ГОСТ 32601-2019 (ISO 13709:2009, MOD) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСТ 32601-2019. НАСОСЫ ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ГОСТ 32601-2019 (ISO 13709:2009, MOD) - часть 10

 

 

141 

Эксцентриситет  массы,  связанный  с  балансировкой  класса  G1,  очень 

мал;  его  максимальное  значение  составляет  2,5  мкм  (0,00010  дюйма)  при  частоте 

вращения ротора 3800 об/мин. Это приводит к следующим последствиям: 

– Нецелесообразно  осуществлять  балансировку  деталей  лучше,  чем  это 

требуется классом G2.5 (см.6.9.4.1), поскольку балансировочная оправка неизбежно 

смещается при монтаже балансируемой детали. 

– Может  оказаться  невозможным  сохранить  класс  балансировки,  если  ротор 

смещается от первоначального положения на балансировочном стенде, либо после 

разборки  и  повторной  сборки  ротора.  Однако,  обычно  всегда  можно  провести 

контроль остаточного дисбаланса для определения точности балансировки. 

При  балансировке  роторов  все  пустые  шпоночные  пазы  должны 

заполняться полушпонками. 

Если ротор балансируется в сборе, должен быть проверен остаточный 

дисбаланс.  Контроль  должен  проводиться  после  заключительной  балансировки 

ротора с использованием  процедуры,  указанной  в  соответствующем  приложении Л. 

Расположение  и  вес  всех  полушпонок,  используемых  в  процессе  заключительной 

балансировки  собранного  ротора,  должны  быть  указаны  на  эскизе  ротора, 

приложенном к отчету по балансировке в соответствии с приложением Л. 

Т а б л и ц а   1 9   —   Требования к балансировке ротора 

9.2.5 

Подшипники и корпуса подшипников 

9.2.5.1 

Если  насосы  поставляются  с  гидродинамическими  радиальными 

подшипниками  скольжения,  то  подшипники  должны  соответствовать  требованиям 

9.2.5.1.1 

– 9.2.5.1.4 ниже. 

Посадка 

детали на 

валу 

Максимальная постоянная 

рабочая частота 

вращения, об/мин. 

Индекс жесткости 

вала, L

4

/D

2

мм

(дюйм

2

Процедура 

балансировки 

ротора

 2)

 

Класс 

балансировки 

ротора 

С зазором 

до 3800

 1)

 

включ. 

Без ограничений 

 3) 

С натягом 

до 3800 включ. 

Без ограничений 

C + B 

или D 

G2.5 (8W/n)

 4)

 

То же 

более 3800 

до 1,9∙10

9

 

включ.  

« 3,0∙10

6

 

« ) 

C + B 

или D 

G1 (4W/n)

 4) 5)

 

1) 

С учетом допуска 5 % на возможное увеличение частоты вращения; 

2) 

См. ГОСТ 31320 или [71]. 

3) 

Корректировка  балансировки  в  процессе  сборки  нецелесообразна,  поскольку  при  посадке  с  зазором 

скорректированная балансировка не сохраняется.  

4) 

Соответствует  примерно  среднему  классу  качества  балансировки  по  соответствующему  классу 

ГОСТ (ИСО). 

5) 

Если  при  частотах  вращения  более  3800  об/мин  используются  гибкие  ротора  с  высоким  индексом 

гибкости вала, достижение и сохранение такого класса балансировки требует особого внимания к конструкции, 
изготовлению и техобслуживанию насоса. 

П р и м е ч а н и е   —   Требования по биению ротора даны в таблице 17. 

142 

Подшипники  должны  быть  разъемными  для  облегчения  сборки,  с 

точной внутренней посадкой, типа втулок скольжения или вкладышей скольжения, с 

баббитовыми сменными втулками или вкладышами на стальной основе. Подшипники 

должны  иметь  штифты  от  проворота  и  фиксироваться  от  перемещения  в  осевом 

направлении. 

Втулки,  вкладыши  и  детали  их  крепления  должны  устанавливаться  в 

корпусах  подшипников  с  осевым  разъемом  и  должны  заменяться  без  демонтажа 

любой части корпуса насоса и демонтажа полумуфты.  

Подшипники  должны  быть  спроектированы  так,  чтобы  конструктивно 

исключить  возможность  их  неправильной  установки  в  обратном  направлении  или 

верхней стороной вниз. 

Если  материал,  из  которого  изготовлен  вал,  содержит  более  1,0  % 

хрома, а линейная скорость поверхности вала под подшипником превышает 20 м/с (65 

футов/с), то шейка вала под подшипником должна иметь твердое хромирование, или 

иное твердое покрытие, или втулку из углеродистой стали. 

П р и м е ч а н и е   —   то  требование  необходимо,  чтобы  избежать  повреждения  подшипника 

вследствие «наволакивания» материала вала.  

9.2.5.2 

Гидродинамические 

упорные 

подшипники 

скольжения 

должны 

соответствовать требованиям 9.2.5.2.1 - 9.2.5.2.5 ниже. 

Упорные  подшипники  должны  иметь  сегменты  из  стали,  покрытой 

антифрикционным  слоем  баббита.  Подшипники  должны  быть  рассчитаны  на 

одинаковую максимально допустимую нагрузку  в обоих 

направлениях.  Отклонения 

от этого требования допускаются в обоснованных случаях с одобрения заказчика. 

Подшипники должны быть спроектированы для работы

 

с постоянной принудительной 

масляной  смазкой  под  давлением.  Упорные  сегменты  подшипников  с  обеих  сторон 

должны  быть  плавающего  типа,  с  функцией  самоустановки  для  автоматического 

выравнивания  нагрузки  между  сегментами  при  незначительной  разнице  в  толщине 

сегментов.  

Упорные 

диски 

должны 

быть 

заменяемыми. 

Они 

должны 

устанавливаться  на  вал  с  натягом  для  предотвращения  вибрации,  и  должны 

фиксироваться от осевых перемещений. 

Шероховатость поверхности с обеих сторон упорного диска не должна 

превышать  0,4  мкм  Ra  (16  микродюймов).  После  установки  упорного  диска  на  вал, 

осевые биения на любой стороне диска не должны превышать 13 мкм ППИ (0,0005 

дюйма TIR).  

143 

Упорные  подшипники  скольжения  должны  быть  рассчитаны  на 

максимальную  постоянную  нагрузку  (см.  6.10.1.2).  При  этой  нагрузке  и 

соответствующей  частоте  вращения,  должны  быть  выполнены  следующие 

требования: 

минимальная толщина масляной пленки: 8 мкм (0,0003 дюйма); 

максимальное удельное давление (нагрузка, деленная на площадь): 3500 кПа 

(35 бар; 500 psi); 

максимальная расчетная температура поверхности баббита: 130 °C (265 °F). 

Если  оговорено  договором,  подбор  упорного  подшипника  скольжения  должен 

быть согласован с заказчиком. 

Вышеуказанные требования должны выполняться при коэффициенте запаса два 

или  более,  для  максимальной  несущей  способности  подшипника.  Расчетная 

максимальная  температура  поверхности  баббита  является  конструктивным 

значением  и  не  является  в  этих  условиях  реальной  температурой  баббита.  Для 

подшипников,  которые  отвечают  критериям,  приведенным  выше,  допустимые 

значения  температуры  металла  при  проведении  заводских  испытаний  и  в 

эксплуатационных условиях следующие (см. 6.10.2.4): 

– при  заводских  стендовых  испытаниях  насоса  на  воде,  а  также  при 

эксплуатации в штатном рабочем режиме (см. 8.3.3.5(в)): 93 °C (200 °F);  

– аварийная  уставка  или  сигнал  на  отключение  насоса  в  условиях 

эксплуатации: 115 °C (240 °F). 

Упорные  подшипники  скольжения  должны  быть  сконструированы  так, 

чтобы  имелась  возможность  выполнить  аксиальную  центровку  положения  ротора  в 

корпусе  и  установить  предварительные  зазоры  или  предварительное  нагружение 

подшипника. 

9.2.5.3 

Если температура масла на входе в корпус подшипника превышает 50 °C 

(120 

°F), должно быть уделено особое внимание конструкции подшипников, расходу 

масла  и  допустимому  повышению  температуры.  Условия  выхода  потока  масла  из 

упорных  подшипников  скольжения  должны  соответствовать  рекомендациям 

изготовителя  подшипников  для  используемого  типа  подшипника  и  метода  смазки. 

Соединения для подачи масла на корпусах подшипников должны соответствовать 7.5. 

9.2.5.4 

Корпуса  подшипников  с  осевым  разъемом  должны  иметь  соединение 

„металл-металл”. Половины корпуса подшипника должны центрироваться с помощью 

● 

144 

цилиндрических штифтов. Конические штифты также допускаются в технически 

обоснованных случаях. 

9.2.6 

Смазка 

9.2.6.1 

Если оговорено договором, или рекомендовано поставщиком и одобрено 

заказчиком,  должна  быть  поставлена  система  принудительной  смазки  для  подачи 

масла  под  давлением  в  подшипники  насоса  и  привода,  а  также  в  любые  другие 

механизмы насосного агрегата, включая редукторы. 

9.2.6.2 

Внешние системы подачи принудительной смазки под давлением должны 

соответствовать  требованиям  ISO  10438-3  [64].  На  рисунке  Б.8  и  в  таблице Б.1 

(

приложение Б)  показана  типовая  схема  системы  принудительной  смазки,  в 

минимально  допустимой  комплектации,  допускаемой  настоящим  стандартом. 

Допускаются  иные  конструкции  системы  принудительной  смазки  с  одобрения 

заказчика. 

9.2.6.3 

Если  масло  подается  из  общей  маслосистемы  в  несколько  механизмов 

насосного  агрегата  (например,  в  насос,  редуктор  и  привод),  характеристики  масла 

должны  подходить  для  всех  этих  механизмов.  Поставщик,  несущий  комплексную 

ответственность  за  поставку всего  насосного  агрегата,  должен получить  одобрение 

заказчика и субпоставщиков механизмов насосного агрегата в отношении выбранного 

масла.  

П р и м е ч а н и е   —   Типичными  смазочными  материалами,  используемыми  в  общих 

смазочных  системах,  являются  минеральные  (углеводородные)  масла,  соответствующее  классам 

вязкости 32 - 68 по ISO 3448 [20] и ГОСТ 17479.3.  

9.2.6.4 

Если  оговорено  договором,  система  смазки  под  давлением  должна 

соответствовать  требованиям  ISO  10438-2  [64].  К  такой  системе  смазки  должна 

прилагаться  полная  техническая  спецификация.  Допускаются  иные  конструкции 

системы принудительной смазки с одобрения заказчика. 

9.2.7 

Испытания 

9.2.7.1 

Для насосов с подшипниками с принудительной смазкой под давлением, 

масло испытательного стенда и все компоненты системы смазки на испытательном 

стенде  после  фильтров  должны  отвечать  требованиям  к  чистоте  смазки, 

установленным  в  ISO  10438-3 

[64] 

или  аналогичным  национальным  стандартам 

государств,  принявших  настоящий  стандарт.  Альтернативные  стандарты  и 

технические требования могут использоваться с одобрения заказчика. 

● 

● 

145 

9.2.7.2 

Во  время  заводских  стендовых  испытаний  насосов  с  принудительной 

смазкой  под  давлением,  подача  масла  в  каждый  корпус  подшипника  должна 

измеряться и регистрироваться.  

9.2.7.3 

При  проведении  стендовых  испытаний  должны  использоваться  все 

штатные датчики вибрации и преобразователи, входящие в объем поставки насосного 

агрегата.  Если  датчики  вибрации  не  поставляются  поставщиком  или  если 

поставляемые датчики оказываются несовместимыми с заводской аппаратурой для 

считывания данных, должны использоваться заводские датчики, преобразователи и 

считывающие  устройства  поставщика,  отвечающие  требованиям  ANSI/API  Std  670 

[28] 

или ГОСТ 6134 (ИСО 9906). Уровень вибрации, измеренный такими приборами, 

должен быть критерием для приемки или отбраковки насоса (см. 6.9.3.6).  

9.2.7.4 

С одобрения заказчика, двухопорные одноступенчатые насосы с рабочим 

колесом двустороннего входа могут быть собраны для испытаний с присоединением 

привода  с  противоположного  конца  насоса  по  сравнению  со  штатным  по  договору 

взаимным  расположением  насоса  и  привода  относительно  друг  друга.  После 

окончательной  сборки  повторное  испытание  не  требуется.  Если  требуется  такое 

размещение  привода  для  испытаний,  то  это  должно  быть  указано  в  техническом 

предложении.  

П р и м е ч а н и е   —   Такое требование  может  иногда возникнуть  в связи с ограничениями по 

конфигурации трубной обвязки испытательного стенда. 

9.2.7.5 

Если оговорено договором, гидродинамические подшипники должны быть 

демонтированы,  осмотрены  заказчиком  или  его  представителем,  и  вновь 

установлены в насос после завершения параметрических испытаний. 

9.2.8 

Подготовка к отгрузке 

9.2.8.1 

Если  заказаны  запасной  ротор  или  картридж  ротора  в  сборе,  то  они 

должны быть подготовлены для хранения в необогреваемом помещении в течение 3 

лет. Такая подготовка должна включать обработку антикоррозионными средствами, а 

также  упаковку,  защищающую  от  влаги,  с  медленно  испаряющимся  ингибитором 

коррозии.  Ротор  или  картридж  ротора  в  сборе  должны  быть  упакованы  в  ящик 

соответствующей конструкции, в зависимости от способа отгрузки. Между ротором и 

его  опорой  в  ящике  должен  быть  проложен  упругий  материал  (но  не  свинец  или 

фторопласт), толщиной не менее 3 мм (0,12 дюйма); опоры ротора в ящике не должны 

находиться в местах установки подшипников ротора. Ротор внутри картриджа в сборе 

должен быть закреплен для предотвращения перемещения внутри статора.  

● 

146 

9.2.8.2 

Если  оговорено  договором,  запасные  роторы  и  картриджи  роторов  в 

сборе  должны  быть  подготовлены  для  хранения  в  вертикальном  положении.  Ротор 

должен поддерживаться в вертикальном положении за муфтовый конец при помощи 

приспособления, рассчитанного на нагрузку в 1,5 раза превышающую вес ротора, без 

повреждения вала. Картридж ротора в сборе должен поддерживаться в вертикальном 

положении крышкой корпуса (с ротором, выступающим из упорного подшипника). 

9.2.8.3 

Если  оговорено  договором,  должен  быть  предоставлен  контейнер  для 

отгрузки и хранения, предназначенный для хранения ротора или картриджа ротора в 

вертикальном положении. 

9.2.8.4 

Если  оговорено  договором,  контейнер  для  отгрузки  и  хранения  должен 

допускать возможность его заполнения инертным газом на время хранения. 

9.3 

Вертикальные полупогружные насосы (тип VS1–VS7) 

9.3.1 

Общие положения 

9.3.1.1 

Оговоренное  давление  нагнетания  насоса  должно  быть  обеспечено  в 

месте  присоединения  патрубка  нагнетательной  линии  заказчика.  Гидравлические 

характеристики  насоса  должны  быть  откорректированы  с  учетом  статических  и 

динамических  потерь  в  колонне  насоса.  Графики  гидравлических  характеристик 

насоса должны предоставляться с указанием внесенных поправок. 

9.3.1.2 

Для  вертикальных  полупогружных  насосов  допускается  конструкция 

корпуса  подшипников,  при  которой  для  замены  подшипников  необходимо 

демонтировать или переместить привод или его опору.  

9.3.2 

Корпуса, работающие под давлением 

9.3.2.1 

Для  корпусов  ступеней  с  посадкой  по  направляющему  выступу,  не 

требуются отжимные болты и установочные штифты корпуса.  

9.3.2.2 

Насосы  должны  иметь  линии  выпуска  из  внешнего  корпуса  и  камеры 

торцевого уплотнения. 

9.3.2.3 

Составным  корпусам,  сконструированным  с  использованием  только 

Уплотнительных колец круглого сечения, не требуется иметь конструкцию фланцевых 

соединений  и  крепежа,  предусматривающую  применение  спирально-навитых 

прокладок (см. 6.3.10).  

9.3.3 

Роторы 

9.3.3.1 

Все  валы  насосов  должны  быть  механически  обработаны  или 

шлифованы по всей длине. Полные биения вала по индикатору, ППИ (TIR), не должны 

● 

● 

● 

147 

превышать 40 мкм на метр длины вала (0,0005 дюйма на фут), но не более 80 мкм 

(0,003 дюйма) на всю длину вала.  

Для насосов с валами длиной  более 4500 мм (177 дюйма) допускается, чтобы 

поставщик  предложил  на  согласование  заказчика  другое  значение  предельно 

допустимого биения, свыше 80 мкм (0,003 дюйма). 

9.3.3.2 

Валы насосов должны быть цельными, если с заказчиком не согласовано 

иное (составные валы могут потребоваться из-за слишком большой общей длины 

вала или ограничений габаритов при транспортировке).  

9.3.4 

Быстроизнашиваемые детали и рабочие зазоры 

9.3.4.1 

Сменные втулки щелевых уплотнений корпуса должны быть установлены 

во всех межступенчатых переходах и других местах с узкими рабочими зазорами. При 

этом  перепад  давления  в  этих  переходах  и  свойства  перекачиваемой  среды 

(например,  загрязненная  или  не  обладающая  смазывающими  свойствами  среда) 

должны определять необходимость установки ответных втулок щелевых уплотнений 

вала. 

9.3.4.2 

Размеры рабочих зазоров, установленные в 6.7.4, не относятся к зазорам 

втулок щелевых уплотнений. Используемые рабочие зазоры должны быть указаны в 

техническом предложении и одобрены заказчиком.  

9.3.4.3 

Насосы  с  полуоткрытыми  рабочими  колесами  при  работе  в  эрозионной 

перекачиваемой  среде  должны  оснащаться  сменными  внутренними  деталями, 

защищающими корпус насоса от эрозии. 

9.3.5 

Динамика 

Если оговорено договором, поставщик должен представить результаты анализа 

ротор-динамики насоса и его опорной структуры, для подтверждения приемлемости 

конструкции.  Заказчик  и  поставщик  должны  согласовать  объем  и  метод  анализа,  а 

также критерии приемки. 

Вертикальные полупогружные насосы обычно являются гибкими конструкциями, 

с  рабочими  частотами  вращения,  находящими  между  собственными  резонансными 

частотами.  Вследствие  этого,  эти  насосы  могут  быть  подвержены  резонансной 

вибрации,  если  отстройка  рабочей  частоты  вращения  от  собственных  резонансных 

частот  не  проверена  в  процессе  проектирования.  Основные  детали  конструкции, 

подверженные вибрации, обычно включают: опору-основание насоса, корпус насоса 

и  опору  электродвигателя.  Данные  по  основанию  насоса  не  всегда  имеются  при 

проведении расчетов, но обычно амплитуда её смещения при вибрации составляет 

● 

148 

менее  5  %  от  амплитуды  смещения  элементов  конструкции.  Если  при  проведении 

анализа  данные  по  основанию  отсутствуют,  должно  использоваться  согласованное 

значение ее амплитуды вибрации. Как правило, отстройка рабочей частоты вращения 

вертикального  полупогружного  насоса от собственных  резонансных  частот  опорной 

структуры его электродвигателя должна быть не менее 20%. 

9.3.6 

Втулки и подшипники 

9.3.6.1 

Втулки  должны  быть  коррозионностойкими  и  износостойкими  для 

указанных  в  спецификации  перекачиваемой  среды  и  рабочей  температуры. 

Максимальное расстояние между втулками вала должно соответствовать Рисунку 37, 

чтобы первая критическая частота ротора была больше постоянной рабочей частоты 

вращения. 

9.3.6.2 

Упорные  подшипники,  встроенные  в  привод,  должны  отвечать 

требованиям 7.1.8. Упорные подшипники и их корпуса, встроенные в насос, должны 

отвечать  применимым  требованиям  согласно  6.10.  Чтобы  обеспечить  регулировку 

осевого  положения  ротора  и  смазку  маслом,  упорный  подшипник  должен 

устанавливаться путем посадки с натягом на втулке, имеющей скользящую посадку 

на валу и шпонку.  

9.3.6.3 

У  всех  насосов  за  исключением  дренажных  насосов  типа  VS4,  рабочее 

колесо первой ступени должно размещаться между втулками. 

П р и м е ч а н и е   —   Хотя  размещение  рабочего  колеса  первой  ступени  между  втулками 

обеспечивает  хорошую  радиальную  опору  ротора,  для  некоторых  применений,  например,  для 

дренажных насосов, могут потребоваться улучшенные характеристики всасывания, достигаемые при 

консольном размещении рабочего колеса первой ступени.  

149 

 

где 

— диаметр вала, мм (дюймы), 

 

— максимальное расстояние между втулками, мм (дюймы) 

 

a)

 

— Графики для различных частот вращения, об/мин. 

Рисунок 37 — Максимальное расстояние между втулками вала 

9.3.7 

Смазка 

Втулки  вала  в  вертикальных  насосах  обычно  смазываются  перекачиваемой 

средой.  Если  перекачиваемая  среда  не  подходит  для  смазки,  поставщик  должен 

предложить альтернативную систему смазки. 

9.3.8 

Вспомогательные устройства 

9.3.8.1 

Приводы 

Насосы  и  электродвигатели,  которые  могут  быть  повреждены  при 

вращении  в  обратную  сторону,  должны  оснащаться  нереверсивным  храповым 

механизмом или другим устройством, одобренным заказчиком, для предотвращения 

вращения в обратную сторону.  

Если  заказчиком  не  требуется  иное,  электродвигатели  для 

вертикальных насосов должны иметь цельные валы (не изготовленные из трубы). 

Если  упорные  подшипники  встроены  в  электродвигатель,  тогда  электродвигатель 

150 

должен соответствовать требованиям на допуски для взаимного расположения вала 

и опорной поверхности, показанным на Рисунке 36. 

9.3.8.2 

Муфты и их защитные ограждения 

Торцы соединительных муфт валов должны быть перпендикулярными к 

их осям с точностью 0,1 мкм на один мм (0,0001 дюйма на дюйм) диаметра торца, или 

13  мкм  (0,0005  дюйма)  полного  торцевого  биения  по  индикатору,  ППИ  (TIR),  в 

зависимости от того, какая из этих величин больше.  

Вертикальные  насосы  без  встроенного  упорного  подшипника  должны 

иметь жесткую регулируемую муфту для соединения с валом привода

В вертикальных насосах, оснащенных жесткими муфтами и торцевыми 

уплотнениями,  муфта  должна  иметь  проставку.  Проставка  должна  иметь  длину, 

достаточную для замены торцевого уплотнения в сборе, включая втулку уплотнения, 

без демонтажа привода.  

9.3.8.3 

Опорные плиты 

Если 

оговорено 

договором, 

опорная 

плита 

двухкорпусного 

вертикального  насоса  должна  быть  разнесена  с  основным  разъемом  корпуса  и 

размещена  ниже  него  на  достаточном  расстоянии,  позволяющем  использовать 

сквозное болтовое соединение на фланце корпуса, как показано на Рисунке 38 (поз 7). 

Такая конструкция повышает герметичность соединений корпуса и рекомендуется для 

особо ответственных и криогенных применений. 

Для  каждого  узла  приводного  механизма  с  массой  более  250  кг  (500 

фунтов)  должны  быть  предусмотрены  как  минимум  четыре  горизонтальных 

регулировочных винта с целью облегчения горизонтальной регулировки положения. 

Если  оговорено  договором,  насосы  должны  оснащаться  отдельной, 

фиксируемой  анкерными  болтами,  фундаментной  плитой  (см. Рисунок 38  поз. 4). 

Верхняя  поверхность  такой  рамы  должна  быть  механически  обработана  для 

установки напорного корпуса, стакана или опорного корпуса двигателя. 

Внешние  углы  опорной  или  фундаментной  плиты,  заливаемой 

цементным  раствором,  должны  иметь  радиус  не  менее  50  мм  в  горизонтальной 

плоскости, как показано на рисунке Г.1 (приложение Г). 

● 

● 

151 

 

где 1 — входной патрубок; 2 — основной разъем корпуса; 3 — опорная плита; 4 — фундаментная плита; 

— напорный  корпус;  6 — нагнетательный  патрубок;  7 — сквозное  болтовое  соединение  основного 

разъема  корпуса  (классический  вариант);  8 — болты  крепления  насоса  к  фундаментной  плите 
(

классический  вариант);  9 — анкерные  болты  (классический  вариант);  10 — заливной  фундамент; 

11 

— наружный корпус (стакан) 

Рисунок 38 — Типовая установка вертикальных полупогружных двухкорпусных 

насосов (VS6 и VS7) на фундаментной плите 

9.3.8.4 

Трубная обвязка и принадлежности 

Если  насосы  отгружаются  с  демонтированными  торцевыми  уплотнениями  и 

приводами,  то  допускается  отгрузка  с  не  полностью  собранной  трубной  обвязкой 

уплотнительной системы.  

9.3.9 

Испытания  

9.3.9.1 

Насосы должны испытываться в полностью собранном виде. Испытания 

только  проточной  части  (только  рабочих  колес  установленных  в  корпусах  секций 

(«чашах»)) не рекомендуется. В случаях, когда проведение испытаний насоса в сборе 

нецелесообразно,  поставщик  должен  предложить  на  согласование  заказчику 

альтернативную  процедуру  испытаний.  Для  двухкорпусных  насосов  с  приемом  во 

внешнем  корпусе,  при  проведении  параметрических  испытаний  внешний  корпус  не 

требуется.  

9.3.9.2 

Если оговорено договором, должны быть проведены ударные испытания 

на структурный резонанс корпуса насоса / опоры привода. Испытания проводятся на 

насосе,  отсоединенном  от  входного  и  нагнетательного  трубопроводов.  Испытания 

должны проводиться следующим образом: 

● 

152 

– Возбудить  колебания  структуры  насоса  путем  удара  по  опоре  привода  в 

направлении нагнетательного патрубка. 

– Определить собственные частоты по резонансному отклику. 

– Возбудить  колебания  структуры  насоса  путем  удара  по  опоре  привода  в 

направлении под углом 90

к направлению нагнетательного патрубка. 

– Определить собственные частоты по резонансному отклику. 

Собственные частоты колебаний, определенные таким способом, должны быть, 

как минимум, на 10% ниже, чем минимальная постоянная рабочая частота вращения 

или,  как  минимум,  на  10%  выше,  чем  максимальная  постоянная  рабочая  частота 

вращения.  

9.3.10 

Однокорпусные 

вертикальные 

полупогружные 

насосы 

с 

направляющими аппаратами (тип VS1) и со спиральным отводом (тип VS2) 

9.3.10.1 

К  деталям,  составляющим  корпус,  работающий  под  давлением,  в 

насосах  VS1  и  VS2  относятся:  корпуса  секций  («чаши»),  колонна  насоса  и  верхний 

корпус с нагнетательным патрубком. 

П р и м е ч а н и е   —   Корпуса секций («чаши») насосов типа VS1 в материальном исполнении 

S-

6 по настоящему стандарту (см. Приложение И), допускается изготавливать из углеродистой стали, 

вместо 12 % хромистой стали. 

9.3.10.2 

Линии  валов  могут  быть  открытыми  или  закрытыми  (втулками  или 

трубой). В случае закрытой линии валов, тип смазки радиальных подшипников вала 

должен согласовываться с заказчиком. 

Радиальные  подшипники  открытой  линии  валов  смазываются  перекачиваемой 

средой.  Если  перекачиваемая  среда  не  подходит  для  смазки,  то  может  быть 

применена  закрытая  линия  валов,  для  обеспечения  подачи  чистой  смазки  к 

радиальным подшипникам вала.  

9.3.10.3 

Опорная  поверхность  верхнего  корпуса  с  нагнетательным  патрубком 

должна  подходить  как  для  цементирования,  так  и  для  установки  на  механически 

обработанной фундаментной плите.  

9.3.10.4 

Если  на  нагнетательном  патрубке  насоса  устанавливается  гибкий 

трубный компенсатор, то нагрузки на насос должны быть ограничены. Рекомендуется, 

чтобы поставщик проанализировал предлагаемую схему монтажа и трубной обвязки 

насоса.  

9.3.10.5 

Если оговорено договором, линия валов должна иметь втулки с твердой 

поверхностью, установленные на валу под каждой стационарной щелевой втулкой. 

● 

153 

9.3.10.6 

Если  заказчиком  не  требуется  иное,  для  всех  типоразмеров  колонн 

насосов  должны  использоваться  цельные  крестообразные  опоры  (т.н.  «пауки») 

стационарных щелевых втулок, с посадкой в корпусе по направляющим выточкам. 

9.3.10.7 

Если  заказчиком  не  требуется  иное,  корпуса  секций  («чаши»)  должны 

быть  фланцевыми  и  должны  иметь  посадку  „металл-металл”  по  направляющим 

выточкам. 

9.3.11 

Однокорпусные вертикальные полупогружные насосы с осевым 

потоком (тип VS3) 

9.3.11.1 

К  деталям,  составляющим  корпус,  работающий  под  давлением,  в 

насосах VS3 относятся: корпуса секций («чаши»), колонна насоса и верхний корпус с 

нагнетательным патрубком. 

9.3.11.2 

Если  заказчиком  не  требуется  иное,  для  всех  типоразмеров  колонн 

насосов  должны  использоваться  цельные  крестообразные  опоры  (т.н.  «пауки») 

стационарных щелевых втулок, с посадкой в корпусе по направляющим выточкам. 

9.3.11.3 

Корпуса  секций  («чаши»)  должны  иметь  посадку  „металл-металл”  по 

направляющим выточкам. 

9.3.12 

Однокорпусные 

вертикальные 

полупогружные 

дренажные 

насосы  со  спиральным  отводом  и  выходом  через  отдельную  колонну,  с 

трансмиссионным валом (валами) (тип VS4) и с консольным валом (тип VS5)  

9.3.12.1 

Для  насосов  VS4  должны  быть  предусмотрены  щелевые  втулки, 

обеспечивающие радиальную поддержку вала и рабочего колеса. 

9.3.12.2 

Насосы VS5 должны соответствовать следующим требованиям: 

Ротор  должен  иметь  консольный  вылет  из  верхнего  подшипникового  узла. 

Нижние радиальные подшипники, погруженные в перекачиваемую среду, не должны 

применяться. 

Жесткость  вала  должна  ограничивать  его  полный  изгиб,  без  использования 

щелевых  втулок  корпуса,  так,  чтобы  рабочее  колесо  не  касалось  корпуса  насоса  в 

наиболее  жестких  динамических  режимах  в  пределах  всего  рабочего  диапазона 

насоса, при максимальных значениях диаметра рабочего колеса, частоты вращения 

и плотности перекачиваемой среды. 

Для насосов VS5 первая "сухая" критическая частота вращения ротора должна 

превышать  как  минимум  на  30  %  максимальную  допустимую  постоянную  частоту 

вращения. 

154 

Для  насосов  VS5  полное  номинальное  биение  вала,  ППИ  (TIR),  не  должно 

превышать  50  мкм  (0,002  дюйма),  при  измерении  на  валу  непосредственно  над 

торцевым уплотнением или камерой торцевого уплотнения. 

9.3.12.3 

В  случае  применения  насосов  в  открытых  дренажных  системах,  к 

деталям,  составляющим  корпус,  работающий  под давлением, в насосах VS4 и VS5 

относятся: корпус, крышка корпуса и нагнетательная колонна. В случае применения 

насосов в закрытых дренажных системах, находящихся под избыточным давлением, 

или  при  работе  с  емкостями,  находящимися  под  вакуумом,  камера  уплотнения, 

опорная плита насоса и крышка емкости также становятся узлами, работающими под 

давлением.  

9.3.12.4 

Для насосов VS4 упорный подшипник должен быть сконструирован для 

работы либо с консистентной смазкой, либо со смазкой масляным туманом.  Втулки 

радиальных  подшипников  скольжения  могут  смазываться  водой,  консистентной 

смазкой,  перекачиваемой  средой,  или  должны  быть  самосмазывающимися. 

Подшипники насосов VS5 должны смазываться консистентной смазкой. Стабильная 

температура корпуса подшипника не должна превышать 82 °C (180 °F) при условии, 

что  температура  окружающей  среды  не  превышает  43 °C  (110 °F).  Используемые 

консистентные смазки должны подходить для работы при этой температуре. 

9.3.12.5 

Торцевые уплотнения обычно не используются в насосах в VS4 и VS5, 

если только они не требуются по нормам безопасности или для работы в условиях 

закрытой дренажной системы.  

9.3.12.6 

Насос  должен  оснащаться  подъемными  проушинами  для  подъема 

насосного агрегата в сборе, включая привод. 

9.3.12.7 

Нагнетательный  патрубок  и  опорная  плита  должны  проектироваться  в 

соответствии с 6.3.3. Если насос устанавливается в емкости, то патрубок емкости для 

монтажа  насоса  должен  быть  рассчитан  так,  чтобы  выдерживать  максимальные 

допустимые нагрузки на патрубки насоса. См. допустимые нагрузки на патрубки в 6.5.  

9.3.12.8 

Для  работы  в  условиях  закрытых  систем,  уплотнения  опорных  плит 

насосов должны быть герметичными для паров продукта. Конструкция и монтаж таких 

плит должны быть согласованы между заказчиком и поставщиком. 

9.3.12.9 

Торцевые  уплотнения,  если  поставляются,  должны  размещаться  в 

верхнем  корпусе  насоса  для  герметизации  паров  продукта  в  приемном  резервуаре 

или емкости. Торцевые уплотнения в насосах VS4 и VS5 обычно герметизируют газы 

(пары  перекачиваемой  среды);  однако  они  должны  проектироваться  для  работы  в 

155 

жидкости  на  случай  переполнения  приемного  резервуара  или  емкости.  Камера 

уплотнения должна иметь линию выпуска в верхней точке.  

9.3.12.10 

В  насосах  VS4  и  VS5  допускается  использовать  лопатки  на  задней 

поверхности  основного  диска  рабочего  колеса  в  качестве  динамического 

уплотнения,  вместо  щелевых  уплотнительных  колец,  с  целью  снижения  перетоков 

позади рабочего колеса.  

9.3.12.11 

В  насосах  VS4  и  VS5  обычно  используются  соединительные  муфты 

валов  насоса  и  привода  без  проставки.  Полумуфты  должны  быть  со  скользящими 

посадками  на  валу.  Полумуфты  и  их  шпонки  должны  крепиться  к  валу  с 

использованием установочных винтов, для облегчения заключительной регулировки 

положения полумуфты.  

9.3.13 

Вертикальные 

полупогружные 

двухкорпусные 

насосы 

с 

направляющими  аппаратами  (тип  VS6)  и  со  спиральными  отводами  (тип 

VS7)  

9.3.13.1 

К  деталям,  работающим  под  давлением  в  насосах  VS6  относятся: 

напорный корпус и наружный корпус (стакан). К деталям, работающим под давлением 

в насосах VS7 относятся: напорный корпус с напорным патрубком, верхняя опорная 

плита, а также наружный корпус (стакан). 

9.3.13.2 

Если  оговорено  договором,  корпуса  секций  («чаши»)  и  труба  колонны 

насоса  должны  подвергаться  гидравлическим  испытаниям  с  давлением 

испытательной  жидкости,  как  минимум,  в  1,5  раза  превышающим  максимальное 

дифференциальное  давление,  развиваемое  насосом.  Гидравлические  испытания 

должны проводиться в соответствии с требованиями 8.3.2.  

9.3.13.3 

Возможность  полного  заполнения  наружного  корпуса  («стакана») 

должна быть обеспечена путем наличия линии выпуска в его верхней точке. 

9.3.13.4 

Должна быть обеспечена возможность полного заполнения внутренней 

полости насоса путем наличия линии выпуска в камере торцевого уплотнения или в 

трубопроводной обвязке камеры торцевого уплотнения. 

9.3.13.5 

Если  оговорено  договором,  наружный  приемный  корпус  («стакан») 

должен иметь дренажную трубу, выходящую на поверхность. 

9.3.13.6 

Секции  колонн  насосов  всех  типоразмеров  должны  использовать 

цельные  крестообразные  опоры  («пауки»)  для  стационарных  щелевых  втулок,  с 

посадкой в корпусе по направляющим выточкам. 

● 

● 

156 

10 

Информация, предоставляемая поставщиком 

10.1 

Общие положения 

10.1.1 

Поставщик  должен  предоставить  заказчику  информацию,  указанную  в 

10.2 и 10.3.  

10.1.2 

Общие  данные  о  поставщике  должны  быть  представлены  на  всех 

пересылаемых  и  сопроводительных  письмах,  на  титульных  листах,  на  титульных 

надписях или в других заметных местах на чертежах, и должны включать следующие 

данные: 

название заказчика / конечного пользователя оборудования; 

номер заказа / проекта; 

номер технологической позиции и назначение оборудования; 

номер заказа или запроса заказчика; 

любую  другую  идентификацию,  установленную  в  заказе  или  запросе 

заказчика; 

идентификационный  номер  предложения  поставщика,  заводской  номер 

заказа,  серийный  номер  или  любую  другую  ссылку,  позволяющую  однозначно 

идентифицировать документацию и переписку. 

10.1.3 

Если требуется заказчиком, то в течение четырех – шести недель после 

размещения  заказа  должно  быть  проведено  координационное  совещание, 

предпочтительно  на  предприятии  поставщика.  Если  заказчиком  не  требуется  иное, 

поставщик должен подготовить и разослать повестку дня этого совещания, которая 

должна включать, как минимум, обсуждение следующих вопросов: 

договор на поставку, объем поставки, разделение ответственности и вопросы, 

связанные с субпоставщиками; 

опросные листы; 

применимые  технические  требования  и  предварительно  согласованные 

исключения; 

графики передачи информации, сдачи продукции и проведения испытаний; 

программа и процедуры обеспечения качества; 

инспекции, доставка и испытания; 

схемы и спецификации для вспомогательных систем; 

взаимное  расположение  оборудования,  трубопроводов  и  вспомогательных 

систем; 

● 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..