ГКИНП—02—121—79 - часть 25

 

  Главная      Учебники - Геология     ГКИНП —02— 121 — 79

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

ГКИНП—02—121—79 - часть 25

 

 

7.8. ДЕШИФРИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ

И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

7.8.1.   Распознавание   на   аэроснимках   оросительных,   обводнительных,

осушительных,   деривационных   (подводящих   воду   для   использования   её   энергии),
водосбросных и других каналов и канав, а также канализованных участков рек не
вызывает   затруднений.   Как   правило,   они   характеризуются   прямолинейностью
очертаний и четкостью углов поворотов.

7.8.2. Большинству названных объектов сопутствуют узкие отвалы вынутого при

строительстве грунта, образующие валы и дамбы с одной или двух сторон каналов и
канав.   Все   они   хорошо   видны   на   аэроснимках,   особенно   при   стереоскопическом
просмотре.   Валы   и   дамбы   к   тому   же   отбрасывают   характерные   тени.   Типична   и
разветвленность   оросительной   и   осушительной   сети.   Наряду   с   ними   имеется   и
водосбросная   (коллекторная)   сеть.   У   условных   знаков   последней   рекомендуется
помещать черные пояснительные надписи, например, «коллектор», «главный колл.»

7.8.3.   При   топографическом   дешифрировании   постоянные   мелиоративные   и

деривационные   каналы   и   канавы   следует   показывать   условными   знаками  каналов   и
канав   с   водой
  независимо   от   того,   была   ли   во   время   аэросъемки   или   полевого
обследования в них вода (она может подаваться только по мере необходимости). В то
же   время   заброшенные,   недействующие   ирригационные   каналы   и   канавы,
противопожарные   и   различные   граничные   канавы,   бывшие   противотанковые   рвы
изображают на планах условными знаками сухих каналов и канав, хотя в части из них
весной, а также после сильных дождей имеется некоторое количество воды.

7.8.4.  Не  следует  наносить  на  планы  различные  канавы  временного  характера,

даже если они видны на аэроснимках. Например, канавы и выводные борозды на полях
(они   ежегодно   запахиваются   и   прокладываются   в   других   местах),   временные
осушительные   так   называемые   «картовые»   канавы   на   торфоразработках   (они
уничтожаются   в   процессе   добычи   торфа).   Их   аэрофотоизображения   зачеркивают
синими крестиками.

7.8.5.   Обозначения   прямых   участков   канализованных   рек,   каналов   и   канав

вычерчивают   по   линейке   и   четко   фиксируют   их   углы   поворотов.   Старые   арыки,
утратившие   прямолинейность,   показывают   строго   по   аэроснимкам,   не   утрируя   их
изображения.

7.8.6. У изображаемых в две линии каналов и канав на плане должны быть даны

их  характеристики: ширина по верху и глубина. По дополнительным требованиям,
например,   при   съемках   для   мелиорации   земель,   в   характеристику   включают   два
показателя ширины — по верху и по дну (атом числе и для канав в одну линию). У
мелиоративных каналов и канав в качестве их глубины обычно принимают расстояние
по   вертикали   от   уровня   бровки   более   низкого   берега   до   уровня   дна   в   центре
поперечного   профиля   канала.   Соответственно,   в   качестве   ширины   канала   по   верху
принимают расстояние между берегами на уровне бровки более низкого берега. Это
нужно   учитывать   при   вычерчивании   обозначений   каналов   в   две   линии   по
аэрофотоизображениям их верхних бровок.

Однако на местности есть много каналов и канав, у которых дамбы и валы на

берегах   непосредственно   (без   бермы)   примыкают   к   бровке   вырытой   части   канала.
Отличить   собственно   верхнюю   бровку   самого   канала   на   аэроснимке,   а   иногда   и   в
натуре, бывает трудно. К тому же многие из таких каналов могут пропускать гораздо
больше   воды   (за   счет   дамб   и   валов   по   берегам).   Поэтому,   в   подобных   случаях,
рекомендуется наносить знаки самого канала по краям аэрофотоизображения воды в
нем,   либо   по   его   верхним   бровкам,   если   удается   их   выявить.   Здесь   же   даются
соответствующие   характеристики   канала.   Рядом   с   ними   следует   помещать   и
«максимальные характеристики» — ширину и глубину между бровками ограждающих
дамб или валов (см. рис. 16).

7.8.7. Сами дамбы, валы и бермы на них (горизонтальные или слабо наклоненные

узкие площадки, сооружаемые вдоль откоса для повышения его устойчивости) должны
отображаться на планах с максимально возможной полнотой. Характеристики высоты

97

этих   искусственных   объектов   (с   внешней   стороны   дамбы   или   вала),   наряду   с
характеристиками каналов, должны обеспечить полную информацию о их размерах.

7.8.8. Условные знаки дамб и валов в зависимости от их величины, наличия места

и загрузки плана другими элементами ситуации допускается вычерчивать в одну или
две линии, с двухсторонними и даже односторонними штрихами (особенно на планах
масштаба 1:5000).

7.8.9. Самые крупные каналы показывают по аэрофотоизображению их береговых

линий в межень и в соответствии с натурой обозначениями выемок или дамб по всему
береговому   откосу   выше   линии   уреза   воды.   Характеристики   их   должны   строго
соответствовать данному методу показа. На канализованных же участках рек, в отлитие
от каналов, следует помещать те же характеристики, что и на других участках рек, т.е.
дополнительно указывать и грунт дна.

7.8.10. В последние годы всё шире применяются различные облицовки и экраны

бортов   и   дна   открытых   наземных   каналов   и   канав   для   уменьшения   потерь   воды   и
предохранения их от размыва.  Бетонирование, мощение и другие виды укрепления
бортов и дна
 этих объектов отображают на планах тонкими черными линиями, как бы
«отсрочивающими» по внешнему контуру их условные знаки («береговые линии»), и
сокращенными надписями, характеризующими материал укрепления. Например, «бет.»,
«ЖБ   плиты»   и   т.п.   В   случаях,   когда   для   применения   такого   приема   нет   места,
достаточно   вдоль   обозначений   канав   (зеленых   сплошных   линий)   поместить   черную
сокращенную надпись о типе укрепления: «бет.» и т.п. Данный прием используют и при
изображении   узких   укрепленных   канав   с   отвесными   стенками   на   железнодорожных
станциях.

7.8.11. Дамбы и валики могут встречаться на местности и без каналов и канав,

причем обычно они хорошо заметны на аэрофотоизображении. Показывают дамбы и
валики на планах в одну или две линии — в зависимости от ширины гребня вала в
натуре, но учитывая, что минимальное расстояние между двумя линиями обозначения
гребня 0,3 мм. В данном случае у знаков дамб и валиков нужно дать характеристику их
ширины   по   низу
  (числитель   дроби)   и  максимальной   высоты  (знаменатель).   При
перегрузке плана масштаба 1:5000 допускается многочисленные межчековые валики на
рисовых   полях   показывать   одной   тонкой   (0,1   мм)   линией,   как   это   предусмотрено
условными знаками для карт масштаба 1:10000.

7.8.12. Во избежание разночтений в изображении на аэроснимках или фотопланах

каналов   и   канав   с   водой   (при   слабой   различимости   голубых   заливок   водных
поверхностей)и   сухих   каналов   и   канав,   вычерчиваемых   в   две   линии   —   последние
надлежит сопровождать синими пояснительными надписями «сух.»

7.8.13.   На   планах   иногда   трудно   отличить  канавы,   проложенные   по   валу

(например, для обеспечения самотека воды), от обозначений каналов и канав с узкими
«внемасштабными» валиками, которые из-за недостатка места вычерчены в одну линию
со   штрихами   с   одной   внешней   стороны.   Для   устранения   возможности   разночтений
необходимо применять черные пояснительные надписи «канава по валу», и, кроме того,
чаще   давать   на   плане   отметки   урезов   воды,   высотные   отметки   на   валах   и   у   их
подножий, характеристики канав и валов. Анализ их позволит легко установить, что
именно изображено.

7.8.14.  Строящиеся   каналы  выделяются   на   аэроснимках   резкостью   своих

очертаний, «разрытостью», полным отсутствием задернения.

На аэрофотоизображении и самих каналов, и сопутствующих дамб, свежий грунт

сильно   контрастирует   с   окружающим   фоном,   поэтому   распознавать   их   нетрудно.
Условные знаки выемок, дамб и валиков вдоль строящихся каналов вычерчивают на
планах   сплошными   линиями,   а   не   «звеньями».   Наносят   и   построенные   на   момент
дешифрирования различные сооружения.

7.8.15.   На   мелиоративных   каналах   встречаются  водораспределительные

устройства   и   регуляторы  самых   различных   конструкций   и   внешнего   вида.
Большинство из них заметно на аэроснимках: видна светлая оторочка этих сооружений,
а нередко расширение здесь внешней «стенки» канала и изменение уровня воды в нем,
сама перемычка и отходящие в стороны обычно более узкие каналы. В условных знаках
дан   ряд   образцов   изображения   водораспределительных   устройств.   Из   них   нужно

98

выбрать  наиболее   подходящий для  каждого  конкретного  случая   и вычертить  его по
аэрофотоизображению.   При   необходимости   допускается   несколько   изменять
начертание   обозначения   по   сравнению   с   образцом,   приведенным   в   таблицах.   При
дешифрировании   нужно   установить   и   отобразить   на   плане   наличие   на
водораспределителе выражающейся в масштабе заслонки (щитка).

При   необходимости  выделить  небольшой  водорегулятор  на   плане   рядом   с   его

условным знаком помещают черную пояснительную надпись «peг.»

Когда водораспределительные устройства на каналах, пересекающих шоссейные

и другие автомобильные дороги, совмещены с «обычными» мостами или трубами и на
них сооружены щиты-заслонки, то последние следует отображать на планах так, как это
показано в Условных знаках для карт масштаба 1:10000 — с той стороны обозначения, с
которой в натуре установлена заслонка.

7.8.16. Водовыпуски на дамбах и валиках лиманного орошения, как правило,

хорошо заметны на аэроснимках. Внешне некоторые из них напоминают мосты, но к
ним подходит не дорога, а непроезжий вал. К тому же эти водовыпуски имеют щиты-
заслонки. Показывать на планах водовыпуски следует знаком водораспределительного
устройства,   вычерчиваемым   по   фактическим   очертаниям,   и   сопровождать   черной
пояснительной надписью «водовыпуск».

Для переброски воды каналов через различные препятствия — дороги высших

классов,   овраги,   реки,   возвышенности,   другие   каналы   и   т.п.   сооружаются   дюкеры,
мосты-водоводы (акведуки), туннели или подземные участки каналов.

7.8.17.  Дюкером  называют   трубопровод   (нередко   большого   диаметра),

уложенный в земле под препятствием, находящимся в выемке или понижении. Здесь
канал   с   обеих   сторон   от   препятствия   полностью   прерывается.   Эта   особенность
облегчает дешифрирование дюкеров на аэроснимках. На них бывают видны и наружные
(внешние)   сооружения   самого   дюкера,   которые   следует   обвести   на
аэрофотоизображении по внешнему контуру и соединить знаком подземного канала.

7.8.18.  Акведук  представляет   собой   сооружение   в   виде   моста,   по   которому   в

особом лотке, жёлобе или трубопроводе над препятствием протекает вода. В Условных
знаках   дан   лишь   один   вариант   показа   акведука.   На   планах   их   отображают   в
соответствии   с   натурой   и   аэрофотоизображением:   дешифрируют   и   сам   мост   (с
подразделением по материалу), и его опоры, и водовод-«канал», лоток, водопровод, и
его «переход» в канал. На аэроснимках акведуки напоминают обычные мосты, но к ним
вместо   дорог   с   обеих   сторон   примыкают   каналы,   либо   водопроводы   (в   последнем
случае   акведуки   отличаются   некоторой   «ажурностью»).   Знак   канала   на   акведуке   в
зависимости от его ширины вычерчивают в две или в одну линию.

7.8.19.  Туннели   и   подземные   участки   каналов  сооружают   при   пересечении

трассой   канала   возвышенностей   или   других   каналов,   расположенных   на   дамбе.   На
аэроснимках канал здесь обрывается, как   бы «воткнувшись» в препятствие. Заметна
бывает   обычно   светлая   облицовка   портала   (оголовка).   В   зависимости   от   величины
туннеля,   его   внешних   очертаний   и   размеров   самого   канала,   туннели   на   планах
отображают знаком канала или канавы, проходящих через трубу, либо показом самого
портала и сопутствующих подпорных стенок и других сооружений, а также подземного
участка канала. Во всех случаях рекомендуется дать черную пояснительную надпись
«туннель».

7.8.20. На некоторых каналах встречаются различные сопрягающие сооружения:

быстротоки, ступенчатые перепады, перепады с водобойным колодцем или смешанного
типа, а также сбросы консольные. Все их дешифрируют на аэроснимках, по прямым
признакам.   При   стереоскопическом   просмотре   хорошо   заметно   резкое   изменение
уровня   воды,   на   некоторых   объектах   —   ступенчатость   или   падение   воды,   как   в
небольшом водопаде (демаскируется и уступом, и пеной). При дешифрировании важно
передать   очертания   сооружения,   особенности   его   конструкции,   начало   и   конец
быстротока,   по   возможности   —   число   ступеней   на   перепаде,   материал   постройки
(толщиной линий условного знака  и черной сокращенной пояснительной надписью).
Высоту перепада воды следует измерять в натуре или на стереофотограмметрических
приборах.

99

7.8.21.  Водозаборы   и   насосные   станции   на   каналах  могут   иметь   различный

внешний вид. Здесь используются и водопроводы, и каналы (со шлюзами-регуляторами
и без них), и даже сложные водозаборные узлы с рядом отстойников для очистки воды
от   взвешенных   наносов.   Все   эти   объекты   показывают   на   планах   строго   по
аэрофотоизображению и сопровождают надписями «насосн. ст.», «отстойник» и т.п.

7.8.22. На каналах встречаются также  водокачки, стационарные насосы  (даже

без   навесов   или   построек)   и  передвижные   насосы.   При   выборе   номенклатурного
термина нужно учитывать размеры и значение сооружения, а также, как его называют
на   месте.   Стационарные   насосы   без   построек   рекомендуется   показывать   на   планах
маленьким  черным  квадратиком   (1,0х 1,0 мм)   и сопровождать  надписью  «насос».   В
местах   периодической   установки   передвижных   насосов   (например,   в   точках   отвода
каналов или трубопроводов от реки, водоема, либо другого канала) рекомендуется, как
и на топографических картах масштаба 1:10000, помещать надпись «передвижн. насос».
Черный квадратик при этом не вычерчивается.

7.8.23.  Чигири  — простейшие   приспособления  для  подъёма   воды (деревянное

колесо   с   ковшами,   либо   барабан,   через   который   перекинута   цепь   или   канат   с
черпаками),   приводимые   в   движение   волами,   верблюдами   или   лошадями.   На
аэроснимках   непосредственно   распознаются   не   все   чигири,   но   многие   из   них
демаскируются отходящими оросительными каналами и канавами.

7.8.24. Лотки и желоба для подачи воды (из сборного железобетона, деревянные

и др.) строятся на участках, где сооружение канала почему-либо неудобно, невыгодно
или где в канале могут быть большие потери воды. Наряду с почти горизонтальными
строятся и наклонные лотки, особенно — на опорах. Желоба и лотки хорошо заметны
на   аэрофотоизображении.   Как   и   многие   каналы,   они   характеризуются
прямолинейностью   очертаний.   Обычен   для   них   светлый   тон.   Видны,   и   опоры   этих
объектов.   К   тому   же   часть   желобов,   особенно   на   опорах,   отбрасывает   весьма
характерные тени.

При показе лотков и желобов на плане нужно подчеркнуть прямолинейность их

отрезков, передать материал сооружения, наличие, а иногда — и высоту опор. Материал
лотков   отображают   так   же,   как   и   облицовку   каналов:   при   наличии   места
«оторочивающими» черными линиями и сокращенной пояснительной надписью «бет.»,
«дер   »   и   т.п.   При   отсутствии   места   —   зеленым   условным   знаком   желоба   в
сопровождении надписи, характеризующей материал,— «бет.» и т. п.

7 8.25  Кяризы  — слабонаклоненные подземные галереи для сбора и вывода на

поверхность   грунтовых   вод   предгорных   конусов   выноса.   В   конце   кяриза   обычно
имеется выводной арык, водосборный колодец или водохранилище. С поверхностью
земли   подземная   галерея   сообщается   посредством   вспомогательных   вертикальных
колодцев, служащих для очистки кяриза и вентиляции. Извлекаемый при постройке и
ремонтных работах грунт укладывается вокруг устьев таких колодцев в виде невысоких
валиков. Цепочки этих размещающихся через несколько десятков метров друг от друга
круговых   валиков   хорошо   видны   на   аэроснимках   и   позволяют   проследить   трассы
кяризов. Встречаются и системы кяризов, а именно несколько сходящихся подземных
галерей, собирающих воду в одну главную галерею.

7.8.26. Смотровые колодцы с валиками у  действующих кяризов  на аэроснимках

четко выделяются в виде маленьких двойных кружков, из которых внутренний — более
темный.   На   планах   масштаба   1:2000   кружки   обозначения   показывают   на   месте
колодцев по аэрофотоизображению; на планах масштаба 1:5000 — по условному знаку
— через 15 мм. Колодцы  недействующих  старых  кяризов  более заплывшие,  иногда
видны в виде цепочек частично разрушенных («с пропусками») бугорков, некоторые
почти не различимы.

7.8.27. Плотины, как правило, отчетливо читаются на аэроснимках. На реках они

перегораживают   всё   русло   и   резко   контрастируют   с   аэрофотоизображением   воды.
Выше   плотины   река   разливается   и   образует   водохранилище.   Видна   бывает   и
водосливная   часть   плотины   (или   небольшой   водослив),   демаксируемые   резким
перепадом уровней воды между верхним и нижним бьефами и в пределах последнего —
светлыми  шлейфами  пены.   На   глухих   плотинах   в  балках   и  оврагах  на   аэроснимках
хорошо читается сама плотина, часто переходящая в дамбы, и водное зеркало пруда, и

100

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..