ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 5

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 5

 

 

 

13 

ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: 

"Никогда  не  сяду  на  него  и  не  увижу  его  больше".  И  повелел  кормить  его  и  не 

водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. 

А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего 

коня,  от  которого  волхвы  предсказали  ему  смерть.  И  призвал  он  старейшину 

конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же 

ответил:  "Умер".  Олег  же  посмеялся  и  укорил  того  кудесника,  сказав:  "Неверно 

говорят  волхвы,  но  все  то  ложь:  конь  умер,  а  я  жив".  И  приказал  оседлать  себе 

коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и 

череп  голый,  слез  с  коня,  посмеялся  и  сказал:  "От  этого  ли  черепа  смерть  мне 

принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его 

в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и 

понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и 

доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. 

<…> 

В  год  6421  (913).  После  Олега  стал  княжить  Игорь.  В  это  же  время  стал 

царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти 

Олега. 

<…> 
<…> 

В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что 

идут  русские  на  Царьград:  10  тысяч  кораблей.  И  пришли,  и  подплыли,  и  стали 

воевать  страну  Вифинскую,  и  попленили  землю  по  Понтийскому  морю  до 

Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и 

Суд весь пожгли. А кого захватили - одних распинали, в других же, перед собой 

их ставя, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в 

головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по 

обоим  берегам  Суда  захватили  немало  богатств.  Когда  же  пришли  с  востока 

воины  -  Панфир-деместик  с  сорока  тысячами,  Фока-патриций  с  македонянами, 

Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. 

Русские  же,  посовещавшись,  вышли  против  греков  с  оружием,  и  в  жестоком 

сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей 

и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал 

трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские 

же,  увидев  пламя,  бросились  в  воду  морскую,  стремясь  спастись,  и  так 

оставшиеся  возвратились  домой.  И,  придя  в  землю  свою,  поведали  -  каждый 

своим - о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, - говорили 

они, - имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их". Игорь 

же,  вернувшись,  начал  собирать  множество  воинов  и  послал  за  море  к  варягам, 

приглашая их на греков, снова собираясь идти на них. 

<…> 

В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и 

словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и 

пошел  на  греков  в  ладьях  и  на  конях,  стремясь  отомстить  за  себя.  Услышав  об 

этом,  корсунцы  послали  к  Роману  со  словами:  "Вот  идут  русские,  без  числа 

 

14 

кораблей  их,  покрыли  море  корабли".  Также  и  болгары  послали  весть,  говоря: 

"Идут русские и наняли себе печенегов". Услышав об этом, царь прислал к Игорю 

лучших  бояр  с  мольбою,  говоря:  "Не  ходи,  но  возьми  дань,  какую  брал  Олег, 

прибавлю  и  еще  к  той  дани".  Также  и  к  печенегам  послал  паволоки  и  много 

золота. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и 

поведал ей речь цареву. Сказала же дружина Игорева: "Если так говорит царь, то 

чего  нам  еще  нужно,  -  не  бившись,  взять  золото,  и  серебро,  и  паволоки?  Разве 

знает кто - кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле 

ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть". Послушал их Игорь и 

повелел  печенегам  воевать  Болгарскую  землю,  а  сам,  взяв  у  греков  золото  и 

паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси. 

<…> 

В  год  6453  (945).  В  тот  год  сказала  дружина  Игорю:  "Отроки  Свенельда 

изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе 

добудешь,  и  нам".  И  послушал  их  Игорь  -  пошел  к  древлянам  за  данью  и 

прибавил  к  прежней  дани  новую,  и  творили  насилие  над  ними  мужи  его.  Взяв 

дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей 

дружине:  "Идите  с  данью  домой,  а  я  возвращусь  и  похожу  еще".  И  отпустил 

дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего 

богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим 

Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; 

так  и  этот:  если  не  убьем  его,  то  всех  нас  погубит".  И  послали  к  нему,  говоря: 

"Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, 

выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их 

мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле 

и до сего времени. 

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец 

его  был  Асмуд,  а  воевода  Свенельд  -  отец  Мстиши.  Сказали  же  древляне:  "Вот 

убили  мы  князя  русского;  возьмем  жену  его  Ольгу  за  князя  нашего  Мала  и 

Святослава  возьмем  и  сделаем  ему,  что  захотим".  И  послали  древляне  лучших 

мужей  своих,  числом  двадцать,  в  ладье  к  Ольге,  и  пристали  в  ладье  под 

Боричевым.  Ведь  вода  тогда  текла  возле  Киевской  горы,  а  люди  сидели  не  на 

Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а 

княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для 

ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор 

доместика,  позади  церкви  святой  Богородицы;  над  горою  был  теремной  двор  - 

был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их 

Ольга  к  себе,  и  сказала  им:  "Гости  добрые  пришли".  И  ответили  древляне: 

"Пришли, княгиня". И сказала им Ольга: "Так говорите же, зачем пришли сюда?". 

Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа 

твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья 

хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за 

Мала"".  Было  ведь  имя  ему  Мал,  князю  древлянскому.  Сказала  же  им  Ольга: 

"Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать 

вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в 

 

15 

ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни 

пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила 

их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном 

дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и 

пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: 

"Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И 

ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего 

князя",  -  и  понесли  их  в  ладье.  Они  же  сидели,  величаясь,  избоченившись  и  в 

великих  нагрудных  бляхах.  И  принесли  их  на  двор  к  Ольге,  и  как  несли,  так  и 

сбросили  их  вместе  с  ладьей  в  яму.  И,  склонившись  к  яме,  спросила  их  Ольга: 

"Хороша  ли  вам  честь?".  Они  же  ответили:  "Горше  нам  Игоревой  смерти".  И 

повелела засыпать их живыми; и засыпали их. 

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то 

пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе 

не  пустят  меня  киевские  люди".  Услышав  об  этом,  древляне  избрали  лучших 

мужей,  управлявших  Деревскою  землею,  и  прислали  за  ней.  Когда  же  древляне 

пришли,  Ольга  приказала  приготовить  баню,  говоря  им  так:  "Вымывшись, 

придите  ко  мне".  И  натопили  баню,  и  вошли  в  нее  древляне,  и  стали  мыться;  и 

заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все. 

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие 

в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по 

своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. 

Ольга  же,  взяв  с  собою  небольшую  дружину,  отправилась  налегке,  пришла  к 

могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий 

холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели 

древляне  пить,  и  приказала  Ольга  отрокам  своим  прислуживать  им.  И  сказали 

древляне  Ольге:  "Где  дружина  наша,  которую  послали  за  тобой?".  Она  же 

ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, 

велела  отрокам  своим  пить  в  их  честь,  а  сама  отошла  недалеко  и  приказала 

дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала 

войско на оставшихся. 

 

16 

Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды М., 1953. С. 75-86. 

 

Русская правда (Краткая редакция) 
 

Создана  около  1072  года.  В  период  с  1068  по  1072  год  трое  сыновей  Ярослава 

Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод – разработали новое законодательство, 

которое  вошло  в  историю  под  названием  "Правда  Ярославичей".  Это 

законодательство существенно дополнило старую "Русскую правду", которая уже 

не  отвечала  требованиям  развития  общества.  Право  кровной  мести  уже  не 

упоминалось.  Кровную  месть  заменили  штрафы.  Новая  "Правда"  карала  за 

нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе 

была  сделана  попытка  сохранить  внутренний  порядок  в  стране,  защитить 

собственность состоятельных людей. 
 
 

РУССКАЯ ПРАВДА В КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ 
 
 

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, 

или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. 

 

Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или 

же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него. 

 

2.  Если  кто  будет  избит  до  крови  или  до  синяков,  то  ему  не  надо  искать 

свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет 

свидетеля,  а  если  он  не  может  (привести  свидетеля),  то  делу  конец.  Если 

(потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 

3 гривны, и плату лекарю. 

 

3.  Если  кто  кого-либо  ударит  палкой,  жердью,  ладонью,  чашей,  рогом  или 

тылом  оружия,  платить  12  гривен.  Если  потерпевший  не  настигнет  того 

(обидчика), то платить, и этим дело кончается. 

 

4.  Если  ударить  мечом,  не  вынув  его  из  ножен,  или  рукоятью  меча,  то  12 

гривен за обиду. 

 

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если 

(ударит  по  ноге),  а  нога  останется  цела,  но  начнет  хромать,  тоща  мстят  дети 

(потерпевшего).  6.  Если  кто  отсечет  какой-либо  палец,  то  платит  3  гривны  за 

обиду. 

 

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен. 
 

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. 

 

17 

 

9.  Если  пихнет  муж  мужа  от  себя  или  к  себе  -  3  гривны,  -  если  на  суд 

приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге. 

 

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение 

трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего 

холопа, а 3 гривны за обиду. 

 

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. 
 

12.  Если  кто  возмет  чужого  коня,  оружие  или  одежду,  а  владелец  опознает 

пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду. 

 

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не 

говори ему - это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не 

пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней. 

 

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то 

идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно 

(взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны. 

 

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к 

тому,  у  кого  холоп  был  куплен,  а  тот  пусть  ведет  к  другому  продавцу,  и  когда 

дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих 

денег при свидетеле. 

 

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина 

и  тот  начнет  его  не  выдавать,  то  холопа  взять  и  господин  платит  за  него  12 

гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его. 

 

17.  А  если  кто  сломает  копье,  щит  или  испортит  одежду,  и  испортивший 

захочет  удержать  у  себя,  то  взять  с  него  деньгами;  а  если  тот,  кто  испортил, 

начнет  настаивать  (на  возвращении  испорченной  вещи),  платить  деньгами, 

сколько стоит вещь. 

 

Правда,  уставленная  для  Русской  земли,  когда  собрались  князья  Изяслав, 

Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, 

Микула. 

 

18.  Если  убьют  огнищанина  умышленно,  то  убийце  платить  за  него  80 

гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. 

 

19.  А  если  убьют  огнищанина  по-разбойничьи,  а  убийцу  люди  не  ищут,  то 

виру платит та вервь, где найден убитый. 

 

 

18 

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи 

коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна. 

 

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 

80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха. 

 

22.  За  княжеского  сельского  старосту  или  за  полевого  старосту  платить  12 

гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен. 

 

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. 
 

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен. 
 
2

5.  А  за  княжеского  коня,  если  тот  с  пятном,  3  гривны,  а  за  коня  смерда  2 

гривны. 

 

26.  За  кобылу  60  резан,  за  вола  гривну,  за  корову  40  резан,  за  трехлетнюю 

корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за 

барана ногата. 

 
27. 

А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен. 

 

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля. 

46 

 

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он 

платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 

гривны и по 30 резан. 

 

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают. 
 

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны. 
 

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен. 
 

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 

гривен. 

 

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан 

продажи. 

 

35. А за голубя и курицу 9 кун. 
 

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи. 
 

 

19 

37.  А  если  украдут  чужого  пса,  или  ястреба,  или  сокола,  то  за  обиду  3 

гривны. 

 

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, 

если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его 

убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него. 

 

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун. 
 

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, 

пусть каждый уплатит по 60 резан продажи. 

 

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за 

десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в 

десятину 2 гривны, а князю 10 гривен. 

 

42.  А  вот  вирный  устав:  вирнику  взять  на  неделю  7  ведер  солоду,  также 

баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу 

так. же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня 

поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 

10  резан  и  12  вевериц,  а  сперва  гривну.  А  если  случится  пост  -  давать  вирнику 

рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать 

сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава. 

 

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а 

от  каждого  устоя  моста  по  ногате;  если  же  ветхий  мост  починить  несколькими 

дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также. 

 

20 

Из лекций доктора исторических наук, профессора И.Н. Данилевского 

 

Лекция 5 

Власть в Древней Руси 

Истоки государственности у восточных славян 
      

Вернемся,  однако,  к  проблемам  наиболее  ранних  институтов  власти  у  наших 

далеких предков. 
      

Как уже отмечалось, иногда из летописного сообщения о приглашении Рюрика с 

братьями  делается  вывод,  что  государственность  была  занесена  на  Русь  извне.  Но 

достаточно обратить внимание на то, что Рюрик, Трувор и Синеус приглашались для 

выполнения функций, уже хорошо известных жителям новгородской земли. Так что, 

собственно, к зарождению государства этот рассказ не имеет отношения. Он - лишь 

первое  упоминание  о  властных  институтах,  действовавших  (и  видимо,  достаточно 

давно) на территории Северо-Западной Руси. 
      

Какие же социальные органы, упомянутые в легенде о призвании варягов, можно 

рассматривать в качестве прообразов государственных институтов? 
      

Во-первых,  это  какое-то собрание  представителей  племен,  пригласивших 

варягов. Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая 

позднее стала известна нам как вече
      

Во-вторых,  это князь.  Именно  он  “владеет  и  судит”,  хотя  должность  его  была, 

видимо, выборной. 
      

В-третьих, это дружина - вооруженный отряд, сопровождающий приглашенного 

и помогающий ему выполнять свои новые обязанности. 
      

Некоторую  информацию  о  перечисленных  властных  институтах  мы  можем 

получить,  исходя  из  их  названий.  Кроме  того,  в  иное  время  или  у  других  народов 

действовали  аналогичные  институты,  наблюдения  над  которыми  также  могут  быть 

использованы для гипотетической реконструкции интересующих нас общественных 

образований. 
      

Слово  “вече”  связано  со  словом вещати (говорить).  В  псковском  диалекте 

“вечать”  означает  “кричать”  (В.И.  Даль),  что  в  какой-то  мере  может  дать 

представление о способе решения вопросов на вечевых собраниях. Следует, однако, 

помнить, что буквальное значение слова может со временем вступать в противоречие 

с  реальным  положением  дел.  Рюрик  с  братьями,  дружиной  и  родом 

был приглашен на  княжение.  И  сделало  это  какое-то  общественное  собрание. 

Следовательно,  первоначально  народное вече (либо  институт,  аналогичный  или 

близкий  ему)  было источником  власти князя.  Изучение  ранних  этапов  развития 

государственности  у  разных  народов  позволяет  предположить,  что  на  таком 

собрании  присутствовали  только  взрослые  мужчины  -  представители  племен. 

Показательно,  что  подростков  на  Руси  называли отроками,  т.е.  лишенными  права 

голоса.  Видимо,  в  вечевых  собраниях  они  активного  участия  принимать  не  могли. 

Людей,  присутствовавших  на  вече,  объединяли  не  родственные  узы,  а  общие 

социальные функции. Скорее всего, изначально это было военное сообщество. 
      

Слово князь заимствовано праславянами из прагерманского или готского языков 

и  родственно  словам конунг,  Konig,  king (король).  Судя  по  значениям,  которые  это 

слово  приобрело  в  западнославянских  языках  (словацк.  Knaz;  польск.  ksiadz  - 

священник”) первоначально князья выполняли функции  не только светского, но и 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..