Силы и средства разведки и РЭБ воздушного противника и способы их применения

  Главная      Учебники - Военное дело     Тактика войск ПВО

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

2.3.

Силы и средства разведки и РЭБ воздушного противника и способы их применения

 

 

По взглядам военного командования США и НАТО, разведка и ра­диоэлектронная борьба играют большую роль в достижении победы над противником. Военные теоретики Запада подчеркивают, что при ра­венстве вооружений сторона, имеющая превосходство в силах и средствах разведки и РЭБ, может рассчитывать на более полное ис­пользование всех видов своего оружия и боевой техники, на надеж­ное поражение противника, предупреждение и срыв его ударов.

Теоретические концепции находят практическое воплощение в фор­сированном оснащении армий, в том числе и ВВС иностранных госу­дарств, новейшими системами управления, разведки и РЭБ, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на содержание воз­душных операций, оперативное построение авиационных группировок, количество эшелонов в массированных ударах, их боевые порядки, место СВН в оперативном построении и в боевых порядках. Опыт войн показывает, что при хорошей организации и тщательном планировании разведки и РЭБ потери самолетов, вертолетов от средств ПВО про­тивника могут быть уменьшены в 3-4 раза и более.

 

 

2.3.1. Силы и средства разведки ОВВС НАТО

В соответствии с требованиями командования НАТО, разведка должна охватывать территорию ТВД на всю глубину операции. Она должна своевременно обеспечивать достоверными данными все заинте­ресованные командные инстанции о состоянии и возможностях проти­востоящей группировки войск противника, о их подготовке к войне, вероятном замысле и характере действий, а также об объектах, под­лежащих поражению или радиоэлектронному подавлению.

Воздушная разведка ведется штатными самолетами-разведчиками стратегической, тактической и армейской авиации, самолетами ДРЛО и управления АВАКС, а также беспилотными летательными аппаратами. Воздушная разведка ведется также каждым экипажем ударных самоле­тов и вертолетов. В мирное время возможно ведение разведки с бор­та самолетов иностранных авиакомпаний.

Стратегические самолеты-разведчики ВВС США

Такими самолетами оснащено только стратегическое авиационное командование (САК) ВВС США.

Как в мирное, так и в военное время стратегические самоле­ты-разведчики будут находиться в ведении этого командования и ис­пользоваться по заявкам главнокомандующего ОВС и командующего ОВВС НАТО на ТВД, а также командующих группами армий. Их основны­ми задачами будут являться: вскрытие базирования ракетных частей и подразделений стратегического назначения, фронтовой и дальней авиации, системы ПВО; определение районов сосредоточения и раз­вертывания главной группировки сухопутных войск и расположения стратегических резервов.

На вооружении САК ВВС США состоят следующие самолеты-развед­чики: RС-135, U-2 и ТR-1.

В мирное время из этого состава сил до 50% самолетов-развед­чиков базируются на передовых авиабазах Европейской и Тихоокеанс­кой зон и зоны Аляски.

К 2010 г.  предполагается вариант состава сил стратегических самолетов-разведчиков ВВС США, приведенный в табл. 2.9.

Таблица 2.9

Состав сил стратегических самолетов-разведчиков САК ВВС США на 2010 г. и их возможности по вскрытию целей

1.0

Тип

само-

лета

Эскадрильи

Кол-во вылетов одного самолета в сутки

Кол-во целей, вскрытых эс­кадрильями за вылет

Кол-во целей, вскрытых эс­кадрильями за сутки

Самолеты

RC-135

TR-1

RX

3/16

2/28

1/10

0,75

1

1

10

10

10

12

12

12

120

280

100

144

336

120

Итого

6/54

 

 

500

600

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Самолет RС-135 является основным средством стратегической воздушной разведки США, используется, главным образом для ведения радио- и радиотехнической разведки, а также для оценки результа­тов нанесения ядерных ударов по объектам противника.

Самолет U-2 состоит на вооружении САК ВВС США с 1956 г. Ос­нову его разведоборудования составляют оптико-электронные средс­тва, имеется также аппаратура РРТР.

Недостатком этого самолета является невысокая скорость поле­та и большая его сложность пилотирования.

Самолет ТR-1А состоит на вооружении САК ВВС с 1981 г. Конс­трукция самолета ТR-1 - результат модернизации самолета U-2. Предназначен в основном для ведения радио- и радиотехнической разведки в диапазонах частот соответственно 500-1450 и 500- 18000 МГц на дальности до 500 км, а также для радиолокационной разведки. На самолете, кроме того, сохранена возможность примене­ния АФА, возможна и установка длиннофокусного АФА типа "Лороп".

Основные ЛТХ стратегических самолетов-разведчиков и состав их разведоборудования приведены в табл. 2.10.

Тактические самолеты разведчики ОВВС НАТО

Основным средством ведения воздушной разведки на ТВД являют­ся тактические самолеты-разведчики (ТСР), действующие на всю его глубину. Эти самолеты будут вести разведку в интересах командую­щего ОВВС НАТО на ТВД, а также по заявкам объединений, частей и подразделений сухопутных войск. В мирное время ТСР находятся в подчинении национальных командований. Основными задачами, решае­мыми ТСР, будут: установление непосредственной подготовки против­ника к нападению, состава его группировки и направления главного удара; выявление мест расположения и координат РЛС дальнего обна­ружения, огневых позиций ЗРК и ЗА, тактических ракет; выявление пунктов складирования ядерных, химических и обычных боеприпасов; выявление аэродромов и мест базирования истребительной и армейс­кой авиации; вскрытие системы управления войсками и оружием; ус­тановление мест сосредоточения резервов войск и путей их переб­роски; выявление оборонительных рубежей и степени их инженерного оборудования.

Таблица 2.10

Основные летно-технические характеристики стратегических самолетов-разведчиков США

1.0

Характеристики

135

SR

71А

U

ТR

1

Максимальная скорость полета, км/ч /высота, м

Скорость при ведении развед­ки, км/ч

Дальность поле­та, км

Продолжитель­ность полета в районе развед-

ки, ч

Практический потолок, м

Высота ведения

разведки, м

Состав аппара­туры: фотографической разведки; ИК-разведки; телевизионной разведки; РЛ-разведки; радио- и радио­технической разведки

1000/8000

750-850

10000-12000

3-12

15000

8000-10000

установка

USQ-28 в составе

2 АФА

МАТS

--

--

Аппаратура "Ривет

Джоинт" (VSD-7,

ALA-6, ALR- -17 или ап­паратура

WJ-1740

SЕАRS

8300/21000

3000

7000

1-1,5

24000

20000-24000

До 6 АФА плановой и панорамной съемки

RS-14

--

APQ-108

ALQ-61

750/21000

700-750

6500

6-10

21000-24000

16000-20000

АФА RC-10,

HR-73B,

HR-732,

KH-80

"Хай Кэмп"

"Хай Кэмп"

--

ALQ-10

ALQ-28

740/21000

650-700

4800

6-7,5

21000

20000-21000

Комплект

АФА, включая "Лороп"

--

--

ASARS (UPD-X)

--

1.5

Основными ТСР стран НАТО являются: RF-4С (США); RF-4Е (ФРГ); "Ягуар"GR.1 (Великобритания); "Мираж"F.1СR (Франция) и RF-16 (Ни­дерланды).

Оперативно-тактическая воздушная разведка ВС США основывает­ся на базе самолета RF-4С. Данный самолет оснащен аэрофотоаппара­тами, ИК-станциями со строчной разверткой и РЛС боевого обзора (БО).

В последние годы самолеты RF-4С прошли очередную модерниза­цию разведывательного радиоэлектронного оборудования:

был создан новый разведывательный комплекс в рамках програм­мы "Быстрая боевая разведка", который способен осуществлять пере­дачу разведсведений с самолета на наземный пункт приема в масшта­бе времени, близком к реальному;

часть самолетов была переоборудована для ведения РТР. С этой целью вместо РЛС БО и части АФА была установлена аппаратура АN/АLQ-125 "Терек".

По составу разведывательной аппаратуры самолет RF-4Е ВВС ФРГ имеет некоторые отличия от самолета RF-4С американских ВВС. Часть его оборудования производится западногерманскими фирмами.

Самолет "Ягуар"GR.1 английских ВВС оснащен подвесным контей­нером с разведоборудованием. В зависимости от решаемых задач, предусмотрена установка 2-х вариантов разведаппаратуры - для ма­лых и средних высот.

Самолет "Мираж"F.1СR (Франция) выпущен для замены самолетов "Мираж"3R и "Мираж"3RD.  Самолет оснащен современным разведобору­дованием,  в том числе ИК-станцией SСМ-2400 "Супер Циклоп", с пе­редачей данных по радиоканалу в реальном масштабе времени,  длин­нофокусным  АФА "Омера АА 3.38.100" типа "Лороп",  подвесным кон­тейнером с РЛС БО,  которая обеспечивает разрешение 3 м на  даль­ности 120 км.

На вооружение ТАК Нидерландов вместо самолета RF-104G посту­пил самолет RF-16. Для ведения разведки на нем используется под­весной контейнер с разведоборудованием "Орфей" фирмы "Олделфт". Основные тактико-технические характеристики ТСР стран НАТО приве­дены в табл. 2.11.

1.45

Разведывательные самолеты и вертолеты армейской авиации ОВС НАТО

Самолеты и вертолеты армейской авиации будут занимать важное место среди других средств воздушной разведки.

Самолеты АА входят в состав бригады разведки и РЭБ АК США. Организационно бригада состоит из трех батальонов: оператив­но-штабного; разведки и РЭБ; воздушной разведки и РЭБ. Самолеты стоят на вооружении в батальоне воздушной разведки и РЭБ.

Силы и средства воздушной видовой разведки сведены в роту воздушной разведки, на вооружении роты стоят самолеты OV-1D "Мо­хаук", оснащенные РЛС бокового обзора AN/APS-94 E, F, ИК-станцией и несколькими АФА.

Силы и средства радио- и радиотехнической разведки входят в состав роты воздушной разведки и РЭБ. На вооружении роты имеется шесть самолетов RU-21H, оборудованных комплексом радиоразведки "Гардрейл-5" и шесть самолетов RV-1D с аппаратурой комплекса ра­диотехнической разведки "Квик Лук-2". Каждый самолет RU-21H спо­собен вести радиоразведку в диапазоне 1,7-500 МГц и определять местоположение 15-18 радиостанций за 1 ч полета. При высоте поле­та самолетов разведчиков 3000-3500 м глубина радиоразведки может составлять 200-250 км.

Для ведения РТР используются самолеты RV-1D с комплексом AN/ALQ-133 "Квик Лук-2". Комплекс обеспечивает периодическое наб­людение за 24 РЛС, определяет в течение часа полета местоположе­ние и характеристики 8-10 РЛС в диапазоне 500-18000 МГц. Даль­ность радиотехнической разведки при высоте полета 1500-3000 м составляет от 160 до 200 км.

К 2000 г. на вооружение батальона воздушной разведки и РЭБ возможно поступление комплекса разведки радио- и радиорелейной (РРЛ) связи "Лефокс Грей", работающего в диапазоне 20-5000 МГц и комплекса РЭБ радиорелейной связи "Сефайр Тайгер", работающего в диапазоне 2000 МГц. В состав комплекса "Лефокс Грей" войдут 12 самолетов RU-21. Одновременно в воздухе будут нести дежурство до трех самолетов, что обеспечит периодическое наблюдение за работой 42-84 каналов радио- и радиорелейной связи.

Комплекс РЭП "Сефайр Тайгер" размещается на трех самолетах RU-21 и может обеспечить подавление до четырех направлений радио­релейной связи.

1.5

Вертолеты разведки и РЭБ по программе "Армия-90" планируется иметь в роте разведки и РЭБ вертолетного батальона общей поддерж­ки, входящего в состав бригады АА дивизии США.  Данная рота будет оперативно подчиняться командиру батальона разведки и РЭБ.

Предполагается иметь 12 вертолетов ЕН-60А, из них 6 вертоле­тов с комплексом радиоразведки и помех радиосвязи AN/ALQ-151 "Квик Фикс" и 6 вертолетов с комплексом РТР и помех РЛС AN/ALQ-143 "Малтьюз". Комплекс Р и РЭП радиосвязи AN/ALQ-151 мо­жет вести разведку в диапазоне 1,5-80 МГц и создавать помехи в диапазоне 20-80 МГц. При высоте полета вертолетов 60-180 м глуби­на разведки составляет 40-60 км, а дальность подавления линий УКВ-радиосвязи составляет 20-40 км.

Комплекс РТР и РЭП AN/ALQ-143 "Малтьюз" осуществляет обнару­жение, пеленгацию и подавление наземных РЛС войсковой ПВО, поле­вой артиллерии и разведки наземных движущихся целей в диапазоне 8000-18000 МГц. При дежурстве в воздухе трех вертолетов обеспечи­вается радиоэлектронное подавление 12-18 РЛС на дальности 30- 40 км.

Разведывательный самолет АА "Мохаук" предлагается заменить новым самолетом. Его разведывательная аппаратура будет включать средства Р и РТР и РЛС БО, обеспечивая ведение разведки со своей территории на удалении 25-100 км от линии фронта.

Возможный состав вертолетных сил СВ ОВС НАТО на ЦЕ ТВД в 2010 г. на М10-М30 и их возможности приведены в табл. 2.12.

На вертолетах в качестве бортовой разведывательной аппарату­ры могут использоваться телевизионные камеры, ИК-станции передне­го обзора, лазерные дальномеры-целеуказатели и средства Р и РТР.

Телевизионная камера обладает высокой разрешающей способ­ностью (0,1-0,2 м) обеспечивает передачу данных на наземные пунк­ты приема. Дальность обнаружения незамаскированного объекта сос­тавляет до 15 км (замаскированного - до 10 км) при благоприятных метеоусловиях днем. ИК-станция переднего обзора (типа "Флир") позволяет обнаружить и распознать цели, тип танка по тепловому контрасту на расстоянии до 9 км.

Таблица 2.12

Состав вертолетных сил СВ ОВС НАТО на ЦЕ ТВД в 2010 г. на М10-М30 и их возможности по вскрытию целей

1.0

Подразделение, часть, соединение

Кол-во

воинс-

ких

форми-

рова-

ний

Вертолеты раз-|огне­вед-|вой ки  |под-

|держ-

|ки

Кол-во

вскрытых

целей

вертоле-

тами за

вылет

Кол-

во

выле-

тов в

сутки

Кол-во

вскрытых

целей

Бригада армейской авиации АК США

Бригада армейской авиации дивизии США

Батальон армейской авиации обркп АК США

Полк противотанковых вертолетов АК ФРГ

Эскадрилья армейской авиации дивизии ФРГ

Полк армейской авиации дивизии

АК Великобритании

Развед. вертолетная эск. АК Нидерландов

2

6

2

3

10

4

1

226

300

66

51

100

68

12

252

300

52

168

-

96

-

2

2

2

2

2

2

2

3-4

3-4

3-4

3-4

3-4

3-4

3-4

1356-1808

1800-2400

396-528

306-408

600-800

408-544

72-96

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Лазерный дальномер-целеуказатель выполняет две функции. Одна из них - определение дальности до цели с точностью + 5 м, другая

- целеуказание с последующей подсветкой цели для наведения на нее управляемого оружия.

Средства Р и РТР записывают излучения РЭС противника на маг­нитную ленту и одновременно передают данные на наземные пункты приема, где производится их автоматизированная обработка, которая позволяет распознать характеристики сигнала и определить коорди­наты РЭС с точностью до 10 м. В ряде стран Западной Европы и США ведутся разработки новых типов ЛА, сочетающих в себе преимущества самолетов и вертолетов. Наибольшее внимание уделяется разработке ЛА по концепции V-22 "Оспрей" (с поворотными двигателями). Обоб­щенные возможности средств технической разведки приведены в табл. 2.13.

Таблица 2.13

Возможности средств технической разведки

1.0

Виды технической

разведки

На воздушных носителях

Ширина по­лосы захвата,

км

Разрешающая

способность,

м

Точность опреде-

ления координат,

м

Радиолокацион­ная

Тепловая

Лазерная Телевизионная Фотографическая

днем

ночью

40-80

(2-6)Н

(4-8)Н

(1-5)Н

(12-15)Н

(0,25-0,75)Н

5-50

0,4-20

0,04-0,5

0,5-0,7

0,2-0,7

30-50

50-300

5-30

30-50

30-50

1.5

Беспилотные летательные аппараты

Иностранными военными специалистами важное место в решении задач разведки отводится беспилотным летательным аппаратам.

БЛА решают задачи: наблюдения за полем боя;

ведения разведки по обнаружению, распознаванию и определению местоположения целей;

нанесения ударов по объекту с применением ПРР;

целеуказания артиллерии на поражение целей;

корректировки артиллерийского огня;

ведения РЭБ (постановки пассивных и активных помех РЭС);

оценки результатов нанесения ударов.

Применение малоразмерных БЛА дает возможность обеспечить войска простыми, надежными и легко эксплуатируемыми средствами разведки, нанесения ударов, ведения РЭБ и позволяет высвободить часть разведывательных самолетов для решения других боевых задач.

В качестве бортовой разведывательной аппаратуры в БЛА ис­пользуются сменные комплекты телевизионных камер с изменяемым уг­лом поля зрения, ИК-станции, аппаратура Р и РТР и лазерные даль­номеры-целеуказатели, размещаемые в отсеках фюзеляжа или в под-

1.43

весных контейнерах.  Эта аппаратура позволяет передавать разведс­ведения о противнике на наземные пункты приема в реальном масшта­бе времени. По этой причине АФА находят ограниченное применение в БЛА.

По оценке командования НАТО, наиболее распространенными яв­ляются малоразмерные БЛА тактического назначения типа "Акила" (США) и "Тукан" (ФРГ), дальность действия которых соответствует глубине зоны боевых действий дивизии (70 км). Они составляют око­ло 60% от общего числа БЛА. Сейчас ведутся разработки БЛА опера­тивно-тактического назначения для ведения разведки в интересах АК (на глубину до 150 км). Например, во Франции создан БЛА S100, предназначенный для ведения разведки и РЭБ. В вооруженных силах Израиля создан БЛА "Мастиф" Мк3, который может вести разведку, постановку помех или использоваться для уничтожения РЛС ПВО.

В США разрабатывается многоцелевой БЛА оперативно-тактичес­кого назначения, на котором может устанавливаться либо разведыва­тельное оборудование, либо аппаратура РЭБ. Продолжительность по­лета БЛА составит 2-3 суток без посадки. Разрабатываются также БЛА "Пионер" (испытан в Персидском заливе), "Констант Энджел", Хэв Лемон", в ФРГ - "Пад", "Кдак", в Великобритании - "Монак".

2.3.2. Силы и средства РЭБ ОВВС НАТО

Для ведения радиоэлектронной борьбы объединенные ВВС НАТО будут широко использовать силы и средства РЭБ авиационного и на­земного базирования, беспилотные летательные аппараты РЭБ и пере­датчики помех одноразового использования.

Радиоэлектронная борьба стала одним из необходимых условий, обеспечивающих эффективность выполнения оперативных (боевых) за­дач при минимальных потерях и оптимальном составе авиационных группировок. Основными задачами РЭБ в обеспечении боевых действий СВН являются: скрытие от противника замысла действий ОВВС НАТО и маскировка авиационных группировок; снижение потерь своей авиации за счет уничтожения и подавления помехами ЗРК, ЗА и бортового оружия авиации противника; уменьшение дальности радиолокационного обнаружения, срыв сопровождения, увод и подавление ГСН управляе­мых ракет; создание условий для выхода к объектам ударов и их эф­фективного поражения.

1.5

Для выполнения этих задач ТА ВВС НАТО имеет специальные ави­ационные и наземные соединения, части и подразделения, предназна­ченные для групповой защиты авиационных соединений, частей и под­разделений.

Кроме специальных сил и средств РЭБ групповой защиты авиаци­онных группировок, ОВВС НАТО используют средства РЭБ коллективной и индивидуальной защиты, непосредственно устанавливаемые на само­летах всех родов авиации.

Средства РЭБ групповой, коллективной и индивидуальной защиты в операции (бою) будут использоваться комплексно, дополняя друг друга, в тесном сочетании со средствами огневого поражения.

Авиационные части РЭБ пилотируемой и беспилотной авиации входят в состав авиационных крыльев или отдельных эскадрилий воз­душных армий США, ТАК ВВС ФРГ, Франции, Бельгии и Нидерландов, командований ВВС Великобритании и ВВС других стран НАТО.

Возможное количество и типы авиационных частей РЭБ в составе авиационных объединений ОВВС НАТО приведены в табл. 2.14.

Таблица 2.14

Авиационные части РЭБ ОВВС НАТО на ЦЕ ТВД

1.0

Страны НАТО

на ЦЕ ТВД

Воздушная армия

ТАК ВВС

Командование ВВС

аэ

РЭБ

аэ

БЛА

аэ  но-

сителей

ПРР

аэ

РЭБ

аэ

БЛА

аэ  но-

сителей

ПРР

аэ

РЭБ

аэ

БЛА

аэ но-

сителей

ПРР

США

ФРГ

Великобритания

Франция

Бельгия

Нидерланды

Канада

1

2

-

1-2

-

2

-

-

-

-

2

-

1-2

1

1

-

1

2

-

-

1

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Военные специалисты НАТО считают, если вероятность выживания самолета при ведении боевых действий без применения средств РЭБ в зависимости от обстановки составляет 0,01-0,35, то с применением средств РЭБ она значительно возрастает. Использование только средств РЭБ индивидуальной защиты повышает вероятность выживания до 0,44; совместное применение средств РЭБ индивидуальной и кол­лективной защиты - до 0,85; комплексное применение средств РЭБ индивидуальной, коллективной и групповой защиты - до 0,95.

Широкое применение в современном бою и операции найдут пере­датчики одноразового использования (ПОИ). Эти малогабаритные де­шевые средства создания помех планируется в массовом количестве забрасывать (минами, снарядами, ракетами, диверсионными группами, самолетами на парашютах и парашютирующих крыльях) в районы распо­ложения подавляемых РЭС. Имеющиеся в настоящее время ПОИ могут создавать помехи средствам связи и РЛС. В дивизии США имеется около 1000 ПОИ. Одним залпом артиллерии и полковым вылетом ТА мо­жет быть заброшено до 500-600 ПОИ.

Авиационные части РЭБ ВВС США

Для выполнения задач групповой защиты самолетов тактической авиации ОВВС НАТО и огневого поражения объектов ПВО противника в составе воздушной армии ВВС США может быть несколько типов авиа­ционных частей РЭБ, входящих в состав авиационных крыльев.

Авиационная эскадрилья РЭБ, вооруженная самолетами РЭБ ЕF-111А или самолетами (типа АТА, АТF), которые могут прийти пос­ле 2000-2005 гг. В своем составе может иметь до 12 самолетов. Каждый самолет оснащен комплексом средств разведки и РЭБ, в том числе станциями РЭБ групповой защиты типа АN/АLQ-99Е, индивиду­альной защиты типа АN/АLQ-137, аппаратурой отстрела дипольных ра­диолокационных отражателей и ИК-ложных целей типа АN/АLЕ-28.

Основное назначение самолетов РЭБ типа ЕF-111А - подавление помехами РЛС раннего (дальнего) обнаружения, РЛС обнаружения и опознавания, РЛС обнаружения, наведения и целеуказания, УКВ-ради­освязи управления силами ВВС и ПВО противника из зон, находящих­ся вне досягаемости его ЗУР.

Авиационная эскадрилья РЭБ на самолетах ЕС-130Н предназначе­на для подавления систем УКВ-радиосвязи, радионавигации и опозна­вания ВВС, а также УКВ- и радиорелейной связи сухопутных войск противника. В составе эскадрильи может быть от 6 до 12 самолетов. На каждом самолете имеется: несколько передатчиков, перекрывающих

1.4

диапазон от 20 до 1000 МГц; станция РЭБ индивидуальной защиты ти­па АN/АLQ-176; аппаратура отстрела дипольных радиолокационных от­ражателей, ИК-ложных целей и ПОИ АN/АLЕ-40; станция оповещения ИК-облучении и оптикоэлектронном подавлении типа ААR-44/ААQ-8.

Авиационная эскадрилья огневого поражения РЭС и ЗРК системы ПВО противника смешанного состава имеет на вооружении до 12 само­летов типа F-16С/D (ВLОСК-50), оборудованных системой целеуказа­ния для стрельбы ПРР.

Эта эскадрилья предназначена для поиска, опознавания, опре­деления местоположения и уничтожения РЛС и ЗРК системы ПВО проти­ворадиолокационными ракетами, а также для наведения на объекты ПВО ударных самолетов с управляемыми ракетами типа "Мейверик".

Авиационная эскадрилья беспилотных летательных аппаратов РЭБ и огневого поражения радиоэлектронных объектов системы ПВО в за­висимости от типа и предназначения в своем составе может иметь от 50 до 100 БЛА.

В вооруженных силах США ведутся разработки нового поколения БЛА РЭБ и ударных БЛА ближнего, среднего и большого радиуса дейс­твия. Особый интерес представляет летательный аппарат, сочетающий в себе элементы БЛА и крылатой ракеты разрабатываемый по програм­ме "Тэсит Рейнбоу". Данные БЛА после запуска выходят в назначен­ный район и барражируют в нем до обнаружения излучения РЛС. После обнаружения и опознавания РЛС, БЛА осуществляют самонаведение и уничтожение их.

Разрабатываются БЛА разведки и РЭБ как для подавления РЛС, так и для подавления систем радиосвязи. БЛА разведки и РЭБ спо­собны имитировать цели, вести видовую, радио- и радиотехническую разведку; создавать активные и пассивные помехи. БЛА обладают ма­лой и сверхмалой отражающей поверхностью, что значительно затруд­няет их обнаружение и поражение.

Авиационные части РЭБ ВВС ФРГ

К 2010 г. в составе ТАК ВВС ФРГ могут быть три типа авиаци­онных частей, предназначенных для огневого и радиоэлектронного подавления объектов системы ПВО противника.

Авиационная эскадрилья РЭБ, вооруженная самолетами НFВ-320, в своем составе может иметь до 15 самолетов. Каждый самолет осна­щен двумя станциями радио- и радиотехнической разведки (типа

1.5

RМВ-5А) и тремя станциями радиоэлектронного подавления (6 пере­датчиков типа ЕLТ/АLQ-1, -2, -3, -4, -5). Самолет предназначен для групповой защиты ударных самолетов из зон барражирования вне досягаемости ЗУР.

К 2005 г. самолеты HFB-320 будут заменены самолетами типа "Торнадо"ECR или EFA. Предполагается, что к этому времени будут разработаны новые средства разведки и РЭБ контейнерного типа "Церберус-4", которые можно будет подвешивать на пилонах к само­летам "Торнадо"ECR или EFA вместо ПРР "Харм". В этом случае средства РЭБ групповой защиты можно будет использовать не только из зон барражирования, находящихся вне досягаемости ЗУР, но и из боевых порядков.

Авиационная эскадрилья огневого поражения РЛС и ЗРК системы ПВО противника имеет на вооружении до 15 самолетов "Торнадо"ECR. Эти самолеты способны нести до 4 ПРР типа "Харм", станцию радио­технической разведки. Самолет может действовать на малых высотах одиночно, парами (или в составе групп прорыва ПВО), вести развед­ку, точно определять местоположение РЛС и ЗРК, наносить по ним удары.

Авиационная эскадрилья специального назначения транспортного авиационного командования ВВС, вооруженная самолетами РЭБ "Бо­инг-707", может использоваться из зон барражирования над своей территорией. Самолет оснащен тремя станциями радио- и радиотехни­ческой разведки и десятью передатчиками помех, работающими в диа­пазоне от 20 до 1000 МГц. Самолеты РЭБ "Боинг-707" могут вести разведку и подавлять линии УКВ-радиосвязи и РЛС раннего обнаруже­ния системы ПВО.

Авиационные части РЭБ командования ВВС Великобритании

Для выполнения задач групповой защиты в составе ВВС Великоб­ритании могут быть: 1-2 авиационные эскадры РЭБ в составе 15 са­молетов "Канберра"Т.17 (эти самолеты после 2005 г. могут быть за­менены самолетами "Торнадо"ECR или EFA); эскадрилья огневого по­ражения РЛС и ЗРК системы ПВО в составе 18 самолетов "Торна­до"EGR; 1-2 авиационные эскадрильи БЛА разведки, РЭБ и поражения РЛС.

Самолеты авиационных эскадрилий РЭБ типа "Канберра"Т.17 мо­гут иметь на своем борту 2-3 станции радио- и радиотехнической разведки, 6-8 передатчиков активных помех, аппаратуру создания пассивных помех и отстрела ИК-ложных целей. Самолеты типа "Торна­до"ECR имеют средства разведки и РЭБ в специальных контейнерах, подвешиваемых на пилонах. К такого типа станциям Р и РЭБ относят­ся станция ARI-23246, автоматизированная станция "Скайшедоу". Эти станции обеспечивают обнаружение, распознавание целей, установле­ние уровней их приоритетности и выборочное подавление. Самолеты РЭБ типа EFA предполагается оснастить средствами РЭБ нового поко­ления типа "Зевс", которые будут полностью автоматизированы, объ­единяя в себе аппаратуру разведки, цифровые процессоры и многоре­жимные станции радиоэлектронного подавления.

Для огневого поражения РЛС и объектов системы ПВО часть са­молетов "Торнадо"ECR оборудованы станциями РТР и оснащена проти­ворадиолокационными ракетами ВВС США "Харм", которые в перспекти­ве предполагается заменить на противорадиолокационные ракеты АLARM.

В Великобритании, как и в других странах НАТО, разрабатыва­ются различные типы БЛА. В ходе разработки БЛА учитывается опыт США, или они ведутся совместно с ФРГ, Канадой и Францией.

В различной стадии разработки и испытаний находятся БЛА раз­ведки "Скит", "Скайлидер", "Спарроу-Хок", "Рэйвен". В интересах ведения разведки в ночных условиях с помощью ИК-аппаратуры испы­тывается БЛА "Феникс". Для ведения разведки и РЭБ предназначается БЛА "Монарх", "Скай ай", "Тасума" MATS-A, а разведки и поражения РЛС и объектов ПВО - БЛА типа DAR, "Хаумран".

2.3.3. Способы применения сил и средств РЭБ при подавлении РЭС системы ПВО активными помехами

Анализ применения сил и средств РЭБ тактической авиацией в локальных войнах и на учениях ВВС США и ОВВС НАТО позволяет выде­лить четыре основных способа применения средств РЭБ групповой, коллективной и индивидуальной защиты при подавлении РЭС системы ПВО активными помехами:

1.43

"из зон барражирования";

"из боевых порядков" ("сопровождение");

"взаимная поддержка" ("взаимное прикрытие");

"самомаскировка".

Способ ведения РЭБ "из зон барражирования" используется для подавления радиолокационных станций разведки воздушных целей и УКВ-радиосвязи системы ПВО и ВВС противника.

Имеются 3 его разновидности: "из дальней зоны"; "из ближней зоны"; "из передовой зоны".

Дальняя зона барражирования выбирается в 150-200 км и более от линии соприкосновения войск. Такой способ применения самолетов РЭБ используется в целях маскировки полетов самолетов ДРЛОУ Е-3А, самолетов-разведчиков ТR-1, а также в целях маскировки "сил глу­бокого вторжения". Основными объектами подавления являются РЛС раннего оповещения системы ПВО противника.

Ближняя зона барражирования выбирается, как правило, над своими войсками, чтобы самолеты РЭБ находились вне пределов дося­гаемости ЗРК противника.

На средних высотах зона барражирования удалена от линии соп­рикосновения войск на 80-160 км, на малых и предельно малых высо­тах - на 20-40 км.

Способ ведения РЭБ "из ближней зоны" применяется главным об­разом для борьбы с РЛС дальнего обнаружения, РЭС управления, с целью не дать возможность противнику обнаружить направление глав­ного удара авиации, определить полосу прорыва системы ПВО и сос­тав групп эшелонов массированного авиационного удара.

Для всех самолетов РЭБ, действующих из дальней и ближней зон, характерно использование средств РЭБ групповой защиты, имею­щих мощные передатчики помех, которые обеспечивают подавление РЭС на больших дальностях по боковым лепесткам ДНА РЛС.

Передовая зона барражирования всегда находится над террито­рией противника и выбирается, как правило, в районе наиболее важ­ных объектов ПВО. В зоне действуют БЛА РЭБ и ПОИ. Передатчики по­мех одноразового использования сбрасываются в район цели самоле­тами ТА, а на небольших дальностях (30-70 км от линии соприкосно­вения войск) могут доставляться в район цели артиллерийскими и ракетными системами сухопутных войск.

Способ ведения РЭБ "из боевых порядков" в значительной сте­пени зависит от выполняемых задач, типа тактических истребителей, построения групп ударной авиации, а также от важности объекта удара. Для сопровождения и поддержки ударных групп ТА при нанесе­нии ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, назначаются, как правило, однотипные с ударными самолетами само­леты РЭБ со средствами РЭБ групповой защиты. Они могут действо­вать впереди ударных групп, в их составе, и замыкая ударные груп­пы, на параллельном курсе, осуществляя полет выше или ниже удар­ных групп. По взглядам специалистов ВВС США и ОВВС НАТО, на каж­дые шесть тактических истребителей выделяется один самолет РЭБ сопровождения. Способ "из боевых порядков" является универсаль­ным, важнейшим или главным, во-первых, потому, что подавление осуществляется не только по боковым лепесткам, но и по главному лучу диаграммы направленности антенн РЛС, во-вторых, потому, что наряду с подавлением РЛС одновременно на объекте подавляются и линии УКВ-радиосвязи.

Способ ведения РЭБ "взаимная поддержка" или "взаимное прик­рытие" предусматривает использование средств РЭБ коллективной за­щиты, которые подвешиваются в контейнерах к пилонам самолетов тактических истребителей ударных групп.

Одним из преимуществ этого способа является обеспечение большой суммарной излучаемой мощности помех средств РЭБ коллек­тивной защиты, размещенных на нескольких самолетах ударной груп­пы. Эффективность прикрытия помехами самолетов ударной группы данным способом зависит от согласованных действий тактических истребителей в сложной воздушной и радиоэлектронной обстановке.

Способ ведения РЭБ "самомаскировка" предусматривает прикры­тие самолетов от управляемого оружия класса "земля-воздух" и "воздух-воздух" средствами РЭБ индивидуальной защиты, которые размещаются внутри фюзеляжа на каждом самолете или могут быть подвешены к нему в контейнерах на пилоны. В этих целях использу­ются средства активных и пассивных помех, оптико-электронного по­давления, ловушки и ложные цели. Средства активных помех самолета работают не только в режиме шумовых массированных помех, но и в режимах увода и имитации, поэтому этот способ ведения РЭБ называ­ют также способом "введение в заблуждение" или способом "индиви­дуальной защиты".

Основными объектами РЭБ при данном способе являются РЛС об­наружения целей и наведения ракет, так как они сопряжены с систе­мой оружия, представляющей наибольшую угрозу для самолета.

1.0

 

Боевые свойства СВН

 

-

------------------

Летно-технические| характеристики |

-------------------

|    Бортовое     |

-  оборудование   |

--------------

| Вооружение |

-            |

------------------

| Характеристики |

-боевой живучести|

------------------

|Эксплуатационные|

- характеристики |

|

|

-

|

------------------

Скорость полета | |

------------------

-------------------

|Прицельно-навига-|

- ционная система |

-------------------

--------------

|  Ракетное  |

-            |

--------------

------------------

|  Демаскирующие |

-    признаки    |

------------------

------------------

|     Время      |

-  обслуживания  |

------------------

|

-

|

Высота полета | |

------------------

|       ЭВМ       |

-                 |

-------------------

|  Бомбовое  |

-(кассетное) |

--------------

|Количество пора-|

-жающих попаданий|

------------------

|Время подготовки|

-    к вылету    |

------------------

|

-

Дальность полета| |

|       РЛС       |

-                 |

| Стрелково- |

-  пушечное  |

 

|   Надежность   |

-                |

|

|

-

------------------

Бомбовая | нагрузка |

-------------------

|    Средства     |

-   радиосвязи    |

--------------

|Зажигатель- |

-     ное    |

 

------------------

|     Летный     |

-     ресурс     |

|

|

-

|

------------------

Маневренность | |

------------------

-------------------

|  Средства  РЭБ  |

-                 |

-------------------

--------------

| Химическое |

-            |

--------------

 

 

|

-

Взлетно-посадоч- | ные характерист. |

|Разведывательная |

-   аппаратура    |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Структура боевых свойств СВН


 

.5

Таблица 2.1

Управляемые ракеты класса "воздух-земля", "корабль-берег"

1.0

Тип (наименование, принадлежность,

год приятия на вооружение)

Старто-

вая

масса,

кг

Боевая часть

Макс.

Дстр,

км

Высота, м

Макс.

скорость

полета,

м/сек

Система

наведения

Точность

стрельбы

(КВО),

м

Носители

Тип

Масса, кг

пуска

полета

тротилов.

эквивал.,

тыс. т

AGM-86B (АЛКМ-В, США, 1981)

1430

Ядерная

с перек-

лючением

мощности

200

2600

Любая

Маловы-

сотная

60-100

208-236

Комбинированная

(инерциальная,

корреляционная

"Терком")

35

B-52G, H; B-1B

(3-5;200)

AGM-129A (АCМ, США, 1989)

1500

Ядерная

с перек-

лючением

мощности

-

4400

Любая

Маловы-

сотная

60-100

208-236

Комбинированная

(инерциальная,

корреляционная

"Терком")

до 10

B-52G, H; B-1B; B-2

(3-5;200)

BGM-109A ("Томахок", США, 1984)

1440

Ядерная

с перек-

лючением

мощности

110

2600

-

Маловы-

сотная

15-100

208-240

Комбинированная

(инерциальная,

корреляционная

"Терком")

35

BGM-109A-1 - для над­водных кораблей

BGM-109A-2 - для под­водных лодок

(3-5;200)

BGM-109B ("Томахок", США, 1984)

1450

Проника-

ющая

450

550

-

15 - на

марше

и 6 -

у цели

208-240

Автономная (ин­ерциальная на маршевом участ­ке, активное - радиолокацион­ное на конечном

1,5

Пуск с надводных кораблей и погружен­ных подводных лодок

-

BGM-109C ("Томахок", США, 1985)

1560

Фугасная

450

до

1500

-

Маловы-

сотная

15-100

208-240

Инерциальная, корреляционная "Терком" - на

среднем участке

и "Диджисмэк"

на конечном

10

BGM-109C-1 - для над­водных кораблей

BGM-109C-2 - для под­водных лодок

-

BGM-109D ("Томахок", США, 1988)

до 1500

Кассет-

ная

450

до

1500

-

Маловы-

сотная

15-100

208-240

Инерциальная, корреляционная "Терком" - на

среднем участке

и "Диджисмэк"

на конечном

10

BGM-109D-1 - для над­водных кораблей

BGM-109D-2 - для под­водных лодок

-


 

.5

Таблица 2.2

Летно-технические характеристики, вооружение и оборудование СВН

1.0

Тип самолета

(принадлежность)

Максимальная взлетная

масса,

кг

Крейсерская

(на высоте),

км/ч

Практический потолок,

м

Радиус

боевых

действий,

км

Боевая

нагрузка,

кг

Средняя

ЭПР,

кв. м

Вооружение и оборудование

пушки

к-во&мм

ракеты, бомбы

тип, количество

Стратегические бомбардировщики

В-1В (США) | 216 300 | 1465 | 16 000 | 4950 | 52000 | 3-5 | - |КР - 24, УР СРЭМ-38

FВ-111 (США) | 52 000 |950 (11 000)| 16 500 | 3700 | 14000 | 12-15 | - |УР СРЭМ-4 - 6

В-2 (США) | | | 15 000 | | 18000 |0,0001 | - |УР "Мейверик", ПРР

"Мираж-4А" (Франция) | 33 500 | 960 | >16 000 | >4000 | 6400 | 10 | - |УР "Мартель", бомбы

Тактические истребители и штурмовики

F-4E, D (США) | 26 300 |950 (12 200)| 1900 | 1300 | 6800 | 8-10 | 1&20 |УР - 4, ПРР - 2, УАБ-2

F-111Е (США) | 43 300 | | 18 300 | 2400 | 13000 | 8-12 | 1&20 |УР - 8, ПРР - 4, УАБ - 4

F-15С "Игл" (США) | 30 850 | 0,9М | 20 000 | 1800 | 7250 | 7-11 | 1&20 |УР - 4, УАБ - 3, НУР

F-16C (США) | 17 000 | 0,9М | 18 000 | 960 | 5400 | 4-5 | 1&20 |УР - 6, УАБ - 2-10, ПРР "Торнадо"GR.1 | 27 200 | | >15 000 | 1400 | 7250 | 8-9 | 2&27 |УР - 2-6, ПРР - 2, УАБ - 4

"Мираж-2000" (Франция) | 16 500 | | 18 000 | 1500 | 5000 | 4 | 2&30 |УР - 2, УАБ - 2

F/A-18 (США) | 15 260 | | 15 200 | 1150 | 6000 | 4-5 | 1&20 |УР - 2-4, ПРР - 4

"Харриер" (Великобритания) | 13 500 | | 15 000 | 1100 | 4000 | 5 | 2&25 |УР - 2-4

А-10А (США) | 22 200 |620 (1500) | 10 600 | 520 | 7300 | | 1&30 |УР - 2-6, УАБ - 4-6

"Ягуар" (Франция) | 15 700 |700 (12 000)| 14 000 | 1300 | 4500 | 3-4 | 2&30 |УР - 2, ПРР - 3, УАБ - 2

ATF | 22 700 | | 20 000 | 2500 | 4500 | | 1&20 |УР - 4

EFA | 16 500 | | 20 000 | 1000 | 4500 | | 1&30 |УР - 4, ПРР - 2, УАК - 6 "Мираж-3" (Франция) | 13 200 |900 (9000) | 16 800 | 2200 | 3000 | 2-6 | 2&30 |УР - 1-2, УАБ - 2

F-104 (США) | 13 000 |380 (11 000)| 17 700 | 1300 | 1800 | | 1&20 |УР - 2-6, НУР

F-117А (США) | 26 200 | 900 | 20 000 | 1000 | 1800 | 0,4-2 | |УР - 2-4, УАБ - 2

Самолеты разведки, управления и РЭБ

RF-4C (США) | 26 300 | | 18 500 | 3800 | 1 яд. | 9-10 | - |АФА, ИК, станции РТР

TR-1 (США) | 18 000 | | 21 000 | 4800 | | 5-15 | - |станция РТР РЛС, АФА

ЕС-130Н (США) | 70 300 | | 9600 |10 600 | | | - |станции РТР и РЭП связи

HFB-320 (ФРГ) | 9 200 | | 11 400 | 2900 | | | - |станции РТР и РЭП РЛС

Е-3А (НАТО)                |   147 000  |            |      9000  |  9000   |         |       |   -   |аппаратура РЛР и управления

ЕF-111А (США) | 33 000 | | 4200 | | | 8-12 | - |станция РЭБ AN/ALQ-99E

F-4G (США) | 20 900 | | 18 500 | 2800 | 5500 | 9-10 | - |ПРР - 2-4, станции РТР


 

.5

Таблица 2.3

Авиационные пушки и их характеристики

1.0

----------------------------------------------------------------------------------------------

|  Тип,        |Калибр, мм|  Темп   |Начальная|Эффективная|       Масса    | Тип самолета, |

|  наименование |----------|стрельбы,|скорость | дальность -------------------   вертолета,  |

|  (принадлеж-  |количество|выстр/мин|снаряда, | стрельбы, |патрона,|снаряда,|                СППУ    |

|  ность)    | стволов  |            |   м/с   |  км           |   г          |   г          |               |

0.8

М39А1 (США)

20/1

1800

1000

1000

272

103

52G, Н, F

5A

1.0

|М61 (М61А1),   |   20/6   |  6000   |  1030   |      1000   |  260   |  195   |F-4, F-14, F-15|

|"Вулкан" (США) |               |               |               |               |               |               |F-16, F-18, A-7|

|  |               |               |               |               |               |               |F-111    |

0.8

М24А1 (США)

20/1

1000

820

700

800

250

130

Вертолеты

1.0

|GAU-4В/А,              |   20/6   |  6000   |  1030   | 1000   |  225   |  100   |СППУ SUU-23/A  |

|"Вулкан" (США) |               |               |               |               |               |               |               |

----------------------------------------------------------------------------------------------

|GAU-8А (США)   |   30/7   |  2100   |  1060   |   3000   |  700   |370-430 |  A-10A      |

|  |               |  4200   |                |               |               |               |               |

0.8

GAU

12/U (США)

25/5

3600

1097

2500

 

 

AV

8B

430 (США)

30/4

2400

988

1200

700

370

430

СППУ GEPOD

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.0

|"Аден" (Велико-|   30/1   |  1350   |  1050   |   2000   |   |  360   |"Ягуар"GR.1         |

| британия)               |               |               |               |               |               |               |"Харриер"GR.5  |

"Дефа" 552(553)

(Франция)

30/1

1300

815

700

440

244

"Мираж"III, V,

2000

"Дефа" 554

(Франция)

30/1

1100

1800

820

1200-1400

440

244

"Мираж"F.1C

ВК27, "Маузер"

27/1

1700

1000

1200

 

 

"Торнадо"GR.1

"Альфа Джет"


 

.5

Таблица 2.4

Основные тактико-технические характеристики беспилотных летательных аппаратов

1.0

Наименование (тип)

Страна, год принятия на вооружение

Макс.

скорость

Прак-

тич.

пото-

лок,

м

Дальность

полета,км

Система

управ-

ления

Вооружение и оборудование

Метод

запус-

ка

Крейсер.

скорость

(км/ч)

Время

полета, ч

"Локаст"

"Феникс"

"Акила"

CL-89 (AN/USD-501)

CL-289 (AN/USD-502)

AQM-34 "Мастиф МК.3

"Скаут"

R.20 "Брэйв-200" "Пейв-Тайгер

BGM-34E, F BQM-74C MQM-74

"Рейвен"

США

Англия, 1989

США, 1986

ФРГ, 1980

ФРГ, Франция,

1989

США, 1970

Израиль, 1980

Израиль, 1980

Франция, 1965

США

США

США, 1973

США

США

Великобрит.

360/ .

240/ .

180/ .

740/ .

750/ .

960/ .

170/130

148

780/ .

225/144

/185

1050/ .

980/ .

925/ .

126/90

3000

.

3600

3000

5000

15000

3000

3000

10000

3000

3000

18300

14000

13700

2500

850/ .

50-70/4

50/3

120/0,15

175/0,6

1200/1,25

100/6

100

160/0,5

640/6

640/8

1140/1,4

750/1,3

400/0,5

110/1,3

комб.

комб.

прогр.

комб.

комб.

комб.

прогр.

прогр.

комб.

прогр.

телеупр

телеупр

ср-ва разв. и пораж. ПВО

ИК-разведстанция

ИК-, ТВ-разведстанции

РЛС мм диапазона

8 АФА, ИК-разведстанция

АФА, ИК-разведстанция, АПД

телекамера, АФА, ап-ра РТР

ап-ра лазр.подсветки,теле-

ап-ра, АФА, ИК-ст., ст.РЭБ

телекамера, фотокамера

АФА, ИК-станция

ТВ-датчик, РЛ ГСН, б/часть

Пассивная РЛ ГСН, б/часть

АФА, ИК-ст.,ап.РЭБ,УР"В-3"

ТВ-камера, ап.РЭБ

АФА, ИК-станция, ап-ра РЭБ

АФА, ТВ-камера, РЛС слеж.

Наз.ПУ

Наз.ПУ

Наз.ПУ

Наз.ПУ

С сам.

Наз.ПУ

Наз.ПУ

Наз.ПУ

ДС-130

ДС-130

Наз.ПУ

Наз.ПУ


 

.5

Таблица 2.5

ТТХ авиационных ракет иностранных государств

1.0

Наименование, тип, год принятия на

вооружение

(разработчик)

Стар-

товая

масса,

кг

Масса

б/ч,

кг,

тип

D max

стре-

льбы,

км

Точность

стрельбы

(КВО),

м

Система

наведения

Самолеты-, вертолеты-носители

Общего назначения

"Мейверик", AGM-65A и B,

1972, 1975 (США)

210

57,

кумулят.

8

менее 2

телевиз.

F-4, F-5, F-16, F/A-18,

F-111, А-4, А-6, А-7,

AV-8B, AJ-37, A-10

"Мейверик", AGM-65D, 1983

(США)

220

57,

кумулят.

20

менее 2

телевиз.

"Мейверик", AGM-65E, 1985

(США)

293

136,

оск-фуг.

20

менее 2

лазерная

полуактив.

 

"Мейверик", AGM-65F, 1987

(США)

307

136,

оск-фуг.

25

менее 2

теплови-

зионная

 

"Мейверик", AGM-65G, 1989

(США)

307

136,

оск-фуг.

25

менее 2

теплови-

зионная

 

"Мартель", FJ-168, 1970,

(Великобритания)

520

150,

п/брон.

60

менее 5

телевиз.

командная

"Буканир"

AS-12, 1958 (Франция)

76

30,

бронеб.

10

менее 5

командная

по проводу

"Ализе", "Атлантик",

"Нимрод", "Линкс"

AS-20, 1955 (Франция)

143

30,

бронеб.

10

менее 10

командная

по радио

"Этандар", "Мираж-3"

AS-30, 1960 (Франция)

520

240,

оск-фуг.

12

менее 10

командная

по радио

"Мираж-3 (-5)",

"Этандар", "Ягуар"


 

Продолжение табл. 2.5

Наименование, тип, год принятия на

вооружение

(разработчик)

Стар-

товая

масса,

кг

Масса

б/ч,

кг,

тип

D max

стре-

льбы,

км

Точность

стрельбы

(КВО),

м

Система

наведения

Самолеты-, вертолеты-носители

AS-30L, 1984 (Франция)

520

250,

оск-фуг.

10

менее 10

инер.,лаз.

полуактив

"Ягуар

"Мираж

, "Мираж-F.3",

2000"

Rb-04, 1960 (Швеция)

600

300,

фугасн.

30

менее 10

ком./рад.

РЛ активн.

AJ-37, JA-37, "Вигген"

Rb-05, 1970 (Швеция)

305

160,

оск-фуг.

13

менее 10

командная

по радио

J-35, "Сааб-105", AJ-37

"Мартин Пескадор", 1982

(Аргентина)

140

40,

фугасн.

8

менее 10

командная

по радио

"Супер Этандар", А-4,

IA-58, MB.326

Разрабатываемые образцы

"Попай", AGM-142A

(Израиль, США)

1360

340,

фугасн.

80

менее 10

инерциал.

телевиз.

52, F-111, "Кфир",

16

"Мейверик", AGM-65H (США)

210-

290

57

оск

136,

фуг.

до 30

менее 30

РЛ активн. мм-диап.

Самолеты тактической авиации

"Слам", AGM-84E, 1991

(США)

630

220,

оск-фуг.

100

менее 10

инерциал.

инфракр.

B-52, F-111, F/A-18

HVM (США)

32

инертн.

стержн.

3

менее 5

лазерная

командная

15, F

10, A

16, F/A-18,

7

Противорадиолокационные

"Шрайк", AGM-45A, B, 9A,

1965, (США)

180

66,

оск-фуг.

50

менее 10

РЛ пас-

сивн.

105, F-4, A-4, А-6,

7, "Вулкан"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Продолжение табл. 2.5

Наименование, тип, год принятия на

вооружение

(разработчик)

Стар-

товая

масса,

кг

Масса

б/ч,

кг,

тип

D max

стре-

льбы,

км

Точность

стрельбы

(КВО),

м

Система

наведения

Самолеты-, вертолеты-носители

"Стандарт ARM", AGM-78A,

B, C, D, 1969 (США)

630

120,

оск-фуг.

80

менее 10

РЛ пас-

сивн.

F-4, F-105, A-6

HARM, AGM-88A, 1983 (США)

360

66,

оск-фуг.

80

менее 10

РЛ пас-

сивн.

6, А

4, F

7, F/A-18, EA-6B

16, "Торнадо"

"Мартель", AS-37, 1970

(Франция)

535

150,

оск-фуг.

60

менее 10

РЛ пас-

сивн.

"Бунакир

"Мираж-3

Ягуар",

Атлантик"

"Армат", 1984 (Франция)

550

160,

фугасн.

90

менее 10

РЛ пас-

сивн.

"Ягуар

"Мираж

, "Мираж-F.1",

2000"

"Сайдрам", AGM-122A, 1989

(США)

91

10,

осколоч.

8

менее 9

РЛ пас-

сивная

F/A-18, AV-8B, F-4,

A-4, AH-64A, AH-1T

Разрабатываемые образцы

"Тэсит Ренбоу", AGM-136,

1992 (США)

575

18,

оск-фуг.

>90

менее 10

РЛ пас-

сивная

В-52, F-111, А-6

ALARM, AGM-84A, 1991 (Великобритания)

265

50

45

менее 10

РЛ пас-

сивная

"Торнадо", "Хок"

Противотанковые

"Тоу", BGM-71A, B (C),

1975 (1981) (США)

19

3,5,

кумулят.

4

-

п/автомат.

по проводу

AH-1, UH-1

"Тоу-2", BGM-71D, 1983

(США)

21,5

6,

кумулят.

4

-

п/автомат.

по проводу

AH-1, UH-1


 

Продолжение табл. 2.5

Наименование, тип, год принятия на

вооружение

(разработчик)

Стар-

товая

масса,

кг

Масса

б/ч,

кг,

тип

D max

стре-

льбы,

км

Точность

стрельбы

(КВО),

м

Система

наведения

Самолеты-, вертолеты-носители

"Хеллфайр", AGM-114A, В,

C, 1985, (США)

46-48

8-9,

кумулят.

8

-

лазерная

п/активн.

64(1), OH-58D,

60(1), "Линкс"

AS-11, 1956 (Франция)

30

4,5,

кумулят.

3,5

-

ручная

по проводу

SA-316 (-342), "Линкс", "Уосп  Уссекс"

AS-11B1 (Франция)

30

6,

кумулят.

3,5

-

п/автомат.

по проводу

SA-316 (-342), "Линкс", "Уосп Уссекс"

"Хот" ("Хот-2"), 1978

(1985) (Франция, ФРГ)

23,5

5,

кумулят.

4

-

п/автомат.

по проводу

342 (-361, -365M),

105M, "Линкс"


 

.5

Таблица 2.6

Управляемые ракеты класса "воздух-воздух"

1.0

Тип, наименование,

принадлежность,

год принятия на вооружение

Старто-

вая

масса,

кг

Максимальная дальность

стрельбы

(пуска),  км

Высота

пуска,

км

Макс.

скор.

полета,

м

Тип

боевой

части

Система

наведения

Вероят-

ность

поражения

AIM-54C, "Феникс", США, 1981

AIM-7M, "Спарроу", США, 1982

AIM-9M,"Сайдвиндер", США,1982

AIM-120A, США, 1988

450

200

86,2

150

160

55

20

75

30

27

25

24

2,5М

стерж.

стерж.

ОФ

оск.

командная

полуакт.

РЛ

ИК

командно-

инерц.

0,85

0,80

0,80

0,95

1.5

Таблица 2.7

Противотанковые управляемые ракеты

1.0

Наименование, принадлежность,

год принятия на вооружение

Старто-

вая

масса,

кг

Максимальная дальность

стрельбы

(пуска),  км

Максимальная скорость

полета,

м/с

Тип

боевой

части

Система наведения

КВО,

м

"Хеллфайр", США, 1980

"Тоу-2", США, 1987

"Хот-2", Франция, ФРГ, 1995

45,8

20

20

6-8

3,7

4

300

210

280

кумулят.

кумулят.

кумулят.

полуактивная

лазерная

полуактивная

по проводам

полуактивная

по проводам

0,9

0,9

0,9


 

.5

Таблица 2.11

Основные тактико-технические характеристики тактических самолетов-разведчиков стран НАТО

1.0

Характеристики

RF-4С

RF-4Е

"Ягуар"CR.1

"Мираж"3RD

Мираж"F1CR

RF-16

RF-5E

Состоит на вооружении

Скорость при ведении развед­ки, км/ч

Диапазон высот применения, м

Дальность полета, км

Состав аппара­туры: фотографической разведки;

ИК-разведки;

РЛ-разведки; радио- и радио­технической разведки.

США

650-900

50-18 000

3800

До 5 АФА KS-87В КА-56Е КА-55А КА-90А КА-91

AN/AAD-5

AN/APQ-102

AN/ALQ-135

ФРГ

650-950

50-15 800

3800

До 5 АФА

KS-87В

КА-56Е

КА-90В

КА-91В

RS-702

RS-710

AN/APD-10

Развед.

приемник

Великобри-

тания

700-950

50-14 200

3100

До двух АФА

в сочетании

F-95 Мк.10

F-95 Мк.7

или F-126

"Лайнскен -

401"

РЛС БО

--

Франция

.

50-15 200

2500

5 АФА "Омера АР.31"

или

"Омера-33"

"Циклоп-1"

РЛС БО

Тип 450

Франция

.

50-17 000

3200

2 АФА "Омера-33"

или

"Омера-40"

"Супер

Циклоп"

РЛС БО "Астек"

Нидер-

ланды

.

50-18000

5500

5 АФА

ТА-8М

IRLS-5

--

--

США (для

экспорта)

.

15-15 800

8800

До 5 АФА

КА-56Е

КА-93

КА-95

KS-702

RS-702

--

Развед.

приемник

 


 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..