ГКИНП—02—121—79 - часть 20

 

  Главная      Учебники - Геология     ГКИНП —02— 121 — 79

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..

 

 

ГКИНП—02—121—79 - часть 20

 

 

7.3.16.  Открытые хранилища нефти(«амбары» или бассейны) распознаются по

ярко-черному   тону   густой   пленки   нефти   на   поверхности   (например,   запруженных
водоемов) и по специальным земляным дамбам вокруг хранилища. Вычерчивают их по
фактическим очертаниям. Отображают и оконтуривающие противопожарные земляные
валы и дамбы.

Хранилища жидких газов  — горизонтальные (пропановые) емкости и шаровые

резервуары   распознают   по   их   характерной   форме   и   соответственно   показывают   на
планах (шаровые резервуары — кружками).

7.3.17.   От   скважин   нефть   по   выкидным   трубопроводам   поступает   на   ГЗУ   —

групповую замерную установку. Это обычно несколько небольших баков или цистерн и
распределительная   гребенка.   С   нескольких   ГЗУ   нефть   подают   на   НСП   —   неф-
тесборный пункт или товарный парк. Затем с помощью ДНС — дожимной насосной
станции,   повышающей   давление   в   нефтепроводах,   по   главному   коллектору
(трубопроводу большого диаметра) нефть перекачивается на ПППН— пункт первичной
переработки нефти. Здесь нефть очищается от различных примесей и подготавливается
для транспортировки на большие расстояния.

На   ПППН   поступившая   по   коллектору   нефть   сначала   закачивается   в   РСН   —

резервуары сырой нефти. Затем ее пропускают через КСУ — концевую сепарационную
установку, ТХУ - термохимическую установку и батареи теплообменников, после чего
закачивают в большие резервуары товарной нефти (РТН). Отстоявшаяся в резервуарах
вода перекачивается в резервуары очистных сооружении (РОС).

По согласованию с заказчиком все приведенные выше (а при необходимости — и

другие) сокращенные пояснительные надписи помещаются на планах у изображений
соответствующих   объектов,   но   подобные   краткие   индексы   рекомендуется
расшифровывать за рамками плана.

7.3 18 Технологические установки пункта первичной переработки нефти имеют

характерные   очертания.   В   частности  газосепараторные   узлы   и   концевые   трапные
батареи
  распознают по фотоизображениям сепараторов и трапов и падающим от них
куполообразным   теням.   Трапы   —   это   цилиндрические   герметизированные   сосуды,
служащие   для   отделения   нефти   от   газа.   Покрытые   теплоизоляционным   слоем
горизонтальные

 теплообменники 

и

 отстойники 

хорошо   выделяются   на

аэрофотоизображении. Их показывают знаками горизонтально расположенных цистерн.

7.3.19.   Здания  парокотельных  дешифрируют  по  многочисленным   дымоходным

трубам,   печам   и   паропроводам   (теплотрассам)   к   нефтяным   резервуарам   и
теплообменникам. Наземные паропроводы, обычно укладываемые на опорах, хорошо
видны   на   аэроснимках.   Трубы   парокотельных   и   термохимических   установок
показывают по их основаниям знаком дымоходных труб котельных установок.

7.3.20. Нефтяные насосные станции, как правило, размещаются рядом с парками

резервуаров   и   нередко   расположены   в   одном   здании   с   трансформаторными
подстанциями   и   газонефтезамерными   пунктами.   Насосные   агрегаты   на   открытых
площадках выделяются характерной формой и отходящими трубопроводами.

7.3.21  Газовые   факелы  дешифрируются   по   типичной   концентрической

обваловке вокруг них и по ореолу от пламени.

7.3.22.   Различные  хранилища   и   площадки   для   сброса   шлама—   грязевых

осадков,   остающихся   после   отстоя   нефти,   показывают   по   фактическим   контурам
знаками   поверхностей,   загрязненных   отходами   промышленных   предприятий
(введенными для карт масштаба 1:10000). Они обычно располагаются в котлованах или
специальных   «запрудах»,   выделяются   темным   тоном   и   нередко   распознаются   по
оконтуривающим валам.

7.3.23. Объекты водоснабжения, электроснабжения, связи и технических средств

управления   нефтяных   и  газовых   промыслов  дешифрируют  в   обычном   порядке.   При
этом   баки   и   цистерны   для   воды   (в   частности   резервуары   очистных   сооружений   и
противопожарные) вычерчивают, как и соответствующие резервуары для нефти, но, в
отличие от них, верхнюю часть знака не закрашивают, а рядом с ним дают черную
надпись «вод.»

Показывая   линии   электропередачи,   следует   исходить   из   общей   схемы

электроснабжения   промысла   и,   в   частности,   учитывать,   как   осуществляется   подвод

77

низковольтных линий к скважинам: каждую ли из них или целую группу обслуживают
трансформатор и т. п.

7.3.24. Характер и детализация показа нефтебаз и складов горючего в городах и

других   населенных   пунктах   должны   быть   согласованы   с   заказчиком.   Допускается
ограничиваться изображением на планах только оград этих объектов в сопровождении
пояснительной   надписи.   Если   же   показываются   отдельные   баки,   то   как   и   у
нефтехранилищ   на   промыслах,   размер   кружков   условных   знаков   должен   строго
соответствовать их аэрофотоизображению. Лишь для показа самых маленьких баков и
цистерн (диаметром или длиной менее 2 мм) применяется внемасштабное обозначение
— кружок. Особенно широко оно используется на планах масштаба 1:5000.

7.3.25.  Стационарные   заправочные   станции   и   бензоколонки  обычно

приурочены к автомобильным дорогам высших классов и выделяются характерными
подъездами   —   «карманами»,   хорошо   заметными   на   аэрофотоизображении.   Здания
заправочных   станций   и   примыкающие   к   ним   асфальтовые   площадки   и   подъезды
дешифрируют   обычным   порядком   и   сопровождают   пояснительной   надписью   «АЗС»
или «запр.» Бензоколонки наносят с отбором (только при наличии места).

7.3.26.  Подъемные краны, как правило, хорошо распознаются на аэроснимках,

особенно   при   стереоскопическом   их   просмотре;   видны   бывают   как   сами   ажурные
сооружения кранов и отбрасываемые ими характерные тени, так и рельсовые пути или
эстакады.   При   дешифрировании   подъемных   кранов,   особенно   на   краях   снимков,
следует учитывать перспективность изображения.

Если   на   одной   эстакаде   или   на   одном   рельсовом   пути   размещены   несколько

кранов,   это   необходимо   передать   на   плане.   В   подобных   случаях   знаки   самих
передвижных кранов размещают на обозначении эстакады или рельсов равномерно, по
возможности   в   менее   загруженных   местах,   а   не   обязательно   там,   где   они
зафиксированы в момент аэросъемки. На планах масштабов 1:5000 и 1:2000 рельсовый
путь кранов вычерчивают в одну или две линии — в зависимости от ширины колеи.
При   показе   каждого   рельса   поперечные   штрихи   условного   знака   рельсового   пути
(«железной дороги») вычерчивают через 12 мм.

Аэрофотоизображения   контейнеров   и   других   грузов,   перемещаемых   кранами,

целесообразно перечеркивать на материалах дешифрирования синими крестиками, как
и   аэрофотоизображения   башенных   кранов   на   строительных   площадках.   Их,   как
временные объекты, дешифрировать не требуется.

7.3.27.  Ветряные   двигатели   и   ветряные   мельницы  являются   ориентирами,

видными издали, а первые к тому же нередко соединены с колодцами. На аэроснимках и
ветродвигатели,   и   ветряные   мельницы   обычно   хорошо   выделяются   при
стереоскопическом рассматривании аэроснимков. Заметны и типичные падающие тени
этих объектов. Часто встречаются поврежденные ветряные мельницы и двигатели. Если
они   не   утратили   своего   значения   ориентиров,   то   на   планах   применяют
соответствующие знаки действующих объектов, сопровождая их черной пояснительной
надписью «поврежден».

7.3.28.  Водяные   мельницы   и   водяные   лесопильни  —   обычно   небольшие

постройки — выявляются по приуроченности к плотинам местного значения. Иногда
они располагаются на некотором удалении от плотин, ниже по течению реки. Тогда к
ним   подходят   заметные   на   аэроснимках   каналы:   один   —   подводящий   воду   из
водохранилища, второй — для сброса использованной воды в нижний бьеф. Отличить
камерально   водяные   мельницы   от   лесопилок   —   трудно.   Здесь   может   помочь
аэрофотоизображение штабелей бревен и пиломатериалов, а также светлые по фототону
пятна опилок и других отходов.

7.3.29. Печи для обжига извести или древесного угля заметны на аэроснимках в

виде маленьких светлых «столбиков» или конусов, как бы прислоненных к склонам.
Демаскируют   печи   подходящие   к   ним   дороги   (обычно   малонаезженные)   и
расположенные   рядом   небольшие   каменные   карьеры.   Распознать   подобные   малые
объекты без предварительного сбора сведений трудно.

78

7.3.30.  Линии   электропередачи   (ЛЭП)   и   воздушные   линии   связи   и

технических  средств управления (ЛС)  на незастроенных территориях распознаются
по темным параллельным аэрофотоизображениям теней от опор*.

* Провода воздушных линий подвешиваются на столбах или фермах, обобщенно

называемых   опорами.   Фермы,   в   отличие   от   столбов,   имеют   несколько   «ног»,
соединенных   для   жесткости   перемычками.   Столбы   —   чаще   всего   одну   ногу.
Поворотные так называемые анкерные опоры на ЛЭП из столбов имеют 2—3 ноги, (а
иногда даже 4) и их следует показывать на планах, как фермы.

Обычно на снимках хорошо видны и сами фермы, несколько хуже—столбы. К

тому же на пашнях у каждой опоры остаются небольшие нераспаханные элипсовидные
«огрехи»,   вытянутые   в   направлении   пахоты.   У   ферм   ЛЭП   бывают   видны   светлые
пятнышки бетонных фундаментов. Все это облегчает дешифрирование ЛЭП и ЛС и что
особенно важно — точное нанесение оснований всех поворотных опор. Как правило, на
планах на своем месте наносят и все промежуточные опоры, в том числе столбы.

7.3.31.   Дешифрирование   ЛЭП   на   фермах   не   вызывает   затруднений.   Следует

только учитывать, что в таблицах условных знаков приведено лишь несколько образцов
показа ферм, а в натуре могут встретиться и другие их варианты. Это в первую очередь
касается изображения ферм на планах масштаба 1:2000, так как на планах масштаба
1:5000   чаще   используют   внемасштабные   знаки   ферм.   Применяя   внемасштабные
обозначения ферм на поворотах ЛЭП, следует вычерчивать их так, как они установлены
в натуре, например, по биссектрисе угла поворота.

Если   каждую   «ногу»   ферм   показать   на   своем   месте   невозможно,   допускается

применение знаков в виде квадрата, треугольника, прямоугольника (в зависимости от
количества и расположения «ног») размерами от 1,2 до 2,0—2,4 мм.

7.3.32. Сложнее дешифрировать ЛЭП и ЛС на столбах. Чтобы отличить в натуре

ЛЭП   от   ЛС,   нужно   учитывать:   куда   идут   вводы,   откуда   и   куда   идет   сама   линия,
имеются   ли   на   ней   трансформаторы   (на   ЛС   их   никогда   нет),   какие   провода   и   их
количество, какие стоят опоры (в частности поворотные), какие изоляторы.

Так, у ЛС обычно тонкие голые провода (иногда на одной опоре — особенно

вдоль железных и автомобильных дорог — их много), столбы низкие — высотой 4—6
м,   поворотные   столбы   с   подкосом,   реже   —   с   оттяжкой,   штыревые   изоляторы   —
«вертикальные».

У ЛЭП низкого напряжения (до 380 в включительно) высота столбов 4—6—8 м,

штыревые   изоляторы   и   поворотные   столбы   —   такие   же,   как   и   у   ЛС.   У   линий   с
напряжением 220в обычно 2 провода, а у линий с напряжением 380 в — 3 провода,
провода с изоляцией

У ЛЭП высокого напряжения (1,3,6,10 кв) толстые провода, штыревые изоляторы

широкие  и плоские,  столбы высокие  —  6—8  м и более,  поворотные  опоры  обычно
анкерные А-образные, либо треугольные, проводов на опоре мало.

7.3.33. Отысканию точек оснований опор на аэрофотоизображении помогает то,

что на местности они, как правило, установлены через одинаковые интервалы и лишь
при пересечении линией каких-либо препятствий  (рек,  озер,  железных  и  шоссейных
дорог и т. п.), а также при резких колебаниях рельефа, длина пролетов между опорами и
высота последних может заметно изменяться. Обычные интервалы между одиночными
столбами   и   двухстолбовыми   А-образными   опорами   ЛЭП   50—100   м;   между
деревянными П-образными опорами и анкерными деревянными фермами — 100—250
м; между металлическими и железобетонными фермами — 150—475 м. Длина пролетов
между столбами ЛС 35—83 м, но особенно часто 50 и 62 м.

7.3.34. У обозначений ЛЭП с фермами или столбами высотой 14 м и более на

плане   должны   быть   указаны   высоты   опор   в   метрах.   При   одинаковой   их   высоте
характеристики   дают   через   5—6   см.   Если   же   на   такой   линии   отдельные   опоры
(например, бетонные столбы) имеют высоту менее 14 м, то надписи высоты столбов
должны помещаться на плане чаще и характеризовать как высокие, так и низкие опоры.
Кроме того, обязательно должны указываться высоты наиболее крупных опор в местах
перебросок ЛЭП через различные препятствия.

79

7.3.35.   Встречаются   ЛЭП   и   ЛС,   неожиданно   «обрывающиеся»   в   поле   (места

перехода воздушных линий в подземный кабель, силовые линии для электропахоты и
др.) Подобные места должны отображаться на планах в полном соответствии с натурой.
Кроме   того   в   формулярах   планов   и   на   материалах   дешифрирования   целесообразно
объяснить причину «обрыва» воздушной линии.

7.3.36.   По   дополнительным,   требованиям   заказчиков   на   планах   иногда   нужно

указывать   напряжение   тока   в   линии   и   количество   проводов.   При   этом   следует
учитывать,   что   на   некоторых   ЛЭП,   кроме   электропроводов,   установлены
грозозащитные тросы (они всегда тоньше и укреплены выше проводов). В подобных
случаях указывается число тех и других. Например, «6 пр. и грозозащ. трос».

Напряжение   ЛЭП   можно   установить   по   количеству   «тарелок»   в   подвесных

гирляндах изоляторов:

Напряжение ЛЭП 

Число изоляторов в гирлянде

35 кв

 3-4

110кв

 6-8

150 кв

 8-10

220 кв

 10-14

330 кв

 14-21

500 кв

 20-26

750 кв

 34-42

Рекомендуется устанавливать назначение воздушных линий и напряжение ЛЭП, а

также типы и высоту их опор в районных службах электрических сетей, а в городах —
также   в   горкомхозах.   Одновременно   можно   уточнить   трассы   подземных   кабелей
электропередачи, размещение электрических подстанций и трансформаторных будок.

7.3.37.   Подземные  кабельные   прокладки  (электропередачи   и   связи)   на

незастроенных территориях дешифрировать трудно, так как траншеи для кабелей —
узкие   и   над   ними,   как   правило,   не   остается   насыпи.   При   полевом   обследовании
необходимо опираться на установленные на местности вдоль трассы столбики-пикеты
(«сторожки») и предупредительные щитки, запрещающие копать землю вдоль кабеля.
На трассах встречаются контрольные и усилительные пункты, а также смотровые будки
или бункеры. Их дешифрируют и показывают на планах обычным порядком.

7.3.38.  Наземные   и   подземные   трубопроводы  на   аэроснимках   выглядят   по-

разному.   Так,  наземные   трубопроводы  имеют   вид   тонких,   четких   и   нередко   слегка
искривленных ниточек (обычно — темных, но встречаются и светлые). Видны бывают и
опоры, на которых установлена часть таких трубопроводов. На территории заводов на
многих подобных трубопроводах бросаются в глаза характерные П-образные изгибы.

Подземные   трубопроводы  на   аэрофотоизображении   незастроенных   территорий

видны в виде светлой, обычно как бы размытой линии трассы — следам, остающимся
после   их   прокладки   из-за   нарушения   почвенно-растительного   покрова.   В   последнее
время после закладки трубопроводов на пашнях этот покров стараются восстановить
(при   рытье   траншеи   верхний   слой   почвы   сдвигают,   а   после   окончания   работ
возвращают   на   место).   Полосы   с   измененным   цветом   почвы   над   трубопроводом   на
пашне   сохраняются   в   течение   ряда   лет,   причем   ширина   их   от   ежегодной   вспашки
увеличивается   и   может   достигать   3—4   м   с   наиболее   интенсивным   на   аэроснимке
различием по тону в середине. Если на пашнях при аэросъемке зафиксированы уже
развившиеся   зерновые   и   другие   культуры,   трассы   трубопроводов   могут   быть
совершенно не видны. Свежезасыпанные траншеи выделяются на снимках светлыми
линиями и ребристой дорожкой — следами работы бульдозера.

Демаскируют   подземные   трубопроводы   также   просеки,   по   которым   они

проложены   в   лесах,   полосы   отчуждения,   в   части   случаев   —   невысокие   валики
(шириной   1—2   м,   высотой   0,4—0,7   м)   вдоль   трассы,   выходы   трубопровода   на
поверхность при пересечении им оврагов, балок и ручьев. Помогают дешифрированию
и наземные сооружения на трубопроводах: люки колодцев и камер, дрипы и т. п., а
также столбики-пикеты, установленные над некоторыми трубопроводами.

7.3.39.   Определить   назначение   трубопроводов   помогают   консультации   у

специалистов   и   ведомственные   материалы   картографического   значения,   в   частности
планы   маркшейдерских   съемок,   планы   коммуникаций   и   сооружений   газо-   и

80

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..