ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ Т-3
§ 21. Системы ремонта трамвайных вагонов «Татра»
Степень надежности работы трамвайных вагонов определяется соблюдением
системы планово-предупредительных ремонтов и осмотров, целью которых
является восстановление работоспособности и предупреждение отказов
оборудования в период его работы на линии. Система
планово-предупредительных ремонтов должна учитывать особенности
конструкции подвижного состава и вместе с тем отвечать требованиям
возможности эксплуатации разнотипного подвижного состава. Поэтому при
определении цикличности межремонтных пробегов для вагонов «Татра»
необходимо учитывать эксплуатируемый на предприятии тип подвижного
состава, возможности ремонтной базы, рекомендации завода-изготовителя, а
также имеющийся опыт организации ремонта и технического обслуживания
трамвайных вагонов «Татра».
Заводом-изготовителем рекомендована система
ремонтов и осмотров (рис. 47, а) со следующими видами ремонтов и
межремонтными пробегами:
ЕО — ежедневное обслуживание, после пробега 400 км;
КО — контрольный осмотр — один раз в 14 дней, после пробега 3000 км;
СП — средний просмотр, после пробега 50 000 км;
ОП — основной просмотр, после пробега 150 000 км;
ГР — генеральный ремонт, после пробега 600 000 км.
При этом число осмотров и ремонтов каждого вида при
пробеге 600 000 км будет; ГР — один; ОП — три; СП — восемь.
В Советском Союзе трамвайные вагоны семейства «Татра» эксплуатируют
совместно с вагонами отечественного производства и естественно, что
действующая до 1.1.1975 г. система ремонтов (рис. 47, б) и осмотров,
определенная приказом № 05 по Главному управлению городского
электротранспорта МЖКХ РСФСР от -1.12.1966 г., предусматривала
межремонтный пробег между подъемочными видами ремонта (70 тыс. км), что
отличается от пробега, рекомендуемого заводом-изготовителем. Это
увеличение межремонтного пробега было сделано на основе накопленного
опыта
эксплуатации вагонов «Татра» в СССР, и, как будет
показано далее, ие противоречит указаниям завода-изготовителя. Система
ремонтов, рекомендуемая заводом, может применяться при условии
эксплуатации однотипного подвижного состава.
В связи с введением с 1.1.1975 г. новых норм амортизационных отчислений
по основным фондам народного хозяйства СССР Главным управлением
городского электротранспорта МЖКХ РСФСР приказом № 246 от 10.6.1975 г.
принята временная система ремонтов и осмотров трамвайных вагонов всех
типов, в том числе и «Татра». Эта симметричная система ремонтов с новым
межремонтным пробегом подъемочного ремонта 70 тыс. км (рис. 47, в).
Амортизационный срок службы трамвайного вагона при этом составляет 17—18
лет. Общий пробег за срок службы около 1 млн. км.
Принятый пробег за ремонтный цикл составляет 1120 тыс. км. При этом в
ремонтном цикле предусматривается проведение:
восьми ремонтов № 2 малых, с межремонтным пробегом 70 тыс. км; четырех
ремонтов № 3 (средних), с межремонтным пробегом 140 тыс. км, двух
ремонтов № 4 (заводских первого объема) с межремонтным пробегом 280 тыс.
км, одного ремонта № 5 (заводского второго объема), с межремонтным
пробегом 560 тыс. км. Системой также предусматривается проведение
ревизионно-предупредительного ремонта № 1 через 18—21 день работы на
линии или через 4 тыс. км пробега; профилактического
осмотра № 0 два-три раза в неделю или через 600
тыс. км пробега; ежедневное обслуживание подвижного состава (ЕО).
Рис. 47. Системы ремонтов трамвайных вагонов «Татра»
Кроме того, через каждые 25—30 тыс. км пробега в целях улучшения
состояния ходовых частей и обеспечения требований
санитарно-эпидемических служб для снижения шума в обязательном порядке
выполняют раскантовку тележек, смазку пятников и при необходимости
обточку поверхности катания бандажей колесных пар.
Обязательные объемы работ при производстве ремонтов и осмотров
определены соответствующими приказами Министерства жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР и Правилами ремонта трамвайных вагонов. Указанными
документами предусмотрены основные требования завода-изготовителя к
ремонтам оборудования и ходовых частей вагона. При проведении некоторых
из них, например ремонта № 2, многие ремонтные работы выполняют более
углубленно и в значительно больших объемах. Это обстоятельство связано с
тем, что климатические условия эксплуатации в СССР более суровые,
поэтому требуются большие ремонтные вмешательства. К таким узлам
относятся прежде всего резиновые амортизаторы, широко применяемые на
вагонах «Татра» в ходовых частях, система люминесцентного освещения,
система отопления и т. п.
Ниже рассмотрены вопросы технического обслуживания и ремонта в условиях
эксплуатационно-ремонтного депо, т. е. ремонты и осмотры № 0, 1, 2, 3.