"Бритиш Американ Тобакко". ОТЧЕТ О КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (2010-2011 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     "Бритиш Американ Тобакко". ОТЧЕТ О КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (2010-2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

"Бритиш Американ Тобакко". ОТЧЕТ О КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (2010-2011 год) - часть 2

 

 

20

входят в состав Группы. Политика устанавливает 
основные принципы корпоративного поведения, 
такие как соблюдение требований законодательства, 
постоянное улучшение показателей по охране труда 
и экологии, применение мер по предотвращению 
чрезвычайных ситуаций и гарантированное обучение 
сотрудников в области охраны труда и окружающей 
среды.

С 1999 года в «БАТ-СПб» действует «дорожная карта» 
по оценке охраны труда и экологии (ОТЭ), внедрена 
система внутренних международных аудитов по ОТЭ 
и оценки рисков. «Дорожная карта» разработана 
в Группе компаний «Бритиш Американ Тобакко» для 
того, чтобы помочь производственным компаниям 
и коммерческим подразделениям проводить 
оценку системы управления ОТЭ и улучшать 
результативность. Документ устанавливает общие 
корпоративные требования и стандарты в области 
ОТЭ, определяет этапы достижения корпоративных 
целей с учетом особенностей среды, в которой 
работают предприятия компании в разных странах, 
позволяет измерять и проверять показатели 
деятельности подразделений, стимулирует 
непрерывное улучшение системы управления ОТЭ.

«Дорожная карта» устанавливает требования для всех 
систем управления и функциональной деятельности 
подразделений. Степень внедрения «дорожной 
карты» фиксируется с помощью так называемых 
внутренних международных аудитов, которые 
проводятся раз в три года силами специалистов 
Группы компаний «Бритиш Американ Тобакко». 
Уровень организации процессов оценивают 
по 4-балльной системе, в которой низшие баллы 
свидетельствуют о неэффективном менеджменте, 
а высшие – о соответствии лучшим мировым 
практикам. Помимо этого один раз в два года по той 
же методике проводится внутренняя самооценка 
состояния системы управления ОТЭ – эту работу 
осуществляют работники предприятия.

Внедренная система по оценке рисков позволяет 
своевременно выявлять все опасности и риски, 
связанные с работой производственного 
оборудования, и принимать меры, позволяющие 
свести их к минимуму. Оценка рисков проводится на 
производственных рабочих местах непосредственно 
самими сотрудниками предприятия, которые 

Экологическая политика опубликована 
на корпоративном сайте 
www.batrussia.ru.

входят в состав рабочих групп по оценке рисков 
и систематически проходят внутреннее обучение
по специально разработанной методологии.

Используемые инструменты доказали свою 
эффективность. Если в 1999 году по результатам 
внутреннего международного аудита система 
управления ОТЭ «БАТ-СПб» получила оценку 
в 2,4 балла, то в 2008 – уже 3,77. В 2010 году 
на фабрике проведена самооценка состояния системы 
управления, которое было оценено в 3,82 балла. 
Это один из самых высоких показателей среди 
всех предприятий «Бритиш Американ Тобакко» 
в Восточной Европе.

Охрана труда

«БАТ-СПб» строго соблюдает требования 
законодательства в сфере охраны труда. В частности, 
в соответствии с законодательством регулярно 
проводится аттестация рабочих мест: определяются 
физические факторы производственной среды – 
производятся замеры шумности, освещенности, 
температуры, влажности, радиации и т. д. 
на регулярной основе. Кроме этого проводится оценка 
рисков, позволяющая принимать превентивные 
меры. Также оцениваются травмобезопасность и 
состояние условий труда на рабочих местах, работники 
обеспечиваются средствами индивидуальной защиты.

В 2010 году фабрика получила Сертификат 
безопасности на соответствие требованиям 
международного стандарта OHSAS 18001, 
выданный на три года. Сертификацию проводило 
ОАО «Международная академия наук экологии 
и безопасности жизнедеятельности».

Сертификат безопасности на соответствие

 

требованиям 

международного стандарта OHSAS 18001

Отчет по итогам диалогов 2010-2011

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

21

«БАТ-СПб» ведет постоянный мониторинг показателей 
травматизма на рабочих местах. В 2010 году 
на фабрике отмечали своеобразный «юбилей» – 
пять лет без несчастных случаев

1

. За это достижение 

предприятие было удостоено корпоративной награды 
Группы компаний «Бритиш Американ Тобакко».

Одна из задач, которую «БАТ-СПб» считает особенно 
важной для обеспечения безопасности персонала 
на производстве, – продвижение культуры 
охраны труда на предприятии. В частности, 
в рамках Всемирного дня охраны труда и Дня 
пожарной охраны (они проводятся 28 и 30 апреля 
соответственно) на фабрике проходит специальная 
акция – «Неделя по охране труда и экологии». 
В течение недели сотрудники участвуют в конкурсах, 
агитирующих за повышение безопасности на рабочем 
месте, викторинах и  других мероприятиях. В 2010 
году сотрудники «БАТ-СПб» участвовали в конкурсе 
девизов, лучшие из них были выбраны для 
разработки новых агитационных плакатов на тему 
охраны труда.

Добровольная сертификация на соответствие 
требованиям стандарта OHSAS 18001 позволяет
«БАТ-СПб» контролировать опасные производственные 
факторы, предотвращать инциденты и аварии, 
снижать риски и связанные с ними потери, повышать 
удовлетворенность сотрудников условиями труда.

Планы на будущее

В ближайшие годы компания намерена улучшать 
показатели в области охраны труда и защиты 
окружающей среды, а также увеличивать 
энергоэффективность производства.

В планах «БАТ-СПб» в 2011 году построить 
современную систему очистки сточных 
канализационных вод. Проект будет включать в себя 
строительство очистных сооружений на территории 
фабрики, а также канализационного коллектора 
протяженностью 2,7 тыс. метров. Это позволит 
сбрасывать уже очищенную до необходимого уровня 
воду в канализационный коллектор ГУП «Водоканал». 
Планируемые инвестиции составят около 50 млн руб. 
В феврале 2011 года на фабрике стартовали 
предпроектные работы.

Компания также собирается в 2011 году всесторонне 
исследовать вопрос по введению замкнутого 

цикла водооборота, например, повторному 
использованию дождевой воды. Предполагается, что 
использование дождевой воды на технические нужды 
«БАТ-СПб» позволит уменьшить потребление воды 
предприятием на 7% в год.

В 2011–2013 годах планируется поэтапно продолжать 
проект по установке системы увлажнения воздуха 
высокого давления. Объем инвестиций в этот проект 
составит около 14 млн руб.

В 2011-2012 годах «БАТ-СПб» продолжит
сотрудничать с  администрацией Приморского 
района и Юнтоловского заказника по программам 
«Дни деревьев» и «Дни защиты окружающей
среды». Планируемые инвестиции на этот период 
– 1,5 млн руб.

В 2011 году на фабрике будет проведен очередной 
международный аудит «Бритиш Американ Тобакко» 
по охране труда и экологии. Также в 2011году 
предприятие впервые пройдет международный 
аудит, в процессе которого будет дана оценка 
системы энергоменеджмента. По его результатам 
будут определены приоритетные направления 
для повышения энергоэффективности «БАТ-СПб» 
и составлен план действий. По итогам аудита 
фабрика рассчитывает получить оценку в 2,8 балла, 
в 2012 году – 3,5 балла, а к 2015 году достичь уровня 
в 3,75 баллов. 

Другие темы, затронутые 

на диалоге

 

Использование альтернативных 

источников энергии

Следуя глобальным целям устойчивого 
развития, «Бритиш Американ Тобакко» 
разработала Энергетическую Стратегию, 

в рамках которой изучает возможности 
использования альтернативных источников энергии, 
таких как энергия ветра, земли, солнца, учитывая 
их позитивное влияние на достижение задач 

Участники диалога предложили 
компании представить наработки, 
сделанные в области использования 

возобновляемых источников энергии.

Учитываются несчастные случаи с потерей рабочего времени.

Ресурсосбережение и вклад компании в охрану окружающей среды и труда  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22

сокращения выбросов парниковых газов и экономии 
энергоресурсов. Стоит отметить, однако, что 
передовые энергосберегающие технологии на сегодня 
являются достаточно дорогими, и это существенно 
ограничивает возможности их применения. Поэтому 
для практического осуществления подобных проектов 
помимо желания и ресурсов компании, а также 
благоприятных климатических условий, необходима 
также реальная заинтересованность власти 
и общества.

Пилотные проекты, связанные с использованием 
альтернативных источников энергии, «Бритиш 
Американ Тобакко» начнет реализовывать в 2011-
2012 годах в Восточной Европе. 

«БАТ-СПб» рассматривает возможность использования 
энергии ветра благодаря близости фабрики 
к побережью Финского залива. В 2011 году 
планируется исследовать ветроэнергетический 
потенциал района и оценить перспективность 
реализации проекта, для чего будут привлечены 
иностранные специалисты. Необходимо выявить все 
возможные риски. В частности, близость Юнтоловского 
заказника и путей миграции перелетных птиц может 
существенно препятствовать возможности его 
осуществления. По мере появления более подробной 
информации компания будет предоставлять свои 
наработки заинтересованным сторонам. 

В дальнейшем «БАТ-СПб» готова участвовать 
в программах по использованию альтернативных 
источников энергии с учетом местных климатических 
условий. На фабрике надеются на поддержку 
и заинтересованность властей и местного сообщества.

Подходы в области корпоративной 
социальной ответственности

«БАТ Россия» придерживается единых для 
Группы целей устойчивого развития. Вместе 
с тем в России выбор конкретных проектов 

осуществляется по итогам оценки потребностей 
и интересов местного сообщества, выявляемых 
в ходе диалогов. «БАТ Россия» оказывает поддержку 
таким проектам в области корпоративой социальной 
ответственности, которые:

соответствуют глобальным приоритетам Группы 
компаний «Бритиш Американ Тобакко»;

существляются только на территории России;

оказывают благоприятное влияние на развитие 
общества и бизнеса;

имеют перспективы долгосрочного устойчивого 
развития;

осуществляются на основе принципов честности 
и открытости.

В России есть необходимость в развитии социального 
сектора и улучшении экологической ситуации. Поэтому 
проекты, получающие поддержку «БАТ Россия», 
направлены в основном на решение социальных 
и экологических проблем. Компания определила такие 
приоритеты в области корпоративных социальных 
инвестиций (КСИ) в России:

социальная помощь незащищенным группам 
населения (инвалидам);

экология: вклад в обеспечение экологической 
устойчивости;

добровольная социальная и благотворительная 
работа (волонтерство).

В Санкт-Петербурге в 2010 году фабрика участвовала 
в благотворительной программе «Долг» для 
ветеранов Великой Отечественной войны, передала 
музыкальное оборудование для актового зала Дома 
инвалидов № 1 в Приморском районе.

Также «БАТ-СПб» поддержала организацию «Дня 
пожилого человека» в поселках Лахта и Ольгино – на 
средства компании были организованы экскурсии для 
150 малоподвижных пожилых людей и ветеранов.

Ветер как альтернативный источник энергии

Есть ли у компании специфика 
в приоритетах Корпоративной 
Социальной Ответственности в России 

по сравнению с приоритетами Группы 
на глобальном уровне?

Отчет по итогам диалогов 2010-2011 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23

Местное сообщество

«БАТ Россия» не поддерживает и не 
реализует проекты, адресованные 
несовершеннолетним, поскольку такая 

деятельность воспринимается обществом 
неоднозначно. 

Вместе с тем на протяжении многих лет компания 
работает со взрослыми людьми, предлагая 
студентам 3-4 курсов вузов пройти оплачиваемую 
стажировку. Программа проводится в трех городах 
(Москве, Санкт-Петербурге и Саратове) и рассчитана 
на несколько месяцев. Она помогает узнать больше 
об организации работы в крупной международной 
компании и получить навыки, полезные для 
дальнейшего профессионального развития. Так, 
например, стажировка в инженерном отделе 
предприятия позволяет познакомиться с работой 
современной энергетической службы, инженерных 
систем, оборудования различной сложности.

Фабрики «БАТ Россия» (в том числе и «БАТ-СПб» 
в Санкт-Петербурге) проводят стипендиальную 
программу для студентов, в рамках которой 

стипендиатов также приглашают пройти 
производственную и преддипломную практики 
на предприятиях.

Компания регулярно участвует в студенческих 
мероприятиях. В Санкт-Петербурге наиболее 
масштабным из них является День Карьеры, который 
проводится уже несколько лет подряд. Кроме того, 
представители «БАТ Россия» выступают в вузах 
с презентациями, ведут деловые игры. В Санкт-
Петербурге такие встречи состоялись в Санкт-
Петербургском государственном университете 
экономики и финансов, Высшей школе менеджмента 
СПбГУ, Санкт-Петербургском государственном 
инженерно-экономическом университете, Санкт-
Петербургском государственном электротехническом 
университете и других.

Более подробная информация 
об условиях участия в программе 
опубликована на сайте www.batrussia.ru

Студенты на встрече, организованной «БАТ Россия»

Участники диалога предложили 
компании рассмотреть вопрос 
о запуске проектов, актуальных для 

Приморского района Санкт-Петербурга, 
например по профессиональной ориентации 
школьников. Тем самым компания могла 
бы готовить трудовые ресурсы, способные 
работать на современном производстве. Также 
компании было предложено принимать участие 
в профессиональных биржах труда.

Ресурсосбережение и вклад компании в охрану окружающей среды и труда  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

25

Почему эти темы важны 

для компании и общества?

В 2008 году Россия присоединилась к Рамочной 
конвенции Всемирной организации здравоохранения 
по борьбе против табака. Конвенция не является
законом прямого действия, а имеет статус 
международного договора. Согласно договору Россия 
должна привести национальное законодательство в 
области оборота и потребления табачной продукции 
в соответствие с общими нормами, закрепленными 
в этом документе. Конвенция не предлагает 
единственного варианта решения задачи, поскольку 
у каждой страны есть свои социокультурные 
особенности. Поэтому у стран есть возможность 
самостоятельно выбирать, по какому пути они 
пойдут.

В 2010 году в России принята Национальная 
концепция осуществления государственной 
политики противодействия потреблению табака, 
предусматривающая, в частности, что к 2015 году
потребление табака должно снизиться 
на 15 процентных пунктов, а доля граждан, 
подвергающихся воздействию вторичного табачного 
дыма, сократиться вдвое. Для реализации этой 
концепции появились новые законодательные 
инициативы как на федеральном, так и на местном 
уровне.

Диалог представителей «БАТ Россия» 
и представителей общественности состоялся 
в Москве в мае 2011 года. Во встрече приняли 
участие 27 человек, представлявших общественные 
организации, профессиональные объединения, 
бизнес-ассоциации, государственные структуры 
и коммерческие организации. Причиной 
выбора именно этой темы для диалога в Москве 
стали планируемые изменения в российском 
законодательстве в части регулирования розничной 
торговли табачной продукцией и курения 
в общественных местах. Если изменения будут 
приняты, они затронут интересы многих сторон. 
Поэтому целью дискуссии стала необходимость 
внести вклад в поиск наиболее сбалансированного 
решения задач, сформулированных в законопроектах.

Законодательное регулирование 
распространения и потребления 
табачной продукции

Проект Федерального закона «Об ограничении 
потребления табака» охватывает следующие 
области: продажа табачной продукции, курение 
в общественных местах. В проекте предусмотрены, 
в частности, следующие меры:

в городских поселениях предполагается 
разрешить продажу табачных изделий только 
в стационарных объектах и в «нестационарных 
торговых объектах специализированного 
назначения по торговле табачными изделиями»; 

рассматривается возможность запретить продажу 
табачных изделий дистанционным способом 
(через Интернет), розничную продажу по 
образцам, а также разносную торговлю;

полный запрет на продажу табачных изделий 
планируется распространить на все виды 
общественного транспорта, а также клубы, 
образовательные учреждения всех типов, 
организации здравоохранения, культуры и 
спорта, а также места проведения культурно-
массовых мероприятий; 

также повторяется уже установленная 
действующим ФЗ от 01.07.2001 №87 «Об 
ограничении курения табака» норма, 
запрещающая розничную продажу табачной 
продукции лицам, не достигшим возраста 
18 лет; дополнительно вводится требование 
для продавцов табачных изделий убедиться 
в достижении покупателем совершеннолетия, 
в том числе с помощью документов, 
удостоверяющих личность и содержащих 
сведения о возрасте;

курение в помещениях организаций 
общественного питания в том случае, если они не 
становятся полностью некурящими, предлагается 
ограничить изолированными залами, где 
производится обслуживание посетителей, либо 
изолированными курительными комнатами, 
в которых обслуживание запрещено. При этом 
площадь помещений, где разрешено курение, не 
может превышать 50% от общей площади зоны 
обслуживания посетителей. При наличии одного 
зала обслуживания курение табака разрешается 
в специально отведенных помещениях. 
Помещения, в которых разрешено курение, 
должны быть оборудованы системой вентиляции;

в офисах и объектах транспортной 
инфраструктуры (вокзалах, аэропортах) курить 

Законодательное регулирование распространения и потребления табачной продукции

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26

«БАТ Россия» считает, что запрет на продажу 
сигарет в киосках и ларьках окажет заметное 
негативное влияние на сегмент малого бизнеса, 
но не приведет к сокращению потребления 
продукции несовершеннолетними. По оценкам 
компании, в российских городах около 20% точек, 
в которых продаются табачные изделия, – это киоски 
(всего более 45 тыс. торговых точек). Принятие 
законопроекта может привести к закрытию этих 
предприятий и, как следствие, к росту безработицы 
и социальной напряженности, поскольку 150-200 тыс. 
работников таких торговых точек могут потерять 
работу. При этом не только табачная, но и другие 
виды продукции повседневного спроса исчезнут из 
мест шаговой доступности. Также весьма вероятно 
возникновение схем несанкционированной торговли, 
что, в том числе, может усугубить проблему продажи 
табачной продукции несовершеннолетним.

Позиция компании состоит в том, что задача 
ограничения доступа несовершеннолетних 
к табачной продукции может быть достигнута 
другими способами. Например, можно 
предусмотреть три вида мер: ужесточение 
ответственности за нарушения требований закона, 
усиление контроля за исполнением существующего 
законодательства и повышение правовой 
грамотности работников розничной торговли.

Ужесточение ответственности за продажу табачной 
продукции несовершеннолетним можно проводить 
в двух направлениях.

Увеличение штрафов за продажу сигарет 
несовершеннолетним. Сегодня штрафы 
составляют от 1500 до 2000 рублей для граждан, 
от 3000 до 4000 рублей – для должностных лиц, от 
30 000 до 40 000 рублей – для юридических лиц.

Введение административного приостановления 
хозяйственной деятельности предприятия 

Тема диалога оказалась очень животрепещущей 
для участников встречи. Большинство выступавших 
высказались в поддержку целей и духа законопроекта, 
направленного на уменьшение курения в обществе, 
особенно среди молодежи. Но в то же время было 
отмечено, что в России курение является элементом 
образа жизни. Этот образ был сформирован на 
протяжении поколений, которым пришлось 
преодолеть много трудностей. Поэтому для 
сокращения числа курящих необходимо в первую 
очередь искать действенные методы убеждения 
и не рассчитывать на сиюминутный результат.

В связи с этим участники высказали сомнение 
в эффективности ряда жестких мер, которые 
изложены в законопроекте. Они подчеркнули, 
что на диалоге прозвучало много предложений, 
которые можно использовать для принятия более 
сбалансированных и эффективных решений, 
и предложили заинтересованным сторонам, 
участвующим в законотворческом процессе, обратить 
на них внимание.

Регулирование розничной 

торговли табачной 

продукцией

Позиция компании

«БАТ Россия» в целом поддерживает цели, заложенные 
в концепции законопроекта, и стремление 
государства ограничить доступ несовершеннолетних 
потребителей к табачной продукции. Компания 
и сама вносит посильный вклад в решение задачи 
противодействия курению несовершеннолетних через 
корпоративные социальные программы.

При этом «БАТ Россия» считает, что эффективными 
будут только взвешенные решения и планомерные, 
последовательные действия. Необходимо учитывать 
тот факт, что Россия – страна с одним из самых 
высоких показателей численности курящего 
населения, поэтому важно учитывать гражданские 
права как некурящих, так и курильщиков. Взрослые 
люди имеют полное право потреблять легальную 
табачную продукцию, которую производит компания. 

Киоск в Москве

можно будет только в отдельных курительных 
комнатах, оснащенных эффективными системами 
вентиляции. Предлагается ввести полный запрет 
курения в общественных местах с 1 января 
2015 года.

Отчет по итогам диалогов 2010-2011 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

27

на определенный срок за повторное нарушение 
закона. 

Эти меры уже были предложены депутатами Госдумы 
в законопроекте «О внесении изменений в Кодекс 
РФ об административных правонарушениях в целях 
предотвращения продажи несовершеннолетним 
алкогольной продукции, пива и табачных
изделий». 

Усиление контроля может быть осуществлено 
следующим образом.

Возможна установка видеокамер 
и видеозаписывающей аппаратуры в точках, 
торгующих подакцизными товарами. 

Такая мера потребует заметных финансовых 
вложений, однако для продавцов это будет хорошим 
сдерживающим фактором.

Еще один вариант решения может быть основан 
на международном опыте: в ряде стран 
введены идентификационные карты, только 
при предъявлении которых можно приобрести 
табачную продукцию. 

Опыт Германии, Австрии, Японии и других стран 
доказывает эффективность такой меры.

Что касается повышения правовой грамотности 
работников розничной торговли, здесь особенно 
важна постоянная разъяснительная работа. Они 
должны понимать, как важно неукоснительно 
выполнять закон в части продажи табачных изделий 
несовершеннолетним. «БАТ Россия» уже многие годы 
ведет такую работу через корпоративные социальные 
программы.

Что делает компания в этой области?

В рамках Программы по предотвращению продажи 
табачных изделий несовершеннолетним торговые 
представители «БАТ Россия» разъясняют розничным 
продавцам и владельцам торговых точек основные 
положения закона «Об ограничении курения табака». 
Вместе с другими представителями табачной 
индустрии «БАТ Россия» разрабатывает специальные 
брошюры для продавцов. В розничных точках по всей 
России компания распространяет наклейки «Мы не 
продаем табачные изделия лицам моложе 18 лет». 

С 2004 года при поддержке компании в крупных 
городах России проводятся тренинги и круглые 
столы, организованные некоммерческими 

организациями. В 2010 году эти мероприятия 
прошли более чем в 20 российских городах. 
В них приняли участие представители местных 
администраций, региональных органов надзора, 
торговых и общественных ассоциаций, а также 
представители прессы.

Мнение участников диалога

Обсуждая содержание законопроекта в части 
регулирования розничной торговли табачными 
изделиями и представленную позицию компании, 
участники диалога согласились с тем, что 
законопроект окажет негативное влияние на малый 
бизнес. Представители ряда общественных 
организаций, бизнес-ассоциаций и объединений 
малого бизнеса выразили общее мнение, что многие 
торговые точки пострадают, сократится значительное 
количество рабочих мест.

Количество торговых точек, которые 
закроются в результате введения 
законопроекта, превысит прогнозируемые 

«БАТ Россия» цифры в несколько раз. Также 
количество сокращенных рабочих мест будет 
существенно выше, учитывая занятость 
на предприятиях малого бизнеса сотрудников 
на неполных ставках”.

Представитель бизнес-ассоциации

Ограничение продаж табачных изделий 
в павильонах и киосках негативно отразится 
на всей цепочке поставок, включая другие 

Предупреждающие наклейки размещаются в розничных точках 
по всей России

Информация о программах компании 
представлена на сайте «БАТ Россия» – 
см. http://www.batrussia.ru

Законодательное регулирование распространения и потребления табачной продукции

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

организации малого бизнеса, так как снижение 
количества покупателей приведет к уменьшению 
объемов поставок и количества поставщиков, 
которым, в свою очередь, придется искать другие 
каналы сбыта”.

Представитель ассоциации малого бизнеса

По мнению одного из участников, законопроект 
может иметь более широкие экономические 
последствия в виде «перераспределения финансовых 
потоков в пользу магазинов крупной сетевой 
торговли».

Участники поддержали усилия «БАТ Россия» 
по привлечению внимания к возможному ухудшению 
положения малого бизнеса, если законопроект будет 
принят в нынешнем виде. Кроме того, как считают 
участники, специализированные ларьки по торговле 
табачной продукцией не решат проблемы 
уничтожения мелкой розницы. Было также высказано 
мнение и о том, что малый бизнес должен сам 
активно защищать свои интересы.

Отсутствие табачной продукции в привычных 
для потребителя местах – ларьках – не будет 
способствовать снижению курения среди граждан, –
отметили выступающие. Поездка в большой магазин, 
как правило, означает закупку товаров впрок, то есть 
в больших объемах.

Тема ответственности продавцов и торговых 
предприятий за продажу табачной продукции 
несовершеннолетним и введения возможных мер 
наказания вызвала активную дискуссию участников.

Представители как малого бизнеса, так и бизнес-
ассоциаций не согласились с позицией «БАТ Россия» 
относительно возможного ужесточения проверок, 
введения новых мер контроля торговых точек, 
реализующих табак, и наложения штрафов за 
несоблюдение законодательных требований 
о недопущении продажи табачной продукции 
несовершеннолетним. По общему мнению, 
введение предложенных компанией мер будет 
активно использоваться различными сторонами, 
заинтересованными в закрытии конкретных 
торговых точек, а делегирование новых контрольных 
функций организациям, осуществляющим проверки 
малого бизнеса, приведет к росту коррупции и еще 
большему давлению на предпринимателей. Это 
может свести на «нет» усилия общественности, не так 
давно добившейся запрета большого количества 
проверок предприятий малого бизнеса. Кроме 
того, продавцы могут использовать такую ситуацию 
в личных целях при наличии конфликта между 

работодателем и работником. Компании предложено 
пересмотреть свою позицию по данному вопросу. 

Я категорически против усиления штрафных 
санкций по одной простой причине – это 
будут исключительно меры репрессивного 

характера, и использованы они будут для рейдерских 
захватов и всего подобного”.

Представитель бизнес-ассоциации

Обсуждая проблему ответственности продавцов 
табачной продукции, которые находятся в прямом 
контакте с потребителем, участники встречи 
согласились с тем, что от продавцов многое 
зависит. Ведь именно продавец может продать 
табачные изделия несовершеннолетнему или не 
сделать этого. Однако было сказано и о наличии 
проблем, с которыми они сталкиваются. Прежде 
всего, это проблема идентификации возраста 
покупателей. Российское законодательство не требует 
обязательного ношения гражданином паспорта 
или иного документа, удостоверяющего личность, 
– отметил один из выступающих. Кроме того, по 
действующему закону продавец не имеет права 
требовать этот документ. В развитие темы прозвучало 
мнение о том, что продавцам необходимо помогать, 
а не действовать только угрозой административного 

Продавец торговой сети в Москве

Отчет по итогам диалогов 2010-2011 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

29

Кроме того, компания считает, что предлагаемые 
законопроектом меры будут экономически 
чувствительными для многих заведений 
общественного питания. Их владельцам придется 
принять на себя дополнительные расходы – 
сначала оборудовать специальные изолированные 
помещения для курения до 2015 года, а потом 
переоборудовать их, если будет введет полный 
запрет на курение. Среди других рисков для 
ресторанного бизнеса отмечается также снижение 
посещаемости клиентами, в результате чего часть 
предприятий может разориться.

Учитывая особенности климата, «БАТ Россия» 
считает целесообразным сохранить разделение 
помещений в предприятиях общепита на залы для 
курящих и некурящих до 2015 года. Что касается 
изолированных курительных комнат и кабин, их 
необходимо сохранить и после этого срока.

Внедрение современных систем вентиляции –
достаточно эффективного решение, поскольку 
технологии XXI века позволяют успешно решать 
задачу очищения воздуха и удаления из него 
табачного дыма. 

Что делает компания в этой области?

«БАТ Россия» реализует ряд программ, которые 
направлены на то, чтобы курящие и некурящие 
граждане не доставляли друг другу неудобств. 
Программы имеют просветительский характер, 
а также помогают владельцам организаций 
общественного питания учитывать все факторы 
при переоборудовании помещений для курящих, 
в том числе – точнее ориентироваться в выборе 
подходящих вентиляционных решений.

или иного наказания. Был приведен пример 
полезной инициативы одной из торговых сетей: когда 
продавец пробивает сигареты, на экране кассового 
аппарата появляется баннер «Проверь документ. 
Несовершеннолетнему продавать табачные изделия 
запрещено». 

В то же время большинство участников согласились 
с необходимостью повышения штрафов, придя 
в результате дискуссии к мнению, что штрафовать 
надо не столько юридическое лицо – магазин 
или ларек,– сколько продавца, непосредственно 
виновного в продаже сигарет несовершеннолетнему.
Для цивилизованного решения этой проблемы 
участники предложили обратить внимание на 
европейский опыт. Можно было бы, например, 
ввести электронные или обычные карты покупателя 
подакцизных товаров, действие которых 
распространить не только на табачные изделия, но 
и на алкогольную и пивную продукцию. Учитывая 
тот факт, что с участием Президента РФ в настоящее 
время обсуждается идея введения некоего 
электронного документа, он мог бы использоваться 
и с целью идентификации возраста покупателя 
табачной продукции. Также было предложено 
наделить продавца правом спрашивать документы
у покупателя подакцизных товаров.

Ограничение курения в 

общественных местах

Позиция компании

«БАТ Россия» считает, что законопроект 
предлагает в целом цивилизованное решение по 
регулированию курения в общественных местах 
на время трехлетнего переходного периода, вводя 
справедливые меры, защищающие некурящих людей 
от табачного дыма. Тем не менее в этом вопросе 
необходим сбалансированный подход, который 
поможет постепенно изменять ситуацию с учетом 
интересов всех сторон. Такая мера, как полный 
запрет на курение в предприятиях общественного 
питания, представляется компании чрезмерной и 
несвоевременной.

Необходимо разработать взвешенные и выполнимые 
законодательные требования, учитывающие 
исторические, культурные и климатические 
особенности нашей страны, а также опыт других 
стран, которые уже приняли аналогичные законы.

Из шести стран с самыми низкими показателями ETS

1

 

полный запрет действует только в трех (Ирландия, 
Португалия, Великобритания), еще в трех разрешено 
курение в закрытых комнатах (Финляндия, Голландия, 
Словения). Еще одна страна, где введен полный 
запрет – Испания – не входит в число стран с самым 
низким показателем ETS, более того, в 13 странах, 
разрешивших курение в закрытых комнатах, 
показатель ЕТS ниже, чем в Испании. В Ирландии 
за четыре года действия полного запрета доля 
курильщиков выросла (с 27% взрослого населения 
в 2002 году до 29% в 2007), а в Великобритании за два 
года не изменилась (21% курящих как в 2007 году, так 
и в 2009).

ETS – окружающий табачный дым (Environmental Tobacco Smoking).

Законодательное регулирование распространения и потребления табачной продукции

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

Например, к концу 2010 года в 15 крупных городах 
«БАТ Россия» реализовала проект «Табачный 
этикет». В ресторанах и кафе были распространены 
информационные материалы, сообщающие 
о простых правилах комфортного сосуществования 
потребителей сигарет и некурящих.

 Еще одна программа компании под названием 
«Ему не нравится!», признанная местными 
администрациями в ряде городов полезной 
и эффективной, направлена на информирование 
будущих мам о вреде курения для здоровья
ребенка.

В сотрудничестве «БАТ Россия» и Федерации 
рестораторов и отельеров в 2011 году установлена 
закрытая курительная кабина в ресторане «Планета 
суши» в Москве. Это пример практического решения 
по организации пространства предприятия с учетом 
интересов курящих и некурящих посетителей. Также 
в партнерстве двух организаций опубликована 
брошюра «Азбука комфорта» – практическое 
пособие, адресованное владельцам и работникам 
ресторанного бизнеса. В нем подробно объясняется 
нормативно-правовая база в этой области, 
возможные варианты решения вопросов организации 
курения на предприятиях индустрии питания, такие 
как зонирование, установка курительных кабин и др.

Мнения участников диалога

В начале обсуждения темы представитель бизнес-
ассоциации обратил внимание участников диалога 
на то, что индустрия питания не зарабатывает 
на продаже сигарет, поэтому не имеет прямой 

экономической заинтересованности в решении 
вопроса о курении в местах общественного питания. 
Внимание к этой теме рестораторов связано с тем, 
что им небезразличны интересы их посетителей. Эти 
интересы нужно учитывать, ведь без посетителей 
не будет и бизнеса. 

Мнения участников диалога по обсуждаемой 
теме в целом не противоречили друг другу, 
хотя и отражали различия в индивидуальных 
позициях. Некоторые участники высказывались 
весьма резко, осуждая ситуацию, когда в местах 
общественного питания накурено. В то же 
время высказанные «БАТ Россия» предложения 
о выделении вентилируемых помещений не вызвали 
отрицательной реакции. Как отметили некоторые 
участники, несмотря на отсутствие достоверной 
статистики, можно предположить, что жесткое 
ограничение курения в местах общественного 
питания может привести к потере этими заведениями 
определенной части своих потребителей. Особенно 
это будет заметно в регионах, где число курящих 
людей больше, а реагирование на инициативы 
по продвижению здорового образа жизни гораздо 
слабее. 

Однако эта позиция не была единодушной – один 
из выступавших высказал сомнение в том, что 
есть прямая зависимость между введением мер 
по ограничению курения в местах общественного 
питания и разорением владельцев заведений. 
Представленная в презентации компании статистика, 
скорее всего, связана с общим экономическим 
кризисом, предположил он, а количество посетителей 
мест общественного питания после введения полного 
запрета курения может даже возрасти.

Все участники доброжелательно отреагировали 
на мнение представителя бизнес-ассоциации, 
который посчитал недостатком законотворческого 
процесса то, что обсуждение темы ограничения 
курения в общественных местах проходит без учета 
мнения населения (как курящих, так и некурящих 
граждан). Было высказано предположение, что 
попытки государства решать проблемы только путем 
административных запретов не дадут положительных 
результатов, а лишь активизируют протестные 
настроения населения.

В ходе состоявшейся дискуссии мнения разделились. 
Ряд участников высказали предложение сохранить 
на предприятиях общественного питания залы 
для курящих посетителей на неограниченный 
срок, оставив решение вопроса о превращении 
заведения в полностью некурящее на усмотрение 

Брошюра для рестораторов и отельеров

Отчет по итогам диалогов 2010-2011 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

31

предпринимателя. Другие сочли полный запрет 
более правильной мерой. При этом не вызвало 
разногласий утверждение о том, что нужен 
переходный период, чтобы у рестораторов было 
время выбрать новую модель бизнеса, по которой 
они будут продолжать нормально развиваться, 
привлекая потребителей. 

Наиболее оптимальной я считаю модель 
введения запрета на курение в общественных 
местах в 2015 году полностью при наличии 

отдельных помещений для курения <до этого 
времени>”.

Представитель общественной организации

И предприниматель, и потребитель 
должны иметь право выбора. У меня, как 
у потребителя, есть железобетонное право 

выбора. Поэтому, я считаю, что должны быть – 
и не до 2015 года, а вообще – сохранены залы <для 
курящих> в том случае, если предприниматель этого 
хочет”.

Представитель общественной организации

Участники также отметили, что нужно проводить 
просветительскую работу с представителями 
индустрии питания, информируя их о возможных 
решениях по более гармоничной организации 
помещений с учетом интересов некурящих и курящих 
посетителей. Также участники рекомендовали 
представителям данного бизнеса провести серьезное 

исследование о том, как может измениться поведение 
посетителей мест общественного питания после 
2015 года.

Общие выводы по итогам обсуждения

По итогам обсуждения обоих вопросов участники 
диалога перечислили меры, которые, с их точки 
зрения, могут привести к более позитивным 
результатам в решении задачи сокращения 
курения среди населения и на которые следует 
обратить внимание всем сторонам, участвующим 
в законотворческом процессе.

Прежде всего, необходимо провести серьезные 
исследования, наладить постоянный сбор 
информации о ситуации с курением в стране. 
Отсутствие достоверной статистики по данной 
проблеме затрудняет выбор обоснованных решений. 
Проведение регулярного мониторинга позволит 
понять динамику явления, выявить отношение 
к курению населения, продавцов и покупателей 
табачной продукции, оценить эффективность 
предпринимаемых на государственном уровне мер.

У всех нас есть взгляд <на тему диалога>, 
этот взгляд отражает позицию той или иной 
общественной организации, той или иной 

государственной структуры, но про население мы 
почему-то забываем”.

Представитель общественной организации

Наиболее устойчивый результат в долгосрочной 
перспективе может быть достигнут лишь с помощью 
комплексных мер, в основе которых лежат 
просветительские программы, адресованные всем 
сторонам, так или иначе имеющим отношение 

Потребитель табачной продукции в московском баре 

Некоторые из участников диалога привели 
примеры альтернативных мер и подходов, которые 
апробированы в практической деятельности 
различных организаций. Вот один из приведенных 
примеров.

Совместно с девелоперами (застройщиками) 
торговых центров, экспертами и общественностью 
бизнес-ассоциация разработала местные 
(региональные) стандарты по оборудованию 
мест для курения в общественных зданиях 
с учетом климатических особенностей и других 
факторов. Такие стандарты могут предлагаться 
в качестве рекомендации владельцам помещений 
и застройщикам или быть оформлены местными 
нормативными актами.

Законодательное регулирование распространения и потребления табачной продукции

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

32

к курению. Работу следует вести с тремя основными 
группами, на которые нужно направлять основные 
усилия.

Необходима постоянная работа с населением 
по двум направлениям: продвижение 
здорового образа жизни с отказом от курения 
и формирование неравнодушного отношения 
к курению несовершеннолетних. Основная 
роль в проведении такой работы принадлежит 
государству. 

Нужно демонстрировать социальную 
рекламу, адресованную взрослому населению 
<и направленную> на продвижение идей 

здорового образа жизни. Именно государство должно 
вести антитабачную пропаганду, если хочет бороться 
за здоровье молодого поколения. Учитывая, что 
у Минздрава имеются программы здорового образа 
жизни, необходимо повысить их эффективность, 
например, включив в школьные курсы”.

Представители различных организаций

Необходимы программы для продавцов 
торговых точек. Эту группу следует обучать не 
только методам, которые помогут им соблюдать 
закон, но и правильному отношению к самой 
проблеме курения несовершеннолетних. 
Вклад в решение этой проблемы могут внести 
разные заинтересованные стороны, включая 
общественные организации, бизнес-ассоциации 
и табачные компании, учитывая имеющийся 
опыт социальных программ, реализованных 
«БАТ Россия».

Необходимы действенные программы, 
адресованные подросткам. Это наиболее 
уязвимая группа, требующая особых подходов 
и методов, с помощью которых надо 
формировать у них неприятие к курению табака. 
Это задача в основном государственных органов. 
Возможно, табачные компании тоже могли бы 
внести свой вклад в решение этой задачи через 
социальные программы.

Другие темы, затронутые 

на диалоге 

В ходе обсуждения законопроекта участники диалога 
в своих выступлениях затронули ряд вопросов, 
которые не имели прямого отношения к теме 
диалога, но тем не менее связаны с деятельностью 
табачных компаний.

Маркетинг и продвижение табачной 

продукции

Некоторые участники обратили внимание компании 
на то, что при проработке информационно-
маркетинговых ходов и информационно-
маркетинговой политики должны приниматься более 
аккуратные решения с учетом возможной реакции 
молодого поколения.

Необходимо подумать над вопросом 
гламуризации курения. Я имею в виду 
эти пачки, эти красивые истории, которые 

на сегодняшний день используются. Они являются 
значительным раздражающим фактором для тех, кто 
принимает решения”.

Представитель общественной организации

«БАТ Россия» неукоснительно выполняет 
законодательные требования о рекламе 
табачной продукции и согласна с тем, что 

табачная реклама не должна привлекать внимания 
несовершеннолетних, не должна содержать образы, 
ассоциирующиеся с социальным или иным успехом. 
Более того, в ряде случаев компания следует более 
жестким ограничениям, которые накладываются 
принятыми в 2007 году «Международными 
стандартами по маркетингу табака «Бритиш Американ 
Тобакко».

Компания давно публично высказывается в пользу 
введения запрета рекламы табачной продукции 
в метрополитене (по всей стране), а также 
в иных объектах транспортной инфраструктуры, 
за исключением торговых точек и специально 

Необходима постоянная работа по формированию 
неравнодушного отношения к курению несовершеннолетних

Отчет по итогам диалогов 2010-2011 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

33

ответственных табачных производителей в процессе 
регулирования рынка приносят пользу.

Cитуация с максимально разрешенными 
ценами не столь однозначна, как ее представил 
участник диалога. В свое время акциз взимался 
с отпускных цен производителей, что привело 
к агрессивному использованию трансфертного 
ценообразования. Государство, выбирая модель 
акцизного налогообложения, обратилось к опыту 
стран Европейского союза, где используется подход 
по установлению максимальных розничных цен, 
с которых взимается акциз. Например, в Италии 
фиксированная процентная сумма от торговой 
наценки составляет 10%, Украине – в среднем 12%, 
в России в среднем – 18-20%. 

«БАТ Россия» понимает, что такой подход 
в некоторой степени ограничивает торговую наценку 
предприятий розничной торговли. Возможно, 
через какое-то время эта система будет упразднена. 
Сложившаяся сегодня ситуация является 
промежуточным этапом, который помог государству 
мобилизовать больше средств в федеральный 
бюджет.

отведенных изолированных мест, в которых 
разрешено курение.

Цена на табачные продукты

Один из участников высказал мнение, что 
крупные табачные компании ведут агрессивную 
политику и «пролоббировали так называемый 
закон о максимальных розничных ценах (МРЦ), 
подкупив депутатов». В итоге закон, с одной 
стороны, сделал табачную продукцию доступной 
для потребителей, а с другой – сократил доходы 
розничных точек, поскольку «наценка на каждый 
товар непосредственно влияет на экономику любой 
торговой точки». Участник предложил компании 
пересмотреть «вопрос о максимальной розничной 
цене». Табак, по его мнению, должен стоить дорого.

Несколько выступавших также высказали точку 
зрения, что повышение цен на табачные изделия 
поможет сократить масштабы курения. Однако 
с данным предложением не согласились другие 
участники встречи: вопрос увеличения цен на 
табак должен решаться с учетом покупательной 
способности населения и сложившегося 
потребительского поведения, – подчеркнули они.

«Бритиш Американ Тобакко Россия» поддерживает 
законодательные меры, регулирующие табачный 
рынок, если они разумны и их практическое 
применение эффективно.

Обвинения в лоббировании собственных 
интересов за закрытыми дверями являются 
неправомерными и необоснованными. 

«БАТ Россия» участвует в работе ассоциации 
«Табакпром», которая объединяет большинство 
работающих в России табачных компаний. В рамках 
деятельности этой организации обсуждаются 
законодательные инициативы, касающиеся 
российского табачного рынка, и представители 
табачных компаний выступают со своим экспертным 
мнением, если законодатели обращаются к ним 
за советом.

Компания всегда поднимала важные 
вопросы, о которых, с ее точки зрения, 
органы государственной власти должны быть 
предупреждены. Учитывая то влияние, которое 
оказывают на все заинтересованные стороны 
принимаемые законодателями решения, 
«БАТ Россия» считает, что, наряду с учетом 
мнений потребителей, предприятий торговли 
и общественного питания и других отраслей 
экономики, консультации с представителями 

Законодательное регулирование распространения и потребления табачной продукции

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

34

Приложения

Список поступивших 

предложений

и высказываний 

участников диалогов

в 2010 -2011 годах

Тема 1. Охрана окружающей среды

1.1. Участник диалога предложил 
поддержать инициативу «Водоканала» 
по установке счетчиков с импульсным 

выходом после истечения срока действия 
установленного счетчика.

1.2. Участники диалога предложили 
привести в социальном отчете все значимые 
экологические показатели (по образованию 

отходов и обращению с ними, выбросам, 
водопотреблению и водоотведению) в динамике 
в сравнимом формате.

1.3. Участники диалога выразили пожелание, 
чтобы компания предоставила больше 
информации о воздействиях фабрики 

на окружающую среду, включая:

деятельность компании по обращению 
с отходами; информацию о том, как компания 
соблюдает нормативы образования отходов 
и лимиты на их размещение; какая часть отходов 
идет на рециклинг, а какая – поступает для 
размещения на полигонах и т. д.;

как компания соблюдает нормативы выбросов;

когда проходила последняя проверка надзорных 
органов, какие были выданы предписания 
и кто был привлечен к административной 
ответственности (предприятие или руководство). 

1.4. Участники диалога высказали 
пожелание, чтобы компания подробнее 
представила в отчете информацию 

об усилиях, предпринятых фабрикой для снижения 
воздействий на окружающую среду: описать 

Табачная плантация

Примечание: таким знаком отмечены 
предложения, информация по которым 
предоставлена в настоящем отчете (полностью 
или частично).

Отчет по итогам диалогов 2010-2011 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

35

Приложения

проекты, которые привели к улучшениям; объем 
финансовых вложений.

1.5. Участники диалога высказали пожелание 
отразить в отчете подходы компании 
по обращению со сточными водами; планы 

по введению замкнутого цикла водооборота, новых 
систем очистки; меры по защите Юнтоловского 
заказника от негативного воздействия сточных вод.

1.6. Учитывая, что эксплуатация 
энергосберегающих ламп с точки зрения 
экологии подразумевает довольно 

дорогостоящую и трудоемкую процедуру по их 
обезвреживанию, участники порекомендовали 
компании обратить внимание на возможность 
использования светодиодных ламп.

1.7. Участники диалога выразили заинтересованность 
в информации о том, как компания относится 
к изменениям в Федеральном законе № 89 
касательно введения платы производителей за 
утилизацию своей продукции и как это отразится 
на дальнейшем развитии компании, а также – какие 
средства направляются на утилизацию отходов 
производства.

1.8. Участники диалога предложили компании 
участвовать в экологических конгрессно-выставочных 
мероприятиях города с целью формирования 
имиджа экологически ответственной и устойчивой 
компании, а также с целью обмена опытом с другими 
компаниями, в том числе российскими.

Тема 2. Возобновляемые источники 
энергии

2.1. Участники диалога пригласили компанию 
представить наработки, сделанные в области 
использования возобновляемых источников 
энергии, в качестве обмена опытом в рамках 

разработки концепции потенциала возобновляемых 
источников энергии Санкт-Петербурга. Концепция 
разрабатывается для реализации Федерального 
закона об энергосбережении.

Тема 3. Взаимодействие с местным 
сообществом

3.1. Участники диалога выразили 
заинтересованность в представлении в 
отчете информации о том, чем отличается 

деятельность компании в России в области КСО от того, 
что делает «Бритиш Американ Тобакко» в мире: в чем 
специфика проектов, которые реализуются в России, 

какие проекты есть в сфере КСО, как они выбираются.

3.2. Участники диалога предложили компании 
рассмотреть вопрос о запуске проектов, которые 
актуальны для Приморского района Санкт-
Петербурга: профессиональная ориентация 
школьников с целью привлечь их внимание 
к рабочим профессиям (например, в области 
экологии, энергоэффективности). Таким образом 
будет идти подготовка трудовых ресурсов, способных 
работать на современном производстве.

3.3. Участники диалога посоветовали компании 
принимать участие в профессиональных биржах труда.

3.4. В адрес компании высказано предложение 
включить в повестку диалогов вопросы, связанные 
с возможностью инвестирования в благоустройство 
Приморского района.

3.5. В адрес компании высказано предложение 
совершенствовать и развивать социальные программы.

3.6. Участник диалога предложил компании 
учредить фонд, целью которого стала бы 
финансовая поддержка различных программ 
общественных организаций, которые ведут борьбу 
с табакокурением.

Тема 4. Реализация табачной 
продукции

4.1. В адрес компании высказано предложение 
рассмотреть возможность обучения сотрудников 
предприятий розничной торговли в Нижнем 
Новгороде.

4.2. В адрес табачных компаний, включая 
«БАТ Россия», высказано предложение разработать 
и проводить тренинги для продавцов розничных 
точек. Во время тренингов нужно демонстрировать 
модели поведения продавца в различных ситуациях, 
связанных с продажей табака несовершеннолетним.

4.3. В адрес компании высказано предложение взять 
на себя обязательство вести борьбу с торговыми 
точками, нарушающими правила продажи табачной 
продукции несовершеннолетним. Например, 
ввести штрафы дилерам за выявленные нарушения 
продавцами розничных точек правил продажи 
табачной продукции несовершеннолетним. 

4.4. В форме обратной связи высказано предложение 
реализовывать продукцию подальше от Санкт-
Петербурга. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

9.2. В адрес компании высказано предложение 
расширить состав участников диалога, включив 
представителей социального направления.

9.3. В адрес компании высказано предложение 
предусмотреть в формате диалога возможность 
структурированного общения между участниками, 
в том числе, чтобы понять исходные установки 
и взаимные ожидания.

Тема 10. Формат отчета

10.1. Участники диалога обратили внимание 
компании на возможность подготовки двух отчетов: 
отчета для акционеров (и для профессиональной 
среды) и отчета для широкой публики, который 
более простым языком объясняет <деятельность> 
по основным направлениям политики компании.

Тема 5. Оформление и продвижение 
табачной продукции

5.1. В адрес табачных компаний, включая 
«БАТ Россия», высказано предложение 
аккуратнее осуществлять продвижение своей 

продукции: учитывать возможную заинтересованную 
реакцию молодого поколения на используемые 
информационно-маркетинговые ходы.

5.2. В адрес табачных компаний, включая 
«БАТ Россия», высказано предложение 
отказаться от «гламуризации» курения 

в маркетинге, рекламе и оформительских решениях, 
так как это является сильным раздражителем для 
сторон, принимающих решения.

Тема 6. Цена на табачные продукты

6.1. В адрес табачных компаний, включая 
«БАТ Россия», высказано предложение 
вернуться к вопросу о максимальных 

розничных ценах на табачную продукцию 
и пересмотреть его.

Тема 7. Курение в общественных местах

7.1. В адрес компании поступило 
предложение инициировать более широкое 
исследование общественного мнения 

по вопросам регулирования курения в общественных 
местах с учетом климатических и социокультурных 
особенностей России.

Тема 8. Производство альтернативных 
товаров

8.1. В адрес компании высказано предложение 
разрабатывать в качестве меры поддержки мелкой 
розничной торговли альтернативные товары, которые 
можно продавать в этих точках вместо табака 
(например, электронные сигареты, заменители 
табака, конфеты, полуфабрикаты, продукты питания 
и др.), сохранив таким образом рабочие места 
в малом бизнесе. 

Тема 9. Формат и содержание диалога

9.1. Участники диалога высказали предложение 
по модификации формата диалога в будущем: 
если на диалог приглашаются профессионалы 
и специалисты в определенной области, 
необходимо готовить углубленные презентации 
на профессиональном уровне.

Отчет по итогам диалогов 2010-2011 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..