"НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО..." - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

"НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО..." - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

 

                  

   В стихотворении "Пленный рыцарь" мы обновили в  соз-

нании  учеников понятие метафоры.  Сейчас оно нам снова

пригодится.  Стихотворение  Лермонтова,  если  понимать

текст в прямом значении,  можно отнести к пейзажной ли-

рике. Однако по своему глубинному смыслу оно лирико-фи-

лософское.  Пейзаж  имеет в тексте характер развернутой

метафоры. Речь в стихотворении идет об отношениях между

людьми.  После  того как учащиеся прослушали,  прочли и

усвоили незнакомую им  лексику  стихотворения,  следует

обратить их внимание на метафорическое построение текс-

та и на соотношение в нем прямых ("пейзажных") и  пере-

носных ("человеческих") значений.  Прежде всего,  можно

попросить учащихся  выделить  словесные  характеристики

сосны и пальмы как растений:  сосна "стоит...  на голой

вершине", "пальма растет" "на утесе". После этого можно

спросить учеников, говорят ли обычно о деревьях (в пря-

мом смысле),  что они "дремлют",  что "им снится",  что

они "грустны", так как одиноки.                       

   Получив ответ,   что  подобные  чувства  и  действия

свойственны не деревьям,  а людям,  учеников нужно под-

вести к пониманию двойного,  метафорического построения

значений текста.                                      

   Затем выделяются два главных вопроса:              

   1. Сопоставление стихотворения Лермонтова с характе-

ристикой  стихотворения  Гейне.  Необходимо,  чтобы

ученики поняли,  что Лермонтов заменил  любовный  сюжет

немецкого  оригинала общефилософским.  Вопрос граммати-

ческого рода "героя" стихотворения  Гейне  и  "героини"

(сосны) у Лермонтова должен быть особо подчеркнут,  так

как эта важная черта может ускользнуть от внимания уча-

щихся, которые на родном языке не знают категории рода.

   Если ученики его класса изучают немецкий язык,  учи-

тель может провести интересную работу по  сопоставлению

оригинала Гейне с вольным его переложением Лермонтовым,

произведя сопоставительный анализ стиля двух  стихотво-

рений. Здесь уместно обратиться за помощью к преподава-

телю немецкого языка,  который может не только  прокон-

сультировать  коллегу-русиста,  но  и  изучить на своих

уроках с учениками текст Гейне.                        

  

Heinrich Heine

                                     

   Ein Fichtenbaum steht einsam  

Im  Norden  auf  kahler Hoh.

    Ihn schlafert; mit weisser Decke

 Umhullen ihn Eisund Schnee. 

                                           

   Er traumt von einer Paime,   

Die, fern im Morgenland,  

        Einsam  und  schweigend  trauert  

Auf brennender Felsenwand.

                                                 

                                                      

2.  Обсуждаются две основные темы стихотворения: 

   а) Тема столкновения мечты и реальности.           

   Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, за-

мерзающая "на голой вершине", "на севере диком". Вторая

картина - сон сосны.  Пальма существует в воображении,

сне,  мечте сосны.  Ее бытие  имеет  условный  характер

(этот момент пригодится позже,  при анализе стихотворе-

ния "Сон",  поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает

вторую тему.                                          

   б) Раскрытие мира мечты.                            

   Естественно было бы предположить,  что замерзающая и

страдающая от одиночества сосна мечтает о другой -  ве-

селой и счастливой - пальме.  Но пальма, которая снится

сосне,  похожа на нее;  она так же несчастлива на своем

юге,  как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре-

мится не к благополучию,  а к преодолению  одиночества,

он мечтает о другом одиноком существе,  которое так же,

как и он,  рвется к общению.  Учащиеся не поймут поэзии

Лермонтова, если будут думать, что главная беда его ге-

роя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физи-

ческого холода и снега на диком севере.  Холод, который

имеет в виду Лермонтов,  - душевный  холод.  Герой  его

жаждет душевного тепла,  общения,  единства, а страдает

от разобщенности и невозможности  соединения.  В  поэме

Лермонтова "Мцыри" герой мечтает:                     

  

   Хотя на миг когда-нибудь                           

   Мою пылающую грудь                                 

   Прижать с тоской к груди другой,                   

   Хоть незнакомой, но родной...                       

  

Работа над звуковой организацией стихотворения. Сти-

хотворение "На севере диком...",  внимательно прочитан-

ное,  привлечет учащихся высокой музыкальностью.  Текст

удобен для того,  чтобы продемонстрировать  законы  его

звуковой организации.  Первые две строки создают звуко-

вой образ пейзажа повторением фонем "с", "т", "н" ("се-

вере",  "стоит",  "сосна",  "одиноко", "снегом", "сыпу-

чим"). Так же отчетливо организована в первых двух сти-

хах и система гласных:  решительный перевес имеют глас-

ные переднего ряда "е",  "и" и слаболабиализованная фо-

нема "о". Рисунок гласных выглядит так (ударные выделе-

ны):  иееенооноиооиооенеоа.. Из схемы видно, что фонема

"а",  открытая  и  резко  выпадающая  из общего рисунка

строк,  встречается только в трех местах   в  начале,

конце и середине,  создавая как бы контрастную рамку. В

ударном положении "а" появляется только в конце второго

стиха, однако там этот звук связан с ключевым смысловым

словом "сосна".  Таким образом,  консонантизм  сближает

сосну  со всем зимним пейзажем,  оркестрованным на звук

"с",  а вокализм резко выделяет.  Одновременно  ударное

"а"  в  слове  "сосна"  перекидывает  мост (через опоры

"она",  "одна", "грустна") ко второму главному образу -

пальме. Строка "Прекрасная пальма растет" с двумя удар-

ными "а" как бы завершает второе большое кольцо  "а"  -

"а". Таким образом, звуковое построение стихотво-     

  


 Выражение "снится ей все" означает: "снится ей все

время,  непрерывно".  "Все" здесь наречие со  значением

"постоянно", а не средний род от местоимения "весь".  


 

рения создает два разных мира (севера и юга)  и  образы

двух разных героев (сосны и пальмы) и вместе с тем под-

черкивает их глубокое единство.  Анализ звуковой струк-

туры  стихотворения имеет целью не столько научить уче-

ников разбирать текст на фонемном уровне (навыки такого

анализа являются средством,  а не целью),  сколько нау-

чить их слушать музыку стиха,  научить их, читая стихи,

чувствовать  красоту звучания и старательно и правильно

артикулировать звуки поэтической речи.  А это,  в свою'

очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту язы-

ка.  Необходимо иметь в виду, что бытовая речь, деловое

говорение, - язык, который получают ученики во внеучеб-

ное время, - язык смазанной фонетики. Практическая речь

тороплива,  стремится быстрее добраться до смысла и яв-

ляется плохой школой  фонологического  артикулирования.

Для того,  чтобы правильно говорить, надо приучить себя

понимать звуковую красоту стиха,  а  для  этого  лучшая

школа - поэзия.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..