|
|
содержание .. 50 51 52 53 ..
Эффект преднатяга подшипников Основной эффект преднатяга подшипников заключается в следующем: • увеличивается жесткость узла • уменьшается уровень шума при работе подшипника • увеличивается точность вращения вала • компенсируются процессы износа и смятия деталей в процессе эксплуатации • увеличивается срок службы подшипника. Высокая жесткость Жесткость подшипника (в Н/мкм) определяется как отношение силы, действующей на подшип ник, к упругой деформации в подшипнике. Упругие деформации под воздействием нагруз ки у подшипника с преднатягом будут меньше, чем у подшипников, не имеющих преднатяга. Малошумность Чем меньше рабочий зазор в подшипнике, тем лучше направление тел качения в ненагружен ной зоне и меньше уровень шума при работе подшипника. Точность вращения вала Подшипники, установленные с преднатягом, обеспечивают более точное направление вала, т.к. преднатяг ограничивает изгиб вала под действием нагрузки. Например, более точное направление вала и повышенная жесткость установленных с преднатягом подшипников ведущих шестерен и дифференциалов означает, что зацепление шестерен будет точным и неиз менным, а дополнительные динамические силы будут минимальными. В результате работа зубчатой передачи будет малошумной и срок ее службы увеличится. Компенсация износа и усадки В процессе износа и пластического смятия сопряженных деталей зазор в подшипниковом узле увеличивается; это увеличение, однако, можно компенсировать при помощи преднатяга. Увеличение срока службы В определенных случаях преднатяг подшипни ковых узлов позволяет повысить их эксплуата ционную надежность и продлить срок службы. Правильно рассчитанная величина преднатяга оказывает благоприятное влияние на распреде ление нагрузки в подшипниках и, следова тельно, увеличивает их срок службы ( † раздел «Поддержание правильной величины преднатяга» на стр. 216). Определение силы преднатяга Преднатяг может выражаться в виде силы или расстояния, хотя основным техническим пара метром является усилие преднатяга. В зависи мости от способа регулировки предварительный натяг косвенно влияет на момент трения в подшипнике. Эмпирические величины оптимальных сил предварительного натяга можно получить из апробированных конструкций, технические характеристики которых используются при разработке подобных конструкций. Для новых конструкций SKF рекомендует производить расчет силы преднатяга и проверять точность таких расчетов посредством испытаний. Поскольку, как правило, не все факторы, влияю щие на реальные условия эксплуатации, бывают точно известны, на практике могут потребо ваться поправки и уточнения. Надежность расче тов, прежде всего, зависит от того, насколько точно прогнозируемый температурный режим работы и упругое поведение сопряженных деталей и, самое главное, корпуса соответствуют реальным условиям эксплуатации. При определении величины предваритель ного натяга прежде всего нужно рассчитать силу преднатяга, требуемую для обеспечения оптимального сочетания жесткости, срока службы и эксплуатационной надежности подшипника. Затем рассчитывается сила пред натяга, прикладываемая при монтаже подшип ника. В процессе монтажа сохраняется обычная температура окружающей среды, а подшипники не подвергаются рабочей нагрузке. Величина преднатяга при нормальной рабо чей температуре зависит от нагрузки на подшип ник. Радиальноупорные шарикоподшипники или конические роликоподшипники способны воспринимать радиальные и осевые нагрузки, действующие одновременно. Под воздействием радиальной нагрузки в подшипнике возникает сила, действующая в осевом направлении, которая, как правило, должна восприниматься вторым «зеркально» расположенным подшип ником. Чисто радиальное смещение одного кольца подшипника относительно другого будет означать, что половина окружности подшипника (то есть половина тел качения) Применение подшипников 208 |