Электрические схемы грузопассажирских
подъемников - часть 1
К грузопассажирским подъемникам предъявляются повышенные требования по
надежности работы, безопасности использования и комфортности.
Большинство таких подъемников имеют регулируемую скорость подъема и
опускания кабины, освещение кабины и посадочных площадок, отопление
кабины и машинного отделения, улучшенную блокировку и электрозащиту,
обеспечивающие безопасность эксплуатации. Электрические схемы этих
подъемников сложнее, чем схемы грузовых подъемников.
Принципиальная электрическая схема подъемника Зремб
- Гнездо • 1000 приведена на рис. 76. Подъемник рассчитан на включение в
трехфазную сеть переменного тока напряжением 380 В частотой 50 Гц,
имеющую глухозазем-ленную нейтраль. Для цепей управления используется
напряжение 220 В между фазным и нейтральным (нулевым) проводами.
От токов короткого замыкания подъемник защищен быстродействующими
предохранителями. В силовой цепи установлены
три предохранителя Пр на ток 63 А, в остальных
цепях — предохранители Пр1, Пр2 и ПрЗ, рассчитанные на ток до 6 А.
Силовую цепь и цепь управления можно отключать от питающей, сети
рубильником В.
При значительном падении напряжения в сети или при длительной перегрузке
электродвигателя подъемник автоматически отключается от сети контактором
КЛ, так как в цепь его катушки напряжения введены контакты тепловых реле
РТ. Линейный контактор включается нажатием на самовозвратную кнопку Кн,
а при ее освобождении цепь катушки КЛ остается включенной через
замыкающийся блок-контакт КЛ этого контактора.
Уровень подъема кабины при монтаже мачты ограничивается конечным
выключателем ВК, -который при подходе кабины к верхнему обрезу мачты
разрывает силовую цепь двигателя M1 и тормозного магнита Эм, в
результате чего кабина останавливается и затормаживается, не доходя до
конца мачты.
Трехфазный асинхронный односкоростной двигатель M1 включается,
выключается и реверсируется с помощью магнитных пускателей К1 и К2.
Машинист управляет пускателями из кабины, нажимая на кнопки Кн11
(Вверх), Кн12 (Вниз) и Кн4 (Стоп). При включенном положении выключателя
ВЗ подъемником можно управлять, находясь за пределами кабины, с наземной
посадочной площадки, с помощью кнопки Кн11 (Вверх), Кн12 (Вниз) и Кн1
(Стоп), а также с посадочных площадок на этажах кнопками Кн6, Кн8 на
подъем, Кн5, Кн7 на опускание и Кн2, КнЗ (Стоп). Магцитные пускатели К1
и К2 предохраняются от одновременного включения размыкающими
блок-контактами К1 и К2, включенными в цепи катушек этих контакторов
таким образом, что при срабатывании пускателя К1 разрывается цепь
катушки контактора К2 блок-контактором К1, и наоборот. Это предохраняет
двигатель M1 от противовключения с любой из кнопочных станций,
находящихся как в кабине, так и вне ее.
Конечный выключатель ВК6 ограничивает высоту подъема кабины, ВК7
автоматически выключает привод при опускании кабины в крайнее нижнее
положение. Конечный выключатель ВК-2 отключает двигатель при
срабатывании механизма ловителя в аварийных ситуациях. Конечные
выключатели ВК1, ВК4 и ВК5 отключают или препятствуют включению
двигателя, если не закрыты двери кабины или ограждения нижней посадочной
площадки. Конечный выключатель ВКЗ предохраняет от обрыва гибкий кабель,
соединяющий наземный электрошкаф с кабиной подъемника.
Цепи освещения и сигнализации получают напряжение 24 В через понижающий
трансформатор Тр, установленный в наземном шкафу для электроаппаратов. В
кабине, помимо светильника с лампой Л2, установлена штепсельная розетка
Ш для включения переносной лампы, которой пользуются при монтажных и
ремонтных работах. Для освещения и подсушки электроаппаратов,
находящихся в наземном электрошкафу, в нем установлена стационарная,
кондиционерная лампа J11 мощностью 60 Вт с выключателем В1.
В цепи управления, показанной на схеме прерывистой линией, между
кнопками Кн5 и Кн7, а также кнопками Кн6 и Кн8 включаются параллельно с
ними дополнительные кнопки с целью их установки на всех посадочных
площадках строящегося здания.