|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ..
ГЛАВА 6 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ ВОЙСКОВОЙ ПВО 6.1. Сущность, содержание управления войсками войсковой ПВО и требования, предъявляемые к нему Управление - это прежде всего сознательная деятельность преследующих свои цели людей. И не просто сознательная деятельность, а та ее разновидность, которая связана с принятием решений, с организаторской деятельностью, направленной на претворение решений в жизнь, с непрерывным получением и обработкой информации. Принципиальные положения теории управления войсками правомерны для всех видов Вооруженных Сил и родов войск, в том числе и для войск войсковой ПВО, где проявляют свое действие те же законы и принципы, что и в управлении войсками в целом. На этой основе можно сформулировать понятие сущности управления войсками войсковой ПВО, его цели и содержание. Сущность управления войсками войсковой ПВО заключается в основанной на законах вооруженной борьбы и принципах военного искусства целенаправленной деятельности командиров штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск войсковой ПВО, подготовке их к боевым действиям и руководству войсками при выполнении поставленных задач. В приведенном определении сущности управления войсками войсковой ПВО отчетливо выделяются два момента. Во-первых, подчеркивается то обстоятельство, что управление всегда должно быть направлено на достижение конкретной цели. Во-вторых, в управлении активное участие принимают командир и штаб соединения, части, что подчеркивает диалектическое единство единоначалия и коллегиальности при ведущей роли командира. 1.43 Цель управления состоит в том, чтобы обеспечить постоянную высокую боевую и мобилизационную способность и готовность подчиненных войск войсковой ПВО, их всестороннюю подготовку к боевым действиям и максимальную эффективность их боевого применения при решении поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки. Достижение этой цели связано с решением целого круга задач, составляющих содержание управления войсками войсковой ПВО. Основными задачами управления являются: поддержание высокого морально-психологического состояния, мобилизационной и боевой готовности соединений, частей и подразделений войсковой ПВО; непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, анализ и оценка данных обстановки; принятие решения на боевые действия (решения по ПВО); планирование боевых действий (планирование ПВО); доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия; организация и проведение мероприятий по поддержанию войск войсковой ПВО в готовности к отражению ударов воздушного противника, обеспечению их боеспособности, мероприятий по боевому, техническому, тыловому и морально-психологическому обеспечению; организация системы управления, непосредственное руководство соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО при подготовке к выполнению боевых задач и в ходе боевых действий; организация контроля деятельности подчиненных войск и оказание им необходимой помощи. Эти задачи управления тесно связаны между собой и в определенном объеме решаются в течение всего периода от момента получения боевой задачи до ее выполнения. Каждая из них, в свою очередь, включает целый комплекс конкретных мероприятий, проводимых на каждом уровне командованием и штабами войск войсковой ПВО. Основой управления войсками является решение командира (командующего). Эффективность управления войсками зависит прежде всего от того, насколько структура системы управления войсками, организация и методы управленческой деятельности соответствуют законам (закономерностям), объективно действующим в сфере военного управления и определяющим его функционирование и развитие. 1.5 На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов. Творческое применение законов управления позволяет сознательно создавать условия для благоприятного их действия, научно предвидеть развитие событий, выдвигать обоснованные и реальные цели управления, принимать оптимальные решения по организации управления в операции (бою), эффективно управлять ходом боевых действий подчиненных войск. Под законами управления войсками войсковой ПВО следует понимать существенные, устойчивые, необходимые связи, отношения, присущие системе управления и обусловливающие ее функционирование, структуру и развитие. Иначе говоря, это связи, отношения между органами и объектами управления, а также между отдельными сторонами и направлениями деятельности органов управления. В сфере управления войсками войсковой ПВО действуют общие законы войны, законы диалектики, общественной жизни, общие законы управления, специфические законы боевого применения войск войсковой ПВО и, наконец, специфические законы, присущие только управлению войсками ПВО. К числу основных законов, действующих в управлении войсками войсковой ПВО, можно отнести: закон зависимости структуры, организации и методов управления войсками войсковой ПВО от общей структуры войск, характера боевых действий, условий управления и его материально-технической базы; закон сохранения пропорциональности и оптимальной относительности всех элементов системы управления; закон совместимости технических средств и систем управления подчиненных войск и взаимодействующих сил ПВО; закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления войсками войсковой ПВО; закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления; закон зависимости эффективности решения задач управления войсками войсковой ПВО от объема используемой информации. Правомерность одних законов (закономерностей) можно обосновать теоретически, подтвердить расчетами, других - только практикой. Однако исследования и практика, в том числе опыт локальных войн, свидетельствуют, что несоблюдение этих законов (закономерностей) неизбежно приводит к снижению эффективности управления, перегрузке каналов связи излишней информацией, снижению темпов передачи необходимых сведений, несвоевременности доведения до подчиненных решений и команд. Все это ведет к излишнему усложнению управления, неоправданным затратам сил и средств, а в конечном счете - к неполной или несвоевременной реализации боевых возможностей войск войсковой ПВО, а подчас и к невыполнению боевых задач. На основе познания объективных законов в теории управления войсками формируются соответствующие принципы, т.е. наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности командования и органов управления войсками войсковой ПВО. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы, вытекая из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности. Правильно познанные и сформулированные принципы управления становятся основными руководящими правилами для командиров и штабов. В настоящее время в Вооруженных Силах РФ руководствуются следующими принципами управления: единство государственного и военного руководства; единоначалие; централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач; твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь, оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки; личная ответственность командующих, командиров (начальников) за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения поставленных задач. 1.45 Эти принципы, являясь общими для всех видов ВС, распространяются и на управление войсковой ПВО. Вместе с тем, существует ряд частных, специфических принципов, присущих только управлению войсковой ПВО. К их числу относится группа принципов, во-первых, связанных со спецификой сбора и обработки данных о воздушной обстановке и, во-вторых, с организацией и функционированием боевых расчетов пунктов управления, постановкой задач в ходе отражения ударов воздушного противника. Для первой группы характерны следующие принципы: максимальная автоматизация процессов "съема и передачи дан- ных" и выявленных воздушных целей; группирование воздушных целей соответственно задачам и функциям, возлагаемым на конкретные звенья системы управления; сохранение при передаче точности данных, характеризующих пространственное положение воздушных целей; поступление на пункты управления данных о воздушной обстановке в строго установленной форме и с определенной дискретностью. Для второй группы: обеспечение беззапросного поступления данных о воздушной обстановке по соответствующим техническим средствам и каналам связи; отображение данных об обстановке в форме специфических условных знаков на экранах, планшетах и табло; сосредоточение основных творческих усилий боевых расчетов на прогнозировании развития обстановки в интересах принятия решения на дальнейшие действия; строгое соблюдение заранее установленного порядка постановки задач на уничтожение воздушных целей; всесторонняя обоснованность решений, в том числе соответствующими оперативно-тактическими расчетами. Перечисленные принципы выступают в роли основных правил, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность войсковой ПВО. Чем сложнее становится структура и техническая оснащенность войск, условия и способы ведения боевых действий, тем более высокие требования предъявляются к управлению войсками войсковой ПВО. Требования к управлению войсками войсковой ПВО могут быть общего и частного характера. Требования общего характера касаются управления в целом. Они имеют отношение к структуре и технической оснащенности системы управления, формам организации и методам управленческой деятельности с широким использованием технических средств связи и АСУ. Частные требования касаются отдельных сторон управления, определенных элементов системы управления, форм и методов их функционирования. Они вытекают из общих требований и носят соподчиненный характер. В них отражаются взаимосвязь и взаимозависимость отдельных сторон или элементов управления. К общим, основополагающим требованиям к управлению войсками войсковой ПВО в современных условиях подготовки и ведения боевых действий относятся: устойчивость; непрерывность; оперативность; скрытность управления; качество. Устойчивость управления войсками войсковой ПВО определяется способностью органов управления выполнять свои задачи в течение определенного времени с эффективностью не ниже требуемой в сложной обстановке при воздействии противника на систему управления с целью нарушить ее функционирование. Обеспечение устойчивости функционирования системы управления в настоящее время является одной из наиболее сложных организационных проблем. Это связано с тем, что вероятный противник в течение 2,5-6 ч первых суток операции способен вскрыть 60-70% пунктов управления и подавить 30-40% их радиоэлектронных средств (РЭС). При этом потери пунктов управления могут составить 40% и более. В таких условиях система управления войсками ПВО фронта (армии) способна будет поддерживать устойчивое управление в течение не более чем 2-3 суток оборонительной операции. Разнообразие средств нарушения системы управления, имеющихся у вероятного противника, включая средства ядерного и огневого поражения, радиоэлектронного подавления, диверсионные группы и десанты, предопределяет комплексный характер устойчивости управления. Поэтому требование устойчивости включает ряд частных требований: живучесть, помехозащищенность и техническую надежность. 1.4 Живучесть системы управления войсками ПВО - способность функционировать при нарушении отдельных ее подсистем и элементов и быстро восстанавливать боеспособность. Для повышения живучести системы управления КП (ПУ) целесообразно размещать в стороне от объектов возможных ударов, использовать защитные свойства местности, оборудовать районы размещения ПУ в инженерном отношении и тщательно их маскировать от наблюдения средствами разведки противника. Важным моментом в повышении живучести ПУ является сокращение сроков их пребывания на одном месте, быстрая смена районов расположения с целью своевременного ухода из-под возможного удара противника, особенно при применении ВТО, а также умелая дезинформация относительно истинного их расположения. В условиях применения противником ВТО следует заблаговременно выбирать и подготавливать 1-2 запасных района расположения КП (ПУ) и проводить их смену не реже чем через 1,5-2 ч, что возможно соблюсти только для ПУ тактического звена. Значительному повышению живучести ПУ способствуют размещение радиостанций средней мощности вне районов расположения основных элементов КП (ПУ), передача ложных сведений о районах расположения ПУ, соблюдение режима радиомолчания и ограничения в работе РЭС. Скрытие работы РЭС заключается в устранении демаскирующих признаков их применения. Оно достигается проведением организационных мер, сущность которых состоит в установлении территориальных, количественных, энергетических и временных ограничений в использовании РЭС. С целью снижения возможностей противника по подавлению РЭС войск войсковой ПВО и, соответственно, повышения помехоустойчивости системы управления рекомендуется комплексное использование средств связи, когда на основных направлениях применяются разнодиапазонные средства и используются дублирующие каналы. При этом основным средством связи должно быть то, которое в данный момент наиболее полно обеспечивает потребности управления. Важным условием поддержания устойчивого управления является своевременное восстановление нарушенного управления. Основным способом восстановления нарушенного управления в ходе ведения боевых действий является передача управления на ПУ, не подверженные огневому подавлению или воздействию помех, а когда это невозможно - на ПУ нижестоящего звена. При организации управ- 1.5 ления предусматривается обеспечение этих ПУ резервными средствами связи и АСУ и необходимой документацией для выполнения этих функций. Во всех случаях, с передачей управления на другой ПУ, оставшиеся неповрежденные средства связи и управления используются для усиления ПУ, на который передано управление, а поврежденная техника отправляется в ремонт для ее восстановления. Помехозащищенность системы управления характеризуется ее способностью функционировать в условиях радиоэлектронных помех, создаваемых как противником, так и своими электронными средствами. Техническая надежность системы управления характеризуется малой вероятностью отказов функционирования элементов системы и способностью быстрого устранения неисправностей. С устойчивостью управления тесно связано такое требование, как непрерывность. Под непрерывностью понимается способность системы управления обеспечивать командованию и штабам войсковой ПВО возможность постоянного воздействия на ход боевых действий. Не всякие перерывы в управлении расцениваются как его нарушение. Однако особенно опасным является нарушение управления в процессе отражения войсками ПВО ударов средств воздушного нападения противника. Требования устойчивости и непрерывности управления тесно связаны между собой, поскольку непрерывное управление может осуществляться лишь при устойчивой работе системы управления. Устойчивость и непрерывность управления достигаются: знанием реально сложившейся обстановки; правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; своевременным принятием решения и четкой постановкой задач подчиненным; наличием устойчивой связи с подчиненными, взаимодействующими частями (подразделениями) и со старшим начальником (командиром), обеспечением надежности ее работы; комплексным использованием всех технических средств управления и связи, а также средств автоматизации управления войсками; надежностью технических средств управления; 1.43 защищенностью пунктов управления и средств связи; знанием личным составом органа управления алгоритмов управления; своевременным получением информации о состоянии объектов управления; возможностью быстрой передачи управления с одного пункта управления на другой и восстановлением нарушенного управления. Оперативность управления войсками войсковой ПВО заключается в способности командования и штабов решать задачи управления в режиме времени, обеспечивающем упреждение противника в действиях, быстрое реагирование на изменения обстановки и своевременное влияние на ход боевых действий. Это требование отражает закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления. Особенно важное значение требование оперативности приобретает в условиях резко возросших возможностей средств воздушного нападения по нанесению внезапных ударов. Решение проблемы повышения оперативности управления носит комплексный характер и связано с совершенствованием работы по сбору и обработке данных обстановки, совершенствованием структуры и методов работы штабов, широким внедрением в процессы управления средств автоматизации и АСУ. Оперативность управления достигается: постоянным знанием командирами (начальниками) и органами управления обстановки и быстрым реагированием на ее изменения; своевременным уточнением принятого решения и поставленных подчиненным боевых задач; умением командиров и штабов применять наиболее целесообразные методы работы и выполнять поставленные задачи в сроки, обеспечивающие упреждение противника в действиях. Скрытность управления войсками войсковой ПВО заключается в способности сохранять в тайне от противника систему управления, мероприятия, связанные с подготовкой войск к боевым действиям и управлением ими в ходе боевых действий. Повышение роли скрытности управления в современных условиях обусловливается наличием у противника большого арсенала различных технических средств разведки. Особенно большое значение придается средствам радио- и радиотехнической разведки, с помощью которых противник добывает до 60-70% необходимой информации. 1.43 Скрытность управления достигается: строгим выполнением требований руководящих документов по сохранению военной и государственной тайны; личным общением при доведении задач до подчиненных; применением средств скрытой связи: техническими и организационными мерами защиты информации в автоматизированных системах управления; проведением мероприятий по маскировке и дезинформации противника в соответствии с планом вышестоящего штаба, надежной охраной пунктов управления и развертыванием ложных пунктов управления на местности. Особое место среди требований к управлению войсками войсковой ПВО в современных условиях занимает требование к качеству управления. Качество управления определяется способностью командиров и штабов с максимальной эффективностью использовать боевые возможности войск, достигать цели боя с наименьшими потерями и в короткие сроки. Именно поэтому качество управления войсковой ПВО необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими требованиями управления. Высокое качество управления обеспечивается всесторонней обоснованностью принимаемых решений, оптимальностью разрабатываемых планов и умелым управлением войсками в ходе боевых действий. Таковы общие требования к управлению войсковой ПВО в современных условиях. Вместе с тем, характер подготовки и ведения боевых действий войсковой ПВО предъявляет ряд специфических требований к управлению силами и средствами ПВО. Это обусловливается природой воздушных боев и сражений, уровнем развития средств воздушного нападения и ПВО, а также способами их применения в современной войне. Вероятный противник уделяет большое внимание отработке разнообразных тактических приемов с использованием средств РЭБ с целью достижения внезапности выхода самолетов к объектам ударов, сокращения времени нахождения их в зонах поражения зенитных средств, нарушения или затруднения централизованного управления отдельными группировками войск ПВО и снижения эффективности их боевых действий. В этих условиях боевые действия войск войсковой ПВО будут характеризоваться скоротечностью и высокой динамичностью, а управление ими осуществляться в сложной, быстроменяющейся, а в ряде 1.4 случаев и в неопределенной воздушной обстановке при жестком лимите времени. Последнее обстоятельство предопределяет специфическое требование к оперативности управления войсками, особенно в ходе борьбы с разнообразными средствами воздушного нападения. Дело в том, что располагаемое время, исчисляемое с момента обнаружения воздушного противника (дальняя граница зоны обнаружения РЛС) и до рубежа постановки огневых задач, крайне ограничено. Следовательно, потребное время на осуществление таких процессов управления, как обнаружение и передача данных о воздушном противнике, принятие решения на целераспределение, передача команды на огневые средства ПВО, а также пуск ракеты, ее полет к цели и поражение воздушного противника должно быть меньше располагаемого. В противном случае цель просто выйдет из зоны поражения. Другим специфическим требованием, предъявляемым к управлению войсками войсковой ПВО, является разумное сочетание степени его централизации и децентрализации. Так, при подготовке боевых действий наиболее приемлемым способом будет централизованное управление войсками. В ходе отражения налета воздушного противника необходимо сочетание централизованного и децентрализованного способа управления. Все зависит от конкретно складывающейся обстановки в воздухе и на земле. В ходе боевой и оперативной подготовки органы управления должны отрабатывать все способы и стремиться осуществлять переход от одного способа управления к другому без больших затрат времени. Важным специфическим требованием в современных условиях к управлению является обеспечение высокого качества принимаемых решений в войсках войсковой ПВО на базе новых технических средств управления. Для войсковой ПВО, особенно в период борьбы с воздушным противником, проблема принятия оптимальных решений с высокой оперативностью приобретает первостепенное значение. Одним из радикальных путей решения задачи повышения качества принимаемых решений является автоматизация процесса управления. Совершенствование управления войсками войсковой ПВО осуществляется комплексно по следующим направлениям: разработка фундаментальных проблем теории управления войсками войсковой ПВО; улучшение организационной структуры системы управления войсками войсковой ПВО; 1.43 создание и внедрение высокоэффективных технических средств управления; совершенствование методов работы командиров (начальников) и органов управления войсками ПВО; совершенствование боевой документации; совершенствование методов подготовки командования и штабов войск ПВО. Дальнейшее совершенствование управления неразрывно связано с повышением теоретического уровня, уровня военно-технической и профессиональной подготовки должностных лиц органов управления.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ..
|
|
|