г.  Министер-
ством  обеспечено  взыскание  в  Федераль-
ный бюджет 0, 915 млн. руб. 

Государственный  надзор  в  области 

охраны  и  использования  особо  охраняе-
мых природных территорий регионально-
го значения 

По  материалам  Министерства  при-

родных ресурсов, лесного хозяйства и эко-
логии Пермского края 

В  2012 г.  Министерством  природных 

ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии 
Пермского  края  начата  работа  по  осу-
ществлению  государственного  надзора  в 
области охраны и использования ООПТ ре-
гионального  значения.  Принято  постанов-
ление Правительства Пермского края от 14 
ноября 2012 г. № 1297-п «Об утверждении 
Порядка организации и осуществления гос-
ударственного надзора в области охраны и 
использования  особо  охраняемых  природ-
ных  территорий  регионального  значения», 

который  регулирует  организацию  и  осу-
ществление  государственного  надзора  в 
области  охраны  и  использования  особо 
охраняемых природных территорий (ООПТ) 
регионального значения. 

В  2012 г.  проведена  1  внеплановая 

проверка  соблюдения  режима  охраны 
ООПТ  в  Чернушинском  муниципальном 
районе, нарушения не выявлены. 

Государственный охотничий надзор за 

соблюдением законодательства в области 
охоты и сохранения охотничьих ресурсов 

По  материалам  Государственной  ин-

спекции  по  охране  и  использованию  объ-
ектов животного мира Пермского края 

В  2012 г. проведено 3142 мероприятия 

по  осуществлению  федерального  государ-
ственного  охотничьего  надзора  за  соблю-
дением  законодательства  в  области  охоты 
и  сохранения  охотничьих  ресурсов  на  тер-
ритории  Пермского  края,  составлено  297 
протоколов  об  административных  право-
нарушениях, выявлено 86 случаев незакон-
ного  отстрела  копытных  животных.  Инфор-
мация по мероприятиям по осуществлению 
федерального государственного охотничье-
го  надзора  за  соблюдением  законодатель-
ства в области охоты и  сохранения охотни-
чьих  ресурсов  в  2012 г.  представлена  в 
табл. 6.3.6. 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

140 

 

 
 

6.4.  Государственная  экологическая  экспертиза 

Государственная  экологическая  экс-

пертиза объектов регионального уровня  

По  материалам  Министерства  при-

родных ресурсов, лесного хозяйства и эко-
логии Пермского края 

Государственная экологическая экспер-

тиза (ГЭЭ) объектов регионального уровня в 
Пермском крае проводится Министерством 
природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и 
экологии  

Всего  в  2012 г.  на  проведение  ГЭЭ  по-

дано  15  проектов  материалов  (из  них  6  – 
получили  положительное  заключение,  3  – 
возвращены  заказчикам  ввиду  неполного 
комплекта  материалов,  4  –  подготовлено 
заключение  о  том,  что  проведение  ГЭЭ  не 
требуется,  2  –  подготовлено  заключение  о 
том,  что  требуется  проведение  ГЭЭ  феде-
рального  уровня).    Информация  о  прове-
денных  экспертизах  приведена  в  табл. 
6.4.1. 

Делегирование экспертов для участия в 

качестве  наблюдателей  в  заседаниях  экс-
пертных  комиссий  государственной  эколо-
гической  экспертизы  объектов  экологиче-

ской  экспертизы  при  реализации этих объ-
ектов  на  территории  Пермского  края  в 
2012 г. не осуществлялось. 

Государственная  экологическая  экс-

пертиза объектов федерального уровня 

По  материалам  Управления  феде-

ральной  службы  по  надзору  в  сфере  при-
родопользования  по  Пермскому  краю 
(Управление  Росприроднадзора  по  Перм-
скому краю) 

Государственная экологическая экспер-

тиза  объектов  федерального  уровня  в 
Пермском  крае  проводится  отделом  госу-
дарственной  экологической  экспертизы  и 
нормирования  Управления  федеральной 
службы  по  надзору  в  сфере  природополь-
зования  по  Пермскому  краю  (Управление 
Росприроднадзора по Пермскому краю) 

В  2012 г.  подано  19  проектов  материа-

лов  (из  них  13  –  получили  положительное 
заключение,  6–отрицательное).  Информа-
ция о проведенных экспертизах приведена 
в табл. 6.4.2. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

141 

 
 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

142 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

143 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

144 

 

6.5. Обеспечение населения информацией о            

состоянии окружающей среды 

По материалам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии 

Пермского края

Информирование населения  о состоя-

нии окружающей среды 

В  2012  г.  в  соответствии  с  постановле-

нием  Правительства  Пермского  края  от  22 
октября  2010  г.  №  774-п  «О  распростране-
нии информации о состоянии окружающей 
среды  и  мерах  по  ее  охране»  Министер-
ством  природных  ресурсов,  лесного  хозяй-

ства  и  экологии  Пермского  края  (далее  – 
Министерство)  осуществлялось  информи-
рование  населения  о  состоянии  и  об 
охране окружающей среды Пермского края 
через  официальный  сайт  «Природа  Перм-
ского края» (www.permecology.ru).  

В  целях  информирования  населения  о 

состоянии  окружающей  среды  на  офици-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году 

145 

альном  сайте  «Природа  Пермского  края» 
(далее – Сайт) размещалась и актуализиро-
валась информация в следующих разделах: 
«Оперативная  экологическая информация» 
(в  том  числе:  еженедельный  гидрометео-
рологический  бюллетень,  ежемесячная 
информация  о  состоянии  атмосферного 
воздуха,  поверхностных  водных  объектах, 
радиационной  обстановке),  «Экологиче-
ское  просвещение»,  «Пресса»,  «Электрон-
ные 

СМИ»; 

«Издания», 

«Справочно-

информационные  материалы»;  «Экологи-
ческие  интернет-ресурсы»;  «Нормативные 
документы»;  «Объявления»;  «Вопросы»; 
«Природа». 

В  разделе  «Новости»  было  размещено 

75  новостных  сообщений.  Количество  уни-
кальных  посетителей  сайта  в  2012  г.  соста-
вило 151000 чел. 

На  Сайте  организовано  информацион-

ное  сопровождение  краевого  конкурса 
«Чистая  вода»  и  регионального  этапа  Все-
российской  Акции  Дней  защиты  от  эколо-
гической  опасности  в  Пермском  крае.  Раз-
мещены  нормативные  правовые  докумен-
ты,  ежегодный  Доклад  «О  состоянии  и  об 
охране окружающей среды Пермского края 
в 2011 году» (далее – Доклад).  

Подготовка  Доклада  осуществляется  в 

соответствии с Федеральным законом от 10 
января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружа-
ющей  среды»  (ст.  6),  перечнем  поручений 
по  реализации  послания  Президента  Рос-
сийской  Федерации  Федеральному  Собра-
нию  Российской  Федерации  от  30  ноября 
2010  г.  (п.  18).  Доклад  является  официаль-
ным  документом,  содержащим  объектив-
ную,  систематизированную  информацию, 
характеризующую  экологическую  обста-
новку в Пермском крае.  

Доклад  содержит  сведения  об  осу-

ществляемых  на  территории  Пермского 
края  правовых,  организационных,  техниче-
ских  и  экономических  природоохранных 
мероприятиях,  мерах  по  сбережению  и 
восстановлению 

природных 

ресурсов. 

Большое внимание уделено аналитической 
информации  о  состоянии  природных  ре-
сурсов  и  об  экологической  обстановке  в 

Пермском  крае,  о  финансировании  приро-
доохранной  деятельности,  о  воздействии 
основных видов экономической деятельно-
сти  на  окружающую  среду,  а  также  оцен-
кам  влияния  экологических  факторов  на 
состояние  здоровья  населения  и  природ-
ное наследие. 

Информационное  обеспечение  орга-

нов  государственной  власти  и  органов 
местного самоуправления 

Правительством  Пермского  края  и  Фе-

деральной службой по гидрометеорологии 
и  мониторингу  окружающей  среды  подпи-
сано Соглашение от 27 октября 2006 № 37 о 
совместном  решении  задач  в  сферах 
наблюдения  за  состоянием  окружающей 
среды,  ее  загрязнением,  гидрометеороло-
гии  и  смежных  с  ней  областях  в  Пермском 
крае  (далее  –  Соглашение).  Соглашение 
предусматривает  проведение  работ  регио-
нального  назначения  по  обеспечению  ор-
ганов  государственной  власти  Пермского 
края,  органов  местного  самоуправления 
информацией  общего  назначения  и  специ-
ализированной  информацией  в  сферах 
наблюдения  за  состоянием  окружающей 
среды,  ее  загрязнением,  гидрометеороло-
гии и смежных с ней областях (специализи-
рованная  информация)  в  порядке,  преду-
смотренном  действующим  законодатель-
ством.  

Соглашение  реализуется в рамках пол-

номочий субъекта Российской Федерации в 
соответствии  со  ст.  6  Федерального  закона 
от  10  января  2002  г.  №  7-ФЗ  «Об  охране 
окружающей среды». 

В  2012 г.  в  рамках  государственного 

контракта с  ФГБУ «Пермский центр по гид-
рометеорологии  и  мониторингу  окружаю-
щей  среды»  по  реализации  Соглашения 
осуществлялось  обеспечение  исполнитель-
ных органов государственной власти Перм-
ского  края  и  органов  местного  самоуправ-
ления  специализированной  информацией, 
согласно  регламенту  информационного 
обеспечения (далее – регламент). 

Регламент  предусматривает  получение 

следующей  информации:  еженедельный 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 6. Государственное регулирование охраны окружающей среды 

146 

гидрометеорологический  бюллетень,  еже-
дневный  бюллетень  погоды,  предупре-
ждения  о  неблагоприятных  и  опасных  яв-
лениях  погоды,  гидрологическая  информа-
ция,  информация  и  предупреждения  об 
уровнях  загрязнения  окружающей  среды, 

оперативный  прогноз  о  неблагоприятных 
метеорологических условиях.  

Согласно  регламента,  еженедельный 

гидрометеорологический 

бюллетень 

и 

оперативная  гидрометеорологическая  ин-
формация 

размещаются 

на 

Сайте 

(www.permecology.ru).

6.6. Организация и развитие системы                         

экологического образования,   формирования 

экологической культуры 

Экологическое  просвещение  в  му-

ниципальных  районах  и  городских 
округах Пермского края  

По  материалам  администраций  му-

ниципальных  районов  и  городских  округов 
и  Министерства  образования  Пермского 
края 

Пронина  Н.А.,  заведующая  отделени-

ем  дополнительного  образования  детей 
ПГБУ  СПО  «Пермский  агропромышленный 
техникум» 

Экологическое  образование  в  детских 

садах,  школах,  учреждениях  дополни-
тельного образования 

Экологическое  образование  и  экологи-

ческая  культура  населения  являются  акту-
альным  и  значимым  направлением  приро-
доохранной политики. 

Организацией и управлением системой 

экологического  образования  занимаются 
Министерство 

образования 

Пермского 

края,  реализацией  –  образовательные 
учреждения различных видов и типов.  

Региональная  система  экологического 

образования  включает в себя дошкольное 
и  общее  образование,  среднее  и  высшее 
профессиональное  образование,  дополни-
тельное  образование  детей.  Система  эко-
логического  образования  и  просвещения 
отличается  широким  спектром  деятельно-
сти: от образовательных программ, уроков, 
факультативов  до  массовых  мероприятий: 

конкурсов,  акций,  рейдов,  праздников  и 
т.п. 

Основополагающей  целью  экологиче-

ского образования  детей  служит  формиро-
вание экологической культуры, повышение 
экологической  грамотности  учащихся  и 
формирование  активной  гражданской  по-
зиции по отношению к природе. 

Экологическое  образование  в  до-

школьных образовательных учреждениях  

В  большинстве  территорий  Пермского 

края  охват  детей  дошкольного  возраста 
программами  экологического  образования 
приближается к 100%. Основные образова-
тельные  программы,  используемые  в  си-
стеме  дошкольного  экологического  обра-
зования представлены следующими: 

 

Рыжова  Н.А.  «Экологическое  воспита-
ние в детском саду», «Наш дом – при-
рода»; 

 

Николаева  С.Н.  «Воспитание  экологи-
ческой  культуры  в  дошкольном  дет-
стве», «Юный эколог»; 

 

Федотова  А.М.  «Пермский  край  -  мой 
родной край»;  

 

Васильева  М.А.  «  Воспитание  и  обуче-
ние в детском саду»; 

 

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать  в 
экологию». 

Экологическое  образование  дошколь-

ников  обеспечивается  не  только  образова-
тельными программами, но и большим ко-
личеством  экологических  мероприятий: 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..