ГКИНП-05-053-79. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:200000, 1:500000 - часть 14

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-053-79. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:200000, 1:500000

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

ГКИНП-05-053-79. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:200000, 1:500000 - часть 14

 

 

202.  Церкви,  мечети,  буддийские  монастыри,  храмы  и  пагоды  и  другие  подобные  им 

сооружения,  а  также  братские  могилы,  памятники  и  монументы  показываются  на  карте 
масштаба 1:200000 в  тех  случаях,  когда  они  являются  ориентирами.  При  изображении 
кладбищ, выражающихся в масштабе карты, контуры их обозначаются тонкой линией. 

На карте масштаба 1:500000 указанные выше объекты (за исключением кладбищ, которые 

не  изображаются)  показываются  с  отбором,  если  они  необходимы  для  характеристики 
местности. 

203. Крепости, форты и укрепления показываются на картах как исторические памятники 

и как ориентиры, особенно при изображении малообжитых районов. 

Дороги и дорожные сооружения 

204. На картах показываются: 
- железные дороги; 
- шоссейные дороги (автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе); 
- улучшенные грунтовые дороги, грунтовые (проселочные), полевые и лесные дороги; 
- караванные пути и вьючные тропы, зимние дороги; 
- железнодорожные станции, разъезды, платформы, остановочные пункты; 
- дорожные сооружения и их технические характеристики. 
На  карте  масштаба 1:200000, кроме  того,  показываются  монорельсовые  и  подвесные 

дороги, пешеходные тропы. 

205.  При  изображении  дорожной  сети  и  дорожных  сооружений  на  картах  необходимо 

правильно и наглядно отобразить: 

- относительную густоту и качественную характеристику дорожной сети; 
- местоположение, класс, состояние и конфигурацию каждой изображаемой дороги; 
-  дороги,  соединяющие  кратчайшим  путем  значительные  населенные  пункты  и  дороги 

высших классов; 

-  пересечения  дорог,  съезды,  подходы  дорог  к  населенным  пунктам,  переправам, 

перевалам и местам, где объезды затруднены; 

- дорожные сооружения, характеризующие техническую оснащенность дорог. 
206. Дороги изображаются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные 

дороги,  автострады  и  усовершенствованные  шоссе  показываются  на  всем  листе  после 
отработки  изображений  гидрографии  и  крупных  населенных  пунктов  (на  карту  масштаба 
1:200000  железные  дороги  наносятся,  как  правило,  сразу  после  отработки  изображения 
гидрографии); прочие дороги изображаются по отдельным участкам карты одновременно с 
составлением других элементов ее содержания. 

Условные  знаки  дорожных  сооружений,  прерывающие  изображение  дороги  (например, 

железнодорожных станций, туннелей и др.), вычерчиваются раньше условного знака самой 
дороги, условные знаки прочих дорожных сооружений - после изображения дороги. 

207.  Изображения  дорог  должны  быть  увязаны  с  изображениями  других  элементов 

местности (гидрографии, населенных пунктов, рельефа и др.). 

При  показе  дорог  необходимо  четко  отображать  их  прямолинейные  участки,  форму 

поворотов, съезды, места пересечений и объекты у дорог, являющиеся ориентирами. 

Если на карте невозможно разместить условные знаки двух параллельно идущих дорог, то 

смещается условный знак дороги более низкого класса (между ними оставляется просвет 0,2 
- 0,3 мм).  Для  изображения  рядом  идущих  дорог  разного  вида  и  класса  применяются 
сочетания условных знаков этих дорог, предусмотренные в таблицах условных знаков. 

При  изображении  дорог,  проложенных  по  берегам  морей,  озер,  водохранилищ  и  рек, 

между условными знаками дорог и изображением береговой линии оставляется промежуток 
не  менее 0,3 мм.  Если  дороги  проходят  на  близком  расстоянии  (менее 0,3 мм)  от  берегов 
морей, озер, водохранилищ, рек и т.п., то допускается некоторое смещение условных знаков 
дорог, но с сохранением подобия их изображению на картографическом материале. 

В  отдельных  случаях,  когда  дороги  проходят  по  оврагам,  ущельям,  теснинам  и  имеют 

большое количество извилин, ширину знаков дорог разрешается уменьшать на 0,1 - 0,2 мм, а 
ширину изображений оврагов, ущельев, теснин - несколько увеличивать. 

208.  При  составлении  карт  на  районы  с  густой  сетью  железных  и  шоссейных  дорог 

ширину их условных знаков разрешается уменьшать на 0,1 - 0,15 мм. При составлении карт 
на  районы  со  слаборазвитой  сетью  дорог  толщину  условных  знаков  грунтовых 
(проселочных) дорог, караванных путей и вьючных троп разрешается увеличивать в 1,5 раза. 
Изменения  размеров  условных  знаков  предусматриваются  в  редакционных  указаниях 
(редакционном плане). 

209. Железные дороги, автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе, наносимые по 

картографическим материалам, масштаб которых мельче масштаба составляемой карты, или 
по проектным данным, изображаются на картах обычными условными знаками, а в южном 
зарамочном  оформлении  листа  указывается,  на  каком  участке  и  по  каким  материалам 
показаны  такие  дороги,  например:  Участок  железной  дороги  от  ст.  Ивановка  до 
населенного пункта Петровка изображен по карте масштаба 1:1000000 изд1975 г. или... 
изображен по проектным материалам

210.  Класс  дорог  устанавливается,  как  правило,  по  основным  и  дополнительным 

картографическим материалам с учетом изменений, отображенных на дежурных картах и в 
новейших информационных материалах. 

Если  классификация  дорог  и  их  условные  знаки  на  используемых  картографических 

материалах  отличаются  от  принятых  для  создаваемой  карты,  то  отрабатывается 
сравнительная  таблица  условных  знаков  дорог.  Отнесение  дорог  к  тому  или  иному  виду  и 
классу  производится  с  учетом  признаков,  указанных  в  пояснениях  к  таблицам  условных 
знаков для топографических карт масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000. 

Строящиеся  дороги  наносятся  при  наличии  достоверных  материалов  и  сведений, 

подтверждающих их строительство. 

Ж е л е з н ы е   д о р о г и  

211. Железные дороги изображаются на картах с подразделением: 
- по ширине колеи: ширококолейные (1435 мм и более, в СССР - 1524 мм) и узкоколейные 

(менее 1435 мм); 

- по числу путей: однопутные, двухпутные, трехпутные и т.д.; 
- по виду тяги: электрифицированные и прочие (с дизельной или паровой тягой); 
-  по  состоянию:  действующие,  недействующие  (законсервированные),  строящиеся, 

разобранные. 

При  картографировании  территорий,  где  железные  дороги  имеют  колею  шириной  менее 

1435 мм, ширококолейными показываются дороги с шириной колеи 1000 мм и более, если 
такая  колея  является  основной  для  железных  дорог  данной  территории.  В  таких  случаях  в 
южном  зарамочном  оформлении  листа  дается  примечание  о  фактической  ширине  колеи 
изображенных железных дорог. Вопрос о том, какие из дорог, имеющих ширину колеи менее 
1435  мм,  показывать  ширококолейными,  решается  в  редакционных  указаниях  на  район 
картографирования. 

На  карте  масштаба 1:200000 при  небольшом  количестве  железных  дорог  разрешается 

подписывать ширину колеи дороги вдоль ее изображения, например: ширина колеи 1000 мм
в  тех  случаях,  когда  на  листе  карты  масштаба 1:200000 изображены  территории  СССР  и 
соседнего с ним государства, ширина колеи железных дорог на территории этого государства 
указывается  в  справке  о  местности  или  в  южном  зарамочном  оформлении,  например: 
Ширина колеи железных дорог Польши 1435 мм

212.  Ширококолейные  железные  дороги  показываются  на  картах,  как  правило,  все.  При 

изображении  районов  с  густой  сетью  железных  дорог  исключаются  некоторые  подъездные 
пути  и  тупики,  отдельные  короткие  по  протяженности  железнодорожные  ветки,  идущие  к 

второстепенным  объектам,  если  их  длина  для  карты  масштаба 1:200000 (1:500000), как 
правило, менее 1 (2) см

На карте масштаба 1:200000 с целью более полного отображения системы подъездных и 

станционных путей их, при необходимости, изображают тонкими линиями (0,2 мм). Если все 
пути  показать  невозможно,  то  обозначающие  их  линии  проводятся  без  сохранения  общего 
числа путей, но с отображением площади территории, занятой путями. 

213.  Узкоколейные  железные  дороги  и  трамвайные  линии  показываются,  если  они 

проходят вне населенных пунктов и имеют длину 2 см и более. 

На  карте  масштаба 1:500000 при  изображении  районов  с  густой  сетью  железных  дорог 

разрешается не показывать второстепенные узкоколейные железные дороги длиной и более 2 
см

Узкоколейные железные дороги временного характера (в районах лесозаготовок и т.п.) на 

карте масштаба 1:200000 при густой их сети показываются с отбором, а на карте масштаба 
1:500000, как правило, не показываются. 

Строящиеся узкоколейные железные дороги показываются только на картах малообжитых 

районов - условным  знаком  действующих  с  подписью  вдоль  него  строящаяся  или  стр
шрифтом, принятым для пояснительных подписей. 

214.  Монорельсовые  и  подвесные  дороги  показываются  только  на  карте  масштаба 

1:200000,  если  они  проходят  вне  населенных  пунктов  и  имеют  длину 1 см  и  более. 
Монорельсовые  дороги  изображаются  условным  знаком,  принятым  для  карты  масштаба 
1:100000. 

215.  Недействующие  (законсервированные)  железные  дороги  изображаются  условными 

знаками  действующих  дорог  тех  же  видов  с  подписью  недействующая  или  недейств., 
помещаемой вдоль изображения железной дороги. 

Полотно разобранных железных дорог длиной не менее 5 см показывается только на карте 

масштаба 1:200000, если оно проходит в районах, бедных ориентирами, или когда по трассе 
разобранной дороги сохранились дорожные сооружения (насыпи, выемки и т.п.). 

216.  Линии  условных  знаков  железных  дорог  проводятся  через  контурные  изображения 

населенных пунктов без разрывов. С целью улучшения показа населенных пунктов толщину 
линий знаков железных дорог в городах и в крупных поселках городского типа разрешается 
уменьшать до 0,3 мм. При расположении населенного пункта, изображаемого пунсоном, по 
обе стороны от железной дороги ее знак прерывается, при этом осевая линия знака дороги 
должна совпадать с центром пунсона. 

217. При изображении ширококолейных железных дорог, проходящих в горных районах, 

выделяются на карте масштаба 1:200000 участки с большими уклонами - свыше 0,020 (более 
20 ‰). Знаки,  обозначающие  уклон,  ориентируются  острием  в  направлении  подъема  и 
ставятся в начале и в конце изображения участка дороги с уклоном. 

218.  Железнодорожные  станции  на  карте  масштаба 1:200000 показываются  все,  а 

разъезды, платформы и остановочные пункты - не чаще чем через 1 см

На  карте  масштаба 1:500000 станции,  разъезды,  платформы  и  остановочные  пункты  при 

большом  их  количестве  показываются  с  отбором,  но  не  чаще  чем  через 1 см,  при  этом  в 
первую  очередь  наносятся  все  конечные,  узловые  и  крупные  железнодорожные  станции; 
платформы и остановочные пункты пригородного сообщения не показываются. 

Наличие станций, разъездов, платформ, остановочных пунктов и их собственные названия 

проверяются  по  официальным  справочникам  и  схемам  железных  дорог,  и  в  данные 
основного картографического материала вносятся необходимые изменения. 

219.  У  знаков  станций,  разъездов,  платформ  и  остановочных  пунктов  помещаются 

подписи их собственных названий. 

На  карте  масштаба 1:200000 подписываются,  как  правило,  названия  всех  станций, 

разъездов,  платформ  и  остановочных  пунктов,  расположенных  в  удалении  от  населенных 
пунктов  или  около  населенных  пунктов,  не  одноименных  с  этими  объектами.  При  частом 

расположении  станций  (разъездов  и  т.п.)  названия  некоторых  из  них  могут  не 
подписываться. 

Для  карты  масштаба 1:500000 количество  подписываемых  названий  станций,  разъездов, 

платформ и остановочных пунктов устанавливается в зависимости от их значения, частоты 
расположения,  густоты  железнодорожной  сети  и  общей  графической  нагрузки  карты.  Как 
правило, подписываются названия всех узловых, пограничных и конечных станций; станций, 
разъездов,  платформ  и  остановочных  пунктов,  расположенных  у  пересечений  железных 
дорог  с  важнейшими  шоссейными  дорогами  и  крупными  реками.  При  картографировании 
районов  с  редкой  сетью  железных  дорог  подписываются  названия  всех  станций;  названия 
разъездов,  платформ  и  остановочных  пунктов  подписываются  преимущественно  при 
изображении районов со слаборазвитой сетью железных дорог. 

Названия станций (разъездов и т.п.), расположенных в одноименных с ними населенных 

пунктах  или  вблизи  них,  не  подписываются,  а  подписи  названий  населенных  пунктов  (за 
исключением  городов)  подчеркиваются  на  картах  тонкими  линиями.  В  южном  зарамочном 
оформлении листов карт обоих масштабов помещается примечание: Подчеркнутое название 
населенного пункта относится и к ближайшей железнодорожной станции

У изображений станций подпись рода объекта (ст.) на картах не помещается. 
К  условным  знакам  разъездов,  платформ,  остановочных  пунктов  подписи  рода  объектов 

(раз., пл., ост. п.) помещаются на картах в тех случаях, когда эти объекты имеют цифровые 
обозначения  (например,  пл.    3,  раз.  14  км,  ост.  п.    5)  или  когда  собственное  название 
объекта не приводится, а его необходимо выделить (только на карте масштаба 1:200000). 

Подписи  названий  крупных  и  узловых  станций  выделяются  увеличенным  размером 

шрифта. 

Ш о с с е й н ы е   и   г р у н т о в ы е   д о р о г и ,   т р о п ы  

220.  При  изображении  на  картах  шоссейные  дороги  в  зависимости  от  их  технической 

оснащенности  подразделяются  на  автострады,  усовершенствованные  шоссе  и  шоссе,  а 
грунтовые  дороги  и  тропы  в  зависимости  от  их  проходимости - на  улучшенные  грунтовые 
дороги,  грунтовые  (проселочные),  полевые  и  лесные  дороги,  караванные  пути  и  вьючные 
тропы, пешеходные тропы. Наносятся также зимние дороги, а на карте масштаба 1:200000, 
кроме того, выделяются труднопроезжие участки улучшенных грунтовых и грунтовых дорог. 

221.  Автострады,  усовершенствованные  шоссе  и  шоссе  показываются  на  картах,  как 

правило,  все.  При  изображении  районов  с  густой  сетью  шоссейных  дорог  часть 
второстепенных шоссе при расстояниях между ними менее 1 см разрешается исключать (при 
этом  не  показываются  дороги  небольшой  протяженности,  идущие  к  малозначительным 
объектам). 

222.  При  изображении  районов  с  густой  сетью  шоссейных  дорог  шоссейные  дороги 

низшего  класса  могут  показываться  условным  знаком  улучшенных  грунтовых  дорог  с 
сохранением  их  технической  характеристики,  о  чем  дается  примечание  за  рамками  листов 
карт (согласно редакционным указаниям на район). 

223. Дороги более низкого класса (улучшенные грунтовые, грунтовые, полевые и лесные) 

наносятся  с  различной  степенью  отбора,  в  зависимости  от  масштаба  составляемой  карты, 
характера картографируемой территории и развития на ней дорожной сети. 

При отборе в первую очередь показываются дороги: 
-  соединяющие  по  кратчайшим  расстояниям  населенные  пункты  или  обеспечивающие 

связь  населенных  пунктов  с  железнодорожными  станциями,  пристанями,  аэродромами  и 
другими важными объектами, а также соединяющие дороги высших классов; 

- идущие к государственным границам или проходящие вдоль них; 
- идущие к источникам водоснабжения в безводных районах, местам разработок полезных 

ископаемых и крупного строительства в малообжитых районах, проходящие через перевалы 
и горные проходы. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..