ЗИЛ-5301. Особенности передней оси автомобиля

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     ЗИЛ-5301 (ЗИЛ-бычок) - Руководство по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

ЗИЛ-5301. Особенности передней оси автомобиля

Устройство передней оси автомобиля и автобуса показано на рисунке.

Техническая характеристика передней оси

Балка штампованная, двутаврового сечения

Поворотные кулаки кованые, вильчатого типа

Передняя ось ЗИЛрис. 1

Габаритные размеры, мм:

Длина - 2038

высота - 294

ширина - 291

Масса передней оси без колес - 80,5

Угол развала колес - 1° 30'

Продольный наклон шкворня (назад) для автомобиля и автобуса с полной массой - 3°

Поперечный наклон шкворня 8° 15'

Максимальный угол поворота внутреннего (относительно центра поворота) колеса.

При повороте правого (левого) колеса на угол 45°поворот левого (правого) колеса должен быть равным 33° - 45°

Схождение колес

(разность расстояния между ободами колес сзади и спереди на уровне оси колес), мм (град) 1,76±0,8 (0°14'±6')

 

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-5301. Проверка углов установки передних колес автомобиля

Перед проведением проверки установки передних колес следует проверить и, при необходимости, отрегулировать осевые зазоры в подшипниках ступиц и довести до нормы давление в шинах колес.

Развал колес, поперечный и продольный наклон шкворней и углы поворота колес проверяют на специальных стендах диагностики или прибором мод. 2183, показанным на рисунке 1.

рПриборы для проверки углов установки передних колесис. 1

Прибор состоит из алюминиевого корпуса, в который вмонтированы два установочных уровня (без шкал) и два уровня для замера (со шкалами).

Посредством головки прибор крепят к кронштейну, который устанавливают на колеса автомобиля.

Все шкалы градуированы в градусах: на шкалах развала и продольного наклона шкворня положительные углы обозначены знаком плюс, а отрицательные знаком минус.

Для изменения углов поворота колес используются два ящика 7 со шкалами 1 на дне и указателями 3 с удлинителями 4.

Ящики служат для хранения и транспортирования прибора.

В комплект входят два плоских 5 и два сферических 6 диска для облегчения поворота колес проверяемого автомобиля.

Проверка и регулировка схождения передних колес

Для регулировки схождения передних колес следует выполнить следующее:

• поставить автомобиль на горизонтальную площадку и установить передние колеса в положение для движения по прямой;

р8.4ис. 2

• между ободьями колес перед передней осью надо вставить раздвижную линейку параллельно площадке на высоте, соответствующей центру колеса (рис. 2).

• произвести измерение, а место установки линейки пометить;

• перекатить автомобиль вперед на половину оборота, колеса и, установив линейку по меткам позади передней оси, произвести измерение.

При необходимости регулировки надо ослабить крепление стяжных хомутов поперечной тяги и, вращая трубу тяги в ту или другую сторону, добиться необходимой величины схождения колес. После этого надо затянуть болты стяжных хомутов.

рПередняя осьис. 3

Одновременно с проверкой и регулировкой схождения колес рекомендуется проверить и при необходимости отрегулировать углы поворота колес с помощью упоров 9 (рис. 3).
 

Проверка развала колес

Для поверки развала колес автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса стояли в положении, соответствующем прямолинейному движению. При этом подшипники ступиц колес должны быть отрегулированы, давление в шинах должно быть приведено в норму.

Корпус прибора 8 (рис. 1б), закрепляют струбциной на одной из гаек крепления колеса тыльной стороной вверх. При помощи пузырьков двух взаимноперпендикулярных установочных уровней корпус устанавливают горизонтально. После этого колесо перекатывают на 180° так, чтобы пузырек уровня шкалы поперечного наклона остановился против нуля, и по шкале определяют угол развала.

Угол развала колес не регулируют. Он изменяется только из-за износа и деформации деталей передней оси и может быть восстановлен только при его ремонте.

 

 

 

Проверка и регулировка максимальных углов поворота

Для измерения максимальных углов поворота передние колеса устанавливают на поворотные диски 5 и 6 (рис. 1а), соединяют удлинители 4 со стержнями скоб указателей 3 поворотных ящиков. У каждого колеса устанавливают ящики 7 так, чтобы удлинители указателей плотно прилегали к шинам ниже ступиц, а стрелки 2 указателей стали против нулевых делений шкал.

Колеса должны быть установлены для прямолинейного движения и заторможены. После этого колеса поворачивают до упора вправо и влево и определяют углы поворота. При необходимости производят регулировку углов, осуществляемую упорами 9 (рис. 3), которые упираются своими головками в приливы балки передней оси.

Для регулировки следует отпустить контргайку и вращением упоров установить необходимый угол поворота. То же самое следует проделать для другого колеса автомобиля. По окончании регулировки контргайку затянуть и убрать круги из-под колес.

Проверка углов поперечного и продольного наклона шкворня

Эти углы определяют одновременно с измерением максимальных углов поворота колес. Колесо поворачивают сначала вправо на 20° по указателю шкалы левого колеса, затем колеса поворачивают влево на 20° от нулевого деления шкалы, каждый раз устанавливая пузырьки уровней прибора 8 (рис. 1а) на нулевые деления, и определяют по соответствующим шкалам углы наклона шкворня данного колеса.

После проверки установки углов одного колеса прибор устанавливают на другом колесе и выполняют те же операции.

Углы поперечного и продольного наклонов шкворня не регулируют, а восстанавливают при ремонте передней оси.

 

 

ЗИЛ-5301. Проверка состояния шарниров рулевых тяг

Для проверки состояния шарниров рулевых тяг автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса стояли в положении прямо

Индикатор с помощью струбцины закрепляют на рулевой тяге так, чтобы измерительный стержень упирался в головку рычага поворотного кулака, а ось стержня была бы параллельна оси тяги (рис.1).

Способ измерения зазора в шарнире рулевой тягирис. 1

Плавно поворачивая рулевое колесо влево и вправо, до полного выбора свободного хода рулевого колеса, по шкале индикатора определяют величину зазора. Если зазор в шарнире превышает 1 мм, то его следует отрегулировать.

Для этого вынимают шплинт и ввертывают пробку в наконечник до упора, а затем вывертывают до первого положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/8 оборота, проверяют зазор и если он в пределах нормы - шплинтуют.

После регулировки зазоров необходимо вывесить передние колеса автомобиля и автобуса и при неработающем двигателе убедиться, что нет заметного нарастания усилия на рулевом колесе при его повороте из одного крайнего положения в другое. В том случае, если регулировкой не удается установить допустимый зазор, то следует заменить палец и вкладыши.

После сборки и регулировки шарнира надо проверить моменты, необходимые для вращения и качания шарового пальца. Эти моменты должны быть не более 50 Нм. Эксплуатация шарниров, у которых момент вращения и качания (из одного крайнего положения в другое) шаровых пальцев более указанного, может привести к поломке пальцев.

Для измерения момента на резьбовом конце шарового пальца навинчивается специальная насадка, имеющая места по захвату динамометрического ключа в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  ..