Борьба с пожарами (ответы) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Борьба с пожарами (ответы)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Борьба с пожарами (ответы) - часть 6

 

 

Информация раздела оперативного плана в случае аварии необходима ГКП (капитану) для принятия решения 

о технической возможности и целесообразности борьбы за спасение судна в тяжелых случаях повреждений 

пли о спасении экипажа.  
4.4.3. 

Часть II представляет непосредственно оперативный план по борьбе с водой и содержит регламентацию 

срочных  действий  ходовых  вахт  и  должностных  лиц  в  первые,  важнейшие  минуты  после  объявления 

общесудовой тревоги до поступления специальных указаний с ГКП.  

Здесь  также  приведены  рекомендации  о  мерах  по  сохранению  и  восстановлению  остойчивости  и  посадки 

аварийного  судна  из  Информации  по  аварийной  посадке  и  остойчивости  для  каждого  конкретного  случая 

затопления.  

В  качестве  справочных  материалов  к  части  II  могут  использоваться  схемы:  расположения  (и 

производительность) средств осушения; размещения аварийного снабжения; заводки и крепления пластыря.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. 

Когда отрабатываются оперативные планы по борьбе с водой и пожаром 

Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью 

повседневной службы, которая направлена на наиболее рациональное распределение 

членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств и 

аварийно-спасательного имущества (далее - АСИ) при авариях, возникновении взрывов и 

пожаров 

Общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром проводят в соответствии 

с одним из оперативных планов пожаротушения. 

Дата и наименование помещения, оперативный план которого отрабатывался во время 

учебной тревоги, а также количество участвовавших должны быть зарегистрированы в 

соответствующем разделе пожарно-контрольного формуляра. 

Эту регистрацию осуществляет лицо, проводившее общесудовое учение или учебную 

тревогу по борьбе с пожаром (обязательно должны быть указаны его должность, фамилия 

и инициалы). 

Учения по пожарной тревоге проводят в различное время суток, при любых погодных 

условиях, с вводом условных отказов оборудования. 

Периодичность судовых тренировок и учений обуславливается степенью готовности 

экипажа и реальными возможностями. Однако такие тренировки и учения не могут 

проходить реже, чем это предписано Конвенцией СОЛАС-74. 

В зависимости от уровня подготовки экипажа общесудовое учение может проводиться в 

простых или сложных условиях (темное время суток, задымление помещений, штормовая 

погода, выход из строя судовой трансляции и т. д.). 

на пассажирских судах (в соответствии с требованиями СОЛАС-74) сборы экипажа для 

шлюпочного учения и учения по борьбе с пожаром должны проводиться еженедельно, а 

сбор пассажиров проводится не позднее чем через 24 ч после выхода из порта. 

На грузовых судах сбор экипажа для шлюпочного учения, учения по борьбе с пожаром 

производится не реже одного раза в месяц. Если в порту отхода более 25% экипажа было 

заменено, то сбор экипажа для шлюпочного учения и учения по борьбе с пожаром 

производится не позднее чем через 24 ч после выхода из этого порта. 

 
 

 

22. 

Аварийное снабжение, его комплектность и расположение на судне 

Аварийное снабжение размещается на аварийных постах, которые должны располагаться выше палубы 

переборок в разных аварийных зонах. В машинных помещениях аварийный пост должен находиться не ниже 

второго яруса. Основные аварийные посты совмещают с пожарными постами, кроме того, на судне создают 

местные аварийные и пожарные посты, комплектация которых зависит от их назначения и района расположе-

ния. 
Все предметы, входящие в комплект аварийного имущества, маркируют синим цветом - окрашивают 

полностью или наносят полосу. На аварийных постах синей краской наносят надпись "Аварийный пост". На 

палубе и в проходах указывают места расположения аварийного снабжения. 
В комплект аварийного имущества входят: пластыри разных типов, аварийный инвентарь, аварийные ма-

териалы и аварийный инструмент. 
Аварийный инвентарь состоит из комплекта следующих приспособлений: раздвижных упоров (а), 

аварийных струбцин (б), крючковых болтов (в), болтов (г) с поворотной головкой, подушек с куделью и 

шпигованных матов. Конструкция приспособлений позволяет ускорить работы по ликвидации аварийных 

повреждений корпуса судна при высокой надежности. 

  

Аварийные материалы представляют собой следующий 

основной набор: доски сосновые — для изготовления щитов 

и пластырей; брусья сосновые — для подкрепления палуб, 

переборок и прижатия щитов; клинья сосновые и березовые 

— для заделки небольших трещин, щелей и расклинивания 

упоров и щитов; пробки сосновые разных диаметров для 

заделки отверстий и иллюминаторов; песок, цемент и 

отвердитель цемента — для установки цементных ящиков; 

войлок грубошерстный, пакля смоляная, парусина суровая, 

резина — для уплотнения щитов и пластырей; скобы, болты 

с гайками разных размеров, гвозди; сурик и жир техничес-

кий и др. 

 

Аварийный инструмент — это наборы такелажного и 

слесарного инструмента: кувалда, молоток, мушкель 

такелажный, пробойное зубило, свайка, долото, клещи, 

просечки, бурав стержневой. 

  

Хранение аварийного снабжения. Требования к хранению 

аварийного снабжения: 
мягкие пластыри хранят на стеллажах, банкетках или в 

подвешенном к подволоку состоянии, приспособления для 

их заводки — рядом в специальном ящике; 
сыпучие и жидкие аварийные материалы (цемент, 

отвердитель цемента, сурик, жир технический и др.) должны 

храниться в специальной таре, надежно защищающей их от 

сырости и высыхания; тара должна иметь маркировку синей 

краской и четкую надпись с указанием хранящегося в ней 

материала, его массы и срока хранения; 
набор слесарного и такелажного инструмента должен 

храниться в специальных сумках, удобных для 

транспортировки; 

 

 

 

легководолазное снаряжение должно храниться в 

специальном аварийном посту, кладовой или ящике в 

строгом соответствии с инструкцией; 
лесоматериалы (брусья, доски) и другие крупногабаритные 

предметы разрешается хранить отдельно от остального 

снаряжения — на палубах надстроек и рубок. 

  

  

4.2. Пластыри. Особое место в комплекте аварийного 

снабжения занимают пластыри, устройство, размеры и 

применение которых определяются требованиями Морского 

регистра. На судах применяют пластыри трех основных 

типов, простые по устройству и универсальные по 

действию. 

 

Кольчужный пластырь (рис. 1.2, а) состоит из сетки-

кольчуги, изготовленной из оцинкованного металлического 

каната с квадратными ячейками и выполняющей роль 

основы пластыря. Сетка-кольчуга по периметру окантована 

стальным канатом, соединенным бензелями с ликтросом 

пластыря. На основу с каждой стороны нанесены по два 

слоя водоупорной парусины, прошитой насквозь по всему 

пластырю. Ликтрос пластыря изготовлен из смоляного 

пенькового каната с четырьмя заделанными по углам 

каплевидными коушами и с четырьмя круглыми коушами — 

посередине каждой стороны. К коушам крепятся 

подкильные концы, шкоты, оттяжки и контрольный штерт. 

Пластырь обладает высокой прочностью и позволяет 

закрывать очень большие пробоины, обеспечивая высокую 

плотность прилегания. Размеры пластыря 3x3 или 4,5x4,5 м; 

он входит в аварийное снабжение судов неограниченного 

района плавания длиной более 150 м, кроме танкеров. 
Облегченный пластырь (рис. 1.2, б) состоит из двух слоев 

водоупорной парусины и прокладки из грубошерстного 

войлока между ними. По всей плоскости пластыря сделаны 

диагональные сквозные прошивки на расстоянии 200 мм 

друг от друга. По периметру пластырь окантован смоляным 

пеньковым ликтросом с заделанными по углам четырьмя 

каплевидными коушами и посередине трех сторон — 

круглыми коушами. С одной стороны пластыря на 

расстоянии 0,5 м друг от друга нашиты карманы для 

металлических стержней или труб, придающих пластырю 

жесткость. Размеры пластыря 3x3 м, он входит в аварийное 

снабжение судов неограниченного района плавания длиной 
70

—150 м или танкеров независимо от их длины. 

Шпигованный пластырь (рис. 1.2, в) состоит из двух слоев 

водоупорной парусины и наложенного на них по всей 

плоскости шпигованного мата ворсом наружу, по периметру 

пластырь окантован смоляным пеньковым ликтросом с 

коушами. По всей плоскости выполнена сквозная прошивка 

с размерами квадрата 400x400 мм. Пластырь имеет размеры 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..