ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 63

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  61  62  63  64   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 63

 

 

 

издания,  упразднена  автономия  университетов.  Начальные  школы  передавались  церковному 

ведомству — Синоду. 

В  этих  мероприятиях  проявилась  идея  «официальной  народности»  времен  Николая  I  — 

лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. 

Новые  официальные  идеологи  К.П.  Победоно­сцев  (обер-прокурор  Синода),  М.Н.  Катков 

(редактор  «Московских  ведомостей»),  князь  В.  Мещерский  (издатель  газеты  «Гражданин») 

опустили  в  старой  формуле  «Православие,  самодержавие  и  народ»  слово  «народ»  как 

«опасное»;  они  проповедовали  смирение  его  духа  перед  самодержавием  и  церковью.  На 

практике  новая  политика  вылилась  в  попытку  укрепления  государства  путем  опоры  на 

традиционно  верное  престолу  дворянское  сословие.  Административные  меры  подкреплялись 

экономической поддержкой помещичьих хозяйств. 

20 октября 1894 г. в Крыму от острого воспаления почек внезапно скончался 49-летний 

Александр III. На императорский престол вступил Николай II. 

В январе 1895 г. на первой встрече представителей дворян, верхушки земств, городов и 

казачьих войск с новым царем Николай II заявил о готовности «охранять начала самодержавия 

так  же  твердо  и  неуклонно,  как  охранял»  его  отец.  В  эти  годы  в  управление  государством 

нередко вмешивались представители царской фамилии, которая к началу ХХ века насчитывала 

до  60  членов.  Большинство  Великих  князей  занимали  важные  административные  и  военные 

посты. Особенно большое влияние на политику оказывали дяди царя, братья Александра III — 

Великие  князья  Владимир,  Алексей,  Сергей  и  двоюродные  дяди  Николай  Николаевич, 

Александр Михайлович. 

 

 

Контрольные даты 

 

1855 -

1881 гг. Царствование Александра II 

1856 –

1882гг. Деятельность А.М.Горчакова на посту министра иностранных дел 

1856 г. 30 марта Произнесение Александром II речи перед предводителями московского 

дворянства о необходимости отмены крепостного права 

1856  г.  26  августа  •

Ма

ни

   

 

 

 

 

 

ссылки. 

На

ча

л

о

 к

о

мме

р

че

с

к

о

г

о

 па

р

о

х

о

дс

т

в

а

 на

 Ч

 

 

1857  г.  3  января  Начало  работы  Особого  секретного  комитета  по  безотлагательной 

выработке плана постепенного освобождения крестьян 

1857 г. сентябрь •

Вв

е

де

ние

 уме

р

е

нно

-

либерального таможенного тарифа. 

Пр

е

к

р

а

ще

ние

 р

а

з

ме

на

 к

р

е

дит

ны  

   

 

 

Лик

в

ида

ция

 в

о

е

нных

 по

с

е

л

е

ний.

 

Пр

иня

т

ие  закона  о  принудительном  устройстве  бедной  шляхты,  не  утвержденной  в 

дворянском звании, в сословие государственных крестьян или городских обывателей. 

Ос

но

в

а

ние

 в

 На

р

в

е

 Кр

е

нг

о

л

ь

мс

к

о

й ма

нуфа

к

 

По

л

уче

ние

  к

о

нце

с

с

ии 

 

 

 

ийских  железных 

дорог». 

Учр

е

 

 

 

   

 

 

 

морские рейсы между Одессой, побережьем Крыма, Поти и Трапезундом. 

Кр

е

с

 

   

   

 

 

 

Саратовской и др. губерниях 

1857  г.  20  ноября  и  5  декабря  Рескрипты  императора  виленскому  и  петербургскому 

генерал-губернаторам об открытии губернских комитетов по крестьянскому делу: официальное 

начало проведения крестьянской реформы 

1858 –

1859 гг. Проведение десятой ревизии 

1858  г.  8  января  Преобразование  Особого  секретного  комитета  в  Главный  комитет  по 

крестьянскому делу 

1858 г. 2 марта Указ о запрещении помещикам переводить крестьян в дворовые 

 

1858 г. •

Ус

т

а

но

в

л

е

ние

 е

дино

о

бр

а

з

но

г

о

 по

чт

о

 

 

Во

л

не

ния  крестьян  в  Петербургской,  Нижегородской,  Самарской,  Подольской, 

Саратовской, Калужской, Рязанской, Тульской и др. губерниях. 

1859  г.  17  февраля  Учреждение  редакционных  комиссий  для  разработки  проекта 

положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости 

1859  г.  4  марта  Начало  работы  редакционных  комиссий  под  председательством  Я.И. 

Ростовцева для выработки положений о крестьянах 

1859 г. март •

Учр

е

 

 

 

 

 

 

 

 

разработки законопроекта о «хозяйственно-распорядительном управлении в уезде». 

Учр

е

жде

ние

 к

о

мис

с

ии по

 пе

 

 

   

 

Пе

р

в

ые

 о

пыт

ы в

ыпл

 

   

   

 

 

 

1860 г. 31 мая Учреждение Государственного банка «для оживления промышленности и 

торговли» 

1860 г. 10 октября Окончание работ редакционных комиссий по выработке положения о 

крестьянах,  выходящих  из  крепостной  зависимости.  Передача  проекта  в  Главный  комитет  по 

крестьянскому делу 

1860 г. 26 октября Принятие закона об отмене системы винных откупов и введении с 1 

января 1863 г. акцизной системы питейных сборов 

1861  г.  28 января  Начало  рассмотрения  в  Государственном  совете  проекта  положения  о 

крестьянах 

1861 г. 19 февраля Подписание Александром II «Положения о крестьянах, вышедших из 

крепостной зависимости» 

1861 г. 5 марта Опубликование Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным 

людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» 

1861 г. апрель Крестьянские волнения в с. Кандеевка Пензенской губернии и в с. Бездна 

Казанской губернии в ответ на реформу 19 февраля и вооруженное подавление восстаний 

1861 г. 12 ноября •

Уч

р

е

жде

ние

 Со

в

е

т

а

 минис

т

р

о

в

.

 

1862 г. •

Пр

о

в

е

де

ние

 р

е

фо

р

мы в

о

е

нно

г

о

 упр

а

в

л

е

ния

 

Пе

р

в

о

е

 опубл

ик

о

в

а

ние

 г

о

с

уда

р

с

т

в

е

 

 

 

1862 г. 12 мая Принятие «Временных правил о печати» 

1863  г  1  марта  Указ  о  прекращении  обязательных  отношений  крестьян  к  помещикам 

Северо-Западного края 

1863 г. 17 апреля Утверждение Александром II Указа об отмене телесных наказаний по 

суду (кроме крестьян, штрафных солдат, ссыльных и приговоренных к каторге) 

1863  г.  14  мая  Начало  проведения  реформы  военного  образования:  уничтожение 

кадетских корпусов и создание специальных военных училищ и военных гимназий 

1863  г.  18  июня  Принятие  Университетского  устава:  восстановление  автономии 

профессорской коллегии 

1863  г.  26  июня  Издание  Положения  о  поземельном  устройстве  удельных  крестьян, 

предусматривавшего выкуп их наделов в рассрочку 

1863 г. 30 июня Указ о прекращении обязательных отношений крестьян к помещикам в 

Юго-Западном крае 

1863 г. •

Вв

е

де

ние

 а

к

циз

а

 на

 в

о

дк

у

 

1864  г.  1  января  Утверждение  Александром  II  «Положения  о  губернских  и  уездных 

земских учреждениях», разработанного комиссией П.А. Валуева 

1864  г.  19  февраля  Указы  об  административном  и  поземельном  устройстве  крестьян  в 

Польше:  предоставление  крестьянам  в  собственность  земли  и  инвентаря,  создание  мелкой 

сельской единицы — «гмины» 

1864 г. 23 марта Указ о насаждении русского землевладения в Западном крае 

1864 г. 14 июня Издание «Положения о начальных народных училищах» 
1864 

г. 13 октября Указ о проведении крестьянской реформы в Тифлисской губернии 

1864  г.  19  ноября  Утверждение  Устава  гимназий  и  прогимназий:  введение  платы  за 

обучение, создание гимназий двух типов —классических и реальных 

 

1864 г. 20 ноября •

Ут

в

е

р

жде

ние

 «Но

в

ых

 

судебных уставов». Издание Указа о судебной 

реформе: замена сословного суда бессословным, гласным, открытым и состязательным. 

Учр

е

 

   

 

 

 

 

 

банка 

1865 г. 6 апреля •

Пр

иня

т

ие

 «Вр

е

ме

нных

 пр

а

вил по делам печати». 

На

ча

л

о

 пр

о

в

е

де

ния

 в

о

е

нно

-

судебной реформы 

1865 г. конец апреля 

1865 г. •

Пе

р

в

ый к

упе

че

с

к

ий с

ъе

з

д в

 Мо

с

к

в

е

.

 

1866 г. •

Пе

р

в

о

е

 о

публ

ик

о

в

а

ние

 о

т

 

 

 

Из

ъя

т

ие

 из

 в

е

де

ния

 о

к

р

ужных

 с

 

 

 

лам печати и передача его 

судебным палатам 

1866  г.  18  января  Принятие  закона  об  административном  устройстве  государственных 

крестьян 

1866 г. апрель Назначение графа Д.А. Толстого министром народного просвещения 

1866  г.  21  ноября  Принятие  закона  об  ограничении  права  земских  собраний  облагать 

налогами торговые и промышленные предприятия 

1866 г. 24 ноября Издание Положения о государственных крестьянах 

1867 г. 16 мая •

Ук

а

з

   

 

 

 

     

 

губерниях: замена оброчной подати выкупными платежами. 

Ос

но

в

а

ние

 к

упцо

м Ме

щ

 

 

   

 

1868  г.  23  июня  •

Ра

з

р

е

 

 

   

 

 

   

 

машин. 

1870 г. 16 июня •

Ут

в

е

р

жде

ни 

 

 

 

 

одских 

дум всесословными. 

Пе

р

в

ый Вс

е

р

о

с

с

ийс

к

ий с

ъе

з

д фа

бр

ик

   

 

1870  г.  6  июля  Издание  циркуляра  о  мерах  предупреждения  забастовок:  разрешение 

губернаторам высылать зачинщиков в отдаленные губернии 

1871  г. 

Ос

уще

с

т

в

л

е

ние

  шк

о

л

ь

но

й  «к

о

нт

р

р

е

ф

ормы»  министром  просвещения  Д.А. 

Толстым: принятие нового гимназического устава, упразднение реальных гимназий и создание 

реальных училищ. 

1873 –

1877 гг. Промышленный кризис и депрессия 

1874 г. 1 января Начало военной реформы: принятие Устава о воинской повинности 

1874  г.  25  мая  •

Пр

ин

 

 

   

 

 

 

расформирование училищных советов. 

1877 –

1878 гг. Русско-турецкая война 

1878 г. 19 (31) января Подписание Адрианопольского перемирия России с Турцией 

19 февраля (3 марта) Подписание Сан-Стефанского предварительного мирного договора 

России с Турцией: предоставление автономии Болгарии, Боснии и Герцеговине, независимости 

Сербии,  Черногории  и  Румынии.  Присоединение  к  России  Южной  Бесарабии,  крепостей 

Ардаган, Карс, Батум, Баязет с Алашкертской долиной. 

1878  г.  1  (13)  июля  Заключение  Берлинского  трактата  державами  —  участницами 

конгресса: признание присоединения к России устья Дуная, крепостей Ардаган, Каре, Батум с 

округами 

1879 г. конец марта–начало апреля Первый съезд земских деятелей в Москве 

1880 г. •

От

ме  

 

 

 

 

 

   

 

для машиностроения и железных дорог. 

От

ме

на

 на

л

о

г

а

 на

 с

о

л

ь

 

1880  г.  12  февраля  –  6  августа  Деятельность  Верховной  распорядительной  комиссии  по 

охранению  государственного  порядка  и  общественного  спокойствия  под  руководством  графа 

М.Т. Лорис-Меликова 

1880 г. 6 августа Упразднение III Отделения. Образование департамента государственной 

полиции министерства внутренних дел 

1880 –

1886 гг. Постройка Закаспийской железной дороги 

1881 г. 1 марта Убийство Александра II народовольцем Гриневицким 

 

1881 –

1894 гг. Царствование Александра III 

1881 г. апрель Начало волны еврейских погромов на Украине, в Белоруссии, Польше 

1881 г. 29 апреля Издание манифеста Александра III о незыблемости самодержавия 

1881 г. 30 апреля Отставка министра внутренних дел графа М.Т. Лорис-Меликова 

1881 г. 14 августа Издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и 

общественного спокойствия», разработанного новым министром внутренних дел графом Н.П. 

Игнатьевым: по решению правительства любая местность могла быть объявлена на положении 

усиленной или чрезвычайной охраны 

1881 г. 28 декабря •

Ук

а

з

ы   

 

 

   

 

 

 

крестьянских наделов. 

По

с

т

р

о

йк

а

 

первой в России электрической станции 

1882 –

1886 гг. Промышленный кризис в России 

1882  г.  З  мая  Издание  временных  правил  о  запрещении  евреям  селиться  вне  городов  и 

местечек даже в пределах «черты оседлости» и о запрещении евреям приобретать имущество в 

сельских местностях 

1882 г. 18 мая •

Ук

а

з

 о

 по

с

т

е

пе

 

 

 

 

 

 

Учр

е

жде

ние

 Кр

е

с

т

ь

я

нс

к

о

г

о

 по

з

е

ме

л

ь

но

г

о

 ба

н

 

1882 г. 30 мая Назначение Д.А. Толстого министром внутренних дел 

1882 г. 1 июня Закон об ограничении использования труда малолетних в промышленных 

предприятиях. Учреждение фабричной инспекции для наблюдения за выполнением фабричного 

законодательства 

1882 г. 27 августа •

Пр

ин

 

 

   

 

 

 

министерств  просвещения,  внутренних  дел,  юстиции  и  Синода  права  закрывать  газеты  и 

журналы «вредного направления». 

1884  г.  12  июня  Принятие  закона  о  школьном  обучении  малолетних,  работающих  на 

фабриках 

1884  г.  23  августа  Утверждение  нового  Университетского  устава,  выработанного  при 

участии Толстого: полное уничтожение университетской автономии 

1885 г. 3 нюня •

Учр

е

жде

ние

 Дв

о

р

я

нс

к

о

г

о

 з

е

ме

л

ь

н  

 

Из

да  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промышленных предприятиях 

1885  г.  •

От

к

р

ыт

ие

  Ек

а

т

е

р

ининс

к

о

й  же

л

е

з

 

линии,  связавшей  угольные 

шахты Донецка и рудное месторождение в Криворожье 

1886 г. 18 марта •

Пр

иня

т

ие

 з

а

к

о  

 

 

 

 

 

Ус

т

а

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднюю Азию и Персию 

1886 

г. 3 июня Принятие Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности: 

установление регламентации системы налагаемых на рабочих штрафов 

1886 г. 12 нюня •

Из

да  

   

 

 

 

 

 

составление «договорного листа», своего рода крепостного акта. 

1887 г. 1 января Окончательное прекращение взимания подушной подати 

1887 г. весна Заключение соглашения о российских займах во Франции 

1887 г. 18 июня •

Из

да  

 

 

 

 

 

   

недопущении в гимназии «кухаркиных детей». 

1889  – 

1894 гг. Проведение конверсии государственных займов: обмен государственных 

процентных бумаг на новые обязательства и снижение размеров процента с 5—5,5 до 4 

1889 г. 7 июня Принятие закона «Об изменении порядка производства дел по некоторым 

преступлениям»: ограничение прав суда присяжных 

1889 г. 12 июля 

√ •

 

  

 

 

 

 

административную  и  судебную  власть,  и  закона  о  добровольном  переселении  на  казенные 

земли. 

1890 г. 12 июня •

Пр

иня  

   

   

 

 

 

1891 –

1892 гг. Голод в перенаселенных плодородных губерниях Европейской России 

1891 г. 1 мая Закон о передаче школьной грамоты в ведение Синода 

 

10 

1891 г. 11 июня Принятие покровительственного таможенного тарифа 
1891 –

1905 гг. Строительство Сибирской железнодорожной магистрали 

1892 г. 11 июня Принятие «Городового положения»: лишение избирательных прав мелких 

торговцев и приказчиков 

1893 г. Таможенная «война» между Россией и Германией 

1893 г. 14 декабря Принятие закона о неотчуждаемости крестьянских наделов, формально 

запретившего выход крестьян из общины без ее согласия 

1894 г. •

 Вв

е

де

ние

 г

о

с

уда

р

с

т

в

е

нно

й в

инной м

 

1894 г. 20 октября Смерть императора Александра III 
 
 

Основные термины и понятия 

Бюрократизация  -  усиление  влияния  слоя  чиновников  различных  звеньев 

государственного аппарата. 

Временнообязанные  крестьяне  –  бывшие  крепостные,  освобожденные  в  1861  г.  и  не 

переведенные на выкуп, которые несли повинности за пользование землей. 

Земства  –  выборные  органы  местного  самоуправления  в  России,  введенные  в  1864  г., 

функциями  которых  были:  строительство  и  содержание  местных  дорог,  школ,  больниц  и 

богаделен,  организация  помощи  населению  в  неурожайные  годы,  агрономической  помощи  и 

помощи в сборе статистических сведений. 

Издольщина - вид аренды земли, при которой арендная плата вносится частью урожая. 

Испольщина  –  вид  аренды  земли,  при  которой  арендная  плата  вносится  половиной 

урожая. 

Многоукладность  экономики  –  одновременное  существование  нескольких  секторов 

экономики  страны,  особых  типов  хозяйства,  в  основе  которых  лежат  различные  формы 

собственности и организации производства. 

Отработки – работа крестьян в России после отмены крепостного права в помещичьих 

хозяйствах со своими орудиями труда за взятую в аренду землю или полученную ссуду. 

Отрезки  –  часть  находившихся  в  пользовании  крестьян  земель,  отрезанных  после 

реформы 1861 г. в пользу помещиков, если крестьянский надел превышал предельную норму, 

установленную Положениями. 

Цензура  –  система  государственного  надзора  за  печатью  и  средствами  массовой 

информации. 

 

Судебная реформа 

Новые судебные уставы коренным образом перестраивали судебную систему и процедуру 

отправления  правосудия.  Дореформенные  суды  не  нуждались  в  судьях-профессионалах.  Так 

как  правосудие  вершилось  негласно  и  состояло  в  основном  только  из  рассмотрения 

письменных  актов,  то  от  судьи  не  требовалось  хорошего  знания  уголовного  и  гражданского 

процесса. Для решения дела по существу ему не нужно было разбираться в законодательстве: 

это  требовалось  только  от  секретаря,  на  котором  лежала  обязанность  верно  указывать 

необходимые статьи закона судьям. До 1864 г. фактически все правосудие могло находиться в 

руках  секретаря.

1

 

Тогда  как  Судебные  уставы  1864  г.  перенесли  центр  тяжести  судебной 

деятельности  на  судей.  Состязательный  и  устный  процесс  требует  от  судьи  отлично  знать 

законы, следить за четким соблюдением процедуры судопроизводства, быть способным быстро 

и  законно  реагировать  на  ходатайства  и  протесты  сторон,  анализировать  факты  и  принимать 

решения на основе правовых норм.  

Судебные  Уставы  четко  распределили  обязанности  в  судебной  процедуре  между 

различными  должностными  лицами.  Кроме  членов  окружных  судов,  при  данных  судебных 

местах  состояли:  1)  судебные  следователи,  проводившие  предварительное  расследование;  2) 

чины прокурорского надзора (прокуроры и его товарищи), контролировавшие  предварительное 

расследование,  поддерживающие  обвинение  в  суде  и  наблюдающие  за  производством  дел  в 

                                                 

1

 

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1. С. 205. 

 

11 

съездах  мировых  судей;  3)  присяжные  поверенные,  осуществляющие  защиту  и 

представительство; 4) судебные приставы, отвечающие за приведение судебных приговоров и 

решений  в  действие;  5)  нотариусы,  закрепляющие  юридически  гражданские  права 

(удостоверение  сделок,  оформление  наследственных  прав  и  др.);  6)  должностные  лица  по 

канцелярии  -  секретари  и  их  помощники.  Все  эти  должностные  лица,  кроме  судебных 

следователей  и  нотариусов,  состояли  при  судах  второй  инстанции  -  судебных  палатах. 

Мировые  судьи  осуществляли  правосудие  в  местных  судах.  При  съезде  мировых  судей, 

являвшемся второй инстанцией, также состояли судебные приставы и секретари. 

Закон  устанавливал  для  желающих  занять  все  эти  должности  ряд  общих  требований.  К 

судебной службе допускались только русские подданные мужского пола, достигшие 16-летнего 

возраста,  но  право  отправлять  судейскую  должность  наступала  с  наступлением  25-летнего 

возраста.  

Общими были требования и в отношении так называемого нравственного ценза. К службе 

по  судебному  ведомству  не  допускались  совершившие  уголовное  преступление,  а  так  же 

исключенные  сословным  приговором  из  среды  крестьянских  и  мещанских  обществ  или  из 

дворянских собраний, объявленные несостоятельными должниками или стоящие под опекой за 

расточительство.  Более  того,  согласно  указа  Сената,  до  службы  не  допускались  те,  кто  был 

оставлен  старыми  судами  в  подозрении.

2

 

Правительство  отказалось  от  сословного  ценза, 

имевшего место в дореформенный период. Также, по закону не имели значения национальность 

и  вероисповедание.  Вводился  и  приобретал  большое  значение  образовательный  ценз.  Самый 

высокий  ценз  был  установлен  для  присяжных  поверенных.  Ими  могли  стать  только  лица  с 

высшим  юридическим  образованием.  На  должности  председателей,  их  товарищей,  членов 

судебных  мест,  судебных  следователей,  чинов  прокурорского  надзора,  секретарей  и  их 

помощников предусматривалось назначать только лиц с аттестатами университетов или других 

высших  учебных  заведений  об  окончании  курса  юридических  наук.  Но  допускалось 

исключение:  разрешалось  принимать  на  эти  должности  лиц  «доказавших  на  службе  свои 

познания по судебной части», т.е. требование юридического образования не было абсолютным. 

Эта оговорка была введена как временная, из-за боязни не найти достаточное количество лиц с 

юридическим образованием. 

Для  мировых  судей  образовательный  ценз  был  ниже:  среднее  (не  обязательно 

юридическое) образование. Оно заменялось службой в течение 3 лет на таких должностях, «при 

исправлении которых можно приобрести практические сведения в производстве судебных дел». 

Более низкие требования к мировым судьям объяснялись тем, что от них ждали отправления 

правосудия  не  столько  по  законам,  сколько  по  народным  обычаям.  Но  для  замещения 

должности нотариуса необходимо было выдержать экзамен в знании законов, необходимых для 

этой  работы.  Новым  было  понятие  «ценз  опытности»,  т.е.  определенный  стаж  работы  по 

судебному  ведомству.  Он  был  необходим  для  занятия  должности  председателя,  товарища 

председателя, члена суда, судебного следователя, любой должности по прокурорскому надзору. 

Он также требовался для вступления в корпорацию присяжных поверенных. 

Закон  предусматривал  такой  порядок,  по  которому  занятие  высших  должностей  (без 

определенного  срока  службы  на  низших)  было  невозможно.  Для  приобретения 

первоначального  опыта  создавался  институт  кандидатов  на  судебные  должности.  Он 

предназначался  для  молодых  людей,  имевших  высшее  юридическое  образование,  но  не 

обладавших опытом работы. Кандидаты прикреплялись к судебным местам для ознакомления с 

их  работой,  что  выражалось  в  обязательном  посещении  судебных  заседаний,  а  также  в 

выполнении  различных  поручений  прокуроров  и  судей.  Закон  дозволял  поручать  кандидатам 

выполнение  функций  судебных  следователей  и  присяжных  поверенных,  если  таковых  не 

хватало. Кандидаты считались находившимися на государственной службе, но жалование они 

не  получали.  Первоначальный  опыт  мог  быть  накоплен  и  в  должности  секретаря  или  его 

помощника, для занятия этой должности стаж не требовался. 

                                                 

2

 

Оставленный  в  подозрении  -  особый  способ  разрешения  уголовного  дела,  применяемый 

дореформенными  судами  и  не  имеющий  аналогов  в  современной  правовой  практике:  человек  не  объявлялся 

виновным и не приговаривался к наказанию, но и его невинность также не признавалась. 

 

12 

Имущественный ценз был установлен только для мировых судей, но довольно высокий 

в  два  раза  выше,  чем  для  земских  гласных.  Для  занятия  места  судебного  пристава  или 

нотариуса  требовалось  внести  залог,  на  случай  если  данные  должностные  лица  своими 

неправильными действиями нанесут кому-либо ущерб. Для судебных приставов он составлял 

600  р.  серебром,  для  нотариусов  -  от  2  до  10  тыс.  р.  Имущественный  ценз  был  введен  для 

мировых судей ввиду особого порядка определения на эту должность. 

Резко менялось материальное положение служителей Фемиды. Чтобы обеспечить приток 

в судебное ведомство способных и образованных людей, а так же оградить их от соблазна брать 

взятки  (или,  по  крайней  мере,  не  ставить  в  такую  необходимость),  министр  юстиции  Д.Н. 

Замятнин

3

 

добился  назначения  довольно  высоких  окладов  судебным  служащим.  У 

председателя судебной палаты жалование составляло 6 тыс. руб. в год, у члена палаты - 3,5 тыс. 

р.,  у  председателя  окружного  суда  -  4,5  тыс.  р.,  у  члена  суда  -  2,2  тыс.  р.,  у  судебного 

следователя - 1,5 тыс. р., прокурора окружного суда - 3,5 тыс. р., его товарища - 2 тыс. р., у 

судебного  пристава  -  600  р.  Для  сравнения  можно  обратиться  к  суммам,  выплачиваемым  в 

старых судах. Судья в уездном суде получал от 500 до 706 р. в год, заседатель от дворян - 343 

р., от поселян - от 25 до 100 р. в год, заседатель от дворян - 343 р., от поселян - от 25 до 100 р., 

заседатель палаты уголовного суда - 431 р. 11 коп., а ее председатель - 1724 р. 40 коп. Не лучше 

было  положение  чинов  прокуратуры:  жалование  губернского  стряпчего  составляло  538  р.  51 

коп.  Нотариусам  и  присяжным  поверенным  жалования  от  казны  не  назначалось,  но  они 

получали  вознаграждение  от  клиентов  за  оказанные  услуги.  Размер  жалования  судебного 

чиновника не зависел от разряда суда, в котором он служил.

4

 

Однако  в  данном  вопросе  правительство  оказалось  не  совсем  последовательным: 

содержание  мировых  судей  возлагалось  на  земства.  Был  установлен  минимальный  размер 

жалования для участковых мировых судей - 1500 р. в год, земствам было предоставлено право 

поднимать  его,  но  не  свыше  2200  р.  Фактически  государство  дало  в  руки  земским  деятелям 

способ  давления  на  мировых  судей,  хотя  нет  оснований  утверждать,  что  земства  активно 

использовали  эту  возможность.  Правительство  не  сочло  нужным  повышать  оклады  в 

дальнейшем в связи с инфляцией. 

В механизме подбора лиц на судебные должности сочетались два способа: выборный и по 

назначению власти. В подборе служащих в общие судебные места (окружные суды и судебные 

палаты)  выборное  начало  играло  вспомогательную  роль.  Председатели,  их  товарищи,  члены 

судебных  палат  и  окружных  судов,  в  том  числе  и  судебные  следователи,  назначались 

высочайшей властью по представлению министерства юстиции. Но статья закон предполагал, 

что  в  случае  открытия  вакансии  на  эти  должности,  должно  было  состояться  общее  собрание 

суда,  на  котором  кандидатура  на  должность  выбиралась  из  лиц,  удовлетворяющих  всем 

требованиям.  Затем  министр  предоставлял  избранную  кандидатуру  императору,  при  этом  он 

имел право предоставлять и других лиц. Инициатива с мест предполагалась и при подборе лиц 

прокурорского  надзора:  товарищи  прокуроров  окружных  судов  определялись  министром 

юстиции  по  представлению  прокурора  судебной  палаты.  Все  остальные  чины  прокурорского 

надзора назначались императором по представлению министра юстиции. Судебные приставы, 

секретари  и  их  помощники  определялись  председателями  тех  мест,  где  они  служили. 

Нотариусы отбирались из лиц, желающих занять эту должность путем экзамена при окружном 

суде, и затем утверждались председателями судебных палат. 
                                                 

3

 

Замятнин  Дмитрий  Николаевич  (1805-1881)-  В  1823  г.  окончил  Царскосельский  лицей  с  серебряной 

медалью и поступил на службу в Комиссию по составлению законов, возглавляемую М.М.Сперанским. В 1840 г. 

назначен  герольдмейстером,  в 1849  г.  - исполняющим  должность обер-прокурора 2-го  департамента  Сената,  а  в 

июле  1852  г.  стал  сенатором  и  обер-прокурором  2-го  департамента.  С  1858  г.  -  товарищ  министра  юстиции, 

управлял министерством ввиду назначения В.Н.Панина председателем Редакционных комиссий. В 1862 г. после 

отставки Панина назначен  управляющим Министерством юстиции, а с 1 января 1864 г. утвержден в должности 

министра.  В  1867  г.  был  вынужден  уйти  в  отставку,  одновременно  назначен  членом  Госсовета:  в  1881-1882  гг. 

являлся председателем департамента гражданских и духовных дел. 

4

 

При введении реформы было решено ввести суды различных разрядов: 1 - для столичных городов, 2 - для 

губернских  городов,  в  тех  губерниях,  где  был  один  суд,  3  -  для  тех  губернских  городов,  где  в  губернии  было 

несколько  судов,  4  -  для  судов,  расположенных  в  уездных  городах.  Все  они  отличались  только  количеством 

служащих, но объем их подсудности и порядок судопроизводства был везде одинаковый. 

 

13 

При  определении  лиц  на  должности  мировых  судей  выборы  играли  гораздо  более 

значимую роль. Эти судьи избирались уездными земскими собраниями, а затем утверждались 

Правительствующим  Сенатом.  Контроль  и  участие  государственных  органов  был 

минимальным,  поэтому  круг  кандидатов  в  мировые  судьи  был  ограничен  имущественным 

цензом.  Только  состав  присяжных  поверенных  формировался  без  участия  государственных 

органов.  Желающие  вступить  в  это  сословие  подавали  прошения  в  совет  присяжных 

поверенных, который и принимал решение.  

Формирование первоначального состава судебных учреждений должно было идти особым 

путем.  Принятое  19  ноября  1865  г.  Положение  о  введении  в  действие  Судебных  Уставов 

регламентировало ряд вопросов введения в действие судебной реформы. В отношении создания 

первого  состава  мировых  судей  вопрос  решался  просто:  они  просто  выбирались  земствами  и 

думами в порядке, предусмотренном законом. Положение только более детально регулировало 

порядок  составления  списков  лиц,  имеющих  право  баллотироваться  на  эту  должность.  Для 

формирования первоначального состава сословия присяжных поверенных привлекались старые 

судебные органы: из их представителей создавались специальные комиссии, рассматривающие 

прошения  желающих  вступить  в  сословие.  Затем,  список  лиц,  признанных  комиссией 

достойными,  утверждался  министром  юстиции.  Для  подбора  состава  общих  судебных  мест 

старые судебные места не привлекались. Статья 7 Положения представляла министру юстиции 

право  выбирать  самому  лиц  на  должность  председателей,  их  товарищей  и  членов  судебных 

палат и окружных судов, а также на должности судебных следователей. Это было разумно, т.к. 

работники  старых  судов,  не  имея  ни  малейшего  опыта  работы  по  новым  процессуальным 

правилам,  не  могли  представлять  тех  критериев,  которым  должен  соответствовать  человек, 

способный  воплотить  принципы  судебной  реформы  на  практике.  Во-первых,  лиц  с  высшим 

юридическим образованием было не так много в стране. Всего в министерстве юстиции в 1864 

г.  работало  617  человек  с  высшим  юридическим  образованием,  а  только  одних  судебных 

следователей  надо  было  назначить  192  человека,  а  чинов  магистратуры  в  окружные  суды  и 

палаты - 19413. Во-вторых, нельзя было брать опыт работы в старых судебных учреждениях в 

качестве  требуемого  стажа,  т.к.  стиль  работы  новых  и  старых  судов  резко  отличались. 

Образование  не  могло  быть  единственным  эталоном,  т.к.  для  успешной  работы  в  суде  не 

достаточно  только  хорошо  знать  уголовные  и  гражданские  законы  и  в  точности  соблюдать 

процедуру  судопроизводства.  Необходимо  иметь  особый  склад  ума,  уметь  логично  мыслить, 

быстро  принимать  решения.  Надо  владеть  некоторыми  человеческими  качествами:  уметь  не 

поддаваться чужому влиянию, отстаивать свое мнение и в тоже время быть человеколюбивым, 

способным  сострадать.  Но  самое главное  -  воспринимать  службу  по  судебному  ведомству  не 

просто  как  способ  зарабатывания  жалования,  а  как  служение  великому  делу  правосудия. 

Именно  таких  людей  старался  найти  в  новые  суды  министр  юстиции  Замятин.  Задача 

усложнялась  тем,  что  нельзя  было  допустить  ошибок:  все  члены  судебных  мест,  включая 

следователей, пользовались правом несменяемости.  

Первыми  были  сформированы  и  начали  работать  столичные  судебные  установления: 

Санкт-Петербургские - с 17 апреля 1866 г., Московские - с 23 апреля. В остальных губерниях, 

вошедших  в  округа  первых  двух  судебных  палат,  новые  суды  открылись  к  концу  года.  Все 

члены  Московской  судебной  палаты  и  Московского  окружного  суда  были  выбраны  из 

представителей  палат  гражданского  и  уголовного  суда,  а  также  чинов  Правительствующего 

Сената. Министерство юстиции не смогло сформировать весь персонал новых судов из лиц с 

высшим  юридическим  образованием,  среди  работников  судов  можно  было  встретить 

инженеров,  врачей,  священнослужителей.  Но  в  целом  принцип  подбора  по  образованию  был 

соблюден, большинство составляли лица с высшим образованием, а по закону было возможно 

назначение  на  все  должности  выпускников  кадетских  или  уездных  училищ.  Надо  также 

отметить,  что  на  должности  председателей  окружных  судов  и  прокуроров  назначались 

выпускники  университетов  или  училищ  правоведения.  Весьма  разумно  распределялись  более 

или  менее  образованные  по  различным  судам.  Судебные  чины  со  средним  образованием 

направлялись  в  основном  в  суды  2-го  разряда,  там,  где  штат  сотрудников  был  более 

многочисленным.  Но  в  каждом  суде  среди  судей,  следователей  и  прокурорского  надзора 

выпускники  университетов  составляли  большинство.  Это  прослеживалось  даже  при  подборе 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  61  62  63  64   ..