ГКИНП—02—121—79 - часть 23

 

  Главная      Учебники - Геология     ГКИНП —02— 121 — 79

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

ГКИНП—02—121—79 - часть 23

 

 

7.5.19.  Лотки для спуска леса и других материалов, сооружаемые обычно на

крутых   склонах   в   местах,   где   заготовленную   древесину   нужно   быстро   доставить   к
пункту переработки или начала сплава дешифрируют с учетом требований п. 7.5.18. На
аэроснимках отчетливо выделяется узкая светлая полоска лотка, нередко изгибающаяся
и как бы пересекающая склон. На одном из концов лотка могут быть видны штабеля
или нагромождения бревен, либо других материалов. На планах обозначения лотков для
спуска   леса   всегда   ориентируют   открытой   стороной   «скобок»   против   направления
склона.

7.5.20. Километровые столбы, указатели дорог и необорудованных загородных

остановок автобусов и троллейбусов, указатели названий населенных пунктов и рек, а
также прочие дорожные знаки в зависимости от их размеров и масштаба аэросъемки
могут   быть   видны   и   не   видны   на   аэрофотоизображении.   Обычно   заметны
отбрасываемые ими короткие тени и иногда — светлые пятнышки бетонных оснований
знаков. Примерное положение километровых столбов можно установить по линейному
графику автомобильной дороги. Однако, нередко на местности километровые столбы
расставлены не точно через 1 км. В подобных случаях их наносят в соответствии с
натурой, но в формулярах планов и на материалах дешифрирования это должно быть
оговорено.

Оборудованные остановки автобусов и троллейбусов с небольшим навесом для

пассажиров   и,   особенно,   с   расширением   дороги   («карманом»)   распознаются   на
фотоизображении уверенно.

7.5.21.   Показ   на   планах  древесно-кустарниновых   насаждений  вдоль

автомобильных дорог, рек, каналов и канав регламентируется следующим образом.
Если вдоль этих линейных объектов созданы полосы древесных насаждений, состоящие
из нескольких рядов, они должны изображаться соответствующими условными знаками
(с   подразделением   —   ниже   4   м   и   выше   4   м)   с   характеристиками   породы,   средней
высоты деревьев, помещаемыми в середине полосы. В отличие от полос, в обсадках из 1
— 2 рядов деревьев
 вдоль линейных объектов, по возможности на своем месте, т.е. по
аэрофотоизображению,   доказывают   маленькими   кружками   эти   отдельные   деревья   и
аллеи.   Характеристики   их   высоты   давать   при   этом   не   требуется.   При   густом
размещении  отдельных  деревьев  их  наносят   с  некоторым   отбором,   точно  показывая
крайние   в   группе   и   отображая   изменения   в   густоте   обсадки.   Так   же   наносят   и
разграничивают узкие полосы кустарников и отдельные кустарники вдоль дорог, рек,
канав.

89

7.6. ДЕШИФРИРОВАНИЕ МОСТОВ И ПЕРЕПРАВ

7.6.1.   Распознавание   на   аэроснимках   большинства  мостов  не   вызывает

затруднений, они дешифрируются по прямым признакам. Мосты всегда приурочены к
препятствиям,   расположенным   поперек   трассы   дороги,—   к   рекам,   ручьям,   оврагам,
балкам   и   к   тому   же   выделяются   характерной   формой.   Небольшие   мосты
дешифрируются   по   заметным   сужениям   аэрофотоизображения   дороги,   а   также
разрывам   здесь   насыпи   на   ней.   К   мостам   (особенно   через   водотоки)   обычно
стягиваются и примыкают здесь к дорогам высших классов различные объезды и другие
естественные грунтовые дороги.

7.6.2.   По   аэрофотоизображениям   мостов,   выражающихся   в   масштабе   плана,

нередко удается установить их тип и особенности конструкции. Так,  металлические
железнодорожные,   а   также  цепные   и   канатные  автодорожные   мосты   —   по   весьма
характерным   теням.   У  наплавных  мостов   обычно   видны   выступающие   оконечности
понтонов, судов, плотов. К тому же в плане такие мосты несколько изогнуты течением
реки.   Это   нужно   передать   при   дешифрировании   (в   соответствии   с
аэрофотоизображением).  Разборные  мосты, как и наплавные, расположены низко над
водой.   Рядом   с   ними   или   на   берегу   заметны   паромы,   либо   баржи,   действующие   в
период половодья, когда мост разобран.  Двухъярусные  (двухэтажные) мосты, а также
мосты,   по   которым   железная   дорога   и   шоссе   проходят   рядом,   дешифрируются   по
прямым   признакам.   У  многопролетных  мостов,   особенно   на   реках   с   ледоставом,
хорошо видны промежуточные устои (быки).

Все необходимые для топографических планов сведения о мостах и переправах

содержат ведомственные материалы технического учета дорог (в частности карточки
мостов).

7.6.3. Проводя дешифрирование мостов, следует учитывать материал, из которого

сооружены их пролетные строения, так как материал постройки промежуточных опор
(быков)   отображается   на   планах  особо.   Мост  считается   металлическим,   если   у  него
стальные фермы, хотя быки сооружены из бетона.

7.6.4. При дешифрировании и вычерчивании на планах мостов важно правильно

отобразить число пролетов, а для этого передать количество и материал промежуточных
опор   Если   такие   опоры   целиком   находятся   под   пролетным   строением   (концы   «не
выглядывают»   из-под   него)   и   показать   их   строго   в   соответствии   с   натурой   не
представляется возможным, обозначения этих быков несколько удлиняют с тем, чтобы
они читались на плане.

7.6.5. Вычерчивать условные знаки самих мостов нужно точно, чтобы ширина и,

особенно,   длина   знака   соответствовала   помещаемым   на   планах   масштаба   1:5000
характеристикам.

На   планах   этого   масштаба   требуется   давать   полные   характеристики   мостов

длиной   3   м   и   более   на   автогужевых   дорогах.   Как   правило,   следует   заимствовать
подобные характеристики с ведомственных материалов картографического значения с
выборочной   их   проверкой   в   натуре.   Лишь   при   отсутствии   таких   материалов
необходимые измерения производят на местности или на аэроснимках.

7.6.6.  Длину моста  измеряют по его настилу; у мостов с береговыми устоями в

общую длину моста включают и такие устои. Указываемая на плане  ширина моста
(дорожники называют её габаритом и обозначают буквой «Г») характеризует ширину
его   проезжей   части,   для   чего   измеряют   не   общий   «поперечник»   моста,   а   только
расстояние   между   колесоотбоями,   т.е   исключают   величину   боковых   полос   для
пешеходов. При измерениях на аэроснимках следует уверенно различать настил моста и
смыкающиеся с ним грунтовые насыпи.

Высоту   низа   пролетного   строения   моста   над   уровнем   воды  судоходных   рек

нужно получать в организациях, эксплуатирующих дороги.

7.6.7.   На   планах   масштаба   1:2000   у   мостов   длиной   3   м   и   более   требуется

помещать только одну характеристику — их автомобильной нагрузки. Предполагается,
что при последующем картосоставлении остальные характеристики мостов будут взяты
непосредственно   с   планов.   Поэтому,   если   при   показе   мостов   на   материалах
дешифрирования не выделены проезжие и пешеходные части, рекомендуется у знаков

90

мостов   давать   их   полные   характеристики   (синей   тушью).   Обязательно   должна
указываться высота низа пролетного строения моста над уровнем воды судоходных рек,
так как непосредственно на планах её измерить невозможно.

7.6.8. В случаях, когда под мостом проходит шоссе, т.е. при пересечении двух

дорог на разных уровнях, у обозначения такого моста (путепровода) для обеспечения
последующих   картосоставительских   работ   должна   даваться   характеристика   проезда
(отверстия) под мостом — высота и ширина в целых метрах. Например: «пр. 5x8»,где:5
— высота, 8 — ширина.

7.6.9.  Автомобильную   нагрузку   мостов  (грузоподъемность)   в   тоннах

устанавливают по специальным указателям, стоящим в натуре у многих мостов, либо
получают   в   дорожных   организациях   (например,   выписывают   с   линейных   графиков
дорог). Лишь при отсутствии подобных данных грузоподъемность определяют на месте
по фактическому движению транспорта через мост. При этом важно отделить мосты,
пригодные для проезда автомашин, от немногочисленных мостов, используемых только
гужевым транспортом. Последние обычно узкие и построены под нагрузку не более 1—
3 т. В то же время новые или недавно отремонтированные деревянные балочные мосты
на автомобильных дорогах чаще всего рассчитаны на автомобильную нагрузку порядка
8—10 т, более старые деревянные мосты — 6—7 т, а капитальные мосты (каменные,
железобетонные, металлические) —10—13—18 т и более.

На   топографических   планах   указывают   нормативную   автомобильную   нагрузку

мостов, которую нельзя путать с гусеничной (тракторной). Дело в том, что гусеничная
нагрузка, разрешаемая для проезда по мосту, в несколько раз больше соответствующей
автомобильной нагрузки. Например: автонагрузка 8 т и, одновременно, гусеничная —
30 т; автонагрузка 10—13 т и тракторная — 60 т и т. п. Поэтому не следует указывать в
характеристике   моста   грузоподъемность   15—20   т.   на   том   только   основании,   что   по
нему проходят гусеничные тракторы.

7.6.10.  Мосты длиной до 1 м на автомобильных дорогах  и открытые сверху

узкие лотки на железных дорогах в ряде случаев не заметны на аэрофотоизображении.
При их показе на планах следует исключить возможность путаницы обозначений этих
объектов со знаками труб: у первых должны быть четко вычерчены поперечные трассе
дороги короткие черточки.

7.6.11.  Трубы  для пропуска воды под полотном дороги сооружаются из разных

материалов (камня, бетона, металла, дерева) и имеют различный внешний вид. Чаще
всего   встречаются   одноочковые,   но   есть   и   двух-,   и   трехочковые   трубы.   Некоторые
трубы сходны с небольшими мостами. Основное отличие труб от мостов в том, что у
первых   всегда   между   верхним   сводом   трубы   и   полотном   дороги   имеется   хотя   бы
небольшой слой грунта насыпи, а у вторых насыпь прерывается полностью — на всю ее
высоту. Эту особенность труб используют при их дешифрировании на аэроснимках. У
самых   высоких   насыпей   трубы   на   аэрофотоизображении   выделяются   по   светлой
облицовке оголовка (как правило, в наинизшей точке насыпи). Здесь же бывает виден
входящий в трубу и выходящий из нее водоток (или промоина).

Следует   учитывать,   что   трубы   на   дорогах   сооружаются   не   у   каждой

пересекающей ее лощины. В некоторых, случаях полые и ливневые воды отводятся к
соседним трубам или мостам по специально прорытым канавам. В подобных местах на
материалах дешифрирования рекомендуется помещать синюю пояснительную надпись
«трубы нет», чтобы исключить вопросы при последующих работах. Характеристики у
труб (полные — приведенные в Условных знаках — или сокращенные по согласованию
с заказчиками) дают на планах только по дополнительным требованиям прежде всего
мелиораторов земель.

7.6.12.  Пешеходные   мосты  заметны   на   аэроснимках   и   дешифрируются   по

прямым   признакам   —   на   аэрофотоизображении   виден   тонкий   светлый   штрих,
пересекающий реку, болото, сырую пойму и т. п.

Эти мосты, как правило, имеют ширину 1—2 м. Бывает, что к обоим берегам реки

подведены автогужевые дороги, а через реку переброшен лишь пешеходный мост. В
подобных   случаях   рядом   с   его   условным   знаком   рекомендуется   дать   синюю
пояснительную надпись «пеш.» и оговорить это в формуляре плана. Пешеходные мосты

91

со ступенями и висячие («лавы») выделяют при дешифрировании особым знаком или
надписью.

7.6.13. Паромы с механическими двигателями — самоходные или буксируемые

суда,   грузовые   платформы,   установленные   на   лодках,   понтонах   или   барках,
перетягиваемые мотором (электромотором) по тросу, закрепленному на обоих берегах
реки,   а   также   обычные   паромы  ,   в   частности  типа   «самолет   »,   использующие   силу
течения   воды   в   реке,   распознаются   на   аэроснимках   по   береговым   причальным
приспособлениям   (мосткам,   реже   —   дебаркадерам)   и   подходящим   к   ним   на   обоих
берегах реки и нередко обрывающимся здесь автомобильным дорогам. Обычно видны и
сами   паромы.   Чаще   всего   это   —   прямоугольник   с   выступающими   оконечностями
понтонов, плашкаутов, барок.

7.6.14.  При дешифрировании  нужно установить  и  отобразить на  плане  линией

условного знака путь, проходимый паромом. В соответствии с натурой показывают и
причальные   устройства   парома.   Линейные   графики   автомобильных   дорог   обычно
содержат данные лишь о грузоподъемности паромов. Поэтому размеры грузовых палуб
паромов,   если  соответствующие  сведения   не   удается  получить  в  дорожных  органах,
приходится измерять в натуре или на аэроснимках.

Грузоподъемность небольших паромов можно установить на месте по фактически

перевозимому   транспорту.   Здесь,   в   отличие   от   мостов,   нет   разделения   на
автомобильные   и   гусеничные   нагрузки,   а   просто   учитывается   общий   вес
переправляемых грузов

7.6.15.   На   топографических   планах   показывают   только   постоянные   (регулярно

действующие) перевозы — лодочные или катерные переправы, прежде всего в местах,
где   нет   мостов   или   паромов.   Особо   выделяют   перевозы   с  механическими
двигателями.
 Положение пунктирной линии обозначения перевоза должно передавать
примерную трассу, по которой фактически осуществляется переправа. На аэроснимках
перевозы непосредственно не просматриваются, но большинство их обнаруживается по
подходящим тропам и даже дорогам.

7.6.16. В местах пересечения автогужевыми дорогами мелководных участков рек,

которые транспорт преодолевает прямо по дну, на топографических планах показывают
броды. На   аэроснимках  броды  демаскируются  тропами и  дорогами,  подходящими к
реке или ручью на обоих берегах; бывает заметна и сама отмель в русле реки.

На планах масштаба 1:5000 у обозначений бродов на реках шириной 5 м и более,

кроме сокращенной надписи «бр.», приводят полную характеристику. При этом глубину
брода следует измерять в самом глубоком его месте, а длина брода и скорость течения
воды на нем должны соответствовать тому уровню воды, который отображен на плане.
На   планах   масштаба   1:2000   такие   характеристики   дают   по   дополнительным
требованиям.   Однако,   если   предполагается   последующее   картосоставление,   то   на
планах   масштаба   1:2000   следует   помещать   полные   характеристики   бродов   (синей
тушью).

92

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..