Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году
147
конкурсы рисунков и поделок из бросовых
и природных материалов, экологические
праздники и досуги, наблюдения и опыты в
уголках природы, экскурсии по экологиче-
ским и природным тропам. Дети дошколь-
ного возраста активно включаются в эколо-
гические акции «Позаботься о пернатых
друзьях!», «В лесу родилась ёлочка»,
«Укрась клумбу».
В Сивинском муниципальном районе
во всех дошкольных образовательных
учреждениях разработан экологический
паспорт учреждения и созданы экологиче-
ские тропинки. В детских садах Лысьвен-
ского муниципального района реализуются
проекты «Волшебная снежинка», «Воздух
невидимка», «Тонет – не тонет». Воспитан-
ники детских садов г. Краснокамска ежеме-
сячно посещают занятия по экологии в кра-
еведческом музее, а детскому саду «Раду-
га» (ЗАТО Звёздный) присвоен статус «Му-
ниципальная творческая педагогическая
лаборатория» по теме «Разработка педаго-
гических условий воспитания патриотизма
и гражданственности детей на основе эко-
лого-туристической деятельности». В твор-
ческом режиме работают и педагоги ДОУ
Добрянского муниципального района, в
2012 г. в детских садах реализованы эколо-
гические проекты: «Экологические тропин-
ки» (ДОУ № 8), зимний сад, мини-музей
природы, детская метеостанция (ДОУ №
16), детско – родительский клуб «Экоша»
(ДОУ № 21). В ДОУ г. Березники организо-
вано и проведено 1040 мероприятий, охват
детей составил 6854 человек.
Экологическое образование в обще-
образовательных школах
В общеобразовательных учреждениях
содержание экологического образования,
интегрировано в образовательные про-
граммы, рекомендованные Министерством
образования и науки Российской Федера-
ции. В начальной школе экологическое об-
разование интегрировано в содержание
курса «Окружающий мир», на 2-3 ступенях -
в содержание курсов «Биология», «Химия»,
«Естествознание», «География», «Техноло-
гия». В профильных классах на старшей
ступени изучается курс «Экология».
В рамках введения Федерального госу-
дарственного образовательного стандарта
начального общего образования в 1-2 клас-
сах во внеурочную деятельность учащихся в
большинстве школ включаются программы
и мероприятия экологической направлен-
ности. В школах разработаны программы
формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни,
которые реализуются не только через ме-
роприятия системы воспитательной работы
школы, но и через реализацию программ
дополнительного образования: факульта-
тивы, кружки, клубную работу.
В школах Карагайского муниципально-
го района реализуются факультативные
курсы: Биосфера и человек, Химия в сель-
ском хозяйстве, Органическая химия и че-
ловек, Глобальная экология; Экологическое
краеведение, Живой организм, Удивитель-
ный мир планеты Земля, Исследователь-
ская деятельность, Глобальные проблемы
биосферы, Поэтика народной культуры,
работает экологический кружок: «Экология
и мы» (Охват 2639 учащихся). В общеобра-
зовательных учреждениях г. Кунгура адап-
тированную программу «Экология» (на ос-
нове Типовой программы) осваивают 6 тыс.
школьников. В Соликамском муниципаль-
ном районе 199 учеников с 5 по 11 класс
посещают экологические факультативы: 5
кл. «Экология растений», 7 кл. «Экология
животных», 8 кл. «Геоэкология и здоровье
человека», 9 кл. «Биосфера и человече-
ство», «Стать человеком», «Культура здо-
рового и безопасного образа жизни, курс
по выбору в 8 классе «Мой край».
Общеобразовательные школы активно
используют возможности, которые предо-
ставляют профильные учреждения допол-
нительного образования, станции юных
натуралистов
(СЮН)
и
эколог-
биологические центры, особо успешно вза-
имодействие учреждений разных типов в
Чайковском и Чусовском муниципальных
районах. Так, из 21 программы дополни-
тельного образования детей, реализуемых
на станции юных натуралистов г. Чайков-
ский, 14 реализуется на базе школ. 819
школьников обучаются по программам:
«Твое здоровье», «Вдохновение», «Я по-