Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

Действие советского уголовного закона в пространстве (М.И. Блум) - часть 14

 

 

венную безопасность; в) в деле, связанном с правонарушением, замешано   какое-либо  лицо,   не  
входящее  в   состав   экипажа.
Договор о торговом судоходстве между Союзом ССР и Соединенным Королевством 
Великобритании и Северной Ирландией

86

 также ограничил осуществление уголовной юрисдикции

обоих государств в отношении преступлений, совершенных на борту судна другой стороны.
На борту советского судна, находящегося в территориальных или внутренних водах иностранных 
государств, могут быть совершены преступления, направленные против интересов Советского 
государства и его граждан, которые в прибрежных иностранных государствах (ввиду различного 
общественного и государственного стооя) не являются преступлениями и не влекут уголовной 
ответственности или с которыми иностранные государства не заинтересованы бороться. Во всех 
подобных случаях, когда иностранное прибрежное государство не может в соответствии с 
нормами международного права или своим национальным законодательством или не пожелает 
осуществить уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного на борту 
советского невоенного судна, преступление подлежит юрисдикции Союза ССР и союзных 
республик

87

. Если бы это положение было записано в советском уголовном законодательстве, то 

все вопросы уголовной юрисдикции могли бы быть решены без всяких затруднений и без 
ущемления суверенитета и права на осуществление уголовной юрисдикции иностранного 
государства в его водном пространстве. Однако в настоящее время советское уголовное 
законодательство соответствующей уголовно-правовой нормы не содержит, в связи с чем не все 
вопросы уголовной юрисдикции разрешимы на основе действующего законодательства.
Если совершивший преступление на борту советского судна является советским гражданином, то 
вопросы осуществления советской уголовной юрисдикции могут быть решены без особых 
трудностей на основании принципа гражданства (ст. 5 Основ уголовного законодательства Союза 
ССР и союзных республик). Иначе обстоит дело в случаях, когда совершившими преступления на 
борту советского судна в иностранных водах являются иностранцы. К ним нельзя применить 
советские уголовные законы, ибо действующее советское уголовное законодательство не дает 
основания для того, чтобы вопросы уголовной юрисдикции на невоенном судне, находящемся на 
иностранной территории,   решить   с   позиции   территориального   принципа.
Мы полагаем, что в Основах уголовного законодательства должна быть установлена норма, 
аналогичная норме, содержа-

106

щейся в ст. 59 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, которая, решая вопрос о применении 
уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в случае совершения преступления
на судне вне пределов СССР, говорит о преступных деяниях, совершенных на судке, находящемся
в плавании, а не только в открытом море

88

. Лица, совершившие преступления на борту советского 

судна в иностранных водах, если юрисдикция данного иностранного государства не 
осуществляется, должны нести уголовную ответственность на основании территориального 
принципа действия советского уголовного закона в пространстве (ст 4. Основ уголовного 
законодательства), а не на основании принципа гражданства (ст. 5 Основ уголовного 
законодательства).
В таком плане этот вопрос решен в уголовном законодательстве некоторых зарубежных 
социалистических государств

89

.

Уголовные кодексы ВНР и СФРЮ распространили действие своего уголовного закона на 
отечественные гражданские корабли, только если они находятся в открытом море. Однако вопрос 
об осуществлении уголовной юрисдикции-над преступлениями, совершенными иностранцами на 
борту морского судна этих государств во время его пребывания в иностранных водах, особых 
осложнений не может вызвать, поскольку эти государства закрепили в своем уголовном 
законодательстве реальный и пассивный персональный принципы действия национального 
уголовного закона, дающие право осуществлять уголовную юрисдикцию над преступлениями, 
совершенными иностранцами за границей, если последние посягают »а интересы этих государств 
или их граждан.
Многие капиталистические страны в своих уголовных кодексах также предусмотрели применение 
национального законодательства к преступлениям, совершенным на борту своего корабля вге 
пределов территории государства, в том числе и в иностранных водах

90

.

Вопрос об уголовной юрисдикции над преступлениями, совершенными на борту советского 
невоенного морского судна, также нуждается в законодательной регламентации. В Основах 
уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик следует предусмотреть нсрму, 
которая установила бы применение советских уголовных законов к преступлениям, совершенным 
на борту советского ьевсенного морского судна, находящегося в территориальных или внутренних
водах иностранного государства, если это не противоречит международным ссгла-

107

шениям и национальному законодательству прибрежного иностранного государства.
Г. Гражданское воздушное судно в иностранном воздушном пространстве. Советские 
гражданские воздушные суда могут находиться в воздушном пространстве иностранного 
государства только на основании соглашений, заключенных Союзом ССР с иностранными 
государствами, или на основании специальных разрешений на разовые полеты.
В соответствии с общепризнанным принципом международного права к преступлениям, 
совершенным в воздушном пространстве определенного государства, применяются уголовные 
законы этого государства. Специфика совершения этих преступлений состоит в том, что часто из-
за большой скорости полета трудно установить, »а территории какого иностранного государства 
совершено преступное деяние. Зачастую преступление, совершенное на борту иностранного 
самолета не влечет никаких последствий вне самолета и не направлено против интересов 
государства, в воздушном пространстве которого совершается преступление, а поэтому это 
государство может и не быть заинтересовано в осуществлении своей юрисдикции.
Следует учесть, что расследование такого преступления для государства, в воздушном 
пространстве которого находится иностранное воздушное судно, связано с большими 
трудностями; оно может вызвать необходимость задержать судно, а это, в свою очередь может 
отрицательно сказаться на интересах гражданского воздухоплавания, может причинить ущерб 
третьим лицам, в том числе и экипажу самолета, не причастному к совершенному преступлению.
Вопросы, связанные с осуществлением уголовной юрисдикции на борту иностранного судна, 
возникли в начале XX в.

91

 П. Фо-шиль тогда же разработал проект положения о правовом режиме 

воздушного судна, в котором решил и спорные вопросы уголовной юрисдикции

92

. В настоящее 

время вопросы уголовной юрисдикции над воздушным судном в полете над территорией 
иностранного государства регулируются как нормами международного права, так и нормами 
национального права

93

. В последние годы, как уже говорилось, приняты три международные 

конвенции по вопросам уголовной юрисдикции в связи с преступлениями, совершенными на 
борту воздушного судна, находящегося в полете вне территории государства регистрации 
самолета.
Токийская конвенция 1963 г. о правонарушениях и других актах, совершаемых против пассажиров
на борту воздушного судна, признала конкурирующую уголовную юрисдикцию двух

108

государств: 1) государстство регистрации воздушного судна компетентно осуществлять свою 
юрисдикцию над преступлениями, совершенными на борту воздушного судна и должно 
принимать необходимые меры для установления своей юрисдикции в отношении преступлений, 
совершенных на борту зарегистрированного в этом государстве воздушного судна, в соответствии 
со своим наиональным правом; 2) государство, в воздушном пространстве которого на борту 
иностранного воздушного судна во время полета последнего совершено преступление, можег/ 
осуществить свою юрисдикцию в ранее перечисленных случаях

94

.

Государство регистрации судна имеет право осуществлять уголовную юрисдикцию над 
преступлениями, совершенными на борту этого судна в иностранном воздушном пространстве. 
Это подтверждается ст. 16 Конвенции, которая установила, что при решении вопроса о выдаче 
преступника, преступные действия на борту воздушного судна, регистрированного в 
договаривающемся государстве, будут рассматриваться как происшедшие не только в месте их 
совершения, но также и на территории государства регистрации воздушного судна.
Это положение представляет особый интерес еще и потому, что согласуется с национальным 
законодательством по вопросам воздухоплавания многих государств.
Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. еще 
более определенно решила вопросы осуществления уголовной юрисдикции в пользу признания 
уголовной юрисдикции за государствами регистрации воздушного судна. Каждое из государств —
участников Конвенции — устанавливает свою юрисдикцию над незаконным захватом воздушного
судна и любыми актами насилия в отношении пассажиров или экипажа; если: а) это преступление 
совершено юа борту воздушного судна, зарегистрированного в данном государстве; б) воздушное 
судно, на борту которого имело место преступление, совершает посадку на территории данного 
государства и предполагаемый преступник еще находится на борту (п. 1 ст. 4); в) предполагаемый 
преступник на-находится на территории договаривающегося государства и оно его не выдает (п. 2,
ст. 4). Положения данной Конвенции применяются только в том случае, если место взлета или 
место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, 
находятся вне пределов территории государства регистрации воздушного судна (п. 3 ст. 3).
При рассмотрении вопроса о выдаче лица, участвовавшего в незаконном захвате воздушного 
судна, местом совершения преступления Конвенция признает не только место фактического

10Э

совершения преступления, но также и территорию тех государств, которые обязаны установить 
свою юрисдикцию в связи с тем, что преступление совершено га борту воздушного судна, 
зарегистрированного в данном государстве, или в связи с тем, что воздушное судно с 
предполагаемым преступником на борту совершает посадку на территории данного государства 
(п. 4 ст. 8).
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности 
гражданской авиации от 23 сентября 1971 г., не устранила конкурирующей уголовной 
юрисдикции, однако так же, как и Гаагская конвенция, обязывает государства установить над 
преступлениями, перечисленными в этой конвенции, свою уголовную юрисдикцию в случаях, 
когда преступление совершено на борту судна, зарегистрированного в данном государстве. Как 
следует из п. 2 ст. 5, Конвенция обязывает государство регистрации воздушного судна, на борту 
которого или в отношеши которого совершено преступление, принять меры по установлению 
своей юрисдикции.
Советская делегация на конференции в Монреале предлагала решить в конвенции вопрос о 
конкурирующей юрисдикции в пользу государства, в котором зарегистрировано воздушное 
судно

95

.

Вопросы осуществления уголовкой юрисдикции над преступлениями, совершенными на борту 
национального воздушного судна в воздушном пространстве иностранного государства, решены в 
национальном законодательстве многих государств, как социалистических, так и 
капиталистических (в воздушном законодательстве, в уголовном и уголовно-процессуальном 
законодательстве). Большинство государств приравнивает свои гражданские воздушные суда в 
любом месте к территории своего государства и распространяет свое уголовное законодательство 
ш всех лиц, совершивших преступления на борту воздушного судна вне территории своего 
государства. Так решен вопрос об уголовной юрисдикции в большинстве зарубежных 
социалистических государств

96

.

Большинство капиталистических государств также рассматривает преступления, имевшие место 
вне пределов их государственной территории на борту воздушного судна, как совершенные в 
пределах государственной территории

97

.

Итальянский кодекс воздухоплавания 1942 г. распространяет итальянскую юрисдикцию на 
итальянских граждан и иностранцев, совершивших преступления на борту итальянского 
воздушного судна, находящегося вне итальянской территории. Это

НО

же положение записано в ст. 4 Итальянского уголовного кодекса 1930 г., однако, как подчеркнуто,
«за исключением случаев, когда они согласно международному праву подчиняются иностранному
территориальному закону»

93

.

В таком же аспекте решает вопросы уголовкой юрисдикции и УК Норвегии в соответствии с 
изменениями, внесенными в § 12 Законом от 11 мая 1951 г. Данная норма предусматривает 
применение норвежского уголовного законодательства к преступлениям, совершенным на борту 
норвежского воздушного судна в любом месте, за исключением сферы юрисдикции другого 
государства, а также независимо от места нахождения воздушного судна, если преступление на 
его борту совершено членами экипажа или другим лицом, сопровождающим это судно".
По пути некоторого ограничения национальной уголовной юрисдикции в отношении 
преступлений, совершенных на борту воздушного судна, пошли, кроме УК Италии и УК 
Норвегии, также уголовные кодексы Швеции, Канады, и др. Так, УК Швеции предусматривает 
ответственность по шведским законам: а) если преступление совершил Da борту шведского 
самолета командирили член экипажа при исполнении ими своих обязанностей или б) если любое 
лицо совершило преступление на борту шведского судна против Швеции, шведского гражданина, 
шведской органицазии или учреждения, а также иностранца, постоянно проживающего в 
Швеции

100

. УК Канады распространяет свое действие на преступления, совершенные на борту 

регистрированного в Канаде воздушного судна вне пределов воздушного пространства Канады во 
время полета, а также на преступления, совершенные на любом воздушном судне вне территории 
Канады, если это судно направляется в Канаду (ст. 5а)

101

. Только Швейцария закрепила в ст. 96 

Воздушного закона 1948 г. принцип территориальной юрисдикции

102

.

Таким образом, следует отметить, что большинство государств распространяет свою уголовную 
юрисдикцию на свои воздушные суда, находящиеся в иностранном воздушном пространстве. При 
оценке законодательства зарубежных гссударстз с позиции реализации национальной уголовной 
юрисдикции над преступлениями, совершенными Da борту воздушного судна вне пределов 
государства регистрации судна, необходимо, кроме всего, учесть и то обстоятельство, что в 
уголовном законодательстве всех этих государств закреплены реальный принцип, или принцип 
охраны государственных интересов, и пассивный персональный принцип действия уголовного 
закона в пространстве, дающие возможность применять свое уголовное законодательство к 
преступлениям, совершенным на борту своего самолета

111

вне пределов государственной территории во всех случаях, когда совершенные преступления 
посягают на государственные интересы своих граждан, даже если эти преступления совершены 
иностранцами.
Давно назрела необходимость разрешить вопрос о действии советских уголовных законов в 
отношении преступлений, совершенных на борту советского самолета, находящегося в полете вне 
воздушного пространства Советского государства. В настоящее время такая необходимость 
вытекает, как уже было показано, из международных конвенций, обязывающих государства 
устанавливать свою юрисдикцию, если преступление совершено на борту воздушного судна, 
зарегистрированного в данном государстве, и, как мы показали, это положение Конвенций 
соответствует установке советской делегации ва Монреальской конференции.
Действующее в настоящее время советское уголовное законодательство дает возможность 
установить свою юрисдикцию только в отношении преступлений, совершенных на борту 
советского воздушного судна, находящегося в воздушном пространстве иностранного 
государства, если они совершены советскими гражданами или лицами без гражданства на 
основании принципа гражданства  (ст. 5 Основ уголовного законодательства).
В отношении иностранцев, совершивших на борту советского воздушного судна за границей 
преступления, перечисленные в Гаагской и Монреальской конвенциях, вопрос уголовной 
юрисдикции может быть решен на основании универсального принципа (ч. IV ст. 5 Основ 
уголовного законодательства). Однако мы полагаем, что вопрос о применении уголовного 
законодательства к преступлениям, совершенным на воздушном судне за границей, должен 
решаться на основании территориального принципа, ибо в противном случае нет оснований для 
применения советского уголовного закона к иностранцам, совершившим на борту советского 
воздушного судна за границей преступления, не перечисленные международными конвенциями. 
Вряд ли такое положение можно считать нормальным. Международные конвенции, которые 
подписало Советское государство, не предусматривают всех преступлений, которые могут быть 
совершены в полете на борту самолета. Во всех остальных случаях совершения преступлений 
иностранцами на борту самолета также должна быть обеспечена возможность применения 
советского уголовного закона, если в отношении совершенного преступления на борту советского 
воздушного судна в чужом воздушном пространстве не осуществляется территориальная 
юрисдикция, т. е. если совершенные на борту воздушного судна преступные

112

действия не повлекли и не могли повлечь последствий вне самолета и не нарушили режим в 
воздушном пространстве иностранного государства.
При решении этого вопроса должна быть учтена также регламентация вопроса об осуществлении 
уголовкой юрисдикции над преступлениями, совершенными на борту иностранного судна, в 
национальном законодательстве зарубежных государств, так как на основании своего 
законодательства, (в соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона в 
пространстве) осуществляется уголовная юрисдикция над преступлениями, совершенными на 
борту любого иностранного, в том числе и советского воздушного судна во время полета в 
воздушном пространстве этих государств.
Поскольку каждое иностранное государство, как мы уже говорили, исходя из своего суверенитета,
может отказаться от осуществления уголовной юрисдикции над преступлениями, совершенными в
его воздушном пространстве на борту иностранного судна, вовсе не исключается необходимость в
применении советского уголовного законодательства в случаях совершения преступлений на 
борту советского воздушного судна, находящегося в воздушном пространстве иностранного 
государства.
Осуществление советской уголовной юрисдикции в соответствии с принципом гражданства, как 
мы уже показали, не может быть признано достаточным, потому что безнаказанными оставались 
бы иностранцы, совершившие преступления на борту советского судна в воздушном пространстве
иностранных государств.
Поскольку многие государства ограничили в своем законодательстве осуществление уголовной 
юрисдикции над преступлениями, совершенными на борту иностранного самолета, предусмотрев 
целый ряд ограничительных условий, законодательная регламентация вопроса о действии 
советского уголовного закона в отношении преступлений, совершенных на борту советского 
воздушного судна, находящегося в иностранном воздушном пространстве, является совершенно 
необходимой. В советском законодательстве этот вопрос может быть решен, исходя только из 
принципа уважения к государственному суверенитету другого государства, т. е. советская 
уголовная юрисдикция и применение советских уголовных законов могут быть распространены на
преступления, совершенные на борту воздушного судна вне пределов Советского Союза лишь 
постольку, поскольку это основывается на международных соглашениях и не нарушает 
государственный суверенитет другой стороны.
Регламентация этого вопроса в законодательстве явится ос-

8 - 1116                                                                                                                          ИЗ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..