SKF. Общий каталог подшипников - часть 103

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  101  102  103  104   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 103

 

 

Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники

Внутренний зазор и предварительный 

натяг

Внутренний зазор в однорядном радиально-

упорном шарикоподшипнике устанавливается 

только после монтажа подшипника и зависит 

от его расположения относительно второго 

подшипника, который обеспечивает осевую 

фиксацию в противоположном направлении.

Подшипники SKF универсального исполнения 

изготавливаются в трех различных группах 

зазора и предварительного натяга. Комплекты 

подшипников могут иметь следующие группы 

зазоров:

•  CA – уменьшенный осевой зазор

•  CB – нормальный осевой зазор (стандарт)

•  CC – увеличенный осевой зазор.

Стандартной группой зазора для подшипников 

этой категории является CB. Наличие подшип-

ников, имеющих другую группу зазора, можно 

проверить, воспользовавшись матрицей 1  

на стр. 419. В составе комплекта подшипники 

универсального исполнения с зазором могут 

устанавливаться в любой комбинации и в любом 

количестве. 

10 

18 

+4 

-4 

80 

-2 

-10 

30 

330 

-8 

-16 

230 

660

18 

30 

+4 

-4 

120 

-2 

-10 

40 

480 

-8 

-16 

340 

970

30 

50 

+4 

-4 

160 

-2 

-10 

60 

630 

-8 

-16 

450 

1 280

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 

80 

+6 

-6 

380 

-3 

-15 

140 

1 500 

-12 

-24 

1 080  3 050

80 

120 

+6 

-6 

410 

-3 

-15 

150 

1 600 

-12 

-24 

1 150  3 250

120 

180 

+6 

-6 

540 

-3 

-15 

200 

2 150 

-12 

-24 

1 500  4 300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

180 

250 

+8 

-8 

940 

-4 

-20 

330 

3 700 

-16 

-32 

2 650  7 500

10 

18 

13 

15 

23 

24 

32

18 

30 

15 

18 

26 

32 

40

30 

50 

17 

22 

30 

40 

48

 

 

 

 

 

 

 

50 

80 

11 

23 

26 

38 

48 

60

80 

120  14 

26 

32 

44 

55 

67

120 

180  17 

29 

35 

47 

62 

74

180 

250  21 

37 

45 

61 

74 

90

Таблица 1

Величина осевого внутреннего зазора однорядных 

радиально-упорных шарикоподшипников универсаль-

ного исполнения при установке по О-образной или Х-

образной схеме

Диаметр 

Осевой внутренний зазор

отверстия 

Группа

 

CA 

 

CB 

 

CC 

свыше  до 

мин.  макс.  мин.  макс.  мин.  макс.

мм 

 

мкм   

 

 

 

$

$

Таблица 2

Величины предварительного натяга однорядных радиально-упорных шарикоподшипников универсального 

исполнения при установке по О-образной или Х-образной схеме

Диаметр   

Предварительный натяг

отверстия  

Группа

 

GA 

 

 

GB 

 

 

 

GC 

 

 

свыше 

до 

мин.  макс.  макс. 

мин.  макс.  мин.  макс. 

мин.  макс.  мин.  макс.

мм 

 

мкм 

 

мкм 

 

 

мкм 

 

(

(

412

Комплекты подшипников SKF могут иметь 

следующие группы предварительного натяга

•  GA – легкий предварительный натяг 

(стандарт)

•  GB – средний предварительный натяг

•  GC – тяжелый предварительный натяг. 

Стандартной группой предварительного 

натяга для подшипников этой категории 

является GA (

† матрицa 1, на стр. 419). 

Подшипники с предварительным натягом 

могут устанавливаться только парами, в 

противном случае предварительный натяг 

увеличивается. 

Величины зазоров для различных групп 

приведены в табл. 1, предварительного натяга 

– в табл. 2. Эти величины действительны для 

подшипников в домонтажном состоянии с рас-

положением по О-образной или Х-образной 

схеме при околонулевой измерительной 

нагрузке.

Перекос

Однорядные радиально-упорные шарикопод-

шипники обладают ограниченной способностью 

компенсировать перекосы. Допустимый перекос 

вала относительно корпуса, не приводящий к 

возникновению существенных дополнительных 

сил, зависит от величины рабочего зазора  

в подшипнике, размера подшипника, его внут-

ренней конструкции, а также сил и моментов, 

действующих на подшипник. Так как взаимо-

связь между этими факторами очень сложная,  

то точные допустимые величины перекосов 

привести невозможно.

Для комплектов подшипников, особенно в 

тех случаях, когда подшипники имеют умень-

шенный осевой внутренний зазор и установ-

лены по О-образной схеме, перекос может 

быть компенсирован только за счет увеличения 

нагрузки на шарики, что также создает напря-

жения в сепараторе и сокращает срок службы 

подшипников. Любой перекос колец подшип-

ника также приводит к увеличению шума при  

его работе.

Влияние рабочей температуры  

на материал подшипника 

Радиально-упорные шарикоподшипники 

проходят специальную термическую обработку. 

В тех случаях, когда они снабжены стальным 

или латунным сепаратором, они могут эксплуa-

тироваться при температуре до +150 °C.

Сепараторы

В зависимости от серии и размера одноряд-

ные радиально-упорные шарикоподшипники 

SKF оснащаются одним из нижеуказанных 

стандартных сепараторов: (

† рис. 3)

•  литой сепаратор из стеклонаполненного 

полиамида 6,6 оконного типа, центрируе-

мый по шарикам, суффикс Р (а)

•  литой сепаратор из стеклонаполненного 

полиэфирэфиркетона (PEEK) оконного типа, 

центрируемый по шарикам, суффикс PH (a)

•  штампованный сепаратор из листовой 

латуни оконного типа, центрируемый по 

шарикам, суффикс Y (b)

•  механически обработанный сепаратор из 

латуни оконного типа, центрируемый по 

шарикам, суффикс М (с).

Имеющийся в наличии стандартный ассор-

тимент сепараторов представлен в матрице 1 

на стр. 419. При потребности в подшипниках  

с сепараторами из полимера PEEK обращай-

тесь в SKF за консультацией.

Могут также поставляться подшипники, имею-

щие штампованные стальные сепараторы 

оконного типа, J, или механически обработанные 

стальные сепараторы оконного типа, суффикс F. 

Перед размещением заказа просим убедиться  

в наличии требуемых изделий.

Рис.  3

 

c

413

Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники

Примечание

Радиально-упорные шарикоподшипники с 

сепараторами из полиамида 6,6 могут эксплу-

атироваться при температуре до +120 °C. 

Смазочные материалы, которые обычно 

используются для смазывания подшипников 

качения, не оказывают негативного влияния на 

сепараторы, за исключением некоторых сортов 

синтетических масел и пластичных смазок на 

синтетической основе, а также смазочных мате-

риалов с высоким содержанием антизадирных 

присадок и используемых в условиях высоких 

температур.

Более подробная информация о темпера-

туроустойчивости сепараторов и их предназ-

начении представлена в разделе «Материалы 

сепараторов», стр. 140.

Частоты вращения спаренных 

подшипников

Для спаренных подшипников величины номи-

нальных скоростей вращения, указанные  

в таблице подшипников, должны быть умень-

шены примерно на 20 %.

Грузоподъемность спаренных 

подшипников

Величины грузоподъемности и граничной 

нагрузки по усталости, указанные в таблице 

подшипников, относятся к одиночным подшип-

никам. Для спаренных подшипников приме-

няются следующие величины

•  динамическая грузоподъемность для 

стандартных подшипников с расположени-

ем по любой схеме и подшипников класса 

SKF Explorer по Х-образной или О-образной 

схеме: 

C = 1,62 ™ C

одиночного подшипника

•  динамическая грузоподъемность 

подшипников класса SKF Explorer с 

расположением по схеме «тандем»: 

C = 2 ™ C

одиночного подшипника 

•  статическая грузоподъемность:  

C

0

 = 2 ™ C

0 одиночного подшипника

•  граничная нагрузка по усталости: 

P

u

 = 2 ™ P

u одиночного подшипника

Минимальная нагрузка

Для того чтобы обеспечить удовлетворитель-

ную работу радиально-упорных шарикопод-

шипников, равно как и всех остальных типов 

подшипников качения, на них постоянно долж-

на воздействовать минимальная нагрузка. Это 

особенно важно в тех случаях, когда подшип-

ники вращаются с высокими скоростями или 

подвергаются воздействию больших уско-

рений или быстрых изменений направления 

нагрузки. В таких условиях силы инерции 

шариков и сепаратора, а также трение в смазоч-

ном материале могут оказывать вредное 

воздействие на условия качения в подшипнике 

и вызывать проскальзывание шариков, 

повреждающее дорожки качения.

Величина необходимой минимальной 

нагрузки, которая должна быть приложена к 

одиночным и спаренным по схеме «тандем» 

подшипникам, может быть рассчитана по 

формуле:

 

C

0

  q  n d

m

  w

2

F

am

 = k

a

  –––––    ––––––––

 

1 000 

< 100 000 z

а для спаренных подшипников, установлен-

ных по О-образной или Х-образной схеме:

 

q  n n  w

2/3

 q d

m

  w

2

F

rm

 = k

r

  

 

––––––          ––––    ,

 

< 1 000 z  < 100 z

72 BE 

1,4 

0,095

72 B 

1,2 

0,08

73 BE 

1,6 

0,1

73 B 

1,4 

0,09

Таблица 3

Коэффициенты минимальной нагрузки

Серия 

Коэффициенты минимальной

подшипника 

нагрузки 

 

 

k

a

 

k

r

414

где

F

am

 = минимальная осевая нагрузка, кН

F

rm

 = минимальная радиальная нагрузка, кН

C

0

  = статическая грузоподъемность одиноч-

ного или спаренного подшипника, кН 

(

 таблица подшипников)

k

a

  = коэффициент минимальной осевой 

нагрузки согласно табл. 3

k

r

  = коэффициент минимальной радиальной 

нагрузки согласно табл. 3

n

  = вязкость масла при рабочей температуре, 

мм

2

n  = частота вращения, об/мин

d

m

  = средний диаметр отверстия 

= 0,5 (d + D),  мм

При запуске подшипников в работу в условиях 

низких температур или использовании высоко-

вязких смазочных материалов могут потребо-

ваться еще большие минимальные нагрузки. 

Масса деталей, опирающихся на подшипник, 

вместе с внешними силами, как правило, пре-

восходит необходимую минимальную нагрузку. 

В противном случае радиально-упорному 

шарикоподшипнику требуется дополнитель-

ное нагружение. При использовании одиноч-

ных и спаренных подшипников по схеме 

«тандем», осевой предварительный натяг 

можно создать путем регулировки положения 

внутреннего или наружного колец относи-

тельно друг друга или при помощи пружин.

Эквивалентная динамическая 

нагрузка на подшипник

Для одиночных подшипников и спаренных по 

схеме «тандем»

P = F

r

 

когда F

a

/F

r

 ≤ 1,14

P = 0,35 F

r

 + 0,57 F

a

 

когда F

a

/F

r

 > 1,14

Определение осевой силы F

a

 – см. раздел  

«Определение осевого усилия для одиночных 

и спаренных по схеме «тандем» подшипников».

Для спаренных подшипников по О-образной 

или Х-образной схеме

P = F

r

 + 0,55 F

a

 

когда F

a

/F

r

 ≤ 1,14

P = 0,57 F

r

 + 0,93 F

a

 

когда F

a

/F

r

 > 1,14

F

r

 и F

a

 – силы, действующие на спаренные 

подшипники.

Эквивалентная статическая нагрузка 

на подшипник

Для одиночных подшипников и спаренных 

подшипников по схеме «тандем»

P

0

 = 0,5 F

r

 + 0,26 F

a

Если P

0

 < F

r

, то необходимо принять P

0

 = F

r

Определение осевой силы F

a

 – см. раздел 

«Определение осевого усилия для одиночных 

и спаренных по схеме «тандем» под-

шипников».

Для спаренных подшипников по О-образной 

или Х-образной схеме

P

0

 = F

r

 + 0,52 F

a

F

r

 и F

a

 – силы, действующие на спаренные 

подшипники.

Определение осевого усилия для 

одиночных и спаренных по схеме 

«тандем» подшипников

Поскольку в в однорядных радиально-упорных 

шарикоподшипниках нагрузка передается от 

одной дорожки качения на другую под углом  

к оси подшипника, под действием радиальной 

нагрузки в данных подшипниках возникает осе-

вая нагрузка. Это необходимо учитывать при 

расчете эквивалентной динамической нагрузки 

на подшипниковые узлы, состоящие из двух 

одинарных подшипников и/или спаренных 

подшипников по схеме «тандем».

Необходимые расчетные формулы для раз-

личных вариантов расположения подшип-

ников и соотношений нагрузки приведены в 

табл. 4, на стр. 416. Формулы справедливы 

только для подшипников, отрегулированных 

относительно друг друга с практически нуле-

вым зазором, но без преднатяга. Применительно 

к указанным вариантам на подшипник А дейст-

вует радиальная нагрузка F

rA

, а на подшипник 

В – радиальная нагрузка F

rB

. Нагрузки F

rA

 и F

rB

 

всегда считаются положительными, даже когда 

они действуют в направлениях, противополож-

ных указанным на рисунке. Радиальные нагруз-

ки приведены к центрам давления подшип-

ников (см. размер «а» в таблице подшипников).

415

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  101  102  103  104   ..