Opel Zafira B. Руководство - страница 30

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 30

 

 

background image

Глава 2 Двигатель 

Содержание 

1 Общая информация , 122 

2 Крышка двигателя 123 
3 Проверка компрессионного давления в цилиндрах .124 
4 Диагностика состояния двигателя 

с применением вакуумметра 125 

5 Некоторые подготовительные операции 126 
6 Приведение поршня первого цилиндра 

в положение верхней мертвой точки (ВМТ) 
конца так га сжатия 128 

7 Снятие и установка мультиреберного ремня 

привода вспомогательных агрегатов 133 

8 Снятие и установка зубчатого ремня/цепи привода 

ГРМ (регулировка фаз газораспределения) 135 

9 Проверка и регулировка клапанов ГРМ 142 

10 Снятие и установка распределительных валов 

и толкателей клапанов, 
проверка состояния компонентов 145 

11 Снятие и установка головки блока цилиндров 149 
12 Снятие и установка поддона картера 160 
13 Снятие и установка масляного насоса 163 

14 Снятие и установка датчика уровня 

двигательного масла 166 

15 Снятие, проверка состояния и установка 

маховика/приводного диска 167 

16 Замена сальников коленчатого вала 167 
17 Замена сальников распределительных валов 167 
18 Проверка состояния и замена опор 

подвески силового агрегата 168 

19 Снятие двигателя 168 

Спецификации 

О б щ и е параметры 

Торговое обозначение 

Марка двигателя 

1.4 

Z 14 XEL 

1.4 

Z 14 ХЕР 

1.6 

Z 16 ХЕР 

1.8 

Z18XE 

2.0 Turbo 

Z20LEL 

2.0 Turbo 

Z 20 LER 

2.0 Turbo/OPC 

Z20LEH 

Год выпуска 

03/2004 

03/2004 

03/2004 

03/2004 

09/2004 

10/2005 

Количество цилиндров 

Количество клапанов 

16 

16 

16 

16 

16 

16 

16 

Диаметр цилиндров(мм) 

734 

73.4 

79.0 

80 5 

86.0 

86 0 

86.0 

Ход поршня (мм) 

80.6 

80.6 

81 5 

882 

86.0 

86 0 

86.0 

Рабочий обьем (cm

j

1364 

1364 

1598 

1796 

1998 

1998 

1998 

Максимальная мощность (кВт/л.с.) 

при об/мин 

55/75 

5200 

66/90 

5600 

77/105 

6000 

92/125 

5600 

125/170 

5200 

147/200 

5400 

176/240 

5600 

Крутящий момент (Нм) 

при об/мин 

120 

3800 

125 

4000 

150 

3900 

170 

3800 

250 

1950 

262 

4200 

320 

2400-5000 

Степень сжатия 

10.5 

105 

10.5 

105 

8.8 

8.8 

8.8 

Допустимая максимальная частота 

вращения (об/мин) 

6200 

6200 

6400 

6400 

6400 

6400 

6400 

Торговое обозначение 

2.2 

1.3 CDTI 

1.7 CDTI 

1.7 CDTI 

1.9 CDTI 

1.9 CDTI 

1.9 CDTI 

Марка двигателя 

Z22YH 

Z13DTH 

Z17 DTL 

Z17DTH 

Z 19 DT/J 

Z 19 ОТ 

Z19DTH 

Год выпуска 

07/2005 

04/2005 

03/2004 

03/2004 

07/2005 

08/2004 

08/2004 

Количество цилиндров 

Количество клапанов 

16 

16 

16 

16 

16 

16 

Диаметр цилиндров (мм) 

860 

69 6 

790 

79.0 

82.0 

82.0 

820 

Ход поршня (мм) 

94.6 

82.0 

860 

86.0 

90.4 

904 

90 4 

Рабочий обьем (cm

j

2198 

1248 

1686 

1686 

1910 

1910 

1910 

Максимальная мощность (кВт/л.с.) 

при об/мин 

110/150 

5600 

66/90 

4000 

59/80 

4400 

74/100 

4400 

74/100 

3500 

88/120 

3250 

110/150 

4000 

Крутящий момент (Нм) 

при об/мин 

215 

4000 

200 

1750-2500 

170 

1800-2800 

240 

2300 

260 

1700-2500 

280 

1750-2750 

320 

2000-2750 

Степень сжатия 

12 0 

18.0 

18.4 

18.4 

180 

18.0 

17.5 

Допустимая максимальная частота 

вращения (об/мин) 

не указана 

5100-5300 

5100 

5200 

5200 

5200 

5200 

Основные  э к с п л у а т а ц и о н н ы е характеристики 

Расположение цилиндров // порядок зажигания 

Рядное // 1-3-4-2 (первый цилиндр расположен со стороны 

привода ГРМ) 

Нормальное направление вращения коленчатого вала 

По часовой стрелке 

Компрессионное давление 

Бензиновые двигатели 

Номинальное значение (все рассматриваемы 
в Руководстве двигатели), бар 12 + 15 

Дизельные двигатели 

Номинальное значение (все рассматриваемы 

в Руководстве двигатели), бар 30 + 35 

Максимальная допустимая разница давлений 
между цилиндрами (все рассматриваемы 
в Руководстве двигатели), бар 1 

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

121 

Клапанные зазоры (только для указанных двигателей) 

Значения клапанных зазоров, мм 

Марка 

двига­

теля 

Проверяемое значение 

Регулировочное 

значение 

Марка 

двига­

теля 

Впускные 

Выпуски. 

Впускные 

Выпуски. 

Z16XEP 

0 25 ±0.04 

0.31 ±0.04 

0 25 

030 

Z19DT 

0 30-0 40 

0.30-0.40 

035 

0.35 

Z17DT(UH) 

0 35-0.40 

0.35-0.40 

0 40 

0 40 

Головка цилиндров 

Размеры прокладок головки цилиндров 
(двигатели Z17DTL/H) 

г-. 

Высота 

выступаиия 

поршней 

Толщина прокладки 

головки блока 

цилиндров 

Маркировка 

прокладки 

• 

0.630 - 0.696 мм 

1.350

 мм 

нет отверстий 

0.697 - 0.763 мм 

1.400

 мм 

1 отверстие 

0.764 - 0.830 мм 

1.450

 мм 

2 отверстия 

У с и л и я затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й , Нм 

Все двигатели 

Болты крепления переднего подрамника .. 90 Нм + 45' + 15" 

Опоры подвески силового агрегата 

Левая опора 

Болты крепления несущего кронштейна к адаптеру ....55 

Болты крепления опоры к кронштейну 55 
Болты крепления опоры к кузову 20 

Болты крепления кронштейна к адаптеру 35 

Передняя опора 

Болт крепления опоры к кузову 55 

Задняя опора 

Болты крепления опоры к кронштейну 55 

*• Болты крепления опоры к подрамнику 55 

Болты крепления кронштейна 

к картеру трансмиссии 60 

Правая опора 

Болты крепления опоры к кронштейну 55 
Болты крепления опоры к кузову 35 

Двигатель Z16XEP 

^ Гайки крепления выпускного коллектора 22 

Болты крепления кронштейна правой опоры двигателя 

К головке цилиндров 18 
К блоку цилиндров 20 

Болты крепления зубчатых колес 
распределительных валов 50 Нм + 60' + 15* 
Болты крепления верхних крышек 
распределительных валов 8 

Болт крепления натяжного устройства 
мультиреберного ремня 50 

Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня 20 
Болт крепления направляющего ролика зубчатого ремня. 25 
Болты шкива коленчатого вала 95 Нм + 30' + 15" 
Болты крепления 

головки цилиндров 25 Нм+90' + 90" + 90' + 45' 

Болты крепления крышки головки цилиндров 8 

Болты крепления крышек зубчатого ремня 6 

Датчик давления масла в головке цилиндров 

(при соответствующей комплектации) 20 

Болты крепления корпуса масляного насоса 20 

Болты крепления поддона картера к блоку цилиндров 10 
Болты крепления поддона картера к сборке трансмиссии ....40 

Болт крепления транспортной серьги двигателя 25 

Болты крепления патрубка системы 
охлаждения двигателя 10 
Болты крепления генератора 35 

Двигатель Z18XE 

Крепежные винты крышки двигателя 8 
Болты крепления кронштейна правой опоры 

двигателя к блоку цилиндров 65 Нм + 45" + 15" 

Болты крепления /гайки выпускного коллектора 20 

Болты крепления впускного воздуховода 
к головке цилиндров 20 

Болты крепления зубчатых колес 
распределительных валов 50 Нм +60' + 15" 
Болты крепления верхних крышек 
распределительных валов 10 

Болты крепления натяжного устройства 
мультиреберного ремня 35 
Болты крепления натяжного ролика зубчатого ремня 20 
Болты крепления направляющих роликов зубчатого ремня... 25 

Болты крепления шкива коленчатого вала....95 Нм + 45' +15" 

Болты крепления 
головки цилиндров 25 Нм + 90" +90" + 90' + 45" 

Болты крепления крышки головки цилиндров 8 
Болты крепления задней крышки зубчатого ремня б 

Болты крепления передних крышек зубчатого ремня 4 

Болты крепления датчик распределительных валов 8 
Болты крепления корпуса масляного насоса 10 
Болты крепления поддона картера к блоку 
цилиндров и масляному насосу 10 

Болты крепления поддона картера к сборке трансмиссии .... 40 
Болт крепления транспортной серьги двигателя 25 

Болты крепления маслозаборника 8 
Штуцерная гайка крепления топливопровода 

к топливораспредительной магистрали 15 

Двигатель Z14XEP 

Болты крепления звездочек 
распределительных валов 50 Нм + 60' 
Болты крепления кронштейна правой опоры 

двигателя к блоку цилиндров 50 

Болты крепления верхних крышек 
распределительных валов 8 
Болт крепления датчика распределительных валов 6 

Болты крепления направляющих цепи 

Направляющая со стороны натяжителя цепи 20 

Остальные 8 

Крепежные болты 

головки цилиндров 25 Нм + 60' + 60" + 60' 
Крепежные болты крышки головки цилиндров 8 
Болт крепления натяжного устройства мультиреберного 

ремня 

Болты М8 20 
Болты М10 55 

Болт крепления фланца 

шкива коленчатого вала 150 Нм + 45' 
Болты крепления шкива коленчатого вала 8 

Болты крепления крышки приводной цепи ГРМ 

Болты Мб 8 
Болты М10 35 

Болты крепления корпуса масляного насоса 8 

Болты крепления корпуса масляного фильтра 20 

Болты крепления поддона картера к блоку цилиндров 10 
Болты крепления поддона 

картера к сборке трансмиссии 40 

Болт крепления транспортной серьги двигателя 20 

Крышка доступа к натяжителю цепи 50 

Двигатель Z20LE(L/R/H) 

Болты крепления кронштейна правой опоры двигателя.... 50 

background image

122 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

Болты крепления натяжного устройства 

мультиреберного ремня 25 
Болт крепления ведущего зубчатого 

колеса привода ГРМ 130 Нм + 45'±5" 

Болты крепления шкива коленчатого вала 20 
Болты крепления натяжного ролика зубчатого ремня 20 

Болты крепления направляющих роликов зубчатого ремня ... 25 

Болты крепления зубчатых колес 
распределительных валов 50 Нм +60' + 15" 

Болты крепления верхних крышек распеделительных валов .. 8 

Болты крепления 
головки цилиндров 25 Нм + 90

-

 + 90" + 90' + 15" 

Болты крепления крышки головки цилиндров 8 
Болты крепления крышек зубчатого ремня 6 

Болты крепления маслозаборника 

К масляному насосу 8 

К блоку балансировочных валов 10 

Болты крепления верхней части поддона картера 

к блоку цилиндров и масляному насосу 20 
Болты крепления поддона картера к сборке трансмиссии ....40 

Болты крепления нижней части поддона картера.... 8 Нм + 30' 
Болты крепления корпуса масляного насоса 8 
Корпус маслоохдителя 35 

Датчик распределительных валов 6 

Двигатель Z17DTL/H 

Болты крепления кронштейна правой опоры двигателя ....50 

Крепежные болты верхней и нижней 

части поддона картера 10 

Гайки крепления выпускного коллектора 69 

Болт крепления зубчатого колеса 

распределительных валов 64 

Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня 49 

Болт крепления ведущего зубчатого 

колеса привода ГРМ 196 

Болты крепления шкива коленчатого вала 20 
Крепежные болты головки цилиндров 40 Нм+60*+60" 
Болты крепления корпуса распределительных валов 

Болты М8 21.6 

Болты М10 26.5 

Болты крепления крышки корпуса 

распределительных валов 10 

Болты крепления крышек зубчатого ремня 10 
Болт крепления датчиа распределительных валов 10 
Болты крепления корпуса масляного насоса 10 

Болт крепления ведущего зубчатого 

колеса привода масляного насоса 196 

Болты крепления поддона верхней и 

нижней частей поддона картера 10 
Болты крепления шкива водяного 

насоса системы охлаждения 44.1 

Двигатель Z19DT(H) 

Болты крепления кронштейна правой опоры двигателя ....50 

Болты крепления крышки двигателя 9 
Болты крепления натяжного ролика 

мультиреберного ремня 50 

Болты крепления направляющего ролика 

мультиреберного ремня (верхний ролик) 50 

Болты крепления натяжного ролика зубчатого ремня 25 
Болты крепления шкива коленчатого вала 25 

Болты крепления 

головки цилиндров 20 Нм+65 Нм+ЭО'+ЭО'+ЭО" 

Болты крепления крышек зубчатого ремня 

4 верхних болта 9 

2 нижних болта 25 

Болты крепления масляного насоса 9 
Крепежные болты крышки корпуса 

распределительного вала 10 

Двигатель Z13DTH 

Крепежные болты головки цилиндров 40 Нм + 90' + 90' 

Двигатель Z22YH 

Крепежные болты головки цилиндров 30 Нм+75'+75'+15 

1 Общая информация 

1 Модельный ряд Opel Astra/Zafira тра­

диционно отличается чрезвычайной ши­

ротой спектра предлагаемых вниманию 

потребителей двигателей. Полный спи­

сок применяемых для комплектации рас­

сматриваемых моделей двигателей при­

веден в Спецификациях в начале насто­

ящей главы. Общий вид базовых моде­

лей бензиновых и дизельных моделей 

показан

 на сопр. иллюстрациях 1.1а 

и 1.1Ь. 

2 Фирма Opel продолжает совершен­

ствовать конструкцию двигателей. На 

новых моделях предусматривается уста­

новка 4-цилиндровых рядных, 16-клапан-

ньи двигателей, оборудованных двумя 

распределительными валами верхнего 

расположения (DOHC), с улучшенным 

процессом смесеобразования и повы­

шенной эффективностью рабочего цик­

ла. Исключение составляет только ди­

зельный двигатель Z190T/J, который 

имеет один распределительный вал и по 

2 клапана на цилиндр. Двигатель уста­

новлен поперечно в передней части ав­

томобиля. Привод осуществляется на 

передние колеса посредством закреп­

ленной слева на двигателе трансмисси­

онной сборки. 
3 Ввиду ограниченности места и ску­

пости источников информации, в насто­

ящем Руководстве более подробно рас­

смотрены лишь модификации двигате­

лей более раннего (2004 г.) выпуска и 

наиболее широко представленные на 

российском рынке. По остальным дви­

гателям вниманию читателей предложе­

ны лишь некоторые, наиболее важные их 

особенности. 
4 Для проверки технического состоя­

ния двигателя, проведения работ по ди­

агностированию систем и механизмов 

двигателя, его обслуживанию и ремонту 

требуется достаточно большой спектр 

специальных приспособлений и прибо­

ров с набором переходников, а так же 

требуется определенный опыт работы с 

подобным инструментом, поэтому соста­

вители настоящего Руководства насто­

ятельно рекомендуют обращаться для 

проведения ТО и ремонта на специали­

зированные сервисные станции офици­

альных представителей компании Opel. 

Кроме того, формат данного издания не 

позволяет в полном объеме описать под­

робно все операции по разборке/сбор­

ке двигателей, устанавливаемых на опи­

сываемых в настоящем Руководстве мо­

делях. Поэтому в последующих разде­

лах приведен перечень и порядок выпол­

нения только основных, наиболее часто 

выполняемы при проведении ТО и теку­

щего ремонта, операций. Некоторые опе­

рации достаточно просты и постоянно 

повторяются при выполнении работ - в 

некоторых случаях их описание опуска­

ется. 

Замечание: В связи с постоянной мо­

дификацией конструкции автомобиля, в 

т.ч. и двигателей, возможны некоторые 

отклонения от ниже описываемых про­

цедур. Для демонтажа/установки дета­

лей или узлов в этом случае требуется 

элементарная сообразительность - вни­

мательно осмотрите их и определите 

какие дополнительные элементы необ­

ходимо предварительно отсоединить 

или что мешает их демонтажу. Вряд ли 

background image

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

123 

новые варианты будут принципиально 

отличаться от описанных. 

Перечень  р е м о н т н ы х  р а б о т 
в ы п о л н я е м ы х  б е з  и з в л е ч е н и я 

д в и г а т е л я из  а в т о м о б и л я  ( Т О и 
т е к у щ и й  р е м о н т ) 

5 Перечисленные ниже следующие 
ремонтные работы могут производить­
ся без снятия двигателя с автомобиля: 

a) Проверка компрессии; 
b) Снятие и установка крышки га­
зораспределительного механизма; 
c) Снятие и установка крышки при­

вода ГРМ; 

d) Снятие и установка компонентов 

привода ГРМ (ремень/цепь, зубчатые 
колеса/звездочки); 
e) Снятие и установка распредели­

тельных валов и толкателей; 
f) Регулировка клапанных зазоров 
(дизельные двигатели 1.7 л DOHC и 

1,9 л SOHC, бензиновые - 1.6 л) 

д) Снятие и установка головки ци­
линдров; 
п) Снятие и установка поддона кар­

тера; 

I) Снятие, восстановительный ре­
монт и установка масляного насоса; 

j) Снятие и ус тановка маслоохлади -

теля (при соответствующей комплек­

тации); 

к) Замена сальников коленчатого и 
распределительных валов; 

I) Проверка состояния и замена 

опор подвески силового агрегата; 
т) Снятие, проверка состояния и ус­

тановка маховика/приводного диска 

6 Перед началом работ произведите 
тщательную чистку двигательного отсе­

ка и наружных поверхностей силового 

агрегата с применением одного из ши­

рокого спектра специальных раствори­

телей. Такая обработка позволит избе­
жать попадания грязи внутрь двигателя. 
7 В случав необходимости, определя­
емой характером предстоящей работы, 
можно снять капот с целью обеспече­
ния свободы доступа к подлежащим об­

служиванию компонентам (см. Главу 11), 

- во избежание случайного повреждения 

лакокрасочного покрытия прикройте 

крылья автомобиля специальными чех­

лами, либо просто старыми одеялами. 

2  К р ы ш к а  д в и г а т е л я 

1 В ходе эксплуатации автомобиля, 

особенно в районах с повышенной за­
пыленностью воздуха и в осенне-зим­
ний период, все агрегаты, расположен­
ные в двигательном отсеке, подвергают­
ся повышенному загрязнению. Перед 

выполнением работ по ТО в обязатель­
ном порядке необходимо очищать сты­
ки сопрягаемых поверхностей, разьемы 

трубопроводов и электропроводки пе­
ред их отсоединением. 
2 Сверху на двигателе расположены 
различные элементы и трубопроводы его 

1.1а Бензиновый двигатель 1.6 л (77кВт/105 л.с.) 

/ Измеритель уровня моторного масла 

2 Крышка маслозаливной горловины 

3 Такелажная проушина 

4 Электронный модуль системы управления 

двигателем (ЕСМ) 

В 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

Верхняя часть 

впускного трубопро­

вода 

Нижняя часть 

впускного трубопро­

вода 

Тяговое реле 

стартера 

Стартер 

Маховик 

Поддон картера 

Распределительный 

вал впускных 

клапанов 

Гидротолкатель 

клапана 

Зубчатый ремень 

Шкив водяного 

насоса 

My ль тиреберный 

ремень привода 

вспомога тельных 

агрегатов 

Шкив компрессора 

кондиционера 

Шкив коленчатого 

вала 

Поршень 

Впускной клапан 

1.1Ь Дизельный 

двигатель 1.9 л (110 

кВт/150 л.с.) 

/ Форсунка 

2 Измеритель уровня 

моторного масла 

3 Головка цилиндров 

4 Мультиреберный 

ремень 

5 Компрессор 

системы К/В 

6 Защита выпускного 

коллектора 

7 Поддон картера 

8 Возвратный 

трубопровод 

9 Крышка маслоза­

ливной горловины 

10 Вакуумный насос 

11 Корпус термостата 

12 Корзина сцепления 

систем. В зависимости от типа и комп­
лектации двигателя это могут быть топ-
ливораспределительная магистраль, 
трубки высокого давления системы пи­
тания, модуль зажигания, различного рода 
подводящие шланги, кабельные линии и 

т.п., что особенно характерно для дизель­

ных двигателей. Данные элементы об­
разуют сложную конфигурацию и не по­
зволяют качественно выполнить проце­

дуру очистки поверхности двигателя от 

пыли и грязи, хотя именно эти системы 
наиболее чувствительны к попаданию 
загрязнения. Не смотря на заблуждение 
многих, крышка не только придает дви­
гателю более презентабельный вид, но 
и служит  д л я снижения степени его 
загрязнения и предотвращает случайное 
повреждение трубопроводов. Практичес­
ки

 все дизельные двигатели и бензи­

новые двигатели с рабочим объемом 

1.8 л оборудуются верхней защитно-де­

коративной крышкой - не забывайте ус­
танавливать ее на штатное место по 

окончании выполнения работ. 

Двигатели Z19DTH/Z17DT(L/H)/ 

Z13DTH 

3 Крышка двигателя устанавливается 
на шарообразные опоры, закрепленные 
на различных элементах двигательной 
сборки

 (см. сопр. иллюстрацию). За­

мечание: На двигателях Z17DT(L/H) 
имеется только 3 точки крепления.
 Плот­

ность посадки обеспечивается резино­
выми опорами-уплотнителями. 

4 Для снятия крышки ее необходимо 

просто потянуть вверх с достаточным 

усилием - резиновые опоры-уплотнения