ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11

  Главная      Учебники - Электровозы     Руководство по ремонту тяговых электродвигателей ТЛ-2К1 электровозов ВЛ10, ВЛ11 - 2009 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

 

 




  1. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11

     

    1. До постановки электровоза в цех ТР-1 произвести тщательную наружную и внутреннюю обдувку тяговых двигателей.

Обдувку производить сухим сжатым воздухом давлением 0,25-0,3 МПа (2,53,0 кгс/см²) на специализированной позиции. При необходимости, наружные поверхности тяговых двигателей очистить скребком.

    1. Произвести виброакустическую диагностику моторно-якорным и моторно-осевым подшипникам, при вывешенной на домкратах и зафиксированной колесной паре на высоте 20-30 мм от головки рельса с подключением тягового двигателя к постороннему источнику питания постоянного тока.

    2. Измерить сопротивление изоляции силовой цепи локомотива.

При сопротивлении изоляции силовой цепи ниже 1,5 МОм, произвести её поэлементную проверку, т. е. каждого тягового двигателя в отдельности.

Увлажнение изоляции тяговых двигателей устранить калориферной сушкой.

    1. Произвести в доступных местах осмотр остовов тяговых двигателей, подшипниковых щитов и крышек на наличие трещин.

При осмотре обратить особое внимание на возможные трещины:

      • в углах коллекторных люков;

      • у горловин остова под подшипниковые щиты;

      • в кронштейнах и опорных носиках подвески тяговых двигателей;

      • в приливах подшипниковых щитов под болты крепления к остову.

Трещины на деталях не допускаются.

    1. Проверить крепление главных и добавочных полюсов, подшипниковых щитов и подшипниковых крышек путём остукивания головок болтов молотком.

Вибрация болтов при остукивании указывает на их ослабление.

Ослабленные полюсные болты, залитые компаундной массой, определять по состоянию заливки. Наличие трещин и выкрашиваний компаундной массы указывает на ослабление болтов.

Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми гранями на головках заменить. После подтяжки или замены полюсных болтов, произвести заливку головок болтов компаундной массой там, где это предусмотрено чертежом.

    1. Проверить состояние подвески тяговых двигателей на раме тележки.

Ослабленные болты крепления кронштейна подвески и предохранительных упоров подтянуть. Лопнувшие накладки на носике тягового двигателя, а также достигшие предельного износа заменить.

    1. Проверить крепление и целостность корпусов букс моторно-осевых подшипников, а также плотность посадки вкладышей.

Ослабленные болты подтянуть согласно регламентированному моменту затяжки.

Проверить контровку головок болтов крепления корпусов букс. При её отсутствии или после подтяжки болтов произвести контровку болтов попарно проволокой диаметром 3 мм.

Произвести ревизию моторно-осевым подшипникам с выемкой всех подбивок (кос) и польстерных устройств.

Слить конденсат из корпусов букс и добавить смазку в заправочные камеры.

    1. Открыть крышки коллекторных люков тяговых двигателей.

    2. Проверить крепление и состояние щёткодержателей, изоляционных пальцев и щёток с проворотом траверсы (при её наличии).

    3. Произвести осмотр щёткодержателей, кронштейнов и изоляционных пальцев.

На поверхности корпуса щёткодержателя недопускается наличие заусенцев, следов оплавлений от электрической дуги, трещин, а также изломов стопорящего выступа.

Нажимные устройства щёткодержателя должны поворачиваться вокруг своих осей без заеданий. При устранении заеданий нажимных устройств или при их смене, предварительно очищенные отверстия под оси должны быть смазаны пастой ВНИИНП-232 ГОСТ 14068-79.

Осмотреть нажимные спиральные пружины щёткодержателей, а также пружины нажимных пальцев (рычагов). Трещины, следы оплавлений, потеря упругости пружин не допускаются. При наличии указанных дефектов пружины заменить.

На тяговых двигателях типа ЭДУ-133 проверить стопорение фиксаторов. Вращение фиксатора указывает на наличие излома зубьев самого фиксатора или среза стопорящего выступа в нижней части корпуса щёткодержателя. При наличии указанных дефектов фиксатор или весь щёткодержатель заменить.

Щёткодержатели с повреждениями, которые не могут быть устранены на месте, снять с двигателя для проведения ревизии с разборкой и устранением выявленных неисправностей.

    1. Проверить крепление щёткодержателей на пальцах.

Ослабленные крепёжные болты – подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми гранями на головках – заменить.

На тяговых двигателях типа ЭД-118, ЭДУ-133 при ослаблении прессовой посадки щёткодержателя на пальцах, произвести его демонтаж из двигателя с последующей заменой пальцев.

При обнаружении щёткодержателя с ослабленным креплением на пальце или при его замене, обеспечить правильную его установку.

Проверить положение всех щёткодержателей относительно коллектора якоря и при необходимости произвести их регулировку.

    1. Проверить состояние изоляционных пальцев и их крепление к траверсе (к кронштейнам подшипникового щита).

Пыль и копоть с изоляционных пальцев (изоляторов) удалить протерев их чистой технической салфеткой, слегка смоченной в техническом спирте, бензине или нефрасе.

Пальцы из пластмассы (прессматериала) с повреждением электрической дугой более 20% длины поверхности, с трещинами, а также с ослаблением в посадке прессовочного материала, заменить.

При повреждении поверхности пальца менее 20%, повреждённую поверхность зачистить мелкозернистой шлифовальной наждачной бумагой и покрыть электроизоляционной эмалью холодной сушки не менее двух раз до получения глянцевой поверхности.

Пальцы с фарфоровыми изоляторами, имеющими трещины, сколы, повреждённую глазурь и неплотную посадку, а также пальцы с ослабленными в посадке и повреждёнными втулками заменить. Разрешается оставлять пальцы с фарфоровыми изоляторами, имеющими точечные повреждения глазури от воздействия брызг расплавленного металла.

    1. Проверить состояние кронштейнов и накладок крепления щёткодержателей.

Копоть и загрязнения на поверхности кронштейнов и накладок протереть салфеткой, смоченной в техническом спирте, бензине или нефрасе.

Осмотреть кронштейны и накладки на предмет обнаружения трещин, изломов и оплавлений.

Оплавления на кронштейнах и накладках зачистить напильником и шлифовальной шкуркой, после чего покрыть электроизоляционной эмалью холодной сушки.

Кронштейны и накладки с трещинами и изломами заменить.

    1. Проверить состояние щёток с выемкой их из щёткодержателя и измерить щупом зазоры между щёткой и гнездом щёткодержателя по толщине и ширине щётки.

При обнаружении щёток, имеющих предельный износ по высоте, сколы, трещины, обрыв жил шунтов более 15%, произвести их замену.

Перед установкой новых щёток, произвести их притирку мелкозернистой шлифовальной шкуркой до прилегания рабочей поверхности к коллектору не менее 75%.

При замене повреждённых или изношенных щёток необходимо обеспечить:

      • качественную притирку щёток по коллектору;

      • постановку на двигатель щёток одинаковой высоты с разницей не более 5-7 мм;

      • постановку на двигатель щёток одной марки;

      • нажатие на щётки в пределах установленной нормы.

После установки новых щёток их шунты скрутить друг с другом во избежание свисания их с корпуса щёткодержателя в сторону траверсы и петушков коллектора. Шунт не должен попадать между нажимным пальцем и щёткой, перетирание его недопустимо. Наконечники шунтов должны быть надежно закреплены болтами с соответствующей контровкой.

Наиболее целесообразно менять на тяговом двигателе сразу все щётки или щётки одной полярности.

Щётки в окнах щёткодержателей должны перемещаться свободно, без перекосов и заеданий.

Щупами проверить зазоры между щёткой и стенками окна щёткодержателя, которые должны соответствовать величинам, указанным в Приложении А, п.106.

    1. Измерить величину нажатия пальцев (нажимных рычагов) щёткодержателя на щётки.

Нажатие пальцев на щётки должно соответствовать величинам, указанным в Приложениях А, п.56 и Б, п.53.

Величины нажатия на все щётки одного щёткодержателя и щёткодержателей одной полярности не должны отличаться более чем на 10% во избежание неравномерного распределения тока.

Нажатие регулировать путём изменения затяжки пружин.

При осмотре и во время измерения нажатия, пальцы следует опускать на щетки плавно, резкое их опускание недопустимо.

    1. Проверить крепление траверсы и исправность разжимных и стопорных устройств.

Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми гранями на головках заменить.

    1. Произвести осмотр и необходимый ремонт коллектора якоря.

      • Поверхности коллектора, петушков и переднего нажимного конуса протереть безворсовыми салфетками, смоченными в техническом спирте или бензине.

Нормально работающий коллектор должен иметь полированную, блестящую поверхность (политуру) без царапин, рисок, вмятин и подгаров. Политура коллектора, как правило, должна иметь фиолетово-красный или темно-коричневый оттенок.

      • При наличии брызг металла от перебросов или кругового огня на коллекторе, повреждённые места зачистить шлифовальной шкуркой без нарушения формы коллектора с продорожкой ламелей.

      • При наличии небольших царапин, выбоин и подгаров произвести шлифовку рабочей поверхности коллектора тягового двигателя при вывешенной на домкратах и зафиксированной колесной паре на высоте 20-30 мм от головки рельса с подключением двигателя к постороннему источнику питания и со скоростью вращения 300-400 об/мин.

Шлифовку коллектора производить шлифовальными брусками, используя специальный суппорт, или наждачной бумагой, закрепленной на специальной колодке с радиусом, равным радиусу коллектора и шириной не менее 2/3 длины рабочей поверхности коллектора.

Следует иметь ввиду, что шлифовка коллектора уничтожает политуру и, тем самым, ухудшает контакт между коллектором и щётками, поэтому без особой необходимости к ней прибегать не следует. Вместо шлифовки допускается производить полировку коллектора брезентом с помощью деревянной колодки.

      • При необходимости, устранить заусенцы коллекторных пластин и затягивание межламельных канавок медью, восстановить фаски коллекторных пластин (0,2х45°) специальным инструментом.

      • После окончания шлифовки прочистить канавки между коллекторными пластинами волосяной щёткой и продуть внутреннюю полость двигателя сухим сжатым воздухом давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см²).

      • Проверить глубину продорожки коллектора, которая должна соответствовать значениям, указанным в Приложении А, п.94.

      • При повышенном износе щеток, неудовлетворительном состоянии рабочей поверхности коллектора, наличии повышенного количества перебросов дуги, произвести измерение глубины выработки коллектора.

Предельно допустимая величина глубины выработки коллектора должна соответствовать значениям, указанным в Приложении А, п.95.

Различная выработка коллектора под разными рядами щеток не является браковочным признаком, если глубина выработки по каждой дорожке не превышает допустимую.

    1. Осмотреть поверхность бандажа переднего нажимного конуса коллектора и произвести необходимый ремонт.

Ослабление или размотка ленточного бандажа, вздутие, прожоги и трещины стеклоленты не допускаются.

      1. Протереть поверхность бандажа безворсовой салфеткой, смоченной в техническом спирте или бензине.

      2. Подгоревшие и поврежденные места бандажа зачистить мелкой стеклянной шлифовальной шкуркой до удаления верхнего слоя, протереть и покрыть электроизоляционной дугостойкой эмалью холодной сушки до получения глянцевой поверхности.

    1. Осмотреть состояние бандажа обмотки якоря и протереть его от пыли и грязи салфетками, смоченными в техническом спирте или бензине.

Бандаж не должен иметь поперечных или продольных трещин, расслоений, надрывов и вырывов отдельных волокон или полосок по окружности, сползаний, ослаблений и прожогов. Наличие глухого звука при лёгком остукивании бандажа молотком указывает на отслоение бандажа от якорной обмотки.

    1. Осмотреть состояние покровной изоляции катушек полюсов и проверить плотность их посадки на сердечниках.

Плотность посадки катушек определять по видимым следам смещения, а также перемещением катушек от руки.

Эксплуатация тяговых двигателей с нарушенной покровной изоляцией полюсных катушек, а также с ослаблением их посадки на сердечниках не допускается.

    1. Осмотреть состояние межкатушечных соединений, проводов и перемычек и проверить надёжность их крепления и укладку в остове.

      1. Повреждённую изоляцию в виде потёртостей и трещин на проводах и перемычках восстановить на месте.

Провода и перемычки с повреждением жил более 15% заменить.

      1. Проверить крепление кабельных наконечников покачиванием их рукой. При необходимости произвести подтяжку болтов крепления кабельных наконечников.

      2. Ослабленные крепления проводов и перемычек восстановить подтяжкой болтов крепящих скоб и подвязкой шпагатом.

Крепление (подвязка) проводов к скобам и другим частям остова киперной лентой не допускается.

    1. Проверить состояние выводных и подводящих кабелей и защитных чехлов на них, а также прочность подвешивания и крепление кабелей в клицах.

Кабели должны быть надежно закреплены в клицах, подвешены на цепочках и не должны касаться друг друга, остова тягового двигателя и частей рамы локомотива.

При наличии протертости и других повреждений защитных чехлов необходимо осмотреть в этих местах состояние изоляции кабеля. Нарушенную изоляцию кабеля восстановить, повреждённый защитный чехол заменить.

Наличие на выводных кабелях вздутия изоляции, а также резкого изгиба указывает на образование внутреннего излома жил. В этом случае в указанном месте сделать продольный разрез изоляции и осмотреть состояние жил кабелей. При повреждении жил кабель заменить. Восстановление изоляции кабелей допускается,

если участок повреждения находится не ближе 220 мм от места выхода их из остова или выводной коробки и длина поврежденного участка не более 100 мм.

    1. Через один ТР-1 произвести ревизию выводных (клеммных) коробок. При ревизии проверить:

      • состояние и крепление изоляторов и клемм в клеммных коробках;

      • состояние и крепление наконечников кабелей;

      • крепление проводов во втулках и проходных изоляторах;

      • состояние втулок и проходных изоляторов;

      • состояние уплотнений между коробкой и остовом и между коробкой и крышкой;

      • надёжность крепления коробки на остове.

При наличии в коробке грязи и пыли, отремонтировать уплотнения, а детали коробки протереть техническими салфетками, смоченными в техническом спирте или бензине.

При необходимости, произвести восстановление внутреннего покрытия коробки и крышки электроизоляционной эмалью холодной сушки светло-серого цвета.

    1. Проверить наличие выброса смазки через лабиринтные уплотнения подшипниковых узлов внутрь тягового двигателя.

Загрязнение якоря и магнитной системы остова смазочными материалами не допускается.

    1. Через один ТР-1 произвести очистку дренажных устройств тяговых двигателей.

    2. Осмотреть состояние вентиляционных патрубков для подвода и выброса охлаждающего воздуха.

Патрубки с разрывами, потёртостями и следами замасливания заменить, при нарушении их крепления на горловинах остова и кузова восстановить крепление. Засоренные предохранительные сетки воздуховодов очистить.

    1. Произвести наружный осмотр остовов, подшипниковых щитов и крышек подшипников на наличие трещин.

При осмотре обратить особое внимание на возможные трещины:

      • в углах коллекторных люков;

      • у горловин остова под подшипниковые щиты;

      • на приливах под крепёжные болты на подшипниковых щитах;

      • в кронштейнах подвески тягового двигателя на тележке. Трещины в деталях не допускаются.

    1. Осмотреть состояние трубок подвода смазки к якорным подшипникам и проверить наличие и затяжку пробок (маслёнок) на них.

Трубки подвода смазки должны быть надёжно закреплены к подшипниковым щитам и не должны иметь трещин, прожогов, деформаций и других повреждений. В зимнее время трубки прочистить проволокой.

    1. Проверить свободный ход (люфт) карданной передачи тяговых двигателей электровозов серии ЧС.

    2. Продуть внутреннюю полость тягового двигателя сухим сжатым воздухом давлением 0,25-0,3 МПа (2,5-3,0 кгс/см²).

    3. Произвести закрытие коллекторных люков и проверить плотность прилегания к остову всех крышек.

Поврежденные уплотнения крышек исправить, неисправные запорные устройства отремонтировать, внутреннюю поверхность крышек протереть и, при необходимости, покрыть электроизоляционной эмалью.

    1. Добавить смазку в якорные подшипники и в полость якоря (тяговые двигатели электровозов серии ЧС, ЭП1, ЭП10).

Пропрессовать игольчатые подшипники крестовины карданного привода (тяговые двигатели электровозов серии ЧС).

 

 


  1. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

     

    1. Выполнить работы по циклу ТР-1 в соответствии с требованиями раздела 14 настоящего Руководства.

Дополнительно выполнить следующие операции.

    1. Измерить статический напор охлаждающего воздуха в каждом тяговом двигателе.

При величине напора менее допустимого, указанного в Приложениях В и Г, выявить и устранить неисправности в системе охлаждения тяговых двигателей с последующей проверкой напора при выпуске локомотива из ремонта.

    1. Произвести ревизию и необходимый ремонт щёткодержателей со снятием их с тягового двигателя.

      1. Снять щёткодержатели с траверсы (при её наличии) или с кронштейнов подшипникового щита.

      2. Произвести разборку щёткодержателей на специализированном участке

депо.



      1. Все разобранные детали щёткодержателей очистить от загрязнений и

промыть в специализированной моечной установке, после чего насухо протереть.

      1. Произвести осмотр и необходимый ремонт корпуса щёткодержателя:

        • подгары и оплавления опилить плоским напильником с последующей зачисткой мелкозернистой шлифовальной шкуркой;

        • трещины (кроме трещин у основания прилива для крепления щёткодержателя) заварить;

        • отверстия под оси и болты крепления с выработкой более 0,5 мм восстановить заваркой с последующей механической обработкой до чертёжных размеров;

        • резьбовые отверстия, имеющие повреждённую резьбу, восстановить нарезанием ремонтной резьбы или заваркой с последующим нарезанием резьбы чертёжного размера;

        • при срыве зубьев гребёнки более 20% общей площади, произвести наплавку с последующей фрезеровкой зубьев.

      2. Проконтролировать следующие параметры корпуса щёткодержателя:

ширину окна щёткодержателя (тангенциальный размер);

        • длину окна щёткодержателя (аксиальный размер);

        • расстояние от вершин зубьев гребёнки щёткодержателя до оси его окна (ТЭД электровозов, ТЕ-006);

        • расстояние от оси окна до оси отверстия под палец щёткодержателя (ЭД-118, ЭДУ-133).

      1. Проверить состояние спиральных пружин, пружин нажимных пальцев. Пружины с трещинами, изломами, заменить.

Обгоревшие участки на торцевой поверхности спиральной пружины на длине не более 3 мм – опилить. При обгоревших участках пружины более 3 мм – пружину заменить.

Произвести проверку усилия пружин согласно диаграммам, приведённым на чертежах. Пружины, потерявшие упругость и не обеспечивающие требуемые усилия

заменить.

      1. Проверить состояние нажимных пальцев.

Нажимные пальцы с трещинами, погнутостями, оплавленными поверхностями, а также с выработкой отверстий под оси более 0,5 мм – заменить.

      1. Проверить состояние остальных разобранных деталей щёткодержате-

лей.



Оси, имеющие погнутости, выработку в местах посадки в корпус щёткодержа-

теля более 0,5 мм, выработку отверстий под шплинты более 0,2 мм – заменить.

Изломы зубьев на зубчатых колёсах фиксаторов (ЭДУ-133) не допускаются. Изношенные втулки, а также втулки с разработанными отверстиями – заме-

нить.



Болты и регулировочные винты, имеющие разработанную, сорванную или по-

вреждённую резьбу – заменить.

      1. Произвести сборку щёткодержателей.

При сборке щёткодержателей следует подбирать пружины с разницей нажатия пальцев (нажимных рычагов) в одном щёткодержателе не более 10%.

Нажимные пальцы должны поворачиваться на своих осях без заеданий. Все шплинты, независимо от состояния, заменить на новые.

      1. Измерить величину нажатия пружин (нажимных пальцев) на щётки.

Усилия нажатия должны быть в пределах, указанных в Приложениях А, п.56 и Б, п.53.

Щётки должны свободно перемещаться в гнёздах щёткодержателя без перекосов и заеданий. При необходимости, измерить щупами зазоры между щётками и стенками гнёзд щёткодержателя, которые должны быть в пределах, указанных в Приложении А, п.106.

15.4 Установить щёткодержатели на тяговые двигатели.

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..