ТОРМОЗА И ТОРМОЗНЫЕ РУКАВА ТРАКТОРА ДТ-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

ТОРМОЗА И ТОРМОЗНЫЕ РУКАВА ТРАКТОРА ДТ-20

Трактор оборудован ленточными тормозами, действующими на полуоси вала ведущих шестерен бортовых передач и, следовательно, на задние колеса, обеспечивая их торможение при необходимости остановки ведущих колес. Два независимых друг от друга тормоза, действующие на валы ведущих шестерен бортовых передач, позволяют выполнять крутые повороты, так как одновременно с поворотом направляющих колес рулевым управлением можно притормозить или полностью остановить одно из ведущих колес трактора. Чтобы быстро остановить трактор, нажимают одновременно на тормозные педали правого и левого тормозов. Неравномерная затяжка тормозов при движении трактора на большой скорости, и особенно на скользкой дороге, может вызвать резкий поворот трактора, послужить причиной заноса его и аварии. Поэтому на тракторе, кроме тормозных педалей, установлена третья педаль для одновременного торможения правого и левого колес. Тормоза можно переналадить при перестановке сиденья тракториста для работы на реверсивном ходу.

Тормозной рукав 1 отлит из чугуна в виде трубы с фланцами. Большим фланцем рукав закреплен на боковой поверхности картера главной передачи при помощи ввернутых в картер шпилек и двух штифтов (рис. 87). Наружный, меньший, фланец тормозного рукава имеет отверстия для шпилек крепления бортовой передачи и установочных штифтов, определяющих положение бортовой передачи при различных наладках и модификациях трактора. Два диаметрально расположенные резьбовые отверстия используют для завинчивания болтов при снятии бортовых передач.

Заворачивая болты во фланец тормозного рукава, отжимают бортовую передачу так, чтобы шпильки и штифты вышли из отверстий фланца и не препятствовали повороту бортовых передач во время переналадки трактора. В верхней части тормозного рукава сделано прямоугольное отверстие с крышкой 16 тормоза и резьбовые отверстия для болтов крепления крышки и крыльев трактора. В передней и задней частях рукава просверлены отверстия для болтов 21 оттяжных пружин 20 и 19 ленты тормозной педали. На валу 25 ведущей шестерни бортовой передачи установлен на двух шпонках 22 тормозной чугунный шкив 24. От осевых перемещений он удерживается двумя пружинными стопорными пальцами 23, установленными в канавки шпонок 22.

Тормозная лента 26 охватывает наружную поверхность тормозного шкива. Она изготовлена из специальной стали с изогнутыми в виде проушин концами. Концы ленты приклепаны стальными заклепками. К внутренней поверхности ленты приклепаны трубчатыми заклепками пять тормозных накладок из райбеста. Головки заклепок утопают в теле накладки на 1,5—2 мм, чтобы они при износе накладок не терлись о шкив. Лента с накладками охватывает тормозной шкив на дуге 285°. В проушины концов лент вставлены пальцы, соединяющие ленту с двумя тормозными тягами: большой 27 и малой 15. Резьбовые концы их проходят сквозь отверстия в наклонных поверхностях крышки тормоза. Две оттяжные пружины 20 отводят тормозную ленту от шкива.

 

 

 

 

Рис. 87. Тормоза:
1 — тормозной рукав; 2 — дополнительная педаль; 3 — педаль левого тормоза; 4 — сальник; 5 — втулка картера главной передачи; 6— шайба; 7 — валик блокировки тормозов; 8 — педаль правого тормоза; 9 — рычажок; 10 — Т-образная тяга с регулировочной вилкой; 11—палец защелки; 12 —регулировочная вилка; 13 — сальник, 14—защелка, 15— малая тормозная тяга; 16—крышка тормоза; 17 — палец педали; 18 — тормозная педаль; 19 — оттяжная пружина педали; 20 — оттяжная пружина тормозной ленты; 21 — болт оттяжных пружин; 22 — шпонка; 23 — пружинное стопорное кольцо; 24 — тормозной шкив; 25 — вал ведомой шестерни бортовой передачи; 26 — тормозная лента с накладками; 27 — большая тормозная тяга; 28 — регулировочный винт с контргайкой.

 

 



Чугунная крышка тормоза 16 прикреплена к тормозному рукаву четырьмя болтами. Она предназначена для сборки тормоза и установки тормозных педалей. В верхней части крышки имеются две пары проушин для пальцев 17 тормозной педали 18. Задние проушины используют для установки тормозных педалей при работе на прямом ходу, а передние — при длительной работе на реверсе. На одном конце тормозной педали 18 приварена подушка для ноги. На втором конце имеются отверстия для пальца 17, оттяжной пружины 19 и пальца, соединяющего педаль с регулировочной вилкой 12.

 



Регулировочных вилок 12 две; они навинчены на выступающие из крышки концы тормозных тяг ленты и упираются буртом в наклонные поверхности крышки тормозного рукава. Одна из вилок неподвижная и на ней при помощи пальца 11 установлена защелка 14, охватывающая тормозную педаль. Защелку применяют в качестве горного тормоза. Вторая регулировочная вилка, соединенная пальцем с тормозной педалью, — подвижная. Попаданию пыли в тормоза препятствуют войлочные сальники, установленные в крышке.

При нажатии ногой на подушку тормозной педали она поворачивается вокруг пальца 17 проушины крышки, перемещает подвижную регулировочную вилку и связанную с ней тягу 27 тормозной ленты. Она плотно затягивается на тормозном шкиве и накладки тормозной ленты прижимаются к тормозному шкиву. Возникающие между накладкой и шкивом силы трения притормаживают или полностью затормаживают тормозной шкив и заднее колесо трактора. Силы трения между накладками и шкивом увлекают ленту в направлении затяжки, что увеличивает усилие затяжки ленты на шкиве.

При работе на реверсивном ходу направление вращения тормозного шкива изменяется. Для использования сил трения при затяжке ленты переставляют тормозную педаль, чтобы направление затяжки ленты совпало с направлением вращения шкива. Одновременно с перестановкой тормозной педали переставляют на противоположную сторону защелку 14 педали и пружину 19, отводящую тормозную педаль. Когда нажатие на педаль прекращают, оттяжная пружина 19 возвращает педаль в исходное положение. Оттяжные пружины 20 тормозной ленты отводят ленту и освобождают полностью тормозной шкив.

При работе со стационарными машинами или при остановке трактора на уклоне тормозные педали могут быть закреплены в заторможенном состоянии. С этой целью защелки 14 поворачивают так, чтобы их зубья вошли в зацепление с зубьями на тормозной педали и они не могли возвратиться в исходное положение. Тормозные ленты останутся затянутыми, тормозной шкив с ведущими колесами — заторможен. В незаторможенном состоянии зазор между шкивом и накладками составляет 1—1,5 мм. Зазор устанавливают регулировочным винтом 28, ввернутым в тормозной рукав внизу, и регулировочными вилками 12. Навинчивая или свинчивая вилки с тяг, устанавливают равномерный зазор между шкивом и лентой в незаторможенном положении.

В тормозном рукаве внизу предусмотрено спускное отверстие со шплинтом, благодаря которому масло вытекает из тормозных рукавов, уменьшая замасливание тормозных лент.

Для одновременного торможения левого и правого колес трактора установлена дополнительная педаль 2, расположенная рядом с тормозной педалью левого тормоза. В двух втулках 5, запрессованных в картере главной передачи, установлен поперечный валик 7 блокировки тормозов. Шайба 6 и шплинт ограничивают перемещение валика в осевом направлении. Установленные в картере главной передачи самоподжимные сальники 4 препятствуют вытеканию масла и попаданию внутрь картера пыли и грязи.

На концах валика блокировки установлены и закреплены стопорным болтом с коническим хвостовиком рычажки 9 с продолговатыми

 

отверстиями на конце для прохода Т-образных тяг 10. К левому рычажку приварена дополнительная педаль 2. Т-образная тяга, проходящая через отверстия рычажка, соединена с тормозной педалью при помощи вилки и пальца. При нажатии на дополнительную педаль валик блокировки поворачивается вместе с рычажками 9 и при помощи регулируемой тяги 10 поворачивают обе тормозные педали вокруг пальцев 17, установленных в крышке тормозов. Каждая тормозная лента затягивается на тормозном шкиве, притормаживая или полностью останавливая оба вала ведущих шестерен бортовой передачи.

При нажатии на правую или левую тормозные педали тяга 10 свободно проходит в отверстие рычажка, не поворачивая валик блокировки 7, а вторая педаль не будет перемещаться и затормаживать колесо.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..