МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

 

Под методами обучения в борьбе понимают пути, позволяю­щие преподавателю добиваться усвоения знаний, умений и навы­ков. Различные задачи обучения решаются различными мето­дами.

Знания передаются путем словесного изложения (в лекциях, беседах, рассказах) и показа (демонстрации, посещения сорев­нований и тренировок, в экскурсиях и т. п.).

Умения вырабатываются путем разучивания. Навыки форми­руются и совершенствуются на тренировках.

Качество усвоения знаний, умений и навыков проверяется на зачетах, экзаменах, соревнованиях и т. д.

Словесное изложение материала осуществляется в лекциях, рассказах, беседах.

Лекция. Применяется для устного изложения важнейших тем теоретического раздела программы. Для проведения лекции на определенную тему составляется план: намечаются основные вопросы, которые будут освещены; составляются тезисы лек­ции — формулировка основных вопросов и мыслей, которые должны быть переданы занимающимся. В начале лекции сооб­щают ее тему и план изложения. Во время лекций надо излагать основные мысли и формулировки так, чтобы занимающиеся мог­ли их записать, В конце лекции следует сообщить занимающим­ся литературу, которой они могут пользоваться для углубленно­го изучения данной темы.

Рассказ. Во время рассказа преподаватель излагает отдель­ные вопросы теоретического курса. К рассказу прибегают чаще всего во время практических занятий или в перерыве между ними. Обычно в этих условиях борец не может вести запись. Основ­ным требованием к этому методу обучения является яркость и образность передачи мыслей, чтобы занимающиеся могли надол­го их запомнить. Это позволяет им быстро и прочно усвоить из­ложенный материал.

Беседа. Применяется в тех случаях, когда преподаватель ис­пользует ранее приобретенные знания занимающихся для того, чтобы систематизировать их и научить применять на практике. К беседе часто прибегают при разборе правил соревнований, анализе техники, разборе прошедших соревнований, составлении индивидуальных планов тренировки и т. д.

При составлении плана проведения беседы надо наметить круг вопросов для обсуждения, предусмотреть, какие вопросы и кому задать, каких ответов добиться.

Этот метод позволяет активизировать занимающихся и приу­чает их творчески мыслить, самостоятельно находить правиль­ные ответы на различные вопросы, которые возникают в процес­се занятий и соревнований, а также использовать знания в практике.

К беседе прибегают и для изложения нового материала. В этом случае преподаватель, задавая вопросы, активизирует внимание занимающихся на решении каких-то задач, заставляет борцов принять самостоятельное решение. Если занимающиеся не имеют достаточных знаний для решения вопроса, тренер дол­жен помочь им найти правильный ответ. В этом случае материал сразу увязывается с практикой.

Демонстрация (показ). Заключается в том, что преподава­тель правильно показывает упражнения, приемы, способы трени­ровки, применяемые выдающимися мастерами, и особенности ве­дения борьбы в соревнованиях с различными борцами. В про­цессе показа надо объяснять борцам, что им следует делать, чтобы выполнить показываемые действия, или какие выводы они должны сделать из наблюдений.

Разучивание. Применяется с целью выработки умения выпол­нять определенные действия. В борьбе этот метод используется очень широко при обучении приемам, упражнениям и другим действиям.

Основная задача, решаемая этим методом, — привить борцам умение выполнять приемы, защиты, контрприемы, различные тактические действия, специальные и общеразвивающие упраж­нения.

Разучивание строится следующим образом: преподаватель показывает и объясняет действия, которые должны быть выполнены борцами. Занимающиеся выполняют изучаемые действия, а преподава­тель следит за правильностью их выполнения и при необходимо­сти исправляет ошибки.

В зависимости от сложности и трудности изучаемых действий, подготовленности занимающихся преподаватель применяет раз­личные методы разучивания. Наиболее распространены два ме­тода разучивания (целостный и по частям). В свою очередь, эти два основных метода имеют много разновидностей, а иногда ис­пользуются в комплексе.

Метод целостного разучивания применяется для изучения простых приемов и упражнений, а метод разучивания по час­тям — для изучения сложных (под простыми упражнениями и приемами понимаются действия, в которых занимающимся нуж­но освоить один несложный по координации элемент; под слож­ными— действия, в которых борец должен освоить несколько незнакомых или сложных по координации элементов).

Разучивание приемов и упражнений целостным способом строится по схеме 9.

 

Схема  9

Целостное разучивание приемов

 

Действия преподавателя

Действия занимающихся

При показе и объяснении приема

   Организует группу (привлекает внимание и дает указание, как  разместиться для лучшего восприятия показываемого приема)

   Терминологически  правильно  называет и показывает прием, объясняет условия, благоприятные  для  его выполнения

   Показывает и объясняет прием: а) в целом, б) по частям.

Располагаются согласно указаниям тренера и сосредоточивают  внимание на нем.

Следят  за  показом  и объяснением тренера.

При выполнении приема

   Располагает занимающихся на ковре, указывает направление, в котором следует проводить прием.

   Указывает последовательность  действий борцов (кто начинает и сколько попыток делает до перемены ролей)

   Исправляет ошибки

Выполняют прием на несопротивляющемся

партнере, который создает наиболее благоприятные условия для выполнения

При усложнении условий выполнения приема

Устанавливает для борца условия, которые затрудняют выполнение, приема  (передвижение, сопротивление и др.) Дает сигнал к перемене ролей.

Следит  за выполнением задания и исправляет, ошибки

Выполняют каждый свою задачу

По сигналу тренера меняются ролями

 

Схема   10

Разучивания приема по частям (в приеме два элемента)

 

Действия преподавателя

Действия занимающихся

При показе и объяснении приема

Организует занимающихся для просмотра (дает указание расположиться там, где им будет удобно наблюдать за его действиями  и  слушать объяснение), подбирает партнера

Называет  прием и показывает, ка­кие условия благоприятствуют его выполнению

Показывает прием в целом

Показывает  прием раздельно по элементам

Показывает   1-й  элемент  приема и дает указания,   как  его  следует выполнять

Располагаются в соответствии с указаниями преподавателя и сосредоточивают внимание на его действиях и объ­яснении

Партнер, с которым  тренер пока­зывает  прием, занимает положение,

благоприятное для выполнения приема (в соответствии с объяснением)

Следят за показом и слушают объяснение

При выполнении 1-го элемента приема

Организует занимающихся для вы­полнения элемента приема (располагает на ковре, указывает, как подбирать партнера, в  каком направлении проводить движения,   когда меняться ролями)

Выбирают партнеров и располагают­ся на ковре  в  соответствии с указаниями преподавателя

Выполняют 1-й элемент приема

При показе 2-го элемента приема

Организует занимающихся для просмотра

Показывает второй элемент  приема

Располагаются в соответствии с указаниями тренера и следят за показом и объяснением

При показе приема в целом

Организует занимающихся для про­смотра.

Показывает прием и объясняет, как следует его выполнять

Располагаются в соответствии с ука­заниями преподавателя.

Следят за его показом и объяснением

При выполнении приема

Организует занимающихся  для вы­полнения приема

Следит за выполнением приема и исправляет ошибки

Располагаются с партнером на ков­ре в соответствии с   указаниями пре­подавателя

Выполняют прием и меняются ро­лями. Если прием  получается плохо, то просят преподавателя помочь определить ошибки (если  сами  не  могут их выявить)

 

В отличие от приведенной схемы там, где элементы приема разучивают отдельно один от другого, может применяться дру­гая схема (схема 10). В ней разучивание элементов приема про­водится с наслоением. Начинают разучивать так же, как в приве­денной схеме, затем второй его элемент выполняют вместе с пер­вым в целостной структуре. Таким образом, если в приеме имеются два элемента, то после показа второго повторение бу­дет проходить уже в виде целостного выполнения двух элемен­тов приема.

Разучивание приемов может выполняться и по комплексному способу. В этом случае прием начинают изучать целостным спо­собом. Если в процессе выполнения приема выявляются ошибки, которые требуют вычленения элемента приема, то надо выпол­нять только этот элемент. После того как элемент будет усвоен правильно, прием выполняют в целом.

Такое изучение приема может быть организовано для всей группы или только для тех, у кого прием не получается. Методы тренировки изложены в главе «Тренировка».

Проверка знаний, умений и навыков. Применяется с целью выявить недостатки педагогического процесса и ошибки зани­мающихся. Проверка может быть текущей и периодической.

При текущей проверке знания проверяются в беседе или с помощью наблюдения. Тренер наблюдает за попытками зани­мающихся выполнить упражнения во время разучивания и в схватках.

Периодическая проверка имеет целью систематизировать зна­ния, умения и навыки, упорядочить и закрепить их. Периодичес­кая проверка проводится в виде экзаменов, зачетов по техничес­кой подготовленности, сдачи нормативов по физической подго­товке и соревнований. На экзаменах и зачетах проверяются знания занимающихся. При проверке технической подготовлен­ности оценивается, умение выполнять технические действия. В со­ревнованиях проверяется степень совершенства навыка борьбы.

В процессе разучивания приемов и упражнений своевремен­ное исправление ошибок способствует правильному освоению техники.

Чтобы исправить ошибку, нужно определить ее причины. Причину ошибки можно установить, наблюдая за действиями борца и выслушивая его рассказ о выполнении действия. Можно также использовать объективные методы контроля: киносъемку, динамографию, циклографию и др.

В практике при выполнении приемов и упражнений встре­чаются следующие основные причины возникновения ошибок:

  1. неправильное представление  о  действии   (которое   выра­жается в искажении структуры движения, его составных частей, связок, ритма и т. п.);

  2. недостаточные физическое развитие или физическая подго­товка занимающихся;

  3. сложившиеся условия, затрудняющие выполнение приема.

Если у борца возникло неправильное представление о дей­ствии, преподаватель исправляет его ошибку повторным показом и объяснением. При этом он делает акцент на те движения (фа­зы, части приема), о которых сложилось неправильное представ­ление. Чтобы уточнить представление о действии, пользуются такими методическими приемами: а) выполняют элемент приема, в котором имеется ошибка, отдельно; б) выполняют прием це­лостно, но при этом обращают внимание на изменение в неудав­шемся движении (акцентирование внимания); в) видоизменяют структуру приема, что вынуждает борца выполнять правильное движение. Иногда тренер предлагает борцу выполнить прием заведомо неправильно, но такая «ошибка» исправляет первона­чально неправильное выполнение приема; г) указывает ориенти­ры в направлении усилий и отдельных движений; д) прием вы­полняет преподаватель на борце, у которого обнаружена ошиб­ка. Показывая ошибку, тренер помогает уяснить, почему прием не получился. Почувствовав на себе, как следует воздействовать на партнера, занимающийся в дальнейшем обычно действует правильно; е) тренер предлагает выполнить прием на себе. При проведении приема показывает занимающемуся его ошибку и направляет движения, помогает установить правильную структу­ру приема.

Если занимающиеся недостаточно физически развиты, изуче­ние приема переносят на более позднее время, а борцам предла­гают общеразвивающие и специальные упражнения, которые по­могают им быстро ликвидировать отставание и изучить прием (преподаватель может предложить занимающимся выполнять имитацию приема без партнера, или же у стены, или со снаря­дами).

Если же ошибки возникают в результате увеличения слож­ности выполнения приема или упражнения, принимают меры для упрощения условий.

Упростить условия можно: а) подбором партнеров — более легких,  более слабых   и   «удобных»   для   выполнения  приема; б) указанием партнеру, как помочь товарищу выполнить прием. Часто во время  разучивания  приемы  не удаются  потому,  что партнер своими действиями делает их выполнение невозможным (сопротивлением или, наоборот, расслаблением). В этом случае ошибку допускает не борец, проводящий прием, а его партнер; в) выполнением приема на чучеле или мешке; г)  выполнением приема на мягком ковре (если партнер боится падать из-за жест­кого приземления).

При разучивании приемов преподаватель обращает основ­ное внимание на выявление и исправление ошибок.

Сначала он как бы рассредоточивает внимание на всю груп­пу, с тем чтобы установить, кто допускает ошибки и сколько в группе борцов, которые делают одну и ту же ошибку. Это надо определить сразу же после первых попыток выполнения упраж­нения. Если у большинства имеется общая ошибка, то следует прекратить разучивание и всем показать, как устранить ошибку. Если ошибаются отдельные борцы, то преподаватель, не преры­вая выполнения приема группой, исправляет у них ошибки; толь­ко для этого он сначала определяет, у кого имеются наиболее грубые ошибки, и устраняет их с борцом в индивидуальном по­рядке. Затем переходит к исправлению мелких неточностей.

Основное внимание следует обращать на немедленное устра­нение грубых ошибок, которые могут привести к травмам. В этом случае надо остановить разучивание и поправить тех борцов, которые допускают искажения структуры действий (нельзя дей­ствовать так: исправить все ошибки сначала у одного занимаю­щегося, а затем у другого. Нужно исправлять ошибки у всех в равной степени). Не следует пытаться сразу ликвидировать все недостатки. При этом внимание борца рассеивается. Ошибки необходимо исправлять постепенно.

В процессе тренировки текущий контроль за состоянием ор­ганизма борца осуществляется тренером, самим борцом, врачом с использованием научно-контрольной аппаратуры.

 

Метод программированного обучения

 

Жизнь настоятельно выдвигает требование внедрения в прак­тику новых, прогрессивных методов преподавания и особенно ме­тодов с использованием технических средств программирован­ного обучения. Известно, что средства обучения выполняют функции своеобразных каналов связи, по которым происходит взаимодействие (обратная связь) между учителем и учеником. Точность работы схемы обратной связи зависит от точного по­сыла сигнала к ученику. В связи с этим слова, замечания и дей­ствия преподавателя, контролирующие выполнение движений учеников, в процессе обучения имеют решающее значение.

С этих позиций учебно-тренировочный процесс по обучению борьбе представляет собой постоянную циркуляцию определен­ных сигналов между преподавателем и борцом. Борец, освоив начальное движение преподавателя, затем по памяти повторяет его. От того, насколько точно был послан сигнал ученику и в ка­кой степени правильно воспроизвел ученик этот сигнал, во мно­гом зависит успех тренировочного процесса. Поэтому препода­ватель должен отрабатывать программу (нужные замечания, задания) так точно и обоснованно и так изменять ее по ходу роста спортивного мастерства борца, чтобы спортсмен правиль­но воспринимал все его задания.

Наиболее важной задачей процесса управления движением является формирование у занимающихся точных представлений о движении. В процессе формирования представлений о движе­нии и овладения самим движением можно использовать програм­мирование, как новый и эффективный метод обучения.

Одним из основных недостатков имеющейся системы группо­вого обучения является слабо организованная и не оперативно действующая (с большим запаздыванием) обратная связь. Не­своевременно замечаются и исправляются ошибки.

Проверка формирующихся у спортсменов представлений и навыков осуществляется тренером с помощью наблюдений, а это средство довольно несовершенно.

Достижение науки и техники сегодняшнего дня позволяет более эффективно строить процесс обучения спортивной борьбе. Можно усовершенствовать систему усвоения необходимых борцу знаний, умений и навыков.

Для этого необходимо программный материал расчленять на задания. Эти задания следует предельно сжато формулировать и расчленять на краткие и элементарные задачи.

Программирование также предусматривает рациональную последовательность подачи материала. Программированное обу­чение может быть рассчитано на самостоятельное изучение по учебнику,

В настоящее время существует два типа учебников: 1) с вы­бором правильного варианта ответов из нескольких; 2) с запол­нением пропущенной части содержания.

Содержание учебной информации и вопросы находятся на одной странице, варианты ответов — на следующих.

Чтобы увеличить количество информации, получаемой спорт­сменами, применяются различные устройства, которые находят­ся на местах занятий или передаются спортсмену для работы дома. Так, могут применяться магнитофоны с записанными лек­циями, беседами или объяснениями различных тактических или технических действий, киносъемка, позволяющая спортсмену просмотреть свои действия и сличить их с образцовым выполне­нием; динамометрические и динамографические платформы; проекторы, позволяющие   воспроизводить   выполнение   приемов лучшими мастерами, и др.

Эти приспособления должны действовать так, чтобы каждый борец мог по мере необходимости по указанию преподавателя во время занятий использовать установки и получить нужную информацию по уроку. Для программированного обучения боль­шое значение имеет ясная и четкая терминология.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..