ГКИНП—02—121—79 - часть 22

 

  Главная      Учебники - Геология     ГКИНП —02— 121 — 79

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..

 

 

ГКИНП—02—121—79 - часть 22

 

 

строения.   Круг   по   диаметру   немногим   больше   длины   локомотива.   Изображают
поворотные круги на планах по фактическим размерам.

7.4.22. Автомобильные переезды через железные дороги легко распознаются на

аэроснимках — хорошо видны автомобильная дорога, пересекающая рельсовый путь,
специальный настил и будка в этом месте (у охраняемых переездов)

7.4.23.  Шлагбаумы  на   переездах,   а   на   планах   масштаба   1:2000   и   габаритные

ворота рядом с ними (на автомобильных дорогах) показывают при дешифрировании на
своем   месте   и   на   однопутных,   и   на   двухпутных   железных   дорогах.   Если   шлагбаум
(например, автоматический) перекрывает только одну сторону движения и имеет лишь
одну «опору», так его и изображают на материалах дешифрирования.

7.4.24.   Пассажирские   и   грузовые   платформы   четко   выделяются   на

аэрофотоизображении   открытые   —   резкими   очертаниями   (к   тому   же   они   нередко
приподняты над поверхностью земли, что видно при стереоскопическом просмотре),
крытые   —специфичными   тенями.   Обозначения   платформ   с   твердыми   покрытиями
рекомендуется   закрашивать   бледно-розовой   или   светло-коричневой   краской   (для
повышения наглядности).

7.4.25. Дешифрировать  семафоры и светофоры  помогают отбрасываемые ими

тени.   Показывая   эти   объекты,   нужно   учитывать,   что   на   железных   дорогах   СССР
семафоры и светофоры устанавливаются с правой стороны по направлению движения
поездов   или   над   осью   ограждаемого   ими   пути.   Важно   точно   нанести   основание
семафора или светофора, а «мачту» самого знака размещают параллельно рельсовому
пути. Не имеющие мачт так называемые карликовые светофоры на планах масштаба
1:2000   показывают   только   по   дополнительным   требованиям,   а   на   планах   масштаба
1:5000   —   не   отображают.   На   перегруженных   элементами   ситуации   станциях   и
разъездах   при   съемке   в   масштабе   1:5000   часто   нет   возможности   изобразить   и   все
мачтовые   светофоры   (семафоры).   В   подобных   случаях,   прежде   всего   показывают
крайние   —   так   называемые   входные   светофоры   или   семафоры,   а   выходные   (они
расположены в ряд на обоих концах станционных путей) — только при наличии места,
но тогда с обеих сторон станции.

7   4.26.   Отыскивать   проходные   светофоры   (семафоры)   на   железнодорожных

перегонах следует с привлечением нормальных продольных профилей пути. Этот же
материал облегчает дешифрирование других знаков железнодорожной сигнализации,
установленных вдоль пути — предупредительных дисков, окрашенных на местности в
желтый цвет, клетчатых маневровых щитов, уклоноуказателей, оповестительных щитов
и   др.   И   здесь   требуется   точно   определять   основание   единого   для   них   условного
обозначения, а само оно вычерчивается параллельно железнодорожному пути.

85

7.5. ДЕШИФРИРОВАНИЕ ШОССЕЙНЫХ И ГРУНТОВЫХ

ДОРОГ

7.5.1.  Автомобильные   дороги  уверенно   распознаются   на   аэроснимках.   От

железных   дорог   они   отличаются   отсутствием   рельсовых   путей,   более   крутыми
поворотами и крутизной подъёмов и спусков. К автомобильным дорогам подходят и
примыкают (нередко под прямым углом) другие дороги.

7.5.2.   Имеющие   покрытие   и   профилированные   автомобильные   дороги   на

топографических   планах   подразделяют   по   степени   технического   совершенства,   а
естественные грунтовые дороги классифицируют по их значению, но с учетом условий
проезда.

Дешифрировать   автомобильные   дороги   и   приуроченные   к   ним   сооружения,

получить   почти   все   требуемые   для   планов   характеристики   и   сведения   помогает
использование ведомственных материалов картографического значения по дорогам, в
особенности   линейных   графиков   дорог   в   масштабе   1:20000.   На   них,   однако,
отсутствуют данные о насыпях и выемках. К тому же у дорожников действуют другие
классификации дорог, чем те, что приняты на топографических картах.

7.5.3.  Автострады  выделяются   на   аэроснимках   большой   шириной   (покрытая

часть   не   менее   14   м,   земляное   полотно   —   порядка   23   м   и   более)   и,   как   правило,
наличием   разделительной   полосы.   Если   же   такая   полоса   на   каких-то   участках
отсутствует,   это   должно   быть   отображено   на   планах,   оговорено   на   материалах
дешифрирования и в формулярах планов.

В   зависимости   от   особенностей   рельефа   и   других   условий   проезжие   полосы

автострад располагаются рядом — на общем основании, или раздельно. В последнем
случае, когда расстояние между полосами выражается в масштабе плана, каждую из
полос автострады следует показывать условным знаком усовершенствованного шоссе.
На   материалах   картографического   значения   автострады   часто   называют
автомобильными дорогами первой категории.

7.5.4.  Усовершенствованные   и   простые   шоссе  обычно   хорошо   заметны   на

аэрофотоизображении   благодаря   резко   очерченным   покрытым   (проезжим)   частям   и
кюветам. Это облегчает дешифрирование таких шоссе. Однако у части гравийных и ще-
беночных шоссе, характеризующихся на аэроснимках светлым гоном, трудно бывает
разграничить проезжую часть и обочины, так как материал покрытия рассыпан почти по
всей   ширине   дороги.   У   другой   части   дорог   совершенно   не   читаются   кюветы,   они
заплыли или слабо выражены (например, при так называемом серповидном профиле
дорог).

Если заплывшие кюветы отобразить невозможно, то на планах масштаба 1:2000

внешние   границы   обочин   шоссейных   дорог   надлежит   передавать   тонкими   черными
линиями (это следует оговорить в формуляре плана). На материалах дешифрирования в
таких   местах   рекомендуется   помещать   полные   характеристики   ширины,
усовершенствованных   и   обычных   шоссе   (синим   цветом)   —   для   обеспечения
последующих  работ  по  картосоставлению.   Эти  характеристики  (например,   «6,4  (9,8)
А») должны соответствовать фактически показанной ширине проезжий части дороги и
обочин.

На местности нередко встречаются шоссе, которые по ширине их проезжей части

(более 7 м.) должны были бы показывать знаком усовершенствованного шоссе. Однако,
они не имеют достаточного твердого основания (покрытие — слой износа — прямо на
грунте). Такие автомобильные дороги изображают на планах знаком обычного шоссе,
но   на   материалах   дешифрирования   и   в   формуляре   плана   это   рекомендуется
оговаривать, чтобы снять вопросы при дальнейших работах.

Встречаются   ведущие   к   предприятиям,   животноводческим   комплексам   и   т.п.

узкие дороги из цементобетонных плит, не имеющие обочин. Проезд по таким дорогам
возможен в любую погоду, поэтому их следует показывать знаком шоссе без обочин и
сопровождать характеристикой (например: «4,2 (4,2) Ц» черного или синего цвета).

7.5.5.   Специально  оборудованные   съезды  с   усовершенствованных   и   простых

шоссе и примыкающие к ним дороги хорошо читаются на аэроснимках по фактическим

86

очертаниям.   Граница   смены   или   конца   твердого   покрытия   на   таком   съезде   должна
обозначаться точечным пунктиром. Если к оборудованному на местности съезду еще не
подведены   другие   дороги,   он   так   и   показывается.   Если   же   дороги   низших   классов
примыкают к автострадам, усовершенствованным или обычным шоссе без специальных
съездов, их соответственно и отображают на планах.

7.5.6.  Улучшенные  грунтовые   дороги   и   дороги   с   деревянным   покрытием

тоже выделяются на аэроснимках четкими очертаниями и обычно светлым тоном. У
профилированных   дорог,   имеющих   так   называемый   серповидный   профиль,   трудно
бывает, даже в натуре, определить ширину проезжей части, так как у кювета нет резкой
грани с внутренней стороны

Сложно бывает и разграничить профилированные, улучшенные добавками гравия

или   щебня   дороги   от   гравийных   и   щебеночных   шоссе,   особенно   при   проведении
полевого обследования весной (после распутицы), либо летом (после ремонтных работ).
В первом случае — весной — часто классифицируют шоссе как грунтовые, улучшенные
добавками   дороги,   во   втором   случае   —   летом,   наоборот,   грунтовые   с   добавками
показывают как шоссе. Избежать ошибок помогает использование линейных графиков
дорог и консультации у специалистов-дорожников.

7.5.7.  Грунтовые   естественные   дороги  (проселочные   и   полевые   или   лесные)

подразделяются на планах не по их наезженности или состоянию, а по тому, куда они
ведут:   от   селения   к   другому   населенному   пункту   или   месту   работ.   Обязательно
разграничивать проселки и  полевые   дороги  нужно на  планах масштаба  1:5000,   а  на
планах   масштаба   1:2000   —   только   по   дополнительным   требованиям,   а   также   для
обеспечения   последующего   картосоставления.   Поэтому,   если   нет   специальных
требований, допускается все естественные грунтовые дороги на планах масштаба 1:2000
показывать   общим   знаком   проселочных   дорог,   но   вдоль   них   давать   синие
пояснительные надписи «проселочная» или «полевая» — в соответствии с назначением
данной   дороги.   К   полевым   (лесным)   следует   относить   при   дешифрировании   и
некоторые из второстепенных грунтовых дорог , которые формально можно было бы
считать проселочными, например, менее удобные (плохо наезженные) и более длинные
из нескольких дорог, соединяющих два селения.

7.5.8 Временные грунтовые дороги, например, идущие по пашням к отдельным

ометам   соломы,   а   потом   запахиваемые,   при   дешифрировании   рекомендуется   не
показывать, а их аэрофотоизображения перечеркивать синими крестиками

7.5.9. В малообжитых районах на планах показывают все вьючные тропы, а также

постоянные тракторные и нартовые дороги

Тракторными  считают   дороги,   по   которым   движение   транспорта   возможно

только на гусеничном ходу. На аэроснимках они характеризуются резкостью очертаний
и обычно темным тоном (из-за избыточного увлажнения). На планах их показывают
условным   знаком   полевых   (лесных)   дорог   и   сопровождают   черной   надписью
«тракторная».

7.5.10.  Вьючные тропы  в горных и таежных районах, как правило, непригодны

для   колесного   транспорта.   На   открытых   участках   аэрофотоизображение   этих   троп
зависит от торности, а также характера грунта. Местами на каменистых склонах они
почти   совсем   теряются   (на   таких   участках   на   планах   допустимо   помещать   черную
надпись «тропа теряется»).

В тундре и лесотундре  встречаются  полутропы-полудороги, грузы по которым

транспортируют   вьюками   или   на   нартах.   Такие   пути   часто   совпадают   с   трассами
кочевок оленьих стад, которые заметны на аэроснимках. Изображают нартовые дороги
условным знаком вьючных троп, вдоль которых помещают надпись «нартовая», либо
заменяющий её местный термин, например, «ворга».

Этим же обозначением (но без надписи) передают на планах тропы в пустынях и

полупустынях, в основном используемые вьючным транспортом. Часть из них пригодна
и   для   езды   на   автомашинах   Узкие   и   обычно   четкие   светло-серые   ниточки
аэрофотоизображения вьючных троп на такырах и массивах развеваемых песков могут
совершенно теряться.

87

7.5.11.  Пешеходные  тропы  показывают  на  планах  масштабов 1:5000  и  1:2000

только на тех участках, где они являются единственным путем, например, через болото,
к шоссейной дороге и т.п., либо важны как ориентиры

Пересечения знаков вьючных и пешеходных троп и места подхода их к дорогам

разных   классов   и   рамкам   планов   должны   изображаться   с   таким   расчетом,   чтобы
пересекались или смыкались друг с другом звенья, а не интервалы пунктирных линий.
Для этого допускается некоторое изменение длины звеньев условных обозначений.

7.5.12. Сезонные  зимние дороги  на летных аэроснимках нередко видны только

местами.   Очертания   их   менее   резки,   а   тон   при   прочих   равных   условиях   не   такой
светлый,   как   у   обычных  грунтовых   дорог.   Характерно  для   зимников   и  то,   что   они,
спускаясь с берега, как бы входят в русло реки и в озера.

При вычерчивании зимников (автозимников), прокладываемых по льду заливов,

озер и рек, полностью наносят знаки только в местах спуска на лед и на всех резких
поворотах. На остальном протяжении обозначение зимника показывают с разрывами-
звеньями из 8—10 точек с интервалами между этими v звеньями в 10—15 мм.

7.5.13.  Строящиеся   автомобильные   дороги  передаются   на   аэроснимках   по-

разному, в зависимости от стадии строительства. Аэрофотоизображение их может быть
и как бы «пунктирным», и как у законченной дороги соответствующего класса, но с
очень   резкими,   «свежими»   очертаниями   и   следами   недавних   земляных   и   других
строительных   работ.   Все   построенные   на   момент   обследования   искусственные
сооружения дешифрируют и показывают в обычном порядке.

7.5.14.  Труднопроезжие участки дорог  (сильно разбитые, давно или совсем не

ремонтировавшиеся   отрезки   шоссе;   участки   грунтовых   дорог   на   очень   крутых
подъемах, на заболоченных участках или песках) дешифрируются на аэроснимках по
косвенным признакам и объездам в местах, где они возможны.

7.5.15.  Фашинные   участки,   гати,   гребли,   выстилки  на   грунтовых   дорогах

выделяются на аэрофотоизображении в виде резко очерченных и обычно светлых по
тону участков на более темной линии соответствующей дороги. Они всегда приурочены
к избыточно увлажненным местам. Поскольку на планах все эти объекты показываются
общим условным знаком, для обеспечения последующих картосоставительских работ
рядом   с   их   изображениями   рекомендуется   помещать   черные   надписи,   например:
«фашины», «гать», «гребля», «выстилка».

7.5.16.   Постоянные  скотопрогоны  распознаются   на   аэроснимках   по   широкой

полоске,  выбитой  животными  и  в части случаев— по  ограждениям  (и  их  теням)  по
краям  этой полоски.  На  планах эти объекты,  в  соответствии с  натурой,  показывают
знаками   имеющихся   на   местности   ограждений,   а   неогражденные   скотопрогоны
межрайонного и межобластного значения— сплошными тонкими черными линиями по
их   краям.   В   том   и   в   другом   случаях   рядом   с   обозначением   дается   черная   надпись
«скотопрогон».

7.5.17.  Насыпи  и  выемки  на   автомобильных   и   железных   дорогах   хорошо

распознаются на аэроснимках, особенно при стереоскопическом их просмотре, с учетом
приуроченности   этих   объектов   к   определенным   формам   рельефа   (насыпи   —   на
пониженных участках трассы, выемки, как правило, на повышенных). Помогает при их
дешифрировании характерное размещение теней на противоположных сторонах дороги:
от насыпей — с одной стороны, от крутого склона выемок — с другой

На   планах   надлежит   указывать   максимальные   высоты   (глубины)   насыпей   и

выемок. Длина выражающихся в масштабе плана штрихов условных знаков насыпей и
выемок должна строго соответствовать их проекции. Но при этом следует использовать
только   центральные   части   аэроснимков,   так   как   из-за   перспективного   искажения
откосов на краях снимков дешифрируемые здесь насыпи и выемки могут быть сильно
искажены. Если у шоссейной дороги почти нет обочин и насыпь начинается от самой
проезжей   части,   это   должно   быть   оговорено   на   материалах   дешифрирования   и   в
формуляре плана, чтобы исключить вопросы при последующих работах.

7.5.18. Лестницы для подъема в гору и на различные сооружения, например, на

автодорожные насыпи у крупных мостов или на земляные плотины хорошо заметны на
аэрофотоизображении и дешифрируются по прямым признакам. В данном случае также
надлежит пользоваться только центральными частями аэроснимков.

88

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..