Вождение автомобилей высокой проходимости - часть 12

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Вождение автомобилей высокой проходимости (Лаврентьев В.Б.) - 1974 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Вождение автомобилей высокой проходимости - часть 12

 

 

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ 

 

Преодоление  крутых  подъемов.  Перед  крутым  подъемом  или  спуском  следует 
убедиться,  что  в  пневмосистеме  тормозов  установилось  необходимое  давление  (кроме 
ГАЗ-66).  Если  перед  преодолением  подъема  или  спуска  автомобиль  прошел  по  грязной 
дороге с лужами, необходимо проехать перед спуском небольшой участок для просушки 
тормозов с притормаживанием. 

Автомобили  высокой  проходимости  способны  преодолевать  подъемы  при  сухом 

грунте  до 30°. Перед  преодолением  крутого  подъема,  близкого  к  предельному, 
необходимо  пройти  пешком  по  трассе  подъема,  выбрать  лучшее  направление  для 
движения, а также осмотреть место выхода с подъема на ровный участок, чтобы убедиться 
в  безопасности  выхода.  Выбрав  место  для  выхода  и  наметив  трассу  с  учетом  крутизны, 
ровности  и  плотности  грунта,  следует  вешками  обозначить  направление  движения  или 
наметить ориентиры. После этого можно начинать подъем. 

Для улучшения сцепления колес с грунтом на предельных подъемах целесообразно 

снизить давление в шинах до 1,0-0,75 кгс/см

2

В  коробке  передач  и  раздаточной  коробке  должны  быть  установлены  первые 

передачи. 

Преодолевать  крутые  подъемы  следует  «в  лоб»  строго  по  прямой.  Поворот  на 

склоне может привести к соскальзыванию и опрокидыванию автомобиля. Если подъем не 
удалось  преодолеть  из-за  пробуксовки  колес,  следует  понизить  давление  в  шинах  до 0,5 
кгс/см

2

 и повторить преодоление подъема. 

 
Преодоление  крутых  спусков.  Спускаться  с  крутых  спусков  следует  на  тех  же 
передачах,  которые  необходимо  было  бы  включать  при  подъеме  (в  зависимости  от 
крутизны).  Выключать  двигатель,  передачу  и  сцепление  на  спуске  категорически 
запрещается. 

В процессе спуска следует плавно притормаживать автомобиль ножным тормозом. 

На выходе с крутого спуска может иметь место утыкание буфером в грунт. Однако грунт 
перед  буфером,  если  он  нескальный,  обычно  сдвигается  легко  и  не  оказывает  большого 
сопротивления. 
 
Преодоление  уступов.
  Перед  препятствием  необходимо  остановиться  на  расстоянии 
около 1 м,  осмотреть  место  въезда  и  сопоставить  величину  порога  с  высотой  буфера 
автомобиля и радиусом колеса. 

При въезде на пороговое препятствие, высота которого близка к половине диаметра 

колеса,  необходимо  понизить  давление  в  шинах  до 1,0-0,75 кгс/см

2

.  Включить  первую 

передачу в раздаточной коробке и первую передачу в коробке передач. 

При  движении  на  уступ  остановка  не  допускается.  В  момент,  когда  передние 

колеса  упрутся  в  грунт,  необходимо  увеличить  открытие  дросселя  настолько,  чтобы 
сохранить поступательную скорость постоянной. После того как передние колеса войдут 
на  уступ,  увеличивать  частоту  вращения  коленчатого  вала  двигателя  не  следует. 
Необходимо  продолжать  плавный  въезд  на  препятствие  с  той  же  скоростью,  пока 
последняя  ось  не  пройдет  через  него.  При  понижении  давления  в  шинах  до 0,5 кгс/см

2

 

автомобили  высокой  проходимости  могут  преодолевать  уступы  высотой  около 0,6 от 
диаметра колеса. Так, автомобиль ЗИЛ-131 преодолевает грунтовой уступ высотой 0,65 м, 
а автомобиль Урал-375 уступ высотой 0,7 м. 

При  съезде  с  порогового  препятствия  следует  иметь  в  виду,  что  в  большинстве 

случаев  край  порога  обваливается  и  крутизна  спуска  существенно  уменьшается,  что 
облегчает  преодоление  препятствия.  Если  при  съезде  с  порогового  препятствия  есть 
опасение,  что  после  опускания  с  порога  передних  колес  «низшие  точки»  средней  части 

автомобиля  врежутся  в  грунт,  рекомендуется  выполнять  съезд  на  низших  передачах  в 
раздаточной коробке и коробке передач при пониженном давлении воздуха в шинах. 
 
Преодоление  траншей,  канав,  рвов  и  оврагов
.  Возможности  преодоления  траншей  с 
крутыми  стенками  у  автомобилей  высокой  проходимости  массового  производства 
ограничены  шириной,  равной 0,8-7-0,9 D колеса.  Ширина  преодолеваемой  траншеи  с 
крутыми  стенками  составляет:  для  автомобилей  ГАЗ-66  и  ЗИЛ-157 — 0,9, для 
автомобилей ЗИЛ-131 и Урал-375 — 1,0 м. 
 

 

Рис. 23. Положение автомобиля «в распор» 

 

Преодолевать траншею рекомендуется на первой передаче в раздаточной коробке и 

второй  передаче  в  коробке  передач  при  давлении  в  шинах 1,0 кгс/см

2

.  Для  того  чтобы 

передние колеса не провалились сразу на большую глубину при переезде через траншею 
шириной,  близкой  к  предельной,  проезжать  через  нее  следует  под  углом 80°. При  этом 
колеса  опустятся  в  траншею  последовательно.  Очень  важно  при  проходе  траншеи 
поддерживать  постоянную  скорость  движения  и  не  делать  рывков  и  резких  изменений 
частоты вращения коленчатого вала двигателя до полного выхода с препятствия. Канавы с 
пологими  стенками,  если  они  неглубокие  и  не  происходит  утыкания  буфера  в  стенку 
канавы, целесообразно преодолевать тем же приемом, что и траншею, но под углом 90°. 
Если грунт мягкий, то для выхода из канавы допускается сдвиг слоя грунта высотой 10—
15  см.  Если  с  первого  захода  сдвинуть  грунт  не  удалось,  можно  повторить  попытку 
прохода с несколько большей скоростью. При повторной неудаче следует снять лопатой 
мешающий грунт, использовать лебедку или забросать дно канавы камнями, ветками или 
другим подручным материалом, 

При проезде через рвы и овраги необходимо остерегаться положения, показанного 

на  рис. 23. При  этом  положении  в  случае  невозможности  преодоления  препятствия  с 
первого  захода  автомобиль  почти  полностью  лишается  подвижности.  Из  приведенного 
положения  вывести  автомобиль  можно  только  с  помощью  самовытаскивания  лебедкой 
или  скопать  лопатой  уступы  грунта,  мешающие  автомобилю  набрать  разгон  для 
преодоления  препятствия.  При  выборе  места  для  проезда  через  овраг  следует  выбирать 
более широкие участки с меньшей высотой уступов. 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ ПО ПРЕПЯТСТВИЯМ 

АВТОМОБИЛЕЙ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ, ИМЕЮЩИХ 

ДРУГИЕ СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕС 

 

Автомобили  высокой  проходимости  с  расположением  осей,  приведенным  на  рис. 

24, 25, обладают  способностью  преодоления  значительно  больших  препятствий,  чем 
автомобили,  выполненные  по  обычным  схемам.  У  этих  автомобилей  ширина 
преодолеваемой траншеи или рва определяется расстоянием между крайними и средними 
осями  плюс 0,9 D колеса.  Техника  вождения  таких  автомобилей  по  препятствиям  имеет 
свою специфику. 

Преодоление  рва.  Если  у 
автомобилей  рассматриваемых 
схем  есть  система  блокировки 
межбортового  дифференциала, 
то  ее  необходимо  включить. 
Особенностью 

вождения 

автомобиля  при  преодолении 
рвов  является  необходимость 
поддержания 

постоянной 

скорости и плавного движения 
от 

начала 

до 

конца 

препятствия.  В  этом  случае 
автомобиль преодолеет ров, 

Рис. 24. Схема  преодоления  рва  трехосным  автомобилем  с 
равномерным расположением осей по базе 

 
как  показано  в  положениях I и II на  рис. 24. Незначительное  изменение  скорости 
движения может привести к положениям III и IV. Например, если водитель в положении I, 
боясь  удара  о  стенку  рва,  даже  кратковременно,  частично  прикроет  дроссель  или 
затормозит, автомобиль «клюнет» и упрется в стенку рва (см. положение III). Если центр 
тяжести  автомобиля  находится  впереди  центра  колесной  базы,  например  у  порожнего 
автомобиля,  этот  «клевок»  будет  сильнее.  Если  центр  тяжести  расположен  за  центром 
колесной базы, то удар будет менее значительным. 

Если  же  смело  двигаться  на  препятствие  со  скоростью 2-3 км/ч,  сохраняя 

постоянство частоты вращения коленчатого вала двигателя, колеса передней оси войдут в 
соприкосновение  с  противоположной  стенкой  рва  с  минимальным  углублением  в  ров,  и 

«клевка» не будет. 

Во  второй  стадии  движения  через  ров 

постоянство скорости также  
необходимо 

соблюдать.Если 

водитель 

в 

положении II, считая, 

что 

препятствие 

пройдено, 

увеличит 

частоту 

вращения 

коленчатого  вала  двигателя,  то  это  вызовет 
провал  задней  оси  в  ров  и  крутой  подъем 
передней оси над землей (см.положение IV). 

Поэтому  преодоление  больших  рвов  и 

траншей на автомобилях рассматриваемого типа 
необходимо  выполнять  на  первых  передачах  в 
коробке передач и раздаточной коробке при 

 

Рис. 25. Схема преодоления рва четырехосным автомобилем.

 

строгом  постоянстве  скорости.  Давление  в  шинах  следует  устанавливать  на  уровне 1,0 
кгс/см

2

 при сухих грунтах и 0,5 кгс/см

2

 на размокших и песчаных грунтах. 

Непрерывность  и  плавность  движения  являются  необходимыми  условиями 

преодоления рвов и траншей четырехосными автомобилями других схем исполнения. 
 
Преодоление  крутого  бугра  или  насыпи.  Особенность  движения  через  бугор  (рис. 26) 
заключается  в  том,  что  передняя  часть  автомобиля  в  процессе  прохода  вершины  бугра 
поднимается очень высоко над землей и очень важно в момент перевала плавно опустить 
ее на склон бугра.

 

 

Проход  через  бугор  следует  выполнять  при  давлении  в  шинах 0,75-1,0 кгс/см

2

  на 

первых  передачах  в  коробке  передачи  и  раздаточной  коробке  и  минимальной  скорости 
движения.  При  подходе  к  положению I необходимо  уменьшить  частоту  вращения 
коленчатого  вала  двигателя  до минимальной.  Осуществлять  перевал  в  точке (положение 
II)  рекомендуется  с  минимально  возможной  поступательной  скоростью,  плавно 
подтормаживая  автомобиль,  без  выключения  сцепления.  Если  скорость  прохода 
выдержана  на  нижнем  пределе,  перевал  и  опускание  передней  части  автомобиля 
происходят очень плавно. Если же скорость повышена и в момент перевала произведено 
резкое торможение, возможен удар (положение III) передних колес о склон холма. 

 

Рис. 26. Схема  преодоления  крутого  бугра 
трехосным 

автомобилем 

с 

равномерным 

расположением осей по базе. 
 

Рис. 27. Схема  преодоления  уступа  трехосным 
автомобилем с равномерным расположением осей 
по базе 

 

После  опускания  передних  колес  съезд  с  препятствия  происходит  в  том  же 

порядке,  как  и  при  съезде  с  обычного  крутого  склона  (при  включенном  двигателе, 
сцеплении и на передачах с подтормаживанием ножным тормозом). 
 
Съезд с уступа и въезд на уступ. Автомобили рассматриваемой схемы могут съезжать с 
грунтовых уступов высотой до 1,5 м (например, при переправе вброд через реку). Съезд с 
уступа  (рис. 27) аналогичен  перевалу  через  бугор.  Успех  плавного  съезда  зависит  от 
выполнения  условий  максимального  уменьшения  скорости  и  плавности  движения.  При 
отрыве задних колес от грунта (положение I) не следует резко тормозить, чтобы не было 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..