ГКИНП-02-190-85 РУКОВОДСТВО ПО ФОТОГРАФИЧЕСКИМ РАБОТАМ - часть 19

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-02-190-85 РУКОВОДСТВО ПО ФОТОГРАФИЧЕСКИМ РАБОТАМ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

ГКИНП-02-190-85 РУКОВОДСТВО ПО ФОТОГРАФИЧЕСКИМ РАБОТАМ - часть 19

 

 

После достижения требуемой цветопередачи проводят рабочее копирование. 
8.2.2.5.  Химико-фотографическая  обработка  экспонированного  фотоматериала  (см.  п. 6.4.2 и  п. 

8.1.4.2). 

8.2.2.6. Контроль качества цветных синтезированных увеличенных фотоснимков (см. п. 8.2.1.4.4.). 

9. РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ ОРИГИНАЛОВ 

9.1. Технические требования к оригиналам 

9.1.1.  Черно-белые  и  цветные  штриховые  оригиналы  карт  и  планов,  изготовленные  на 

непрозрачной  и  прозрачной  основах, (издательские,  составительские  оригиналы),  должны  быть 
выполнены  на  основе,  не  дающей  бликов  при  освещении.  Краски,  предназначенные  для 
вычерчивания  элементов  содержания  карт  на  белой  матовой  бумаге,  воспроизведение  которых 
необходимо  получить  фотографическим  путем,  должны  иметь  коэффициент  отражения  света  не 
более 0,1 - 0,2. Черные  и  зеленые  краски  не  должны  иметь  сине-голубых  оттенков,  а  красные  и 
коричневые - пурпурных оттенков. Зеленые краски должны иметь зелено-желтый оттенок и не иметь 
зелено-голубых  оттенков.  Краски,  предназначенные  для  вычерчивания  условных  знаков, 
воспроизведения  которых  не  требуется  (например,  штриховка  болот),  должны  быть  фиолетовыми 
или синими слабой насыщенности без зеленоватого оттенка. Краска и тушь после высыхания должны 
быть матовыми и не давать бликов. 

Так как одни и те же краски одного завода, но изготовленные на разном сырье или в разное время 

года,  имеют  разные  коэффициенты  спектрального  отражения,  то  перед  запуском  в  производство 
необходимо каждую партию красок проверять на их пригодность для черчения путем изготовления 
выкрасок  на  бумаге  и  измерения  их  коэффициентов  отражения  по  спектру  или  пробным 
фотографированием.  Коэффициенты  отражения  красок  должны  соответствовать  данным, 
приведенным в табл. 31. 

Плотность  штрихов  должна  быть  такой,  чтобы  сквозь  толщу  краски  (туши)  не  просвечивалась 

поверхность  бумаги  или  фотоплана.  Не  должно  быть  «рваных»  линий,  нанесенных  «сухим»  пером 
или с неравномерной плотностью. 

Ширина штрихов должна быть не меньше 0,1 мм, а промежутков между ними - не менее 0,2 мм. 

Если  репродуцирование  производится  с уменьшением,  то  ширина  линий  должна  быть  такая,  чтобы 
штрих на негативе имел ширину не менее 0,07 мм. Высота букв на оригинале не должна быть менее 
0,6  мм.  Оригиналы,  вычерченные  карандашом,  должны  иметь  четкие  насыщенные  линии;  не 
допускается сочетание элементов, выполненных тушью и карандашом. 

В промежутках между вычерченными линиями не должно быть следов карандаша, пятен, так как 

это  приведет  к  уменьшению  плотности  фона  в  этих  местах  на  негативе  и  снизит  контраст 
изображения.  Карандашный  след  в  местах  исправления  должен  быть  тщательно  стерт.  Пометки, 
замечания  на  полях  и  внутри  оригинала  должны  быть  сделаны  простым  светло-синим  карандашом, 
который хорошо виден, но не воспроизводится на несенсибилизированных фотопленках. Химические 
карандаши и чернила применять нельзя. 

Подчистки и выскабливания не должны быть грубыми, так как разрыхленная поверхность бумаги 

поглощает много света, и эти места на негативе будут менее плотными, что снизит контраст и создаст 
эффект размытости линий. 

Фон  на  оригинале  должен  быть  ровным,  однородным  по  цвету,  отражательная  способность  его 

должна быть большей, чем от изображения, выполненного по фону краской или тушью. 

При выборе красок следует руководствоваться данными табл. 31. 
Для получения высококачественного штрихового изображения на негативе необходимо, чтобы на 

оригинале  коэффициент  отражения  фона  был  больше  коэффициента  отражения  изображения  не 
менее,  чем  в 10 раз;  только  в  этом  случае  на  негативе  может  быть  получена  требуемая  разность 
оптических  плотностей  между  фоном  и  изображением.  При  меньшей  разности  коэффициентов 
отражения  на  оригинале  качество  штрихового  изображения  на  негативе  значительно  снижается. 
Поэтому,  например,  фотопланы,  имеющие  изображение  с  коэффициентом  отражения  более 0,4, 
приходится предварительно отбеливать. 

Нельзя  добавлять  в  тушь  анилиновые  красители,  которые  вследствие  капиллярности  волокон 

бумаги имеют свойство распространяться в стороны от края штриха, утолщая его, часто совершенно 
незаметно для глаз, но достаточно для того, чтобы на фотослое получить «размытое» изображение. В 
тушь можно добавлять только акварельные краски. 

Оригиналы на мягкой основе не должны иметь перегибов, складок, так как на фотоизображении 

получаются полосы и пятна с различной плотностью. 

Размеры  внутренних  рамок  и  диагоналей  издательских  оригиналов  не  должны  отличаться  от 

теоретических более чем на ± 0,2 мм и ± 0,3 мм соответственно. 

9.1.2. Полутоновые оригиналы (мозаичные фотопланы, фотосхемы) должны быть равнотонными и 

иметь хорошую проработку деталей изображения в тенях и светах. На мозаичном фотоплане в местах 
монтажа одни и те же детали изображения не должны иметь разницу в оптических плотностях более 
0,15. 

Изображение  по  всей  площади  оригинала  должно  быть  резким.  Контраст  изображения  должен 

быть близок к нормальному (D

макс

 - D

мин.

 ≈ 1,0). 

Таблица 31 

Коэффициенты отражения красок 

Цвет 

Длина 

волны, 

нм 

Ультрамарин 

(синий) 

Зеленая 

хромовая

Зеленая; 

изумрудная

Желтая 

хромовая

Сиена 

жженая

Киноварь 

красная 

Венецианская 

красная 

Кармин

700 

0,17 

0,35 

0,07 

0,81 

0,25 

0,70 

0,32 

0,67 

680 

0,10 

0,34 

0,06 

0,81 

0,24 

0,80 

0,32 

0,70 

660 

0,07 

0,33 

0,06 

0,81 

0,23 

0,95 

0,30 

0,74 

Красный 

640 

0,05 

0,30 

0,08 

0,81 

0,21 

0,98 

0,28 

0,75 

620 

0,04 

0,25 

0,12 

0,79 

0,20 

0,98 

0,24 

0,73 

600 

0,03 

0,20 

0,20 

0,78 

0,18 

0,80 

0,19 

0,65 

580 

0,03 

0,18 

0,30 

0,75 

0,14 

0,40 

0,12 

0,50 

Оранжевый 
и желтый 

560 

0,04 

0,28 

0,44 

0,66 

0,09 

0,15 

0,07 

0,31 

540 

0,06 

0,44 

0,60 

0,48 

0,06 

0,10 

0,06 

0,33 

520 

0,10 

0,42 

0,70 

0,18 

0,05 

0,08 

0,05 

0,31 

Зеленый 

500 

0,21 

0,34 

0,73 

0,08 

0,04 

0,07 

0,05 

0,31 

480 

0,38 

0,23 

0,63 

0,06 

0,04 

0,06 

0,05 

0,35 

460 

0,54 

0,20 

0,36 

0,05 

0,04 

0,06 

0,05 

0,38 

Голубой  и 
синий 

440 

0,67 

0,17 

0,28 

0,05 

0,04 

0,06 

0,05 

0,36 

Примечание:  коэффициенты  отражения  для 

λ = 400 - 500 нм  составляют:  для  максимальной 

оптической  плотности  глянцевых  (D

макс.

 = 1,80 - 1,85) фотобумаг - 0,04; матовых 

(D

макс.

 = 1,25 - 1,35) - 0,08; полуматовых  (D

макс

 = 1,30 - 1,50) - 0,06; туши  черной 

матовой 0,02, типографской  глубоко-черной  краски - 0,05 и  типографской  черной 
краски - 0,10. 

Поля, на которых выполняется зарамочное оформление, должны быть без фона. 
На оригиналах не должно быть сгибов, помятостей, царапин, подчисток и т.п. 
Размеры  внутренних  рамок  и  диагоналей  фотоплана  не  должны  отличаться  от  теоретических 

более чем на 0,2 мм. 

9.1.3. Цветные тиражные оттиски карт должны иметь насыщенный цвет элементов содержания, а 

гидрография,  подлежащая  воспроизведению  на  негативе, «поднята»  черной  тушью.  На  картах  не 
должно быть помятостей, перегибов, полос, механических дефектов. 

Размеры  сторон  внутренних  рамок  и  диагоналей  карт  не  должны  отличаться  от  теоретических 

более чем на 0,6 мм. 

9.2. Технические требования к негативам оригиналов 

9.2.1. Негативы штриховых оригиналов должны отвечать следующим требованиям. 
Изображение должно быть резким по всему полю. 
Оптическая плотность вуали не должна быть более 0,1. 
Интервал  плотностей  негативов  цветных  штриховых  оригиналов  (

D = D

макс.

 - D

мин.

), 

предназначенных для изготовления копий на фотобумагах, не должен быть более 1,3. 

Интервал  плотностей  негативов,  предназначенных  для  изготовления  офсетных  печатных  форм  и 

светокопий, должен быть в пределах 2,0 - 2,5; оптическая плотность прозрачных штрихов не должна 
быть более 0,2. 

Отклонения размеров внутренних рамок и диагоналей от теоретических не должны быть более ± 

0,2 мм и ± 0,3 мм соответственно. 

На негативах не должно быть механических дефектов (пятен, полос, прозрачных и черных точек и 

др.), попадающих на изображение, срезов изображения и т.п. 

На  негативах  цветных  штриховых  оригиналов  с  фоновыми  заливками  (сетками)  разница  между 

оптическими  плотностями  изображения  элементов  содержания  и  фоновых  заливок  (сеток)  должна 
быть не менее 0,3. 

9.2.2.  Негативы  полутоновых  оригиналов (фотопланов, фотосхем  и  др.) должны  иметь  резкое  по 

всему полю изображение, не иметь засветок, пятен, царапин эмульсионного слоя и других дефектов 
на изображении. Все детали изображения должны быть хорошо проработаны, в том числе в светах и 
тенях. 

Максимальная оптическая плотность негативов не должна быть более 1,8; минимальная плотность 

должна превышать вуаль не менее, чем на 0,2, но не более, чем на 0,5. 

Плотность вуали не должна быть более 0,1. 
9.2.3. Негативы цветных тиражных оттисков карт и составительских оригиналов, предназначенные 

для изготовления цианотипных копий, должны иметь при плотности фона D

ф

 

≥ 1,5 разность между 

оптическими плотностями самых узких интервалов и штрихов 

D ≥ 0,6. При этом «затяжка» самых 

узких штрихов при плотности вуали D

0

 

≤ 0,1 допускается не более 0,3. 

Изображение  по  всему  полю  должно  быть  резким.  Негативы  не  должны  иметь  на  изображении 

механических дефектов, пятен, полос и т.п. 

9.3. Схема технологического процесса 

Схема  технологического  процесса  одинакова  для  репродуцирования  штриховых,  полутоновых 

оригиналов,  цветных  тиражных  оттисков  карт  и  включает  проведение  следующих  основных 
операций. 

9.3.1. Подготовительные работы 
9.3.2. Фотографирование оригиналов 
3.3.3. Химико-фотографическая обработка фотоматериалов 
9.3.4. Контроль качества негативов 
9.3.5. Техническая ретушь 

9.4. Подготовительные работы 

9.4.1. Подготовка к работе репродукционного фотоаппарата 
9.4.1.1. Для получения точных репродукций с высокой резкостью фотографического изображения 

необходимо, 

чтобы 

плоскости 

матового 

стекла 

(светочувствительного 

слоя), 

экрана 

оригиналодержателя  (оригинала)  и  главной  плоскости  объектива  были  перпендикулярны  главной 
оптической  оси  объектива,  а  также  было  обеспечено  совпадение  оптического  изображения  на 
матовом  стекле  со  светочувствительным  слоем  фотоматериала  (устранена  «кассетная  разница»). 
Проверку  выполнения  указанных  требований  производят  после  монтажа  фотоаппарата,  перед 
эксплуатацией, а в ходе эксплуатации в том случае, если полученные негативы имеют недопустимые 
линейные  размеры  или  неудовлетворительную  резкость  изображения,  так  как  после  юстирования  у 
современных  репродукционных  фотоаппаратов  указанные  требования  хорошо  выдерживаются  во 
времени. 

9.4.1.2. Юстировку фотоаппарата начинают с установки направляющих штатива в горизонтальное 

положение.  Для  этого  на  направляющие  штатива  устанавливают  оптический  квадрат  или  уровень  с 
ценой деления 30'' и путем перемещения направляющих выводят их в горизонтальное положение. 

9.4.1.3.  Проверяют  наличие  «кассетной  разницы»  и,  если  она  имеется,  устраняют  ее,  пользуясь 

следующим способом. 

Снимают  меха  с  коробки  матового  стекла,  чтобы  иметь  доступ  к  держателям  растров, 

фотопластины  и  матовому  стеклу.  В  растродержатель  устанавливают  полированную  стеклянную 
пластину. С помощью штангенциркуля измеряют с точностью ± 0,1 мм расстояния в четырех углах 
между  матовым  стеклом  и  стеклянной  пластиной.  Затем  устанавливают  в  держатель  фотопластин 
полированную  стеклянную  пластину  или  кассету  с  закрепленной  в  ней  стеклянной  пластиной. 
Промеряют  в  четырех  углах  расстояния  от  стеклянной  пластины  до  пластины,  установленной  в 
растродержателе.  Далее  снимают  стеклянную  пластину  с  держателя  фотопластин  или  убирают 

кассету  и  измеряют  те  же  расстояния  между  пластиной,  установленной  в  растродержателе  и 
светочувствительным  слоем  фотопленки,  закрепленной  в  кассете  или  на  плите  с  вакуумным 
выравниванием фотоматериала в плоскость; при этом вакуумная система должна быть включена. 

При  расхождениях  между  измеренными  расстояниями  от  пластины  в  растродержателе  до 

стеклянных пластин и светочувствительного слоя фотопленки корректируют положения держателей 
фотопластин, фотопленки или матового стекла. 

Вместо  измерения  расстояний  штангенциркулем  возможно  применение  следующего  приема. 

Перпендикулярно  (без  перекоса)  к  поверхности  матового  стекла  приставляют  жесткий, негнущийся 
прямоугольник  размером  примерно  8

×12  см  (например,  из  фанеры)  так,  чтобы  он  прикасался  бы  к 

краю стеклянной пластины, установленной в растродержателе. На прямоугольнике проводят острым 
твердым карандашом линии, пользуясь краем пластины, как линейкой. Линии проводят по четырем 
углам. Если  плоскость  матового  стекла  параллельна  плоскости  пластины  в  растродержатель, то  все 
четыре  линии  на  прямоугольнике  сольются  в  одну.  Если  линии  не  сливаются,  то  регулируют 
положение  матового  стекла.  Добившись  слияния  всех  линий  в  одну,  прямоугольник  таким  же 
образом  приставляют  в  четырех  углах  перпендикулярно  стеклянной  пластине,  установленной  в 
держателе фотопластин, и по краю стекла в растродержателе проводят линии. Они должны слиться с 
линией,  проведенной  для  матового  стекла.  Если  имеется  несовмещение  линий  (т.е.  присутствует 
«кассетная  разница»),  регулируют  положение  держателей  фотопластин.  Также  проверяют  и  при 
необходимости устраняют «кассетную разницу» для кассет или вакуумного устройства выравнивания 
фотопленки. После устранения «кассетной разницы» закрепляют меха на коробке матового стекла. 

9.4.1.4. Выставление плоскостей матового стекла, экрана оригиналодержателя, главной плоскости 

объектива перпендикулярно главной оптической оси объектива производится измерением на матовом 
стекле  размеров  оптического  изображения  с  использованием  зеркала  или  автоколлимационным 
методом. 

9.4.1.5. Юстирование путем измерения на матовом стекле размеров оптического изображения. 
На  бумаге,  наклеенной  на  жесткую  основу  или  на  малодеформирующемся  белом  пластике, 

вычерчивают квадрат с диагоналями такого размера, чтобы при масштабе фотографирования 1:1 он 
полностью  проецировался  бы  на  матовом  стекле.  Длины  сторон  квадрата  не  должны  различаться 
между собой более чем на ± 0,1 мм. 

Оригинал с квадратом закрепляют на экране оригиналодержателя и в нескольких масштабах после 

наведения  изображения  на  резкость  измеряют  на  матовом  стекле  длины  сторон  и  диагоналей 
изображения  квадрата  с  точностью  не  хуже ± 0,1 мм.  Длины  сторон  и  диагоналей  оптического 
изображения квадрата на матовом стекле не должны отличаться от сторон оригинала более чем на ± 
0,1  мм.  Если  это  условие  не  выполнено,  регулируют  положение  экрана  оригиналодержателя  и 
матового стекла. 

9.4.1.6. Юстирование с использованием зеркала 
В  центре  экрана  оригиналодержателя,  напротив  объектива,  закрепляют  плоскопараллельное 

зеркало с наружным алюминированием. Освещают объектив с помощью светильников и наводят на 
матовом  стекле  изображение  объектива  на  резкость.  Если  изображение  объектива  получилось  в 
центре  матового  стекла,  следовательно,  плоскость  экрана  оригиналодержателя  перпендикулярна 
главной оптической оси объектива. Если изображение объектива получилось не в центре и частично 
затемнено,  то  указанное  условие  не  выполнено.  В  этом  случае  регулируют  положение  экрана 
оригиналодержателя.  Для  проверки  перпендикулярности  матового  стекла  главной  оптической  оси 
объектива внутри камеры закрепляют лампу накаливания с рефлектором и освещают ею объектив. В 
держатель  фотопластин  устанавливают  зеркало,  а  в  диапозитивную  приставку - матовое  стекло. 
Дальнейший порядок проверки такой же, как для экрана оригиналодержателя. 

9.4.1.7. Юстирование автоколлимационным методом 
Для  юстирования  применяется  автоколлиматор,  представляющий  из  себя  зрительную  трубку  с 

объективом,  окуляром,  крестом  нитей,  стеклянной  пластинкой  и  лампой  накаливания.  В  комплект 
автоколлиматора входит зеркало с внешним алюминированием. 

Лучи света от лампочки, отражаясь от стеклянной пластинки, освещают расположенный в главной 

фокальной  плоскости  объектива  крест  сетки  нитей,  изображение  которого,  отраженное  от  зеркала, 
получается  в  фокальной  плоскости  объектива  и  рассматривается  через  окуляр.  Если  зеркало 
перпендикулярно  главной  оптической  оси  автоколлиматора,  то  изображение  креста  совпадает  с 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..