|
|
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
"НЕБО И ЗВЕЗДЫ" - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
В работе над стихотворением Лермонтова "Небо и звез- ды" производится дальнейшее планомерное расширение сти- листических понятий: ирония и тавтология. 1. Иронию, по определению Б. В. Томашевского, следу- ет отнести к числу явлений, родственных метонимии. Это - употребление слов в смысле, противоположном их исход- ному значению. Например, "умный" вместо "глупый": "Отколе, умная, бредешь ты, голова?" (И. А. Крылов. "Лисица и Осел"). Подобное употребление слов именуется ироническим лишь в случае, когда происходит снижение значения. Нап- ример, вместо слова, выражающего порицание, употребля- ется слово, выражающее похвалу, в целях того же порица- ния:
О, много, много чести! И дело честное!..
(А. С. Пушкин. "Анджело"; речь идет о бесчестном поступке)
Поэтический словарь А. П. Квятковского определяет иронию как "тонкую насмешку, прикрытую внешней учти- востью". Из приведенных определений видно, что отли- чить, имеем ли мы дело с иронией или с прямым употреб- лением слов, из самого высказывания невозможно. Понима- ние это дается из контекстной или коммуникативной ситу- ации. Без умения отличать и понимать иронические слово- употребления невозможно ни свободное владение устной речью, ни адекватное понимание многих литературных про- изведений. Педагогический опыт свидетельствует, что ученики гораздо легче понимают сатиру или торжественную речь, чем иронию. Это объясняется, в частности, тем, что понимание иронии требует высокой языковой и внеязы- ковой культуры. В стихотворении "Небо и звезды" встретится выражение "добрые люди". Весьма существенно, чтобы оно было понято учениками не буквально, а как ирония. Это будет достигнуто в ходе анализа всего текста. В процессе работы над текстом желательно провести упражнение по превращению прямых значений в ироничес- кие. Нужно дать ученикам набор выражений и попросить сперва устно описать ситуации, в которых эти выражения могут быть употреблены в прямом значении, а затем ситу- ации, где возникает ирония. Особое внимание следует уделить разнице интонаций, мимики, жестов при рассказы- вании - без этих паралингвистических средств иронию в устной речи невозможно передать. Примеры, список которых можно продолжить: "Он у нас прилежный ученик" (про хорошего ученика и про лентяя). "Это же настоящий герой" (про смелого че- ловека и про труса). "Наши богатыри, конечно, завоюют первое место" (про сильную и про слабую спортивную ко- манду). "Какой молодец!" (похвала за достижение и порицание за оплошность). Подобные упражнения на уроках, как пра- вило, проходят очень живо и вызывают интерес учащихся. 2. Тавтология - это суждение, в котором подлежащее тождественно со сказуемым, то есть какое-либо слово объясняется самим собой, например: "Запад есть Запад, Восток есть Восток", "приказ есть приказ". Или же какое-либо слово, включенное в конс- трукцию сравнения, сополагается с самим собой: "на вой- не как на войне". Смысл тавтологических высказываний в том, что они утверждают уникальность, несравнимость то- го или иного понятия. Например, высказывание "любовь есть любовь" означает, что любовь не может быть охарак- теризована никаким другим словом, не может быть расчле- нена на признаки и поэтому не может иметь никакого пре- диката, кроме себя самой. Тавтологические высказывания отнюдь не представляют собой бессмысленное повторение одного и того же. Они связаны не только с определенным классом логических суждений, но и с эмоциями: катего- ричностью, уверенностью. В разговорной речи и в поэзии тавтологические высказывания отличаются энергией, несут интонацию окончательного вывода, исключают возражение. Например, высказывание типа "приказ есть приказ" именно в силу тавтологической концовки исключает возможность обсуждений и дискуссий. Высказывание "Запад есть Запад, Восток есть Восток" (Киплинг) несет мысль о том, что мир Запада и мир Востока не имеют между собой ничего общего, никогда не-найдут общего языка, ни с какой точ- ки зрения не могут быть сопоставлены. В стихотворении Лермонтова встречается следующее тавтологическое высказывание:
Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо - Звезды и небо! - а я человек!..
Смысл его - в невозможности никакими словами выра- зить недосягаемую для человека прелесть звезд и неба. Между миром звезд и человеком в стихотворении Лермонто- ва пролегает пропасть. На человеческом языке Лермонтов не находит даже слов для того, чтобы объяснить, что влечет его к звездам и небу. Понимание тавтологических конструкции и владение ими - важный элемент языковой культуры. Поэтому весьма це- лесообразным представляется закрепить знания учеников в этой области рядом упражнений. При этом следует иметь в виду, что тавтологические фигуры могут употребляться и для усиления значения. Например: "далеко-далеко" в зна- чении "очень далеко". Могут использоваться синонимичес- кие повторы типа: "Дети плачут и рыдают, Бармалея умо- ляют". Здесь "плачут и рыдают" фактически является пов- тором одного значения для выражения: "очень сильно пла- чут". Ср. в былине:
А и князь Владимир Стольно-Киевский Он кричит-ревет, акарачь ползет...
"Кричит-ревет" - тавтологический повтор. Анализ текста. Стихотворение Лермонтова отчетливо делится на три части. Членение это принадлежит самому поэту, разделившему текст на строфы. Каждая строфа - отдельный композиционный и смысловой сегмент. Строфы внутри себя также имеют членения. Каждая строфа предс- тавляет собой пятистишие, построенное таким образом, что первые три стиха - трехстопный дактиль с женскими окончаниями, последние два - четырехстопный с чередова- нием женских и мужских окончаний. Таким образом, каждая строфа естественно распадается на две, совершенно раз- личные в интонационном отношении, части. Они же являют- ся и смысловыми частями. Первая строфа в трех начальных стихах дает картину ясного и спокойного вечернего неба:
Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка...
Три процитированные строки содержат общее значение ясности, чистоты и мира, однако внутри этих трех строк наблюдается известная динамика. Первая строка говорит о небе и не содержит в себе ничего, говорящего о поэте. Спокойное, невозмутимое содержание первой строки под- держивается звуковой организацией: две ударные гласные фонемы и ("чисто"), е ("небо") организуют все звучания стиха:
и - о в начале ("чисто"), е - о в конце ("небо") и ееее - в середине строки ("вечернее").
Второй и третий стихи резко отличны по звуковой ор- ганизации. Опорными гласными фонемами здесь являются "а" и "ы", они же организуют и безударный гласный ряд. Звуковое противопоставление первого стиха второму и третьему необходимо Лермонтову для смысловой антитезы. Во втором стихе о звездах говорится, что они "далекие". Этим вводится отношение - пока чисто пространственное - между поэтом и звездами (идея недосягаемости). Третий стих сопоставляет звезды со счастьем ребенка. Образ ре- бенка у Лермонтова в подобном контексте встречается не- однократно. Например: "Воздух там чист, как молитва ребенка" ("Синие горы Кавказа, приветствую вас..."). Образ этот всегда ассо- циируется у поэта с утраченной чистотой и душевной гар- монией. Ребенок, детская цельность души - далекое прош- лое, которое во времени так же недосягаемо, как звезды в пространстве. Следующие два стиха дают резкий перелом интонации и смысла: от спокойного повествования первой части - пе- реход к восклицательному предложению. Отмеченный выше ритмический перелом поддерживается и сменой синтакси- ческой конструкции. Первая половина стихотворения со- держит повествовательную конструкцию с не выраженной грамматически позицией повествователя. Звезды присутс- твуют как объект рассказа, как бы в третьем лице. Зак- лючительные два стиха вводят ситуацию прямого общения:
О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое!
Повествователь введен в текст непосредственно, в первом лице, а "звезды" превращены в собеседников и да- ны во втором лице. Это означает, что ситуация спокойно- го рассказа первой половины строфы сменяется напряжен- ным и эмоциональным диалогом. Однако диалог этот имеет специфический характер. Поэт задает вопрос звездам, но звезды, как будет ясно из дальнейшего, отвечают молча- нием. Вторая строфа построена диалогически, как разго- вор. Между тем вступают в диалог с поэтом не звезды, а "добрые люди":
Чем ты несчастлив, Скажут мне люди? Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо - Звезды и небо! - а я человек!..
Вторая строфа композиционно построена несколько ина- че, чем первая: первая часть в ней состоит только из двух стихов, а вторая включает в себя один короткий и два длинных. Этим достигается интонационное разнообразие по отноше- нию к первой строфе, так как разговор поэта с "добрыми людьми" имеет совершенно другой характер и требует при чтении иных интонаций, чем разговор его со звездами. Первые две строки содержат реплику "добрых людей". Из предшествующего анализа вопросов иронии ученики должны понимать, что "добрые люди" Лермонтова - недобрые люди (без кавычек). "Добрыми людьми" Лермонтов называет пош- лых людей, не понимающих стремления поэта к недосягае- мым звездам. "Добрые люди" видят цель жизни в получении доступного, в материальном благополучии и не могут по- нять причин несчастья поэта. Из этого следует, что воп- рос "Чем ты несчастлив?", который задают поэту "добрые люди", свидетельствует о непонимании души автора окру- жающей толпой. Поэтому ответ поэта, заключенный в трех последних стихах, свидетельствует о невозможности кон- такта между поэтом и его собеседниками. В первой строфе диалог не получился, потому что на вопрос поэта звезды ответили молчанием. Во второй строфе диалога тоже нет, потому что поэт и "добрые люди" говорят на разных язы- ках. Именно поэтому автор, отвечая на вопрос "добрых людей", прибегает к фигуре тавтологии. Определяя небо и звезды через тавтологическое повторение этих же самых слов, Лермонтов говорит, что на человеческом языке нет адекватных слов для выражения того, почему звезды вле- кут поэта. Заключающее строфу, отделенное паузой (что подчеркивает интонацию вывода) "а я - человек!.." зву- чит трагически. Это фактически признание одиночества, так как стремящийся к звездам поэт не может достигнуть их именно потому, что он - человек. Вступая в разговор с людьми, поэт с ними не может найти общего языка, по- тому что стремится к звездам. Раскрытию этой трагической для героя Лермонтова си- туации посвящена последняя заключительная строфа. Ком- позиционно она построена специфическим образом: синтак- сическая граница, как и во второй строфе, проходит меж- ду вторым и третьим стихами. Ученики уже усвоили природу тавтологического повто- ра. Здесь их следует познакомить с новым вариантом этой семантической игры: таким употреблением одного и того же слова, при котором оно получает два противоположных смысла. В данном случае два раза употреблено понятие зависти:
Люди... зависть питают; Я... завидую
Однако зависть в этих двух смыслах получает не толь- ко различный, но и прямо противоположный смысл: в одном случае она означает низкое чувство, свойственное пошлым людям, а во втором случае - высокое и благородное чувс- тво:
Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал.
Люди завидуют друг другу, то есть хотят отнять один у другого доступные земные материальные блага, поэт же завидует звездам, он хотел бы занять их место, то есть стремится к высокому, прекрасному и невозможному. При анализе стихотворения следует обратить внимание на то, что понятие "высокое и далекое" (то есть недосягаемое) для романтического поэта окружено особой поэтической прелестью. В стихотворении перед нами как бы три героя: звезды, поэт и люди. Эти персонажи расположены по вертикальной оси: звезды - наверху, люди - внизу. Поэт же телом, физи- чески - среди людей, а душой, стремлениями - среди звезд. Это ценностное отношение к понятиям "верх" и "низ" следует подчеркнуть (его можно изобразить нагляд- ной схемой), так как оно будет очень важным при после- дующей работе над стихотворениями Лермонтова. Проделав работу над текстом, ученики оказываются подготовлены для выполнения послетекстовых заданий. Со- поставление стихотворения Лермонтова со стихотворением Маяковского "Послушайте!" может стать материалом для содержательной беседы, по которой в дальнейшем можно будет провести письменную работу.
И герой Лермонтова, и герой Маяковского смотрят вверх, в беспредельное небо, на далекие звезды. Сущест- вует представление, что из всех животных только человек может смотреть вверх. Наверное, только люди могут меч- тать. Герои обоих стихотворений, написанных в столь разное время, - мечтатели. Устремление к звездам отли- чает их от пошлых людей, чье существование наполнено лишь материальными заботами. Мечта о звездах так же бескорыстна, как и поэзия, поэтому она неотделима в со- поставляемых текстах от образа поэта. Жизнь, полная вы- сокого содержания, стремление к постижению смысла жиз- ни, тяга к истинным человеческим контактам - вот что свойственно обоим лирическим героям - поэтам и мечтате- лям. Жизнь без звезд - "беззвездная мука" (по выражению Маяковского), утрата смысла бытия, поэтому герою Лер- монтова, удаленному от звезд и завидующему им, они так же необходимы, как и герою Маяковского, который вмеши- вается в космический порядок, чтобы с помощью звезд спасти человека (возможно, любимую). Очень важно, закончив работу над стихотворением "Не- бо и звезды", провести закрепляющие упражнения по иро- нии и тавтологии. Следует обратить внимание на случаи, когда одно и то же слово (как "зависть" у Лер- монтова) становится антонимом самого себя. Нужно, чтобы ученики поняли, что во всех этих сложных случаях семан- тической игры доминирующей является интонация. Правиль- ное интонирование - ключ к правильному пониманию.
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
|
|
|