Генератор мод. 2022.3701 представляет собой бесконтактную электрическую
машину с электромагнитным возбуждением, встроенным полупроводниковым
выпрямительным блоком. Номинальное напряжение генератора 14 В, ток - 90
А.
В процессе эксплуатации специального обслуживания
генератор не требует кроме проверки надежности крепления генератора и
проводов, очистки их от грязи.
ЗИЛ-5301 Бычок. Стартер
Стартер представляет собой электродвигатель
постоянного тока последовательного возбуждения. Включение стартера
дистанционное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера.
При проведении четвертого ТО-2 надо провести профилактический осмотр
стартера. Для этого надо снять защитный колпак и проверить состояние
коллектора, щеток и щеточной арматуры. При загрязнении коллектора
протереть его чистой салфеткой, смоченной в бензине. При подгорании
коллектора зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой или проточить
на станке.
. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно
прилегать к коллектору. При износе щеток до высоты 10 мм, а также при
наличии сколов, их следует заменить новыми.
Для проверки контактов электромагнитного реле надо снять крышку. Если
контактные болты и диск подгорели, их следует зачистить мелкозернистой
наждачной бумагой или напильником с мелкой насечкой.
При большом износе контактных болтов в местах их
соприкосновения с контактным диском надо развернуть болты на 180°, а
контактный диск перевернуть другой стороной.
Состояние шестерни привода и упорных полуколец необходимо проверить
визуально. Зазор между торцом шестерни и упорными полукольцами при
включенном положении якоря реле должен быть 2...4 мм. При необходимости
отрегулировать зазор, следует ослабить контргайку и поворотом
эксцентриковой оси рычага установить зазор 2...4 мм, завернув затем
контргайку.
При проверке на стенде исправный стартер на холостом ходу должен
потреблять ток не более 120 А, а частота вращения якоря при этом должна
быть не менее 5000 мин-1.
ЗИЛ-5301 Бычок. Аккумуляторная батарея 6СТ-110АЗ
На автомобили ЗИЛ-5301 устанавливается две аккумуляторные батареи типа
6СТ-110АЗ, соединенные между собой последовательно. Одна основная
батарея, соединенная с выключателем аккумуляторных батарей, работает на
все электрооборудование автомобиля кроме стартерных цепей. Вторая,
дополнительная батарея, служит для создания сети 24 В и предназначена
для пуска двигателя стартером.
При нормальной эксплуатации автомобиля батареи
заряжаются автоматически. Если аккумуляторные батареи постепенно
разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает "кипеть",
необходимо проверить работу регулятора напряжения и генератора.
Не следует допускать большой силы разрядный ток (при пуске холодного
двигателя зимой), так как это приводит к короблению пластин, выпадению
активной массы и сокращению срока службы аккумуляторной батареи.
При эксплуатации батарей на автомобиле необходимо выполнять следующее:
очищать батареи от пыли и грязи; очищать выводные штыри и наконечники
проводов от окислов. Наконечники проводов и выводы батарей смазывать
техническим вазелином или солидолом;
проверять крепление батарей; наконечников проводов и плотность их
контакта с выводными штырями батарей; для предупреждения порчи штырей не
допускать натяжения проводов;
проверять уровень электролита, который должен быть между метками "min" и
"max." , нанесенных на корпусе аккумуляторных батарей.
Заряд дополнительной батареи от генератора происходит автоматически
через транформаторно-
выпрямительный блок (ТВБ). По мере естественного
износа основной аккумуляторной батареи допускается батареи менять
местами.
При снижении уровня электролита в батареи надо заливать дистиллированную
воду, доведя уровень до нормы. В холодное время года, во избежании
замерзания, воду следует доливать только перед запуском двигателя.
Доливать электролит или кислоту в батареи можно только в том случае,
если точно известно, что уровень электролита понизился из-за ее
вы-плескивания. Плотность доливаемого электролита должна быть такой же,
как у электролита в батареях до выплескивания. При доливке запрещается
пользоваться металлической воронкой.
Внимание! Запрещается применять для освещения батарей при их
обслуживании источники света с открытым пламенем во избежании
воспламенения газа, выделяемого аккумуляторными батареями.
При участившихся случаях ненадежного запуска
двигателя, необходимо проверить степень за-ряженности аккумуляторных
батарей по плотности электролита, одновременно замеряя ее температуру
для коррекции по температуре в соответствии с табл..
Таблица 1
Поправочный коэффициент плотности электролита в зависимости от его
температуры
Температура электролита при измерении его плотности, °С
Поправка к показанию денсиметра, г/см3
- 55 до - 41
-0,05
- 40 до - 26
-0,04
-25 до -11
-0,03
- 10 до 4
-0,02
5 до 19
-0,01
20 до 30
0,00
31 до 45
+0,01
46 до 60
+0,02
Примечание. При температуре электролита выше 30 °С
величина поправки прибавляется к фактическому показанию денсиметра. При
температуре электролита ниже 20 °С величина поправки вычитается из
показания денсиметра. Когда тем-пературе электролита б пределах 20...30
°С поправка на температуру не вводится.
ЗИЛ-5301 Бычок. Электрофакельное устройство
Электрофакельное устройство. В процессе эксплуатации необходимо следить
за надежностью крепления свечи, электропроводки и трубки подвода
топлива. Содержать устройство в чистоте и не допускать подтекания
топлива.