Борьба с пожарами (ответы) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Борьба с пожарами (ответы)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Борьба с пожарами (ответы) - часть 7

 

 

2x2 м и входит в аварийное снабжение судов 

неограниченного района плавания длиной 24—70 м.  
Учебный пластырь, пластырь Макарова (рис. 5.2, г) 

имеется на всех судах с целью тренировок по заводке 

пластыря. Он имеет размеры 2x2 м и отличается от 

шпигованного пластыря отсутствием шпигованного мата — 

только два слоя водоупорной прошитой парусины, 

окантованной ликтросом с коушами. При необходимости 

может использоваться в качестве дополнительного боевого 

пластыря. 
Деревянный жесткий пластырь (рис. 1.2, д) состоит из 

двух деревянных щитов с взаимно перпендикулярным 

расположением досок, между которыми проложен слой 

парусины. По периметру внутреннего щита пробиты 

подушки из смоляной пакли и парусины. Размер, как 

правило, не превышает размера одной шпации; пластырь 

часто входит в аварийное снабжение МП

 

 
 

 

 

 

23. 

Как ставят цементные ящики. Состав бетона, ускорители затвердения 

 

Заделка  повреждений  корпуса  судна  при  помощи  бетона  обладает  значительными  преимуществами  перед 

другими  способами,  так  как  отличается  надежностью,  долговечностью  и  герметичностью.  С  помощью 

бетонирования  можно  не  только  устранить  водонепроницаемость  корпуса,  но  и  частично  восстановить 

местную  прочность  в  районе  поврежденного  корпуса.  Заделка  пробоин  бетоном  проводится  для  более 

надежной  герметизации  корпуса  судна  после  временной  заделки  пробоины  пластырем,  особенно  в 

труднодоступных местах (под фундаментами паровых котлов, механизмов, в оконечностях и на скулах судна). 

Кроме  того,  практика  показала,  что  в  большинстве  случаев  только  бетонированием  удается  восстановить 

герметичность затопленных отсеков судна, сидящего на камнях или на жестком грунте. 

Недостатки бетонирования повреждений заключаются в том, что это очень сложная и трудоемкая процедура. 

Бетон плохо переносит вибрацию и обладает малым сопротивлением растяжению. Бетонирование необходимо 

осуществлять в сухом помещении, так как подводное бетонирование намного труднее и менее надежно. 

Бетонированием  могут  заделываться  надводные  и  подводные  пробоины.  Простейшей  является  заделка 

пробоин, расположенных выше действующей ватерлинии, в том случае если нет возможности заварить эти 

неплотности при помощи газо- или электросварки. Такая заделка выполняется при наличии в обшивке мелких 

отверстий,  трещин,  которые  предварительно  закрывают  пластырями,  пробками,  клиньями;  законопачивают; 

корпус  судна  в  районе  повреждения  тщательно  очищают,  в  труднодоступных  местах  его  можно  прожечь 

паяльной лампой; затем устанавливают опалубку и заливают бетоном. 
 

Установка цементного ящика. В целом организация установки цементного ящика на пробоину, 

расположенную в подводной части корпуса судна, осуществляется следующим образом : 

 

если есть возможность установить мягкий пластырь на пробоину с внешней стороны корпуса, это 

сделать целесообразно, исключая большие протечки воды в аварийный отсек;  

 

изнутри аварийного отсека на пробоину необходимо установить и раскрепить жесткий пластырь в 

виде деревянного с мягкими бортами; если на судне нет пластыря необходимого размера, его следует 

изготовить;  

 

борт в районе пробоины тщательно очищают;  

 

сколачивают деревянную внутреннюю опалубку (ящик) вокруг пробоины (вокруг жесткого пластыря 

или пробок, юшньев), состоящую из четырех стенок и крышки; опалубку рекомендуется плотно 

прижать к аварийному борту; щели в ящике тщательно заделывают (проконопачивают); если 

позволяет ситуация, целесообразнее использовать металлическую коробку;  

 

в нижней части ящика проделывают отверстие и устанавливают с небольшим уклоном дренажную 

металлическую трубку (диаметр трубки необходимо подобрать таким образом, чтобы вода 

свободно сливалась без напора);  

 

над внутренней опалубкой устанавливают второй, наружный ящик (опалубка) большего размера, 

состоящий только из четырех стенок (без верхней крышки); расстояние между стенками наружного и 

внутреннего ящиков и превышение над крышкой должно быть не менее 250 мм;  

 

длину дренажной трубки подбирают с тем расчетом, чтобы она выходила за пределы наружного ящика 

(опалубки);  

 

после закрепления опалубок пространство между стенками ящиков заполняют предварительно 

приготовленным цементным раствором;  

после окончательного затвердения цементного раствора отверстие в дренажной трубке забивают деревянной 

пробкой. 
Приготовление цементного раствора. Цементный раствор (бетон) необходимо изготовлять вблизи места 

работы (если позволяют размеры аварийного отсека) на специальном настиле с бортами из плотно сбитых 

досок. 
Компоненты цементного раствора и их соотношение: 

1. 

быстротвердеющий цемент (портландцемент, глиноземный, цемент Байдалина или другие) — 1 часть;  

2. 

наполнитель (песок, гравий, битый кирпич, в крайнем случае шлак) — 2 части;  

3. 

ускоритель твердения бетона (жидкое стекло - 5—8% общего состава смеси, каустическая сода — 5—

6%, хлорид кальция - 8—10%, соляная кислота — 1—1,5%);  

4. 

вода (пресная либо забортная, однако приготовление бетона на морской воде уменьшает его прочность 

на 10%) — по потребности. 

Вначале на настил высыпают наполнитель (песок), сверху — цемент, затем составные части цемента 

перемешивают, работают, как правило, вдвоем, загребая лопатами навстречу друг другу. 
На середину смеси порциями необходимо наливать воду и тщательно перемешивать до получения 

однородной массы, напоминающей густое тесто. 
Для сокращения сроков твердения цементного раствора добавляют ускорители в процентах относительно 

общего состава смеси, указанных выше. 
Приготовленным раствором немедленно заполняют пространство между внутренней и внешней опалубкой. 

Цемент схватывается примерно через 8—12 ч, а окончательно затвердевает через 3 сут. 
При бетонировании значительных пробоин в раствор целесообразно установить арматуру (связанные 

проволокой стальные пруты), приваренную к корпусу судна. 
Различные варианты бетонирования повреждений показаны на рисунках 2 - 7. Установка цементного ящика 

(бетонирование) является временной мерой. Поэтому при постановке судна в док или по его приходе в порт 

поврежденные связи заменяют или заваривают отверстия. В том случае, когда нет возможности поставить 

судно в док, бетонную заделку на корпусе судна обваривают, т.е. заключают в привариваемую к корпусу 

стальную коробку. При этом, если есть возможность, то снаружи или изнутри заваривают саму трещину или 

разошедшийся шов в корпусе судна. Листы, образующие стенку коробки вокруг бетонной заделки или 

цементного ящика, обычно приваривают непосредственно к обшивке или набору судна. Затем все свободное 

пространство цементного ящика заполняют новым раствором и сверху заваривают накладными листами. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24. 

Причины пожаров на судне 

Анализ пожаров на судах показывает, что основными причинами возникновения пожара являются нарушения 

правил эксплуатации технических средств, нарушение правил выполнения грузовых операций и перевозки 

грузов, нарушение общесудовых правил пожарной безопасности пассажирами и членами экипажа. 
При этом в большинстве случаев, человеческий фактор является определяющим в возникновении пожара  
Основными причинами пожара на палубе и надстройке являются: 
• нарушение правил выполнения грузовых операций и бункеровки судна; 
• курение в неустановленных местах; 
• неисправности искрогасительных устройств на трубах; 
• нарушение правил перевозки грузов на верхней палубе; 
• нарушение герметичности тары и сосудов с пожароопасными веществами; 
• нарушение правил выполнения работ с открытым огнем. 
Основными причинами возникновения пожара в каютах и служебных помещениях являются: 
• неосторожность обращения с открытым огнем и курение в каютах; 
• неисправности электропроводки и освещения; 
• нарушение правил эксплуатации и использование нештатного бытового электрооборудования; 
• хранение легковоспламеняющихся жидкостей и промасленной одежды в каютах; 
• скопление мусора в каютах и на рабочих местах. 
Причиной возникновения пожара на камбузе является: 
• неисправность электрооборудования камбуза; 
• нарушение правил и технологии приготовления пищи; 
• отсутствие контроля за работающим оборудованием 
Причиной возникновения пожара в малярных и шкиперских кладовых являются: 
• нарушение правил выполнения покрасочных работ; 
• нарушение правил хранения лакокрасочных материалов и шкиперского имущества; 
• неосторожное обращение и разлив лакокрасочных материалов; 
• неосторожное обращение с огнем; 
• неисправности электропроводки и освещения в помещении; 
• самовозгораемость шкиперского имущества; 
• нарушение правил приготовления и работы с лакокрасочными материалами и растворителями 
Основными причинами возникновения пожара в машинном помещении являются: 
• утечка и распыл топлива и масла через не герметичность трубопроводов; 
• перегрузка и неисправность фидеров главного распределительного щита; 
• неисправность тепловой изоляции выхлопных трубопроводов дизелей; 
• перегрев узлов двигателей внутреннего сгорания, прорыв газов в картер; 
• нарушение правил вскрытия и ремонта главных двигателей; 
• неисправное состояние и перегрузка кабельных трасс; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..