ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ ВОЙСКОВОЙ ПВО

  Главная      Учебники - Военное дело     Тактика войск ПВО

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

ГЛАВА 6

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ ВОЙСКОВОЙ ПВО

6.1. Сущность, содержание управления войсками войсковой ПВО и требования, предъявляемые к нему

Управление - это прежде всего сознательная деятельность преследующих свои цели людей. И не просто сознательная деятель­ность, а та ее разновидность, которая связана с принятием реше­ний, с организаторской деятельностью, направленной на претворение решений в жизнь, с непрерывным получением и обработкой информа­ции.

Принципиальные положения теории управления войсками право­мерны для всех видов Вооруженных Сил и родов войск, в том числе и для войск войсковой ПВО, где проявляют свое действие те же законы и принципы, что и в управлении войсками в целом. На этой основе можно сформулировать понятие сущности управления войсками войско­вой ПВО, его цели и содержание.

Сущность управления войсками войсковой ПВО заключается в ос­нованной на законах вооруженной борьбы и принципах военного ис­кусства целенаправленной деятельности командиров штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособ­ности войск войсковой ПВО, подготовке их к боевым действиям и ру­ководству войсками при выполнении поставленных задач.

В приведенном определении сущности управления войсками войс­ковой ПВО отчетливо выделяются два момента. Во-первых, подчерки­вается то обстоятельство, что управление всегда должно быть нап­равлено на достижение конкретной цели. Во-вторых, в управлении активное участие принимают командир и штаб соединения, части, что подчеркивает диалектическое единство единоначалия и коллегиаль­ности при ведущей роли командира.

1.43

Цель управления состоит в том, чтобы обеспечить постоянную высокую боевую и мобилизационную способность и готовность подчи­ненных войск войсковой ПВО, их всестороннюю подготовку к боевым действиям и максимальную эффективность их боевого применения при решении поставленных задач в установленные сроки и в любых усло­виях обстановки.

Достижение этой цели связано с решением целого круга задач, составляющих содержание управления войсками войсковой ПВО.

Основными задачами управления являются:

поддержание высокого морально-психологического состояния, мобилизационной и боевой готовности соединений, частей и подраз­делений войсковой ПВО;

непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, анализ и оценка данных обстановки;

принятие решения на боевые действия (решения по ПВО);

планирование боевых действий (планирование ПВО);

доведение задач до подчиненных;

организация и поддержание взаимодействия;

организация и проведение мероприятий по поддержанию войск войсковой ПВО в готовности к отражению ударов воздушного против­ника, обеспечению их боеспособности, мероприятий по боевому, тех­ническому, тыловому и морально-психологическому обеспечению;

организация системы управления, непосредственное руководство соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО при подго­товке к выполнению боевых задач и в ходе боевых действий;

организация контроля деятельности подчиненных войск и оказа­ние им необходимой помощи.

Эти задачи управления тесно связаны между собой и в опреде­ленном объеме решаются в течение всего периода от момента получе­ния боевой задачи до ее выполнения. Каждая из них, в свою оче­редь, включает целый комплекс конкретных мероприятий, проводимых на каждом уровне командованием и штабами войск войсковой ПВО.

Основой управления войсками является решение командира (ко­мандующего).

Эффективность управления войсками зависит прежде всего от того, насколько структура системы управления войсками, организа­ция и методы управленческой деятельности соответствуют законам (закономерностям), объективно действующим в сфере военного управ­ления и определяющим его функционирование и развитие.

1.5

На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требова­ния этих законов.

Творческое применение законов управления позволяет созна­тельно создавать условия для благоприятного их действия, научно предвидеть развитие событий, выдвигать обоснованные и реальные цели управления, принимать оптимальные решения по организации уп­равления в операции (бою), эффективно управлять ходом боевых действий подчиненных войск.

Под законами управления войсками войсковой ПВО следует пони­мать существенные, устойчивые, необходимые связи, отношения, при­сущие системе управления и обусловливающие ее функционирование, структуру и развитие. Иначе говоря, это связи, отношения между органами и объектами управления, а также между отдельными сторо­нами и направлениями деятельности органов управления.

В сфере управления войсками войсковой ПВО действуют общие законы войны, законы диалектики, общественной жизни, общие законы управления, специфические законы боевого применения войск войско­вой ПВО и, наконец, специфические законы, присущие только управ­лению войсками ПВО.

К числу основных законов, действующих в управлении войсками войсковой ПВО, можно отнести:

закон зависимости структуры, организации и методов управле­ния войсками войсковой ПВО от общей структуры войск, характера боевых действий, условий управления и его материально-технической базы;

закон сохранения пропорциональности и оптимальной относи­тельности всех элементов системы управления;

закон совместимости технических средств и систем управления подчиненных войск и взаимодействующих сил ПВО;

закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления войсками войсковой ПВО;

закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

закон зависимости эффективности решения задач управления войсками войсковой ПВО от объема используемой информации.

Правомерность одних законов (закономерностей) можно обосно­вать теоретически, подтвердить расчетами, других - только практи­кой. Однако исследования и практика, в том числе опыт локальных войн, свидетельствуют, что несоблюдение этих законов (закономер­ностей) неизбежно приводит к снижению эффективности управления, перегрузке каналов связи излишней информацией, снижению темпов передачи необходимых сведений, несвоевременности доведения до подчиненных решений и команд. Все это ведет к излишнему усложне­нию управления, неоправданным затратам сил и средств, а в конеч­ном счете - к неполной или несвоевременной реализации боевых воз­можностей войск войсковой ПВО, а подчас и к невыполнению боевых задач.

На основе познания объективных законов в теории управления войсками формируются соответствующие принципы, т.е. наиболее об­щие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учи­тываться и выполняться в практической деятельности командования и органов управления войсками войсковой ПВО. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы, выте­кая из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Они как бы пере­водят на язык практики объективные законы и закономерности.

Правильно познанные и сформулированные принципы управления становятся основными руководящими правилами для командиров и шта­бов.

В настоящее время в Вооруженных Силах РФ руководствуются следующими принципами управления:

единство государственного и военного руководства;

единоначалие;

централизация управления с предоставлением подчиненным ини­циативы в определении способов выполнения поставленных задач;

твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь, оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;

личная ответственность командующих, командиров (начальников) за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения поставленных задач.

1.45

Эти принципы, являясь общими для всех видов ВС, распростра­няются и на управление войсковой ПВО.

Вместе с тем, существует ряд частных, специфических принци­пов, присущих только управлению войсковой ПВО. К их числу отно­сится группа принципов, во-первых, связанных со спецификой сбора и обработки данных о воздушной обстановке и, во-вторых, с органи­зацией и функционированием боевых расчетов пунктов управления, постановкой задач в ходе отражения ударов воздушного противника.

Для первой группы характерны следующие принципы: максимальная автоматизация  процессов "съема и передачи дан-

ных" и выявленных воздушных целей;

группирование воздушных целей соответственно задачам и фун­кциям, возлагаемым на конкретные звенья системы управления;

сохранение при передаче точности данных, характеризующих пространственное положение воздушных целей;

поступление на пункты управления данных о воздушной обста­новке в строго установленной форме и с определенной дискретностью.

Для второй группы:

обеспечение беззапросного поступления данных о воздушной обстановке по соответствующим техническим средствам и каналам связи;

отображение данных об обстановке в форме специфических ус­ловных знаков на экранах, планшетах и табло;

сосредоточение основных творческих усилий боевых расчетов на прогнозировании развития обстановки в интересах принятия решения на дальнейшие действия;

строгое соблюдение заранее установленного порядка постановки задач на уничтожение воздушных целей;

всесторонняя обоснованность решений, в том числе соответс­твующими оперативно-тактическими расчетами.

Перечисленные принципы выступают в роли основных правил, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятель­ность войсковой ПВО.

Чем сложнее становится структура и техническая оснащенность войск, условия и способы ведения боевых действий, тем более высо­кие требования предъявляются к управлению войсками войсковой ПВО.

Требования к управлению войсками войсковой ПВО могут быть общего и частного характера.

Требования общего характера касаются управления в целом. Они имеют отношение к структуре и технической оснащенности системы управления, формам организации и методам управленческой деятель­ности с широким использованием технических средств связи и АСУ.

Частные требования касаются отдельных сторон управления, оп­ределенных элементов системы управления, форм и методов их функ­ционирования. Они вытекают из общих требований и носят соподчи­ненный характер. В них отражаются взаимосвязь и взаимозависимость отдельных сторон или элементов управления.

К общим, основополагающим требованиям к управлению войсками войсковой ПВО в современных условиях подготовки и ведения боевых действий относятся:

устойчивость;

непрерывность;

оперативность;

скрытность управления;

качество.

Устойчивость управления войсками войсковой ПВО определяется способностью органов управления выполнять свои задачи в течение определенного времени с эффективностью не ниже требуемой в слож­ной обстановке при воздействии противника на систему управления с целью нарушить ее функционирование.

Обеспечение устойчивости функционирования системы управления в настоящее время является одной из наиболее сложных организаци­онных проблем.

Это связано с тем, что вероятный противник в течение 2,5-6 ч первых суток операции способен вскрыть 60-70% пунктов управления и подавить 30-40% их радиоэлектронных средств (РЭС). При этом по­тери пунктов управления могут составить 40% и более.

В таких условиях система управления войсками ПВО фронта (ар­мии) способна будет поддерживать устойчивое управление в течение не более чем 2-3 суток оборонительной операции.

Разнообразие средств нарушения системы управления, имеющихся у вероятного противника, включая средства ядерного и огневого по­ражения, радиоэлектронного подавления, диверсионные группы и де­санты, предопределяет комплексный характер устойчивости управле­ния. Поэтому требование устойчивости включает ряд частных требо­ваний: живучесть, помехозащищенность и техническую надежность.

1.4

Живучесть системы управления войсками ПВО - способность функционировать при нарушении отдельных ее подсистем и элементов

и быстро восстанавливать боеспособность.

Для повышения живучести системы управления КП (ПУ) целесооб­разно размещать в стороне от объектов возможных ударов, использо­вать защитные свойства местности, оборудовать районы размещения ПУ в инженерном отношении и тщательно их маскировать от наблюде­ния средствами разведки противника.

Важным моментом в повышении живучести ПУ является сокращение сроков их пребывания на одном месте, быстрая смена районов распо­ложения с целью своевременного ухода из-под возможного удара про­тивника, особенно при применении ВТО, а также умелая дезинформа­ция относительно истинного их расположения.

В условиях применения противником ВТО следует заблаговремен­но выбирать и подготавливать 1-2 запасных района расположения КП (ПУ) и проводить их смену не реже чем через 1,5-2 ч, что возможно соблюсти только для ПУ тактического звена.

Значительному повышению живучести ПУ способствуют размещение радиостанций средней мощности вне районов расположения основных элементов КП (ПУ), передача ложных сведений о районах расположе­ния ПУ, соблюдение режима радиомолчания и ограничения в работе РЭС.

Скрытие работы РЭС заключается в устранении демаскирующих признаков их применения. Оно достигается проведением организаци­онных мер, сущность которых состоит в установлении территориаль­ных, количественных, энергетических и временных ограничений в ис­пользовании РЭС.

С целью снижения возможностей противника по подавлению РЭС войск войсковой ПВО и, соответственно, повышения помехоустойчи­вости системы управления рекомендуется комплексное использование средств связи, когда на основных направлениях применяются разно­диапазонные средства и используются дублирующие каналы. При этом основным средством связи должно быть то, которое в данный момент наиболее полно обеспечивает потребности управления.

Важным условием поддержания устойчивого управления является своевременное восстановление нарушенного управления.

Основным способом восстановления нарушенного управления в хо­де ведения боевых действий является передача управления на ПУ, не подверженные огневому  подавлению или воздействию помех,  а когда это невозможно - на ПУ нижестоящего звена. При организации управ-

1.5

ления предусматривается обеспечение этих ПУ резервными средствами

связи и АСУ и необходимой документацией для выполнения этих функ­ций.

Во всех случаях, с передачей управления на другой ПУ, остав­шиеся неповрежденные средства связи и управления используются для усиления ПУ, на который передано управление, а поврежденная тех­ника отправляется в ремонт для ее восстановления.

Помехозащищенность системы управления характеризуется ее способностью функционировать в условиях радиоэлектронных помех, создаваемых как противником, так и своими электронными средствами.

Техническая надежность системы управления характеризуется малой вероятностью отказов функционирования элементов системы и способностью быстрого устранения неисправностей.

С устойчивостью управления тесно связано такое требование, как непрерывность.

Под непрерывностью понимается способность системы управления обеспечивать командованию и штабам войсковой ПВО возможность пос­тоянного воздействия на ход боевых действий.

Не всякие перерывы в управлении расцениваются как его нару­шение. Однако особенно опасным является нарушение управления в процессе отражения войсками ПВО ударов средств воздушного нападе­ния противника.

Требования устойчивости и непрерывности управления тесно связаны между собой, поскольку непрерывное управление может осу­ществляться лишь при устойчивой работе системы управления.

Устойчивость и непрерывность управления достигаются: знанием реально сложившейся обстановки;

правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальни­ком;

своевременным принятием решения и четкой постановкой задач подчиненным;

наличием устойчивой связи с подчиненными, взаимодействующими частями (подразделениями) и со старшим начальником (командиром), обеспечением надежности ее работы;

комплексным использованием всех технических средств управле­ния и связи, а также средств автоматизации управления войсками;

надежностью технических средств управления;

1.43

защищенностью пунктов управления и средств связи;

знанием личным составом органа управления алгоритмов управ­ления;

своевременным получением информации о состоянии объектов уп­равления;

возможностью быстрой передачи управления с одного пункта уп­равления на другой и восстановлением нарушенного управления.

Оперативность управления войсками войсковой ПВО заключается в способности командования и штабов решать задачи управления в режиме времени, обеспечивающем упреждение противника в действиях, быстрое реагирование на изменения обстановки и своевременное вли­яние на ход боевых действий. Это требование отражает закон соот­ветствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Особенно важное значение требование оперативности приобрета­ет в условиях резко возросших возможностей средств воздушного на­падения по нанесению внезапных ударов.

Решение проблемы повышения оперативности управления носит комплексный характер и связано с совершенствованием работы по сбору и обработке данных обстановки, совершенствованием структуры и методов работы штабов, широким внедрением в процессы управления средств автоматизации и АСУ.

Оперативность управления достигается:

постоянным знанием командирами (начальниками) и органами уп­равления обстановки и быстрым реагированием на ее изменения;

своевременным уточнением принятого решения и поставленных подчиненным боевых задач;

умением командиров и штабов применять наиболее целесообраз­ные методы работы и выполнять поставленные задачи в сроки, обес­печивающие упреждение противника в действиях.

Скрытность управления войсками войсковой ПВО заключается в способности сохранять в тайне от противника систему управления, мероприятия, связанные с подготовкой войск к боевым действиям и управлением ими в ходе боевых действий.

Повышение роли скрытности управления в современных условиях обусловливается наличием у противника большого арсенала различных технических средств разведки. Особенно большое значение придается средствам радио- и радиотехнической разведки, с помощью которых противник добывает до 60-70% необходимой информации.

1.43

Скрытность управления достигается:

строгим выполнением требований руководящих документов по сохранению военной и государственной тайны;

личным общением при доведении задач до подчиненных;

применением средств скрытой связи:

техническими и организационными мерами защиты информации в автоматизированных системах управления;

проведением мероприятий по маскировке и дезинформации про­тивника в соответствии с планом вышестоящего штаба, надежной ох­раной пунктов управления и развертыванием ложных пунктов управле­ния на местности.

Особое место среди требований к управлению войсками войско­вой ПВО в современных условиях занимает требование к качеству уп­равления.

Качество управления определяется способностью командиров и штабов с максимальной эффективностью использовать боевые возмож­ности войск, достигать цели боя с наименьшими потерями и в корот­кие сроки. Именно поэтому качество управления войсковой ПВО необ­ходимо рассматривать во взаимосвязи с другими требованиями управ­ления. Высокое качество управления обеспечивается всесторонней обоснованностью принимаемых решений, оптимальностью разрабатывае­мых планов и умелым управлением войсками в ходе боевых действий.

Таковы общие требования к управлению войсковой ПВО в совре­менных условиях.

Вместе с тем, характер подготовки и ведения боевых действий войсковой ПВО предъявляет ряд специфических требований к управле­нию силами и средствами ПВО. Это обусловливается природой воздуш­ных боев и сражений, уровнем развития средств воздушного нападе­ния и ПВО, а также способами их применения в современной войне.

Вероятный противник уделяет большое внимание отработке раз­нообразных тактических приемов с использованием средств РЭБ с целью достижения внезапности выхода самолетов к объектам ударов, сокращения времени нахождения их в зонах поражения зенитных средств, нарушения или затруднения централизованного управления отдельными группировками войск ПВО и снижения эффективности их боевых действий.

В этих условиях боевые действия войск войсковой ПВО будут характеризоваться скоротечностью и высокой динамичностью, а уп­равление ими осуществляться в сложной, быстроменяющейся, а в ряде

1.4

случаев и в неопределенной воздушной обстановке при жестком лими­те времени.

Последнее обстоятельство предопределяет специфическое требо­вание к оперативности управления войсками, особенно в ходе борьбы с разнообразными средствами воздушного нападения. Дело в том, что располагаемое время, исчисляемое с момента обнаружения воздушного противника (дальняя граница зоны обнаружения РЛС) и до рубежа постановки огневых задач, крайне ограничено.

Следовательно, потребное время на осуществление таких про­цессов управления, как обнаружение и передача данных о воздушном противнике, принятие решения на целераспределение, передача ко­манды на огневые средства ПВО, а также пуск ракеты, ее полет к цели и поражение воздушного противника должно быть меньше распо­лагаемого. В противном случае цель просто выйдет из зоны пораже­ния.

Другим специфическим требованием, предъявляемым к управлению войсками войсковой ПВО, является разумное сочетание степени его централизации и децентрализации. Так, при подготовке боевых дейс­твий наиболее приемлемым способом будет централизованное управле­ние войсками. В ходе отражения налета воздушного противника необ­ходимо сочетание централизованного и децентрализованного способа управления. Все зависит от конкретно складывающейся обстановки в воздухе и на земле.

В ходе боевой и оперативной подготовки органы управления должны отрабатывать все способы и стремиться осуществлять переход от одного способа управления к другому без больших затрат времени.

Важным специфическим требованием в современных условиях к управлению является обеспечение высокого качества принимаемых ре­шений в войсках войсковой ПВО на базе новых технических средств управления. Для войсковой ПВО, особенно в период борьбы с воздуш­ным противником, проблема принятия оптимальных решений с высокой оперативностью приобретает первостепенное значение.

Одним из радикальных путей решения задачи повышения качества принимаемых решений является автоматизация процесса управления.

Совершенствование управления войсками войсковой ПВО осущест­вляется комплексно по следующим направлениям:

разработка фундаментальных проблем теории управления войска­ми войсковой ПВО;

улучшение организационной структуры системы управления войс­ками войсковой ПВО;

1.43

создание и внедрение высокоэффективных технических средств управления;

совершенствование методов работы командиров (начальников) и органов управления войсками ПВО;

совершенствование боевой документации;

совершенствование методов подготовки командования и штабов войск ПВО.

Дальнейшее совершенствование управления неразрывно связано с повышением теоретического уровня, уровня военно-технической и профессиональной подготовки должностных лиц органов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..