ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 61

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 61

 

 

 

Актер  А.С.Яковлев  (1773-1817  гг.)  работал  с  1794  г.  в  Петербургском  театре.  Он 

прославился  в  трагедиях  В.А.Озерова.  Ж.Расина.  Я.Б.Княжнина.  В  этом  театре 

просла­вился  комедийный  и  водевильный  актер  И.И.Сосницкий  (1794-1871  гг.).  Он  был 

первым  исполнителем  роли  Городничего  в  «Ревизоре»  Н.В.Гоголя.  Один  из 

основоположников русской школы сценического реализма А.Е.Мартынов (1816-1860гг.) в 

Александрийском  театре  выступал  в  водевилях,  пьесах  А.Н.Островского  (Тихон  - 

«Гроза»), И.С.Тургенева. 

Основоположник реализма в русском сценическом ис­кусстве, реформатор русского 

театра М.С.Щепкин (1788-1863 г.г.) до 1822 г. был крепостным. С 1805 г. он выступал на 

провинциальной,  а  с  1823  г.  и  на  московской  сцене,  с  1824  г.  -  в  Малом  театре.  Его 

друзьями  были  А.И.Герцен,  Н.В.Гоголь,  В.Г.Белинский,  Т.Г.Шевченко.  Он  во  многом 

определял идейные и художественные позиции Малого театра, требовал подчинения всего 

творческого  процесса  общей  идее,  овладения  актером  искусством  перевоплощения. 

М.С.Щепкин  прославился  в  ролях  Фамусова  («Горе  от  ума»  А.С.Грибоедова), 

Городничего  («Ревизор»  Н.В.Гоголя),  Кузовкина  («Нахлебник»  И.С.Тургенева).  На 

принципах  М.С.Щепкина  воспитывались  многие  поколения  мастеров  русской  сцены. 

Сценические и этические его принципы послужили основой системы К.С.Станиславского. 

Преследования царского режима, цензуры за демократические идеи привели к тому, 

что  театральные  труппы  на  сцене  представляли  в  основном  водевили.  В  водевилях 

прославилась  В.Н.  Асенкова  (1817-1841  гг.),  работавшая  с  1835  г.  в  Александрийском 

театре.  Она  была  первой  исполнительницей  ролей  Марии  Антоновны  («Ревизор»  Н.  В. 

Гоголя) и Софьи («Горе от ума» А.С. Грибоедова). 

Россия  стала  второй  родиной  для  первоклассных  европейских  артистов  балерин 

М.Тальони,  Ф.Эльслер,  оперной  певицы  М.П.  Виардо.  Итальянская  артистка  балета 

М.Тальони  (1804-1884  гг.)  выступала  в  1837-1842  гг.  в  Петербурге.  Она  ввела  танец  на 

пуантах, легкий воздушный костюм. Австрийская артистка балета Ф.Эльслер (1810-1884 

гг.)  в  1848-1851  гг.  выступала  в  России.  Она  была  ведущей  представительницей 

романтического балета. 

В России выступала французская певица (меццо-сопрано), композитор М.П.Виардо-

Гарсиа  (1821-1910  гг.).  Она  была  дочерью  испанского  певца  М.Гарсиа.  Славилась 

М.П.Виардо-Гарсиа  в  партиях  Фидес  («Пророк»  Д.Мейербера),  Орфея  («Орфей  и 

Эвридика» К.В.Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Д.Россини). Она была автором 

романсов, комических опер на либретто ее близкого друга И.С.Тургенева. 

Композиторы,  писатели,  художники  собирались  на  музыкальные  вечера  у 

А.А.Дельвига,  В.Ф.Одоевского,  в  литературном  салоне  З.А.Волконской.  С  1838  г.  в 

Павловске  проводились  летние  концертные  сезоны.  Этому  способствовала  железная 

дорога  Петербург  -  Павловск,  построенная  в  это  время.  В  концертах  неоднократно 

выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый «король вальсов» И.Штраус. 

В первой половине XIX в. музыка испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 

г.  Композиторы  часто  обращались  к  героико-патриотическим  сюжетам.  В  1815  г. 

К.А.Кавос (1775-1840 гг.) написал оперу «Иван Сусанин». Этот итальянский композитор, 

живший с 1799 г. в Петербурге, также написал оперу «Илья Богатырь» (1806 г.), оперу-

водевиль «Казак-стихотворец» (1812 г.), балеты. 

Не только в культуру народов России, но и в мировую культуру вошли произведения 

композиторов  М.И.Глинки  и  А.С.Даргомыжского.  Родоначальник  русской  классической 

музыки  М.И.Глинка  (1804-1857  гг.)  операми  «Иван  Сусанин»  (1836г.)  и  «Руслан  и 

Людмила»  (1842  г.)  положил  начало  двум  направлениям  русской  оперы  -  народной 

музыкальной  драме  и  опере-сказке,  опере-былине.  Симфоническими  сочинениями 

«Камаринская»,  «Испанские  увертюры»  («Арагонская  хота»  и  «Ночь  в  Мадриде»)  он 

заложил  основы  русского  симфонизма.  Он  «создал  национальную  русскую  оперу, 

национальную инструментальную музыку... русский национальный романс», писал о нем 

В.В.Стасов.  Для  него  высшими  принципами  искусства  были  высокая  идейность  и 

 

10 

народность.  М.И.Глинка  говорил  композитору  и  музыкальному  критику  А.Н.Серову: 

«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». 

Большим  событием  в  музыкальной  жизни  России  была  постановка  оперы 

М.И.Глинки  «Жизнь  за  царя»  («Иван  Сусанин»,  1836  г.).  Прогрессивная  интеллигенция 

России восторженно приветствовала эту оперу. Поклонниками оперы были А.С.Пушкин, 

Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, В.Ф.Одоевский, А.С.Хомяков. 

Основы русской классической музыкальной школы вслед за М.И.Глинкой заложил 

А.С.Даргомыжский  (1813-1869  гг.).  Он  был  представителем  критического  реализма  в 

музыке, воплотил тему социального неравенства в опере «Русалка» (1855 г.), новый жанр 

народно-музыкальной  драмы,  написал  сатирико-комические  песни  «Червяк», 

«Титулярный  советник»,  драматическую  песню  «Старый  капрал».  Основным  средством 

создания  индивидуального  образа  служило  для  него  воспроизведение  интонаций  живой 

человеческой речи. Творческие принципы А.С.Даргомыжским претворены в новаторской 

опере «Каменный гость» (завершена Ц.А.Кюи и Н.А.Римским-Корсаковым, 1872 г.). Им 

написаны опера «Эсмеральда» (1841 г.), опера-балет «Торжество Вакха» (1848 г.), «Баба-

яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» для оркестра, романсы. 

В  русском  искусстве  начала  XIX  в.  есть  явление,  которое  можно  сопоставить  с 

лирикой  пушкинского  времени,  -  это  русский  романс.  Его  развитие  в  творчестве 

А.А.Алябьева и особенно блестящий расцвет у М.И.Глинки пришелся на более поздние 

годы.  В  прекрасных  романсах  на  стихи  А.С.Пушкина  «Я  помню  чудное  мгновенье»  и 

Е.А.Баратынского «Уверенья» М.И. Глинка дал глубокое музыкальное выражение правды 

чувств, которая находилась в интонационном рисунке стихов наших поэтов. Творчество 

М.И.Глинки  способствовало  развитию  русской  музыкальной  культуры  и  формированию 

различных национальных школ. 

Вокальное  творчество  А.А.Алябьева  (1787-1851  гг.)  было  выдержано  в  традициях 

русского  фольклора.  Им  написаны  такие  романсы  на  тексты  социального  значения,  как 

«Нищая»,  «Соловей».  А.А.Алябьев  одним  из  первых  воплотил  в  музыке  лирику 

А.С.Пушкина.  Он  написал  оперы,  балеты,  камерно-инструментальную  и  театральную 

музыку. 

Песенная  лирика  сложилась  на  основе  народных  мелодий.  Лирические  песни 

А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева волновали сердца всех, кто мог их слушать в театрах и на 

импровизированных сценах. 

Мастер  романса  А.Е.Варламов  (1801-1848 гг.)  приблизил  его  к  народным  истокам. 

Он написал около 200 романсов и песен, в том числе «Вдоль по улице метелица метет», 

«Красный  сарафан»,  «На  заре  ты  ее  не  буди».  А.Л.Гурилев  (1803-1858  гг.)  создал 

незабываемые  романсы  и  песни  «Матушка-голубушка»,  «Разлука»  («На  заре  туманной 

юности»),  «Колокольчик», фортепьянные пьесы. Одним из создателей русского романса 

(«Российские  песни»),  героико-патриотических  полонезов  («Гром  победы,  раздавайся») 

был О.А.Козловский (1757-1831 гг.). 

Представитель  романтизма  А.Н.Верстовский  (1799-1862  гг.),  35  лет  работавший  в 

московских  театрах,  стал  одним  из  основоположников  русской  оперы-водевиля.  Им 

написаны оперы, в том числе «Аскольдова могила» (1835 г.), романсы, баллада «Черная 

шаль».  В  1835  г.  состоялась  постановка  наиболее  известной  оперы  А.Н.Верстовского 

«Аскольдова могила», созданной на либретто М.Н.Загоскина. 

 

Архитектура  и  живопись.  На  благо  отечества  создавали  шедевры  живописцы 

К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Творчество К.П.Брюллова (1799-1852 гг.) внесло в живопись 

русского  классицизма  новизну  романтизма,  жизненности.  Его  произведения  отмечены 

утверждением  чувственно-пластической  красоты  человека  («Вирсавия»,  1832  г.), 

драматической  напряженностью  образов  («Последний  день  Помпеи»,  1830-1833  гг.), 

реалистическими  тенденциями,  тонким  психологизмом  (портрет  М.Ланчи,  1851  г., 

автопортрет, 1848 г.). Он был блестящим мастером парадного портрета («Всадница», 1832 

 

11 

г.). Ученики и последователи К.П.Брюллова усвоили внешние черты его романтических 

исканий, передавших его живописную манеру, сюжеты и типы. 

Живописец  А.А.Иванов  (1806-1858  гг.)  воплотил  романтические  религиозно-

нравственные  утопии  идейного  возрождения  человечества  в  монументальном  полотне 

«Явление  Христа  народу»  (1837-1857гг.)  Поздние  произведения  А.А.Иванова 

«Библейские  эскизы»,  сохраняя  связь  с  традициями  классицистского  монументализма, 

заложили черты реалистического метода. 

Реалистические  идеи  и  романтизм  возобладали  в  творчестве  живописцев 

А.Г.Венецианова,  О.А.Кипренского,  В.А.Тропинина.  А.Г.Венецианов  (1780-1847  гг.)  в 

Москве служил чиновником, а когда исполнилось ему 24 года, переехал в Петроград. В 

1808г.  начал  выпускать  «Журнал  карикатур»,  который  вскоре  был  запрещен.  Полнее 

выявил себя молодой художник в области портрета. 

Лучшее достижение молодого А.Г.Венецианова - это «Автопортрет» (1811 г.). Более 

всего  он  проявил  себя  в  портретах  интимных.  Среди  них  выделяется  «Портрет 

В.С.Путятиной»,  в  котором  передал  прелесть  молодости,  чистоту  чувств  мило­видной 

девушки.  В  картинах  «На  пашне.  Весна»,  «На  жатве.  Лето»,  «Захарка»  он  изобразил 

повседневную жизнь крестьян, показал их человеческое достоинство и красоту труда. Для 

своих учеников он открыл училище в имении Сафонково в Тверской губернии, купленном 

им на оставшиеся от отца скромные средства. Он вышел в отставку, покинул Петербург и 

на всю жизнь поселился в Сафонкове. Он вложил много сил и любви в картину «Гумно», в 

которой ясно выступает строгий трудовой порядок и безукоризненная чистота. В центре 

картины  простая  и  невзрачная  по  внешнему  облику  женщина,  в  которой  неотразимо 

привлекает ее здоровье, физическая и нравственная сила. В картине «Спящий пастушок» 

А.Г.Венецианов первым оценил неповторимую прелесть среднерусской природы, прочно 

утвердил в русском искусстве поэзию крестьянской жизни. 

Истинным  создателем  русского  портрета  начала  XIX  в.  был  О.А.Кипренский.  Его 

связь  с  передовой  общественной  мыслью  заключалась  в  том,  что  он  писал  портреты 

передовых  общественных  деятелей,  мыслителей  и  писателей,  отразил  новые  понятия  о 

достоинстве  человека,  представление  о  правах  и  обязанностях  личности,  которое 

воодушевляло дворянских революционеров.  

О.А.Кипренский  создал  галерею  портретов  современников  Отечественной  войны 

1812 

г.  и  восстания  декабристов.  Он  написал  портреты  лучших  писателей  пушкинской 

поры,  начинаная  с  А.С.Пушкина.  Здесь  и  В.  Жуковский,  и  К.  Батюшков,  и  Н.Гнедич,  и 

И.Козлов,  и  И.Крылов.  Создал  портреты  участников  Отечественной  войны  1812  г.  - 

Д.Давыдова,  Е.Чаллица,  А.Оленина,  братьев  М.  и  А.Ланских.  Среди  посетителей 

оленинского салона и членов литературного кружка «Арзамас» были писатели и их такие 

друзья, как Е.Баратынский, М.Муравьев, участники Отечественной войны 1812 г. 

Портрет  Е.П.Ростопчиной  принадлежит  к  числу  обаятельных  женских  портретов 

О.А.Кипренского.  Во  взгляде  Д.Н.Хвостовой  на  портрете  так  много  подкупающей 

душевной  красоты,  что  объясняет  повышенную  чуткость  художника  к  жизни  много 

изведавшей  и  испытавшей  женщины.  Особое  место  в  творчестве  О.Л.Кипренского 

занимает карандашный портрет кн. С.С.Щербатовой. Он нарисовал ее с проникновенным 

взглядом обращенных к зрителю больших черных глаз. Таким взглядом смотрит человек, 

привыкший  открыто  высказывать  свое  сокровенное,  который  ждет  от  людей 

сочувственного понимания. 

О.А.Кипренскому  пришлось  дважды  писать  вельмож  павловских  времен  адмирала 

Т.Г.Кушелева,  великих  князей  Михаила  и  Николая  Павловичей,  С.С.Уварова,  ставшего 

при правлении Николая I мракобесом с идеей «самодержавие, православие и народность». 

Зависимое положение художника, покровительство президента Академии А.Н.Оленина и 

царских властей сбивало его с пути. 

Родоначальник  критического  реализма  в  русском  изобразительном  искусстве 

П.А.Федотов  (1815-1852  гг.)  ввел  в  бытовой  жанр  драматическую  сюжетную  коллизию 

 

12 

(«Свежий  кавалер»,  1846  г.).  Изобличение  социально-нравственных  пороков 

крепостнической  России  он  сочетал  с  поэтическим  восприятием  обыденной  жизни 

(«Сватовство  майора»,  1848  г.).  Драматизм  метафоричность,  свойственная 

художественной  манере  П.А.Федотова,  особенно  проявилась  в  его  последней  картине 

«Анкор, еще анкор!» (1851-1852 гг.). 

Стиль  позднего  классицизма  господствовал  и  в  архитектуре.  Возникший  в  1764  г. 

Петербургский  Эрмитаж  как  частное  собрание  живописи  Екатерины  II,  в  1852  г. 

превращен в общедоступный художественный и культурно-исторический музей Эрмитаж 

в  Петербурге  -  выдающийся  архитектурный  ансамбль,  строившийся  почти  сто  лет: 

Зимний дворец (1754-1762 гг., архитектор В.В.Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767 гг., 

архитектор  Ж.Б.Валлен-Деламот),  Старый  Эрмитаж  (1771-1787гг.,  архитектор 

Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852 гг., архитектор Л.фон Кленце), Эрмитажный 

театр (1783-1787 гг., ар­хитектор Д.Кваренги). 

В  петербургском  классицизме  начала  XIX  в.  проявили  себя  архитекторы  Ж.Т.  де 

Томон, А.Н.Воронихин (1759-1814гг.), А.Д.Захаров (1761-1811гг.), К.И.Росси (1775-1849 

п.), В.П.Стасов (1769-1848 гг.). Все они трудились над созданием общественных зданий 

столицы Российского государства. Они стремились сделать красивой северную столицу и 

представляли себе ее, как выражение в камне государственной мощи и народной славы. 

По проекту французского архитектора Ж.Тома де Томона построен Одесский театр 

(1803  г.).  Наиболее  значительным  произведением  этого  архитектора  в  России  была 

Петербургская  Биржа  (1805-1810  гг.).  Ее  доминирующее  значение  на  Стрелке 

Васильевского  острова  выделено  двумя  энергичными  вертикалями,  могучими 

ростральными колоннами. 

В  архитектуре  в  первой  половине  XIX  в.  восторжествовал  классицизм,  особенно  в 

творчестве А.Д.Захарова, по проекту которого построено в Петербурге Адмиралтейство, 

Л.Н.Воронихина,  проекты  которого  воплощены  в  строительстве  Казанского  собора  и 

Горного  института,  Ж.Тома  де  Томона  -  в  возведении  Биржи;  в  Москве  -  комплексы 

построек  О.И.Бове  (1784-1834  гг.),  Д.И.Жилярди  (1785-1845  гг.).  При  участии  Э.И.Бове 
(1784-

1834  гг.)  реконструирована  Красная  площадь,  создана  Театральная  площадь  с 

Большим театром (1821-1824 гг.), Александровский сад, Триумфальные ворота (1827-1834 

гг.), 1-я городская больница (1828-1832 гг.). После пожара 1812 г. в Москве архитектор 

Д.И.Жилярди  восстановил  здания  университета  (1817-1819  гг.),  перестроил 

Екатерининский  ин­ститут  (потом  Центральный  Дом  Советской  Армии),  Опекунский 

совет  (здание  Академии  медицинских  наук,  1823-1826  гг.),  усадьбу  Кузьминки  (1820-е 

годы);  дома-усадьбы  Луниных  (1818-1823  гг.),  Усачевых  -  Найденовых  (1829-1831  гг.). 

Типичным памятником московского классицизма стала церковь Большого Вознесения на 

Никитской улице. 

По  проектам  архитектора  К.А.Тона  (1794-1881  гг.)  по­строены  Большой 

Кремлевский  дворец,  Оружейная  палата,  Храм  Христа  Спасителя  в  Москве,  вокзалы 

Николаевской  железной  дороги  в  Москве  и  Петербурге.  На  Дворцовой  площади  в 

Петербурге  была  воздвигнута  Александровская  колонна,  стро­ился  Исаакиевский  собор, 

заново отстроен Зимний дворец после пожара в 1837 г. 

Старое здание Адмиралтейства, возведенное по проекту И.К.Коробова, было тесно 

связано  с  городом  и  Невой.  А.Д.Захарову  предстояло  воссоздать  здание  протяжением  в 

400  метров.  Здание  выходит  тремя  сторонами  на  три  площади,  к  нему  устремлены  три 

улицы, в том числе Невский проспект. А.Д.Захаров включил в свою постройку высокий 

шпиль  старого  Адмиралтейства,  построенного  в  1727-1738  гг.  архитектором 

И.К.Коробовым.  Адмиралтейство  (1806-1823  гг.)  украшено  скульптурой.  Основные 

контуры  шпиля  видны  с  Невского  проспекта,  а  боковые  павильоны  -  и  с 

противоположного берега Невы. А.С.Пушкин воспел «адмиралтейскую иглу» в «Медном 

всаднике» как эмблему Санкт-Петербурга. 

 

13 

Казанский  собор,  построенный  в  1801-1811  гг.  по  проекту  А.Н.Воронихина,  тесно 

связан с Невским проспектом. Колоннаде архитектор дал форму полуокружности, которая 

естественно  переходит  в  широкую  площадь  и  сливается  с  проспектом.  Казанский  собор 

имеет простоту и ясность пропорций, со­размерность форм. 

Итальянец К.И.Росси прибыл в Петербург в то время, когда главное в его центре уже 

было  застроено.  Он  исходил  из  того,  что  одна  сторона  Дворцовой  площади  была  уже 

занята  великолепным  массивом  Зимнего  дворца  В.В.Растрелли.  К.И.Росси  замкнул  ее 

мощным  полукругом  двух  корпусов  Главного  штаба,  который  своей  высотностью  не 

уступает Зим­нему дворцу, и объединил их огромной аркой (1819-1829 гг.), перекинутой 

через улицу между ними. 

Классический стиль в архитектуре Петербурга, складывавшийся в XVIII в. и первой 

половине XIX в., постепенно обосновывался не только в градостроительстве Москвы, но и 

других  губернских  городов.  В  классицизме  русской  провинции  было  много  свободы, 

выдумки  и  творчества.  Колокольня  монастыря  в  Торжке  (1785-1796  гг.),  построенная 

крепостным  масте­ром  Ананьиным,  видимо,  по  проекту  Н.А.Львова,  имеет  в  осно­ве 

композиции  ордер,  традиционный  шатровый  храм.  По  проекту  Н.А.Львова  построен  в 

Петербурге  почтамт  (1782-1789  гг.).  Поражает  эпической  формой  и  цельностью  форм 

Гостиный двор в Костроме с его могучими арками, построенный зодчим Н.Метлиным. 

Наибольшую красоту зданиям придавала монументаль­но-декоративная скульптура, 

создававшаяся И.П.Мартосом, C.C.Пименовым, Ф.Ф.Щедриным. 

Скульптор  И.П.Мартос  (1754-1835  гг.)  патриотическую  тему  наиболее  ярко 

воплотил в памятнике К.Минину и Д.Пожарскому, установленному на Красной площади в 

Москве (1804-1818 гг.). В 1799-1801 гг. в Петербурге сооружен памятник А.В.Суворову 

(скульптор М.И.Козловский (1753-1802 гг.). 

 

Бытовой  жанр  усилился  в  скульптуре.  Воздвигнуты  памятники  М.И.Кутузову  и 

Барклаю  де  Толли  по  проектам  Б.И.Островского.  С.С.Пименов  (1784-1832  гг.)  вместе  с 

В.И.Демут-Малиновским  (1779-1846  гг.)  оформлял  архитектурные  сооружения 

А.Н.Воронихина  и  К.И.Росси.  Мастером  монументальной  скульптуры  Ф.Ф.Щедриным 
(1751-

1825  гг.)  созданы  группы  «Морские  нимфы,  несущие  глобус»  у  здания 

Адмиралтейства в Петербурге (1812-1813 гг.), портреты, статуя «Венера» (1792 г.). 

Монументальные  и  камерные  станковые  произведения  представителя  позднего 

классицизма  П.К.Клодта  (1805-1867  гг.)  отмечены  точностью  передачи  жизненных 

наблюдений.  Особенно  они  проявились  при  создании  4  конных  групп  на  Аничковом 

мосту  в  Петербурге  в  1830-е  годы,  установленные  в  1849-1850  гг.  К  середине  XIX  в. 

классицизм превратился в акаде­мизм. Романтические традиции изживались, постепенно 

утверждались реалистические принципы. 

Предыдущий  XVIII  век,  век  Просвещения,  немало  дал  для  развития  системы 

образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и 

четырехклассных школ, на время снявшая проблему начального образования, в больших 

городах  открыты  гимназии  и  сословные  учебные  заведения:  кадетские  корпуса, 

благородные пансионы и пр. 

Развитие  экономики  страны,  расширение  государственного  аппарата,  усложнение 

жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы 

образования.  В  XIX  столетии  оно  продолжилось.  Руководство  системой  образования 

становится  особой  сферой  государственного  управления.  Специальным  указом  1803  г. 

были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из 

округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование 

в  которых  было  преемственным:  приходские  училища,  уездные  училища,  классические 

гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в стране 

было открыто 5 новых университетов (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге). 

 

14 

В  начале  века  продолжает  развиваться  система  закрытых  учебных  заведений  для 

дворян.  Во  многих  городах  открываются  лицеи.  Самый  известный  из  них  – 

Царскосельский.  Выпускником  его  был  А.  С.  Пушкин.  Многие  состоятельные  дворяне 

получали домашнее образование. Для них специально приглашали учителей. 

Наиболее  яркой,  интересной,  передовой  областью  культуры  России  в  XIX  в. 

становится  литература.  Ее  расцвет  во  многом  был  подготовлен  деятельностью 

литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория 

с  развитым  вкусом  к  серьезной  литературе,  выход  в  свет  нового  произведения 

воспринимался  как  событие.  Писатель,  поэт  стали  заметными  фигурами  в  обществе. 

Осознание  социальной  миссии  писателя  способствовало  установлению  тесной  связи 

литературы с передовой освободительной идеологией. 

Не менее важными были открытия новых имен и произведений и в других областях 

культурного развития России. В театральном искусстве появилось много новых актеров, 

писателей и композиторов, которые весомо влияли на развития и формирование взглядов 

не  только  простого  народа,  но  и  всех  слоев  общества  страны.  Красочно  и  точно 

передавали все те проблемы и недостатки не только определенных типов правящих слоев, 

но и страны в целом именно в то время. Наличие царизма, крепостного права и отсутствие 

образования было отражено во всех направлениях развития культуры в России. Живопись 

и  архитектура  отражали  всю  красочность  и  самобытность  крестьян  как  самую 

многочисленную  часть  народа.  Отчетливо  видно  как  изменяется  весь  колорит  эпохи,  от 

«напудренных  париков»  и  балов  до  четкого  осознания  разницы  в  развитии  России  по 

сравнению с другими странами и государствами.  

Деятели  культуры  в  первой  половине  XIX  в.,  показали  прекрасный  пример 

творческой  деятельности  для  будущих  научных  работников,  писателей,  композиторов, 

артистов, живописцев, архитекторов. Преодолевая все противоречия и трудности, творцы 

шедевров культуры, верно служили своему народу. 

 

 
 

Основные понятия и термины 

 

Анфилада - ряд последовательно размещенных друг за друга помещений, дверные 

проемы которых расположены на одной оси. Принцип анфилады как композиционной оси 

здания особенно характерен для архитектуры дворцов барокко и классицизма. 

Архитектурный ордер - наиболее важная из тектонических систем, применявшихся 

в  классической  архитектуре;  представляет  собой  художественно-архитектурный  образ 

стоечно-балочной  конструкции.  Традиционно  самой  существенной  частью  ордера 

считаются колонны.  

Жанр  -  в  изобразительных  искусствах  совокупность  произведений,  объединяемых 

общим кругом тем, предметов изображения (исторический или бытовой жанр, пейзаж или 

натюрморт  и  т.п.),  авторским  отношением  к  предмету  или  явлению  (карикатура,  шарж) 

либо способом их истолкования  (аллегория, фантастика). 

Классицизм  -  художественное  направление  в  европейском  искусстве  XVII-XIX 

веков, основанное на традициях античности и Высокого Возрождения.  

Сентиментализм - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII-  

начала  XIX  вв.,  считавшее  главным  раскрытие  не  разума,  а  чувств  в  духовном  мире 

человека.  

Станковая  живопись  -  живопись,  не  связанная  непосредственно  с  архитектурой 

(икона, рисунок, портрет и т.п.). 

 

 

 

 

15 

Контрольные даты 

 

1804 Первый цензурный устав. 

1810, 1 января Учреждение Государственного совета. 
1816—

1817 Первая тайная декабристская организа­ция "Союз спасения". 

1818-

1821 Декабристская организация "Союз благо­денствия". 

1821-

1825 Северное и Южное общества декабристов. 

1823—

1825 Декабристская организация "Общество соединенных славян". 

1825, 14 декабря Восстание декабристов в Петербурге.  

1825, 29 декабря — 1826, 3 января Восстание Черниговского полка. 

1826, 10 июня Новый ("чугунный") устав о цензуре. 
1826-

1833 Кодификация законов. 

1828, 22 апреля Изменение цензурного устава 1826 г.  

1832 Создание П.Л. Шиллингом электромаг­нитного телеграфа. 

1835, 26 июля "Общий устав императорских российских университетов". 

1837 Открытие железной дороги Петербург— Царское Село. 
1845-

1849 Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. 

1851 Открытие железной дороги Москва—Пе­тербург. 

 
 
 

Дополнительная литература  

 

Г.П.Аннин,  А.Г.Аннин,  Л.В.Акулова,  Н.В.Куприянова,  А.В.Попов,  А.К.Тихонов. 

История русской культуры. Часть 1. Владимир. 2004. С. 109-134. Под редакцией доктора 

исторических наук, профессора, академика МСА и ПАНИ Г.П.Аннина.  

М.Р.Зезина,  Л.В  Кошман,  В.С.Шульгин.  История  русской  культуры.  М.,  1990.  С. 

176-203. 

История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Екатеринбург. 

1994. 

М.М.Алленов, О.С.Евангулова, И.И.Лифшиц, Русское исскуство с X- начало XX вв., 

М., 1989.  

История русского драматического театра. Т. 2. М., 1977.  

А.С.  Орлов,  В.А.  Георгиев,  Н.Г.  Георгиева,  Т.А.  Сивохина.  История  России  3-е 

издание,  учебник  Московский  государственный  университет  им.  М.  В.  Ломоносова. 

Исторический Факультет. М., 2007, С. 221-247. 

 

16 

Раздел: Задания для самостоятельной работы 

 

ТЕСТ 

 

Выберите правильный ответ: 

 
1. 

Какое из этих утверждений НЕ верно: 

1. 

В первой половине XIX века были открыты Казанский и Томский университеты 

2. 

В первой половине XIX века были открыты Казанский и Харьковский университеты 

3. 

В первой половине XIX века были открыты Казанский и Петербургский университеты 

4. 

Ни один ответ не верен 

 
2. 

М.И. Глинке принадлежат произведения: 

1. 

Пиковая дама 

2. 

Евгений Онегин 

3. 

Руслан и Людмила 

4.   

Ни один ответ не верен 

 
3. 

М.Ф. Казаков был ярким представителем стиля: 

1. 

Ампир   

2. 

Классицизм 

3. 

Барокко 

4.   

Ни один ответ не верен 

 
4. 

Среди декабристских тайных организаций было общество: 

1.

Союз благоденствия 

2.

Союз борьбы 

3.

Союз союзов 

4. Ни один ответ не верен 
 
5. 

Юридический статус университетов определялся Уставами: 

1. 

1812 и 1828 гг. 

2. 

1828 и 1844 гг. 

3. 

1804 и 1835 гг. 

4. 

ни один ответ не верен 

 
6. 

Русские композиторы – авторы романсов: 

1. 

В. Стасов и А. Венецианов 

2. 

А. Иванов и К. Брюллов 

3. 

А. Алябьев и А. Варламов 

4. 

ни один ответ не верен 

 

Внимание! 

В заданиях этой части один из предлагаемых вариантов ответов - лишний. 

 
7

. Соотнесите произведение и его автора: 

 

А. Здание Биржи в Петербурге 

 

1. Ж. Тома де Томон 

Б. Опера «Жизнь за царя» 

 

2. Н. Гоголь 

В. Картина «Свежий кавалер» 

 

3. К. Брюллов 

Г. Пьеса «Ревизор» 

 

4. П. Федотов 

 

 

5. М. Глинка 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62   ..