Техническое обслуживание и ремонт
вспомогательного оборудования вагона Т-3
Сцепной прибор. Особенностью эксплуатации сцепных приборов
вагонов Т-3 является выполнение ими только роли сцепки между двумя
вагонами и гашения продольных колебаний, вызванных нарушением
синхронности работы двух вагонов по системе многих единиц в тяговом или
тормозном режиме.
К возникающим в процессе эксплуатации неисправностям относятся: износ
отверстий в головке под валики со струбциной, обрыв заклепок или болтов
крепления головки к стержню; обрыв стержня в месте крепления головки по
ослабленному сечению,
коррозия внутренних поверхностей болтов или
заклепок в теле стержня, обрыв чеки амортизационного узла и срыв резьбы
гайки; разрушение резиновых амортизаторов, потеря ими упругости, износ
стержня в месте прилегания к подбуферной скобе.
Неисправности узла крепления прибора к основанию кузова обусловлены
знакопеременными продольными усилиями и состоят в основном в овальном
износе отверстия в головке хомута, а также в ослаблении и обрыве головок
болтов крепления скобы валика хомута.
При проведении ежедневного осмотра № 0 и профилактического ремонта № 1
основное внимание уделяют осмотру состояния головки, штыря со
струбциной, а также надежности крепления головки стержня и
амортизационного узла к основанию кузова.
В целях исключения трения стержня прибора о
подбуфериую скобу необходимо в указанных видах технического обслуживания
своевременно регулировать уровень расположения подбуферной скобы. Трение
о подбуферную скобу при работе по системе многих единиц не допускается.
В ремонтах номер 2 и 3 сцепной прибор снимают, очищают от грязи,
обязательно разбирают амортизационный узел. Разрушенные резиновые
амортизаторы заменяют новыми. Стержень при необходимости выправляют с
предварительным нагревом. Изношенные отверстия в головке сцепного
прибора и хомута рассверливают, развертывают и в них запрессовывают
втулки. Втулки по торцам приваривают к телу головки пли хомута. Затем
прибор собирают и испытывают на стенде па разрыв с усилием 100 кВ (10
000 кгс). После испытания на разрыв на приборе ставят дату испытания и
клеймо ОТК
Предохранительное устройство. Лобовое предохранительное
устройство, установленное на вагоне Т-3, имеет упругую подвеску, которая
в зимнее время при наличии в околорельсовом пространстве снежных
сугробов часто повреждается. Основными неисправностями
предохранительного устройства являются: обрыв резинового канта
деревянного фартука, поломка доски фартука, обрыв петель, изгиб
кронштейнов подвески и обрыв пружины.
При ежедневном обслуживании, осмотре № 0 и ремонте
№ 1 проводят тщательный осмотр состояния предохранительного устройства и
при необходимости регулировку высоты подвешивания. В случае появления
той или иной неисправности ее устраняют.
В ремонтах № 2 и 3 предохранительное устройство демонтируют, порванный
резиновый кант заменяют новым. Деревянный фартук тщательно очищают от
грязи и окрашивают, при необходимости заменяют новым. Кронштейны
подвешивания выправляют. Регулировочные пружины, имеющие отклонения
размеров от чертежных, заменяют новыми. Петли фартука, как правило,
имеют значительные изгибы и поэтому их заменяют новыми.
Песочницы и их привод. Шиберные песочницы
вагонов «Татра» отличаются высокой надежностью работы. Однако в процессе
эксплуатации наблюдаются следующие неисправности: износ горловины
бункера, ослабление крепления узла направления рукава на тележке, его
поломка, протирание песочного рукава, обрыв троса, обрыв металлического
гибкого рукава троса, коррозия внутренней поверхности гибкого
металлического рукава.
В зимнее время, несмотря па наличие специальной электрической печи для
обогрева песка, в бункере все-таки наблюдаются случаи замерзания песка и
плохого его прохождения через направляющий рукав.
При проведении ежедневного обслуживания проверяют действие песочницы и
наличие песка в бункере; при необходимости
бункер заполняют песком. Требованием к песку
является его низкая влажность; заполнение бункера песком повышенной
влажности не допускается. При осмотре № 0 и ремонте № 1 проверяют
действие песочницы со смазкой троса, в случае если 20% жил троса
получили повреждение, трос привода песочницы заменяют. Проверяют
крепление узла направления рукава тележек, состояние рукава, исправность
электрической печи, расположенной в бункере и состояние горловины
бункера. Утечку песка в горловине устраняют.
В ремонтах № 2 и 3 привод и песочницу разбирают. Неисправные детали
заменяют новыми. В случае износа горловины бункера последний ремонтируют
наложением дополнительных слоев стеклоткани по технологии, рассмотренной
в § 22. Изношенную горловину можно также восстановить приклепкой
металлического канта к стенкам горловины. Для этого берут стальную
полоску шириной 40 мм, толщиной 3 мм и изгибают в виде короба по
размерам горловины. Затем вставляют ее с внутренней стороны и
приклепывают к стенкам горловины. Выступающие из горловины кромки
зачищают, острые края затупляют и обрабатывают по радиусу шиберной
заслонки.
Пружины привода, потерявшие упругие свойства, заменяют новыми.
Металлический гибкий рукав привода очищают от грязи и продуктов коррозии
с внутренней стороны и смазывают солидолом УС. Трущиеся детали привода
также смазывают консистентной смазкой, солидолом УС. Резиновый рукав
песочницы, имеющий протертости, заменяют новым. Отремонтированные таким
образом Привод и песочницу монтируют на вагон.
Механизм управления дверями и рычажная передача
привода. Эти узлы наиболее часто повреждаются в эксплуатации.
Неисправностями червячно-цилиндрического редуктора являются: износ и
разрегулировка фрикционной муфты, износ зацепления червячной пары,
зубьев цилиндрической пары,, течь смазки через уплотнения. К
неисправностям рычажной передачи относятся: поломка двуплечего рычага,
износ шаровых пальцев и сухарей в шарнирных соединениях рычажной
передачи, поломка регулировочных тяг, разрушение рычага оси дверной
створки, износы шлицевых соединений двуплечего рычага и рычага дверной
створки.
При проведении ежедневного обслуживания проверяют действие механизма
управления дверей, при необходимости осуществляют регулировку плотности
закрывания дверных створок.
В осмотре № 0 и ревизионно-предупредительном ремонте № 1 проверяют
состояние шарнирных соединений рычажной передачи, шлицевых соединений
двуплечего рычага и рычага дверной оси. При ремонте № 1 шарнирные
соединения смазывают, редуктор дополняют смазкой. Проверяют также
правильность регулировки фрикционной муфты. При наличии разрегулировки
механизм
управления дверями снимают и направляют в
мастерскую для разборки и ремонта.
При производстве ремонтов № 2 и 3 механизм управления дверями и рычажную
передачу разбирают. В рычажной передаче проверяют состояние шаровых
пальцев, сухарей и пружин шарнирных соединений, изношенные детали
заменяют. Тяги и рычаги проверяют на наличие трещин и различных
деформаций. Сварные швы тяг и рычагов контролируют. При наличии
отклонений тяги и рычаги заменяют новыми.
Редуктор разбирают. Контролируют состояние зацепления
обеих ступеней передачи; состояние шариковых
подшипников, подшипников скольжения и уплотнений. Изношенные или
разрушенные детали передачи, подшипники и уплотнения заменяют новыми.
Особое внимание при ремонте уделяют состоянию фрикционной муфты.
Изношенные конусы муфты, просевшие пружины заменяют новыми. Фрикционную
муфту, собранную из новых деталей, обязательно обкатывают в течение 30
мин на специальном стенде. Крутящий момент при этом должен быть больше
рабочего на 20% и составлять 5 кН-м (500 кгс*м).
При сборке механизма необходимо осуществлять регулировку фрикционной
муфты, как указано на стр. 54 и 55. Собранный редуктор заполняют маслом
и подвергают испытанию на стенде.