71
Глава 81.
Создание основания детали
Построение трехмерной модели детали начинается с создания основания — ее первого
формообразующего элемента. Основание есть у любой детали. Оно всегда одно.
В качестве основания можно использовать любой из четырех типов формообразующих
элементов — элемент выдавливания, элемент вращения, кинематический элемент и
элемент по сечениям. Кроме того, основанием детали может стать другая (уже сущест!
вующая) деталь (см. раздел 81.3).
Перед созданием модели всегда встает вопрос о том, какой элемент использовать в ка!
честве основания. Для ответа на него нужно хотя бы приблизительно представлять конс!
трукцию будущей детали.
Мысленно исключите из этой конструкции фаски, скругления, проточки и прочие мелкие
конструктивные элементы. Разбейте деталь на составляющие ее формообразующие
элементы (параллелепипеды, призмы, цилиндры, конусы, торы, кинематические эле!
менты и т.д.).
Чаще всего в качестве основания используют самый крупный из этих элементов. Если в
составе детали есть несколько сопоставимых по размерам элементов, в качестве осно!
вания можно использовать любой из них.
Иногда в качестве основания используют простой элемент (например, параллелепипед,
цилиндр), описанный вокруг проектируемой детали (или ее части).
В некоторых случаях можно выбрать основание (а также наметить дальнейший порядок
проектирования детали), представив технологический процесс ее изготовления.
Вообще говоря, дать универсальные рекомендации по выбору основания детали невоз!
можно. Любой конструктор вырабатывает представления об удобном ему порядке моде!
лирования после самостоятельного создания нескольких моделей.
81.1.
Создание эскиза основания
Построение любого основания начинается с создания эскиза. Эскиз располагается на
плоскости. Как правило, для построения эскиза основания выбирают одну из существу!
ющих в файле детали проекционных плоскостей.
Перед созданием эскиза основания выделите в Дереве построения нужную плоскость.
Эскиз удобно строить, когда его плоскость совпадает с плоскостью экрана. Если плос!
кость эскиза перпендикулярна плоскости экрана, построение невозможно.
Выбор плоскости для построения эскиза основания не влияет на дальнейший порядок
построения модели и ее свойства. Однако от него зависит положение детали при выборе
стандартной ориентации (рис. 81.1). Например, если эскиз!сечение элемента выдавли!
вания построен в плоскости XY, то проекция элемента на виде спереди будет совпадать
с формой эскиза.