ЗИЛ-5301 Бычок. ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     ЗИЛ-5301 Бычок - инструкция по эксплуатации (Кузнецов А.С., Мазепа В. Г.) - 1998 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..

 

ЗИЛ-5301 Бычок. ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

При вождении автомобиля необходимо иметь в виду, что коробка передач снабжена синхронизаторами для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.

Передачи нужно переключать обязательно при выключенном сцеплении. Переключать передачи следует плавным нажатием на рычаг, без рывков; почувствовав сопротивление перемещению рычага (момент соприкосновения конических поверхностей синхронизаторов), следует продолжать плавно нажимать на рычаг до полного включения передачи. Резкое движение рычагом не помогает, а препятствует включению передач.

Начинать движение надо только на первой передаче. Запрещается стартером трогать автомобиль с места.

Если при трогании с места не удается поставить рычаг в требуемое положение, то не следует пытаться включить передачу резкими толчками рычага; надо отпустить педаль сцепления, вторично выключить сцепление и попытаться снова включить передачу.

Для ускорения процесса переключения передач и повышения срока службы синхронизаторов рекомендуется при переходе с высшей передачи на низшую применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль управления подачей топлива.

 

Переход с высшей передачи на низшую надо производить в следующем порядке.

1. Выключить сцепление.

2. Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

3. Включить сцепление, резко нажать на педаль управления подачей топлива и сразу отпустить ее, увеличив тем самым частоту вращения коленчатого вала двигателя.

4. Выключить сцепление и поставить рычаг переключения передач в требуемое положение.

5. Включить сцепление и нажать на педаль управления подачей топлива.

При переходе со второй передачи на первую надо обязательно применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль управления подачей топлива, так как это предохраняет зубья зубчатых колес от изнашивания и поломок.

Не следует при движении автомобиля держать ногу на педали сцепления, так как это приводит к частичному выключению сцепления и к пробуксовыванию диска, что вызывает повышенный износ фрикционных накладок и разрушение выжимного подшипника сцепления.

Во время движения автомобиля не следует допускать резких торможений и рывков. Крутые

подъемы надо преодолевать, выбирая подходящую передачу в зависимости от крутизны подъема.

На длинных спусках во избежание изнашивания и нагрева тормозных механизмов нужно уменьшить скорость движения и включить низшую передачу. На спусках и при движении накатом по горизонтальному пути запрещается выключать двигатель, чтобы не израсходовать всего запаса воздуха в баллонах тормозной системы и не прекратить действия насоса гидроусилителя рулевого управления. Если на спуске коленчатый вал двигателя будет развивать большую частоту вращения, то нужно притормаживать автомобиль, снижая скорость его движения. По скользкой дороге необходимо двигаться равномерно с небольшой скоростью.

При движении автомобиля на затяжных спусках, когда для торможения используется двигатель, рекомендуется включить вторую или четвертую передачи, имеющие замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передач.

Тормозить рекомендуется плавно, постепенно увеличивая силу нажатия на педаль. Любое торможение увеличивает износ шин и повышает расход топлива, поэтому тормозить нужно как можно реже. При торможении не нужно доводить колеса

до скольжения, так как в этом случае значительно уменьшается эффект торможения (по сравнению с торможением при качении), одновременно усиливается износ шин. Сильное и резкое торможение на скользкой дороге может вызвать занос автомобиля.

Для восстановления эффективности действия тормозных механизмов после преодоления бродов или других водных преград необходимо удалить влагу с тормозных накладок и барабанов, разогрев их несколькими подряд притормаживаниями.

Включать передачу заднего хода можно только после полной остановки автомобиля.

При выходе автомобиля из глубокой колеи запрещается более 15 с удерживать рулевое колесо повернутым до упора в одну сторону и приложенным к нему усилием для поворота, так как при таком положении рулевого колеса насос рулевого усилителя работает с открытым предохранительным клапаном. Длительная работа насоса в таком режиме может привести к его повреждению.

В этом случае следует удерживать рулевое колесо в повернутом состоянии без приложения усилия к его повороту.

 

 

 

Движение с неработающим рулевым усилителем

При отказе рулевого усилителя из-за повреждения насоса, разрушения шланга высокого давления или трубопроводов пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправности.

При этом надо закрыть нагнетательное и возвратное отверстия на рулевом усилителе деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попадания в него грязи или инородных тел, а насос снять и заглушить отверстие подсобным материалом, чтобы в процессе движения не было выброса масла из двигателя.

Двигаться при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала.

Буксирование и эвакуация автомобиля

Для буксирования автомобиля спереди и сзади имеются буксирные устройства. Буксировать автомобиль на гибкой сцепке следует, если возможно, с работающим двигателем для того, чтобы обеспечить работу рулевого усилителя и тормозной системы. Если работа двигателя невозможна, то обеспечить пополнение запаса воздуха можно от пневмосистемы автомобиля-тягача, подсоеди-нив шланг от него к клапану контрольного вывода, расположенному у влагомаслоотделителя на буксируемом автомобиле. Для этой цели можно использовать шланг для накачки шин из комплекта инструмента. Запрещается дпительное буксирование на гибкой сцепке при неработающем рупе-вом усипителе, так как при этом чрезмерно нагружается рулевой механизм.

При буксировке автомобиля на жесткой сцепке буксир допжен соответствовать требованиям ГОСТ 25907-89 "Устройства буксирные автомобилей. Для растормаживания автомобиля, оборудованного стояночной тормозной системой с энергоаккумулятором, при отсутствии воздуха в системе надо растормозить автомобиль винтом механического растормаживания в задней части энергоаккумулятора. Буксирование автомобиля допускается только при наличии водителя в буксируемом автомобиле.

Заднее буксирное устройство предназначено только для эвакуации автомобиля в тяжелых дорожных условиях и не может быть использовано для буксирования прицепов или автомобилей.

 

 



СТОЯНКА

Во время стоянки автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом, рычаг коробки

передач надо перевести в нейтральное положение. При стоянке на уклоне в случае необходимости под колеса следует подложить противооткатные упоры. Аккумуляторные батареи должны быть отключены выключателем массы. Рулевое управление и приборы электропитания должны быть заблокированы противоугонным устройством.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  ..