SKF. Общий каталог подшипников - часть 43

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 43

 

 

Таблицы допусков

Величины допусков на диаметры вала и от­

верстия корпуса, приведенные в таблица 7 и 8, 

позволяют установить следующие характери­

стики посадки

•  верхние и нижние предельные отклонения 

диаметра отверстия и наружного диаметра 

подшипников нормального класса точности

•  верхние и нижние предельные отклонения 

диаметра вала и отверстия корпуса согласно 

стандарту ISO 286­2:1988

•  наименьшие и наибольшие величины 

теоретического натяга (+) или зазора (–)  

в посадке

•  наименьшие и наибольшие величины 

вероятного натяга (+) или зазора (–)  

в посадке

Соответствующие величины допусков посадоч­

ных мест подшипников на валах приведены  

в следующих таблицах

e7, f5, f6, g5, g6  

в таблице 7aстр. 174 и 175

h5, h6, h8, h9, j5  

в таблице 7bстр. 176 и 177

j6, js5, js6, js7, k4  

в таблице 7cстр. 178 и 179

k5, k6, m5, m6, n5  

в таблице 7dстр. 180 и 181

n6, p6, p7, r6, r7  

в таблице 7eстр. 182 и 183

Соответствующие величины допусков для 

посадочных мест подшипников в корпусах 

приведены в следующих таблицах

F7, G6, G7, H5, H6  

в таблице 8aстр. 184 и 185

H7, H8, H9, H10, J6  

в таблице 8bстр. 186 и 187

J7, JS5, JS6, JS7, K5  

в таблице 8cстр. 188 и 189

K6, K7, M5, M6, M7  

в таблице 8dстр. 190 и 191

N6, N7, P6, P7  

в таблице 8eстр. 192 и 193

Допуски диаметра отверстия и наружного диа­

метра для подшипников нормального класса 

точности, для которых были рассчитаны пре­

дельные величины, действительны для всех 

метрических подшипников качения, за исклю­

чением метрических конических роликопод­

шипников с размерами d ≤ 30 мм и D ≤ 150 мм 

и упорных подшипников с размерами D ≤ 150 

мм. Допуски на диаметр этих подшипников не 

соответствуют нормальному классу точности 

других подшипников качения (

 см. таблицы  

допусков на стр. 125 и 132).

Величины вероятного натяга или зазора 

охватывают 99 % всех комбинаций теоретиче­

ского натяга или зазора.

При использовании подшипников, точность 

которых превышает нормальный класс, сужен­

ные допуски диаметра отверстия и наружного 

диаметра означают, что величина натяга или 

зазора будет соответственно уменьшена. Если 

при этом требуется более точный расчет поса­

док, рекомендуем обратиться в техническую 

службу SKF.

Посадки для полых валов

Если подшипники устанавливаются с натягом 

на полый вал, то для достижения такого же по 

величине контактного давления на посадоч­

ной поверхности внутреннего кольца подшип­

ника должна использоваться более плотная 

посадка, чем для сплошных валов. При выборе 

посадки необходимо учитывать следующие 

отношения диаметров:

 

d

i

 

d

c

i

 = — и c

e

 = — 

 

d

e

Величина натяга не претерпевает заметного 

изменения до тех пор, пока отношение 

диаметров полого вала c

i

 ≥ 0,5. Если наружный 

диаметр внутреннего кольца неизвестен, отно­

шение диаметров e можно рассчитать с доста­

точной точностью по следующей формуле:

 

d

c

e

 = —————,

 

k (D – d) + d

где

c

i

  = отношение диаметров полого вала

c

e

  = отношение диаметров внутреннего кольца 

подшипника

d  = наружный диаметр полого вала, диаметр 

отверстия подшипника, мм

d

i

  = внутренний диаметр полого вала, мм

Применение подшипников

172

d

e

 = наружный диаметр внутреннего кольца, мм

D  = наружный диаметр подшипника, мм

k  = коэффициент, зависящий от типа подшип­

ника: 

    для самоустанавливающихся шарикопод­

шипников серии 22 и 23 – k = 0,25 

    для цилиндрических роликоподшипников 

– k = 0,25  

для всех остальных подшипников – k = 0,3

Чтобы определить необходимую величину 

натяга при установке подшипника на полый 

вал, используют величину среднего вероят­

ного натяга, рассчитанную по рекомендован­

ным допускам для сплошных валов такого же 

диаметра. Если пренебречь пластической 

деформацией (сглаживанием) сопряженных 

поверхностей, возникающей при монтаже, то 

величина эффективного натяга может быть 

приравнена к величине среднего вероятного 

натяга.

Величина натяга D

H

, необходимая для полого 

стального вала, может быть определена по 

отношению к известной величине D

V

 для сплош­

ного вала из диаграммы 1. Величина D

V

 равна 

средней величине между предельными вели­

чинами вероятного натяга для сплошного 

вала. Затем допуск для полого вала подби­

рается с таким расчетом, чтобы величина 

Диаграмма 1

Зависимость величины натяга D

H

, требуемой для полого стального вала, от известной величины натяга  

D

V

 сплошного стального вала





%

)



%

7











 









D

F

D

J

E

F

E

J

E

среднего вероятного натяга была как можно 

ближе к величине натяга D

H

, полученной из 

диаграммы 1.

Пример 

Радиальный шарикоподшипник 6208 с d =  

40 мм и D = 80 мм должен быть установлен на 

полый вал, имеющем отношение диаметров  

c

i

 = 0,8. Какова величина необходимого натяга 

и каковы допуски диаметра вала?

Если бы подшипник монтировался на сплош­

ной стальной вал и подвергался воздействию 

нормальных нагрузок, следовало бы использо­

вать рекомендованный допуск к5. Из таблицы 

7d, стр. 180, для вала диаметром 40 мм средний 

вероятный натяг равен D

V

 = (22 + 5)/2 = 13,5 мкм. 

Для c

i

 = 0,8 и

 

40

c

e

 = ———————— = 0,77,

 

0,3 (80–40) + 40

поэтому из диаграммы 1 отношение D

H

/D

V

 = 

1,7. Таким образом, необходимый натяг для 

полого вала D

H

 = 1,7 ™ 13,5 = 23 мкм. Следо­

вательно, для полого вала выбирается допуск 

m6, т. к. при этом получается средний вероят­

ный натяг требуемого порядка.

173

Применение подшипников

 

 

3 

–8 

–14 

–24 

–6 

–10 

–6 

–12 

–2 

–6 

–2 

–8

 

 

 

 

–6 

–24

24 

+2 

–10 

+2 

–12 

+6 

–6 

+6 

–8

 

 

 

 

–8

 

–22 

+1 

–9 

–10 

+5 

–5 

+4 

–6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 

–8 

–20 

–32

 

–10 

–15 

–10 

–18 

–4 

–9 

–4 

–12

 

 

 

 

–12 

–32 

–2 

–15 

–2 

–18 

+4 

–9 

+4 

–12

 

 

 

 

–14 

–30 

–3 

–14 

–4 

–16 

+3 

–8 

+2 

–10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

–8 

–25 

–40 

–13 

–19 

–13 

–22 

–5 

–11 

–5 

–14

 

 

 

 

–17 

–40 

–5 

–19 

–5 

–22 

+3 

–11 

+3 

–14

 

 

 

 

–20 

–37 

–7 

–17 

–7 

–20 

+1 

–9 

+1 

–12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

18 

–8 

–32 

–50 

–16 

–24 

–16 

–27 

–6 

–14 

–6 

–17

 

 

 

 

–24 

–50 

–8 

–24 

–8 

–27 

+2 

–14 

+2 

–17

 

 

 

 

–27 

–47 

–10 

–22 

–10 

–25 

–12 

–15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

30 

–10 

–40 

–61 

–20 

–29 

–20 

–33 

–7 

–16 

–7 

–20

 

 

 

 

–30 

–61 

–10 

–29 

–10 

–33 

+3 

–16 

+3 

–20

 

 

 

 

–33 

–58 

–12 

–27 

–13 

–30 

+1 

–14 

–17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 

50 

–12 

–50 

–75 

–25 

–36 

–25 

–41 

–9 

–20 

–9 

–25

 

 

 

 

–38 

–75 

–13 

–36 

–13 

–41 

+3 

–20 

+3 

–25

 

 

 

 

–42 

–71 

–16 

–33 

–17 

–37 

–17 

–1 

–21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 

80 

–15 

–60 

–90 

–30 

–43 

–30 

–49 

–10 

–23 

–10 

–29

 

 

 

 

–45 

–90 

–15 

–43 

–15 

–49 

+5 

–23 

+5 

–29

 

 

 

 

–50 

–85 

–19 

–39 

–19 

–45 

+1 

–19 

+1 

–25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80 

120 

–20 

–72 

–107  –36 

–51 

–36 

–58 

–12 

–27 

–12 

–34

 

 

 

 

–52 

–107  –16 

–51 

–16 

–58 

+8 

–27 

+8 

–34

 

 

 

 

–59 

–100  –21 

–46 

–22 

–52 

+3 

–22 

+2 

–28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120 

180 

–25 

–85 

–125  –43 

–61 

–43 

–68 

–14 

–32 

–14 

–39

 

 

 

 

–60 

–125  –18 

–61 

–18 

–68 

+11 

–32 

+11  –39

 

 

 

 

–68 

–117  –24 

–55 

–25 

–61 

+5 

–26 

+4 

–32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

180 

250 

–30 

–100  –146  –50 

–70 

–50 

–79 

–15 

–35 

–15 

–44

 

 

 

 

–70 

–146  –20 

–70 

–20 

–79 

+15 

–35 

+15  –44

 

 

 

 

–80 

–136  –26 

–64 

–28 

–71 

+9 

–29 

+7 

–36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

250 

315 

–35 

–110  –162  –56 

–79 

–56 

–88 

–17 

–40 

–17 

–49

 

 

 

 

–75 

–162  –21 

–79 

–21 

–88 

+18 

–40 

+18  –49

 

 

 

 

–87 

–150  –29 

–71 

–30 

–79 

+10 

–32 

+9 

–40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

315 

400 

–40 

–125  –182  –62 

–87 

–62 

–98 

–18 

–43 

–18 

–54

 

 

 

 

–85 

–182  –22 

–87 

–22 

–98 

+22 

–43 

+22  –54

 

 

 

 

–98 

–169  –30 

–79 

–33 

–87 

+14 

–35 

+11  –43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400 

500 

–45 

–135  –198  –68 

–95 

–68 

–108  –20 

–47 

–20 

–60

 

 

 

 

–90 

–198  –23 

–95 

–23 

–108  +25 

–47 

+25  –60

 

 

 

 

–105  –183  –32 

–86 

–35 

–96 

+16 

–38 

+13  –48

 



°

Таблица 7a

Применение подшипников

Вал 

 

Подшипник 

Отклонение диаметра вала, результирующие посадки

Номинальный  Допуски диаметра 

Допуски

диаметр  

отверстия 

 

 

D

dmp

  

 

e7 

 

f5 

 

f6 

 

g5 

 

g6

 

 

 

 

Отклонения (диаметр вала)

 

 

 

 

Теоретическая величина натяга (+)/зазор (–)

свыше  до 

нижн.  верхн. 

Вероятная величина натяга (+)/зазор (–)

мм 

 

мкм 

 

мкм

174

 

 

500 

630 

–50 

–145  –215  –76 

–104  –76 

–120  –22 

–50 

–22 

–66

 

 

 

 

–95 

–215  –26 

–104  –26 

–120  +28 

–50 

+28  –66

 

 

 

 

–111  –199  –36 

–94 

–39 

–107  +18 

–40 

+15  –53

630 

800 

–75 

–160  –240  –80 

–112  –80 

–130  –24 

–56 

–24 

–74

 

 

 

 

–85 

–240  –5 

–112  –5 

–130  +51 

–56 

+51  –74

 

 

 

 

–107  –218  –17 

–100  –22 

–113  +39 

–44 

+34  –57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

800 

1 000  –100 

–170  –260  –86 

–122  –86 

–142  –26 

–62 

–26 

–82

 

 

 

 

–70 

–260  +14 

–122  +14 

–142  +74 

–62 

+74  –82

 

 

 

 

–97 

–233  0 

–108  –6 

–122  +60 

–48 

+54  –62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 000  1 250  –125 

–195  –300  –98 

–140  –98 

–164  –28 

–70 

–28 

–94

 

 

 

 

–70 

–300  +27 

–140  +27 

–164  +97 

–70 

+97  –94

 

 

 

 

–103  –267  +10 

–123  +3 

–140  +80 

–53 

+73  –70

1 250  1 600  –160 

–220  –345  –110  –160  –110  –188  –30 

–80 

–30 

–108

 

 

 

 

–60 

–345  +50 

–160  +50 

–188  +130  –80 

+130  –108

 

 

 

 

–100  –305  +29 

–139  +20 

–158  +109  –59 

+100  –78

1 600  2 000  –200 

–240  –390  –120  –180  –120  –212  –32 

–92 

–32 

–124

 

 

 

 

–40 

–390  +80 

–180  +80 

–212  +168  –92 

+168  –124

 

 

 

 

–90 

–340  +55 

–155  +45 

–177  +143  –67 

+133  –89



°

Таблица 7a

Допуски валов и результирующие посадки

Вал 

 

Подшипник 

Отклонение диаметра вала, результирующие посадки

Номинальный  Допуски диаметра 

Допуски

диаметр  

отверстия 

 

 

D

dmp

  

 

e7 

 

f5 

 

f6 

 

g5 

 

g6

 

 

 

 

Отклонения (диаметр вала)

 

 

 

 

Теоретическая величина натяга (+)/зазор (–)

свыше  до 

нижн.  верхн. 

Вероятная величина натяга (+)/зазор (–)

мм 

 

мкм 

 

мкм

175

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..