ГКИНП-05-053-79. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:200000, 1:500000 - часть 15

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-053-79. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:200000, 1:500000

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

ГКИНП-05-053-79. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:200000, 1:500000 - часть 15

 

 

Кроме  того,  при  отборе  предпочтение  отдается  дорогам  более  высокого  класса  или  того 

же  класса,  но  с  более  ровным  профилем,  а  также  дорогам,  вдоль  которых  идут  линии 
электропередачи, линии связи, обсадки. 

224.  Улучшенные  грунтовые  дороги  при  картографировании  районов  с  густой  сетью 

шоссейных дорог наносятся с отбором, при этом: 

-  на  карте  масштаба 1:200000 исключаются  небольшие  по  протяженности  улучшенные 

грунтовые  дороги,  идущие  к  второстепенным  объектам,  а  также  проходящие  вблизи 
шоссейных  дорог,  если  их  показ  будет  мешать  четкости  изображения  других  элементов 
местности; 

-  на  карте  масштаба 1:500000 изображаются  лишь  важные  по  значению  улучшенные 

грунтовые  дороги  (являющиеся  продолжением  шоссейных  дорог,  соединяющие  крупные 
населенные пункты с шоссейными дорогами и т.п.), а остальные исключаются. 

При  картографировании  районов  со  слаборазвитой  сетью  шоссейных  дорог  улучшенные 

грунтовые  дороги  показываются  на  картах,  как  правило,  все;  исключается  только  часть 
второстепенных улучшенных грунтовых дорог в местах их сгущения. 

225.  Дороги  (участки  дорог)  с  деревянным  покрытием,  распространенные  в  районах 

лесоразработок,  показываются  на  картах  знаком  грунтовых  дорог.  На  карте  масштаба 
1:200000 вдоль изображения таких дорог помещается подпись лесовозная

226.  Грунтовые  (проселочные)  дороги  показываются  главным  образом  при  изображении 

районов со слаборазвитой сетью дорог более высоких классов. 

При создании карт на районы с густой сетью дорог высших классов из грунтовых дорог 

показываются более важные, соединяющие населенные пункты по кратчайшим расстояниям. 
Грунтовые дороги в остальных районах показываются с отбором, тем большим, чем лучше 
развита дорожная сеть. 

Грунтовые  дороги  в  редконаселенных  и  малообжитых  районах  (горных,  таежных, 

пустынных)  показываются,  как  правило,  все;  на  карту  масштаба 1:200000 наносятся  также 
все  грунтовые  дороги  в  средненаселенных  районах  с  крупными  компактно  застроенными 
населенными пунктами. 

227. Полевые и лесные дороги показываются на картах обоих масштабов в основном при 

изображении  районов  со  слаборазвитой  сетью  дорог  других  классов - в  количестве, 
позволяющем  передать  общую  густоту  и  особенности  размещения  этих  дорог.  При  отборе 
предпочтение  отдается  дорогам,  идущим  от  населенных  пунктов  и  дорог  более  высокого 
класса в леса, к перевалам, рекам, колодцам. 

Лесные  дороги  изображаются  более  подробно,  чем  полевые,  так  как  они  характеризуют 

проходимость  леса  и  являются  ориентирами.  При  изображении  обжитых  районов  с  густой 
сетью  грунтовых  дорог  полевые  дороги,  как  правило,  не  показываются,  а  из  лесных  в 
основном наносятся только проходящие через крупные лесные массивы. 

228.  Зимние  дороги  показываются  только  на  картах,  создаваемых  на  малообжитые  и 

труднодоступные северные районы, где нет других дорог и проезд возможен только в зимнее 
время.  Условный  знак  зимних  дорог,  проходящих  по  замерзшим  озерам,  заливам  и  рекам, 
вычерчивается  с  разрывами,  но  таким  образом,  чтобы  трасса  всей  дороги  хорошо 
прослеживалась.  Зимние  дороги,  используемые  автотранспортом  или  гусеничным 
транспортом,  в  соответствии  с  данными  имеющихся  материалов,  выделяются  подписью 
автозимник или тракторная, размещаемой вдоль изображения дороги. 

229. Караванные пути и вьючные тропы показываются при создании карт на пустынные и 

полупустынные  районы.  Вьючные  тропы  наносятся  также  при  картографировании 
малообжитых горных и лесных районов. 

На карте масштаба 1:200000 при изображении таких районов (с редкой сетью дорог более 

высокого класса) показываются,  как правило, все караванные пути и вьючные тропы.  Если 
сеть  этих  путей  и  троп  густая,  они  показываются  с  отбором.  В  первую  очередь  наносятся 
пути  и  тропы  магистральных  направлений,  а  также  те  из  них,  которые  имеют  большую 

протяженность  или  являются  единственными  путями  к  населенным  пунктам,  колодцам, 
источникам, переправам через реки, перевалам и др. 

На карте масштаба 1:500000 караванные пути и вьючные тропы показываются, если они 

являются единственными путями сообщения, проходят через перевалы. 

При  изображении  на  картах  оазисов  и  других  освоенных  районов  в  полупустыне  и 

пустыне отбор дорог производится так же, как при изображении других обжитых районов. 

230.  Пешеходные  тропы  показываются  только  на  карте  масштаба 1:200000 при 

изображении  районов,  где  они  являются  основными  путями  сообщения  (труднодоступных 
горных  и  таежных),  или  в  тех  случаях,  когда  они  служат  единственными  путями  к 
населенным пунктам и другим объектам (охотничьим избам, зимовкам и др.). 

231.  Шоссейные  и  грунтовые  дороги  в  населенных  пунктах  с  квартальной  застройкой 

показываются  условным  знаком  улиц.  Если  дороги  проходят  через  населенные  пункты  с 
рассредоточенной  или  бессистемной  застройкой,  а  также  через  населенные  пункты,  где 
строения расположены только с одной стороны дороги, на картах сохраняется условный знак 
дороги.  Эти  дороги  в  населенных  пунктах  с  бессистемной  застройкой  показываются  как 
улицы,  если  примыкающие  к  ним  с  обеих  сторон  строения  образуют  четко  выраженные 
проезды. 

На  карте  масштаба 1:200000 на  изображении  магистральных  улиц  дается  оранжевая 

окраска,  принятая  для  условных  знаков  шоссейных  дорог  (кроме  улиц  в  крупных  городах, 
кварталы которых изображаются также с фоновой окраской оранжевого цвета). 

232.  На  изображениях  шоссейных  и  улучшенных  грунтовых  дорог  специальными 

условными  знаками  на  карте  масштаба 1:200000 обозначаются  участки  с  малым  радиусом 
поворота (менее 25 м) и участки с крутыми подъемами и спусками (8 % и более). 

При изображении горных и других районов, где на небольшом участке дороги может быть 

несколько  поворотов  с  радиусом  менее 25 м,  условным  знаком  обозначается  не  каждый 
поворот, а весь участок дороги с крутыми поворотами (знаки помещаются в начале и в конце 
участка). 

Участок  шоссейной  или  улучшенной  грунтовой  дороги  протяженностью  менее 1 см

имеющий  подъем  (спуск) 8 % и  более,  обозначается  одним  условным  знаком,  а  при  длине 
такого участка более 1 см знаки расставляются по изображению всего участка, но не чаще 
чем через 5 мм (с ориентированием острия знака в сторону подъема). 

233.  Труднопроезжие участки улучшенных грунтовых  и  грунтовых  дорог (заболоченные 

участки и др.) выделяются только на карте масштаба 1:200000 при длине участков не менее 5 
мм

При  изображении  дорог,  идущих  по  просекам  (за  исключением  зимних  дорог  и 

пешеходных  троп),  просеки  на  картах  не  обозначаются.  Если  же  по  просекам  проходят 
зимние дороги или пешеходные тропы, то вычерчивается только условный знак просеки. 

234.  Изображения  автострад,  усовершенствованных  шоссе,  шоссе  и  улучшенных 

грунтовых  дорог  при  длине  их  не  менее 5 см  сопровождаются  подписями  их  технической 
характеристики. В характеристике указываются: 

-  для  автострад - ширина  одной  полосы  (в  метрах),  количество  полос  и  материал 

покрытия; 

-  для  усовершенствованных  шоссе  и  шоссе - ширина  покрытой  части  и  материал 

покрытия, а на карте масштаба 1:200000, кроме того, и ширина всей дороги с обочинами. 

Техническая  характеристика  улучшенных  грунтовых  дорог - ширина  проезжей  части  (в 

метрах) - подписывается только на карте масштаба 1:200000. 

235.  Изображения  автострад,  усовершенствованных  шоссе  и  шоссе  сопровождаются 

подписями  номеров  дорог,  при  этом  особо  обозначаются  номера  международных  и 
трансконтинентальных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера определяются по 
новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог. 

236. Подписи характеристик и номеров дорог размещаются по возможности на свободных 

местах - через 10 - 15 см.  Если  дорога  проходит  через  населенные  пункты,  то  ее 
характеристика  помещается,  как  правило,  на  изображении  каждого  участка,  ограниченного 
крупными населенными пунктами, а также, если характеристика дороги на том или ином ее 
участке меняется. 

На  карте  масштаба 1:200000 граница  смены  материала  покрытия  обозначается 

специальным  условным  знаком,  по  обе  стороны  от  которого  даются  подписи  материалов 
покрытия (не чаще чем через 3 см). 

237. Расстояния по дорогам (в километрах) указываются: 
- на карте масштаба 1:200000 - в соответствии со ст. 78; 
-  на  карте  масштаба 1:500000 - на  изображениях  основных  шоссейных  дорог,  имеющих 

магистральное  направление,  соединяющих  крупные  населенные  пункты  (в  первую  очередь 
на  изображениях  автострад  и  усовершенствованных  шоссе).  Подписи  расстояний  даются 
шрифтом  Т-132-1,4,  указатели  расстояний  изображаются  условным  знаком,  принятым  для 
карты масштаба 1:200000. Подписи расстояний и условные знаки указателей располагаются 
на  свободных  местах  вблизи  условного  знака  дороги  и  даются  цветом,  принятым  для 
изображения шоссейных дорог. 

У  изображений  городов  с  населением 50000 жителей  и  более,  показанных  замкнутым 

контуром с фоновой окраской оранжевого цвета, условные знаки указателей не помещаются 
(расстояния отсчитываются от центра города). 

Пункты,  между  которыми  указываются  расстояния,  выбираются  на  картах  с  таким 

расчетом, чтобы между ними был промежуток, как правило, в пределах 8 - 12 см

Если расстояние по дороге определено между населенными пунктами, изображенными на 

двух смежных листах, то его подпись помещается на том листе, на котором показан больший 
отрезок дороги. 

Если  на  основном  материале  расстояния  не  подписаны,  то  они  определяются  по 

картографическим материалам путем промеров или устанавливаются по дополнительным и 
справочным материалам. 

238.  При  изображении  дорог  и  троп,  пересекающих  горные  хребты,  обозначаются 

перевалы.  Обозначения  их  сопровождаются  подписями  отметок  высот  и  периода 
доступности - времени  их  действия  (указываются  римскими  цифрами  первый  и  последний 
месяцы).  Подписи  собственных  названий  перевалов  даются  вместе  с  подписью  пер
(перевал). Главные перевалы (на важных дорогах через большие хребты) выделяются более 
крупным знаком и большим размером шрифтов подписей их отметок высот и собственных 
названий. Перевалы через значительные горные хребты наносятся по возможности все. При 
большом числе перевалов отбирают наиболее важные из них, через которые проходят дороги 
более  высокого  класса.  Перевалы  через  пологие,  легкодоступные  хребты  не  обозначаются. 
На  картах  помещаются  подписи  названий  горных  проходов  шрифтом,  принятым  для 
подписей перевалов. 

Д о р о ж н ы е   с о о р у ж е н и я   и   и х   т е х н и ч е с к и е   х а р а к т е р и с т и к и  

239.  Из  дорожных  сооружений  на  картах  показываются:  мосты,  путепроводы  (виадуки), 

эстакады,  туннели,  овринги,  насыпи,  выемки,  съезды  с  дорог,  транспортные  развязки, 
стоянки  автотранспорта,  автостанции,  мотели,  гостиницы,  бензоколонки  и  заправочные 
станции. 

240.  Мосты,  расположенные  на  железных,  шоссейных  и  грунтовых  дорогах, 

показываются: 

-  на  карте  масштаба 1:200000 - длиной 20 м  и  более,  как  правило,  все  (при  большом 

количестве мостов отдельные менее важные из них, в первую очередь в крупных городах, не 
показываются); мосты длиной менее 20 м показываются: при изображении обжитых районов 
-  через  существенные  препятствия,  а  также  важные  для  ориентирования;  при  изображении 

малообжитых районов, - как правило, все, за исключением мостов на пешеходных тропах и 
мостов через незначительные препятствия; 

- на карте масштаба 1:500000 - длиной 50 м и более; при изображении обжитых районов 

показываются с отбором, в первую очередь наносятся мосты через реки, изображаемые в две 
линии, а через реки шириной 300 м и более - все; при изображении малообжитых районов 
показываются  мосты  через  все  более  или  менее  значительные  препятствия.  В  тех  случаях, 
когда мостов мало, разрешается показывать мосты длиной и менее 50 м

Мосты длиной более 300 (800) м изображаются на карте масштаба 1:200000 (1:500000) по 

их  действительным  размерам.  Все  остальные  мосты  показываются  внемасштабным 
условным знаком. 

На  карте  масштаба 1:200000 особыми  условными  знаками  показываются  двухъярусные, 

наплавные, подъемные и разводные мосты. 

241.  При  изображении  пересечений  дорог  на  разных  уровнях  условный  знак  нижней 

дороги прерывается и показывается путепровод (виадук), расположенный на верхней дороге. 
Путепроводы изображаются условным знаком мостов. 

На карте масштаба 1:200000 второстепенные путепроводы, расположенные в городах, не 

показываются.  На  карте  масштаба 1:500000 путепроводы  наносятся  с  отбором  (те,  что  в 
городах,  не  показываются);  если  путепроводы  расположены  чаще  чем  через 1 см,  то 
наносятся  более  значительные  из  них  (на  пересечении  дорог  высшего  класса).  В  южном 
зарамочном  оформлении  листов  условные  знаки  мостов  и  путепроводов  поясняются  так: 
Мосты  длиной  50  м  и  более,  путепроводы,  а  при  отсутствии  сведений  о  длине  мостов - 
Мостыпутепроводы

242.  На  карте  масштаба 1:200000 у  знаков  мостов  длиной 20 м  и  более  и  путепроводов, 

расположенных  на  шоссейных  и  улучшенных  грунтовых  дорогах,  помещаются  подписи  их 
характеристики,  в  которой  указываются  материал  постройки,  длина  и  ширина  проезжей 
части  моста  или  путепровода  (в  метрах)  и  грузоподъемность  (в  тоннах).  У  обозначений 
мостов через судоходные реки указывается также высота над уровнем воды (в межень), а у 
знаков  путепроводов  в  случае,  когда  под  путепроводом  проходит  шоссейная  дорога, 
дополнительно  подписываются  высота  и  ширина  (в  метрах)  проезда  под  ним.  У  знаков 
железнодорожных  мостов  длиной 100 м  и  более  указываются  материал  постройки,  высота 
над уровнем воды или поверхностью земли нижней части пролетной конструкции, длина и 
ширина моста (в метрах). 

Знаки  наплавных  мостов,  кроме  характеристики,  сопровождаются  подписью  напл

Материал постройки не указывается. 

При  частом  расположении  мостов  и  путепроводов,  особенно  в  городах,  подписываются 

характеристики только важных и значительных по размерам. 

При  изображении  редконаселенных  и  малообжитых  районов  подписывается 

характеристика наиболее важных мостов и при длине их менее 20 м, если они расположены 
на основных магистральных дорогах (особенно шоссейных). 

243.  На  карте  масштаба 1:500000 подписи  характеристики  помещаются  у  знаков  мостов 

длиной 300 м и более на железных, шоссейных и грунтовых дорогах. 

У знаков железнодорожных мостов указываются материал постройки, высота над уровнем 

воды и длина моста (в метрах). 

У  знаков  мостов  на  шоссейных  и  грунтовых  дорогах  указываются  материал  постройки, 

длина и ширина проезжей части моста (в метрах) и грузоподъемность (в тоннах). 

При  большом  количестве  мостов  подписи  характеристик  помещаются  лишь  у  знаков 

более  значительных.  При  изображении  редконаселенных  и  малообжитых  районов 
характеристики даются у знаков мостов длиной и менее 300 м (не меньше 100 м), если они 
расположены на железных и шоссейных дорогах. 

244.  Туннели  показываются  на  картах  все.  При  наличии  туннелей,  не  выражающихся  в 

масштабе  карты,  они  изображаются  условным  знаком  длиной 1,5 мм.  У  знаков  туннелей 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..