Opel Zafira B. Руководство - страница 29

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 29

 

 

background image

116 

Г л а в а 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

18.2 Воздухоочиститель 

1 Хомут крепления воздуховода 

2 Воздуховод впускного воздушного 

тракта 

3 Датчик измерения массового расхода 

воздуха 

4 Крышка воздушного фильтра 

5 Крепежные болты 

19.2 Порядок снятия салонного фильтра 

Болты крепления главного вещевого 4 

ящика 5 

Фиксатор 6 

Болты крепления верхней декоратив­

ной панели 

Болты крепления сервисной крышки 

Сервисная крышка 

Сменный фильтр 

19 Замена салонного 

фильтра 

21 Проверка оборотов 

холостого хода и состава 

отработавших газов 

2 Проверьте исправность функциониро­

вания, надежность и четкость работы всех 

петель, защелок и замков, в случае необ­

ходимости произведите соответствую­

щие регулировки. Проверьте исправность 

функционирования единого замка. 
3 Проверьте состояние и исправность 

функционирования упоров двери задка, 

- упоры должны надежно удерживать 

дверь в поднятом положении. Замените 

вышедшие из строя компоненты. 

18 Замена фильтрующего 

элемента 

воздухоочистителя 

1 Воздухоочиститель установлен в пра­

вом переднем углу двигательного отсека. 
2 Для извлечения сменного элемента 

необходимо отсоединить воздуховод 

впускного воздушного тракта от корпу­

са воздухоочистителя (см. сопр. иллю­

страцию) вместе с установленным на 

нем датчиком измерения массового рас­

хода воздуха, при необходимости рас­

соедините разъем электропроводки дат­

чика. Отверните крепежные болты и сни­

мите крышку фильтра. 

3 Извлеките фильтрующий элемент, 

протрите внутренние поверхности крыш­

ки и корпуса воздухоочистителя сухой 

ветошью и установите новый сменный 

элемент. Сборка производится в обрат­

ном порядке. Внимание: На заводе-из­

готовителе крышка воздуха очистителя 

закрепляется саморезами, они могут 

быть использованы не более 10 раз. 

Если крышка перестает плотно удержи­

ваться на корпусе воздухоочистителя, 

необходимо просверлить в местах креп­

ления отверстия подходящего диамет­

ра и использовать для крепления крыш­

ки обычные болты с гайками. 

1 Салонный фильтр расположен в про­

странстве под ветровым стеклом за кон­

сольной секцией панели приборов и 

предназначен для очистки поступающе­

го в салон воздуха от пыли, копоти, пыль­

цы и спор. При эксплуатации в услови­

ях сильной запыленности и загазован­

ности воздуха замену фильтрующего 

элемента следует производить чаще, чем 

указано в графике ТО. Замечание: На 

модели, оборудованные кондиционером 

воздуха, устанавливаются простые пыле­

вые фильтры, на автомобили без систе­

мы К/В - фильтры с угольным наполне­

нием. При замене новый фильтрующий 

элемент должен соответствовать по 

марке с заменяемым. 

2 Для извлечения фильтрующего эле­

мента

 (см. сопр. иллюстрации) пред­

варительно открутите 4 болта и сними­

те вещевой ящик, не забудьте рассое­

динить разъем электропроводки. При 

соответствующей комплектации сними­

те декоративную крышку центральной 

консоли со стороны ножного колодца 

переднего пассажира (см. Главу 11). 

Снимите рукав подачи воздуха в пасса­

жирский ножной колодец, для чего из­

влеките фиксатор. Выкрутите 3 болта 

крепления сервисной крышки, снимите 

крышку и извлеките фильтр. 

3 Установка производится в обратном 

порядке. Замечание: При установке 

нового фильтрующего элемента обрати­

те внимание какой стороной он должен 

устанавливаться вперед - см. прилага­

ющуюся к фильтру инструкцию. 

20 Замена рабочего элемента 

топливного фильтра -

дизельные модели 

См. Раздел 8 

На интенсивно эксплуатируемых автомо­

билях (такси, прокат) данная проверка 

должна производиться ежегодно, при 

нормальных условиях эксплуатации до­

статочно будет выполнять ее раз в два 

года. Проверка заключается в тестиро­

вании системы управления двигателем 

с помощью специального прибора, под­

ключаемого к диагностическому разъе­

му (см. Главу 5). В процессе диагности­

ки из памяти электронного модуля уп­

равления двигателем (ЕСМ) считывают-

ся коды неисправностей. Ввиду необхо­

димости использования специального 

дорогостоящего оборудования, подобно­

го рода диагностику производят в усло­

виях станции техобслуживания. Контроль 

состава отработавших газов производит­

ся при помощи специального газоана­

лизатора и обычно входит в число штат­

ных проверок, проводимых при прохож­

дении автомобилем государственного 

техосмотра. При желании данная про­

верка может быть произведена на боль­

шинстве станций техобслуживания. 

22 Замена свечей зажигания 

(бензиновые модели) 

Внимание: в электронной системе за­

жигания, генерируется очень высокое 

напряжение' Будьте внимательны, со­

блюдайте все необходимые меры пре­

досторожности при обслуживании лю­

бых компонентов системы, включая не 

только основные (модуль зажигания), но 

также и сопутствующие, такие как свеч­

ные разъемы, тахометр и прочее обору­

дование! 

1 Правильностью функционирования 

свечей зажигания в значительной мере 

определяется эффективность отдачи 

двигателя. Важно, чтобы на двигатель 

были установлены свечи именно того 

типа, который указывается заводом-из­

готовителем (см. Спецификации). По­

пытки «улучшить» двигатель путем уста-

background image

Г л а в а 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

117 

22.2 Инструменты, необходимые при 

замене свечей зажигания 

Свечная головка - Оборудована 

специальным эластичным вкладышем, 

исключающим возможность случай­

ного повреждения фарфорового 

изолятора при выворачивании свечи. 

' Динамометрический ключ - Не 

входя в число обязательных инстру­

ментов, обеспечивает надежную 

гарантию правильности усилия 

затягивания свечей зажигания. 

I

 Храповой привод - Применяется в 

комплекте со свечной головкой и 

динамометрическим ключом. 

Удлинитель - В зависимости от 

модели и комплектации ее вспомога­

тельными агрегатами доступ к 

свечам зажигания может быть 

ограничен в различной степени, 

поэтому применение удлинителей 

соответствующей формы и конструк­

ции позволит в значительной мере 

облегчить выполнение процедуры. 

Инструмент для измерения и 

корректировки межэлектродных 

зазоров свечей зажигания • 

Выпускается несколько типов 

подобного рода инструментов -

удостоверьтесь, что инструмент 

укомплектован щупом, соответствую­

щим по размеру зазорам свечей 

Вашего автомобиля. 

22.3  М о д у л ь зажигания в извлеченном 

п о л о ж е н и и 

новки более дорогих и на первый взгляд 
лучших свечей скорее всего приведут к 
обратному результату. На исправном 

двигателе необходимость во внеплано­

вом обслуживании свечей зажигания 
возникает крайне редко, не следует без 
необходимости выкручивать свечи для 
проверки. Во избежание случайного по­
вреждения электродов, не следует про­
изводить обслуживание и чистку свечей 
без применения специального оборудо­
вания. 

(00*Г 2 

22.4 Снятие крышки  м о д у л я зажигания 

1 Штекер электропроводки 

2 Крышка модуля зажигания 

3 Резьбовые отверстия под установку 

рукояток 

Корпус модуля зажигания 

Специальные рукоятки 

22.5 Выворачивание свечи зажигания 

из глубокой ниши при помощи специ­

ального ключа 

7 Вороток с храповым приводом 

2 Удлинитель 

3 Карданный шарнир 

4 Свечная головка (с эластичным 

вкладышем) 

5 Свеча зажигания 

2 Для замены свечей зажигания необ­
ходимо наличие специальной свечной 
головки (16 мм) в комплекте с удлини­

телем, карданным шарниром и динамо­

метрическим ключом

 (см. сопр. иллю­

страцию). Использование динамомет­
рического ключа позволит добиться пра­
вильного усилия затягивания свечей. 
Внимание: Используйте свечной ключ 
с эластичным вкладышем для предотв­

ращения повреждения изолятора свечи! 

3 Все, рассматриваемые в данном Ру­
ководстве, модели оборудованы модулем 
зажигания. Он установлен между корпу­
сами распределительных валов, непос­
редственно над свечами зажигания (см. 

сопр. иллюстрацию). Внимание: Все 
работы по замене свечи следует выпол­
нять только на холодном двигателе (тем­
пература двигателя допускает прикос­

новение рукой) - в противном случав при 
извлечении свечей на горячем двигате­

ле можно повредить внутреннюю резь­

бу отверстия под установку свечей на 
головке блока цилиндров. 
4 Перед снятием модуля на моделях 

1.8 л снимите крышку двигателя (см. 

22.10 В стандартную комплектацию 

многих  м о д е л е й входят многоэлектрод­

ные свечи зажигания 

Главу 2), а на

 моделях с рабочим объе­

мом 1.6 л отделите кабельный канал от 
головки блока цилиндра. Отсоедините от 

модуля зажигания электропроводку и 

снимите крышку модуля в направлении 
указанном стрелкой

 (см. сопр. иллюс­

трацию).  З а м е ч а н и е : В зависимости от 

модели направление стрелки может 
быть различным.
 Выверните крепежные 
винты, вверните в центральные резьбо­
вые отверстия модуля специальные ру­

коятки, а при их отсутствии пару длин­

ных болтов подходящего диаметра с 
соответствующим шагом резьбы, и сни­
мите модуль с головки блока.  З а м е ч а ­
н и е :
 Данные рукоятки используются так 

же с целью предотвращения ожогов рук 

при извлечении модуля зажигания на 
горячем двигателе. 
5 Свечи зажигания глубоко утоплены 

в свечные ниши, поэтому для их вывора­

чивания понадобится удлинитель приво­

да ключа

 (см. сопр. иллюстрацию). 

Надев на свечу головку, подсоедините 

привод и, аккуратно вращая ворот про­
тив часовой стрелки, выверните свечу. 
6 Сверьте вывернутую свечу с картой 
состояний, приведенной на фотографи­
ческой вставке на стр. 118, что позволит 
качественно оценить общее состояние 

двигателя. 

7 Проверка состояния све чей дает хо­
рошее представление о состоянии двига­
теля. Если на изоляторе центрального 
электрода полностью отсутствуют  с л е ­
ды
 каких-либо отложений, это говорит о 

переобеднении воздушно-топливной 
смеси, либо о том, что используется чрез­
мерно «горячая» свеча (отвод тепла от изо­
лятора к корпусу на «горячих» свечах про-

background image

118 

Г л а в а 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

Угольные отложения 

Симптомы: Наличие сажи указывает 

на переобогащение топливно-еоздуш-

ной смеси или слабую интенсивность 

искры. Вызывает пропуски зажигания, 

затрудняет запуск и приводит к неста­

бильности работы двигателя. 

Рекомендации: Проверьте не за­

бит ли воздухоочиститель, не слиш­

ком ли высок уровень топлива в по­

плавковой камере, не заклинена ли 

воздушная заслонка и не слишком 

ли изношены контакты. Попробуй­

те использовать свечи с более длинным изолятором, что повышает 

сопротивляемость загрязнению. 

Замасливание 

Симптомы: Замасливание свечи 

вызывается износом маслоотража-

тельных колпачков. Масло попада­

ет в камеру сгорания через изно­

шенные направляющие клапанов 

или поршневые кольца. Вызывает 

пропуски зажигания, затрудняет за­

пуск и приводит к нестабильности 

работы двигателя. 

Рекомендации: Произведите ме­

ханические восстановительные ра­

боты и замените свечи. 

Перегрев 

Симптомы: Пористый, белый изо­

лятор, эрозия электродов и отсут­

ствие каких-либо отложений. При­

водит к сокращению срока службы 

свечи. 

Рекомендации: Проверьте соответ­

ствует ли требованиям Специфика­

ций калильное число установленных 

свечей, правильно ли выставлен угол 

опережения зажигания, не подается 

ли слишком бедная топливно-воз-

душная смесь, нет ли утечек вакуума 

впускного трубопровода и но закли­

нены ли клапаны. Проверьте так же 

уровень охладителя и не закупорен 

ли радиатор. 

Слишком раннее 

зажигание 

Симптомы: Электроды оплавле­

ны. Изолятор имеет белый цвет, но 

может быть и загрязнен вследствие 

пропусков зажигания или попада­

ния в камеры сгорания посторон­

них частиц. Может привести к вы­

ходу двигателя из строя. 

Рекомендации: Проверьте калиль­

ное число установленных свечей, 

угол опережения зажигания, каче­

ство смеси (не слишком ли обед­

нена), не закупорена ли система ох­

лаждения и нормально ли функци­

онирует система смазки. 

Электропроводящий 

глянец 

Симптомы: Изолятор имеет желто­

ватый цвет и полированный вид. Го­

ворит о внезапном повышении тем­

пературы в камерах сгорания при 

резком ускорении. Обычные отло­

жения при этом оплавляются, при­

обретая вид лакового покрытия. 

Приводит к пропускам зажигания 

при высоких скоростях движения. 

Рекомендации: Смените свечи 

(более холодные, при сохранении 

манеры езды). 

Замыкание электродов 

Симптомы: Отходы продуктов сго­

рания попадают в межэлектродное 

пространство. Твердые отложения 

скапливаются, образуя перемычку 

между электродами. Приводит к от­

казу зажигания в цилиндре. 

Рекомендации: Удалите отложе­

ния из межэлектродного простран­

ства. 

Нормальное состояние 

свечи 

Симптомы: Серо-коричневый цвет 

и легкий износ электродов. Ка­

лильное число свечей соответству­

ет типу двигателя и общему его со­

стоянию. 
Рекомендации: При замене све­

чей устанавливайте свечи того же 

типа. 

Пеплообразование 

Симптомы: Мягкие коричневатого 

цвета отложения на одном или обо­

их электродах свечи. Источником их 

образования являются применяе­

мые присадки к маслу и/или топ­

ливу. Чрезмерное накопление мо­

жет привести к изоляции электро­

дов и вызвать пропуски зажигания 

и нестабильную работу двигателя 

при ускорении. 
Рекомендации: При быстром на­

коплении отложений поменяйте 

маслоотражательные колпачки, что 

предотвратит попадание масла в 

камеры сгорания. Попробуйте сме­

нить марку топлива. 

Износ 

Симптомы: Скругление электродов 

с небольшим скоплением отложе­

ний на рабочем конце. Цвет нор­

мальный. Приводит к затруднению 

запуска двигателя в холодную влаж­

ную погоду и повышению расхода 

топлива. 
Рекомендации: Поменяйте свечи 

на новые, того же типа. 

Детонация 

Симптомы: Изоляторы могут ока­

заться сколотыми или треснутыми. 

К повреждению изолятора может 

привести также неаккуратная тех­

ника регулировки свечного зазора. 

Может привести к повреждению 

поршней. 

Забрызгивание 

Симптомы: После пропусков зажи­

гания в течение длительного про­

межутка времени отложения могут 

разрыхляться при сохранении ра­

бочей температуры в камере сго­

рания. При высоких скоростях от­

ложения хлопьями отрываются от 

поршня и налипают на горячий изо­

лятор, вызывая пропуски зажигания. 

Рекомендации: Замените свечи 

или зачистите и установите на ме­

сто старые. 

Механические 

повреждения 

Симптомы: Могут быть вызваны 

попаданием посторонних материа­

лов в камеру сгорания или возник­

нуть при ударе поршня о слишком 

длинную свечу. Приводят к отказу 

функционирования цилиндра и к по­

вреждению поршня. 

Рекомендации: Удалите из двига­

теля посторонние частицы и/или 

замените свечи. 

background image

Г л а в а 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

119 

22.11а Проверка величины межэлект­

родного зазора при помощи измерите­

ля проволочного типа 

исходит гораздо менее интенсивно, чем на 
«холодных»). 
8 Присутствие на электродах черного 
нагара свидетельствует о переобогаще­
нии смеси, а если нагар при этом еще 
имеет маслянистую консистенцию, сле­

дует подумать также о более детальной 
оценке степени износа внутренних ком­

понентов двигателя. 

9 Налет  з о л о т и с т о г о или серо-ко­

ричневого оттенка на изоляторе под­

тверждает исправность состояния дви­

гателя и правильность компоновки воз­

душно-топливной смеси. 

10 На современных двигателях приме­

няются свечи зажигания различного 

типа. Большое распространение получи­
ли многоэлектродные свечи зажигания 

(см.  с о п р .

 иллюстрацию), которые 

имеют повышенную износоустойчивость 
и надежность. Установка межэлектрод­
ных зазоров на таких свечах производит­

ся на заводе-изготовителе и как прави­
ло в каких-либо корректировках не нуж­
дается. В случае необходимости уста­

новка межэлектродных зазоров должна 
производиться в соответствии с указа­

ниями изготовителей свечей. 

11 Измерение величины межэлектрод­

ного зазора производится при помощи 
специального щупа проволочного типа 
(см. сопр. иллюстрацию 22.11а). При 
корректировке следует подгибать толь­
ко боковые электроды, - попытки дефор­
мации центрального электрода чреваты 
необратимым повреждением изолятора. 

Если  д л я измерения свечного зазора 

применяется щуп лезвийного типа, зазор 
можно считать отрегулированным пра-

22.111) Проверка межэлектродного 

зазора при помощи щупа лезвийного 

типа 

вильно, когда лезвие щупа проходят в 
него с легким сопротивлением

 (см. 

сопр. иллюстрацию 22.11Ь). 

12 Перед установкой свечи удостоверь­

тесь в том, что резьба на корпусе и на­

ружная поверхность свечи хорошо вы­

чищены. 

13 Если при осмотре свечи будет об­

наружены повреждения резьбового со­

единения свечу необходимо заменить, а 

при повреждении резьбы в головке бло­

ка необходимо не снимая головки спе­

циальным инструментом нарезать новую 

резьбу под специальную переходную 

муфту, которая наворачивается на стан­

дартную свечу. 

14 Вручную наживите одну из новых све­

чей в соответствующее отверстие в дви­
гателе. Удостоверившись, что свеча не 
перекошена в резьбе, затяните ее с тре­
буемым усилием (см. Спецификации). 

Для облегчения процедуры наживления 

свечи натяните на ее хвостовик отрезок 
гибкого топливного шланга (см. сопр. 

иллюстрацию) с целью исключения 

вероятности срыва резьбы, так как при 
малейшем закусывании шланг начнет 
попросту проворачиваться. Действуя в 
аналогичной манере, установите все ос­
тавшиеся свечи. 

15 Установите модуль зажигания и за­

тяните его крепеж с требуемым усили­
ем (8 Нм). Замечание: На двигателях 

рабочим объемом 1.6 л необходимо за­
менить также 4 прокладки модуля зажи­
гания.
 Установите на место крышку и 

подсоедините штекерный разъем моду­

ля. В зависимости от модели двигателя 

(см. параграф 4) установите на головку 

22.14 Во избежание повреждения 

резьбы в головке цилиндров в резуль­

тате перекоса свечей, их  с л е д у е т 

наживлять при помощи отрезка 

топливного шланга, надеваемого на 

хвостовик 

блока кабельный канал и установите 
крышку двигателя. 

23 Проверка состояния 

зубчатого ремня привода 

ГРМ, направляющего и 

натяжного роликов 

1 Плановая замена зубчатого ремня и 

натяжного ролика производится в соот-
ветстии с Графиком ТО (см. Раздел 1). 

2 Кроме того, данные детали должны 
заменяться, если в ходе проверки выяв­
лены следующие дефекты и неисправ­

ности: 

• Отчетливый шум подшипника на­

правляющего/натяжного ролика как 
при установленном, так и при снятом 
зубчатом ремне: 

• При снятом ремне ролики при лег­

ком толчке производят большое ко­

личество оборотов; 

• Чрезмерное замасливанивание ро­

ликов вследствие повреждения уп­
лотнителей подшипников; 

• Выявление на рабочих поверхностях 

зубчатого ремня, направляющего/на­

тяжного ролика следов воздействия 

песка, пыли или соленой воды; 

• На зубчатом ремне обнаружены над­

резы или поперечные разрывы вер­
хнего слоя, боковые утолщения, по­

тертости и следы износа боковин, 
трещины в основании ремня, рассло­

ении, следы масла и смазки. 

3 Для доступа к зубчатому ремню не­
обходимо выполнить операции по под­
готовке его к снятию (см. Главу 2).