ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 4

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 4

 

 

 

1015-

1019. Междоусобные войны сыновей Владимира I за великокняжеский 

престол. 

1016-1018, 1019-

1054. Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. 

Составление свода законов "Правда Ярослава" – наиболее древней части "Русской 

правды". 

1024. 

Восстание в Ростово-Суздальской земле; подавлено князем Ярославом.  

102

4.  Раздел  Руси  между  Ярославом  Мудрым  и  его  братом  Мстиславом  по 

Днепру:  Правобережье  (с  Киевом)  отходило  к  Ярославу,  Левобережье  (с 

Черниговом) - к Мстиславу.  

1030-

1035. Строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове.  

1036.  Победа  князя  Ярослава  Мудрого  над  печенегами,  обеспечившая  Руси 

мир на четверть века (до прихода в Степь половцев).  

1037-

1041. Строительство Софийского собора в Киеве. 

1043.  Последний  поход  Руси  (во  главе  с  сыном  Ярослава  Мудрого  князем 

Владимиром  Ярославичем  Новгородским)  на  Константинополь;  завершился 

неудачей.  

1045-

1050. Строительство Софийского собора в Новгороде.  

1051.  Поставление  князем  Ярославом  Мудрым  автора  "Слова  о  Законе  и 

Благодати"  Илариона  (первого  из  русских)  на  митрополичью  кафедру  в  Киеве. 

Основание отшельником Антонием Печерской обители в Киеве.  

1054. Великое княжение в Киеве Изяслава Ярославича. Составление "Правды 

Ярославичей" - второй части "Русской правды". 

1068.  Набег  половцев  на  Русь.  Поход  русских  князей  (Ярославичей)  на 

половцев  и  их  поражение  на  р.  Альта.  Восстание  горожан  в  Киеве.  Бегство 

Изяслава в Польшу. 

Около 1071. Восстания в Новгороде и Ростово-Суздальской земле. 

1072.  Перенесение  в  новую  церковь  г.  Вышгорода  мощей  князей  Бориса  и 

Глеба  (сыновей  князя  Владимира  I),  убитых  сторонниками  князя  Святополка, 

ставших первыми русскими святыми. 

1073. Изгнание князя Изяслава из Киева.  
1073-

1076. Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича.  

1078-

1093. Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича.  

1093-

1113. Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича.  

1093. Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха 

в битве с половцами на р. Стугна. 

1096. Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем. 

1097. Съезд князей в г. Любеч. 

1103. Долобский съезд русских князей для подготовки к походу на половцев. 

1103. Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев. 

1108. Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города Владимира-

на-Клязьме. 

1111. Поход русских князей на половцев. 

1113. Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II 

Всеволодовича. 

 

1113-

1125.  Великое  княжение  в  Киеве  Владимира  II  Всеволодовича 

Мономаха.  Укрепление  великокняжеской  власти.  Издание  "Устава  Владимира 

Мономаха"; ограничение ростовщичества. 

1116. Победа князя Владимира II Мономаха над половцами. 
1125-

1132. Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича. 

 

Хронология княжений 

 
879 - 

912 Олег Вещий 

912 - 

946 Игорь Старый 

946 - 

972 Святослав I, Великая княгиня Ольга 

972 - 

980 Ярополк Святославич 

980 -

1015 Владимир I Святославич Красное Солнышко 

1015-

1015 Святополк I Ярополкович Окаянный 

1015-

1017 Ярослав Владимирович Мудрый 

1017-

1019 Святополк I Ярополкович Окаянный 

1019-

1054 Ярослав Владимирович Мудрый 

Разное  географическое  положение  создавало  неравномерную  обстановку 

внутри  Киевской  Руси,  каждое  княжество  развивалось  по-своему.  Великому 

Киевскому князю трудно было управлять огромной страной и он выделял своим 

князьям уделы в наследственное владение. Между князьями возникали усобицы, 

характерные для лествичного порядка наследования. 

Такая  обстановка  не  способствовала  укреплению  государства,  вела  к  его 

расшатыванию  и  ослаблению.  Если  Владимир  Мономах  умел  еще  держать 

Киевскую  Русь  в  единстве,  то  уже  при  его  сыне  Мстиславе  она  начала 

распадаться. 

 
1054-

1068 Изяслав Ярославич 

1068-10

69 Всеслав Брячиславович Полоцкий 

1069-

1073 Изяслав Ярославич 

1073-

1076 Святослав II Ярославич 

1076-

1076 Всеволод I Ярославич 

1077-

1078 Изяслав Ярославич 

1078-

1093 Всеволод I Ярославич 

1093-

1113 Святополк II Изяславич 

1113-

1125 Владимир II Всеволодович Мономах 

1125-

1132 Мстислав Владимирович 

После  смерти  Мстислава  почти  все  княжества  вышли  из  повиновения 

великому  князю.  Отделились  Новгород  (1136-1137),  Владимиро-Суздальское, 

Полоцкое, Смоленское, Северское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. 

К  середине  XII  века  Киевская  Русь,  как  государство,  полностью  распалась.  15 

княжеств постепенно превратились в маленькие суверенные государства. 

 
1132-

1139 Ярополк Владимирович 

1139-

1139 Вячеслав Владимирович 

 

1139-

1146 Всеволод II Ольгович 

1146-

1146 Игорь Ольгович 

1146-

1149 Изяслав Мстиславич 

1149-

1150 Юрий Владимирович Долгорукий 

1150-

1150 Вячеслав Владимирович 

1150-

1150 Изяслав Мстиславич 

1150-

1150 Юрий Владимирович Долгорукий 

1151-

1154 Изяслав Мстиславич 

1154-

1154 Ростислав Мстиславич 

1155-

1155 Изяслав Давыдович 

1155-

1157 Юрий Владимирович Долгорукий 

1157-1159 

Изяслав Давыдович 

1159-

1159 Ростислав Мстиславич 

1159-

1160 Изяслав Давыдович 

1160-

1168 Ростислав Мстиславич 

1168-

1169 Мстислав Изяславич 

 

Вспомогательные историографические материалы 

 

Повесть временных лет. Перевод. Фрагмент 

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами 

собой  владеть,  и  не  было  среди  них  правды,  и  встал  род  на  род,  и  была  у  них 

усобица,  и  стали  воевать  друг  с  другом.  И  сказали  себе:  "Поищем  себе  князя, 

который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те 

варяги  назывались  русью,  как  другие  называются  шведы,  а  иные  норманны  и 

англы,  а  еще  иные  готландцы,  -  вот  так  и  эти.  Сказали  руси  чудь,  словене, 

кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите 

княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с 

собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, 

на  Белоозере,  а  третий,  Трувор,  -  в  Изборске.  И  от  тех  варягов  прозвалась 

Русская  земля.  Новгородцы  же  -  те  люди  от  варяжского  рода,  а  прежде  были 

словене.  Через  два  же  года  умерли  Синеус  и  брат  его  Трувор.  И  принял  всю 

власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому 

Ростов,  другому  Белоозеро.  Варяги  в  этих  городах  -  находники,  а  коренное 

население  в  Новгороде  -  словене,  в  Полоцке  -  кривичи,  в  Ростове  -  меря,  в 

Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было 

у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со 

своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе 

небольшой  город.  И  спросили:  "Чей  это  городок?".  Те  же  ответили:  "Были  три 

брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут 

сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом 

городе,  собрали  у  себя  много  варягов  и  стали  владеть  землею  полян.  Рюрик  же 

княжил в Новгороде. 

<…> 

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 

14-

й  год  царствования  Михаила.  Царь  же  был  в  это  время  в  походе  на  агарян, 

дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом 

на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан 

убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город 

и  всю  ночь  молился  с  патриархом  Фотием  в  церкви  святой  Богородицы  во 

Влахерне,  и  вынесли  они  с  песнями  божественную  ризу  святой  Богородицы,  и 

смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут 

внезапно  поднялась  буря  с  ветром,  и  снова  встали  огромные  волны,  разметало 

корабли  безбожных  русских,  и  прибило  их  к  берегу,  и  переломало,  так  что 

немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. 

<…> 

В  год  6387  (879).  Умер  Рюрик  и  передал  княжение  свое  Олегу  -  родичу 

своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. 

<…> 

В  год  6390  (882).  Выступил  в  поход  Олег,  взяв  с  собою  много  воинов: 

варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, 

и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и 

 

взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал 

Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других 

оставил  позади,  и  сам  приступил,  неся  младенца  Игоря.  И  подплыл  к  Угорской 

горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы 

купцы,  идем  в  Греки  от  Олега  и  княжича  Игоря.  Придите  к  нам,  к  родичам 

своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и 

сказал  Олег  Аскольду  и  Диру:  "Не  князья  вы  и  не  княжеского  рода,  но  я 

княжеского  рода",  и  показал  Игоря:  "А  это  сын  Рюрика".  И  убили  Аскольда  и 

Дира,  отнесли  на  гору  и  погребли  Аскольда  на  горе,  которая  называется  ныне 

Угорской,  где  теперь  Ольмин  двор;  на  той  могиле  Ольма  поставил  церковь 

святого  Николы;  а  Дирова  могила  -  за  церковью  святой  Ирины.  И  сел  Олег, 

княжа, в  Киеве, и  сказал Олег: "Да будет это мать городам русским".  И были у 

него  варяги,  и  славяне,  и  прочие,  прозвавшиеся  русью.  Тот  Олег  начал  ставить 

города  и  установил  дани  словенам,  и  кривичам,  и  мери,  и  установил  варягам 

давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира,  что и 

давалось варягам до самой смерти Ярослава. 

<…> 

В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и 

привели ему жену из Пскова, именем Ольгу. 

<…> 

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с 

собою  множество  варягов,  и  славян,  и  чуди,  и  кривичей,  и  мерю,  и  древлян,  и 

радимичей,  и  полян,  и  северян,  и  вятичей,  и  хорватов,  и  дулебов,  и  тиверцев, 

известных  как  толмачи:  этих  всех  называли  греки  "Великая  Скифь".  И  с  этими 

всеми  пошел  Олег  на  конях  и  в  кораблях;  и  было  кораблей  числом  2000.  И 

пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на 

берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и 

разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних 

иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и 

много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги. 

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. 

И  когда  подул  попутный  ветер,  подняли  они  в  поле  паруса  и  пошли  к  городу. 

Греки  же,  увидев  это,  испугались  и  сказали,  послав  к  Олегу:  "Не  губи  города, 

дадим  тебе  дань,  какую  захочешь".  И  остановил  Олег  воинов,  и  вынесли  ему 

пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и 

сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал 

Олег  дать  дани  на  2000  кораблей:  по  12  гривен  на  человека,  а  было  в  каждом 

корабле по 40 мужей. 

И  согласились  на  это  греки,  и  стали  греки  просить  мира,  чтобы  не  воевал 

Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с 

греческими  царями  Леоном  и  Александром  и  послал  к  ним  в  столицу  Карла, 

Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали 

греки:  "Что  хочешь,  дадим  тебе".  И  приказал  Олег  дать  воинам  своим  на  2000 

кораблей  по  12  гривен  на  уключину,  а  затем  дать  дань  для  русских  городов: 

прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для 

 

10 

Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие 

князья, подвластные Олегу. "Когда приходят русские, пусть берут содержание для 

послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: 

хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. 

Когда  же  русские  отправятся  домой,  пусть  берут  у  царя  на  дорогу  еду,  якоря, 

канаты, паруса и что им нужно". И обязались греки, и сказали цари и все бояре: 

"Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит 

русский  князь  указом  своим  приходящим  сюда  русским  творить  бесчинства  в 

селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого 

Мамонта,  и  пришлют  к  ним  от  нашего  царства,  и  перепишут  имена  их,  тогда 

возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из 

Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только 

через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и 

торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов". 

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать 

дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили 

присягать  по  закону  русскому,  и  клялись  те  своим  оружием  и  Перуном,  своим 

богом,  и  Волосом,  богом  скота,  и  утвердили  мир.  И  сказал  Олег:  "Сшейте  для 

руси паруса из паволок, а славянам копринные", - и было так. И повесил щит свой 

на  вратах  в  знак  победы,  и  пошел  от  Царьграда.  И  подняла  русь  паруса  из 

паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: "Возьмем 

свои  толстины,  не  даны  славянам  паруса  из  паволок".  И  вернулся  Олег  в  Киев, 

неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега 

Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными. 

<…> 

В  год  6420  (912).  Послал  Олег  мужей  своих  заключить  мир  и  установить 

договор  между  греками  и  русскими,  говоря  так:  "Список  с  договора, 

заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, 

Инегелд,  Фарлаф,  Веремуд,  Рулав,  Гуды,  Руалд,  Карн,  Фрелав,  Руар,  Актеву, 

Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от 

всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, 

Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, 

для  укрепления  и  для  удостоверения  многолетней  дружбы,  бывшей  между 

христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от 

всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая 

в  Боге  укрепить  и  удостоверить  дружбу,  существовавшую  постоянно  между 

христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и 

на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу 

и удостоверить ее по вере и по закону нашему. 

Таковы  суть  главы  договора,  относительно  которых  мы  себя  обязали  по 

Божьей  вере  и  дружбе.  Первыми  словами  нашего  договора  помиримся  с  вами, 

греки,  и  станем  любить  друг  друга  от  всей  души  и  по  всей  доброй  воле,  и  не 

дадим  произойти,  поскольку  это  в  нашей  власти,  никакому  обману  или 

преступлению  от  сущих  под  рукою  наших  светлых  князей;  но  постараемся, 

насколько  в  силах  наших,  сохранить  с  вами,  греки,  в  будущие  годы  и  навсегда 

 

11 

непревратную  и  неизменную  дружбу,  изъявлением  и  преданием  письму  с 

закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же 

непоколебимую  и  неизменную  дружбу  к  князьям  нашим  светлым  русским  и  ко 

всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы. 

 

А  о  главах,  касающихся  возможных  злодеяний,  договоримся  так:  те 

злодеяния,  которые  будут  явно  удостоверены,  пусть  считаются  бесспорно 

совершившимися;  а каким не  станут  верить, пусть клянется та сторона, которая 

домогается,  чтобы  злодеянию  этому  не  верили;  и  когда  поклянется  сторона  та, 

пусть будет такое наказание, каким окажется преступление. 

Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - 

да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту 

часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник 

убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если 

же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не 

разыщется, а тогда да умрет. 

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот 

удар  или  битье  пусть  даст  5  литр  серебра  по  закону  русскому;  если  же 

совершивший  этот  проступок  неимущий,  то  пусть  даст  сколько  может,  так,  что 

пусть  снимет  с  себя  и  те  самые  одежды,  в  которых  ходит,  а  об  оставшейся 

неуплаченной  сумме  пусть  клянется  по  своей  вере,  что  никто  не  может  помочь 

ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток. 

Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин 

у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает 

кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть 

его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что 

потерял.  Если  же  добровольно  отдастся  вор,  то  пусть  будет  взят  тем,  у  кого  он 

украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере. 

Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится 

(на  грабеж)  и  явно  силою  возьмет  что-либо,  принадлежащее  другому,  то  пусть 

вернет в тройном размере. 

Если  выкинута  будет  ладья  сильным  ветром  на  чужую  землю  и  будет  там 

кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить 

вновь  в  Греческую  землю,  то  проводим  ее  через  всякое  опасное  место,  пока  не 

придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и 

не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, 

и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли 

такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают 

товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем 

(на греческий берег) мы, русские. И когда приходим (мы, русские) в Греческую 

землю для торговли или посольством к вашему царю, то (мы, греки) пропустим с 

честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, 

прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть 

будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию. 

 

12 

Об  этих:  если  пленник  той  или  иной  стороны  насильно  удерживается 

русскими  или  греками,  будучи  продан  в  их  страну,  и  если,  действительно, 

окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его 

страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, 

полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, - 

все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена 

его, как уже сказано выше. 

Если же будет набор в войско и эти (русские) захотят почтить вашего царя, и 

сколько  бы  ни  пришло  их  в  какое  время,  и  захотят  остаться  у  вашего  царя  по 

своей воле, то пусть так будет. 

Еще  о  русских,  о  пленниках.  Явившиеся  из  какой-либо  страны  (пленные 

христиане)  на  Русь  и  продаваемые  (русскими)  назад  в  Грецию  или  пленные 

христиане,  приведенные  на  Русь  из  какой-либо  страны,  -  все  эти  должны 

продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю. 

Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно 

будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и 

возьмут  его  на  Русь,  но  и  купцы,  если  потеряют  челядина  и  обжалуют,  пусть 

требуют  судом  и,  когда  найдут,  -  возьмут  его.  Если  же  кто-либо  не  позволит 

произвести дознание, - тем самым не будет признан правым. 

И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, 

не  распорядившись  своим  имуществом,  а  своих  (в  Греции)  у  него  не  будет,  то 

пусть  возвратится  имущество  его  на Русь  ближайшим  младшим  родственникам. 

Если  же  сделает  завещание,  то  возьмет  завещанное  ему  тот,  кому  написал 

наследовать его имущество, и да наследует его. 

О русских торгующих. 

О  различных  людях,  ходящих  в  Греческую  землю  и  остающихся  в  долгу. 

Если  злодей  не  возвратится  на  Русь,  то  пусть  жалуются  русские  греческому 

царству,  и  будет  он  схвачен  и  возвращен  насильно  на  Русь.  То  же  самое  пусть 

сделают и русские грекам, если случится такое же. 

В  знак  крепости  и  неизменности,  которая  должна  быть  между  вами, 

христианами,  и  русскими,  мирный  договор  этот  сотворили  мы  Ивановым 

написанием  на  двух  хартиях  -  Царя  вашего  и  своею  рукою,  -  скрепили  его 

клятвою  предлежащим  честным  крестом  и  святою  единосущною  Троицею 

единого  истинного  Бога  вашего  и  дали  нашим  послам.  Мы  же  клялись  царю 

вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю 

нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных 

глав  мирного  договора  и  дружбы.  И  это  написание  дали  царям  вашим  на 

утверждение,  чтобы  договор  этот  стал  основой  утверждения  и  удостоверения 

существующего  между  нами  мира.  Месяца  сентября  2,  индикта  15,  в  год  от 

сотворения мира 6420". 

<…> 

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и 

вспомнил  Олег  коня  своего,  которого  прежде  поставил  кормить,  решив  никогда 

на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". 

И  сказал  ему  один  кудесник:  "Князь!  От  коня  твоего  любимого,  на  котором  ты 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..