Отчёт № 01/2018 об итогах государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Отчёт № 01/2018 об итогах государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Отчёт № 01/2018 об итогах государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области - часть 3

 

 

33 

Таблица 7. Сводная таблица использованных/не использованных подходов в разрезе групп 

Группа 

Наименование 

подхода 

Метод определения кадастровой стоимо-

сти 

Примечание 

1 группа 
Объекты многоквартирной жи-
лой застройки 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Определение кадастровой стоимости ме-
тодами статистического моделирования 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.4. Отчета.  

Затратный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-
ден в п. 2.9.1 Отчета 

2 группа 
Объекты малоэтажной жилой 
застройки 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-
ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Определение кадастровой стоимости ме-
тодами статистического моделирования 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.4. Отчета.  

Затратный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

3 группа 
Объекты, предназначенные для 
хранения транспорта 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.4 Отчета 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

4 группа 
Объекты коммерческого назна-
чения, предназначенные для ока-
зания услуг населению развлече-
ний, включая многофункциональ-
ного назначения 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.4 Отчета 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

5 группа 
Объекты, предназначенные для 
временного проживания, вклю-
чая объекты рекреационно-
оздоровительного значения 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.4 Отчета 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

6 группа 
Административные и бытовые 
объекты  

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.4 Отчета 

34 

Группа 

Наименование 

подхода 

Метод определения кадастровой стоимо-

сти 

Примечание 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

7 группа 
Объекты производственного 
назначения, за исключением пе-
редаточных устройств и соору-
жений 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.4 Отчета 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

8 группа 
Учебные, спортивные объекты, 
объекты культуры и искусства, 
культовые объекты, музеи, ле-
чебно-оздоровительные и обще-
ственного назначения объекты 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.4 Отчета 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

9 группа 
Прочие объекты 
 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-

ден в п. 2.9.4 Отчета 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 

стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

10 группа 
Сооружения 
 

Доходный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-
ден в п. 2.9.1 Отчета 

Сравнительный 

Не применялся 

Отказ от использования приве-
ден в п. 2.9.4 Отчета 

Затратный 

Определение кадастровой стоимости на ос-
нове затрат на замещение 

Описание процесса определения 
стоимости в п. 2.9.2. Отчета 

 
 

35 

II.  РАССЧЕТНАЯ (ОСНОВНАЯ) ЧАСТЬ 

2.1.  Анализ информации о рынке объектов недвижимости (в том числе анализ 

информации, не относящейся непосредственно к объектам недвижимости, подле-

жащим государственной кадастровой оценке, но влияющей на их стоимость) 

Недвижимость - неотъемлемая часть процесса производства, как в промышленности, так 

и в сервисной сфере. В условиях высокой инфляции недвижимость играет роль средства сбере-
жений. В таких условиях у нее появляется еще одна функция, характерная для развивающихся 
рынков - инвестиционная. Доходность инвестиций в строительство недвижимости выше, чем на 
многих альтернативных рынках.  

Факторы внешней среды, влияющие на развитие рынка коммерческой недвижимости Рос-

сии, можно условно разбить на пять основных групп:  

 

политические;  

 

экономические;  

 

социально-демографические 

 

технологические 

 

правовые. 

В разделе анализа рынка объекта оценки представлена информация по всем ценообразу-

ющим факторам, использовавшимся при определении стоимости, включая информацию о поли-
тических, экономических, социальных и экологических факторах. 

Политические факторы 

Под ними стоит понимать реально существующую политическую ситуацию в стране. К 

политическим факторам относят: 

 

социально-экономическую направленность политики правящей партии; 

 

политику местных органов власти в отношении рынка недвижимости и рынка земли. 

По  мнению  Оценщиков,  социально-экономическая  направленность  политики  правящей 

партии и политику местных (региональных) органов власти в отношении рынка недвижимости, 
можно  охарактеризовать  как  удовлетворительную,  так  органы  власти  способствуют  развитию 
рынка недвижимости, становлению его прозрачности и установления справедливого налогооб-
ложения от кадастровой стоимости, приближенной к рыночной. 

Социально-экономические факторы 

Экономические факторы включают: 

 

экономический уровень развития страны; 

 

темпы роста валового национального продукта; 

 

кредитно-денежную политику; 

 

темпы инфляции; 

 

колебания деловой активности; 

 

занятость населения; 

 

покупательную способность населения. 

Социальные  факторы  представлены  различными  аспектами  социально-экономической 

структуризации населения по различным основаниям, таким как социально-профессиональные, 
социально-потребительские, по уровню доходов, жилищных условий и т. д. 

К данной группе факторов относят и демографические факторы, которые также влияют на 

состояние регионального рынка недвижимости. К ним относятся: 

 

численность населения; 

 

прирост населения; 

 

уровни рождаемости и смертности и др. 

Анализ  социально-экономические  факторов  разделен  на:  анализ  социально-экономиче-

ского развития России и анализ социально-экономического развития региона расположения оце-
ниваемого объекта, и приведен в следующих разделах настоящего Отчета. 

 
 

36 

Рыночные факторы 

К ним относят спрос и предложение, эластичность рынка и другие  факторы, присущие 

нормально функционирующему рынку недвижимости как элементу рыночной экономики. 

2.2.  Информация об экономических, социальных, экологических и прочих факто-

рах, оказывающих влияние на стоимость объектов недвижимости 

  2.2.1. Социально-экономическое состояние Российской Федерации 

В 

ноябре, по оценке Минэкономразвития России, ВВП сократился на 0,3 % по срав-

нению с соответствующим периодом предыдущего года. Основной отрицательный вклад в ВВП 
внесла динамика промышленного производства (-1,2 п.п.). 

В 

ноябре индекс промышленного производства снизился на 3,6 % г/г после нулевой 

динамики месяцем ранее. Снижение было обусловлено в первую очередь неожиданным спадом 
в обрабатывающей промышленности (-4,7 % г/г), который был локализован в двух отраслях  – 
металлургии и производстве прочих транспортных средств и оборудования. «Локальный» харак-
тер ноябрьского сокращения промышленности подтверждается оценкой медианного темпа роста 
обрабатывающих отраслей и данными конъюнктурных опросов за ноябрь. 

В 

декабре, по оценке Минэкономразвития России, произошла нормализация произ-

водственной активности. Оперативные данные о потреблении электроэнергии (скорректирован-
ные на погодный, сезонный и календарный факторы) и значение индекса PMI в обрабатывающей 
промышленности в декабре дают основания ожидать улучшения динамики промышленного про-
изводства.  Вместе  с  тем  на  динамику  добывающей  промышленности  продолжили  оказывать 
сдерживающее влияние выполнение Россией обязательств по сокращению добычи нефти в рам-
ках сделки ОПЕК+, а также снижение спроса на газ из-за теплой погоды. 

В соответствии с Регламентом разработки и представления данных по ВВП Федеральной 

службой государственной статистики осуществлена первая оценка ВВП за 2017 год. 

Объем ВВП России за 2017г., по первой оценке, составил в текущих ценах 92081,9 млрд. 

рублей. Индекс его физического объема относительно 2016г. составил 101,5%. Индекс-дефлятор 
ВВП за 2017г. по отношению к ценам 2016г. составил 105,5%. 

Таблица 8.  

 

2017г.  В % к 

2016г. 

Декабрь 

2017г. 

В % к 

 

Справочно 

декабрь 2016г. в % к 

декабрю 

2016г. 

ноябрю 

2017г. 

2016г. 

в % к 

2015г. 

декабрю 

2015г. 

ноябрю 

2016г. 

Валовой внутренний продукт, 
млрд.рублей 

92081,9

1) 

101,5

1) 

 

 

 

99,8 

 

 

Индекс выпуска товаров и 
услуг по базовым видам эконо-
мической деятельности 

 

101,4 

 

99,5 

110,1  100,5 

98,9 

108,6 

Индекс промышленного произ-
водства

2)

 

 

101,0 

 

98,5 

108,2  101,3 

100,2 

105,8 

Продукция сельского хозяй-
ства, млрд.рублей 

5654,0  102,4 

220,5 

103,4 

44,0 

104,8 

103,4 

43,2 

Грузооборот транспорта, 
млрд.т-км 

5476,7  105,4 

474,9 

99,8 

104,5  101,8 

103,1 

104,0 

в том числе железнодорож-
ного транспорта 

2493,0  106,4 

219,1 

105,0  103,8  101,7 

103,0 

104,6 

Объем услуг в сфере телеком-
муникаций, млрд.рублей 

1631,0 

97,4 

140,2 

95,2 

99,5 

... 

... 

... 

Оборот розничной торговли, 
млрд.рублей 

29804,0  101,2  3081,5  103,1  119,7 

95,4 

94,8 

119,3 

Объем платных услуг населе-
нию, млрд.рублей 

8831,9  100,2 

802,6 

100,1  104,7 

99,7 

99,9 

104,2 

Внешнеторговый 

оборот, 

млрд.долларов США 

528,9

3) 

125,1

4) 

55,0

3) 

124,5

5) 

103,6

6) 

86,6

4) 

105,6

5) 

102,8

6) 

37 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

экспорт товаров 

315,3 

125,8 

33,2 

125,2  105,7 

80,1 

104,6 

107,3 

импорт товаров 

213,6 

124,1 

21,7 

123,5  100,5 

98,0 

107,0 

96,7 

Инвестиции  в  основной  капи-
тал, млрд.рублей 

9681,7

7) 

104,2

8) 

 

 

 

99,4

8) 

 

 

Индекс потребительских цен 

 

103,7 

 

102,5  100,4  107,1 

105,4 

100,4 

Индекс  цен  производителей 
промышленных товаров

2)

 

 

107,6 

 

108,4  101,2  104,3 

107,5 

100,9 

Реальные  располагаемые  де-
нежные доходы

9)

 

 

98,3 

 

98,2 

146,3 

94,2 

92,7 

148,9 

Среднемесячная  начисленная 
заработная плата работников 
организаций

9)

номинальная, 

рублей 

39085  107,2  50500 

107,2  130,0  107,9 

108,3 

131,4 

реальная 

 

103,4 

 

104,6  129,5  100,8 

102,8 

130,9 

Общая численность безработ-
ных (в возрасте 15-72 лет), 
млн.человек 

4,0

10) 

93,5 

3,9 

94,5 

99,7 

99,5 

92,7 

99,7 

Численность официально заре-
гистрированных  безработных 
(по данным Роструда), млн.че-
ловек 

0,8

10)

 

85,3 

0,8 

86,7 

105,9 

98,8 

89,4 

105,5 

Первая оценка. 
1) 

По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение 

электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организа-
ция сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" ОКВЭД2. 
2) 

Данные за январь-ноябрь 2017г. и ноябрь 2017г. соответственно. 

3) 

Январь-ноябрь 2017г. и январь-ноябрь 2016г. в % к соответствующему периоду предыдущего года, в фак-

тически действовавших ценах. 
4) 

Ноябрь 2017г. и ноябрь 2016г. в % к соответствующему месяцу предыдущего года, в фактически действо-

вавших ценах. 
5) 

Ноябрь 2017г. и ноябрь 2016г. в % к предыдущему месяцу, в фактически действовавших ценах. 

6) 

Данные за январь-сентябрь 2017 года. 

7) 

Январь-сентябрь 2017г. и январь-сентябрь 2016г. в % к соответствующему периоду предыдущего года. 

8) 

Данные за периоды 2017г. - оценка. 

9) 

В среднем за месяц.

 

В 

ноябре индекс промышленного производства снизился на 3,6 % г/г после ну-

левой динамики месяцем ранее. Ноябрьская статистика оказалась существенно хуже как ожи-
даний рынка, так и прогнозов Минэкономразвития России. Спад наблюдался по всем четырем 
укрупненным компонентам индекса промышленного производства, при этом наибольший вклад 
в резкое ухудшение его динамики внесло падение выпуска обрабатывающих отраслей на 4,7% 
г/г (в октябре был зафиксирован рост на 0,1% г/г). 

Снижение выпуска обрабатывающей промышленности в ноябре было обусловлено 

резким спадом в двух отраслях. По оценке, около 4,3 из 4,7 п.п. (или более 90 %) снижения 
выпуска обрабатывающей промышленности в годовом выражении пришлось на металлургию и 
производство «прочих» транспортных средств и оборудования. При этом доля указанных видов 
деятельности в добавленной  стоимости обрабатывающей промышленности составляет  21,8 %. 
Оценка медианного темпа роста обрабатывающих отраслей в ноябре (2,8 % г/г) также указывает 
на то, что спад производства носил «локальный» характер. 

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в 

2017г. по сравнению с 2016г. составил 101,4%, в декабре 2017г. по сравнению с соответствую-
щим периодом предыдущего года - 99,5%. 

Индекс промышленного производства в 2017г. по сравнению с 2016г. составил 101,0%. 

Индекс производства по виду деятельности "Обрабатывающие  роизводства" в 2017г. по срав-
нению с 2016г. составил 100,2%, в декабре 2017г. по сравнению с соответствующим периодом 
предыдущего года - 98,0%. 

38 

Таблица 9. Объем отгруженных товаров собственного производства,  выполненных работ 

и услуг собственными силами по основным видам обрабатывающих производств 

в действующих ценах 

Обрабатывающие производства 

2017г., 

млрд. 

рублей 

В % к 

2

016г. 

Декабрь 

2017г., 

млрд. 

рублей 

В % к 

декабрю 

2016г. 

ноябрю 

2017г. 

37330,9  108,9 

4156,4 

111,6 

118,1 

из них: 

 

 

 

 

 

производство пищевых продуктов 

5267,1  100,4 

484,2 

93,6 

102,0 

производство напитков 

708,5 

92,4 

63,2 

84,7 

101,9 

производство табачных изделий 

192,1 

64,9 

15,2 

18,1 

73,0 

производство текстильных изделий 

171,5 

105,9 

16,0 

109,4 

95,3 

производство одежды 

151,7 

103,8 

11,8 

99,6 

73,2 

производство кожи и изделий из кожи 

63,9 

94,3 

5,1 

57,6 

75,7 

обработка древесины и производство изделий 

 

 

 

 

 

из дерева и пробки, кроме мебели, производство 
изделий 

521,9 

104,5 

46,8 

106,1 

98,8 

из соломки и материалов для плетения 
производство бумаги и бумажных изделий 

748,3 

99,1 

69,7 

103,2 

103,4 

деятельность полиграфическая и 

209,0 

103,0 

20,1 

107,5 

93,1 

копирование носителей информации 
производство кокса и нефтепродуктов 

8241,4  119,4 

1096,9 

155,8 

157,0 

производство химических веществ и химических 
продуктов 

2645,9  104,3 

251,9 

108,3 

109,6 

производство лекарственных средств и матери-
алов, 

423,9 

111,8 

44,9 

119,1 

115,4 

применяемых в медицинских целях 
производство резиновых и пластмассовых изде-
лий 

978,1 

103,9 

81,6 

107,5 

97,1 

производство прочей неметаллической 

1308,4  105,4 

98,6 

108,0 

91,4 

минеральной продукции 
производство металлургическое 

5101,3  110,5 

497,4 

109,4 

106,6 

производство готовых металлических изделий, 

2252,8  106,9 

272,6 

107,2 

106,1 

кроме машин и оборудования 
производство компьютеров, 

1237,3  103,2 

162,7 

95,3 

105,7 

электронных и оптических изделий 
производство электрического оборудования 

859,3 

102,8 

89,3 

101,1 

111,6 

производство машин и оборудования, 
не включенных в другие группировки 

1099,2  107,5 

144,3 

105,8 

144,7 

производство автотранспортных средств, 

2107,0  127,8 

211,0 

117,7 

98,5 

прицепов и полуприцепов 
производство  прочих  транспортных  средств  и 
оборудования 

1782,0  118,6 

294,5 

101,1 

131,3 

производство мебели 

222,4 

105,5 

24,5 

106,5 

110,6 

производство прочих готовых изделий 

224,1 

93,9 

27,5 

115,9 

122,0 

ремонт и монтаж машин и оборудования 

813,4 

106,8 

126,4 

106,9 

146,6 

 

Производство кокса и нефтепродуктов. Индекс производства кокса и нефтепродуктов 

в 2017г. по сравнению с 2016г. составил 100,6%, в декабре 2017г. по сравнению с соответствую-
щим периодом предыдущего года - 100,6%. 

Глубина переработки нефтяного сырья в 2017г. составила 81,0% (в 2016г. - 79,2%). 

39 

Производство химических веществ и химических продуктов. Индекс производства 

химических веществ и химических продуктов в 2017г. по сравнению с 2016г. составил 104,3%, в 
декабре 2017г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - 97,1%. 

Производство металлургическое. Индекс производства металлургического в 2017г. по 

сравнению с 2016г. составил 96,4%, в декабре 2017г. по сравнению с соответствующим периодом 
предыдущего года - 94,5%. 

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. Ин-

декс производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования в 2017г. по 
сравнению с 2016г. составил 97,3%, в декабре 2017г. по сравнению с соответствующим периодом 
предыдущего года - 105,8%. 

Производство  машин  и  оборудования,  не  включенных  в  другие группировки.  Ин-

декс производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, в 2017г. по 
сравнению с 2016г. составил 102,5%, в декабре 2017г. по сравнению с соответствующим перио-
дом предыдущего года - 100,8%. 

Объем  производства  продукции  сельского  хозяйства  всех  сельхозпроизводителей 

(сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в 2017г. в дей-
ствующих ценах, по предварительной оценке, составил 5654,0

1)

 млрд. рублей, в декабре 2017г. - 

220,5 млрд. рублей. 

Растениеводство.  Валовой сбор зерна  в Российской Федерации в 2017г., по предвари-

тельным данным, составил 134,1 млн.тонн (в весе после доработки), что на 11,2% больше уровня 
предыдущего года. 

В   2017г. снизился валовой сбор основных технических культур: сахарной свеклы (на 

6,1%), семян подсолнечника (в весе после доработки) (на 12,6%) и льноволокна (на 6,3%), что 
обусловлено  снижением  урожайности  этих  культур  (на  8,5%,  2,6%  и  2,1%  соответственно),  а 
также сокращением убранных площадей подсолнечника (на 10,5%) и льна-долгунца (на 4,3%) по 
сравнению с уровнем предыдущего года. Валовой сбор картофеля уменьшился на 4,9% за счет 
сокращения убранных площадей (на 7,0), сбор овощей сохранился на уровне предыдущего года. 

В   составе зерновых и зернобобовых культур в 2017г. по сравнению с предыдущим 

годом отмечалось увеличение валовых сборов пшеницы, ячменя, овса, гречихи и зернобобовых 
культур, снижение валовых сборов тритикале, кукурузы, проса и риса. 

В   структуре производства зерна в 2017г. по сравнению с 2016г. увеличился удельный 

вес пшеницы, ячменя, овса и зернобобовых культур, снизился удельный вес ржи, тритикале, ку-
курузы, крупяных культур. 

Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйствен-

ные организации. Доля их в производстве зерна в 2017г. составила 70,1% (в 2016г. - 71,4%), 
подсолнечника - 67,4% (68,7%), сахарной свеклы - 87,9% (88,1%). 

Крестьянскими  (фермерскими)  хозяйствами  и  индивидуальными  предпринимате-

лями  в 2017г. получено 29,2% от  общего сбора зерна в хозяйствах всех категорий  2016г. - 
27,7%), сахарной свеклы - 11,9% (11,7%), подсолнечника - 32,1% (30,9%) 

Животноводство. На конец декабря 2017г. поголовье крупного рогатого скота в хозяй-

ствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 18,6 млн.голов (на 0,6% меньше по 
сравнению  с  соответствующей  датой  предыдущего  года),  из  него  коров  -  8,2  млн.  (на  0,7% 
меньше), свиней - 23,3 млн. (на 5,7% больше), овец и коз - 24,5 млн. (на 1,3% меньше), птицы - 
556,6 млн.голов (на 0,7% больше). 

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 42,5% поголовья круп-

ного рогатого скота, 12,9% свиней, 46,2% овец и коз (на конец декабря 2016г. – соответственно 
42,8%, 14,5%, 46,2%). 

Строительная деятельность. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строи-

тельство", в 2017г. составил 7545,9 млрд. рублей, или 98,6% (в сопоставимых ценах) к уровню 
2016г., в декабре 2017г. - 1087,9 млрд. рублей, или 101,3% к соответствующему периоду преды-
дущего года. 

Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий. Из числа введенных в действие в 2017г. зда-

ний 93,6% составляют здания жилого назначения. 

 

40 

Таблица 10. Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий по их видам 2017 году 

 

Количество зда-

ний, 

Общий строи-

тельный 

Общая площадь 

 

единиц 

объем зданий, 

зданий, 

 

 

тыс. м

тыс. м

Введено в действие зданий 

269264 

579820,9 

133131,0 

в том числе: 

 

 

 

жилого назначения 

252129 

398328,0 

103550,3 

нежилого назначения 

17135 

181492,9 

29580,7 

из них зданий: 

 

 

 

промышленных 

2328 

39975,7 

4154,1 

сельскохозяйственных 

2584 

40267,7 

7311,3 

коммерческих 

5754 

49709,4 

8122,8 

административных 

1047 

6875,9 

1445,8 

учебных 

560 

13918,3 

3041,2 

здравоохранения 

545 

4679,5 

1079,1 

других 

4317 

26066,4 

4426,4 

 

Стройки. В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвер-

жденной Минэкономразвития России на  2017г. (с  уточнениями на 1 января 2018г.), выделены 
ассигнования в размере 636,4 млрд. рублей, из них из федерального бюджета - 615,6 млрд. руб-
лей, на строительство 1384 объектов капитального строительства, приобретение объектов недви-
жимости реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) (далее - объекты). 
Из обще-го количества объектов по 242 объектам было намечено провести только проектные и 
изыскательские работы. Из 441 объекта, намеченного к вводу в 2017г., введено в эксплуатацию 
208 объектов, из них 189 - на полную мощность, 19 объектов - частично. 

Жилищное  строительство.  В  2017г.  построено  1131,4  тыс.  новых  квартир,  в  декабре 

2017г. - 271,4 тыс. новых квартир. 

Общая площадь жилых помещений в построенных индивидуальными застройщиками жи-

лых домах составила 32,7 млн.кв.метров, или 41,6% от общего объема жилья, введенного в 2017 
году. 

За 2017г. были построены следующие объекты по охране материнства и детствадет-

ские поликлиники на 2119 посещений в смену в Республике Саха  (Якутия), Чувашской Рес-
публике,  Пермском  крае,  Владимирской,  Кемеровской,  Московской,  Свердловской  областях, 
Москве; детские больницы на 921 койку в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Се-
верная  Осе-тия  -  Алания,  Пермском,  Ставропольском  краях,  Свердловской,  Тамбовской  обла-
стях, Москве; родильные дома на 1727 коек в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Рес-
публике, Рес-публике Саха (Якутия), Брянской, Московской, Пензенской, Смоленской, Тамбов-
ской, Ульянов-ской областях; женские консультации на 760 посещений в смену в республиках 
Бурятия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Пензенской области. 

За 2017г. введены следующие объекты туризма и спорта: туристские базы на 724 места, 

мотели на 99 мест, 48 плавательных бассейнов с длиной дорожек 25 метров и 50 метров, 18 спор-
тивных сооружений с искусственным льдом площадью 70,0 тыс. кв. метров, 115  

физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивные залы площадью 76,7 тыс.кв.м, 

горнолыжная трасса протяженностью 0,5 тыс. метров. 

Оборот розничной торговли в 2017г. составил 29804,0 млрд. рублей, что в сопоставимых 

ценах составляет 101,2% к 2016г., в декабре 2017г. - 3081,5 млрд. рублей, или 103,1% к соответ-
ствующему периоду предыдущего года. 

В 2017г. оборот розничной торговли на 93,5% формировался торгующими организациями 

и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля роз-
ничных рынков и ярмарок составила 6,5% (в 2016г. - 92,9% и 7,1% соответственно), в декабре 
2017г. - 93,6% и 6,4% (в декабре 2016г. - 93,0% и 7,0% соответственно). 

41 

В 2017г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, 

включая напитки, и табачных изделий составил 48,2%, непродовольственных товаров - 51,8% 
(в 2016г. - 48,6% и 51,4% соответственно), в декабре 2017г. - 48,3% и 51,7% (в декабре 2016г. 
- 48,5% и 51,5% соответственно). 

В 2017г., по данным оперативной отчетности, населению было оказано платных услуг на 

8831,9 млрд.рублей, в декабре 2017г. - на 802,6 млрд.рублей. Удельный вес расходов на оплату 
услуг в потребительских расходах населения в 2017г. остался на уровне 2016г. (21,2%), в декабре 
2017г. составил 19,2% против 19,3% в декабре 2016 года. 

Оборот оптовой торговли. В 2017г. оборот оптовой торговли составил 66362,2 млрд. 

рублей, или 105,9% к 2016 году. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 
38,1% оборота оптовой торговли. 

Внешнеторговый оборот России, по данным Банка России

1)

 (по методологии платеж-

ного баланса), в ноябре 2017г. составил (в фактически действовавших ценах) 55,0 млрд. долла-
ров США (3237,9 млрд.рублей), в том числе экспорт - 33,2 млрд.долларов (1958,2 млрд.рублей), 
импорт - 21,7 млрд.долларов (1279,7 млрд.рублей). 

В ноябре 2017г. внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья со-

ставил в текущих ценах 47,9 млрд.долларов США (2820,3 млрд.рублей) и по сравнению с со-
ответст-вующим месяцем 2016г. увеличился на 24,5%, с государствами-участниками СНГ - 
7,1 млрд. долларов США (417,6 млрд.рублей) и увеличился на 24,8%. 

 Внешнеторговый  оборот,  по  данным  ФТС  России

1)

,  в  ноябре  2017г.  составил  54,0 

млрд. долларов США. Экспорт составил 33,4 млрд.долларов, в том числе в страны  

дальнего зарубежья - 29,1 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 4,3 млрд.долла-

ров.  Импорт  составил  20,6  млрд.долларов,  в  том  числе  из  стран  дальнего  зарубежья  -  18,6 
млрд.долларов, из государств-участников СНГ - 2,0 млрд.долларов. 

Цены и тарифы на  услуги в декабре 2017г. в среднем  увеличились  на 0,3% (в декабре 

2016г. - на 0,3%). 

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональ-

ных сопоставлений покупательной способности населения в расчете на месяц в среднем по Рос-
сии в конце декабря 2017г. составила 14789,4 рубля. За месяц его стоимость выросла на 0,3% (с 
начала года - на 3,5%). 

 

Таблица 11. 

Федеральные округа  Стоимость 

набора, 

рублей 

Изменение 

стоимости 

набора к преды-

дущему месяцу, 

Максимальная и минимальная 

стоимость набора внутри федерального 

округа 

субъект 

Российской Федерации

1)

 

стоимость 

набора, рублей 

 

 

 

г.Москва 

21437,8 

Центральный 

16678,9 

100,2 

Липецкая область 

12802,4 

 

 

 

Мурманская область 

17702,1 

Северо-Западный 

15771,4 

100,2 

Новгородская область 

13518,8 

 

 

 

Краснодарский край 

15330,5 

Южный 

13898,8 

100,2 

Волгоградская область 

13417,7 

 

 

 

Чеченская Республика 

14694,7 

Северо-Кавказский 

13832,0 

100,4 

Республика Ингушетия 

12344,9 

 

 

 

Нижегородская область 

14530,0 

Приволжский 

13341,4 

100,4 

Саратовская область 

12302,7 

 

 

 

Тюменская область 

16412,0 

Уральский 

14641,8 

100,5 

Челябинская область 

12870,0 

 

 

 

Республика Алтай 

15835,6 

Сибирский 

13568,2 

100,3 

Кемеровская область 

12478,9 

 

 

 

Камчатский край 

24445,5 

Дальневосточный 

17929,3 

100,2 

Амурская область 

15162,1 

1)  Кроме  автономных  округов,  входящих  в  состав 
области. 

 

 

 

42 

В   IV квартале 2017г. по сравнению с предыдущим кварталом индексы цен на первич-

ном  и  вторичном  рынках  жилья,  по  предварительным  данным,  составили  соответственно 
100,6% и 100,1%. 

На первичном рынке жилья рост цен составил от 0,1% на элитные квартиры до 0,8% на 

квартиры среднего качества (типовые). 

На вторичном рынке повышение цен составило от 0,1% на элитные квартиры до 0,3% на 

квартиры среднего качества (типовые). Вместе с тем квартиры низкого качества подешевели на 
0,8%. 

По данным Банка России, объем денежной массы (М2) на 1 декабря 2017г. составил 

40114,4 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 декабря 2016г. на 10,1%, по сравнению с 
1 ноября 2017г. - на 1,1% при увеличении потребительских цен соответственно на 2,5% и 0,2%. 

Состояние системы кредитных организаций. Количество действующих кредитных ор-

ганизаций, имеющих право на осуществление банковских операций, на 1 января 2018г. составило 
561 единицу и по сравнению с 1 января 2017г. сократилось на 62 организации, по срав-нению с 
1 декабря 2017г. - на 6 организаций. 

Объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предо-ставленных орга-

низациям, физическим лицам и кредитным организациям (в рублях и иностранной валюте), 
включая  кредиты,  предоставленные  иностранным  государствам,  на  1  декабря  2017г.  составил 
55434,7 млрд.рублей. 

На  1  декабря  2017г.  объем  просроченной  задолженности  по  жилищным  кредитам, 

предоставленным  кредитными  организациями  физическим  лицам,  составил  78,2  млрд.рублей 
(1,5% от общей задолженности по жилищным кредитам) и уменьшился по сравнению с соответ-
ствующей датой 2016г. на 0,8%; из нее по ипотечным жилищным кредитам - 72,3 млрд.рублей 
(1,4%  от  об-щей  задолженности  по  ипотечным  жилищным  кредитам)  и  уменьшился  соответ-
ственно на 1,2%. 

 

С  18  декабря  2017г.  ключевая  ставка,  установленная  Банком  России,  составляет 

7,75% годовых (с 30 октября 2017г. действовала ставка 8,25% годовых). 

В  2017г. объем денежных доходов населения сложился в размере 55447,8 млрд.рублей 

и увеличился на 2,5% по сравнению с предыдущим годом. Население израсходовало средств на 
по-купку товаров и оплату услуг 41569,5 млрд.рублей, что на 5,1% больше, чем в 2016 году. За 
этот период прирост сбережений населения составил 7520,8 млрд.рублей и снизился на 1109,2 
млрд. рублей, или на 12,8% по сравнению с предыдущим годом. 

 

Таблица 12. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 

 

2017г.  В % к 

2016г. 

Декабрь 

2017г. 

В % к 

 

Справочно 

декабрь 2016г. в % к 

декабрю 

2016г. 

ноябрю 

2017г. 

2016г. 

в % к 

2015г. 

декабрю 

2015г. 

ноябрю 

2016г. 

Денежные  доходы  (в  сред-
нем 

 

 

 

 

 

 

 

 

на  душу  населения)

1)

  ,  руб-

лей 

31475  102,4 

46439 

101,1 

147,0 

100,9 

98,8 

149,9 

Реальные располагаемые 

 

 

 

 

 

 

 

 

денежные доходы

1) 

 

98,3 

 

98,2 

146,3 

94,2 

92,7 

148,9 

Среднемесячная  начислен-
ная  заработная  плата  ра-
ботников организаций

1)

 

 

 

 

 

 

 

 

номинальная, рублей 

39085  107,2 

50500 

107,2 

130,0 

107,9 

108,3 

131,4 

реальная 

 

103,4 

 

104,6 

129,5 

100,8 

102,8 

130,9 

Средний  размер  назначен-
ных пенсий

1),2)

, рублей 

13304

3) 

107,4

3) 

12950 

104,2 

100,0 

103,4 

102,8 

100,0 

Реальный  размер  назначен-
ных пенсий

1),2) 

 

103,6

3) 

 

101,6 

99,5 

96,6 

97,6 

99,6 

 

 

43 

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных плате-

жей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в 2017г. по сравнению с 
2016г. снизились на 1,7%, в декабре 2017г. по сравнению с соответствующим периодом преды-
дущего года - на 1,8%. 

В   декабре 2017г. денежные доходы населения сложились в сумме 6817,4 млрд. рублей 

и увеличились по сравнению с декабрем 2016г. на 1,3%, денежные расходы населения соста-
вили 6446,1 млрд.рублей и увеличились на 1,9%. Превышение денежных доходов населения над 
расходами составило 371,3 млрд.рублей. 

В  структуре денежных доходов населения в IV квартале 2017г. по сравнению с соответ-

ствующим  периодом  2016г.  возросла  доля  доходов  от  предпринимательской  деятельности  и 
оплаты труда  (включая скрытую заработную  плату) при снижении доходов от  собственности, 
удельный вес социальных выплат остался на уровне IV квартала 2016 года. 

Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организа-

ций в 2017г., по оценке, составила 39085 рублей и по сравнению с 2016г. выросла на 7,2%, в 
декабре 2017г. - 50500 рублей и выросла по сравнению с соответствующим периодом предыду-
щего года на 7,2%. 

В  январе-ноябре 2017г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работ-

ников организаций, занятых в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, составил к 
ее уровню в обрабатывающих производствах 82%, работников образования - 77% (в январе-но-
ябре 2016г. - соответственно 82% и 79%). 

Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов эконо-

мической деятельности (в соответствии с ОКВЭД2) на 1 января 2018г. составила 2487 млн.рублей 
и по сравнению с 1 декабря 2017г. снизилась на 636 млн. рублей (20,4%). 

Объем  просроченной  задолженности  по  заработной  плате,  сложившийся  на  1  января 

2018г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов 
экономической деятельности. 

Из общей суммы просроченной задолженности 710 млн. рублей (28,6%) приходится на 

задолженность, образовавшуюся в 2016г., 547 млн.рублей (22,0%) - в 2015г. и ранее. 

Пенсии. В декабре 2017г. средний размер назначенных пенсий составил 12950 рублей и 

увеличился по сравнению с декабрем 2016г. на 4,2%. 

По  итогам  обследования  в  декабре  2017г.  численность  рабочей  силы  составила  76,5 

млн.человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,6 млн.человек были 
заняты в экономике и 3,9 млн.человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с 
методологией  Международной  Организации  Труда  они  классифици-руются  как  безработные). 
Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше сложился в размере 59,7%, уровень без-
работицы – 5,1%. В органах службы занятости населения, по данным Роструда, зарегистриро-
ваны в качестве безработных 0,8 млн.человек. 

Безработица. В декабре 2017г., по итогам выборочного обследования рабочей силы, 3,9 

млн.человек в возрасте 15-72 лет классифицировались как безработные (в соответствии с мето-
дологией Международной Организации Труда). 

Уровень безработицы в декабре 2017г. составил 5,1% (без исключения сезонного фак-

тора). 

Выводы по социально-экономическому обзору России: 

В 

осенние месяцы наметилась тенденция к стабилизации потребительского спроса.  

Рост розничного товарооборота в последние три месяца стабилизировался на уровне около 3 % 
г/г (в ноябре 2,7 % г/г, 3,1 % г/г в октябре и 3,2 % г/г в сентябре

1

). В то же время динамика рас-

ходов на конечное потребление домашних хозяйств (рост на 5,2 % г/г в 3кв17 согласно декомпо-
зиции ВВП по использованию) свидетельствует о том, что все большую роль начинают играть 
компоненты спроса, не включаемые в оперативные показатели потребительской активности. В 
первую очередь это покупки в интернет-магазинах за рубежом и поездки. 

Ноябрьские  индикаторы  инвестиционной  активности  указывают  на  продолжение  роста 

инвестиций темпами, близкими к показателям 3кв17. Основной вклад в рост капитальных вло-
жений в ноябре продолжали вносить закупки машин и оборудования – как отечественного, так и 

44 

зарубежного. При этом инвестиционный импорт из стран дальнего зарубежья по-прежнему рас-
тет высокими темпами: в ноябре его рост ускорился до 29,5 % г/г по сравнению с 19,8 % г/г в 
октябре и 25,6 % г/г в 3кв17. Показатели строительства в ноябре остались в отрицательной обла-
сти (-1,1 % г/г), несмотря на улучшение по сравнению с предыдущим месяцем (-3,1 % г/г в ок-
тябре). Вместе с тем текущие оценки, говорящие о спаде в строительстве, не вполне согласуются 
с устойчивым ростом в годовом выражении с мая текущего года производства стройматериалов, 
что свидетельствует о возможности уточнения статистических данных при поступлении более 
полной информации. 

В 

2017 году повысилась значимость банковского кредитования в качестве ис-

точника финансирования инвестиций крупных и средних организаций. Доля средств, при-
влеченных от банков, в капитальных вложениях указанной группы предприятий в январе–сен-
тябре составила 12,3 % и стала максимальной с 2005 года.  

Темпы роста заработной платы вновь обновили максимум с начала цикла роста во 

2кв16. По предварительной оценке, рост реальных заработных плат в ноябре, как и в октябре, 
составил 5,4 % г/г. Увеличение темпов роста по сравнению с 3кв17 (3,1 % г/г) обусловлено как 
улучшением динамики номинальных заработных плат, так и рекордными показателями инфля-
ции, которая с октября опустилась ниже 3 % в годовом выражении. 

Росту заработных плат способствует ситуация на рынке труда. Численность занятых 

с исключением сезонного фактора в ноябре практически не изменилась по сравнению с октябрем 
и составила 72 278 тыс. человек. При этом численность безработных с исключением сезонного 
фактора снизилась на 35,4 тыс. чел., до 3 904 тыс. человек. В результате уровень безработицы в 
ноябре продолжил снижаться и достиг 5,1 % SA от рабочей силы (5,2 % SA в октябре). 

Потребительская инфляция по итогам 2017 года достигла исторически минималь-

ного значения – 2,5 % г/г. Опубликованные Росстатом данные совпали с оперативной оценкой 
Минэкономразвития России (2,5–2,6 % г/г). При этом более крепкий, чем предполагалось ранее, 
валютный  курс,  а  также  благоприятная  ситуация  на  рынке  продовольствия  в  конце  прошлого 
года привели к отклонению инфляции от сентябрьского прогноза (3,2 %). Таким образом, в 2017 
году инфляция следовала траектории, которую Минэкономразвития России в мае охарактеризо-
вало как «сценарий ускоренного снижения»  

По сравнению с 2016 годом рост цен замедлился во всех сегментах потребительского 

рынка. Снижение темпов продовольственной инфляции до 1,1 % г/г в 2017 году с 4,6 % годом 
ранее было обусловлено хорошим урожаем как в 2016/2017, так и в 2017/2018 сельскохозяйствен-
ных годах, а также благоприятной конъюнктурой мировых рынков продовольствия. В сегменте 
непродовольственных товаров рост цен в прошлом году также замедлился до 2,8 % с 6,5 % в 2016 
году, несмотря на постепенное восстановление потребительского спроса и ослабление рубля в 
мае–декабре (на 8,1 % в номинальном эффективном выражении). Сдерживающее влияние на ин-
фляцию в сфере услуг (4,4 % в 2017 году против 4,9% годом ранее) оказали более умеренные 
темпы роста цен на коммунальные услуги при неизменном нормативном уровне индексации та-
рифов (4 % как в 2017, так и в 2016 году). 

Прошедший год ознаменовался завершением процесса макроэкономической стаби-

лизации после двойного шока для платежного баланса, сформировавшегося в 2014 году (сниже-
ние цен на энергоносители и введение санкций). Инфляция опустилась до рекордно низкого зна-
чения в 2,5 % и впервые оказалась ниже целевого значения Банка России, бюджетный дефицит 
снизился до уровня в 1,5 % ВВП, экономика вернулась к росту. 

За последние три года Россия реализовала целый блок структурных реформ в мак-

роэкономической политике. Первое  переход к таргетированию инфляции. Второе  отказ от 
политики управления валютным курсом и переход к его свободному плаванию. Третье – адапта-
ция бюджета к низким ценам на нефть и введение бюджетного правила с ценой отсечения 40 
долл. США за баррель (в ценах 2017 года). Четвертое – полноценное введение механизма, сни-
жающего влияние волатильности цен на нефть на внутреннюю экономику. 

Благодаря  механизму  операций  Правительства  Российской  Федерации  на  валютном 

рынке российская экономика при цене нефти в 65 долл. США за баррель живет в условиях де-
факто 48 долл. США за баррель. Это существенно снизило возможный краткосрочный позитив-
ный эффект на экономику  –  вклад активного роста нефтяных цен в динамику  ВВП 2017 года 

45 

составил  всего  0,3  п.п.  Однако  такая  политика  обеспечивает  защиту  экономики  от  колебаний 
внешнеэкономической конъюнктуры и тем самым способствует более высоким темпам экономи-
ческого роста в долгосрочной перспективе. 

Одним из напрямую видимых эффектов проведенных реформ стало изменение кор-

реляции валютного курса и цен на нефть: так, например, с апреля 2017 года при росте цен на 
нефть на 25 % номинальный эффективный курс рубля снизился на 8,1 %. Другая особенность – 
это снижение волатильности обменного курса до многолетних минимумов. 

Однако изменения не касаются исключительно валютного рынка. Главный результат реа-

лизованных структурных реформ – формирование долгосрочного периода низкой волатильности 
всех  ключевых  экономических  показателей:  инфляции,  темпов  роста  экономики,  заработных 
плат. 

Таким образом, экономическая динамика в 2018 году будет характеризоваться сле-

дующими тенденциями: 

 

инфляция при условии отсутствия негативных погодных шоков весь год будет находиться 

ниже отметки в 4 %;

 

 

экономика  продемонстрирует  ускорение  темпов  экономического  роста,  которые  сохра-

нятся на уровне около 2 %;

 

 

федеральный бюджет закончит 2018 год с профицитом около 1% ВВП;

 

 

Фонд национального благосостояния прибавит около 50 млрд. долл. США.

 

Источник: Банк России, расчеты Минэкономразвития России   

  2.2.2. Административно-территориальное устройство Смоленской области 

Смоленская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального фе-

дерального округа. Граничит с Московской, Калужской, Брянской, Псковской и Тверской обла-
стями России, а также с  Могилёвской и Витебской областями Белоруссии. Областной центр  - 
город Смоленск, расстояние до Москвы - 365 км по автодороге. 

Площадь — 49 779 км². 
Население — 953 201 чел. (2017). Плотность населения — 19,14 чел./км

2

. Городское насе-

ление — 72,09 % (2017). 

 

Рисунок 1. Смоленская область на карте 

46 

Административно-территориальное устройство Смоленской области 

Административно-территориальное устройство Смоленской области - это территориаль-

ная организация Смоленской области, представляющая собой систему административно-терри-
ториальных единиц Смоленской области и территориальных единиц Смоленской области и обес-
печивающая упорядоченное осуществление на территории Смоленской области функций госу-
дарственного управления и местного самоуправления с учетом исторических и культурных тра-
диций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры. 

Административно-территориальная единица Смоленской области (далее также - админи-

стративно-территориальная единица) - муниципальное образование Смоленской области: муни-
ципальный район, городской округ, городское поселение, сельское поселение. 

Территориальная единица Смоленской области - часть территории Смоленской области, 

состоящая из одного населенного пункта, имеющая наименование, установленную границу, от-
несенная к соответствующей категории территориальных единиц, не являющаяся в соответствии 
с настоящим законом административно-территориальной единицей. 

Населенный пункт - часть территории Смоленской области, имеющая сосредоточенную 

застройку и служащая постоянным или временным местом проживания людей. 

Городской населенный пункт - территориальная единица, которая исходя из численности 

населения, социально-экономического и исторического значения отнесена к категории город или 
поселок. 

Город - территориальная единица, являющаяся промышленным и культурным центром, с 

численностью населения не менее 10 тысяч человек. 

Поселок  -  территориальная  единица,  на  территории  которой  находятся  промышленные 

предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры, или 
на  территории  которой  осуществляется  санаторно-курортное  обслуживание,  с  численностью 
населения, как правило, не менее 5 тысяч человек. 

Сельский населенный пункт - территориальная единица (село, деревня и иной сельский 

населенный пункт) с численностью населения, как правило, менее 5 тысяч человек.

1

 

Смоленская область включает следующие административно-территориальные единицы: 

  2 городских округа (город Смоленск, город Десногорск) — соответствуют категории «город 

областного значения»;

 

  25 муниципальных районов — соответствуют категории «район области»;

 

  23 городских поселения,

 

  278 сельских поселений.

 

В рамках муниципального устройства области, в границах административно-территори-

альных единиц Смоленской области всего образовано 328 одноимённых муниципальных образо-
ваний. 

Список  административно-территориальных  образований  Смоленской  области  с  указа-

нием площади занимаемой территории и административного центра приведен в Таблице 13.  

Таблица 13. Городские округа и муниципальные районы 

№ 

Наименование 

Административный центр 

Население 

I  Город Смоленск 

г. Смоленск 

329 853 

II  Город Десногорск 

г. Десногорск 

28 140 

1  Велижский район 

г. Велиж 

10 835 

2  Вяземский район 

г. Вязьма 

75 485 

3  Гагаринский район 

г. Гагарин 

45 026 

4  Глинковский район 

с. Глинка 

4292 

5  Демидовский район 

г. Демидов 

11 638 

6  Дорогобужский район 

г. Дорогобуж 

26 620 

7  Духовщинский район 

г. Духовщина 

15 399 

8  Ельнинский район 

г. Ельня 

13 244 

                                                 

1

 Закон Смоленской области от 28.12.2004 N 120-з (ред. от 12.07.2007) 

47 

9  Ершичский район 

с. Ершичи 

6113 

10  Кардымовский район 

п. Кардымово 

12 701 

11  Краснинский район 

пгт Красный 

12 077 

12  Монастырщинский район 

пгт Монастырщина 

9195 

13  Новодугинский район 

с. Новодугино 

9278 

14  Починковский район 

г. Починок 

30 691 

15  Рославльский район 

г. Рославль 

70 511 

16  Руднянский район 

г. Рудня 

22 918 

17  Сафоновский район 

г. Сафоново 

58 010 

18  Смоленский район 

г. Смоленск 

54 455 

19  Сычёвский район 

г. Сычёвка 

13 604 

20  Тёмкинский район 

с. Тёмкино 

5908 

21  Угранский район 

п. Угра 

7758 

22  Хиславичский район 

пгт Хиславичи 

7887 

23  Холм-Жирковский район 

пгт. Холм-Жирковский 

9536 

24  Шумячский район 

пгт Шумячи 

9608 

25  Ярцевский район 

г. Ярцево 

52 419 

 

Велижский район — административно-территориальная единица на северо-западе Смо-

ленской области. Территориально район граничит: на севере и северо-западе с Псковской и Твер-
ской областью, на востоке и северо-востоке с Демидовским районом, на западе с Белоруссией, 
на юге с Руднянским районом. 

Вяземский район — административно-территориальная единица на востоке Смоленской 

области. Территориально район граничит: на севере с Новодугинским, на северо-востоке с Гага-
ринским, на востоке с Тёмкинским, на юге с Угранским, на северо-западе с Дорогобужским, на 
западе с Сафоновским, на северо-западе с Холм-Жирковским районами Смоленской области. 

Гагаринский  район  —  административно-территориальная  единица  на  северо-востоке 

Смоленской области. Территориально район граничит: на севере с Тверской областью, на северо-
западе с Сычевским районом, на западе с Новодугинским районом, на юго-западе с Вяземским 
районом, на юге с Тёмкинским районом, на востоке с Московской областью. 

Глинковский район — административно-территориальная единица в центральной части 

Смоленской области. Территориально район граничит: на северо-востоке с Дорогобужским рай-
оном, на северо-западе с Кардымовским районом, на юго-западе с Починковским районом, на 
юго-востоке с Ельнинским районом. 

Демидовский  район  —  административно-территориальная  единица  на  северо-западе 

Смоленской области Российской Федерации. Территориально район граничит: на севере с Твер-
ской областью, на северо-западе с Велижским районом, на юго-западе и западе с Руднянским 
районом, на юге со Смоленским районом, на востоке с Духовщинским районами Смоленской 
области. 

Дорогобужский район — административно-территориальная единица в Смоленской об-

ласти. Граничит с Вяземским, Глинковским, Ельнинским, Кардымовским, Сафоновским, Угран-
ским и Ярцевским районами. 

Духовщинский район — административно-территориальная единица на севере Смолен-

ской области. Территориально район граничит: на севере с Тверской областью, на западе с Де-
мидовским районом, на юго-западе со Смоленским районом, на юге с Кардымовским районом, 
на юго-востоке с Ярцевским районом, на востоке с Холм-Жирковскими районами Смоленской 
области. 

Ельнинский район — административно-территориальная единица на юго-востоке Смо-

ленской области. Территориально район граничит: на севере с Дорогобужским районом, на се-
веро-востоке с Угранским, на западе с Глинковским, на юго-западе с Починковским, на юге с 
Рославльским. На востоке район граничит с Калужской областью. 

48 

Ершичский  район  —  административная  единица  в  южной  части  Смоленской  области 

России. Расположен район на крайнем юге Смоленской области. Площадь территории — 1039 
км². Граничит с Шумячским районом на северо-западе, Рославльским районом на северо-востоке, 
Брянской областью на юге и востоке и Республикой Беларусь на западе. 

Кардымовский район — административная единица Смоленской области России. Грани-

чит на юго-востоке с Глинковским, на востоке с Дорогобужским, на севере с Духовщинским, на 
юге с Починковским, на западе со Смоленским и на северо-востоке с Ярцевским районами. 

Краснинский  район  —  административно-территориальная  единица  на  западе  Смолен-

ской области. Территориально район граничит: на севере с Руднянским районом, на востоке со 
Смоленским районом, на юге с Монастырщинским районом, на западе с Белоруссией. 

Монастырщинский район — административно-территориальная единица на западе Смо-

ленской области. Территориально район граничит: на северо-западе с Краснинским, на северо-
востоке с Смоленским, на востоке с Починковским, на юго-востоке с Хиславичским районами 
Смоленской области. На юго-западе и западе район граничит с Белоруссией. 

Новодугинский  район  —  административная  единица  в  северо-западной  части  Смолен-

ской области России. Граничит с Холм-Жирковским, Вяземским, Гагаринским и Сычёвским рай-
онами, а также Тверской областью. 

Починковский район — административно-территориальная единица в центральной части 

Смоленской области. Территориально район граничит: на севере с Кардымовским, на северо-за-
паде со Смоленским, на западе с Монастырщинским, на юго-западе с Хиславичским, на юге с 
Шумячским, на юго-востоке с Рославльским, на востоке с Ельнинским, на северо-востоке с Глин-
ковскими районами Смоленской области. 

Рославльский район — административно-территориальная единица в южной части Смо-

ленской области. Территориально район граничит: на севере с Ельнинским, на северо-западе со 
Починковским, на западе с Шумячским, на юго-западе и юге с Ершичским районами Смоленской 
области, на северо-востоке район граничит с Калужской, а на юго-востоке с Брянской областью. 

Руднянский район — административная единица на западе Смоленской области России. 

Территориально район граничит: на севере с Велижским районом, на востоке с Демидовским и 
Смоленским районами, на юге с Краснинским районом, на западе с Белоруссией (Витебский, Ли-
озненский и Дубровенский районы). 

Сафоновский район — административно-территориальная единица в центральной части 

Смоленской области России. Граничит на севере с Холм-Жирковским, на востоке с Вяземским, 
на юге с Дорогобужским и на западе с Ярцевским районами смоленской области.  

Смоленский район — административно-территориальная единица в Смоленской области. 

Район расположен в западной части Смоленской области, на севере граничит с Демидовским, на 
востоке — с Духовщинским и Кардымовским, на юго-востоке — с Починковским, Монастыр-
щинским, на юго-западе — с Краснинским и Руднянским районами области. 

Сычёвский район — административно-территориальная единица на севере Смоленской 

области. Территориально район граничит: на севере и западе с Тверской областью, на юге с Но-
водугинским, на востоке с Гагаринским районами Смоленской области. 

Тёмкинский  район  —  административно-территориальная  единица  на  востоке  Смолен-

ской области. Территориально район граничит: на севере с Гагаринским, на западе с Вяземским, 
на юго-западе с Угранским районами Смоленской области. На юге, юго-востоке и востоке гра-
ничит с Калужской областью, на северо-востоке с Московской областью. 

Угранский район — административно-территориальная единица на востоке Смоленской 

области. Территориально район граничит: на северо-востоке с Тёмкинским, на севере с Вязем-
ским, на западе с Дорогобужским, на юго-западе с Ельнинским районами Смоленской области. 
На юге, юго-востоке и востоке граничит с Калужской областью. 

Хиславичский район — административно-территориальная единица на юго-западе Смо-

ленской области. Территориально район граничит: на северо-востоке с Починковским, на севере-
западе с Монастырщинским, на юге с Шумячским районами Смоленской области. 

Холм-Жирковский район — административная единица в северной части Смоленской об-

ласти России. Граничит с Духовщинским, Ярцевским, Сафоновским и Новодугинским районами 
и Тверской областью. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..