|
|
содержание .. 62 63 64 65 ..
14 нотариусов. Так как для них никакого образовательного ценза не устанавливалось, то эту должность занимали самые разнообразные люди: купцы, неизвестно где учившиеся, бывшие учителя, врачи, но чаще в всего отставные военные, упоминается даже один вольный художник. Но все они должны были выдержать установленный законом экзамен. Образовательный уровень мировых судей был значительно ниже. Очень часто на эту должность выбирались те, кто обучался в средних учебных заведениях, т.е. отставные военные (они составляли до трети всех мировых судей). Не редкостью было встретить мирового судью, получившего только домашнее воспитание, или того, кто оставил гимназию или духовную семинарию, не окончив курса. Особенно ярко проявилось влияние старых традиций при трактовке на практике нравственного ценза: если по закону, чтобы ему соответствовать, было достаточно не совершить уголовного преступления, не находиться под следствием и не быть банкротом, а в реальной жизни этот ценз включал в себя такие неформальные требования, как степень политической благонадежности и степень религиозности. Чины судебного ведомства не были избавлены от «внимания» III-го отделения, которое следило за работой новых судов и за теми, кто в них служил. Граф К.И. Пален,
став министром юстиции, проводил в этом отношении жесткую политику. Он предпочитал, чтобы желающие служить по судебному ведомству сами доказывали свою политическую благонадежность еще до поступления на службу. 12 апреля 1869 г. он издал циркуляр, в котором потребовал от всех выпускников университетов, поступающих на службу, представлять свидетельства от университетского начальства, в том, что они не были замешаны в студенческих волнениях. Уровень благонадежности зависел и от степени религиозности человека. В XIX в. «религиозность» и «нравственность» были неразрывными понятиями, поэтому несоблюдение религиозных обрядов могло стать поводом для доноса. Более того, неофициальное предпочтение отдавалось православным. Существовало негласное требование докладывать о приеме на службу по судебному ведомству лиц не православного вероисповедания.
Автономия университетов во второй половине XIX в. В 1863 году был принят новый университетский устав, возвративший университетам автономию, давший большие права университетским советам, разрешивший открытие научных обществ и даже позволивший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, профессоров стали опять посылать за границу. Также были восстановлены кафедры философии и государственного права, облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов. Согласно Уставу 1863 г. университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом. Расширился объем университетского образования, появилась научная специализация, вводились новые научные дисциплины. Так, на медицинских факультетах впервые были созданы кафедры эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, врачебной диагностики и нервных болезней. Университетская реформа создала благоприятные условия не только для развития университетов, но и для развития науки. Следствием университетской реформы явилась организация научных обществ, оказавших огромное влияние на развитие русской науки. Сначала правом организации научных обществ пользовались физико-математические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первой ласточкой стало Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г, а в конце 1860-х годов подобные общества были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и Новороссийском университетах. Члены этих обществ провели множество научных исследований, собрали многочисленные экспонаты 5
Пален Константин Иванович (1833-1912) - граф. В 1853 г. окончил юридический факультет СПб. университета со степенью кандидата права. В апреле 1854 г. поступил на службу в Министерство народного просвещения, а в 1855 г. перешел в канцелярию Госсовета. В 1867 г. пожалован в статс-секретари и занял пост товарища министра юстиции, осенью того же года назначен министром юстиции. В 1878 г. вышел в отставку и был введен в состав Госсовета. В 1883 г. возглавил Комиссию по пересмотру действующих законов о евреях. |