"ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ" - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

"ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ" - М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

                                   

   В системе семантических значений большое место зани-

мает метафора.  Метафора основана на переносе признаков

с предмета на предмет или с понятия на понятие. Аристо-

тель говорил: "Слагать хорошие метафоры - значит подме-

чать сходство в природе".  Метафоры свойственны и худо-

жественной,  и бытовой речи. Каждый язык имеет свой на-

бор метафор, расширяемый в поэзии на данном языке. Поэ-

тому между владением метафорической речью и умением об-

разно  и  ясно  выражать свои мысли на данном языке су-

ществует прямая связь.  Стихотворение Лермонтова "Плен-

ный  рыцарь"  построено на развернутой метафоре.

Это заставляет учителя внимательно отнестись к  вопросу

и  освежить в памяти учеников понятие метафоры,  прежде

чем приступать к анализу стихотворения.               

   Текстуальный анализ. Стихотворение разделено Лермон-

товым на строфы,  каждая из которых является композици-

онным сегментом. Это создает удобство для анализа: раз-

бор стихотворения следует производить по строфам.      

   В первой  строфе стихотворения заданы основные смыс-

ловые оппозиции (противопоставления):  тюрьма   воля.

Тюрьма ("темница") упомянута уже в первом стихе, причем

в самом сильном его месте - в рифме.  Здесь уместно бу-

дет заметить,  что рифма играет в стихе особую роль: на

рифму падает обычно смысловое и интонационное ударение,

рифма  и в звуковом отношении представляет собой наибо-

лее сильное место в стихе.  Поэтому  слова,  стоящие  в

рифменном положении,  как правило,  - основные носители

смысла. В данном случае противопоставление тюрьма - во-

ля реализуется с помощью рифмующихся слов:  "темницы" -

"вольные птицы".  Соединение птицы с  понятием  свободы

свойственно самому языку.  Ср.  поговорку:  "Волен, как

птица". Образ этот и до Лермонтова многократно употреб-

лялся в поэзии. В частности, Лермонтов, конечно, помнил

строчку из стихотворения Пушкина "Узник":             

 

 Мы вольные птицы; пора, брат, пора!                

  

Однако в стихотворении "Пленный  рыцарь"  есть  одна

существенная особенность. Герой Пушкина направляет свои

взоры чаще всего вперед;  в "Вакхической песне" это го-

ризонт, из-за которого появляется солнце, в послании "К

Чаадаеву" также край неба (заря).  Герой  стихотворения

Лермонтова "Небо и звезды" смотрит снизу вверх.  "Плен-

ный рыцарь" также направляет свои взоры вверх. Уже пер-

вый  стих  ясно характеризует место героя и направление

его взгляда:  "сижу под окошком" - "синее небо...  вид-

но".  Таким образом,  герой находится в тесном и темном

помещении (значение тесноты и темноты естественно  вхо-

дит в понятие темноты) и смотрит снизу вверх в бескрай-

нее и светлое небо:                                   

  

В небе играют все вольные птицы.

                  

   Птицы в этом  стихе  выполняют  такую  же  смысловую

роль,  как  звезды  в предшествующем стихотворении.  Не

случайно птицы и звезды (связанные у Лермонтова с поня-

тием  свободы и недосягаемости) наделяются в его поэзии

сходными признаками. Ср. в стихотворении "Пророк":    

  

   И звезды слушают меня,                             

   Лучами радостно играя.                              

 

 В анализируемой строфе первое  слово  "молча"  имеет

для Лермонтова очень важный смысл,  ассоциируясь с пле-

ном,  рабством. Способность петь связывается у поэта со

свободой.  Поэтому, например, звезды у Лермонтова могут

быть наделены звучащими характеристиками. Ср. в стихот-

ворении "Выхожу один я на дорогу...":                 

  

И звезда с звездою говорит...

                      

Таким образом, в стихотворении "Пленный рыцарь" (в пер-

вой  строфе)  сталкиваются  расположенная внизу тесная,

темная тюрьма - место молчания - и верхний мир, мир си-

него неба и вольных, играющих птиц. В этот созданный им

мир поэт вводит своего героя. Как и герой стихотворения

"Небо и звезды", пленный рыцарь расположен в нижнем ми-

ре,  но устремил свои взоры в верхний.  Можно  сказать,

что  исходная ситуация обоих стихотворений почти одина-

кова.  Однако нельзя не отметить и существенное  разли-

чие.  Обратимся  снова  к рифмам.  Как мы уже говорили,

рифмы первого и третьего стиха характеризуют пространс-

тво, в котором находится герой. Рифмы, связывающие вто-

рой и четвертый стих,  характеризуют самого героя. Если

третий  стих  напоминает нам "Небо и звезды",  то рифма

четвертого стиха неожиданна.  Почему пленному рыцарю не

только больно, но и стыдно, а герою стихотворения "Небо

и звезды" было только больно} После того,  как  ученики

задумались  над значением слова "стыдно",  следует вер-

нуться к заглавию стихотворения и подвергнуть его  ана-

лизу. Выражение "пленный рыцарь" содержит в себе проти-

воречие:  само понятие "рыцарь" включает в себя в нашем

сознании представление о смелости, воинственности, бое-

вых подвигах,  но отнюдь не понятий плена, заключения и

тюрьмы. Таким образом, само заглавие стихотворения ука-

зывает на аномальную,  противоестественную ситуацию,  в

которой находится ее герой.  Он - рыцарь, но рыцарь-уз-

ник.  Образ тюрьмы и узника в поэзии  после  подавления

декабрьского восстания получил совершенно особый, акту-

альный смысл.  Тюрьма в поэзии Лермонтова - обычная ме-

тафора жизни в неволе.                                

   Пленный рыцарь,  в  отличие  от  героя стихотворения

"Небо и звезды",  не поэт-мечтатель,  а воин. Он должен

был победить или пасть, а вместо этого он жив, побежден

и заключен в темницу.                                 

   Итак, героя стихотворения "Пленный рыцарь"  характе-

ризует  не только обычная для Лермонтова жажда свободы,

но и чувство своей вины.                              

   Вторая строфа разделяется на две  половины  границей

между вторым и третьим стихами. Первые два стиха разви-

вают тему молчания,  вторые два создают образ боя.  Это

противопоставление напоминает нам известные слова Рыле-

ева: "Я не поэт, я - гражданин". Лермонтовский герой не

поэт,  а воин.  Но трагизм его положения состоит в том,

что битвы для него существуют  только  в  прошлом.  Это

подчеркивается  не  только  эпитетом "старинные",  но и

глаголом "помнить":                                   

 

 Помню я только старинные битвы...

                 

   Битва существует только в памяти,  в реальности же -

тюрьма.  Третья  и  четвертая строфы представляют собой

развернутую метафору,  смысл которой в том,  что детали

тюрьмы превращаются в части рыцарского вооружения: "ка-

менный панцырь", "каменный шлем", "конь" - время,    

 


 1 В современном языке  написание  "панцирь",  однако

Лермонтов  придерживался  более архаического "панцырь".

Мы сохраняем лермонтовскую орфографию, поскольку в поэ-

тическом  тексте  и эта сторона имеет значение.  Однако

учителю следует предупредить учеников,  оговорив совре-

менное написание.                                     


 

 "щит" -  двери  темницы.  Сгущенная  метафора  третьей

строфы  получает распространение в четвертой.  При этом

следует обратить внимание на столкновение в стихотворе-

нии трех образных миров: мы уже говорили о тюрьме и не-

бе, следует добавить еще один - бой. Каждый из этих ми-

ров имеет свою характеристику. В частности, противопос-

тавление тюрьмы и боя осуществляется как антитеза камня

и железа.  Железо вызывает ассоциации с борьбой за сво-

боду,  камень - с тюрьмой. В этом смысл метафор "камен-

ный панцырь", "каменный шлем" и др.                   

   Пятая строфа заключает стихотворение. Она характери-

зуется резким интонационным переломом. Следует обратить

внимание  учеников на то,  что в предшествующих четырех

строфах не было ни одного восклицательного знака,  а  в

последней строфе их два. В предшествующих строфах пред-

ложение охватывало  строфу,  следовательно,  декламация

требовала длинного дыхания и ровной, несколько монотон-

ной интонации.  Это соответствует настроению  уныния  и

бессилия  заключенного  в  тюрьме  рыцаря.  В последней

строфе - три законченных предложения,  два из которых -

восклицательные.  Переход от изъявительных форм к пове-

лительным также меняет интонацию и вносит в стихотворе-

ние волевое начало.                                   

   Чем же  обусловлен  этот интонационный слом?  Четыре

первые строфы  создают  образ  рыцаря,  побежденного  и

превращенного в узника, последняя строфа меняет настро-

ение.  Герой Лермонтова становится победителем.  В сти-

хотворении  появляется  еще  один  персонаж   смерть.

Смерть не пугает рыцаря, более того, он отводит ей роль

послушного слуги:                                     

  

Смерть, как приедем, подержит мне стремя.

         

   Смысл этой  строки станет понятен,  если мы вспомним

рыцарский ритуал, по которому подержать стремя рыцарю -

должность слуги или оруженосца.  Символически этот жест

означал подчинение.  Таким образом,  не смерть господс-

твует над рыцарем,  а рыцарь над смертью.  Он - хозяин,

она - слуга.  Лермонтов подчеркивает, что тот, кто раз-

бит и силой загнан в темницу,  еще не побежден,  если у

него хватает душевных сил  противостоять  обстоятельст-

вам, помнить "старинные битвы", не смиряться перед вра-

гом и не бояться смерти.  Именно эта отвага и нежелание

душевно капитулировать перед врагом превращает пленного

рыцаря из побежденного в победителя и заканчивает  сти-

хотворение не пессимистическими,  а волевыми и мажорны-

ми, хотя и трагическими, интонациями.                 

   Текстуальный анализ подготовит учеников  к  вы-

полнению самостоятельной работы.  Уместно, завершив ра-

боту над стихотворением,  сопоставить "пленного рыцаря"

с образом Наливайко из "Исповеди Наливайки" Рылеева и с

героями  пушкинского  послания  "К  Чаадаеву".  Ученики

  знают об основных этапах русского революционного

движения и об исторических условиях, в которых жил Лер-

монтов. Сопоставляя героев Рылеева, Пушкина и Лермонто-

ва, следует активизировать эти данные и использовать их

для построения беседы. Уместно провести беседу на тему:

"Какие черты романтического героя видны в "Пленном  ры-

царе"?"      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..