Главная Учебники - Разные ФИНАНСОВЫЕ и БУХГАЛТЕРСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (№ 10, 2017)
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3
34 № 10, октябрь, 2017 поряжение последнего (если это соответствует дого- воренностям сторон). Отсутствие четкого указания на результат совмест- ной деятельности, получаемый субъектом РФ, создает риск квалификации отношений сторон в части строи тельства Объекта в качестве договора подряда. В ре- зультате этого субъектом РФ могут быть предъявлены финансовые требования к Фонду в случае непередачи Объекта в собственность субъекта (например, при не- выполнении условий пожертвования). Таким образом, Рамочное соглашение может содер- жать признаки договора простого товарищества (о со- вместной деятельности), а также признаки обещания пожертвования будущей вещи. Поскольку в рассмат риваемом случае цель реализации проекта — передача Объекта в собственность субъекта РФ, все результаты совместной деятельности поступают в распоряжение публичного образования. С этой точки зрения Рамоч- ное соглашение и Договор о пожертвовании являются по своей сути обещанием пожертвования имущества, исполнение которого поставлено под условие созда- ния внешней инфраструктуры. Выявленные риски и рекомендации Независимо от выбранной квалификации Рамочного соглашения и Договора о пожертвовании суды будут исходить из буквального толкования условий согла- шений. В связи с этим необходимо выделить следую- щие риски реализации указанных соглашений. 1. Невозможность удовлетворения требований о понуждении публичного образования исполнить обязательства, являющиеся по своей природе публично-правовыми. Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 5 февраля 2013 г. № 12444/12 по делу № А3224023/2011, условия инвестиционного соглашения с публичноправовым образованием, не- посредственно связанные с выполнением органами государственной (муниципальной) власти властно распорядительных функций, не могут рассматривать- ся как гражданскоправовые 1 . Таким образом, соглашения, предметом которых является констатация наличия у публичного обра- зования определенной компетенции в сфере градо- строительства, предоставления земельных участков и т.п., а также выражение публичным образованием 1 Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 3 апреля 2012 г. № 17043/11, согласно которой споры, связанные с неисполнением (ненадлежащим исполнением) муниципальным образованием обязанностей, предусмотренных публичным законодательством, хотя бы такие обязанности и были упомянуты в соглашениях, заключенных публичным образованием с частными лицами, не имеют частноправовой природы, а вытекают из публичноправовых отношений. готовности исполнять обязанности, установленные градостроительным и земельным законодательством, не являются гражданскоправовыми сделками. В связи с этим неисполнение публичным образо- ванием обязанностей по предоставлению земель- ного участка в аренду (согласно предусмотренной законом процедуре), согласованию проектной до- кументации и иных, связанных с исполнением власт- ных полномочий, не может рассматриваться как основание для расторжения договора, взыскания убытков. Исключение составляют случаи нарушения публичным образованием положений нормативных актов при неисполнении обязанностей по Рамочно- му соглашению 2 . Также следует учитывать, что обеспечение строи- тельства внешних сетей, автодорог может быть также отнесено к публичным полномочиям субъекта РФ. В частности, согласно Закону г. Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» в полномочия прави- тельства входит развитие городской инфраструктуры и обеспечение социальноэкономического развития города Москвы. Значит, не исключен риск невозмож- ности расторжения договора и взыскания убытков в случае неисполнения указанных обязательств пуб личным образованием. 2. Риски, связанные с невозможностью принудительного ис- полнения обязательств публичного образования по обеспечению проведения строительных работ. Публичное образование в соответствии с Рамочным соглашением приняло на себя следующие обязанно- сти по обеспечению и содействию в строительстве внешних сетей и автодорог. На этапе проектирования и строительства Объекта:
» прокладка внешних сетей от точки подключения до строительной площадки на территории Объ- екта;
» проведение инженерных изысканий, получение технических условий подключения;
» строительство устройства примыкания к автомо- бильной дороге;
» строительство дополнительного выезда с терри- тории Объекта;
» вынос ЛЭП за пределы площадки. После передачи Объекта в государственную соб- ственность:
» обустройство набережной;
» организация постоянного транспортного сооб- щения;
» участие специалистов субъекта РФ в совместных разработках комплекта нормативноправовых до- 2 См. Постановление ФАС СевероКавказского округа от 3 июня 2013 г. по делу № А3218533/2012. |