ГКИНП—02—121—79 - часть 26

 

  Главная      Учебники - Геология     ГКИНП —02— 121 — 79

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

ГКИНП—02—121—79 - часть 26

 

 

различные   сопутствующие   объекты.   При   стереоскопическом   просмотре   уверенно
распознается разность уровней верхнего и нижнего бьефов.

7.8.28.  Подводные плотины  отличаются на аэрофотоизображении от надводных

тем, что перепад воды через тело плотины виден у первых по всей или почти по всей
ширине   реки   (канала).   В   то   же   время   у   надводных   плотин   такой   перепад   либо
полностью отсутствует (глухая плотина, или когда вода сбрасывается в нижний бьеф
при помощи труб, каналов-водоспусков и т.п.), либо производится через специальные
водосливы, занимающие лишь часть длины плотин. Выступающие из воды элементы
подводной плотины должны быть показаны на плане, как у надводных плотин.

7.8.29. У надводных плотин на аэроснимках нужно отдешифрировать водосливы,

которые   могут   иметь   самые   различные   очертания.   В   соответствии   с   натурой,   по
возможности,   передают   наличие   или   отсутствие   на   водосливе   затворов-щитков   и
ледорезов, а сокращенной пояснительной надписью — материал, из которого сооружен
водослив, если он отличается от материала самой плотины.

7.8.30. На плотинах, перегораживающих небольшие ручьи или овраги, нередко

сооружаются   простейшие   водосливы-трубы,   часть   из   которых   слабо   различима   на
аэрофотоизображении. В балках и оврагах часто встречаются так называемые  глухие
земляные   плотины
.У   некоторых   из   них   оборудованы   резервные   обводные   канавы.
Канавы эти, огибающие плотину и иногда напоминающие овраги, но не согласующиеся
с   рельефом,   хорошо   читаются   на   аэроснимках.   Их   следует   показывать,   как
искусственные формы рельефа. Если нижняя часть такой канавы укреплена, например,
бутовым   камнем   или   бетонированием,   то   это   следует   отобразить   на   плане
отсрочивающими   знак   черными   линиями   и   сокращенной   надписью   о   материале
укрепления («кам.», «бет.» и т.п.).

7.8.31.   У   обозначений   надводных   плотин   длиной   на   плане   1   см   и   более   (по

дополнительным   требованиям   —   и   у   меньших)   должны   указываться   материал
сооружения и ширина гребня плотины с точностью до 0,1 м, а также отметки урезов
воды верхнего и нижнего бьефов. Материал постройки плотин передают сокращенными
надписями:   «бет.»   —   бетонные,   «бет.-земл.»*   —   бетонно-земляные.   «дер.»   —
деревянные, «дер.-земл.» — деревянно-земляные, «ЖБ» — железобетонные, «земл.» —
земляные, «кам.» — каменные, «мет.» — металлические. При недостаточности места
допускаются и ещё более краткие надписи: «Д », «К», «М», «д.-земл.».

7.8.32.   В   случаях,   когда   к   плотине-сооружению,   удерживающему   воду   и

создающему   подпор,   примыкают   изображаемые   тем   же   условным   знаком   земляные
дамбы,   на   планах   рекомендуется   (исходя   из   требований   последующего
картосоставления)   дать  синие   поперечные   черточки,   показывающие   края   плотины,   а
следовательно, и её длину. Это следует оговорить на полях плана и в его формуляре.

7.8.33.   Выделение  проезжих   плотин  среди  непроезжих  обычно   не   вызывает

затруднений,   так   как   к   первым   с   обеих   сторон   подходят   хорошо   видные   на
аэрофотоизображении  дороги.   У  непроезжих   плотин,   как   правило,   узкие   гребни.   На
краях гребней проезжих плотин, в отличие от непроезжих, вычерчивают «усики» (под
углом 45° к оси плотины).

* Двойные надписи даются, в частности, в случаях, когда из-за недостатка места

или по другим причинам не удается отдельно указать материал водосливной и «глухой»
части плотины, а также у комбинированных плотин.

101

7.8.34. Прорванные плотины легко распознаются на аэроснимках — видны разрыв

гребня и отсутствие подпора пруда или водохранилища.

7.8.35.   В   водохранилищах   и   прудах   нередко   остаются  затопленные   участки

леса,  отдельные деревья и кустарники. Они, даже засохшие, обычно хорошо видны
на   аэроснимках   и   могут   служить   ориентирами.   Показывать   эти   объекты   следует
условными знаками для карт масштаба 1:10000:леса— большими (1,5 мм) кружками без
оконтуривания, отдельные деревья и кусты — соответствующими обозначениями «для
суши». Данные знаки при необходимости даются с отбором, но крайние на своем месте,
чтобы подчеркнуть границы и площади затопления древостоев и отдельных деревьев.

7.8.36. Шлюзы уверенно дешифрируются на аэроснимках по прямым признакам:

хорошо видны стенки камеры шлюза, более тонкие полоски ворот и небольшие здания с
насосными   установками.   При   стереоскопическом   просмотре   фиксируется   резкая
разность уровней воды, связанная со шлюзованием. У многих шлюзов с одной или двух
сторон имеются как бы вводящие в камеру воронкообразные ограждения.

Все эти объекты наносят на планы строго по аэрофотоизображению. «Стрелку»

обозначения   ворот   (затворов)   шлюза   ориентируют   острием   против   течения   реки
(канала). Если над шлюзом переброшен мост, в частности пешеходный, их знаки дают в
сочетании.   Характеристики   шлюзов   требуется   помещать   лишь   на   планах   масштаба
1:5000 (на планах масштаба 1:2000 — только для обеспечения последующих работ по
картосоставлению и при том — синим цветом). Длину камеры и ширину ворот шлюза
можно   измерить   на   аэроснимке,   однако   лучше   такие   данные,   наряду   с   величиной
глубин на пороге ворот, получать в управлении района гидротехнических сооружений
или в бассейновых управлениях пути.

7.8.37.  Набережные  на   аэрофотоизображении   четко   отличаются   от

неукрепленных берегов, даже крутых. Для первых характерен светлый фототон и резкие
правильные   очертания;  парапеты  в   верхней   части   набережной   отбрасывают
характерные   тени.   Хорошо   читаются   на   аэрофотоизображении   различные  спуски   и
лестницы   на   набережных
,   сооружаемые   поперек   и   вдоль   последних.   Так,   в
соответствии с натурой, их показывают на планах.

7.8.38.  Молы, волнорезы, пирсы, траверсы, буны, дамбы (уходящие в воду),

шпоры  отчетливо   изображаются   на   аэроснимках,   где   их   светлые   полоски   резко
контрастируют   с   темной   поверхностью   воды.   Многие   из   названных   объектов
начинаются   на   берегу,   другие   —  у   самой  линии   уреза   воды.   Это,   в  соответствии  с
местностью, следует отображать на плане. Русловыправительные буны устанавливают
под углом к берегу, и не в одиночку, а целыми сериями, иногда у обоих берегов реки. В
таблицах   условных   знаков   дан   целый   набор   обозначений   для   молов   и   других
перечисленных   сооружений.   Выбирать   нужно   наиболее   подходящее,   а   при
необходимости   несколько   изменять   его,   чтобы   точнее   передать   очертание   или
особенности объекта (с отвесными или наклонными стенками). Сокращенную надпись о
материале, из которого он сооружен, помещают при наличии места.

7.8.39. Ледорезы обычно хорошо видны на аэрофотоизображении. К тому же они

всегда   сооружаются   выше   по   течению,   чем   тот   объект,   который   они   защищают   —
промежуточные устои моста, водосливная часть плотины. У большинства современных
капитальных   мостов   ледорезы,   как   правило,   совмещены   с   быками.   В   этих   случаях
отображают одни промежуточные устои, если они внемасштабные, или согласно натуре
вычерчивают соответствующие быки удлиненными, а иногда — даже заостренными с
одной стороны.

7.8.40.  Подпорные   стенки  сооружаются   для   укрепления   склона   и

предупреждения сползания или обрушивания грунта на ответственных участках. Чаще
всего подпорные стенки строятся вдоль обрывистых берегов рек и морей, ocобeнно, в
больших   городах,   вдоль   дорог,   в   горах   и   т.д.   На   аэроснимках   нередко   напоминают
обычные, только очень крутые (иногда буквально отвесные) насыпи и выемки с очень
четкими очертаниями и светлым фототоном. Видимая на азрофотоизображении светлая
полоска подпорной стенки часто весьма узкая.

7.8.41.  Спланированные   откосы  занимают   существенно   большую   площадь.

Неукрепленные   откосы  обычно   располагаются   под   углом   естественного   равновесия
грунта (порядка 45°),  укрепленные откосы  бывают и более крутыми. Относительные

102

глубины

 

спланированных

 

откосов

 

рекомендуется

 

измерять

 

на

стереофотограмметрических приборах. Надписи, характеризующие способ укрепления
откоса, помещают лишь на самых больших откосах, при этом, как правило, только по
дополнительным   требованиям.   В   случаях,   когда   неясно,   какой   условный   знак
применить: укрепленного спланированного откоса или наклонной подпорной стенки,
следует использовать консультации специалистов.

Переход   от   знаков   внемасштабного   откоса   к   обозначениям   откоса,

выражающегося в масштабе плана, в соответствии с натурой, должен быть плавным. По
изображениям   спланированных   откосов   условные   знаки   травянистой   растительности
давать   не   требуется   (а   задернованные   откосы   следует   относить   к   укрепленным).
Кустарниковую и древесную растительность по откосам и дамбам, выражающимся в
масштабе плана, показывают в обычном порядке.

7.8.42.  Ряжи  —  сооружения  в  виде  ящика-сруба  из бревен  (реже  —  брусьев),

заполненного   камнями.   Эти   остатки   быков   ряжевых   мостов,   некоторых   плотин   или
подпорных   стенок   остаются   кое-где   в   руслах   рек   или   на   акваториях.   Обычно   ряжи
хорошо заметны на аэроснимках и дешифрирование и показ их на планах не вызывают
трудностей.

7.8.43.  «Кусты» свай в воде  — остатки свайных мостов, некоторых плотин и

других сооружений — на реках с быстрым течением демаскируются полосками пены.
Показывают   такие   «кусты»   (с   разделением   по   материалу   свай)   на   своем   месте
внемасштабным условным знаком.

7.8.44. Большинство водомерных постов и футштоков на аэрофотоизображении

непосредственно не распознаются. В СССР особенно широко распространены свайные
водомерные посты
, состоящие из 1 —3 реперов, установленных в верхней части склона,
и ряда деревянных или чугунных свай, забитых сверху вниз по откосу берега по прямой
линии, чаще всего в створе с реперами. Сваи эти на аэроснимках не видны, но заметна
бывает тропинка, проложенная вдоль свай до воды (часть из них находится под водой).

На   реечных   водомерных   постах   и   футштоках  имеется   линейка   с

сантиметровыми делениями, укрепленная на устое моста, шлюза, стенке набережной,
либо   других   долговременных   гидротехнических   сооружениях   в   русле   реки   или
акватории водоема. Сами эти объекты обычно хорошо видны на аэрофотоизображении.
Автоматические   посты  представляют   собой   специальную   небольшую   постройку-
будку,   в   которой   установлены   самопишущие   приборы.   Постройки   автоматических
постов,   как   правило,   заметны   на   аэроснимках,   как   и   узкие,   часто   подвесные,
пешеходные   мостики  гидрометрических   створов,   оборудованных   на   некоторых
водомерных постах.

Для  исключения  пропусков  таких важных объектов,   как  посты,  сведения   о их

местоположении, средних многолетних меженных уровнях воды и реперном хозяйстве
должны быть собраны заблаговременно. При дешифрировании аэроснимков условный
знак водомерного поста наносят у линии уреза воды основанием — в конце створа свай
и,   кроме   того,   показывают   реперы   поста,   а   при   их   наличии   —   мостик   или   линию
гидроствора (в соответствии с натурой).

7.8.45. Пристани с оборудованными причалами, как правило, дешифрируются по

прямым   признакам.   Эти  объекты   резко   контрастируют   с   темным   фототоном   водной
поверхности и к тому же выделяются характерными очертаниями и тенями (особенно
плавучие пристани-дебаркадеры). К ним подходят дороги, на берегу имеются склады и
другие   здания.   Нередко   рядом   с   пристанями   видны   суда   и   лодки.   На   аэроснимках
крупных механизированных портов четко выделяются длинные, круто обрывающиеся в
воду причальные стенки с проложенными вдоль них подъездными путями, высокими
портальными кранами и т.п.

Показывая   на   планах   пристани   с   оборудованными   причалами,   их   контуры

обводят   по   аэрофотоизображению.   При   необходимости   к   образцам,   приведенным   в
таблицах   Условных   знаков,   добавляют   ряд   дополнительных   деталей   —   в   строгом
соответствии с натурой.

7.8.46.   На   некоторых   сравнительно   небольших   судоходных   реках   встречаются

совсем легкие причалы — мостки, едва заметные на аэроснимках. Чтобы не пропустить
их при дешифрировании, нужно заранее знать примерное местонахождение подобных

103

объектов. Это в еще большей степени относится к  постоянным якорным стоянкам,
остановочным пунктам и местам причала судов, не оборудованных мостками или
другими приспособлениями. Иногда такие «точки» на берегу, у которых подваливают
суда, не имеют дешифровочных признаков. В других случаях заметны подходящие и
обычно обрывающиеся здесь тропинки или дороги. Выявить подобные «пристани» и
необорудованные остановочные пункты помогают официальные документы «Тарифные
руководства № 4-р» и маршрутные описания основных внутренних водных путей.

7.8.47.   Дешифрирование  маяков  не   вызывает   затруднений.   Они,   как   правило,

имеют   характерный   вид   башни   или   вышки   с   сильным   источником   света   в   верхней
части. К тому же маяки всегда показываются на лоцманских и навигационных картах,
которые необходимо использовать. Это же относится и к дешифрированию  огней  —
светящих   береговых   навигационных   знаков.   От   маяков   они   отличаются   более
скромными размерами и меньшей мощностью.

7.8.48.   Из  постоянных   береговых   знаков   судоходной   обстановки  на

аэроснимках обычно хорошо заметны высокие створные знаки с четырехугольными или
трехугольными щитами, отбрасывающими характерные тени. Крупные створные знаки
устанавливаются на берегах морей, водохранилищ, озер. В то же время вдоль малых и
средних судоходных рек сооружаются сравнительно небольшие створные знаки, к тому
же часто переставляемые с места на место из-за изменений в положении фарватера.
Такие знаки не могут служить надежными ориентирами. Плохо или совсем не видны на
аэрофотоизображении другие береговые знаки — сигнальные мачты, штормовые мачты
и т.п.

Для   обеспечения   правильного   показа   всех   этих   объектов   на   топографических

планах необходимо использовать лоцманские и навигационные карты, а в бассейновых
управлениях пути (БУП), либо в подчиненных им технических участках или районах
гидротехнических сооружений уточнять, какие из навигационных знаков постоянные, а
какие не следует наносить на планы из-за нестабильности их местоположения. Когда
такие знаки решено не показывать, это следует оговорить в формуляре плана.

7.8.49.  Водные   станции   (открытые   купальни,   лодочные   причалы   и   др.)

обычно хорошо заметны на аэрофотоизображении: видны мостки, ограждения бассейна,
причалы с лодками, легкие строения на берегу и т.п.

7.8.50. Отчетливо распознаются на аэроснимках оборудованные пляжи, т.е. сам

пляж, его ограждения, легкие постройки и навесы, тенты, иногда — ряды лежаков. При
показе на планах оборудованных пляжей в центре их дают условный знак — «зонтик»
(при   необходимости   уменьшенный   в   1,5—2   раза)   и   отображают   постройки   и
сооружения, кроме временных.

104

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..