|
|
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
Под методами обучения в борьбе понимают пути, позволяющие преподавателю добиваться усвоения знаний, умений и навыков. Различные задачи обучения решаются различными методами. Знания передаются путем словесного изложения (в лекциях, беседах, рассказах) и показа (демонстрации, посещения соревнований и тренировок, в экскурсиях и т. п.). Умения вырабатываются путем разучивания. Навыки формируются и совершенствуются на тренировках. Качество усвоения знаний, умений и навыков проверяется на зачетах, экзаменах, соревнованиях и т. д. Словесное изложение материала осуществляется в лекциях, рассказах, беседах. Лекция. Применяется для устного изложения важнейших тем теоретического раздела программы. Для проведения лекции на определенную тему составляется план: намечаются основные вопросы, которые будут освещены; составляются тезисы лекции — формулировка основных вопросов и мыслей, которые должны быть переданы занимающимся. В начале лекции сообщают ее тему и план изложения. Во время лекций надо излагать основные мысли и формулировки так, чтобы занимающиеся могли их записать, В конце лекции следует сообщить занимающимся литературу, которой они могут пользоваться для углубленного изучения данной темы. Рассказ. Во время рассказа преподаватель излагает отдельные вопросы теоретического курса. К рассказу прибегают чаще всего во время практических занятий или в перерыве между ними. Обычно в этих условиях борец не может вести запись. Основным требованием к этому методу обучения является яркость и образность передачи мыслей, чтобы занимающиеся могли надолго их запомнить. Это позволяет им быстро и прочно усвоить изложенный материал. Беседа. Применяется в тех случаях, когда преподаватель использует ранее приобретенные знания занимающихся для того, чтобы систематизировать их и научить применять на практике. К беседе часто прибегают при разборе правил соревнований, анализе техники, разборе прошедших соревнований, составлении индивидуальных планов тренировки и т. д. При составлении плана проведения беседы надо наметить круг вопросов для обсуждения, предусмотреть, какие вопросы и кому задать, каких ответов добиться. Этот метод позволяет активизировать занимающихся и приучает их творчески мыслить, самостоятельно находить правильные ответы на различные вопросы, которые возникают в процессе занятий и соревнований, а также использовать знания в практике. К беседе прибегают и для изложения нового материала. В этом случае преподаватель, задавая вопросы, активизирует внимание занимающихся на решении каких-то задач, заставляет борцов принять самостоятельное решение. Если занимающиеся не имеют достаточных знаний для решения вопроса, тренер должен помочь им найти правильный ответ. В этом случае материал сразу увязывается с практикой. Демонстрация (показ). Заключается в том, что преподаватель правильно показывает упражнения, приемы, способы тренировки, применяемые выдающимися мастерами, и особенности ведения борьбы в соревнованиях с различными борцами. В процессе показа надо объяснять борцам, что им следует делать, чтобы выполнить показываемые действия, или какие выводы они должны сделать из наблюдений. Разучивание. Применяется с целью выработки умения выполнять определенные действия. В борьбе этот метод используется очень широко при обучении приемам, упражнениям и другим действиям. Основная задача, решаемая этим методом, — привить борцам умение выполнять приемы, защиты, контрприемы, различные тактические действия, специальные и общеразвивающие упражнения. Разучивание строится следующим образом: преподаватель показывает и объясняет действия, которые должны быть выполнены борцами. Занимающиеся выполняют изучаемые действия, а преподаватель следит за правильностью их выполнения и при необходимости исправляет ошибки. В зависимости от сложности и трудности изучаемых действий, подготовленности занимающихся преподаватель применяет различные методы разучивания. Наиболее распространены два метода разучивания (целостный и по частям). В свою очередь, эти два основных метода имеют много разновидностей, а иногда используются в комплексе. Метод целостного разучивания применяется для изучения простых приемов и упражнений, а метод разучивания по частям — для изучения сложных (под простыми упражнениями и приемами понимаются действия, в которых занимающимся нужно освоить один несложный по координации элемент; под сложными— действия, в которых борец должен освоить несколько незнакомых или сложных по координации элементов). Разучивание приемов и упражнений целостным способом строится по схеме 9.
Схема 9 Целостное разучивание приемов
Схема 10 Разучивания приема по частям (в приеме два элемента)
В отличие от приведенной схемы там, где элементы приема разучивают отдельно один от другого, может применяться другая схема (схема 10). В ней разучивание элементов приема проводится с наслоением. Начинают разучивать так же, как в приведенной схеме, затем второй его элемент выполняют вместе с первым в целостной структуре. Таким образом, если в приеме имеются два элемента, то после показа второго повторение будет проходить уже в виде целостного выполнения двух элементов приема. Разучивание приемов может выполняться и по комплексному способу. В этом случае прием начинают изучать целостным способом. Если в процессе выполнения приема выявляются ошибки, которые требуют вычленения элемента приема, то надо выполнять только этот элемент. После того как элемент будет усвоен правильно, прием выполняют в целом. Такое изучение приема может быть организовано для всей группы или только для тех, у кого прием не получается. Методы тренировки изложены в главе «Тренировка». Проверка знаний, умений и навыков. Применяется с целью выявить недостатки педагогического процесса и ошибки занимающихся. Проверка может быть текущей и периодической. При текущей проверке знания проверяются в беседе или с помощью наблюдения. Тренер наблюдает за попытками занимающихся выполнить упражнения во время разучивания и в схватках. Периодическая проверка имеет целью систематизировать знания, умения и навыки, упорядочить и закрепить их. Периодическая проверка проводится в виде экзаменов, зачетов по технической подготовленности, сдачи нормативов по физической подготовке и соревнований. На экзаменах и зачетах проверяются знания занимающихся. При проверке технической подготовленности оценивается, умение выполнять технические действия. В соревнованиях проверяется степень совершенства навыка борьбы. В процессе разучивания приемов и упражнений своевременное исправление ошибок способствует правильному освоению техники. Чтобы исправить ошибку, нужно определить ее причины. Причину ошибки можно установить, наблюдая за действиями борца и выслушивая его рассказ о выполнении действия. Можно также использовать объективные методы контроля: киносъемку, динамографию, циклографию и др. В практике при выполнении приемов и упражнений встречаются следующие основные причины возникновения ошибок:
Если у борца возникло неправильное представление о действии, преподаватель исправляет его ошибку повторным показом и объяснением. При этом он делает акцент на те движения (фазы, части приема), о которых сложилось неправильное представление. Чтобы уточнить представление о действии, пользуются такими методическими приемами: а) выполняют элемент приема, в котором имеется ошибка, отдельно; б) выполняют прием целостно, но при этом обращают внимание на изменение в неудавшемся движении (акцентирование внимания); в) видоизменяют структуру приема, что вынуждает борца выполнять правильное движение. Иногда тренер предлагает борцу выполнить прием заведомо неправильно, но такая «ошибка» исправляет первоначально неправильное выполнение приема; г) указывает ориентиры в направлении усилий и отдельных движений; д) прием выполняет преподаватель на борце, у которого обнаружена ошибка. Показывая ошибку, тренер помогает уяснить, почему прием не получился. Почувствовав на себе, как следует воздействовать на партнера, занимающийся в дальнейшем обычно действует правильно; е) тренер предлагает выполнить прием на себе. При проведении приема показывает занимающемуся его ошибку и направляет движения, помогает установить правильную структуру приема. Если занимающиеся недостаточно физически развиты, изучение приема переносят на более позднее время, а борцам предлагают общеразвивающие и специальные упражнения, которые помогают им быстро ликвидировать отставание и изучить прием (преподаватель может предложить занимающимся выполнять имитацию приема без партнера, или же у стены, или со снарядами). Если же ошибки возникают в результате увеличения сложности выполнения приема или упражнения, принимают меры для упрощения условий. Упростить условия можно: а) подбором партнеров — более легких, более слабых и «удобных» для выполнения приема; б) указанием партнеру, как помочь товарищу выполнить прием. Часто во время разучивания приемы не удаются потому, что партнер своими действиями делает их выполнение невозможным (сопротивлением или, наоборот, расслаблением). В этом случае ошибку допускает не борец, проводящий прием, а его партнер; в) выполнением приема на чучеле или мешке; г) выполнением приема на мягком ковре (если партнер боится падать из-за жесткого приземления). При разучивании приемов преподаватель обращает основное внимание на выявление и исправление ошибок. Сначала он как бы рассредоточивает внимание на всю группу, с тем чтобы установить, кто допускает ошибки и сколько в группе борцов, которые делают одну и ту же ошибку. Это надо определить сразу же после первых попыток выполнения упражнения. Если у большинства имеется общая ошибка, то следует прекратить разучивание и всем показать, как устранить ошибку. Если ошибаются отдельные борцы, то преподаватель, не прерывая выполнения приема группой, исправляет у них ошибки; только для этого он сначала определяет, у кого имеются наиболее грубые ошибки, и устраняет их с борцом в индивидуальном порядке. Затем переходит к исправлению мелких неточностей. Основное внимание следует обращать на немедленное устранение грубых ошибок, которые могут привести к травмам. В этом случае надо остановить разучивание и поправить тех борцов, которые допускают искажения структуры действий (нельзя действовать так: исправить все ошибки сначала у одного занимающегося, а затем у другого. Нужно исправлять ошибки у всех в равной степени). Не следует пытаться сразу ликвидировать все недостатки. При этом внимание борца рассеивается. Ошибки необходимо исправлять постепенно. В процессе тренировки текущий контроль за состоянием организма борца осуществляется тренером, самим борцом, врачом с использованием научно-контрольной аппаратуры.
Метод программированного обучения
Жизнь настоятельно выдвигает требование внедрения в практику новых, прогрессивных методов преподавания и особенно методов с использованием технических средств программированного обучения. Известно, что средства обучения выполняют функции своеобразных каналов связи, по которым происходит взаимодействие (обратная связь) между учителем и учеником. Точность работы схемы обратной связи зависит от точного посыла сигнала к ученику. В связи с этим слова, замечания и действия преподавателя, контролирующие выполнение движений учеников, в процессе обучения имеют решающее значение. С этих позиций учебно-тренировочный процесс по обучению борьбе представляет собой постоянную циркуляцию определенных сигналов между преподавателем и борцом. Борец, освоив начальное движение преподавателя, затем по памяти повторяет его. От того, насколько точно был послан сигнал ученику и в какой степени правильно воспроизвел ученик этот сигнал, во многом зависит успех тренировочного процесса. Поэтому преподаватель должен отрабатывать программу (нужные замечания, задания) так точно и обоснованно и так изменять ее по ходу роста спортивного мастерства борца, чтобы спортсмен правильно воспринимал все его задания. Наиболее важной задачей процесса управления движением является формирование у занимающихся точных представлений о движении. В процессе формирования представлений о движении и овладения самим движением можно использовать программирование, как новый и эффективный метод обучения. Одним из основных недостатков имеющейся системы группового обучения является слабо организованная и не оперативно действующая (с большим запаздыванием) обратная связь. Несвоевременно замечаются и исправляются ошибки. Проверка формирующихся у спортсменов представлений и навыков осуществляется тренером с помощью наблюдений, а это средство довольно несовершенно. Достижение науки и техники сегодняшнего дня позволяет более эффективно строить процесс обучения спортивной борьбе. Можно усовершенствовать систему усвоения необходимых борцу знаний, умений и навыков. Для этого необходимо программный материал расчленять на задания. Эти задания следует предельно сжато формулировать и расчленять на краткие и элементарные задачи. Программирование также предусматривает рациональную последовательность подачи материала. Программированное обучение может быть рассчитано на самостоятельное изучение по учебнику, В настоящее время существует два типа учебников: 1) с выбором правильного варианта ответов из нескольких; 2) с заполнением пропущенной части содержания. Содержание учебной информации и вопросы находятся на одной странице, варианты ответов — на следующих. Чтобы увеличить количество информации, получаемой спортсменами, применяются различные устройства, которые находятся на местах занятий или передаются спортсмену для работы дома. Так, могут применяться магнитофоны с записанными лекциями, беседами или объяснениями различных тактических или технических действий, киносъемка, позволяющая спортсмену просмотреть свои действия и сличить их с образцовым выполнением; динамометрические и динамографические платформы; проекторы, позволяющие воспроизводить выполнение приемов лучшими мастерами, и др. Эти приспособления должны действовать так, чтобы каждый борец мог по мере необходимости по указанию преподавателя во время занятий использовать установки и получить нужную информацию по уроку. Для программированного обучения большое значение имеет ясная и четкая терминология.
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
|
|
|