Какие требования предъявляются к канатам?

 

  Главная       Учебники - Краны      Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (вопросы и ответы) - 2020 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9 

 

 

2020 год

 

 

6. Какие требования предъявляются к канатам?

§§ 4.7.2., 4.7.3., 4.7.6., 4.7.7.  Правил  по кранам.

Крепление и расположение канатов на грузоподъемном кране или машине должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкции или друг с другом.

Петля на конце каната для его закрепления на грузоподъемном кране или машине должна быть выполнена:

Ø   с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или с установкой зажимов;

Ø   с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закрепленным клином;

Ø   путем заливки легкоплавким сплавом и другим способом в соответствии с требованиям действующих НД.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления неподвижного конца каната с применением втулки, приваренной к металлоконструкции грузоподъемного крана или машины в соответствии с НД).

Концы канатов стропов заделываются запрессовкой в алюминиевых или стальных втулках с заплеткой.

Количество зажимов определяется при разработке документации, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должна быть не менее шести диаметров каната.

Скобы зажима устанавливаются на свободном конце каната.

Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не допускается. Усилие (момент) затяжки гаек зажимов должно соответствовать указанному в руководстве по эксплуатации.

Крепление каната к барабану производится способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их определяется расчетом, но должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Выгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии менее трех диаметров каната от планки не допускается.

 

7. Какие требования предъявляются к барабанам и блокам? 

§§ 4.8.2., 4.8.4., 4.8.7.  Правил  по кранам.

Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее чем 1,5 витка каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, оснащаются ребордами с обеих сторон барабана.

Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Барабаны электрических талей, снабженные устройством (канатоукладчиком и др.), исключающим сход каната с барабана могут изготовляться без реборд.

Реборды барабана для каната должны подниматься над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра, а для цепей – не менее чем на ширину звена цепи.

При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена проектная укладка каждого слоя.

В случае применения сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна, если не предусмотрена другая система, выравнивающая усилие в канатах.

Блоки оснащаются устройством, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен быть не более 20% диаметра каната.

 

8. Какие требования предъявляются к электрооборудованию грузоподъемных машин?

§§ 4.10.4., 4.10.5. Правил  по кранам.

Электроснабжение грузоподъемного крана или машины от внешней сети должно осуществляться через вводное устройство (рубильник, автоматический выключатель и т.п.) с ручным или дистанционным приводом.

Вводное устройство грузоподъемного крана или машины, расположенное вне кабины или в открытой кабине управления, должно замыкаться на замок в отключенном состоянии и иметь указатель «Выключено», «Включено».

С целью избежания несанкционированного управления грузоподъемными кранами их защитная панель должна быть оборудована индивидуальным контактным замком с ключом (ключом-маркой), делающим невозможной подачу напряжения на грузоподъемный кран. При установке защитной панели вне кабины ключ-марка может дублироваться на панели управления в кабине. У талей и грузоподъемных кранов, управляемых с пола, ключом-маркой оборудуется аппарат управления, а управляемых со стационарного пульта – дистанционный пульт (панель). Защитная панель должна быть опломбирована.

 

9. Какими приборами и устройствами безопасности должны снабжаться ГПМ?

§§ 4.12.1. – 4.12.3., 4.12.6., 4.12.9. – 4.12.11., 4.12.29.

Грузоподъемные краны и машины с машинным приводом должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

Ø   механизма подъема в крайних верхнем и нижнем положениях грузозахватного органа. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации не возможно опускание груза ниже уровня, установленного паспортом. Ограничитель верхнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться в электрических талях, оборудованных муфтой предельного момента;

Ø   механизма изменения вылета в крайних рабочих положениях;

Ø   механизма передвижения грузоподъемных кранов на рельсовом ходу (за исключением железнодорожных), их грузовых тележек, а также однорельсовых тележек, если скорость грузоподъемного крана (тележки) перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с Механизмы передвижения башенного, козлового крана и мостового перегружателя оборудуются ограничителями независимо от скорости передвижения;

Ø   механизмов передвижения мостовых, козловых, портальных,  консольных кранов, их грузовых тележек, а также однорельсовых тележек, работающих на одном пути.

Указанные устройства должны устанавливаться также для ограничения хода любого другого механизма, если в крайних положениях возможны удары с появлением нагрузок, превышающих расчетные, или аварийные ситуации. К таким механизмам относятся механизмы поворота, выдвижения телескопических составных частей механизмы грузозахватного органа, подъема и поворота кабины и т.п.

После срабатывания ограничителя рабочего движения должна обеспечиваться возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направлении допускается:

Ø   для механизма передвижения мостового крана при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору. Скорость движения в этом случае должна быть не более половины максимальной, а ее абсолютное значение – не более 0,5 м/с;

Ø   для механизмов изменения вылета при опускании стрелы самоходного крана без груза в транспортное положение.

Ограничитель высоты подъема должен обеспечивать после остановки грузозахватного органа, который поднимался без груза, зазор между грузозахватным органом и упором был у электрических талей не менее 50 мм, а во всех других механизмах подъема – не менее 200 мм.

Если скорость подъема больше 0,67 м/с перед отключением ограничителем двигателя, должен предполагаться предварительный переход на пониженную скорость не более 0,34 м/с.

Краны стрелового типа, кроме консольных, должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность, указанную в паспорте для данного вылета, более чем на 15%, а для башенных кранов (с грузовым моментом до 20тм включительно) и портальных кранов и более чем на 10% - для остальных кранов.

У грузоподъемных кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель грузоподъемности оборудуется устройством для переключения его на выбранную характеристику.

Грузоподъемные краны, грузоподъемность которых изменяется с изменением вылета, оборудуются указателем грузоподъемности, соответствующей установленному вылету. Шкала (табло) указателя должна быть отчетливо видна с рабочего места машиниста крана.

При градуировании указателя измерение вылета необходимо осуществлять на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующем данному вылету, а пометки вылета делать после снятия груза.

Установка указателя не требуется, если грузоподъемный кран оборудован ограничителем грузоподъемности для установленного вылета.

Стреловые самоходные краны должны быть оборудованы устройством защиты от опасного напряжения при их работе вблизи воздушных линий электропередачи. Как устройство такой защиты, а также в случае работы в ограниченном пространстве, разрешается применять ограничители рабочих движений и координатную защиту.

В кабине стреловых самоходных кранов должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). Если управление выносными опорами крана осуществляется не из кабины, на неповоротной раме устанавливается дополнительный указатель угла наклона крана.

Блок настройки ограничителя грузоподъемности, а также регистраторы рабочих параметров должны быть опломбированы. Места опломбирования приборов безопасности указываются в эксплуатационной документации.

 

10. Какие требования предъявляются к кнопочному аппарату управления ГПМ, управляемой с пола?

§§ 4.13.4., 4.13.5.  Правил  по кранам.

Кнопки или рукоятки аппаратов для управления с пола должны иметь устройство для самовозврата их в нулевое положение. Работа механизмов должна быть возможна только при непрерывном нажатии на кнопку или удержание рукоятки в рабочем положении.

Подвешивание аппаратов для управления с пола осуществляется на стальном тросике такой длины, которая позволяла бы работнику, управляющему краном или талью, находиться на безопасном расстоянии от перемещаемого груза. Аппарат управления располагается на высоте от 1 до 1,5 м от пола.

Скорость передвижения кранов и талей, управляемых с пола, не должна превышать 0,83 м/с, а грузовых тележек – 0,53 м/с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9